Двухполосная и трехполосная автомобильная акустика: Принципиальный выбор


Какой тип колонок выбрать в автомобиль — двухполосные с невысокой ценой покупки и весьма качественным звучанием в стесненных условиях автомобильного салона, или предлагаемые сегодня многими производителями акустики из Китая трехполосные динамики «с полным охватом акустических частот»? Такой выбор сегодня становится очень актуальным и востребованным для уже обладающих машинами автовладельцев и планирующих вскоре приобрести комфортное средство передвижения по городским улицам и загородным автомагистралям современных потребителей.

Попробуем систематизировать разрозненную и разбросанную по сети Интернет информацию в этом небольшом информационно-справочном материале, что поможет автолюбителям быстро и выгодно для себя решить вопрос с установкой автозвука в автомобиль — выбрать идеологически правильные и соответствующие персонифицированным запросам автомобильные колонки с охватом всех интересующих конкретного владельца а/м звуковых частот. И, что важно, без потери на качестве и встреч с откровенно мошенническими предложениями предпочитающих обманывать покупателей нечистоплотных продавцов и компаний-производителей акустических устройств.

Зачем колонке «полосы»

Ответ на этот вопрос находится в технической плоскости. Количество смонтированных в одном корпусе динамиков, характеризующееся «полосностью» акустики, соответствует спектру воспроизводимых при прослушивании музыки частот.

Двухполосные динамики имеют раздельные полосы для воспроизведения звуков разной частотности, как и трехполосные колонки. Необходимость такого разделения обусловлена особенностями человеческого слуха — человек способен воспринимать звуки из множества источников одновременно, «вычленяя» из общей акустической картины отдельные инструменты и вокал (голосовое воспроизведение) разных людей. Разделить звучание в различных частотных диапазонах «универсальные» динамики в однополосных системах не могут физически — одна-единственная мембрана вынужденно эмулирует разные частоты с неизменной потерей в качестве восприятия звуковой «информации».

Именно за качественное «деление» воспроизводимых звуковых дорожек с автоматическим разделением на частоты соответствующих диапазонов и отвечают независимые динамики в «многополосных» колонках.

Вопрос цены

Как уже отмечалось ранее, двухполосная акустика обойдется гораздо дешевле, нежели установка трехполосного оборудования. Это объясняется двумя причинами:

  • меньшее количество оборудования – требуется всего два динамика, максимум два усилителя и один фильтр;
  • простая установка – собрать такую систему можно и самостоятельно, обладая элементарными знаниями в области электричества.

В состав трехполосных систем входит более сложное оборудование, стоимость которого значительно превышает цену обычных устройств. Кроме того, если вы решили установить такую акустику, вам придется обращаться за помощью профессионалов – без специальных измерительных устройств и тонкого слуха смонтированная система будет звучать так же, как и двухполосная акустика. В этом и состоит главный ответ на вопрос о том, чем отличается двухполосная акустика от трехполосной.

Двухполосная акустика

Самые популярные на современном рынке двухполосные динамики имеют раздельные каналы для воспроизведения следующих частот:

  • СЧ и НЧ;
  • ВЧ.

В редких случаях двухполосная колонка не способна воспроизводить низкие частоты, что негативно отражается на возможностях звукоакустической системы — некоторые музыкальные жанры перестают звучать в соответствии с задумкой авторов произведения. В таких случаях приходится задумываться о монтаже отдельного звуковоспроизводящего устройства для низких и сверхнизких частот, получившего название «сабвуфер». По этой причине недостаточно хорошо разбирающиеся в акустике автомобилисты рекомендуют смотреть именно в сторону более «полосных» динамиков, о которых речь пойдет чуть ниже.

Портативные акустические системы

Портативные акустические системы – с развитием технологий и ростом популярности превратились в отдельную категорию профессионального звукового оборудования. Их популярность обусловлена тем, что для целого ряда задач они являются оптимальным решением, так как являются полностью мобильными и многофункциональными. Практически вся портативная акустика имеет встроенный медиа-плеер и поддерживает формат MP3 с цифровых носителей типа USB и SD. Так же, производители портативных систем довольно часто оборудуют такую акустику интегрированной радиосистемой с ручным радиомикрофоном и встроенным аккумулятором, благодаря чему система может работать даже в условиях где нет электросети достаточно продолжительное время. По сути выходит так, что одна небольшая колонка заменяет небольшой звукоусилительный комплекс. Покупают портативные акустические системы в основном для проведения небольших мероприятий, всевозможных акций и презентаций, семинаров и конференций и так далее. Среди них можно выделить следующие модели: ALTO PROFESSIONAL TRANSPORT 12, BEHRINGER EUROPORT MPA40BT-PRO, MACKIE FreePlay.

