А ну-ка, покрутись!
Сохранить и прочитать потом —
Винил – формат-долгожитель, который и не собирается умирать. С начала революции компакт-дисков в середине восьмидесятых и до конца прошлого века в нем едва теплилась жизнь, однако с тех пор – медленно, но верно – продажи виниловых пластинок растут.
И это замечательно, поскольку он способен создавать фантастический звук, если не пожалеть усилий на настройку. Именно в этом заключается его главная особенность в отношении прочих форматов. В отличие от цифровых носителей и устройств небрежность при установке может совершенно исказить звучание.
На рынке немало отменных моделей класса «включи и играй», а настройку более капризного проигрывателя можно заказать у продавца. Но если вы не боитесь «запачкать руки», то можете многое сделать самостоятельно и максимально полно реализовать возможности вашей вертушки.
Итак, если хотите узнать все секреты лучшего звука, от установки тонарма до настройки картриджа, или же готовитесь к покупкам в черную пятницу – в этом обзоре вы найдете все, что нужно.
Как работают виниловые пластинки?
Внимательно посмотрите на диск. Спиральная канавка заполнена множеством мельчайших бугорков, которые приводят в движение иглу головки звукоснимателя (картриджа). При помощи электромагнитного механизма в ее корпусе это движение преобразуется в электрический сигнал.
Тонкий алмазный наконечник иглы должен реагировать на бугорки величиной в микрон (одна тысячная миллиметра) – это очень сложная задача! Любые колебания, дошедшие извне, ухудшают способность картриджа к передаче информации с диска.
Возмущения могут вызываться разными причинами: это может быть звук из колонок, шаги, передающиеся по полу, и даже уличный транспорт, если стены дома не защищают от вибрации, вызванной его движением. И это вовсе не шутка.
Проведите эксперимент: установите иглу картриджа на диск, но не включайте двигатель. Поднимите громкость усилителя и легонько постучите по стойке под проигрывателем и по нему самому, а потом прогуляйтесь рядом с местом его установки. Гулкий звук, который вы услышите из колонок, порожден механической энергией, воспринятой вертушкой. Ужасно громко, правда?
При воспроизведении винилового диска эта «лишняя» энергия по-прежнему передается на проигрыватель, не только усложняя его работу, но и внося свой вклад в звучание. В результате в лучшем случае его качество слегка понизится; в худшем – зловещая обратная связь совершенно испортит все дело.
Именно поэтому, если вы мечтаете о качественном звуке, прежде всего, позаботьтесь о надежности установки проигрывателя.
Занимаемся подвесом: осторожность прежде всего
От правильной настройки тонарма во многом зависит качество звучания
При регулировке подвеса винилового проигрывателя необходимо строго следовать инструкции производителя (они всегда прилагаются к агрегату). Если инструкция была утеряна, лучше всего обратиться к специалисту. Наверное, это будет самым верным решением. Но если вы знаете, как настраивать данный вид техники, то можно попробовать отрегулировать подвес самостоятельно.
Итак, когда нужно откорректировать положение пружин подвеса шасси, то в первую очередь, необходимо освободить доступ к нижней части аппаратуры. Приподнимите проигрыватель и поставьте его на 4 опоры, которыми в данном случае могут выступить даже жестяные банки из-под консервов. При регулировке пружин положение шасси, вес должны быть заданы максимально точно. Для этого, как правило, регулируют перемещение системы подвеса (вниз – вверх). Вращайте гайку на 1-ом из торцов пружины или поверните целиком всю пружину, регулируя горизонтальность положения и высоту.
Эти действия нужно выполнять шаг за шагом, очень осторожно и медленно, проверяя результат после каждого изменения. Регулировку пружин следует делать до тех пор, пока вы не придете к следующему результату в поведении подвеса: по всей своей поверхности опорный диск должен быть поднят максимально ровно над корпусом вашего агрегата; площадка, на которой крепится тонарм, должна быть в горизонтальном положении и должна находиться в 1-ой плоскости с корпусом винилового проигрывателя; нажимая на центр тяжести подвешенной части шасси техники, вы сможете вызвать ее свободное колебание (строго вниз и вверх, вращательные или боковые смещения не допустимы). Если у вас хотя бы на одном из этапов постоянно возникают ошибки и трудности, то не стоит продолжать мучиться. Несите проигрыватель к специалисту.
Все, что нужно знать о приводном ремне
Приводные ремни (если он есть в проигрывателе) бывают разными: есть варианты, которые требуют обработку тальком, другие должны оставаться скользкими, третьи обладают мягкой матовой основой и иные типы. Чтобы произвести грамотную установку, регулировку или чистку этой детали, следует обратиться к инструкции, в которой производитель оговаривает все требования к методам ухода, гарантирующим хорошее сцепление ремня и безопасность.
