Тест напольной акустики Triangle Borea BR09: и даже апокалипсис станет праздником

Бренд-менеджер одной из компаний как-то сказал мне в интервью, что не бывает какого-либо британского, немецкого, американского звука, иначе вся техника из этих стран вне зависимости от производителя звучала бы одинаково — но это ведь не так. С другой стороны, ясно, что на представления производителей техники о хорошем звуке влияет та культура, в которой они выросли, та музыка, которую они слушали, тот мир, который их окружал. И полностью исключить влияние среды не удастся.

Да, абсолютной идентичности в звуке у разных брендов, родившихся в одной стране, добиться нельзя, но какие-то характерные черты, возможно, будут проскальзывать. Это, на самом деле, скорее тема для какого-нибудь социокультурологического исследования, но начать такими словами текст о незаслуженно позабытом на российском рынке бренде Triangle вполне уместно — потому что это французская техника со своим особым почерком.

Акустика Triangle знакома рядовому аудиофилу давно, но где-то на фоне. Бренд не всегда всплывает в обсуждениях, хотя, казалось бы, вот он, рядом. А обсуждения он, между прочим, достоин. Нам на тест досталась модель из серии Borea — следующей после начальной Plaisir и линейки активной акустики. Причем модель досталась флагманская, BR09.

Это напольники достаточно стандартных пропорций — узкие столбики высотой чуть более метра. Черная версия с шершавой, матово-черной фронтальной панелью и боковинами, оформленными текстурным винилом, смотрится строго, но изящно.

Между фронтальной панелью и остальным корпусом есть зазор, причем немаленький, из-за чего кажется, что фронтальная панель будто бы парит в отрыве от корпуса. Стоит акустика на широком, достаточно толстом пьедестале, и стоит уверенно.

Фронтальную панель прикрывает защитная решетка на магнитных креплениях — и поверьте, далеко не у каждого хайэндного бренда защитные решетки сделаны так аккуратно. Никаких потеков клея или торчащей акустически прозрачной ткани, ничего такого — очень приятно видеть такую качественную отделку в бюджетной линейке. Благодаря скошенным вовнутрь граням решетки очень легко подцепить пальцами и снять, а пара горизонтальных распорок добавляет конструкции жесткости.

У колонок трехполосная конфигурация, причем низкие частоты отрабатывают аж три 16-см динамика, нагруженных на выведенный на фронтальную панель фазоинвертор. Каждый динамик оформлен в кольцо со срезанными боковинами, украшенное тонкими серебристыми полукружьями. Такой же паттерн обрамляет и твитер — он вырезан в материале рупора вместе с логотипом Triangle.

Этот небольшой и вроде бы не имеющий никакого практического смысла элемент дизайна, как ни странно, располагает к себе. Он собирает все многообразие динамиков в единый ансамбль, может, даже убеждает, что да, эти динамики созданы для того, чтобы трудиться вместе, и мешать друг другу не будут.

Со снятыми грилями акустика выглядит очень приятно — и в плане пропорций, и в плане оттенков, и в плане отделки. Крупный порт фазоинвертора с выемками, расположенный в самом низу, по диаметру практически совпадает с пылезащитными колпачками низкочастотников, отчего кажется продолжением линии излучателей и не выбивается из общей картины. Подпирающий его снизу логотип Triangle, чуть серебрящийся, не бросается в глаза и совершенно не мешает.

Дизайн вышел гармоничным, хоть и простым — но, как мне кажется, белая версия все же выглядит интереснее.

Внутри корпуса

Мембраны низкочастотников изготовлены из стекловолокна — жесткого, крепкого материала, позволяющего динамикам играть быстро, и дополнены большими пылезащитными колпачками. Ту же цель преследуют и крупные магниты: низы не задерживаются надолго, не разливаются, добавляя в другие диапазоны мутность.