Трехколосная акустика

Обладающие тремя «полосами» трехполосные колонки выгодно отличаются от двухполосных «собратьев» более четким и явным разделением частот на:

  • НЧ;
  • СЧ;
  • ВЧ.

То есть, в трехполосной системе удастся различить звуки в каждом частотном диапазоне за счет их более качественного и явного деления. Каждая «мини-колонка» в таком устройстве отвечает за «свою» частоту, обеспечивая лучшее качество звучания нужного частотного диапазона за счет:

  • математически подобранного размера мембраны;
  • компонентной базы под нужную частоту;
  • размера резонатора.

С одной стороны, налицо приобретаемые владельцем такой звукосистемы преимущества — раздельное звучание частот с ярко выраженной акустической картинкой, однако у такого разделения есть существенный недостаток, применимый только в отношении автомобильного автозвука.

Конструкция широкополосного динамика

Выделяют два основных вида универсальных широкополосных динамиков — с центральным колпачком и конус-визером «дудка».

Первая конструкция больше похожа на обычный динамик с одним конус-куполом.


Рис. 2. Широкополосный динамик Visaton B 200/6 с центральным колпачком

А вот строение второй вариации динамика сложнее,опять тот же 4А-28. Такой излучатель содержит два конуса: большой как в обычных динамиках, и второй, встроенный внутри большого.

Диафрагма должна быть среднего размера с умеренными колебаниями. В противном случае большего искажения получит звук с высокой частотой. Что касается басов, то тут решение в увеличении размеров конуса, при сохраненном ходе, но при качественном диффузоре.

На сегодняшний день существует множество не только вариантов исполнения широкополосных динамиков, но и материалов, используемых при изготовлении диффузоров. Чтобы добиться минимизации искажений, производители идут на любые ухищрения. Одни излучатели, имеющие высокую эффективность, искажают низкие частоты, другие — требуют применения специального короба, для повышения басов. Применяя в конструкциях широкополосных динамиков усилители до 3 Вт, достигается высокая производительность.

Так как при использовании широкополосников хочется качественно (насколько это возможно) прослушивать весь диапазон частот (высокий, средний, низкий), то производители применяют при изготовлении диффузора бумагу или современную альтернативу ей — кевлар. Так удается добиться гораздо более высокого результата.

Кроме того, есть уникальный опыт применения в качестве подвеса … кожи. Например, при изготовлении широкополосной акустики Кондо RUTHY-1-2-4 и Ongaku speakers используется замш для подвеса. Необычный подход, но достигается отличная чистота звука. В частности, проведено исследование широкополосника ADVENT, 2 полосы: 25 см + пищалка, закрытый ящик 60 литров.

Конструктивной особенностью динамика является неравномерное натяжение кожи в подвесе RCA-TELEFUNKEN. Чем ближе в диффузор — тем натяжение выше. Как итог — превосходный по своей чистоте тихий звук.


Рис. 3. Кожаный подвес в широкополосном динамике

Подробнее про кожаный подвес читаем в статье «Достоинство тихих звуков».

Также интересны исследования акустики, изготовленной с подмагниченными динамиками . В совокупности с ламповым усилителем и дополнительным рупором также достигнут невероятный уровень качества звука. Познакомиться с оригинальным опытом можно в статье «Telefunken» — жизнь после смерти».

Помимо бумаги, кевлара и кожи в широкополосниках, для достижения качества звука в разных диапазонах, можно использовать даже алюминий и смолу. Бумага все же предпочтительнее, так как, не обладая повышенной жесткостью, она способна уменьшить резонанс. Особенно эффект заметен при покрытии бумаги лаком.

Сабвуфер против трехполосной акустики

Кажущееся идеальным и математически верным частотное деление акустического сигнала в 3-полосной акустике накладывает определенные ограничения для планирующего установить автозвук в авто владельца. Причин сразу несколько — трехполосные колонки:

  • стоят намного дороже двухполосных;
  • имеют большие размеры;
  • имеют серьезные ограничения при монтаже;
  • хуже воспроизводят НЧ по сравнению с сабвуфером.

