Ламповый усилитель с «каменным» фонокорректором для проигрывателя винила «Pioneer PL333»


— Здарова! Ты вроде с Bassoi в группе раньше играл? — Добрый вечер. Да, было дело. — Он говорит, что ты можешь сделать ламповый усилитель для винила. В магазине цены кусаются и если согласишься не дико дорого сделать, то принимай заказ. — Неожиданно. Я подумаю.

Так я и взялся делать ламповый усилитель для винилового проигрывателя, при этом, не имея никакого опыта работы с винилом.

↑ Неламповый фонокорректор на К548УН1

Проигрывателем винила, для которого мне нужно было делать усилитель, оказался Pioneer PL333. Поднял документацию и понял, что у него есть только один выход напрямую с электромагнитной головки. Никаких предусилителей и корректоров.
Одно большое «НО» – выход электромагнитной головки 5 мВ и чтобы я не делал, этого уровня не хватит, для раскачки предварительного каскад на 6Н2П. Нужен предусилитель/фонокорректор, но какой и на каких элементах? Снова начались жаркие обсуждения с заказчиком по поводу введения ещё как минимум пары ламп в схему, что повысит стоимость.


В итоге согласовали предусилитель на микросхеме. Да-да, знаю, это звучит странно — микросхема в ламповом усилителе. Придумывать что-то новое в сфере предварительного усиления сигнала с электромагнитной головки не приходится, ведь есть старая добрая Советская классика – микросхема К548УН1, которая стояла в «Радиотехнике», «Мелодии» и т. д.

Питание микросхемы производится от +12 В при помощи стабилизатора L7812 в стандартной схеме включения.

Как выбрать усилитель

Усилитель – как много в этом слове для знатока High-End аппаратуры и как мало для человека впервые столкнувшегося лицом к лицу с проблемой его выбора. Как же много лет нас вводила в заблуждение реклама посредственной аппаратуры и музыкальных центров, гласящая что имеет смысл только мощность. Красочные наклейки с лицевых панелей техники из супермаркетов электроники с дико большими цифрами мощности кричали: «возьми меня, я мощнее, громче и значит лучше остальных». Прошло время, но в сознании многих людей мощность так и осталась основным критерием выбора усилителя, несмотря на всё их разнообразие и колоссальные различия между собой. Ну а как иначе? – спросите Вы, — ведь другой информации просто не было, да и техника подобная не была общедоступной. Да, я пожалуй соглашусь, но пора уже шагать в ногу со временем и исправлять старые ошибки. Приготовьтесь, ведь именно сейчас всё тайное станет явным.

Интересуетесь High-End-ом, тогда прямо сейчас забудьте про «усилители», встроенные в один корпус с CD-проигрывателем (или чем-либо ещё). High-End усилитель это отдельное устройство со своими чётко определёнными функциями. И также забудьте про сотни ручек, клавиш, кнопок управляющих непонятными настройками «улучшающими» звук в худшую сторону. Заодно забудьте про эквалайзер, это вообще в High-End из области фантастики, установив его в своем аппарате разработчик аппаратуры заведомо признаёт свою никчемность и предлагает Вам исправить свои ошибки в звучании усилителя покрутив десяток ручек. Спешу заметить, что всё же некое подобие эквалайзера в High-End всё таки встречается, но в виде устройств на DSP-процессорах и применяется оно только в полностью цифровых усилителях. Запомните ещё раз, только в полностью цифровых усилителях, в остальных случаях всякое подобие эквалайзеров крайне губительно для звука, если его качество для Вас все таки имеет значение. Цифровые усилители с DSP-процессорами настолько деликатная вещь, что их в дальнейшем мы рассмотрим отдельно.

Так какие же функции выполняет усилитель, какие настройки на нём можно обнаружить и из чего он состоит?

Итак, обо всём по порядку. У классического усилителя основных функций всего две (классический в данном контексте означает аналоговый, так как цифровые усилители мы рассмотрим позже в рамках другого раздела) это усиление сигнала и коммутация подключенных к нему источников. Под коммутацией подразумевается то, что к усилителю можно одновременно подключить много источников сигнала (CD-проигрыватели, проигрыватели виниловых пластинок, тюнеры, медиасервиры, DVD-проигрыватели, SACD-проигрыватели и т.д.) и лёгким переключением ручки или нажатием кнопки на передней панели выбрать один из них для усиления сигнала с него и передачи на акустические системы. Да, пожалуй можно назвать ещё одну функцию, это усиление и RRIA-коррекция сигнала с головки проигрывателя виниловых пластинок, но только в том случае если есть фонокорректор заранее встроенный в усилитель.

Теперь о настройках. Скажу сразу, чем лучше и качественнее усилитель, тем меньше у него настроек, ведь недаром говорят: «улучшать хорошее – только портить!», ведь High-End усилитель уже имеет идеальные настройки и звук. Для наслаждения идеальным звуком вполне достаточно иметь лишь регулятор громкости, селектор входов (тот самый коммутатор выбирающий один из подключенных источников, выполненный в виде поворотной ручки или набора кнопок), кнопочка «mute» для мгновенного выключения громкости (при этом усилитель продолжает работать, а звука либо нет либо он совсем тихий) она полезна если срочно надо сделать тише, например если звонит телефон и надо ответить и последнее пожалуй, это ручка баланса левого и правого каналов (особенно полезна если вы выбираете ламповый аппарат, почему рассмотрим позже). Хотя последние две опции тоже не являются необходимыми и без них можно вполне обойтись. Я думаю, что обязательно найдутся те, кто возразит мне: «идеально настроенный усилитель это конечно хорошо, но почему бы не дать нам возможность выбора самим и всё таки не добавить в него эквалайзер или прочие настройки, а мы уж сами решим надо их задействовать или нет». На это я отвечу следующее, всё что находится между живым воспроизведением музыки и нашими ушами, в том числе и аудио аппаратура, тем или иным образом ухудшает звук что-либо из него убирая или добавляя что-либо своё, ранее отсутствующее в исходном сигнале. Так вот задача High-End аппаратуры свести это ухудшение сигнала к максимально возможному минимуму.