Середину отыгрывает отдельный динамик такого же калибра, что и низкочастотники, но совершенно иной конфигурации. В серию Borea он перекочевал из старшей линейки Esprit Ez: у него сияюще-белый диффузор тщательно просчитанной формы из чистой целлюлозы безо всякого дополнительного покрытия и острая фазовыравнивающая пуля. Особый профиль подвеса, с небольшой складочкой — это фирменная технология компании: у динамика не очень большая амплитуда движения, но за счет правильно подобранного сочетания жесткости и податливости, как говорят в описании, вокал звучит очень реалистично.

Мягкий твитер с шелковым куполом чуть утоплен в небольшой рупор и дополнен серебристой фазовыравнивающей накладкой EFS, напоминающей мост, у которого разрушили середину. И рупор, и накладка призваны улучшить дисперсию и снизить уровень искажений.

Но самое интересное происходит внутри корпуса: там хозяйствует фирменная система распорок под названием DVAS. Она в первую очередь старается держать в узде лишние колебания от низкочастотных динамиков, поглощая их с помощью перфорированных панелей из МДФ и вставок из пеноматериала EVA. Динамик касается распорок через EVA-прокладку, установленную непосредственно за магнитом, за счет чего большая часть вибраций рассеивается именно в распорках и лишь малая часть передается корпусу.

На задней стенке, кстати нет вообще ничего интересного: и фазоинвертор вперед выведен, и коммутация самая простая — всего пара массивных, тяжелых металлических клемм. Так что придется обойтись без биампинга.

Все технологии в серии призваны добиться максимальной нейтральности, реалистичности и чистоты в звучании — и здесь мы возвращаемся к тому, что каждый производитель трактует эти понятия по-разному.

Концентрат всей любви в этом мире

Ставить акустику рекомендуют в 40 см от стены, несмотря на вынесенный вперед фазоинвертор, с легким разворотом внутрь, на расстоянии не менее двух метров друг от друга — все же акустика не самая маленькая и, если верить производителю, подходит для комнат площадью до 30 м².

У нас же Borea BR09 стояли в небольшой комнате и играли с небольшой же системой на базе техники Pro-Ject — с усилителем MaiA S2 и сетевым источником StreamBox S2 Ultra. И даже удивительно, что настолько компактные устройства смогли отлично справиться с напольниками, дав и контроля, и чистоты.

Три басовика и обещания небывалой жесткости сразу настраивают на игривый лад и хочется вдарить чем-нибудь посочнее, но реальность внесла коррективы: если взять, например, альбомы «BBNG» и «III» от BadBadNotGood, то густого баса в исполнении Triangle ожидать не стоит. Низ — деликатный, по-хорошему осязаемый, но совершенно не душный, не гулкий. Он чуть мягковат и суховат, кажется, больше любит пластик, чем бочку, и с протяжным джаз-хоповым битом справляется хорошо — аккуратно, не пытаясь залить все пространство массивным басом.

Но в этих альбомах все внимание от низов на себя переводит невозможной красоты переливчатое фортепиано — хрустальное, искрящееся, звонкое и в то же время нежное. Это совершенно эфемерное изящество, припорошенное светлой печалью там, где от грусти обычно не протолкнуться. Звук не просто воздушный, он будто бы дополнительно озонирован — свежий, как поляна после ливня.

Этот акцент на высоких частотах совершенно точно есть, но он подается настолько изящно и завораживающе, что не вызывает ни негатива, ни усталости — наоборот, в сочетании с верхним регистром фортепиано оказывает почти гипнотический эффект, которого с синтетическими сэмплами мне поймать не удалось. Деталей на высоких частотах много, в них можно — и даже хочется — купаться, как летом в прохладном озере, зачерпывая руками. Правда, похрустывающий дефект записи в моей версии «Hedron» все-таки привлекал к себе слишком много внимания как раз из-за этого акцента и мешал сильнее, чем ранее, так что к качеству проигрываемой музыки стоит отнестись с умом.

Звук — какая-то бездна эмоций, жизни, может, даже с каким-то налетом эклектики. Чувства на краях спектра акустика передает хорошо — ей удаются и агрессия тех же Prodigy, и, наоборот, какая-то совершенно нереальная нежность, мягкость и печаль в медленных треках DJ Shadow и Imogen Heap.

