Тест усилителя Lyngdorf TDAI-2170: сам себе звукорежиссер

К системам автоматической калибровки звука я всегда относился с большой долей настороженности и сомнения, а прямому усилению цифрового сигнала, напротив, весьма доверяю и считают эту технологию самой аудиофильской и правильной. И вот внезапно Питер Лингдорф объединил эти две технологии в новом усилителе Lyngdorf TDAI-2170. Ну что тут делать? Пришлось срочно ехать в галерею «Назаров» выяснять, как это работает, и заслуживает ли автокалибровка право на существование в мире High End.

Как разработчик Питер Лингдорф вызывает у меня только уважение и ничего более. Ведь именно он, работая в NAD, создал усилители DirectDigital, а ещё успел немало сделать в компаниях McIntosh и Steinway Lyngdorf. Одним словом, его вклад в развитие мировой индустрии Hi-Fi трудно переоценить. Компания Lyngdorf — сравнительно новый проект Питера, занимающийся производством небольшого количества High End компонентов базирующихся на новейших разработках в области цифрового аудио. Ну а интегрированный усилитель Lyngdorf TDAI-2170 — это, наверное, самое передовое устройство, причём не только в линейке компании, но и в индустрии в целом.

Знакомство

Поскольку усилители мощности внутри Lyngdorf TDAI-2170 предназначены для работы с цифровым сигналом, сценарий его использования мне представляется, в сравнении с традициями, этаким фотонегативом. Казалось бы, любому интегрированному усилителю, даже работающему в классе D, нужно аналоговое подключение. Оно понятно, ведь на плату усилителя мощности внутри устройства нужно подавать аналоговый сигнал, и даже если усилитель имеет набор цифровых входов, после них всё равно работает ЦАП. Так вот для Lyngdorf TDAI-2170 аналоговые входы — это точно такая же опция, как для остальных усилителей — цифровая. Чтобы этот усилитель смог воспроизвести аналоговый сигнал его нужно сначала преобразовать в цифровой. Аналоговые входы и установленный за ними АЦП у Lyngdorf TDAI-2170 имеются, но основным набором входов являются коаксиалы и оптика, присутствующие на коммутационной площадке в изобилии.


Усилитель Lyngdorf TDAI-1270 выполнен в лучших традициях скандинавского дизайна: просто и функционально

Стоит отметить также наличие цифровых и аналоговых выходов. С их помощью можно встроить усилитель в сложную инсталляцию и использовать с фирменными усилителями мощности, которые, кстати, подключаются «по цифре».

Технологии

Заглянув внутрь корпуса, аудиофил старой школы вряд ли распознает в Lyngdorf TDAI-2170 усилитель. В нём нет мощных транзисторов и радиаторов, а трансформаторы сгодятся разве что для зарядного устройства телефона. Какие уж там 170 Вт на канал?! Однако не всё так просто в современной технике. Блок питания импульсный, обладающий значительно большим КПД, чем обычный трансформатор или тор. На мой взгляд, импульсные блоки питания зачастую выигрывают в динамике звука у моделей с традиционными трансформаторами и большими блоками самых правильных конденсаторов.

Стоит обратить внимание на большое количество фильтров питания. Они есть и на входе, и в самом блоке питания, до и после преобразователя напряжения. Это значит, что в сигнальную часть сетевые помехи не попадут, и сетевой кондиционер вряд ли сможет заметно улучшить качество звучания. Да и с точки зрения качества работы цифровых схем, защита от шумов — это крайне важный момент. Малейший шум по питанию неизбежно увеличивает джиттер в разы.


Шаг регулировки громкости очень маленький, но рукоятку можно крутить как штурвал корабля — толкаешь раз и она по инерции делает несколько полных оборотов

А вот что особенно интересно — блок питания в Lyngdorf TDAI-2170 не просто выполняет функцию подачи энергии в усилитель мощности: с его помощью происходит управление громкостью. Если в обычном усилителе поворот регулятора громкости меняет уровень входящего сигнала, здесь он меняет уровень напряжения, подаваемого в усилитель мощности. Благодаря этому удаётся избежать лишнего вмешательства в сигнал, ведь он существует в устройстве в цифровой форме и пересчитывать его лишний раз — совсем не комильфо.

Про то, что усилитель полностью цифровой я уже говорил, и в дополнение можно лишь кратко сформулировать его принцип работы. Поступивший на вход цифровой сигнал фактически претерпевает только одну трансформацию из импульсно-кодовой формы (РСМ) в широтно-импульсную (PWM или по-русски ШИМ). Дальше всё просто: энергия блока питания используется для увеличения амплитуды импульсов, а простые фильтры на выходе окончательно придают им аналоговый вид. В усилителе Lyngdorf TDAI-2170 рабочая частота ШИМ достигает 400 МГц, что превосходит аналогичный показатель многих конкурентов и позволяет получить на выходе максимально чистый аналоговый сигнал.

