Как-то так получилось, что я не был знаком с творчеством компании Gustard, несмотря на то что они выпустили довольно много популярных устройств. Самое время это исправить, тем более что в руки ко мне попала новинка, их ЦАП X16. В планы компании входит выпуск сразу нескольких устройств среднего ценового сегмента, объединённых общим дизайном. Предполагается что пользователь может собрать небольшую “стопку” настольного сетапа, используя те компоненты что ему необходимы. В линейку кроме X16 входят ещё усилитель для наушников H16 и стример S16. Возможно там будут и другие устройства, но пока точно озвученных планов я не видел.
Сам X16 получился очень функциональным, его “сердцем” выступают два чипа ES9068AS, в помощь которым приданы ОУ OPA1612a. За USB отвечает XMOS XU-216, “контролирует” работу Intel Altera. Не обошлось без необходимых “изысков” вроде фемтосекундных задающих генераторов и высококлассных конденсаторов с резисторами. Помимо поддержки высокого разрешения (768 кГц/32 бит и DSD512) ЦАП “понимает” и MQA с полным декодированием. Дополнительным бонусом выступает наличие Bluetooth (в том числе и LDAC кодека) и пульт дистанционного управления, входящий в комплект.
Ценник для столь насыщенного возможностями устройства выбрали довольно адекватный, купить Gustard X16 можно за 500 долларов.
ВСТУПЛЕНИЕ
Когда речь заходит сложных многокомпонентных трактах, то всегда становится вопрос согласованности и матчинга. Каждый из элементов тракта будь то наушники, ЦАП, усилитель и даже цифровой плеер имеют долю влияния. Значительную или едва заметную — не важно. В результате становится определяющим подобрать части тракта так, чтобы они дополняли друг друга. И не создавали многократное подчеркивание ключевых характеристик. Взять жирные CA Andromeda Gold, кабель вроде Hulk и плеер с теплыми и массивными НЧ. Результат будет далеким от сбалансированного звучания. Но стоит поменять источник, пересмотреть выбор кабеля — и синергия связки возрастет.
А как быть с элементами тракта акустически прозрачными? Тут и сложно, и просто одновременно. Тяготы подбора накладываются только на пару наушники-источник. И Gustard H16 хорошо подходит для роли устройства, которое не вынудит вас пересмотреть остальной сетап. Как и побывавший недавно у меня на обзоре Topping A90. Оба аппарата стремятся к нейтральности и акустической нейтральности. Но делают это в немного разной манере.
Имея общий характер, устройства хорошо демонстрируют разницу в подходах. Gustard традиционно не делает аппараты “с характером”. Компания отдает предпочтение звуку без явного окраса. Topping придерживается в верхнем сегменте подобной концепции. Но при этом никогда не скрывает своей тяги к красивым ТТХ. Поди поищи усилитель аналогичный A90 по цифрам. Поправка: плюс-минус в том же бюджете.
Сегодня мы познакомимся с Gustard H16, а также попутно сравним с Topping A90. Оба аппарата вышли достойными внимания, со своими сильными сторонами. Так что если у вас есть сложные в раскачке наушники и вы ищите усилитель, способный “прокачать” их, то вы по адресу.
Как и Topping, Gustard H16 — это один из близнецов. Gustard выстрелили дуплетом, выпустив ЦАП X16 и нашего сегодняшнего героя. Разумеется, разработчик максимально оттюнинговал H16 на синергию с X16. Но и с другими источниками Gustard H16 звучит полноценно.
Треки-примеры
Counting Crows — Elevator Boots Свежий трек от известной рок-группы из Беркли звучит одновременно современно и ностальгично. Музыканты не пошли на поводу моды и, несмотря на вдохновление “классиками”, не стали делать грязный “винтажный” звук. Так что для этого трека нужен хороший источник, и Gustard X16 прекрасно показывает себя тут, отлично отыгрывая и гитары, и вокал и клавишную партию.
Jean-Jacques Milteau — She Thinks I Still Care Несмотря на внешнюю простоту, губная гармоника — один из главных компонентов “настоящего блюза”, и француз Жан-Жак Мильто — выдающийся виртуоз данного инструмента. Практически каждый его альбом не только здорово сыгран, но и неплохо записан, так что герою нашего обзора есть где продемонстрировать свою техничность, ведь инструментов, требующих техничной подачи тут просто пруд пруди.