При работе с приводным ремнем всегда помните, что на проигрывателе должно присутствовать все необходимое для проигрывания винила – мат, пластинка, опорный диск и прижим. Тогда установка или замена ремня будет успешной.
Выбор места для установки
Идеальная стойка под проигрыватель – совершенно горизонтальная, низкорезонансная и установленная максимально далеко от источников вибрации, включая АС.
Для жесткого бетонного пола оптимальной будет напольная стойка; а вот на подвесном деревянном полу она усилит воздействие шагов. В этом случае мы рекомендуем специальную настенную полку; она позволит полностью устранить проблему шагов. Только не забудьте о надежных болтах и креплениях, иначе последствия могут оказаться слишком разрушительными.
Большинство проигрывателей снабжены какой-либо разновидностью изоляции – от простейших резиновых ножек вплоть до продуманной системы полной подвески. Чем она лучше, тем менее капризна вертушка к месту установки. Модель любой конструкции всегда выигрывает от грамотного расположения и солидной опоры.
Как разместить проигрыватель
Проигрыватель требует бережного обращения, которое начинается уже в момент его расположения.
Проигрыватель должен занимать горизонтальное положение. Оптимальным местом станет ровная поверхность, изолированная от внешних колебаний. Это нужно, чтобы калибровать устройство перед каждым прослушиванием не пришлось. В идеале нужна отдельная полка, прикрепленная к капитальной стене.
Вооружитесь пузырьковым уровнем, чтобы выверить наклон опорного диска и четырех углов стола. Дальше стоит открыть инструкцию, которая приложена к вашей модели проигрывателя или его комплектующим. Если там указаны методы, отличные от описанных ниже, следуйте им.
Выравнивание проигрывателя
После того как идеальное место для проигрывателя найдено, необходимо его выровнять. Нужно убедиться в том, что все его элементы строго горизонтальны, тогда иглу можно будет точно опустить в канавку. Воспользуйтесь для проверки спиртовым уровнем.
Начните со стола. Если стойка сама по себе горизонтальна, как это и должно быть, остальное не составит проблемы. Но если по какой-либо причине вам требуется доводка, на этот случай многие проигрыватели оснащаются настраиваемыми ножками.
Теперь пора проверить горизонтальность опорного диска. У большинства моделей его положение фиксировано относительно стола – они параллельны друг другу, если только не случилось чего-то непредвиденного. Проигрыватели с подвеской позволяют слегка менять их взаимное расположение.
Обычно выравнивание выполняется на месте, но некоторым моделям требуется специальное приспособление, за которым придется ехать к продавцу.
Уровни для винила в нашем каталоге
Конструкция проигрывателя
Проигрыватель винила — электромеханическое устройство, в котором каждый компонент имеет свою функцию и влияет на воспроизводимый звук. Для правильной и точной установки проигрывателя разберем его конструкцию. Общая схема проигрывателя:
- стол (или шасси);
- опорный диск;
- привод;
- тонарм;
- головка звукоснимателя.
Механизм работает так: опорный диск на шасси вращается с помощью привода. Над диском нависает тонарм с закрепленной на хедшелле (так называется крепежная площадка для картриджа) головкой звукоснимателя. Звукосниматель бороздит по канавкам пластинки, игла считывает дорожки и преобразует колебания в сигнал, который поступает на встроенный или внешний фонокорректор, а оттуда — на наушники или в динамики.
Заверения компаний и продавцов о полностью преднастроенных устройствах отчасти правдивы, но все равно следует воспринимать их с долей скепсиса. Производители аудиотехники начального уровня, которая работает по принципу plug and play, часто стараются освободить пользователя от настройки. Но не стоит забывать, что ограниченные возможности регулировки подразумевают, что звучать все тоже будет посредственно.
Настройка прижимной силы
Во времена расцвета винила многие любили менять и сравнивать проигрыватели, тонармы и картриджи. Приверженцам такого подхода ничто не мешает применять его и сегодня, однако большинство моделей поставляются уже с тонармами, к ним остается только подобрать картридж. А в самом бюджетном ценовом сегменте нередко и головка звукоснимателя входит в комплект, что еще больше упрощает жизнь. Впрочем, без некоторой доводки и в этом случае не обойтись.
Настройка тонарма и картриджа обычно производится одновременно. Если картридж уже установлен на тонарм, нужно только задать прижимную силу (посредством перемещения противовеса на заднем конце тонарма) и выставить смещение для компенсации скатывающей силы, действующей на внутреннюю сторону канавки.