Источником ухудшения музыки в аппаратуре являются все элементы: транзисторы, лампы, резисторы, реостаты, катушки индуктивности, конденсаторы и т.д. и каждый их них влияет по своему. Поэтому задача разработчика High-End аппаратуры уменьшить количество этих элементов до минимально возможного количества и одновременно с этим выбрать детали максимально возможного качества, задача это не простая, отсюда и весьма большие цены. Схемы же эквалайзеров и других подобных настроек довольно сложны и содержат множество вышеупомянутых элементов, так что даже если вы не используете эквалайзер встроенный Ваш усилитель негативное его воздействие Вам обеспечено. Если же Вы так и остались при своём мнении и все таки хотите иметь его, то убедитесь, что на усилителе есть переключатель исключающий в случае необходимости цепь эквалайзера и общей цепи усиления сигнала, хотя, думаю, если Вы зайдёте к нам в Hi-Fi-Profi и послушаете предложенные компоненты Вы поймёте, то он Вам не к чему.

Что выбрать, одноблочный, двухблочный или трёхблочный усилитель? Разберёмся!

Теперь, когда мы разобрались с функциями и настройками усилителей, самое время поговорить о том из чего они состоят. Рассмотрим лишь общие черты и крупнейшие блоки, не вдаваясь в технические детали. Классический усилитель во всеобщем понимании это одноблочное (помещённое в один корпус) устройство усиливающее сигнал, в High-End аппаратуре же усилитель может состоять из двух или даже трёх полноразмерных аппаратов (а иногда и больше). Но зачем? – спросите Вы. Для ответа на этот вопрос обратимся к блок-схеме устройства усилителя. В общих чертах, опустив детали можно представить усилитель как устройство состоящее их трёх функциональных узлов:

1. Управление усилителем (ручки громкости, селектор входов и прочее) 2. Последовательность каскадов усиления 3. Блок питания

Если управление усилителем рассматривать не так уж интересно, то последовательность усилительных каскадов всё же рассмотрим. Все усилительные каскады делятся на три группы: 1) входной каскад, 2)выходной каскад, 3) все остальные между входным и выходным. Входной каскад является одним из самых важных, во-первых, он является «буферным», он согласовывает выходное сопротивление источника сигнала и входное сопротивление усилителя (поверьте, это очень важно), во-вторых он работает с крайне слабыми сигналами от источников. Как я писал выше любые радиодетали способны ухудшить звук и внести в него искажения, но искажения, внесённые в столь слабый сигнал, как тот который поступает от источника на входной каскад в итоге будут очень заметны, так как они как и музыка в дальнейшем будут усилены остальными усилительными каскадами, поэтому во входных каскадах применяют лучшие детали и хитроумные схемы. Но не только радиодетали способны ухудшить звук, мощные трансформаторы, вызывающие вибрации и сильные токи проходящие по остальным каскадам усиления создают электромагнитные поля воздействующие по законам физики на наш сверхчувствительный входной каскад, вызывая в неё «наводки» и искажения. Что же делать? Этот же вопрос задали себе конструкторы и разработчики аппаратуры и пришли к общему мнению, что входной каскад и органы управления надо вынести за пределы общего с остальными каскадами корпуса. Именно так появился такой компонент High-End стереосистемы как «предусилитель» (в лучших образцах предусилителей даже блок питания вынесен в отдельный корпус, чтобы предотвратить негативное влияние электромагнитного поля созданного трансформатором на «нежные» схемы и слабые сигналы предусилителя). То что не вошло в предусилитель (промежуточные каскады и оконечный каскад) осталось в отдельном блоке и получило название «усилитель мощности» или «оконечный усилитель». Таким образом High-End усилитель стал двухблочным предусилитель + усилитель мощности, что сразу отразилось на качестве в лучшую сторону.

Может быть и стоило бы на этом остановиться, но постоянное стремление к совершенству этого не допустило. Прошло немного времени и множество исследований и усилитель мощности разделили на два «моноблока». Моноблок – это усилитель мощности, усиливающий сигнал только одного канала (либо правого либо левого), поэтому для стереосистемы их потребуется два. Ну а это то зачем? – спросите Вы. Для ответа на этот вопрос обратимся к физиологии (поверхностно), а именно к слуху. Недаром нам даны два уха, на основании звуковой информации поступающей в каждое из них по отдельности мозг формирует пространственную картину расположения предметов издающих звук, для этого он анализирует разницу во времени поступления одного и того же сигнала в каждое ухо и разницу в уровне (громкости) сигналов для определения удалённости предметов. Именно этими эффектами пользуются при звукозаписи для того чтобы две колонки могли воспроизвести широкую звуковую сцену простирающуюся далеко за пределы акустических систем и комнаты прослушивания. Проще говоря если звук доносится только из одной акустической системы, например правой, а потом постепенно начнёт появляться в левой, а в правой наоборот стихать, то вам будет казаться что звук перемещается по комнате справа на лево. Из этого можно сделать вывод, что если сигнал одного канала будет проникать в другой, то пространственные эффекты, задуманные звукорежиссером и исполнителем будут искажены при воспроизведении и возможно именно это сможет помешать Вам насладиться любимой музыкой в полном объёме. Когда оба канала усиления заключены в один корпус они невольно воздействуют друг на друга как через всё те же электромагнитные поля, так и через общий трансформатор от которого они питаются. Именно для устранения этого вредного воздействия и разделили усилитель мощности на моноблоки, и сделали это совсем не зря.