В борьбе за правду

Но одним лишь прямым воспроизведением «цифры» Питер Лингдорф не ограничился. Он решил вступить в Великую Битву — ту самую «Loudness War». Конечно же, на стороне добра и аудиофилии. Как известно, современные студии звукозаписи уже давно балуются тем, что сжимают динамический диапазон, стремясь адаптировать звучание музыки под совсем не аудиофильские характеристики смартфонов и популярных «белых» наушников.

Для достижения желаемого эффекта, а именно — высокой средней громкости, запись прогоняют через компрессор, который поднимает средний уровень сигнала поближе к максимальной громкости, а исходный динамический диапазон при этом загоняется в рамки нескольких децибел. Пики сигнала при этом страдают особенно сильно: те из них, что выходят выше предельной громкости, просто срезаются. Отсутствие достаточного динамического диапазона убирает из музыки ощущение эмоционального накала и драматичности, всё звучит ровно, словно на одной ноте. И, к сожалению, в таком ключе сделано уже немало записей.


Все группы разъёмов прикрученные в накладку являются опциональными модулями

Технология Lyngdorf ICC обеспечивает коррекцию динамического диапазона. Факт наличия компрессии в сигнале распознаётся по его форме. Если сжатие динамического диапазона имело место, в спектре сигнала будут протяженные участки со стабильно высоким уровнем — так выглядит пик срезанный в процессе компрессии. Технология ICC, как заявляет компания, восстанавливает исходную форму пиков, тем самым расширяет динамический диапазон и возвращает музыке характер, который был до сжатия. Максимальная добавленная амплитуда сигнала — 12 дБ. Замечу, что современные записи часто ужимаются в куда более узкие рамки.

Ругаем

Так превзошёл ли Лингдорф мой “музыкальный центр”? В эффектности и техничности — безусловно, превзошёл. Но… Вот что сказала моя супруга:

Если молодой человек пригласит к себе домой девушку, накормит угощениями, напоит изысканными вином и они будут слушать Lyngdorf — девушка впечатлится, будет очень довольна и расскажет потом всем подругам, как хорошо провела время. Но не даст. А вот если они будут слушать Архипова и Регу — отдастся, даже если вино и угощения будут не очень.

Если выразить это в более аудиофильских терминах — у Лингдорфа всё хорошо со звуками и их слитностью, он умеет складывать звуки в музыкальные фразы, но дальше этого дело не идёт. Цельного и захватывающего рассказа, заставляющего сопереживать, со своей атмосферой, завязкой, кульминацией и развязкой, не получается. Музыка в исполнении Лингдорфа чем то напоминает прилежного ученика в музыкальной школе — он выучил ноты, прокачал технику, даже послушал концерты и записи признанных исполнителей и пытается им подражать. Но ему не хватает харизмы, жизненного опыта, собственного “я”, которое он может вложить в исполняемую музыку. Вместо этого он пытается отыграть всё красивенько-эффектно, и не всякой музыке это идёт на пользу. Пара примеров:

А) Лингдорф проваливает воспроизведение этого альбома:

Вместо того, чтобы передать (и может быть даже подчеркнуть) неуверенность и зыбкость исполнения, он пытается исправить ошибки исполнителей и вообще сделать нормальную музыку из той ерунды, что они там дудят. Смысл при этом полностью теряется.

Б) В этой вещи Lyngdorf не понимает, что первично, а что вторично, где надо подсветить главное, а что убрать в тень.

В результате получается просто набор эффектных фрагментов: Гагарин вместо того, чтобы задумчиво созерцать Землю из космоса, суетливо шлёт stories в Instagram.

В целом, после прослушивания “музыкального центра” остаётся правильное ощущение наполненности, как после хорошего концерта. После Лингдорфа не остаётся ничего — ну да, ребята классно играли, молодцы, мне понравилось, до свидания, я побежал.

И ещё, несмотря на отсутствие цифрита, после долгого прослушивания Лингдорфа изрядно устаёшь — не слухом, а скорее головой, возможно слишком много “вау” в звуке.

Тройной апгрейд

Производителей, предусмотревших аппаратный апгрейд своих Hi-Fi-компонентов, можно по пальцам пересчитать. С ходу я могу вспомнить только NAD и Primare. Теперь вот к моему списку добавился ещё и Lyngdorf. Сама идея аппаратного апгрейда очень хороша для тех, кто не любит платить лишнее за функции, которые не планирует использовать.