Получается, что любое трехполосное акустическое устройство проиграет при прямом сравнении с упрощенной системой из двухполосных колонок и отдельного сабвуфера сразу по нескольким показателям:

  • по качеству звучания;
  • по цене;
  • по удобству монтажа.

Установить автозвук с 2-полосными динамиками и сабвуфером проще и выгоднее, чем и рекомендуют воспользоваться специалисты в сфере автоакустики. Звук с использованием хорошо подобранного пассивного, а лучше активного сабвуфера и грамотно установленных и с «правильной» мощностью двухполосных колонок будет чище и мелодичнее для всех расположившихся в машине людей — и для севших спереди водителя и пассажира, и для разместившихся на задних сиденьях друзей или членов семьи.

Комплекты акустических систем

Еще одной довольно популярной категорией звукового оборудования стали комплекты акустических систем или звукоусилительные комплекты. Их спрос растет с каждым годом, потому как купив такой комплект, пользователь может решить сразу несколько задач. В большинстве случаев они состоят из активного микшера и двух пассивных колонок. Все элементы комплекта выполнены в небольших пластиковых корпусах и имеют транспортабельный вид. Благодаря такой мобильности, их можно возить с собой в любом багажнике автомобиля. При этом они обладают довольно внушительной мощностью, хотя габаритные размеры весьма скромны. Средняя мощность такого комплекта варьируется от 300 до 600 Вт, что нужно отметить, довольно прилично. Покупают комплекты акустических систем для проведения рекламных акций, для небольших или мобильных репетиций, для проведения развлекательных мероприятий и так далее. Большим спросом этой категории товаров пользуются следующие модели: ALTO PROFESSIONAL MIXPACK 10, BEHRINGER EPS500MP3, YAMAHA STAGEPAS 400i.

Вывод

Таким образом, можно сделать вполне закономерный вывод, который поможет автомобилисту выбрать акустику с нужным количеством полос в любимое авто без переплаты и дополнительных проблем.

Формула выбора достаточно проста:

1. Если требуется очень качественный автозвук — лучше купить и установить дорогие трехполосные динамики и отдельный сабвуфер; 2. Если необходимо сделать недорого, но качественно — стоит поставить двухполосные колонки с пассивным сабвуфером; 3. Если денег минимум — лучше обойтись однополосными предустановленными «твиттерами» для ВЧ, дополнив их недорогими 2-полосными динамиками с покрытием низких частот.

Сделать правильный и грамотный в техническом плане выбор помогут специалисты из расположенных в столице мастерских CarWorks, где удастся недорого установить автозвук в автомобиль с подбором наиболее подходящих и качественных комплектующих зарекомендовавших себя на российском рынке брендов.

Также при обращении к нам по предварительной записи в наиболее удобное время удастся:

  • затонировать авто;
  • отполировать кузов;
  • установить ксенон;
  • отполировать фары;
  • отремонтировать стекла;
  • установить парктроник;
  • смонтировать охранную сигнализацию.

Активные стереоколонки K-3 C2149

Активные стереоколонки K-3 C2149 представляют собой трехполосные АС — довольно редкий вид среди бюджетной активной акустики. Большее количество полос позволяет получить более высокое качество, однако в бюджетном секторе таких колонок мало. Большее количество динамиков заставляет или повышать стоимость или использовать менее качественные динамики, что нивелирует преимущество перед двухполосными моделями. Посмотрим, что получилось у К-3.

Колонки K-3 — это все те же Vigoole, только с иным логотипом, который объединяет разные продукты поставщика — от наушников до компьютерных корпусов.

С2149 — единственная трехполосная модель от К-3. Трехполосные колонки от конкурирующего производителя есть только у JetBalance с ценой, Н/Д(0) по данным price.ru. Рекомендованная розничная цена К-3 С2149, по данным производителя, должна составлять 5199 рублей, текущая, по данным price.ru, — Н/Д(0). Сейчас эта модель выходит в светлом шпоне орехового оттенка. Но как обещает производитель, уже в декабре К-3 С2149 будет отделана шпоном черного дерева.

Внешний вид

Заявленные технические характеристики

  • частотная характеристика: 20Гц~20кГц;
  • соотношение сигнал/шум: >70 дБ;
  • разделение каналов: > 50 дБ;
  • Кг: размер НЧ динамика: 6,5″;
  • размер СЧ динамика: 3″;
  • размер ВЧ динамика: 1″;
  • выходная мощность: 35+35 Вт.