Промежуточный итог: большинство производителей разделяют свои усилители на три комбинации:

1. Одноблочные усилители (ещё их называют полные или интегральные) как начальная стадия High-End, подходящая большинству как по качеству так и по цене. 2. Двухблочные комбинации «предусилитель + усилитель мощности», для энтузиастов в жизни которых музыка занимает большое место. 3. Трёхблочные комбинации «предусилитель + два моноблока» как Top High-End системы, обладающие бескомпромиссным звучанием. Это флагманы на создание которых бросаются силы лучших из лучших инженеров и только лучшие комплектующие. Заметьте, что я сказал «большинство производителей» не случайно, так как это всего лишь самая распространённая «классификация» по разделению целого усилителя на отдельные части с целью улучшения качества звучания. Некоторые производители пошли по другому пути и вынесли за пределы усилителя блоки питания, как самый большой источник помех оставив остальные узлы в одном корпусе. Вариантов очень много все не перечесть, поэтому без помощи профессионалов из Hi-Fi Profi можно ошибиться при выборе.

А теперь о главном, трёхблочный усилитель это ещё не гарантия превосходного качества звука, так как его покупка накладывает на Вас обязательство по выбору и приобретению высококачественных кабелей. Сэкономив на кабелях вы сведёте на нет все усилия создателя купленного Вами усилителя и в итоге у Вас останется только гордость что обладаете совершенным усилителем, а вот удовольствие от прослушивания будет не полным. Кабели, как отдельные полноценные компоненты стереосистемы мы также будем рассматривать в отдельном разделе.

Нужно отметить, что по настоящему качественно сделанные трёхблочные конструкции стоят достаточно дорого и звучат потрясающе, зато при некачественном исполнении у них будет больше недостатков чем достоинств. Поэтому при сравнении одноблочного и трёхблочного усилителей одной ценовой категории одноблочный полный усилитель будет звучать многократно лучше, так как имея возможность сэкономить на лишнем корпусе и источнике питания, кабелях и разъёмах разработчик может вложить эти деньги в более качественные детали, что окупится с лихвой. Так что не стоит гнаться за «трёхблочником» если бюджет немного поджимает (качественные моноблоки не могут быть дешёвыми), особенно сейчас, когда есть настоящие шедевры среди одноблочных интегральных усилителей. Ну а уж если есть желание и финансовая возможность то экономить на своём удовольствии не стоит, ведь живём мы один раз.

Сейчас есть очень интересные предложения для тех кто хочет приблизится к идеалу, но не может позволить себе полноценный трёхблочный усилитель – это интегральный усилитель с реализацией принципа «двойное моно». При этом в одном корпусе размещают оба канала усиления, но обеспечивают их полную изоляцию друг от друга и даже используют отдельный трансформатор для питания каждого канала и предусилительной части. Этот же принцип применяют в некоторых усилителях мощности, так что выбор вариантов по настоящему огромен, позвольте нам помочь Вам с ним определиться. Но всё это просто слова, окончательный выбор должны сделать Ваши уши.

Размер и вес имеет значение или несколько слов о блоке питания усилителя (для любознательных) Блок питания, никто раньше не уделял ему должного внимания. И действительно, вспомните все эти зарядные устройства, блоки питания, адаптеры, источники бесперебойного питания – всё это рассматривается, обычно, как нечто позволяющее самой технике работать, но не являющееся её важным компонентом. И вот только сейчас мы сможем осознать всю его значимость. Блок электропитания это один из важнейших узлов любого High-End компонента начиная от проигрывателя пластинок, где некачественный блок питания может привести к нестабильности скорости вращения двигателя, а следовательно и диска с пластинкой, что будет служить основной причиной детонации (это явление будет рассмотрено в разделе LP-проигрыватели) до мощных транзисторных моноблоков, где стоимость блока питания может достигать 60% стоимости самого устройства.

Как Вы уже догадались, наиболее важен блок питания в усилителях. Но почему? Для ответа на этот вопрос необходимо рассмотреть сам процесс усиления. Как известно энергия ни откуда не появляется и никуда не исчезает, а лишь преобразуется из одного вида в другой. Это же утверждение полностью справедливо и для усилителей. Усиленный сигнал, передаваемый в последствии на акустические системы это ни что иное как «преобразованная» энергия поступающая на усилительные каскады из привычной всем нам электрической розетки через тот самый блок питания. Что значит «преобразованная»? – спросите Вы. Попробую ответить. Итак, за усиление сигнала в усилителях отвечают такие детали как транзисторы (в транзисторных усилителях) и электронные лампы (в ламповых усилителях), принцип их действия идентичен; рассмотрим простейшие из них на примере обычного транзистора. Транзистор это электронный прибор (деталь) имеющий три вывода: эмиттер (к этому выводу подводится энергия от блока питания усилителя (постоянный ток)), коллектор (с этого вывода «преобразованная» энергия (усиленный сигнал) поступает на следующий каскад или на акустическую систему (если это уже последний каскад)) и база (сюда подводится слабый сигнал, который надо усилить), которая занимает место между эмиттером и коллектором. Как видите постоянный ток из блока питания направляется прямиком на акустические системы минуя транзистор (через область «база»), на котором его «заставляют» меняться со звуковой частотой (т.е как я уже говорил «преобразуют»). За то самое «преобразование» отвечает база к которой подведен сигнал который требуется усилить. То есть получается что слабый сигнал подведённый к базе управляет преобразованием энергии проходящей от блока питания к акустической системе. В этом т заключается процесс усиления сигнала. Простейшая аналогия поможет легко осознать этот сложный процесс. Представьте отрезок трубы посреди которой стоит вентиль и через эту трубу течёт вода с постоянной скоростью (это ток) и давлением (это напряжение). Труба до вентиля – это эмиттер, труба посте вентиля – это коллектор, а сам вентиль это база. Если периодически закрывать и приоткрывать вентиль (базу), то со стороны трубы-коллектора вода будет течь то быстрее то медленнее то сильнее то слабее. Именно так, как легким движением руки можно управлять большим объёмом воды, так же слабый сигнал подаваемый на базу управляет энергией поступающей из блока питания усилителя.