Производитель головки звукоснимателя указывает рекомендованный диапазон значений прижимной силы – как правило, он составляет от 1,5 до 2,5 граммов – и одно основное значение. С него-то и стоит начать, но, учитывая различные технологические допуски компаний и использование разных тонармов, стоит поэкспериментировать. Однако постарайтесь не выходить за рамки рекомендованного диапазона.
Если звук кажется пресным и безжизненным, то прижимная сила слишком велика; неплотное и агрессивное звучание говорит о ее слишком низком значении. Если переборщить с легкостью, игла будет перескакивать с канавки на канавку, при этом повреждая их. Если сомневаетесь, установите чуть более высокий вес, как бы это ни казалось странным. Положение иглы в канавке будет более стабильным, привнося меньше искажений в звук и причиняя меньший ущерб диску.
Большинство противовесов снабжены маркировкой; если же хотите добиться максимальной точности, купите специальные весы для картриджа. Они бывают разными: дорогие цифровые обеспечивают высокую точность измерений, но и пластиковые вполне справляются с делом, а стоят при этом всего несколько фунтов.
Этап 2. Настройка картриджа
Каждая головка звукоснимателя, непосредственно перед эксплуатацией должна пройти процедуру предварительной настройки. От того как будет расположена звукоизвлекающая игла зависит площадь и угол ее соприкосновения с дорожками пластинка, а, соответственно, и глубина, насыщенность и частотные характеристики снимаемого звука.
Несмотря на то, что выставление иглы можно выполнить с помощью обычной линейки, для правильной настройки картриджа существует профессиональный транспортир. Оптимальное расстояние от иглы до ножки звукоснимателя составляет 50 мм.
Для регулировки уровня вылета иглы на головке звукоснимателя предусмотрены два крепежных винта (зависит от конкретной модели). Немного послабив их, вы сможете переместить каретку. Установив иглу на уровне 50 мм, зафиксируйте прижимные винты.
Следующий немаловажный момент заключается в правильном выставлении азимута головки звукоснимателя. Для этой процедуры нам понадобится зеркало.
- Положите зеркало на планшайбу.
- Подведите тонарм и опустите головку звукоснимателя на зеркало.
- Обратите внимание на то, чтобы головка лежала строго перпендикулярно.
Для регулировки азимута обратите внимание на тонарм. У основания головки звукоснимателя на ножке тонарма (в нижней ее части) есть крепежные винты. Послабив их, поверните патрон таким образом, чтобы угол между иглой звукоснимателя и планшайбой (зеркалом) составлял 90 градусов.
Настройка азимута предусмотрена и в некоторых моделях звукоснимающих головок. В таком случае, регулировать азимут с помощью тонарма нет необходимости.
Настройка высоты тонарма и ориентации картриджа
Большинство проигрывателей средней и верхней категорий позволяют настраивать высоту тонарма. Чаще всего он располагается параллельно плоскости пластинки, хотя это зависит от дизайнерской концепции производителя. В общем случае при слишком высокой установке тонарма звук при увеличении громкости становится ярким и напористым, при слишком низкой – наоборот.
Если картридж не установлен в тонарм, придется немного поработать. Большинство моделей крепятся при помощи двух болтов. Будьте внимательны: они очень маленькие и легко теряются. У некоторых моделей в корпус встроены закладные гайки, которые упрощают процесс.
После установки картриджа в тонарм к нему необходимо прикрепить тонкие и хрупкие провода. Для удобства они окрашены в разные цвета. В корпусе головки звукоснимателя очень мало места, так что для монтажа вам понадобятся маленькие длинногубцы. Будьте осторожны: повредить контакты и даже сами провода не так уж сложно.
Далее необходимо выровнять картридж. Это делается при помощи шаблона. Можно купить дорогой металлический, но и простой картонный из комплекта поставки вполне справится с делом. На нем обычно имеются две точки, окруженные параллельными линиями.
Поместив иглу в каждую из двух точек, убедитесь, что корпус звукоснимателя выровнен по этим линиям. Процесс требует терпения, но после того, как картридж будет установлен должным образом, игла станет располагаться под правильным углом к канавке диска, что снизит уровень искажений и износ пластинок.
Не пожалейте времени на настройку; ошибка в один градус может значительно повысить искажения.
Этап 1. Выставляем уровень проигрывателя
После установки винилового проигрывателя необходимо выставить оптимальный уровень устройства. Планшайба (диск на который кладутся пластинки) должна располагаться строго горизонтально. Главным помощником в этом станет строительный уровень типа «крестовина», либо iPhone с запущенным приложением Компас, открытым на вкладке Уровень. В качестве дополнительного аксессуара можно найти и специализированный пузырьковый уровень от таких производителей как AudioTechnica, Clearaudio, Ortofon.