Alfa Mist — Run Outs Несмотря на то, что работа лондонского продюсера, пианиста и МС явно вдохновлена классическим джазом, жанрово — она простирается шире любых рамок, вбирая в себя любые влияния и веяния. Поэтому, если вы любите красивую и сложную музыку — берите источник потехничней, например Gustard X16, да, и наслаждайтесь этим вдохновенным альбомом.
УПАКОВКА И КОМПЛЕКТАЦИЯ
Традиционно, упаковка устройств Gustard отдает аскетизмом. Усилитель поставляется в компактной коробке из переработанного картона. Практически без какой-либо полиграфии. За исключением логотипа в виде стилизованной литеры G на крышке и минимума коммерческой и технической информации на торцах коробки. Под накладкой из полиэтилена нас ждет основное содержимое.
Комплект поставки, как и дизайн упаковки, также не шокирует. Это сам усилитель, силовой кабель, гарантийная карта. Радует наличие в комплекте пульта ДУ. Он — привычный для Gustard. С A22 и X26 в комплекте были аналогичные пульты. Как и со многими другими устройствами из Поднебесной. Вроде люстр, ТВ-приставок и прочего.
Если по части упаковки Topping A90 выглядит явно солиднее, то пульт ДУ все-таки неоспоримый плюс. Сам я немало часов провел на приличном отдалении от H16, и наличие пульта стало весомым преимуществом. Батарейки в комплект не входят, так что озадачтесь приобретением пары “мизинчиковых” ААА-батареек.
Силовой кабель стандартный. И личный опыт подсказывает, что от его апгрейда хуже не будет точно. Но это настолько тонкие материи, что рекомендовать что-то конкретное я не буду.
Как видите, комплектацию можно было бы назвать скудной, если бы не пульт ДУ, которого иногда сильно не хватало с Topping A90. К слову, комплектным пультом можно также управлять и ЦАПом X16, и стримером S16.
ДИЗАЙН GUSTARD H16
Усилитель выполнен в единой стилистике с X16. Поставляется в двух цветах — черном и серебристом. Мне досталась серебристая версия. Корпус солидный. Он монолитный, из цельного куска анодированного алюминия. Полирован на станках с ЧПУ, потому имеет гладкую поверхность. Шасси установлено на мощные прорезиненные ножки. Усилитель чувствует себя на поверхности уверенно и стойко. Тому также способствует вес. Хоть весит он 2,5кг, что ровно на 1кг меньше Topping’а, ощущается он тяжелее.
Габаритами они очень близки. 220*160 и 220*170 у “пользу” Gustard’а. Однако, H16 немногим выше — 50мм против 45. Оба усилителя легко размещаются даже на очень компактной столешнице и не требуют много места. Одним словом, аппараты компактны и эргономичны.
Передняя панель — узнаваемая. По привычному узору в виде полос эквалайзера на левой стороне панели легко идентифицируется марка. Если Topping A90 изобилует органами управления, то Gustard H16 более минималистичен. Из органов управления тут только колесо и кнопка. Кнопка служит для выбора входа (короткое нажатие) и гейна (долгое нажатие). Колесо позволяет регулировать громкость и выбирать гейн. Ход его легкий, каждое деление шкалы громкости имеет четкий щелчок.
Уровень громкости отображается на миниатюрном oled-дисплее. Также он служит для отображения выбранного входа и уровня гейна, когда вы меняете их. Экран из разряда — есть и слава богу. Разумеется, его роль минимальна, но с ней он справляется. Значения видны даже на расстоянии.
На передней панели также мы видим четыре выхода для наушников. Один несимметричный на 6,3мм и три балансных. Тут доступны и XLR, и 3,5мм, и пентаконн. Адаптера на 3,5мм в комплекте нет, но, уверен, он есть у каждого уважающего себя аудиофила. Поэтому коммутационные возможности у H16 предельно широкие.