Теперь, я полагаю, у Вас не осталось сомнений, что блоком питания пренебрегать нельзя и что он обязательно должен быть высококачественным. Но что такое качественный блок питания, что это значит? Давайте разбираться. Задача блока питания превращать переменный ток в постоянный и понижать его напряжение до величины необходимой схемам усилителя. Значит первым параметром качества будет являться качество выпрямления тока (превращения переменного тока в постоянный, необходимый для схем усилителя), за это в блоке питания отвечают схемы выпрямителей и сглаживающие конденсаторы. Ведь если постоянный, некачественно выпрямленный, ток будет иметь некоторые колебания, то они смешаются со звуковым сигналом и мы сможем услышать их из акустических систем вместе с музыкой. Ну это теория, на практике такое сейчас трудно встретить, так как выпрямители практически везде используют хорошие. Гораздо более интересными являются другие параметры, а именно мощность трансформатора и суммарная ёмкость конденсаторов. Почему? Это довольно просто. Думаю про мощность трансформатора говорить не требуется, так как итак понятно, что чем она больше, тем больше шансов удовлетворить «запросы» усилительных каскадов, особенно выходного как основного потребителя. Куда более интересно обратить внимание на суммарную ёмкость конденсаторов блока питания. Этот параметр часто указывают в журнальных статьях, но я уверен, что не все знают зачем, что ж давайте разбираться.

Музыка состоит из множества частот и воспроизведение каждой из них требует от блока питания разного количества энергии, а именно тока. Если быть точным, то чем ниже частота звука, тем больше требуется тока для её правильного воспроизведения. Я не зря выделил слово «правильного», так как все частоты будут усилены и воспроизведены, но те для которых тока было недостаточно будут вялыми и сильно отличающимися от реальных. К чему я это говорю, а к тому что специфика конструкции и принцип действия трансформатора накладывают некоторые ограничения на скорость и объём подачи необходимого тока к каскадам. При воспроизведении сложных музыкальных моментов (например очень громких и особенно низких басов, таких как басовый барабан) «предложение» от блока питания не сможет удовлетворить «спрос» со стороны транзисторов, ток не успеет нарасти так быстро как требуется. Именно здесь мы вспоминаем про конденсаторы, которые, оказывается, не только сглаживают огрехи выпрямителя, но и запасают энергию на экстренные музыкальные моменты. Таким образом трансформатор постоянно заряжает блок конденсаторов, а они в свою очередь, обладая способностью к мгновенному разряжению способны в любое время доставить необходимый объём энергии прямо к эмиттерам транзисторов.

Выводы:

1. Блоком питания не стоит пренебрегать ни для одного компонента системы, особенно для усилителей 2. Если производитель техники предлагает модернизировать систему питания Вашего компонента, докупив выносной усовершенствованный блок питания, то этим необходимо воспользоваться и получить максимум качества и удовольствия 3. Блоки питания это единственный узел High-End системы где цифры могут говорить о качестве 4. Чем больше мощность трансформатора и банк конденсаторов, тем лучше (бывают редкие исключения)

Итак, мы рассмотрели краткую информацию об основных видах блоков питания (так как есть ещё экзотические импульсные и другие), многое написанное в этой главе затрагивает более глубокие темы такие как «взаимоотношения» усилителя и акустической системы, поэтому чтобы сформировать полное представление о принципах построения идеальной High-End системы я рекомендую читать разделы сайта не выборочно а подряд, а ещё лучше зайти к нам и узнать всё из первых уст.

И всё таки транзистор или лампа, вот в чём вопрос И что же всё таки лучше выбрать ламповый или транзисторный усилитель? Пожалуй споры и баталии между сторонниками каждой из этих технологий не смогут утихнуть никогда. Подумайте сами, если бы у одной их этих технологий было бы существенное преимущество во всём перед другой (в том числе общее качество звука), стали бы сотни производителей терять время на совершенствование менее перспективной технологии, имеющей весьма туманное будущее? Дело в том, и лампа и транзистор имеют свои достоинства и недостатки, если быть более точным, то они созданы каждый для своей музыки и для своего слушателя. Проще говоря достоинства и недостатки проявляются или не проявляются в зависимости от воспроизводимой музыки. Усилитель правильно подобранный под Ваши музыкальные вкусы просто не сможет проявить свои слабые стороны. Вы наверняка сейчас попробуете возразить: «Какие слабые стороны могут быть у High-End-а, ведь это же всё таки High-End!». Спешу заметить, что существуют по настоящему универсальные усилители для любой музыки, но цена на них достаточно высока. Если Вы обладаете практически неограниченным бюджетом, то сделать выбор будет достаточно не сложно, купив лучшее из лучшего, но если Ваш бюджет слегка поджимает, то мы с удовольствием поможем Вам сделать правильный выбор. Забавный факт, большинство опрошенных мной людей не увлекающихся High-End-ом, но что-либо слышавших о нём называют ламповые аппараты образцами идеального звука. Не буду, впрочем, ни опровергать ни подтверждать эти высказывания, ведь выводы делать только Вам, а я лишь помогу найти к ним правильную дорогу. Самым большим заблуждением и самой большой ошибкой среди энтузиастов High-End-а, является любовь к ламповой аппаратуре только потому что она ламповая. Любую High-End аппаратуру необходимо прослушать и только после этого делать выводы, ведь как среди транзисторных изделий так и среди ламповых есть варианты не заслуживающие внимания со стороны аудиофильской среды.