Регулировку можно произвести с помощью ножек проигрывателя, подкручивая их по высоте. Обратите внимание, что замерять уровень отклонения от «идеального горизонта» следует не только на планшайбе, но и в нескольких точках самой деки проигрывателя:
Как только уровень покажет строго горизонтальное положение, переходим к следующему этапу.
Выбор правильного фонокорректора
Выполнив все вышеперечисленное, вы обеспечите качественную работу проигрывателя; однако это еще не все. Одним из побочных эффектов перехода к цифровым музыкальным форматам стало отсутствие фонокорректора у многих усилителей.
И даже когда он имеется у той или иной вертушки класса «подключи и играй», при разработке о нем думают в последнюю очередь, и рассчитывать на оптимальное качество звучания не стоит.
Для чего нужен фонокорректор? Он обеспечивает дополнительное усиление (сигнал с картриджа может быть в тысячу раз слабее, чем от CD-проигрывателя) и выравнивает тональный баланс.
Виниловый диск физически не способен передать тот объем НЧ, который производят музыканты при записи, так что тональный баланс сигнала, снятого с него, сильно сдвинут в сторону более высоких частот. При воспроизведении фонокорректор компенсирует этот изъян. Правильный выбор этого аксессуара позволит вашему проигрывателю развернуться в полную силу; неправильный – породит подозрения о том, что в виниле нет ничего особенного.
Большинство моделей способны работать с картриджами, как с подвижным магнитом (MM), так и с подвижной катушкой (MC). MM-варианты обычно более доступны по цене и выдают более сильный сигнал.
С ними фонокорректору приходится тратить меньше сил на звукоусиление, и недостатки системы подчеркиваются в меньшей степени.
Фонокорректоры в нашем каталоге
Настройка тонарма
Тонарм — высокоточный механизм, который удерживает звукосниматель над виниловой пластинкой и обеспечивает равномерное перемещение при воспроизведении.
Он состоит из нескольких составляющих элементов: трубка, ножка или стрела (это одно и то же) с одной стороны оборудована хедшеллом с картриджем, с обратной — противовесом; клипом для фиксации и рычажком, позволяющим плавно опускать и поднимать трубку.
Грамотно настроенный тонарм заметно улучшит качество воспроизводимого звука, а также продлит жизненный цикл как иглы, так и винила. Настройка тонарма производится уже на месте, где планируется использовать проигрыватель.
Задача — найти корректное нулевое положение тонарма. Для этого тонарм должен быть сбалансирован относительно центра тяжести, массы той части тонарма, где находится головка звукоснимателя, и его обратной стороны, где расположен противовес.
Воспользуйтесь измерительными весами и установите прижимную силу в соответствии с инструкцией к картриджу. Обратите внимание, что все манипуляции производятся с иглой без защитного колпака, поэтому будьте аккуратны, чтобы не повредить алмазик.
Если на тонарме установлен противовес с градуированной прижимной силой, то отключите механизм антискейтинга, приведите трубку в положение, параллельное опорному диску, а затем выставьте на поворотном колесе нулевое значение. После этого зафиксируйте тонарм в опоре и задайте оптимальную прижимную силу, которая рекомендована для вашего звукоснимателя.
В зависимости от заданной прижимной силы установите антискейтинг (особая система, которая предупреждает произвольное перемещение головки звукоснимателя под действием центробежной силы) в значение равное величине прижимной силы.
В чем разница между MC- и MM-картриджами?
Любой радиотехнический интерфейс (в данном случае – между картриджем и фонокорректором) для максимально полной передачи информации требует от обоих компонентов соответствия определенных электрических параметров – таких как коэффициент усиления и импеданс.
MM-картриджи, как правило, обладают более однородными электрическими характеристиками, что позволяет производителям разработать одну схему, подходящую почти всем. У головок второго типа все не так просто.
MC-картриджи с высоким уровнем выходного сигнала почти не отличаются от своих MM-собратьев, тогда как у головок с низким уровнем он меньше того во много раз. Для оптимизации соотношения сигнал/шум фонокорректор должен обеспечивать переменный коэффициент усиления. Для большинства MM-картриджей будет достаточно 40 дБ, MC-моделям необходимо от 50 до 70 дБ.
Магнитные катушки также различаются по сопротивлению, емкости и индуктивности – все эти три параметра вносят вклад в общий импеданс. Верно подобранные, они обеспечивают оптимальность подключения картриджа и фонокорректора, а также более качественный звук.