Им вторит и задняя панель. Как и у Topping A90, тут имеется по две пары входов-выходов. RCA и XLR. Усилитель имеет полность балансную схему. Кроме как усилитель для наушников, H16 следует рассматривать и как балансный пред для стационарной техники. На задней панели также расположено гнездо для подключения питания и переключатель вольтажа. Не забываем лишний раз проверить перед первым включением!
Если у Topping A90 присутствовал тумблер управления питанием на передней панели, то тут его нет. К сожалению, питание Gustard H16 включается и отключается только двухпозиционной клавишей на задней панели. Это создает неудобства в некоторых случаях. Особенно, если усилитель установлен в стойку с ограниченным доступом. Мне этот аспект эксплуатации не испортил общего впечатления. Однако, мой ЦАП с аналогичным управлением питанием стоит в подобии стойки. Удобство — среднее.
Технические характеристики
- ЦАП: 2 × ES9068AS
- I/V: OPA1612a
- USB: XMOS XU-216
- Максимальное разрешение: 768 кГц/32 бит, DSD512, MQA Full Decoder
- Bluetooth: 5.0 с поддержкой кодеков SBC, AAC, aptX, aptX-LL, aptX-HD, LDAC
- Диапазон частот: 20 Гц – 20 кГц ±0.08дБ
- Входы: USB, Coaxial, Optical, AES/EBU, IIS (HDMI)
- Выходы: 2 × RCA, 2 × XLR
- Напряжение на выходах: 2Vrms на обычном, 4Vrms на балансном
- Размеры: 220 мм × 170 мм × 50 мм
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ОСОБЕННОСТИ GUSTARD H16
Gustard H16 сопоставим по ТТХ с Topping A90. То есть должен быть отнесен к мощным усилителям. Очень мощным, снимающим любые вопросы по усилению. Усилитель обеспечивает до 3,7 Вт мощности при импедансе в 64 Ом и 566 мВт при 600. Topping A90 на 600 Ом обеспеспечивает 500 мВт. Аналогичен и выходной импеданс — 0,1 Ом на небелансном выходе и 0,2 Ом на балансе. SNR Gustard H16 118 дБ для наушникового выхода и 120 для предварительного усилителя. Что слегка поменьше, чем у Topping’овские 145 дБ на оба выхода. Показатель гармонических искажений и шума у Gustard H16 отличный. 0,0005% и 0,0004% для наушникового и предварительного выходов соответственно. Но даже он меркнет на фоне Topping’а с его 0,00006-0,00009% в зависимости от сопротивления наушников. Не секрет, что Topping делает упор на цифры и замеры. Это не плохо и не хорошо, это факт.
Предварительный усилитель и силовой каскад построены на одной микросхеме LME49722 и двух LNE49724. В качестве буфера применяется OPA1642 и OPA1678. Есть и цифровой “мозг”. Это микроконтроллер STC MCU и ПЛИС от Altera. Они отвечают за обработку аудиосигнала
В Gustard H16 реализовано раздельное питание балансного тракта. За левый и правый канал отвечают отдельные тороидальные трансформаторы. Это обеспечивает чистоту питания, а также динамику и скорость работы усилительных каскадов.
В ответ Topping A90 может противопоставить усиление по технологии NFCA. Или композитное усиление с вложенной обратной связью. Но нас в вами больше интересуют не цифры и не начинка. Разницу в цифрах на том уровне, что представлена в паре H16 vs A90, не услышать ушами. Ни моими, ни, наверняка, вашими. А какая бы ни была начинка, она утрачивает смысл, если устройство “не играет”.
Мощность мощностью, а как H16 “дружит” с чувствительными наушниками? С Solaris SE через балансное подключение на низком гейне был совсем незначительный шум. В остальном — великолепная геометрия сцены, контроль и чистота звучания. Отмечу, что на низких уровнях громкости заметны тихие щелчки при ее регулировке. С полноразмерными моделями они замечены не были. Возможно, это из-за слишком низкого уровня громкости. С Solaris он не поднимался выше 12 единиц.