Итак, чтобы разобраться что же всё таки лучше для Вас, поговорим для начала об идеале. Первое и самое главное то, что идеальный усилитель (как и любой другой компонент системы) не должен «звучать», звучать должна только воспроизводимая музыка, а сам усилитель должен оставаться абсолютно нейтральным и не накладывать на музыку своего «звукового отпечатка». Из этого следует, что идеальные ламповые и транзисторные усилители должны «звучать» одинаково, то есть не «звучать» вовсе. Именно поэтому сравнивать между собой самую совершенную и дорогую аппаратуру из области High-End-а крайне сложно даже настоящим профессионалам, так как её «нейтральность» максимально к приближена к идеальным значениям и уловить свойственный каждому образцу звуковой почерк бывает очень сложно. И наоборот среди более доступной аппаратуры различия будут заметны не только между лампами и транзисторами, но и внутри этих категорий.

Поговорим вначале о звучании музыки без технических подробностей. Сторонники ламповой аппаратуры называют неоспоримым её преимуществом тёплое и живое звучание музыки, натуральность воспроизведения высоких частот и тембров музыкальных инструментов, красивый вокал и стереопанораму. Да, это действительно так, это свойственно лампам, но будьте бдительны, все эти черты должны проявляться только там где это действительно нужно, там где это записано на диск или пластинку. Если вся Ваша музыкальная коллекция от классической музыки до Rammstein и Metallica без исключения начала звучать мягко и мелодично то это должно Вас насторожить, это явный признак некачественного лампового усилителя, усилителя накладывающего свой явный «звуковой отпечаток» на Вашу любимую музыку и уводящий Вас от идеального её воспроизведения. На качественном усилители каждое музыкальное направление и каждый исполнитель в отдельности может проявить свою индивидуальность исполнения, на не качественном же все исполнители и стили «зачёсываются» под одну гребёнку и звучат практически одинаково (это же свойственно и для некачественных транзисторных усилителей). К недостаткам же ламповой аппаратуры можно отнести некоторые сложности с воспроизведением низких частот и басов, сложность процесса подбора акустических систем и дополнительные затраты на обслуживание. Лампы со временем меняют свои характеристики и их надо подстраивать, с течением времени они выходят из строя и их надо менять на новые. Но в тоже время возможность устанавливать лампы разных производителей в Ваш усилитель даёт Вам возможность безграничных экспериментов со звучанием. Сложности с воспроизведением баса и низких частот ощутят на себе любители электронной и клубной музыки. Хочу заранее отметить, что отчаиваться не стоит, так как этот недостаток можно минимизировать тщательным подбором акустических систем (здесь Вам без помощи профессионалов из Hi-Fi Profi будет не обойтись), заметьте минимизировать, но не убрать полностью, так как это специфика ламповой техники. Басы у ламп более округлые и чуть менее резкие и внезапные. Это менее заметно на акустических ударных инструментах, чем на электронных, которые могут показаться чуть вялыми и расплывчатыми. Этот эффект связан с тем, что лампа не может обеспечить большие токи которые требуются для правильного воспроизведения низких басов.

Основными аргументами сторонников транзисторного High-End-а являются большая чем у ламп детализация музыка, мощные глубокие басы, полное отсутствие затрат времени и денег на обслуживание аппарата и более лёгкий процесс подбора акустических систем. Но не будем спешить с выводами и разберёмся во всём по порядку. Детализация у транзисторных усилителей конечно может быть чуть больше, чем у ламповых. Но только немного больше, здесь тоже надо быть осторожным при прослушивании, так как слишком высокая детализация граничит с таким опасным явлением как «зернистость» звука, звук становится колким и резким в том числе там где он таковым быть не должен. То есть как видите ситуация с некачественными транзисторными усилителями прямо противоположная той что складывается у некачественных ламповых аппаратов с повсеместной излишней мягкостью. Если обобщить, то и лампы и транзисторы вместе идут к идеалу, к золотой середине только с разных сторон. По поводу басов и вообще низких частот транзисторные аппараты неоспоримые лидеры (бывают и достойные ламповые агрегаты, но цены на них очень высоки). Но это ещё не повод для всех отказываться от ламп, это лишь сигнал для любителей клубной или электронной музыки или просто музыки с огромным количеством басовых партий, если же Вы слушаете классику, блюз, соул и любите вокал, то ламповая техника обязательно должна оказаться в списке претендентов на прослушивание. Если подвести некий промежуточный итог вышесказанному, то абсолютного идеала не существует, каждый вид усилителей идеален для определённой музыки и это надо учитывать при его выборе. Идеальный ламповый и транзисторный усилители «звучат» одинаково, а именно не «звучат» и остаются нейтральными, то есть чем выше качество транзисторного и лампового усилителей, тем сложнее услышать разницу между ними при их прослушивании.