Большинство производителей MC-картриджей задают приемлемые значения этих параметров; но, как всегда, стоит поэкспериментировать.
Может оказаться, что именно в вашей системе небольшое изменение одного показателя сделает звук заметно лучше. Обычно с понижением сопротивления растет плотность звучания и уменьшается выразительность тонального характера. Как правило, его значение составляет от 100 до 500 Ом.
Показатели емкости варьируются от 200 пикофарад до 1 нанофарады – чем выше значение, тем сильнее отфильтровываются самые высокие частоты. Если ваша система достаточно прозрачна, изменения будут отчетливо слышны.
Уход за иглой
Чтобы пластинки прослужили дольше, не брезгуйте своевременной чисткой иглы до и после проигрывания. Специальных навыков уход не требует — просто аккуратно пройдитесь кисточкой по кончику картриджа сзади-вперед несколько раз.
Но к аксессуарам отнеситесь внимательно: никакой ваты и собственноручно изготовленных растворов.
Рекомендуется использовать оригинальные средства для чистки от тех же производителей, что и сами иглы, или от компаний, поставляющих аксессуары.
Настройка винилового проигрывателя
03 апреля 2009, 12:18
Статья взята c сайта www.audiophilia.com, автор Andrew Chasin.
Настройка винилового проигрывателя
«Особые условия: метод настройки картриджа (головки звукоснимателя), описанный здесь, предназначен для использования исключительно в качестве рекомендаций и не может быть применим ко всем картриджам и тонармам. Если нижеприведенные инструкции не согласуются с теми, что приведены в руководстве от производителя вашего картриджа или тонарма (допуская, что вам посчастливилось иметь такие инструкции), то следует придерживаться рекомендаций производителя. Более того, Audiophilia не несет ответственности за любые повреждения, которые могут быть нанесены в процессе настройки вашему картриджу, тонарму, вертушке или любому любопытствующему, имеющему глупость оказаться рядом с вами, в то время как вы будете следовать данным инструкциям»
С почти полным исчезновением техподдержки для проигрывателей винила для конечного потребителя, аудиофилам, преданным аналоговым дискам, ничего не остается, как самим становиться адептами точной настройки картиджей. И в то время как правильная настойка этих нежных устройств, несомненно, потребует большого количества и времени, и терпения, предлагаемые нами шаги оказываются действенными даже для простого аудио- энтузиаста с твердой рукой, вооруженной нужными инструментами.
Миссия винилового проигрывателя заключается в как можно более честном извлечении очень слабого сигнала, выгравированного записывающим станком на поверхности диска. Если игла воспроизводит (в трех измерениях) путь режущей головки по спиральной канавке, то получаемый сигнал должен быть точной копией того, что выгравировано на диске. Конечно, существует множество причин того, почему точная геометрия иглы по отношению к канавке недостаточна для того, чтобы гарантировать точное воспроизведение аналогового сигнала, взять хотя бы электромагнитные свойства внутренней проводки головки и конструкции магнитопровода, и саму форму иглы. Даже при условиях предельной осторожности и терпения в процессе настройки, лучшее, на что можно надеяться, является хорошим приближением исходного сигнала, но это приближение на деле оказывается более чем достаточным для получения выдающихся музыкальных результатов.
Краткий обзор инструментов.
Вот краткий перечень инструментов, необходимых для установки фонокартриджа (головки звукоснимателя):
- Пинцет
- Зубочистки
- Немагнитные винты, шайбы, и, возможно, гайки, если их недопоставил производитель картриджа
- Маленький набор немагнитных отверток
- Измеритель давления иглы, типа Sure SFG-2
- Просветленное увеличительное стекло не менее 10-кратного увеличения
- Мерная линейка типа DB Systems DBP-10 (или любая от производителя вашего тонарма)
- Тестовый диск, например Hi-Fi News и HFN-1 от Record Review.
1. Установка Во-первых, если ваша головка звукоснимателя продавалась с защитным колпачком, который защищает систему игла/держатель, не снимайте его, пожалуйста, во время этого этапа и этапа подключения, приводимого ниже, — это может сберечь от повреждения держатель иглы на вашей головке за 2000$ в момент неосмотрительной потери концентрации!