ЗВУК GUSTARD H16
Topping A90 впечатлил абсолютной акустической прозрачностью. Этот агрегат целиком и полностью отсутствовал в тракте в плане влияния на итоговое звучание. На выходе мы получали сигнал многократно усиленный, но в точности такой же, как на входе. Это огромный плюс, если вы не хотите скорректировать характер источника и наушников. Слушая тракт с A90, вы слушали ваши источник и наушники.
Gustard H16 имеет подобную философию. Это, как говорится, “проволока с усилением”. Но все-таки не совсем. Gustard обладает небольшим, но очень грамотным влиянием на звук. Когда мы не получаем явного окраса, но присутствуют штрихи, которые добавляют картине полноты. Грубо говоря, это не новые объекты на полотне или инверсия тонов. Это скорее улучшенная проработка геометрии и повышенная четкость картины.
Слушая пару замечательных Fostex, TH909 и TH900mkII, поймал себя на мысли, что невольно отдаю предпочтение Gustard. Невольно — когда не “ищу блох” или отлавливаю отличия в звучании наушников или усилителей. А просто для потребления материала. И тут дело не в качестве или уровне. А вот том, что мой ЦАП обеспечивает очень ровное, взвешенное и нейтральное звучание. Тонально и эмоционально. Тембрально точное и с очень классной геометрией сцены. Но вот эта самая нейтральность с Topping’ом становится главным лейтмотивом в звуке сетапа. Gustard H16 звучит менее пресно и блекло. При использовании других источников, менее нейтральных и с небольшим окрасом, Topping A90 все эти моменты замечательно передавал.
То есть это тот случай, когда источник, возможно, несколько нейтральнее, чем того хотелось. И Gustard H16 становится “пилюлей”. Той, которая красная, вместо синей. Разумеется, в своей основной ипостаси ЦАП меня устраивает, потому что его характер позволяет лучше раскрыться усилителю для АС. Причем, технически — вопросов нет ни к одному аспекту звука связки Aune-Topping-Fostex. Но замена в сетапе Topping’а на Gustard H16 сразу отражается на ряде моментов.
Во-первых, самую малость, но Gustard звучит даже не ярче, а контрастнее на ВСЧ и ВЧ. Мы получаем чуть подчеркнутую контрастность и остроту контуров. Во-вторых, в том числе и за счет этого, с H16 в тракте лучше выражено разделение планов. Сцена строится в глубину также, но с более обозначенной эшелонированностью. В-третьих, чрезвычайно линейные НЧ на с SS3602 на выходе получают на H16 небольшую добавку по массе. Если по глубине картина не меняется, то вот по массе на самых низких НЧ — да. Немного, но достаточно, чтобы этот факт нашел отражение здесь.
Устройства — не братья-близнецы. У них похожи характеры и можно даже подумать о неком родстве. Но максимум — это общее “воспитание”. Скорее, это сводные братья, воспитанные в одном доме. Помните такую незамысловатую комедию с Уиллом Фарреллом и Джоном Райли? Аналогия очень кстати. Фаррелл там пел, а Райли — барабанил. Кроме того, Фарреллу и в реальной жизни не чужды палочки.
В остальном — оба усилителя очень похожи. Оба техничны, обладают выдающейся для своей цены детализацией, прозрачны и передают характер источника. В некоторой степени A90 сильнее сосредоточен на “клонировании” звука источника. В свою очередь Gustard H16 несколько менее точен в повторении. Но это лишь касается в несколько большей контрастности звучания. Он немного теплее, массивнее, более вовлекающий. Все эти “твики” настолько аккуратно произведены, что усилитель в итоге сохраняет свой нейтральный характер и ровный почерк.
Мне это напоминает аналоги с каверами. Есть песни, одинаково великолепно звучащие как в оригинале, так и в кавер-версии. Например, Hurt от Джонни Кэша, как минимум я не уступает оригиналу от NIN. Или The Man Who Sold The World. Найдутся фанаты как оригинала, так и кавера. Так и те, кто никогда и не слышал про оригинал. Так и с Topping’ом и Gustard’ом. Чей-то вкус и, что более важно, сетап потребует абсолютной прозрачности от усилителя. А чей-то — напротив — ощущения его работы в сетапе. И не только за счет увеличения мощности сигнала. Suum cuique.