Всё ещё не определились с выбором? Всё ещё мечетесь между лампами и транзисторами? Ваша коллекция музыки столь разнообразна, что не подпадает под один из вариантов? Тогда именно для Вас были созданы гибридные усилители. Гибридный усилитель – это аппарат использующий как лампы так и транзисторы, чтобы взять лучшее из двух миров. И как более «продвинутый» вариант гибридного усилителя – это комплект из лампового предусилителя и транзисторного усилителя мощности (или двух моноблоков). Это конечно не панацея, так как требуется не малый опыт чтобы подобрать одно к другому, но при грамотном подборе результат будет весьма хорош. Теперь самое время подойти к рассматриваемому вопросу с технической точки зрения и заодно выяснить почему я упомянул лампы именно в предусилителе, а транзисторы в оконечном. С технической точки зрения ламповые усилители выглядят весьма не совершенными, а их технические параметры, порой, даже смешными. Подумайте сами что такое 15 Ватт среднего лампового однотактного усилителя против 1000 Ваттных транзисторных моноблоков. Но не надейтесь, не всё так просто как кажется. У ламповых аппаратов есть козырной туз в рукаве – это их специфические гармонические искажения. К слову сказать гармонические искажения создаёт вся усилительная техника (в том числе и транзисторная) и не только. «В чём же их специфичность?» — спросите Вы, ведь они же гораздо больше чем у транзисторных, 1-5% у ламп против 0,001-0,1% у транзисторных (цифры взяты среднестатистические, так как имеются и исключения). Для того чтобы понять это сначала необходимо разобраться что же такое гармонические искажения. Не вдаваясь в сложные определения скажу просто, после усиления в сигнале появляются дополнительные частоты которых не было до процесса усиления, причём они кратны основной частоте (бывают и некратные интермодуляционные искажения, их мы здесь не рассматриваем, чтобы не усложнять пример). Например при усилении сигнала 1000 Герц (основная или первая гармоника) на выходе также будет присутствовать 2000Гц (вторая гармоника), 3000Гц (третья гармоника) и так далее, только каждая следующая звучит тише предыдущей (хотя все они тихие, но создают дополнительный музыкальный фон, мешающий восприятию музыки такой какая она есть). Так вот у ламп эти гармоники заканчиваются на 3-ей максимум 4-ой, а у транзисторов простираются вплоть до 7-й, 9-й, а иногда и дальше. Учёными доказано что гармоники низкого порядка (1-я, 2-я, 3-я и т.д.) хуже воспринимаются человеческим ухом (их меньше слышно, они для слуха практически незаметны), чем гармоники высших порядков (7-я, 8-я и т.д.), даже при условии того что в процентном соотношении присутствие низших гармоник будет в десятки раз превосходить высшие. Проще говоря для нашего слуха 5% искажений на первых гармониках значительно менее заметны, чем 0,1% искажений на гармониках старшего порядка. Вывод «ламповые» искажения для нас менее заметны чем «транзисторные». Этот пример достоверен при сравнении абсолютно идентичных по всем остальным параметрам идеальных представителей обоих видов усилителей, но практике довольно часто могут встречаться исключения. Но тем не менее это является причиной наиболее частого применения ламп в предварительных усилителях, так как сигнал в них ещё слабый и вносить в него вредные искажения весьма нежелательно, а ламповый предусилитель в этом случае меньшее их двух зол. И к слову сказать ламповые схемы гораздо проще, чем аналогичные схемы в транзисторном исполнении, короче путь сигнала и меньшее количество радиодеталей на пути его прохождения, что так же снижает риск появления каких-либо дополнительных искажений.

С чем точно не поспоришь, так это с тем как сложно подобрать к ламповому усилителю подходящую акустическую систему. Почему? Всё просто! Примерно 90-95% всей акустики делится на две большие группы это 4-х омная и 8-ми омная. Из школьной физики мы помним, что если сопротивление падает, то ток должен пропорционально расти при прочих неизменных. Получается что для 4-х омной акустики, чтобы она «раскачалась» также как 8-ми омная требуется в два раза больше тока, который подавляющее количество ламповых усилителей обеспечить не может. Поэтому выхода лишь два, или отказаться от прослушивания 4-х омных моделей акустических систем и сконцентрировать внимание на 8-ми омных или приобрести ламповый усилитель имеющий выходной трансформатор (далеко не улучшающий звук) и клеммы для подключения 4-х омной акустики (кстати не забывайте, что проблема с чуть «вялым» басом, описанная выше, всё ещё остаётся). Ситуация кажется тупиковой? А ведь нет, здесь нам на помощь как раз придёт транзисторный оконечный усилитель, для которого ток не является проблемой.

Что ж, рассматривать эту тему можно очень долго, но мы пожалуй остановимся на самом главном, что было описано в этом разделе. Как видите вариантов очень много и не имея специальной подготовки сделать правильный выбор весьма сложно. Не рискуйте своими средствами и временем, зайдите к нам в Hi-Fi Profi и позвольте профессионалам решить все Ваши задачи по проектированию High-End стереосистемы вашей мечты.

В нашем салоне мы готовы предложить Вам сравнительное прослушивание как транзисторных, так и ламповых усилителей. Мы располагаем транзисторными усилителями таких брендов как ARCAM, АТС, Audio Analogue, Audio Physic, AudioControl, Audionet, Bluenote, Boulder, Bryston, C.E.C, Cambridge Audio, Cary, Chord, Clearaudio, Copland, Cyrus, Denon, Densen, Electrocompaniet, Grado, Hegel, Holfi, Jeff Rowland, Marantz, Micromega, Musica, Nagra, North Star Design, NuForce, Onkyo, Ortofon, Primare, Rega, Roksan, Rotel, Simaudio, T+A, Wadia, Yamaha

В качестве ламповых примеров готовы предложить Audio Note, Ayon Audio, Cary, Copland, Fatman, Herron Audio, Leben, Manley, Musica, Nagra, Nightingale, Pathos, PrimaLuna, T+A, Triode

↑ Питание

Аноды ламп запитаны от электронного дросселя на полевом транзисторе IRF830. Эту схему я пояснял в своих предыдущих статьях. Накалы ламп 6Н2П и 6П14П запитаны от постоянного тока через регулируемый стабилизатор LD1084V нагрузочной способностью до 5 А.