Установка картриджа начинается с крепления корпуса головки к площадке крепления. Площадки крепления головок обычно имеют либо щели, либо отверстия, через которые винты (обычно поставляемые с головкой и обязательно немагнитные) могут быть вставлены через корпус головки. Площадки со щелями позволяют слегка изменять положение головки для точной регулировки. Площадки с фиксированными отверстиями (такие, как многоуважаемый Rega RB300 и Naim Aro) предполагают, что геометрия присоединяемой головки уже является такой, что точная регулировка достигается при имеющихся отверстиях. К сожалению, тонармы, чьи площадки содержат фиксированные отверстия, не смогут позволить тонкой регулировки головки. Но они, тем не менее, делают настройку сочетаемых головок относительно простой (фирмы, изготавливающие тонармы с площадками для крепления головок через фиксированные отверстия, обычно имеют в виду при разработке определенную головку, или набор головок, свой собственный или производителей, чьи продукты хорошо работают с данным тонармом).
Отверстия в корпусе головки, предназначенные для винтов, крепящих ее к площадке, обычно бывают двух видов: с резьбой или без резьбы. Отверстия с резьбой более распространены, поскольку они избавляют от необходимости в маленьких, трудных в обращении гаечках, которые крепят болты головки к ее корпусу. Если ваша головка не имеет резьбы, то вам придется использовать гайки. Если возможно, то вставляйте болты снизу головки, так чтобы гайки были сверху. Те, кому посчастливилось обладать головкой с резьбой, могут просто вставить винты через плату держателя в нарезанные отверстия в ее корпусе (хорошая идея использовать шайбу между головкой каждого винта и корпусом, чтобы затянутый винт не портил его ). В любом случае, на первом этапе винты головки должны быть затянуты только слегка, так чтобы она была закреплена, но в то же время ее можно было двигать умеренным усилием руки. В случае площадки с фиксированными отверстиями, винты головки могут быть полностью затянуты, потому что дальнейшая регулировка невозможна. Имейте в виду, что винты головки должны быть затянуты в меру, но не перетянуты. Перетяжка может деформировать корпус головки или, в худшем случае, сломать ее.
2. Проводка
Как только головка прикреплена к держателю, подсоедините тонкие цветные проводки тонарма к соответствующим по цвету разъемам на задней части корпуса головки. Подключая тонарм к разъемам картриджа, всегда действуйте с предельной осторожностью — они очень хрупкие и могут повредиться от удивительно малого усилия. Захватите мелкие металлические клеммы проводов тонарма пинцетом (никогда не захватывайте сами провода!) и присоедините клеммы к контактам головки. В некоторых случаях нужно слегка подтолкнуть клеммы для того, чтобы они встали в контакты, при помощи маленькой отвертки или зубочистки. Только не перестарайтесь, иначе получите плохой контакт клемм с зажимами. Если вы все-таки слишком далеко их просунули, их можно вынуть обратно при помощи пинцета.
3. Установка веса
(Обратите внимание, что если игла к этому моменту все еще закрыта защитным колпачком, то снимите его и не надевайте до окончания процесса установки) Для того чтобы проигрывать виниловые диски, игла должна иметь хороший контакт со стенками желобка пластинки. Вопрос в том, какую силу нужно приложить, чтобы игла не теряла контакт со стенкой канавки, и при этом не сбивалась с дорожки из-за слишком сильной нагрузки? Как правило, производители указывают силу нагрузки, или приведенный вес, для конкретных головок, обычно в виде диапазона рекомендованных весов в граммах. Лучше всего начинать процесс определения оптимального усилия прижима с установки максимального значения из этого диапазона. В отличие от распространенной легенды, на самом деле головка с недостаточным усилием прижима более склонна повредить дорожку, чем та, которая прижимается с максимальным усилием из рекомендуемого диапазона. Это происходит от того, что слишком легко прижимаемая головка может терять контакт с дорожкой на участках с большой модуляцией, что приводит к повреждению канавки, поскольку игла начнет из неё выпрыгивать.
В настоящее время существует несколько доступных устройств для измерения приведенного веса. Наиболее популярны весы Shure SFG-2 благодаря их низкой цене (около 30$ в фирмах, торгующих по почте, типа Elusive Disc и Music Direct) и приемлемой точности. Весы Shure, по существу, являются рычажными: игла располагается в углубленной канавке по одну сторону весов, а по другую — скользящий противовес, который передвигается по калиброванной шкале, уравновешивая головку. По достижении полного равновесия можно определить вес иглы напрямую по калибровочной шкале. Хотя результаты на весах Shure по большей части приблизительны (результаты зависят от точности калибровочной шкалы, также как и от способности пользователя на глаз оценивать степень достигнутого равновесия), их более чем достаточно в большинстве случаев.