СЦЕНА
Тут ситуация аналогичная тому, что мы имели в сетапе с Topping A90 в качестве усилителя. Сцена в куда большей мере зависит от источника. Однако, хочу еще раз подчеркнуть отличную работу Gustard H16 с пространством безотносительно источника. Во-первых, это глубина. О чем я уже писал. Усилитель несколько более ярко подчеркивает разделение планов, сохраняя при этом заданную глубину презентации. За счет этого заложенное эшелонирование воспринимается в более эффектной манере.
Что касается ширины, то и тут усилителю свойственно некоторое раздвижение стен и расширение стереопанорамы. Возможно, те цифровые “мозги”, которые разбросаны по плате H16, как раз таки в ответе за эти игры с пространством. А, возможно, и нет. Но кому какое дело, если в итоге это звучит здорово. Размашисто по краям и очень эффектно в глубину.
Небольшая иллюстрация. Здесь на фоне Topping A90 заметна та самая более выраженная контрастность слоев и более четкое позиционирование образов. Сцена не ощущается глубже. В целом H16 презентует композицию более многослойно и увлекательно. Что примечательно, усилителю удается подчеркнуть свойственную наушникам голографичность. Это касается и Solaris SE, и топовых Fostex’ов. Эффектность подачи Solaris особенно ярко заметна на H16. Topping A90 более рафинирован и менее склонен к пусть даже малой, но гиперболизации.
НИЗКИЕ ЧАСТОТЫ
Бас у Gustard H16 прекрасен. Он глубок и легко справляется с очень фактурными на НЧ источниками. С передачей их текстуры, разрешение у Gustard H16 по-настоящему высокое. Разумеется, его производительность почти полностью зависит от того, на что способен источник. Например, я ради забавы “подцепил” к H16 Hiby R3 (не Pro). С ним усилитель звучал более гладко, чем с Lotoo paw 6000 и тем более Dacportable. И в особенности — Aune X8.
Однако, свою лепту усилитель тоже вносит. За счет уже упомянутой приятной массивности суб-басовой области и чуть теплой презентации. Это небольшое влияние может придать те легкие штрихи, что доведут звучание вашего сетапа до совершенства. Разумеется, “его” совершенства.
В остальном ситуация похожа на ту, которую я описывал с Topping A90. Усилитель обеспечивает абсолютный контроль. Он контролирует каждое движение воздуха, каждый звук и послезвучие. Другое дело, что с Lotoo НЧ становились несколько жирноваты. Особенно с Fostex’ами, имеющими акцентированный и массивный “низ”. Подача становилась более вкусовая, нежели нейтральная. Однако, с Dacportable ситуация изменилась в лучшую сторону. К той артикулированности и динамике Gustard H16 присовокупил еще и немного веса. Про замечательную синергию с Aune я уже сказал. Она — замечательно и претендует на звание образцовой.
Трек с довольно насыщенной серединой, теплой, интимной, как дыхание, влажной. Но тем не менее имеющий прочную басовую линию. В первую очередь насыщены область нижнего баса. Gustard H16 не только передает глубину и фактуру НЧ, но и немного лучше передает массу, чем это делает Toping A90. В результате запись все еще звучит точно и прозрачно, но более вкусно и эффектно. Линейность низких частот здесь обеспечивает многослойную их презентацию. Несмотря на небольшое насыщение по массе, диапазон остается прозрачным и информативным.
СРЕДНИЕ ЧАСТОТЫ
Gustard H16 кристально чист и пронзительно детален в области середины. При этом он абсолютно ровный по звучанию на стыках с нижними и средними частотами. А это значит, что вы можете подбором наушников обеспечить именно подачу средних частот, которую желаете. Я получил вкусные, слоистые СЧ с прекрасным разрешением на связке H16 с Solaris SE и тонально очень похожими TH900mkII. В качестве источника в “идеальной связке” выступил Aune X8. Динамика, разрешение, разделение планов, но в то же время музыкально, слитно. Звук в области средних частот буквально живой, пульсирующий. Тембры натуральны, но та презентация, сам звук, не натуралистичен, а красив. Живое исполнение сложно назвать по-настоящему красивым, за редкими исключениями, разумеется. Но на высококлассном сетапе можно получить натуральность тембров и выхолощенное, вылизанное звучание. Вкусное, красивое, но точное при этом. С этим у Gustard H16 все отлично.