Отличный пример в этом плане подают автопроизводители, причём цена самой простой и самой полной комплектации может отличаться кардинально. В случае с Lyngdorf TDAI-2170, имеющего три опциональных платы, ценник базовой и топовой комплектации отличается примерно на четверть: 275 000 и 380 000 рублей (здесь и далее — цены на июль 2016 года).


Простые и надёжные клеммы поддерживают все типовые способы подключения кабелей

Чем же может дополнительно порадовать себя обладатель базовой версии? Для начала, платой коммутации HDMI. С таким апгрейдом Lyngdorf TDAI-2170 легко выполнит функцию AV-ресивера (в случае, если последний в вашей системе отсутствует и не планируется). Плата имеет четыре входа и один выход. Поддерживается возвратный аудиоканал ARC, позволяющий воспроизводить звук с телевизора, а также протокол управления СЕС, синхронизирующий включение и позволяющий регулировать громкость с пульта телевизора. Есть также технологии, полезные при прослушивании музыки: работая с HDMI, Lyngdorf TDAI-2170 может воспроизводить потоки DSD64 и DSD128.

Второй апгрейд имеет непосредственное отношение к музыке. Это USB-модуль High-End-класса. Хочется написать ЦАП, но до этого-то дело как раз и не доходит. Устройство позволяет получать по USB протоколу PCM вплоть до 32 бит/384 кГц, DXD, DSD64 и DSD128. Подключение к компьютеру асинхронное и требует установки оригинального драйвера.


USB порт на задней панели служит для обновления прошивки, но его можно использовать для питания внешних устройств, например беспроводного HDMI модуля Chromecast

Третий апгрейд посвящен обладателям проигрывателей винила, а также тем, кто принципиально хочет использовать аналоговый выход своего High-End-проигрывателя, вместо прямого цифрового подключения. Почему именно класса High End? Потому что если речь идёт о недорогом или среднебюджетном устройстве, то и базовых аналоговых входов Lyngdorf TDAI-2170 вполне хватит. High-End-модуль предлагает балансный вход, которого нет в стандартной комплектации. Кроме того в нём используется высококачественный АЦП AK5394A от Asahi Kasei, обычно применяемый в профессиональном студийном оборудовании и обладающий динамическим диапазоном 123 дБ. Уровень сигнала на каждом аналоговом входе можно регулировать в диапазоне 24 дБ, что позволяет скорректировать недостаток или избыток громкости того или иного источника.

Автокалибровка Hi-Fi-класса

Системы автокалибровки появились и развивались как неотъемлемая часть кинотеатрального оборудования. В Hi-Fi это не прижилось, потому что считалось недопустимым вмешательством в сигнал. Если же взглянуть на вопрос с теоретической точки зрения, то калибровка вполне может быть эффективной мерой. Когда система получила достоверные данные о реальной АЧХ и ФЧХ, скорректировать частотную характеристику и фазу можно без особых проблем. Почему бы и нет? В кинотеатральном мире успешный пример этого показала компания Trinnov с их технологией анализа акустики помещения в трёх измерениях. Технология действительно прорывная и космическая, но и цена, насколько я помню, соответствует.


Прежде чем слушатель сядет в кресло, там побывает микрофон автокалибровки

RoomPerfect — фирменная технология, разработанная Lyngdorf и использующая для замеров один микрофон, который вместе со стойкой уже входит в стандартный комплект поставки. Тестовые сигналы уже записаны в памяти усилителя, причём это не широкополосный шум, не синусоида и не свип-тон, а некий эквивалент музыкального сигнала. По звучанию очень похоже на саундтрек к фильму ужасов: пронзительные и звонкие высокочастотные звуки чередуются с утробным низкочастотным гудением и среднечастотным бормотанием.

Замер начинается с точки, в которой будет находиться зона прослушивания. Можно выбрать либо одну — там будет наилучшая фокусировка, либо двумя обозначить сразу зону, куда процессор «направит» звук. После этого микрофон нужно устанавливать в произвольных точках помещения на разной высоте, а усилитель по итогам замеров покажет в процентах, насколько полно он смог сформировать для себя представление об акустике помещения.

Длительность процедуры настройки зависит от специфики помещения и того, с какой степенью фантазии вы подойдёте к выбору произвольных мест установки микрофона. Если вы не уверены в результатах, в памяти можно сохранить несколько таких настроек, а потом сравнить их между собой.