Опытным путём мною было установлено, что в цепи регулировки необходим резистор (R20) номиналом 1К, для того чтобы добиться выходного напряжения 6,3 В под нагрузкой (6,5В на холостом ходу). На вход диодного моста необходимо подать не менее 7 В переменного тока, для этого я соединил последовательно обмотки 11-12 и 15-16.

А что в итоге?

Традиционно подытожим базовые принципы выбора комплекта акустики и вариантов подключения проигрывателя виниловых пластинок.

Возможные варианты:

  • проигрыватель со встроенным фонокорректором → усилитель/ресивер → пассивные колонки;
  • проигрыватель → внешний фонокорректор → усилитель/ресивер → пассивные колонки;
  • проигрыватель → усилитель/ресивер со встроенным фонокорректором → пассивные колонки;
  • проигрыватель со встроенным фонокорректором → активные колонки;
  • проигрыватель → внешний фонокорректор → активные колонки;
  • проигрыватель → активные колонки со встроенным фонокорректором.

Наиболее гибким, конечно, будет использование фонокорректора как отдельного устройства. Вы можете максимально проапгрейдить проигрыватель и купить совершенно фантастическую акустику, упершись в потолок своих возможностей, но замена фонокорректора на более продвинутую модель всегда позволит продолжить модернизацию системы. А выбор какой-то определенной модели может придать вашему комплекту настолько индивидуальное звучание, какого вы никогда не добились бы, используя встроенные решения. Но помните, что бы мы тут для вас ни написали, окончательный выбор всегда за вами.

Приятного прослушивания.

↑ Полная схема усилителя

Общая схема имеет следующий вид.


Есть особенность, на которую я бы хотел обратить внимание. Это использование сеточных резисторов R33 и R35 (R49 и R51) номиналом 470 K может привести к саморазогреву ламп 6П14П, если они старые. При использовании свежих ламп можно не бояться этого явления, но в случае неуверенности в добротности, стоит уменьшить сеточное сопротивление до 330 K.

↑ Печатная плата

Схема заработала сразу и настройки не потребовала. А вот борьба с вихревыми токами и токами компенсации заслуживает особого внимания. Вот вид печатной платы.


На ней есть два места с подписью «Возможная коммутация минуса». Это точки сведения минусов двух блоков питания – анодного и накального. Соединения этих двух точек воедино в разных случаях даст разный результат: как ослабление, так и усиление фона. Нашёл на корпусе точку соединения с общим сигнальным минусом, в которой фона на выходе меньше всего. После, поочерёдно пробовал соединять отмеченные точки на плате, дабы фона не было вообще.
Места под радиаторы транзистора цепи электронного дросселя и регулируемого стабилизатора на плате мало, поэтому я использовал Г-образный радиатор.

Используемые выходные трансформаторы ТП-135-15-ТВ3-10 приспособлены для печатного монтажа и располагаются непосредственно на плате.

После публикации статьи «Многоканальный 5.1 ламповый усилитель», в которой я использовал трансформаторы ТП-135 как выходные, мне несколько раз писали, что эти трансформаторы очень плохи, но не приводили никаких аргументов. Всем кто заочно раздаёт диагнозы, хочется посоветовать следующую методику. Используйте цифровой двухканальный осциллограф с опцией «математические операции», подключитесь к первичной и вторичной обмоткам трансформатора, настройте ослабление в первичной цепи пробником, или дополнительным сопротивлением и с помощью функции «математика» вычтите один сигнал из другого. На выходе вы увидите практически идеально прямую линию, как под статической, так и под динамической нагрузкой.

Искажения, заявленные оппонентами, в трансформаторе ТП-135 не обнаружены.

Как устроен виниловый проигрыватель

  • Адаптер заполняет большое центральное отверстие пластинок старого формата.
  • Слипмат удерживает пластинку от скольжения по платтеру. Бывает фетровый или резиновый, фетр бережнее.
  • Платтер, или опорный диск, вращается, чтобы вращать пластинку. Для устойчивости нужен потяжелее.
  • Фонокорректор преобразовывает сигнал для линейного входа, это связующее звено между проигрывателем и усилителем.
  • К выходам подключаются колонки, наушники, усилитель. Чем больше таких разъёмов, тем лучше.
  • Антискейтинг выравнивает тонарм относительно центра канавки.
  • Противовес регулирует прижимную силу, чтобы игла не передавливала пластинку и в то же время плотно вставала в канавку.
  • На тонарм прикреплён картридж с иглой. Для новичков лучше подойдёт тонарм с заводской настройкой.
  • Картридж с иглой снимает звук с пластинки. Бывают МС- и ММ‑картриджи: МС используют для Hi‑Fi‑систем (аппаратуры, которая воспроизводит звук максимально близко к оригинальному); ММ подходит и для прослушивания, и для диджеинга. Важно, чтобы картридж был заменяемый.
  • Корпус защищает внутренние компоненты проигрывателя и поглощает вибрации. Лучше брать потяжелее: от 4 кг.
  • Переключатель скорости нужен для воспроизведения аудио с пластинки на той скорости, которая на ней указана, — 33 или 45 оборотов в минуту.

↑ Две компоновки корпуса

Дело дошло до корпуса. У заказчика был раздербаненый виниловый проигрыватель «Мелодия-103 стерео», не подлежащий восстановлению, и со сдохшим внутри тараканом. Тут-то меня и посетила мысль использовать его корпус как основу. Начертил макет расположения элементов внутри корпуса.