При переходе на TH909 Gustard H16 отлично воспроизводит одну из особенностей наушников. А именно некую пикантность ВСЧ и чрезвычайно открытую и прозрачную область СЧ в целом. H16 такой же нейтральный, как и A90, но опять-таки он несколько сильнее подчеркивает контрасты. Он работает не как фильтры в Инстаграме, а скорее, как тонкая подстройка. Даже не тонального баланса, а тюнинг теней, выдержки и контраста. Легкие изменения, придающие картинке больше эстетичности.
A90 тут прекрасен в своей прямолинейности и непредвзятости. Он ни в чем не уступает H16 и не пытается удивить чем-либо. В свою очередь H16 нельзя назвать ярким. Все это влияние не сказывается на конечном восприятии звука как яркого. Как теплого или холодного. На самую малость H16 звучит теплее, но не настолько, чтобы назвать его звучание “теплым”.
Это усиление контрастов на средних частотах лично мне больше понравилось с более мягко звучащим paw 6000, чем с отточено-динамичным Centrance. Ну и уже упомянутая синергия с X8. Там-то Gustard H16 раскрылся на полную. Разумеется, не он сам. Тут скорее все участники этой “оргии” в лице Solaris, TH900mkII, ЦАПа и усилителя проявили максимум чуткости и страсти.
Надо ли говорить, что характер передачи вокала целиком и полностью лежит на остальных частях сетапа? Gustard H16 вокально нейтрален, отлично передает тот образ вокалиста, что был заложен в запись. С поправкой на подачу самих наушников, разумеется.
Вокал Марка Нопфлера и гитара. Пусть они в центре композиции, но если посмотреть в общем, тон задает “фон”. Gustard делает его фактурным, сохраняя общую “приетмненность” эмоций. Композиция звучит потрясающе объемно. Вокал звучит с великолепно переданными тончайшими нюансами и особенностями. Вокал при этом не выдвигается вперед, усилитель воспроизводит его “как есть”. Вплетая в общую структуру композиции, но выделяя по краям и границам. Образ вокалиста четкий и ясный, но его позиция — там, с остальными музыкантами. Обертона уходят очень высоко, создавая этот неповторимый объем. Хоть Dire Straits со всего играет классно, в действительно хорошем сетапе это не музыка, а голос бога. И не важно, верите вы в него или нет. Это уже нечто нематериальное.
ВЕРХНИЕ ЧАСТОТЫ
Область верхних частот сохраняет ту линейность и насыщенность, свойственную Gustard H16 в целом. Однако, на фоне своего собрата из стана Topping звучание усилителя можно охарактеризовать чуть иначе. Оно немного уходит в сторону эмоциональности и нарочитой выразительности. Небольшая добавка красок — и Topping при не самом ярком источнике кажется чуть блеклым.
H16 немного подогревает градус эмоций. Оттого звучание связок, если в них менять A90 на H16 и наоборот, меняется. Оба усилителя — нейтральны и не имеют окраса. Явного окраса. Потому что именно на ВЧ, пожалуй, Gustard H16 наиболее заметно “участвует” в жизни сетапа. И даже так — все еще усилитель должно считать нейтральным. Разница невелика, но она есть. И заметна не сразу при переключении туда-обратно. Эта разница не на поверхности. Она заметна при вдумчивой и длительной эксплуатации обоих устройств.
При всем при этом Gustard H16 все еще целиком и полностью во власти подобранного источника. Равно как и наушников. Потому что с не столько яркими TH909, сколько утонченно-выразительными и изящно-аристократичными, “присутствия” на ВЧ было все-таки побольше, чем с Topping’ом. A90 тут подает материал чуть сдержанно, хотя и препарирует наушники, показывая их характер. Только H16 это еще и подчеркивает.