Итог

Первый и главный вывод состоит в том, что качественная автоматическая коррекция звука в High- End-системе — вещь не утопическая, а вполне себе жизнеспособная и реально существующая. Эффект есть, и за время тестирования мне не удалось заметить какого-либо негатива. Сведущие люди говорят, что система RoomPerfect помогает усилителю справиться практически с любой акустикой. То, что слышал я, вполне этому соответствует.

Справедливости ради отмечу, что тестирование производилось в достаточно хороших условиях, но с другой стороны, кто же будет ставить High-End-систему как попало в надежде, что электроника всё исправит?


Лет 5-7 назад я бы с трудом распознал в этой картинке усилитель. Но технологии не стоят на месте, High-End-усилитель теперь может выглядеть именно так

С точки зрения качества звучания, Lyngdorf TDAI-2170, по-моему, очень хорош даже без калибровки, а уж с ней — так и вовсе близок к идеалу. Единственной причиной, по которой этот усилитель в ближайшее время не завоюет мир, я могу назвать лишь инертность мышления и восприятия. Всё-таки понятие High End, помимо совершенства звука, вмещает в себя ещё и определённые традиции, привычки, идеологию. В этом плане Питер Лингдорф, с его пусть и эффективным, но сугубо инженерным подходом, идёт вразрез с привычным образом High End усилителя. Вот и получается, что Lyngdorf TDAI-2170 — это, с одной стороны, гораздо больший High End, чем чудовищные усилители на лампах с неровной АЧХ и зашкаливающими искажениями, а с другой, это нечто принципиально новое, вынуждающее по-другому смотреть на вопрос построения стереосистемы и на индустрию High End в целом. В чём больше правды? Время покажет.

До и после

По отзывам тех, кто уже успел протестировать Lyngdorf TDAI-2170, класс качества этого усилителя настолько высок, что акустику ему стоит подбирать не сравнимой, а большей стоимости. Поэтому для теста мы выбрали две напольные модели: Audio Physic Avanti стоимостью 427 500 рублей и Piega Classic 60.2 стоимостью 892 500 рублей. А сам Lyngdorf TDAI-2170, напомню, даже в полной комплектации не дотягивает до отметки 400 000 рублей.

Процедура калибровки заняла в обоих случаях не более 20 минут. После этого в меню усилителя стали доступны три варианта настройки: Focus — когда звук сконцентрирован в точке прослушивания, Global — для равномерного «фокуса» по всему помещению, и Bypass, когда функция RoomPerfect отключена.


Калибровочный микрофон нужно устанавливать в разных зонах и на разной высоте, в том числе за пределами стереобазы

Стоит отметить, что в обоих случаях звучание было весьма неплохим и до калибровки, ведь помещение неплохо акустически подготовлено, а сами колонки расставлены оптимально. А вот усилителю задача была поставлена не простая, ведь обе пары колонок нельзя назвать лёгкой нагрузкой. И те, и другие рассчитаны на высокую подводимую мощность. Audio Physic Avanti к тому же обладают сравнительно невысокой чувствительностью, всего 88 дБ. Тем не менее, Lyngdorf TDAI-2170 справлялся с задачей на удивление уверенно.

Основных эффектов от автокалибровки было замечено два. Во-первых, сцена становилась значительно более сфокусированной и объёмной. А при переходе от режима Focus к режиму Bypass, звуковая картина словно размывалась, чётко локализованные инструменты разбредались кто куда или вовсе сваливались в кучу.


Усилитель смотрится красиво и лаконично, а когда дисплей выключен не сразу поймёшь что это за устройство

Вторым заметным эффектом стало сильное изменение характера звучания баса. Гул и затянутые ноты исчезли, появилась предельная четкость и собранность, а также стали слышны более глубокие ноты. Говорят, что подобный трюк Lyngdorf TDAI-2170 проделывает даже с полочниками, существенно расширяя вниз воспроизводимый диапазон частот. Помимо этого, откалиброванное звучание воспринимается более разборчивым и натуральным. Длительное прослушивание показало, что в настроенном виде слушать музыку комфортнее, и по прошествии нескольких часов не возникает усталости.


Даже мощная акустика Lyngdorf TDAI-2170 ни по чём. Он уверенно справился с большими Piega Classic 60.2

Стоит отметить, что Lyngdorf TDAI-2170 не меняет характер звучания акустики полностью и не делает все колонки похожими друг на друга. Ещё одно любопытное наблюдение: Piega Classic 60.2 изначально звучала более сбалансированно, чем Audio Physic Avanti, и после калибровки изменения в её звучании были менее заметны. Это позволяет сделать два вывода. Во-первых, звучание идеальной акустики в идеальной комнате автокалибровка улучшить не сможет, потому что нет проблем, которые она призвана решать. Во-вторых, звучание неидеальной акустики в неидеальных условиях Lyngdorf TDAI-2170 вполне способен приблизить к идеальному.