В задней части располагаются два силовых трансформатора ТН-56 и ТА-199, экранированные от выходов и основной платы. Напротив них располагаются все навесные элементы, связанные с сетевым питанием — гнездо питания и предохранителя, выключатель. С левого бока крепятся платы предусилителя и блока питания предусилителя. Вход расположен на передней панели.
Показал заказчику. — Нет-нет, все коммутации мне нужны сзади и выходы и вход. А в остальном всё норм. — Но это чревато проблемами в виде наводок. — Ну, ведь можно что-то с этим сделать? — Можно экранировать, но это дополнительные проблемы.

Новый и конечный макет расположения элементов имел следующий вид.


Выходы расположены на задней панели над входом.

Приступил к реализации макета корпуса. Забрал у заказчика пустой корпус от «Мелодии-103», разобрал на детали, выкинул лишнее. Отпилил заднюю и переднюю панели под размеры заказчика. Собрал воедино, получился прямоугольник, состоящий лишь из задней, передней панели и боковых стенок. Нижняя крышка оригинальной «Мелодии-103» выполнена из ДСП и вся в технологических отверстиях, мне такое не подходит и она отправляется на помойку. Новую нижнюю крышку решил сделать из ламината, он намного прочнее.


В целях экранирования проклеил дно металлизированным скотчем, предварительно промазав суперклеем для надёжности. Боковые стенки для прочности стянул тремя крепёжными полотнами, на которые установил 4 штифта для крепления основной платы. Просверлил отверстия под навесные элементы и зачистил всё шкуркой под грунтовку.


Прогрунтовал.


Первая грунтовка показала все не устранённые изъяны поверхности.


Пришлось более тщательно обрабатывать поверхность шкуркой и зашлифовывать шлифовальным полотном. Прогрунтовал второй раз. Всё получилось хорошо. На место предполагаемого входа на задней панели запаял лужёный кусок текстолита, на который будет запаян экран.


Экран входного гнезда решил так же сделать из текстолита. Нарезал заготовки, пролудил их с внутренней стороны и спаял всё воедино.


Просверлил отверстие под провод и пролудил заднюю стенку. Провод предполагалось использовать экранированный, а экран наглухо опаять вокруг выходного отверстия. Покрасил корпус чёрной матовой краской и установил силовые трансформаторы.


Прикрутил крепеж верхней крышки. Их сделал из мебельных уголков, на которые при помощи паяльной кислоты запаяны шайба и гайка диаметром 4 мм. Для наилучшей симметрии над отверстием перед пайкой следует скрепить шайбу и гайку к уголку при помощи болта. Только во время пайки надо быть аккуратнее, чтобы не припаять ещё и болт. После того как уголок остыл, болт выкручивается.


Закрепил предусилитель и блок питания предусилителя на корпусе.


Плату предусилителя закрыл экраном.


Поставил разделительный экран между силовыми трансформаторами и основной платой. На штифты установил плату, закрепил всю недостающую фурнитуру передней и задней панели. Провёл монтаж проводов.

В таком виде повёз заказчику на предварительное прослушивание. — Всё круто звучит. — Точно? — Точно, доделывай верхнюю крышку и привози окончательно.

Верхнюю крышку сделал из металла. Силовые трансформаторы выше основного корпуса, так что додумывал порожек.


Кусок металла был не первой свежести, и пришлось постараться, чтобы снять с него всю ржавчину. После прогрунтовал и покрасил. Отверстия под панельки сверлил изначально сверлом на 16 и рассверливал стоматологическим буром до диаметра 20 мм. Распечатал свой лейбл на фотобумаге, вырезал и приклеил к верхней крышке на суперклей.

Описание

Проигрывание музыки на виниловом устройстве дает качественный звук, возвращает в прошлое, создает неповторимую атмосферу для любого стиля. Колонки для винила отличаются высокой передачей чистого звука, идеально передают плотность и воздушность записи.

Виды в зависимости от наличия стереоусилителя:

  • Пассивные. Такой вид подразумевает наличие специальных стоек и стереоусилителя для максимальной передачи звучания. Встречаются также комбинированные модели, но очень редко.
  • Активные. Для их работы не требуется усилитель, только сам источник звука и 2 колонки. Вся необходимая аппаратура находится внутри колонок.

Виды в зависимости от расположения:

  • Напольные. Устанавливаются непосредственно на пол, дают объемный звук, но при этом не рекомендуются для использования в помещениях размером менее 17 кв.м.
  • Полочные. Устанавливаются на полки (на стол, подставки и др.), или же на специальные стойки. Также есть модели предусматривающие подвешивание системы на стену (сзади находится специальное отверстие под шуруп). Недорогой вариант, но не обеспечит такой объемный звук как напольная, басов тоже будет меньше.

Лучшие производители

Рассмотрим, самых известных производителей на мировом рынке:

  • Yamaha. Японская компания, работающая на рынке с 1887 года, постоянно совершенствующая свою продукцию. Производит аппаратуру как для бюджетного сегмента для домашнего использования, так и для профессионалов.
  • ELAC Solano. Немецкая компания с многолетними традициями по качественному и недорогому изготовлению различной аппаратуры. Основана в 1926 году.
  • Advance Acoustic. Французский производитель на рынке с 1995 году, центральный офис находится в Париже. Для них на первом месте стоит качество продукта, этот критерий вывел фирму в лидеры по производству музыкальной аппаратуры различной направленности.
  • Monitor Audio. Британская компания является лидером по производству акустических систем класса hi-fi, используемых в стереосистемах и многоканальных системах пространственного звучания.
  • Sony. Японская фирма основана в 1946 году, производит различную технику высокого уровня работоспособности. Известный бренд во многих странах. Их продукция пользуется большим спросом, она имеет приемлемую стоимость и долговечность работы.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]