Панель управления расположена на боковой панели активной колонки. Она включает в себя регуляторы общей громкости, низких и высоких частот.

Подключение пассивной колонки к усилителю осуществляется посредством зажимов под оголенный провод. Длина провода для подключения составляет два метра. На задней стороне активной колонки расположен выключатель питания, индикатор питания, линейный вход и винтовые зажимы для подключения пассивной колонки.

Конструкция и объективные измерения

Используемые в колонках динамические головки имеют магнитное экранирование. Диаметр диффузора низкочастотного динамика, включая подвес, составляет 14,5 сантиметров. Гибкий подвес выполнен из резины и тактильно мягкий. Диаметр бумажного среднечастотного динамика составляет 5,5 см. В качестве пищалки используется купольный твиттер из ткани. Диаметр купола составляет 27 миллиметров.

Усилитель сделан на базе TDA7265. Согласно измерениям усилитель развивает до 12 Вт на нагрузке 6 Ом без появления искажений, свидетельствующих о режиме нелинейности.

Для активных АС информация о мощности без учета чувствительности АС не несет в себе ничего полезного, так как нельзя сделать оценку развиваемой громкости АС. При тестировании усилителя исследуется его спектр и зависимость характера искажений от изменения мощности. Анализ развиваемой громкости АС исследуется в отдельном тесте. К сожалению, не все понимают, что мощность усилителя для активных АС не является показателем громкости и чистоты звучания. Можно без проблем использовать усилитель в 1000 Вт с низким уровнем искажений и получить сгоревшие динамики на выходе. Более важно получить на больших уровнях громкости низкий уровень искажений, помня о том, что максимальная громкость ограничена классом акустики. Полочник не сможет так же громко и четко звучать, как огромная эстрадная акустика.

Спектр искажений усилителя для 1 Вт на нагрузке 4 Ом

1 Вт — это, примерно, 12 часов для регулятора громкости при настройках тембра в 12 часов (среднее значение). Спектр показывает хорошие характеристики усилителя, хотя гармоники высших порядков присутствуют, их уровень убывает с ростом порядка. Для данного класса активной акустики — результаты хорошие. КГИ получился равным 0,0056% при нагрузке 4 Ом, и если бы не было фона, цифра была бы ниже.

Гармоники высших порядков, свидетельствующих о переходе усилителя в перегрузку, начинаются с 4 Вт при искажениях 0,057% для нагрузки 4 Ом (положение регулятора 13 часов). Замер для максимальной мощности специально не делается для фиксированных 10%, так как если усилитель ушел в перегрузку, и воспроизводит сигнал с повышенными искажениями, то красивые цифры в виде «100 Вт RMS и 10000 PMPO» совершенно бессмысленны.

Для положения регулятора громкости 12 часов АС развивают громкость выше средней, что говорит о том, что 1 Вт — это уже немало.

Внутри можно видеть синтепон, приклеенный к стенкам. Среднечастотный динамик заключен в отдельный ящик. Все щели аккуратно заклеены, но отверстие, через которое проходит провод к динамику, не загерметизировано.

Во время включения АС был отмечен довольно ощутимый фон (прослушать звучание фона, mp3 400 кВ), не зависящий от положения регулятора громкости. Такое часто списывают на плохую фильтрацию питания, однако еще до вскрытия АС ожидалось увидеть трансформатор и схему усилителя расположенных рядом. Так оно и оказалось.

При удалении схемы усилителя от трансформатора, фон пропал. На фотографии можно видеть, что это совсем небольшое расстояние, и производителю ничего не стоит располагать схему усилителя выше, габариты АС позволяют это сделать.

При первом включении колонок проявился слышимый провал в области верхней середины частот. Проблема оказалась в подключении высокочастотников в неверной полярности. Здесь проблема не сборщиков — цвет внутренних кабелей и маркировки на динамиках совпадали. Ошибку содержит маркировка кроссовера — забыли учесть, что в данной схеме фильтра пищалка должна быть подключена в иной полярности.

На этом можно было бы остановить тестирование колонок, как бракованных, однако, по имеющимся данным сторонним замеров в интернете, такой изъян уже был замечен. Так как дело лишь в неправильной фазировке ВЧ динамика, то была изменена полярность подключения и, формально, в дальнейшем тестировании будут колонки, без этого изъяна.

Со слов производителя, на тесты был дан один из первых опытных образцов, и надеемся, что на рынок поступила уже усовершенствованная модель с устраненным недостатком. Для тех, кому встретятся колонки с данным изъяном, рекомендуется поменять полярность пищалки.