Хвалим

Поначалу чёрная коробчонка озадачивает несеръёзными размерами и весом. Все ведь знают, что без пуда моточных изделий и килограмма радиаторов настоящего звука не будет. С другой стороны, успокаивает серъёзный подход к делу. Инструкцию Quick Setup Guide, напечатанную на листе плотного мелованного картона, хочется повесить в рамочку на стену, настолько красиво и основательно она выглядит. Чем-то она напоминает конверты от 12″ винила, которые просто приятно держать в руках — редкое качество в наши времена. Положить в комплект измерительный микрофон, стойку к нему(!) и 8 метров XLR кабеля и не положить дизайнерские деревянные коробочки и какой нибудь сертификат аутентичности с подписью самого Маэстро, это тоже говорит о серьёзности намерений — быть, а не казаться.


После небольшой сетевой настройки и прогрева аппарат сразу же выдаёт приличный звук. Нет, небо не упало на землю, и жена не прибежала с кухни, но базовый уровень уже вполне слушабелен: телесный, тембрально полноценный звук, без явного цифрита, пластичный, с хорошей динамикой и разрешением. Уровень предыдущих комбайнов превзойдён с первых же нот, сюрприз. Но сможет ли Lyngdorf превзойти уровень моего меломанского “музыкального центра”?

Поначалу он заметно уступает в некоторых вещах. Тембры вкусные, но не слишком натуральные — фортепиано играет с пластмассовым оттенком, в голосах тоже слышна синтетика. Ритмика отрабатывается чётко, но слишком упрощённо и сдержанно, аппарат не рисует ритмическую картину широкими мазками, а аккуратно закрашивает по клеточкам — квадратиш, практиш. Партии инструментов чуть сдвинуты относительно друга, это не режет ухо, но возникает ощущение, будто смотришь на котиков, сгенерированных нейросетью — они вполне похожи на настоящих, но… то глаза смотрят в разные стороны, то ухо отвалится, то рот перекосится. Что ж, начинаем апгрейды.


Первыми делом распаковываю микрофон и запускаю калибровку RoomPerfect. Пятнадцать минут гудения и тарахтения в колонки (только бы кот не начал мяукать, подпевая гуделкам, и не стал тереться о микрофонную стойку, но всё обходится), несколько перестановок микрофона, и индекс Room Knowledge достигает 97%.

Ого! Звук поднялся ещё на уровень выше. Синтетика и рассинхрон ушли, тембры налились соками, звукоизвлечение стало свободным и лёгким. Вообще, свобода звукоизвлечения это довольно редкое и хрупкое качество, никак не ожидал обнаружить его в цифровом комбайне. Единственный недостаток калибровки — у моих колонок-малышей слабая отдача по басам, естественно RoomPerfect это заметил и попытался наподдать ещё нижнего баса, который малыши всё равно отработать не могут и вместо этого только гудят и ухают. После включения в настройках Subsonic filter звуку полегчало, но лёгкое ухание осталось. Возможно проблема решилась бы подключением сабвуфера, но возиться с его настройками мне не хотелось. Ещё интересный момент — Focus position ощутимо влияет на итоговый звук, можно записать несколько разных позиций, чтобы выбрать лучшую. Моя супруга любит слушать систему, сидя к ней спиной, я записал такую позицию тоже, и она, как ни удивительно, оказалась на слух самой приятной.

Но, даже после калибровки, подача в целом всё ещё тусклая и не слишком интересная — чем то напоминает RME ADI-2. С одной стороны всё как бы неплохо и придраться не к чему, с другой стороны не очень то вовлекает, играет без огонька.

А что если задействовать spdif вход и подключить мою прокачанную 502 шляпу? Конечно, управление через встроенный Roon клиент намного удобнее, чем в одном приложении крутить громкость и настройки, а в другом управлять музыкой, но на что только не пойдешь ради звука.

Итак, подключаю 502 шляпу, и брюки превращаются… Вот это да! Аппарат раскрылся в полный рост. Пропала ритмическая зажатость и общая “серость” подачи, появился артистизм и подвижность. Это уже интерсно слушать. Таланты 502 DAC, обьединённые со скоростью, точностью и тембральным богатством Лингдорфа, образовали впечатляющий коктейль. Абсолютная чернота пауз, точно очерченные контуры звуков, кажется даже слегка подведённые жирными линиями, прозрачность и разборчивость, безупречная работа с ритмикой и послезвучиями, общая насыщенность звучания — кто-то сравнивал звук Lyngdorf с хорошим OLED экраном, по-моему это очень точное сравнение.


