Topping D10: добротный ЦАП со сменным усилителем
Сегодня мы поговорим о недорогом стационарном ЦАП Topping D10. В качестве сердца данной системы трудится ESS ES9018K2M, позволяющий обрабатывать звук с разрешением до 384 кГц/32 бит и DSD до 11.2 МГц. Из основных достоинств стоит отметить питание по USB, легкую замену операционных усилителей и возможность работы в качестве источника цифрового сигнала.
Характеристики
- USB: XMOS XU208
- ЦАП: ESS ES9018K2M
- ОУ: OPA2134 (сменный)
- Разрешение звука: до 384 кГц/32 бит, DSD256
- Входы: USB
- Выходы: OPT, COAX, RCA
- Электропитание: 5V/0.5A от USB
- Размеры: 103 мм x 146 мм x 37 мм
- Вес: 314 г
- ОС: Windows 7,8,10; MAC OS; Android, iOS
УЗНАТЬ АКТУАЛЬНУЮ ЦЕНУ НА Topping D10
Видеоверсия обзора
Распаковка и комплектация
Приходит ЦАП в уже знакомой нам картонной коробке с указанием бренда и логотипом Hi-Res сертификации. На боковой грани находится интернет адрес компании, который понадобится, чтобы скачать драйвера или обновление прошивки. Да, этот девайс перепрошивается.
Если перейти на соответствующую страничку в интернет, то можно увидеть, что там приведено целых три версии прошивки. Какая именно подойдет вашему устройству, подскажут первые несколько символов серийного номера.
Комплект у D10 небогатый. Здесь мы находим классический уже рекламный буклет.
Инструкцию по эксплуатации с замерами от производителя.
Тут же имеются технические характеристики и способ коммутации устройства в различных сетапах.
Из полезного у нас лишь USB кабель, по которому устройство подключается к ПК. К слову, по нему же осуществляется и питание.
Дизайн/Эргономика
Корпус D10 сравнительно небольшой.
Полностью выполнен из металла и состоит из двух половинок.
Сверху на нем красуется наклейка Hi-Res Audio.
А снизу — четыре силиконовые ножки. Предназначены они для лучшей сцепки с поверхностью и, естественно, чтобы не поцарапать стол.
На передней части мы видим кучу надписей и экран. Удивительно, но в Topping D10 нет регулятора уровня. Для акустики с пультом или собственным регулятором — это вполне нормально, а вот для студийных мониторов, крутить громкость средствами системы — совсем неудобно. Нет тут и выхода на наушники.
Экран сомнителен сам по себе, он просто показывает частоту и тип воспроизводимого сигнала. Так что, вполне можно было б обойтись и без него. Хотя, шрифт конечно приятный.
Сзади имеем RCA выход на активную акустику и два цифровых выхода: линейный и коаксиальный. Вход тут всего один — это USB. То есть Topping D10 может выступать не только как ЦАП, но и как источник цифрового сигнала.
Альтернативным вариантом подключения является использование вместе с D10 внешнего усилителя, на котором, по задумкам производителя, и должен находиться регулятор уровня и выход на наушники.
Софт
Для работы ЦАП ничего в принципе устанавливать не нужно, однако в этом случае список частот будет не полным и не будет поддержки драйверов ASIO. Для тех, кто не в курсе, основное достоинство ASIO заключается в обходе системного микшера Windows, а следовательно, отсутствии каких либо внешних воздействий на звук.
Софт тут вполне типичный для XMOS: выбираем время задержки, битность и частоту работы.
Как уже было сказано в характеристиках, работает Topping D10 не только под Windows, Linux и Mac, но и под мобильными системами в лице Android и iOS. Следовательно, мы получаем и ряд дополнительных возможностей. Таких как воспроизведение стримминговых сервисов со смартфона непосредственно на вашу аудиосистему, минуя, к примеру, преобразования блютуз.
Для тестирования с Android я использовал OTG переходники: на MicroUSB и Type C.