Shure утверждает, что точность SFG-2 составляет 0,1 грамм для приведенного веса менее 1,5 грамм. Для больших весов точность измерений SFG-2 ,скорее всего, будет составлять 0,2 г. Тем не менее, учитывая тот факт, что приведенный вес может варьировать в пределах нескольких десятых грамма, не повреждая дорожку, весы Shure должны обеспечивать достаточную точность для большинства установок.
Тем, кто желает исключительной точности и удобства, необходим измеритель нагрузки тонарма Winds ALM-01, имеющий точность 0,01 грамм. Он стоит около 800$, являясь вожделенной игрушкой для винилофилов с глубокими непустыми карманами (менее дорогая альтернатива — это ALM-1, точность до 0,1 гр. Стоит около 500$) Его конкурент, который в ближайшее время выпустит производитель головок Clearaudio, будет иметь розничную цену приблизительно 375$, хотя его точность еще не известна.
Весы Winds — несомненно, самые простые и самые точные весы, которые я когда-либо имел удовольствие использовать. Они полностью электронные, и, таким образом, не подвержены ошибкам, характерным для рычажных систем типа SFG-2. Использовать их очень просто: пользователь должен сначала обнулить числовые показатели ЖК дисплея, используя встроенное калибровочное колесо. Затем игла опускается на круглый сенсор, расположенный сверху. Спустя несколько секунд, в течение которых ЖК дисплей постепенно отображает точное значение, приведенный вес можно считывать с дисплея.
Единственный глюк, который я наблюдал у Winds, это когда они без всякого предупреждения показывают очень неточные результаты, оказалось это бывает в случаях, когда их батарея на 9 Вольт несколько разряжена. Учитывая их стоимость, отсутствие индикатора разряженной батареи просто непростительно, в свете последствий для иглодержателя от установки ужасно некорректных значений приведенного веса.
Перед попыткой установить приведенный вес картриджа при помощи весов и/или тестовой записи, уравновесьте или другими словами «подвесьте», подобно стрелке компаса, тонарм с прикрепленной головкой. Это дает хорошую точку отсчета, с которой можно начинать увеличивать приведенный вес до желаемой величины. Положение тонарма с головкой регулируется путем перемещения противовеса, либо в сторону головки, либо от нее, до тех пор, пока приведенный вес картриджа не станет около 0 грамм, и тонарм с головкой и противовесом не зависнет в равновесии. Уже после этого можно будет точно установить его, используя весы, подобные ранее описанным.
4. Высота тонарма: Часть первая
После того, как вы установили приведенный вес на максимальное значение из рекомендуемого производителем диапазона, самое время отрегулировать высоту тонарма, так чтобы трубка была примерно параллельно основанию. Вы потом установите ее точную величину в процессе настройки, но если вы приблизительно выставите ее сейчас, это сильно облегчит дальнейшую регулировку. Большинство тонармов предусматривают некоторую высоту регулировки. Недорогие тонармы, типа серии Audioquest PT, обычно поставляются с набором винтов, которые закрепляют горизонтальную трубку тонарма, что обеспечивает широкий диапазон настройки, но затрудняет возвращение к предыдущим настройкам. Более дорогие тонармы, такие как Graham 2.0 и VPI JMW имеют более изощренный механизм настройки высоты, который содержит тонко калиброванные шкалы и позволяют легко возвращаться к предыдущим настройкам. Rega RB300 является одним из нескольких в своем классе тонармов, не имеющим вообще никакого механизма настройки высоты. Тем не менее, можно поместить под тонарм небольшие прокладки, чтобы поднять его на желаемую высоту.
На данном этапе уделять слишком большое внимание высоте тонарма не стоит. Вы будете иметь удовольствие потратить кучу времени на этот предмет в дальнейшем.
5. Регулировка
На виниловой пластинке записи выгравированы при помощи режущей головки, ось держателя которого расположена по касательной к вырезаемой дорожке. Поворотный же тонарм, движущий иглу по дуге по поверхности диска, только приблизительно воспроизводит тангенциальный путь режущей головки. Подробная работа Байервальда (Baerwald, 1941) показала, что угловая погрешность иглы может быть минимизирована, если ось кантеливера иглы расположена по касательной к канавке в двух точках своего пути по дуге, а именно, в двух точках, располагающихся на расстоянии 66 и 120.9 мм от центра оси (имейте в виду, что эти цифры подразумевают, что внутренний и внешний радиус канавки не меньше 60.32 мм и не больше 146 мм соответственно, что, к счастью, встречается почти у всех пластинок). Эти два пункта обычно называют «нулевыми точками», поскольку в них достигается нулевой горизонтальный угол погрешности иглы. Для настройки позиции картриджа так, чтобы он удовлетворял условию тангенциальности в нулевых точках, можно использовать имеющиеся в продаже мерные линейки.