Поэкспериментировал с силовыми кабелями, аппарат на них вполне отзывчив. Лучшая подача оказалась с Tchernov Classic — не очень броская, но самая натурально-“аналоговая” (правда, несколько уменьшилась сцена). С кабелями из винтажной меди звук получался слишком окрашенным. Tchernov Classic это самый нейтральный из силовиков, которые я пробовал — это говорит о том, что Lyngdorf хорошо сбалансирован и не нуждается в дополнителных улучшайзерах и гармонизаторах звука.

А вот результаты эксперимента с подключением Lyngdorf через развязывающий трансформатор (Toyozumi 600VA с межобмоточным экраном) мне не зашли. Да, всё несколько прочистилось и стало более пластичным, но звук превратился в какую-то тянучку, замедлился темп, и музыка стала тягостно-печальной. Подключил через этот же РТ малиношляпу — эффекты стали менее выраженными, но музыкальная тягомотина осталась. В общем, мне не понравилось.

Время слушать

Звучание в режиме Focus имеет наилучшую фокусировку сцены и наилучший тональный баланс в той точке, под которую производилась калибровка. Стоит сместиться на полметра, и картина уже не столь хороша. Режим Global позволяет сохранить ровный тональный баланс для большей части помещения, но теряется фокусировка сцены и точность локализации. Этот режим будет неплох для вечеринок или просмотра кино большой компанией. После прямого сравнения режимов Focus и Bypass — выбор в пользу первого вполне очевиден, и никаких объективных причин отказываться от калибровки я не заметил.


Звучание после калибровки располагает к тому чтобы расслабиться и получить удовольствие от музыки

Что же касается вклада усилителя в звучание системы, он минимален. С Lyngdorf TDAI-2170 весь диапазон воспроизводится максимально прозрачно, детально и чисто. Усилитель обеспечивает отличный контроль баса, очень естественно передаёт середину и обеспечивает исключительно свободные, воздушные верхние частоты. Динамика во всём диапазоне превосходна. Характер подачи нейтральный, но без доли резкости и сухости как у студийного оборудования или академичной сдержанности, свойственной некоторым High-End-усилителям. На мой взгляд, именно такой подход максимально близок к каноническому High End — вносить минимальные искажения и передавать музыку как она есть.

Усилитель/медиаплеер Lyngdorf TDAI-3400

Датский инженер Питер Лингдорф ещё в 90-х годах понял, что будущее аудио – за цифровой техникой. Его TACT Millennium стал первым High End усилителем, в котором аналоговых каскадов не было вообще, и это был настоящий прорыв. В недавно вышедшей модели TDAI-3400 концепция «абсолютной цифры» сохранена, но реализована на более высоком качественном и функциональном уровне.

Справедливости ради должен отметить, что TACT Millennium был встречен рынком прохладно – из цифровых источников тогда были только CD-проигрыватели, да и цена в 10 тыс. долларов за усилитель класса D в конце 90-х казалась запредельной. Но это был аппарат, намного опередивший своё время. Идея полностью цифрового тракта, никому не приходила в голову; во всех импульсных усилителях входной PCM конвертировался в аналог, и лишь затем подавался на широтно-импульсный модулятор. Сейчас, когда более 90% музыкального контента потребляется в цифровом виде, технология Питера Лингдорфа, зарегистрированная более 20 лет назад под торговой маркой Equibit, оказалась как нельзя кстати. В то время, как многие производители вынуждены разрабатывать нечто подобное с нуля, компании Lyngdorf Audio использует и развивает опыт, наработанный десятилетиями.

Скандинавский стиль Lyngdorf Audio мне очень импонирует – его почёркнутая строгость свидетельствует о высочайшем профессионализме и нетривиальном мышлении дизайнеров.

TDAI-3400 — совсем свежая разработка компании, которая стала логическим продолжением предыдущей модели TDAI-2170. Они и внешне очень похожи, у современного аппарата добавилось лишь ещё одно «окошко» на лицевой панели. Но это не вспомогательный дисплей, как я сначала подумал, а действительно окно во внешний мир: за пластиковой накладкой установлены антенны встроенных Bluetooth и Wi-Fi модулей. Выносить «рога» наружу датчане не стали, чтобы не нарушать чистоту линий, а внутри полностью закрытого корпуса от антенн не будет никакого толку. Скандинавский стиль Lyngdorf Audio мне очень импонирует – его почёркнутая строгость свидетельствует о высочайшем профессионализме и нетривиальном мышлении дизайнеров.