С Borea BR09 музыка — это не просто парад красивостей, вытащенных на передний план. Кажется, что акустика пытается понять эстетику звука, и она ее способна найти даже в шуме индастриала и грохоте бочки в дженте. Правда, эстетику она видит свою, совершенно особую.

Слушать на этих колонках Nine Inch Nails — ни с чем не сравнимый опыт. Эта акустика любую музыку превращает в праздник, и даже апокалипсис в самых гнетущих мелодиях она встречает с радостью. Обе версии «The Day The World Went Away» будто бы вместо ментального атомного гриба сопровождались яркими салютами и воздушными шариками, а в «All The Love In The World» обиженно-уставшие обвинения сменились совершенно неприкрытым флиртом. Я даже не думала, что треки Резнора могут так играть — что всю мощь и боль в них можно сконвертировать во что-то настолько же огромное по силе, но направленное в совершенно иную сторону. Непередаваемое ощущение, очень сильно ломающее мозг.

Все эмоции расположены на сцене, вытянутой ввысь — хотя здесь свою роль, возможно, сыграло помещение. Образы вертятся вокруг в просчитанном хаосе на хорошо очерченной полусфере, не сталкиваясь друг с другом, но в ширину сцена могла бы быть и покрупнее. Иногда недостает глубины и образы кажутся немного сплюснутыми — но недостаток объема колонки с лихвой компенсируют чувственностью.

Музыки много. И кажется, что акустике намного приятнее играть громко: эмоциональность выходит на какой-то осязаемый уровень. Женский вокал превращается в заклинания — чувственные, глубокие, проникающие в самую душу. Духовые обретают текстурную экспрессивность.

Да и те же Prodigy со всяким драм-н-бейсом играют максимально отвязно и раскованно — причем мелодии не сваливаются в безумную и бездумную долбежку, но остаются живыми, многослойными, точными. В ворохе сэмплов почти всегда можно выловить один и следить за тем, как он переливается в другие. Бас остается четким, задорным, правильно дозирующим резкость, гулкость и комфорт, смешивая их в максимально веселой пропорции без капли негатива.

И в этом вся суть Borea BR09: акустика пытается нащупать баланс между совершенно физическим ощущением от музыки и эмоциональным откликом от нее, и последний регулярно перевешивает. Эти колонки — про образы и чувства в первую очередь. Они не для анализа, хоть и достаточно детальны.

Акустические системы Triangle Borea BR03

Линейка Borea от известного французского бренда получила награду от ассоциации EISA — «Best Buy Home Theater Speaker System 2020 — 2021». Домашнее кино это хорошо, но иногда на той же акустике хочется и музыку послушать. Испытаем с тремя разными усилителями бюджетные полочники BR03 и постараемся выжать из них максимум, на что они способны. В конце концов, о производителе не обязательно судить его по самым дорогим моделям.

Действительно, при жёстко ограниченном бюджете хорошую вещь сделать труднее, и именно в этом проявляется настоящее мастерство разработчиков. Здесь разворачивается борьба за покупателя, который считает каждую копейку, и побеждает в ней самый опытный, способный вложить в проект за те же деньги чуть больше, чем конкуренты.

У Triangle за плечами 40 лет успешной работы в хай-файной индустрии, а некоторые модели акустических систем, такие как Altair, Magellan и Signature стали наглядными образцами нестандартного подхода к проектированию акустических систем. В curriculum vittae компании говорится, что её изделия разрабатывают люди, всерьёз увлеченные музыкой и её воспроизведением. Это в нашем деле тоже важно — чисто инженерное мастерство хорошо, а уж когда оно сочетается с любовью к собственной работе…

Термин Best Buy в аннотации к награде Borea означает «Лучшая покупка», т.е. подразумевает привлекательное соотношение цены и качества. Для начала познакомимся с качеством конструктива и исполнения.

Три «лишних» децибела означает увеличение звукового давления вдвое при той же подводимой мощности, и это заметно расширяет возможности при выборе усилителя.