На официальном сайте можно найти не только драйверы, но и обновление прошивки. Вот тут будьте внимательны, выбор прошивки зависит от начальных цифр серийного номера. В случае выбора не того файла, можно окирпичить дейвайс. Так что, если вы сомневаетесь или боитесь, то лучше оставьте все как есть. Тем более, в моем случае, ЦАП пришел уже с самой последней версией 1.02.
В ходе всего тестирования D10 никакого более менее существенного нагрева устройства обнаружено не было.
Разбор
Внутри, на мой взгляд, интересен лишь съемный ОУ и наличие 4 генераторов частоты.
ЦАП мы изначально знаем из характеристик.
Откручиваем по два верхних болта с каждой стороны и снимаем соответствующую часть корпуса.
Тут можно увидеть небольшую «соплю» и собственно все, что нам и обещал производитель.
Аккуратно пинцетом поддеваем усилитель OPA2134 и ставим вместо него, например, OPA1622.
Выбор операционного усилителя 2134 — весьма сомнителен.
Первым делом я попробовал AD826, но звук получился слишком басовитый и глухой. LM6172 дал результат лучше, но самое приятное звучание оказалось на OPA1622 — его и оставил.
Замеры
По замерам результат выходит неоднозначный. Дело в том, что при подключении к смартфону — все просто идеально чисто, а вот от моего ноутбука Acer Aspire 7 на Windows 10 шумов оказывается слишком много.
Я перепробовал все ходы: отключил ноутбук от сети, включал в другие порты USB 2.0. Попробовал даже USB 3.0 и Type C на 3.1 через переходник — эффекта ноль. Можно было б предположить что дело в кабеле или бракованный экземпляр, но с телефоном фон предельно чистый. Значит дело исключительно в питании. Так что, тут стоит быть аккуратнее. Хотя на деле имеющиеся — 65 Дб шумовой полки конечно не слышно, но, как говорится, по приборам то их видно.
Звук
Для тестирования ЦАП использовались активные студийные мониторы ближнего поля Yamaha HS80M. Референс: Focusrite Scarlett 2i2 и E-MU 0204.
Первое, что хочется отметить — это что ЦАП D10 не привносит в звук никакой дополнительной музыкальности. Все звучит достаточно детально и слаженно, но немного пресно. В сравнении со Scarlett 2i2 мы существенно теряем в выражении эмоций, но при этом значительно выигрываем в прозрачности и нюансах. Хотя, на это может влиять разный состав межблочных кабелей. Для тестирования Topping D10 я использовал кабель с серебряной жилой, а для Focusrite — обычный медный. Здесь же становится очевидным выбор производителем операционника OPA2134, который, естественно, должен был добавить небольшой блюр и тем самым повысить общую музыкальность тракта. Что собственно и удалось. В итоге, я все таки сменил свой OPA1622 назад на комплектный 2134.
Если разделить по частотам, то сразу же хочется отметить весьма добротную передачу низкочастотной составляющей. Контрабас строит весьма сочную и в тоже время динамичную картинку, уходя в глубину ровно там, где это и требуется. Синтезу чуть чуть недостает экспрессии и панча.
Средние частоты идеально чистые, прозрачные, с хорошим уклоном в микродетальность. Именно здесь лучше всего выслушивать музыку в глубину, различая относительное позиционирование музыкантов. Струнные звучат тонко и чуть агрессивно, со всеми имеющимися подзвонами. Недостаток эмоций проще всего заметить на вокале или духовых инструментах. Не скажу, что это прям так сильно заметно, но я сравнивал лоб в лоб, перетыкая кабели, и разница таки есть. Конечно же ее можно варьировать при помощи сменных ОУ, и вот тут, как раз, лучше всего показал себя комплектный усилитель. Естественно, из того, что у меня было в наличии.