Примечательно, что новый аппарат при тех же габаритах, что у предшественника, (лишь на 5 мм увеличена высота корпуса), имеет гораздо более продвинутую начинку. Выходная мощность усилителей на 4-омах увеличена с 2 х 170 до 2 х 400 Вт, а ток в нагрузке – до 40 А, и при этом нелинейные искажения меньше на несколько сотых. Причём без принудительного охлаждения – вентиляторов в аппарате нет. А всё благодаря тому, что в качестве выходных ключей задействованы высокочастотные MOSFETы нового поколения с малым сопротивлением канала.

В TDAI-3400 добавлен встроенный медиаплеер с поддержкой Roon Ready, Spotify Connect, DLNA и AirPlay, который также может воспроизводить аудиофайлы по USB и принимать Интернет радио через vTuner.

Количество настроек и регулировок поражает воображение: их описание занимает более 20 страниц в инструкции пользователя, а в главном меню насчитывается 18 разделов.

Количество настроек и регулировок поражает воображение: их описание занимает более 20 страниц в инструкции пользователя, а в главном меню насчитывается 18 разделов с несколькими строками в каждом. Сервис реально фантастический – аппарат можно оптимизировать под несколько конфигураций (стерео, домтеатр), любую акустику и любое помещение. Последняя задача решается с помощью фирменной системы автокалибровки RoomPerfect, которая анализирует акустику помещения через выносной микрофон, после чего не только корректирует частотную и фазовую характеристики усилителя, но и минимизирует эффект от стоячих волн. Алгоритм предусматривает два режима работы. При установке GLOBAL звучание оптимизируется по всей площади комнаты (для этого требуется сделать в ней несколько замеров), а выбрав FOCUS, максимально сбалансированное звучание можно получить в выбранной точке прослушивания. Этот режим неоднократно использовался при демонстрации TDAI-2170 на выставках, и всегда давал отличный результат.

Из настроек также отмечу 32 пресета частотной характеристики в среднем диапазоне (Voicing), фильтры НЧ и ВЧ, регуляторы тембра и баланса, формирование задержек для согласования с сабвуфером, ограничение максимальной громкости, установка чувствительности и иных параметров для всех, в т.ч. и цифровых входов, а также отдельные настройки для HDMI. Для собственных акустических систем (как мы знаем, Lyngdorf Audio выпускает и их тоже) в памяти DSP имеются готовые сочетания параметров – нужно просто выбрать в меню нужную модель.

И, конечно, в усилителе реализованы фирменные технологии для устранения эффектов, присущих цифровому воспроизведению. Это алгоритм ICC (Intersample Clipping Correction), устраняющий клиппинг и восстанавливающий исходный динамический диапазон сигнала, а также схемотехника тракта под названием Blackground, обеспечивающая абсолютную «цифровую» тишину в паузах.

Музыкальный баланс выдержан очень близко к идеалу, на сложных композициях с большим количеством инструментов всё прорисовывается подробно и разборчиво.

Штатная коммутация аппарата (см. таблицу в конце текста) может быть расширена с помощью опционных модулей. Один из них содержит три входа HDMI 2.0а с поддержкой ARC, CEC и HDCP 2.2 и один выход, а второй – набор линейных входов RCA и XLR с качественной буферизацией. Наш аппарат был укомплектован по полной программе, о чём можно судить по фото его задней панели.

Прошивка обновляется по сети, а весь софт, параметры фильтров и прочей коррекции загружается с SD-карты, которую при необходимости легко вынуть и перезаписать.

Управление — с пульта ДУ (работает по ИК и Bluetooth LFE) или лицевой панели, а также через веб-интерфейс, протоколы IP Control/RS-232 и приложение Lyngdorf Remote для мобильных устройств.

Именно им мы и воспользовались, чтобы задать вход UPnP, отключить все фильтры и активировать RoomPerfect Focus. Аудиофайлы при этом брались с NAS по локальной сети.