Линейка Borea примечательна тем, что она новая, а Triangle не стремится регулярно обновлять свой ассортимент, и многие серии успешно выпускаются более десяти лет. Сама же BR03 — классическая двухполосная модель, вторая снизу в своей бюджетной линейке. Она, в свою очередь, интересна своей чувствительностью в 90 дБ, хотя типичное значение для мониторов таких габаритов 87 — 88 дБ. Три «лишних» децибела означает увеличение звукового давления вдвое при той же подводимой мощности, а это заметно расширяет возможности при выборе усилителя. Вот и мы при прослушивании мы и попробовали три разных варианта, но об этом позже.

Вторая любопытная особенность BR03 — новая конструкция твитера, разработанная специально для серии Borea. Дюймовый шёлковый купол помещён в короткий волновод, фактически мини-рупор, формирующий нужную диаграмму направленности. Перед куполом установлен оригинальный фазовыравнивающий элемент EFS (Efficient Flow System) в виде двух вертикальных «стрелок». Они устраняют провалы на частотной характеристике, возникающие из-за интерференции звуковых волн, излучаемых центральной и периферийными участками купола. Магнитная система — неодимовая, что в сочетании с рупором и обусловило высокую чувствительность твитера.

Перед куполом установлен оригинальный фазовыравнивающий элемент EFS (Efficient Flow System) в виде двух вертикальных «стрелок».

Конструкция среднечастотников была позаимствована у линейки Triangle Esprit Ez. Геометрия лёгких 16-сантиметровых диффузоров из необработанной целлюлозы была оптимизирован для устранения местных резонансов и, как следствие, окраски звучания. В центре — фазовыравнивающая «пуля», элемент, редко встречающийся в акустике бюджетного класса. Широкий эластичный подвес рассчитан на большие смещения подвижной системы. Мидбасовые драйверы в фазоинверторном оформлении начинают воспроизводить бас от 46 Гц, — это честное заявленное значение для такого объёма корпуса. Чтобы мониторы можно было ставить близко к стене (хотя это и не рекомендуется), фазоинверторные порты выведены на передний щит.

Об особенностях кроссоверов ничего не сообщается, известна лишь частота раздела полос — 3600 Гц. Как правило, у двухполосных мониторов она не превышает 2500 — 2700 Гц, но разработчики BR03 явно постарались сделать так, чтобы самый важный для нашего слуха голосовой диапазон воспроизводился одним динамиком.

Корпуса Borea строятся из MDF с перфорированными внутренними панелями из вспененного полимера EVA, играющего роль вибропоглотителя.

И, наконец, с недавних пор модели этой серии начали выпускаться в новой модной отделке «светлый дуб», причём это натуральный шпон, а не имитация. Такой стиль считается скандинавским, светлая мебель сейчас действительно популярна в странах этого региона. Другие варианты — орех, чёрный ясень, матовый белый.

Мониторы BR03 рекомендованы производителем для помещений площадью от 15 до 30 м², примерно 15 и было в нашей комнате прослушивания.

Первый этап испытаний — ставим винил на проигрыватель Pro-Ject Debut Carbon EVO с фонокорректором Pro-Ject Phono Box S2 и гибридным интегральником Taga Harmony HTA 1200 мощностью 2 х 80 Вт.

Несмотря на скромные габариты корпуса, мониторы способны без затруднений выдавать довольно высокие пиковые уровни.

Первое впечатление — BR03 имеют на редкость линейный тональный баланс, но при этом в их характере отсутствует «мониторное» равнодушие или аналитическая отстранённость. Они показывают запись живо, в меру ярко и детально. Именно детальность, присущая акустике с бумажными диффузорами, делает звучание не фоновым, а заставляет вслушиваться в музыку, находить на знакомых треках новые нюансы. Твитеры выдают лёгкий, объёмный спектр, который гармонично вписывается в общую картину, дополняя её «атмосферными» составляющими. Всё очень ровно, без лишних акцентов, и при этом красиво.