С высокими полный порядок: тарелочки, щеточки, колокольчики — все на местах и подается достаточно раздельно. Идеальной прозрачности конечно же нет, ну так стыдно ее спрашивать с устройства за $90, если ее не всегда бывает и в девайсах за 600.
Выводы
Итогом, Topping D10 конечно имеет недостатки, но если рассматривать ЦАП с учетом ценника, то в этом ключе он довольно хорош. Чистый прозрачный звук на средних частотах, правильный динамичный бас и весьма добротные для своего класса ВЧ. Да, ему чуть не хватает выразительности, но это с лихвой покрывает то наличие деталей и точность построения сцены, которые мы тут имеем. В своем ценовом сегменте Topping D10 — безусловно король. Никаким FX-Audio и Dilvpoetry такой уровень даже не снился. Ну а тем, кому и этого мало — есть красавец DX3 Pro.
УЗНАТЬ АКТУАЛЬНУЮ ЦЕНУ НА Topping D10
Отзывы о ЦАПах Topping
Значит мы на разных планетах
Я об этом вам и говорю.
Я тоже ищу подешевле
Незаметно. Аккуфейс — это явно не подешвле.
ради любопытства попробовал китайские и тайваньские электролиты
Не знаю, зачем вы их пробовали. Сейчас по моему их применяют чаще в цепях питания. А так — полимерные.
ради любопытства попробовал китайские и тайваньские электролиты. Сколько лет прошло, до сих пор помню.
Может, в этом причина? Вы даже не учитываете, что с тех пор могло что много поменяться.
Запчасти стоимостью несколько центов, а не долларов, априори не звучат
Так сложилась ваша предвзятость. Вы считаете, что все вам врут, кроме Аккуфейса и прочего хайэнда, подсовывают китайские копеечные поддельные детали. И вам даже в голову не может прийти, что китайцы могут позволить себе поставить настоящие ELNA и WIMA, по охрененно простой причине — у них нет таких гигантских наценок за каждый чих, нет начальства, которое считает, что за мульку на морде с покупателя надо содрать три шкуры. Вы правда полагаете, что все производители китайской аппаратуры настолько идиоты, что будут обманывать ВСЕХ покупателей? И другие идиоты, счет которым идет на миллионы, почему то пишут им хвалебные отзывы, а не плюются и не пишут везде, что китайские ЦАПы — фуфло с плохим звуком? И что в этой ветке тоже настолько идиоты, что слушали и даже покупали себе, и довольны, но вы, который не слушал, гораздо лучше их все знаете! Типа: я это не слушал сам, но осуждаю…
Если бы нынешний Кембридж был уровня Нада конца 90-х…
Ага, да, еще один миф. Очень распространенный одно время. NAD — это наше все! Помню, как же, японский звук, типа совсем говно, и все такое, надо английский звук. Над — канадец, но он все равно английский звук. Я этого не понимал тогда, подумал, ну может быть я чего-то не понимаю? Пошел и послушал этот NAD хваленый. Году так в 1998 или 1999 это было. И услышал в комплекте с колонками B&W, что называется доктор ему прописал. Английский же звук? Впечатление было: крикливый, грубый, прямолинейный, и главное — грязный звук. Ничего выдающегося точно! Тогда покупателю подключали разные кабели, посеребренные и толстые медные, но звук продолжал упорно оставаться гадким! Я тогда стоял и удивлялся. Думал, блин, вот те и NAD! Потом подумал, что наверное, колонки виноваты. Типа, не прогрелись. Пошел, и послушал эти-же B&W. Мне подключили с японским усилителем. И знаете, очень неплохо они запели, но басов было маловато. Но уж грязи точно не было, чистенький звук. Даже помню заслушался на женском вокале! Теперь тот миф забыли, и «японский звук» тоже. Аккуфейс, ведь это японский звук? Но Кэмбридж — это китайский звук, хотя фирма английская. Смешно это все читать. За этим ничего, кроме голой предвзятости, не стояло и не стоит.