Если бы сам не участвовал в процессе коммутации, вряд ли бы поверил, что воспроизводятся аудиофайлы, причём не самого высокого разрешения. При том, что акустика Yamaha NS-5000, задействованная в нашей системе, имеет колоссальное разрешение в верхнем и среднем диапазонах – ни характерной для сетевого аудио сухости, ни вакуума в области приграничных обертонов заметно не было. Музыкальный баланс выдержан очень близко к идеалу, на сложных композициях с большим количеством инструментов всё прорисовывается подробно и разборчиво. Похоже, для борьбы с джиттером в TDAI-3400 имеется либо продвинутая система реклокинга, либо солидный по ёмкости буфер FIFO. Бас боевой, хлёсткий, без гудящих призвуков и монотонности. Понравилось, как усилитель контролирует акустику – она внятно передаёт и атаку удара, и резкий щипок струны, и малейшие её колебания, но распущенности диффузоров не чувствуется. Единственно, чего здесь, возможно, немного не хватало – реальной жизни, фонограммы звучали как-то отстранённо, без огонька.

Задняя стена отодвинулась на пару метров, и в освободившемся пространстве по все трём измерениям, как на настоящей сцене, расположились исполнители.

Жизнь появилась после того, как мы подключили к усилителю проигрыватель Lyngdorf CD-2 по коаксиальному кабелю. Саунд стал энергичнее, чётче оформились басовые ноты. Задняя стена отодвинулась на пару метров, и в освободившемся пространстве по все трём измерениям, как на настоящей сцене, расположились исполнители. И ещё: столь гармоничное сочетание абсолютной динамики и филигранной прорисовки мельчайших подробностей совершенно не присущи импульсным усилителям. Помнится, я критиковал TDAI-2170 за склонность укрупнять нюансы и за счёт этого упрощать микродинамический рисунок, так вот – у новой модели этого нет и в помине.

Интереса ради переключили RoomPerfect в режим GLOBAL. Помещение, в котором мы слушали, было сложным — просторным, с выгороженными зонами и обширными отражающими поверхностями. И даже в таких условиях аппарат сумел выстроить вполне адекватную картину – без провалов и явных частотных артефактов. А вот после выключения рум-коррекции расположение инструментов стало хаотичным, да и тональный баланс сместился в среднечастотную область. И вот что интересно: при включении какой-нибудь мощной цифровой обработки в театральном процессоре или AV-ресивере безошибочно чувствуешь в звучании «цифровой привкус», но у TDAI-3400 тракт кажется абсолютно прозрачен независимо от того, какую задачу выполняет DSP. И я считаю это самым большим достижением Lyngdorf Audio.

Компоненты

  • CD-проигрыватель Lyngdorf Audio CD-2
  • Акустические системы Yamaha NS-5000
  • Кабели: цифровой Tributaries 6AD
  • акустические Chord Company EPIC Reference
  • сетевые Tributaries 6PF-IEC-060B

Музыка

  1. Jimmie Vaughan, «Strange Pleasure». Epic, 1994.
  2. Hugh Masekela, «Hope». Triloka Records, 1999
  3. Jean Sibelius «Violin Concerto». Anne-Sophie Mutter & Staatskapelle Dresden. Deutsche Grammophon, 1995
  4. Fugees, «The Score». Sony Records, 1996.
  5. Dream Theater, «Falling Into Infinity». EastWest Records, 1997

Lyngdorf Audio TDAI-3400

Производитель: Lyngdorf Audio (Дания)

www.lyngdorf.com

Функции: интегральный усилитель с аудио процессором || Конфигурация: стерео || Диапазон частот: 20 — 20000 Гц ±0,5dB || Выходная мощность усилителя (4/8 Ом): 2 х 400/2 x 200 Вт RMS || Коэффициент искажений: <0,05% (20 Гц – 20 кГц, 1 Вт/8 Ом) || Тип усилителя: класс D || Цифровые входы: AES-EBU (192/24, асинхронный, 2 x Coax (192/24), 3 x оптических (96/24), USB B (384/32, DSD128, DXD) || Аналоговые входы: 2 x RCA (макс. уровень 4 В при 0 dBFS), микрофонный для RoomPerfect || Модуль HDMI: HDMI выход, 3 x HDMI входа (PCM 192/24), опционально – вход/выход ARC (PCM 192/24) с поддержкой CEC и HDCP 2.2 || Модуль аналоговых входов: 3 x RCA, 1 x XLR || Стандартные выходы: аналоговые стерео RCA и XLR 1, коаксиальный и на наушники 3,5 мм || Медиаплеер: Roon Ready, Spotify Connect, DLNA, AirPlay, локальная сеть по USB, Internet Radio (vTuner) || Беспроводные подключения: Bluetooth (4.2 LFE), Wi-Fi (802.11 n/ac) || Размеры: (W x H x D): 450 x 105 x 360 мм || Масса: 8.2 кг || Цена по запросу, зависит от комплектации.

Благодарим салон High End Avenue за помощь в проведении теста

поделиться

Tags: LyngdorfLyngdorf TDAI-3400

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]