Игривая композиция от игривого щенка. Динамичная и с очень живыми и насыщенными средними частотами. Их обертона и весь ВЧ-диапазон прозрачен, воспроизводится с великолепной протяжностью. Если источник имеет обыкновение не “закусывать” послезвучия. Потому что с Dacrportable я получил приоритет динамики и артикуляции, а вот с Aune и Lotoo ситуация с затуханиями была в корне иная. Чем насыщеннее фрагмент композиции, тем более слоистая презентация получается в итоге. По-моему, Gustard H16 прописан источник с мягкими и протяжными ВЧ. Эти особенности будут замечательным образом подчеркнуты и сохранены. А прямолинейности и четкости усилитель даст с лихвой. Обеспечивая при этом за счет контроля комфортное звучание. Детальное, ясное, прозрачное, контрастное. Но комфортное.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Что в остатке? В остатке очень мощный усилитель. Усилитель с нейтральным характером звучания. С превосходными характеристиками и небольшой “приправкой” в подаче. Которая должна прийтись по вкусу владельцам предельно нейтральных ЦАПов или плееров.
Хоть Gustard H16 не демонстрирует столь выдающихся ТТХ, как Topping A90, ему есть, что дать взамен. Чуть более яркий и сатурированный звук с несколько более весомыми НЧ и классным подчеркиванием контрастов. Усилитель прозрачен, точен, но не перестает быть музыкальным устройством. Он делает акцент не на сверхнизких искажениях, а на сохранении живости звука и вовлечении слушателя. Оставаясь при этом в целом нейтральным.
А с учетом его цены — Gustard H16 безапелляционно претендует на звание лучшего усилителя до 1000$. Разумеется, конкурент в лице Topping A90 очень суров и у него есть свои козыри. Особенно эти тумблеры… Так что выбор делать только вам. Оба усилителя сожрут ваши наушники и не подавятся. Но стоит учесть характер обеих моделей, а также характер ваших ЦАПа и наушников. Если вы не хотите ничего менять, Topping A90 ваш выбор. Но если хотите добавить чуть красок и веса, самую малость, то H16 придется вам по вкусу.
Звук
Так как H16 у меня, к сожалению, нет, в качестве усилителей для тестов я использовал xDuoo TA-30 и Vinshine R2R DAC. Наушники для тестов — Meze Empyrean, Kennerton Thror и ряд других.
Перед основной частью обзора отмечу, что X16 получился очень хорошим ЦАПом с точки зрения замеров. Не то чтоб это было гарантией выдающегося звука, но некоторые люди считают что это важно — поэтому я решил упомянуть данный факт. Лично для меня намного важнее опыт с субъективным прослушиванием. К счастью, тут всё оказалось тоже здорово.
Gustard сумели “попасть” в тот вариант звука, который я считаю максимально “правильным” для ЦАПа: X16 звучит нейтрально, сбалансировано, но без ухода в микроконтраст. Подобный тюнинг делает его универсальным, позволяя пользователю подбирать желаемый окрас с помощью усилителя и наушников.
Бас — нейтральный, сбалансированный и очень техничный. У него отличное разрешение и контроль, обеспечивающий звуку натуральность, особенно заметную на акустических инструментах. Если сравнивать X16 с более дорогими моделями, можно отметить небольшой недостаток проработки глубоких НЧ, но для данного ценового сегмента это скорее придирки. “Низ” подаётся именно “так как надо”, хотя параметры типа упругости будут зависеть в первую очередь от усилителя.
Среднечастотный диапазон выполнен в том же ключе. X16 не пытается уходить в “микро” или “макро”, и не добавляет в звук ничего от себя. Это делает его относительно придирчивым к качеству записей, но огрехи излишне подчёркивать он не склонен. На качественном материале он прекрасно передаёт эмоции и динамику, радуя слушателя живостью и тембральной достоверностью. Воображаемая сцена — большая и естественная.
Верхние частоты показывают практически максимальную протяжённость, отличную детализацию и контроль. Атаки с затуханиями — близки к эталонным, что обеспечивает очень достоверное звучание тембрально богатых инструментов. В сравнении с топами можно отметить чуть худшую слоистость, но опять же, для своего сегмента ЦАП справляется с этим параметром весьма хорошо.
К сожалению, сравнений в этот раз не будет, так как у меня нет сравнимых устройств.