Мидбасовые драйверы быстро реагируют на резкие перепады входного сигнала, поэтому удары передаются чётко, с натуральной атакой. Соответственно, правильно выстраивается ритмическая структура музыкального произведения, независимо от его жанра. Несмотря на скромные габариты корпуса, мониторы способны без затруднений выдавать довольно высокие пиковые уровни, благодаря чему их характер в целом воспринимается динамичным и свободным.

Бас, конечно, здесь не рекордно низкий, но достаточно энергичный, чёткий, хорошо управляемый. И, что важно, без неприятных артефактов — подгуживания, бубнения и т.д. Контрабас — каждая нота буквально вылеплена, удар большого барабана с приличным наполнением. Да, под дых не бьёт, но для ушей вполне убедительно.

Бас, конечно, здесь не рекордно низкий, но достаточно энергичный, чёткий, хорошо управляемый.

Есть у этих мониторов ещё одно привлекательное свойство: твитеры в фирменном оформлении прорисовывают звуковую картину очень аккуратно. Расположение инструментов в сцене, пространственные эффекты, реверберации — всё это показывается с чёткой привязкой к конкретному месту в звуковой сцене.

Вторая стадия испытаний — источник тот же, но усилитель чисто ламповый, Taga Harmony TTA 1000. Общий характер подачи примерно тот же, но динамика чуть мягче, а тембры акустических инструментов кажутся более богатыми, но менее чёткими, словно слегка размытыми. Зато в сцене больше воздуха, и старый джаз звучит так, что невозможно оторваться.

И, наконец, вариант с самым неожиданным результатом: стример Pro-Ject Stream Box S2 с ЦАПом Pro-Ject DAC Box S2+ в качестве источника и миниатюрный усилитель Pro-Ject Maia S2. И вот здесь пригодилась чувствительность и отзывчивость BR03 — с коробочкой Maia S2 мониторы выдали просто удивительный по энергетике драйв. Плюс к этому — хорошо оформленный удар, чёткая атака и прекрасный контроль в нижнем регистре. Поскольку это был стрим, сцена строилась несколько условно, тембры упростились, но по точности прорисовки и рельефности звуковая картина оказалась даже лучше той, что получалась с виниловым проигрывателем.

Как видим, Borea BR03 запросто споются и с транзисторными, и ламповыми, и цифровыми усилителями. И что особенно ценно, они станут необременительной нагрузкой не только для них, но и для семейного бюджета.

МУЗЫКА

  • Nina Hagen, «Nunsexmonrock». CBS, 1982
  • Elton John, «Here and There». This Records Co., 1976
  • Hot Wishbone Ash. MCA Records, 1981
  • Capitol Jazz Classics Vol.4. Capitol Records, 1972
  • Her, «Her Live Tape #1». ZRP Records, 2016

СИСТЕМА

  • Проигрыватель винила Pro-Ject Debut Carbon EVO
  • Фонокорректор Pro-Ject Phono Box S2
  • Стример Pro-Ject Stream Box S2
  • ЦАП Pro-Ject DAC Box S2+
  • Интегральные усилители: Taga Harmony HTA 1200, Taga Harmony TTA 1000, Pro-Ject Maia S2
  • Кабели: фоно Pro-Ject Connect It E
  • межблочные Ortofon Red
  • акустические Taga Azure 12
  • сетевые Tchernov Cable Standard

Triangle Borea BR03

Производитель: Triangle Distribution (Франция)

overton.ru/product/akusticheskaya-sistema-triangle-borea-br03

Конфигурация: 2 полосы, 2 излучателя || Акустическое оформление: фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот (+/-3 дБ): 46 — 22000 Гц || Номинальное/минимальное сопротивление: 8/4,2 Ом || Чувствительность: 90 дБ (1 Вт/1 м) || Частота раздела полос: 3600 Гц || Габариты: 206 x 380 x 314 мм || Отделка: орех, чёрный ясень, матовый белый, светлый дуб || Масса одной шт. 6,3 кг || Цена за пару: 38 990 руб.

Редакция благодарит московский Salon HiFi за помощь в проведении прослушивания.

поделиться

Tags: TriangleTriangle Borea BR03

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]