При подключении всех динамиков в верной полярности неравномерность АЧХ составляет ± 3 дБ в полосе частот от 100 Гц до 20 кГц. При этом неравномерность АЧХ в полосе частот от 600 Гц до 20 кГц составляет ± 1,5 дБ. Отличный результат для акустики данной категории.

График АЧХ колонки K-3 C2149, измеренный на оси ВЧ-динамика

Для оценки уровня искажений вводятся фиксированные уровни громкости. Это, в свою очередь, дает возможность сравнивать спектры искажений, сделанные в разное время для разных АС.

Искажения при громкости 83 дБА, спектры сигналов, воспроизводимые колонкой K-3 C2149, при подаче частот 60, 400 и 2500 Гц.

Подробный отчет объективных измерений

Субъективные впечатления

Звучание можно охарактеризовать как очень хорошее. Главным достоинством является сбалансированное звучание, с хорошей передачей тембров. Искажений немного, это заслуга как хороших динамиков, так и низких искажений усилителя. Портит впечатление только фон в паузах, а так же небольшие призвуки фазоинвертора.

Выводы

Данная трехполосная модель — первая у производителя, поэтому можно наблюдать некоторые ляпы, в виде неоптимально расположенного трансформатора около схемы усилителя и включение пищалки в неверной полярности. Если С2149 оценивать в том виде, в котором АС поступила на тест, то оценка будет ниже средней из-за проваленных частот верхней середины и ощутимого фона в паузах. Но если устранить эти недостатки, то С2149 заслуживает высокую оценку. Надеемся, что в продажу АС поступили уже без замеченных недостатков.

Редакция iXBT.com просила представителей Компании К-3 прокомментировать данную статью. Такой ответ был получен:

« утверждает, что опытные образцы неизбежно обладают недостатками, которые устраняются перед поступлением товара на рынок. В Россию товар отправляется всегда высокого качества. с большим уважением относится к объективности и непредвзятости экспертной оценки портала iXBT.com. Если кто-то из покупателей столкнулся с подобными недочетами С2149, «К-3» просит сообщить об обнаруженных недостатках. Эти данные, как и статья iXBT.com, помогут сделать колонки К-3 еще более качественными».

Вместе с комментариями было предоставлено несколько фотографий новых АС. Далее — самая информативная из них.

Видно, что трансформатор удален от платы с усилителем, а так же изменен сам усилитель. Дополнительно, на фотографиях было помечено и верное подключение высокочастотника.

В развитие трехполосных моделей у производителей бюджетной активной акустики хотелось бы пожелать перенять опыт создания АС от музыкальных центров, где перед производителями стояла аналогичная задача, сделать трехполосные системы малых габаритов (8″ вуфер внизу и ВЧ + СЧ на одной высоте), так как в данном случае габариты C2149 и JB371 становятся барьером для большинства покупателей.

Активные стереоколонки K-3 C2149, обзор Активные стереоколонки K-3 C2149, объективные измерения Методика измерений громкости активных колонок

Какой выбор лучше

Чтобы определиться, какая акустика лучше для дома, семейных или выездных мероприятий, а какую АС лучше покупать для профессионального использования, рекомендуется внимательно сравнивать технические характеристики устройств (в частности — мощность, чувствительность и другие) и обращать внимание на материалы. Конечно, чем выше полосность, тем более яркая аудиокартина будет воспроизводиться. Но это сопряжено и с некоторыми трудностями в эксплуатации. Однако если непременно хочется наслаждаться объемным ярким звучанием, и позволяет бюджет, то в пределах 15-20 тысяч рублей можно приобрести трехполосную акустическую систему достойного качества.

FAQ

  1. Какая самая мощная акустика в мире Мощность динамиков Quantum 677 достигает 350 Вт. Этого хватит, чтобы прокачать музыкой не только квартиру, но и немаленькое здание. Однако есть акустические колонки, которые превосходят Quantum в 10, а то и 15 раз. Речь идет об акустике Ultra-Slim ARRAY от бренда Bose, мощность которой составляла 4900 Вт. Сам производитель заявлял, что пиковая мощность динамиков составляет аж 11000 Вт, но в это верится с трудом.
    Существует информация, что есть колонка и помощнее. Если верить источнику, ее выпустила нелегальная японская компания, которая так ее и не запатентовала. Ее мощность достигала 7800 Вт.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]