Большинство современных мерных линеек, таких как популярная DB Systems DBP-10, сконструирована так, чтобы производить настройку Байервальда по двум точкам, хотя существуют и линейки, использующие мене распространенный одноточечный метод (к примеру, настроечный шаблон, поставляемый с тонармом VPI JMW). При настройке головки по касательной с использованием любого настроечного угломера, важно помнить, что вы пытаетесь выставить положение держателя иглы, т. е. кантеливера (и, следовательно, ее самой), а не корпуса головки. Нет гарантии, что держатель расположен совершенно правильно относительно корпуса головки, так что простая настройка корпуса головки не обязательно приведет к желаемому результату. Более того, многие головки имеют непараллельные стороны, что делает тангенциальную настройку по касательным линиям нарисованым на линейке практически невозможной.
Большинство мерных линеек представляют собой просто картонные, пластиковые (или, в некоторых случаях, стеклянные) шкалы, на которых напечатаны или выгравированы нулевые точки (или точка) и линии касательной, по которым должен быть установлено положение головки. Шкалу помещают на ось вертушки (при помощи дырки в шаблоне) и располагают лицом к диску. Затем производят тонкую регулировку положения головки на держателе до тех пор, пока игла не встанет параллельно тангенциальным линиям шкалы в нулевых точках (точке). Можно облегчить эту процедуру, используя небольшое увеличительное стекло, позволяющее лучше рассматривать маленькую, почти микроскопическую иглу и ее малюсенький держатель, которые обычно оба находятся в тени корпуса головки. И это самая неприятная и долгая часть установки картриджа. Маленькие изменения положения иглы для установки ее по нулевым точкам неизменно приводят к ее сдвигу относительно тангенциальных линий — и наоборот. Оставьте винты, крепящие головку к держателю в слегка ослабленном состоянии , чтобы можно было делать едва заметные изменения положения головки.
В любом случае, закрученные винты будут держать головку на месте, в то время как вы будете проверять свои действия при помощи шкалы. Когда вы все выровняете, закрутите винты держателя одной рукой, другой фиксируя положение головки. Когда вы прикручиваете головку, держать ее нужно очень прочно, поскольку поворотное усилие, возникающее от затягивания винтов, будет направлено на поворот головки относительно держателя, что портит тангенциальное положение головки.
И хотя может иногда показаться, что установка головки, которая теперь называется не иначе как «эта идиотская головка» по «этими идиотским линиями и точкам» «этой идиотской линейки», практически невозможна, утешайте себя мыслю о том, что вам осталось еще какой-то десяток часов — и можно будет слушать идиотскую пластинку.
6. Азимут
Настроив головку и протерев вертушку от пота, самое время установить азимут иглы, т.е. перпендикулярность вертикальной оси иглы к плоскости пластинки. Без правильной установки азимута выходные токи с двух генераторов головки будут неравны (при воспроизводстве сигнала с равной амплитудой в обоих каналах), что приведет к дисбалансу по каналам и сдвиге звуковой сцены влево или вправо. Тем не менее, имейте в виду, что не все тонармы позволяют изменения азимута, и здесь ярким примером является Rega RB300. Другие тонармы, например, из семейства Audioquest PT допускают грубую настройку азимута при помощи настроечного винта в основании площадки крепления головки. Более дорогие тонармы, типа unipivot от Graham , VPI, Immedia, имеют на борту изощренные системы настройки азимута, посредством одного или более грузов, превращающими установку и получение правильного азимута в определенное удовольствие.
Азимут можно грубо настроить, глядя в торец корпуса головки, в то время как игла будет находится в канавке. Посмотрите, не кажется ли вам, что одна сторона корпуса ближе к поверхности пластинки, чем другая? Если так, то используйте то, чем обеспечил вас производитель тонарма для настройки азимута, пока не добьетесь того, чтобы корпус головки стал параллелен (в пределах способностей вашего зрения) поверхности пластинки. Как только вы произведете грубую настройку на глаз, можно будет делать тонкую настройку при помощи измерений.
Оптимально настроенный азимут — это тот, который обеспечивает электрические сигналы равной амплитуды от генераторов головки (т.е. от её катушек), когда сигналы равной амплитуды представлены в обоих каналах записи. Таким образом, если мы проигрываем запись с одинаковыми сигналами на обоих каналах (например, монофоническая запись), но подключаем один канал в противофазе, то точная установка азимута — это такая, которая даст нулевой (или почти нулевой) выходной сигнал при суммировании двух каналов (помните, что суммирование двух сигналов, из которых один находится не в фазе по отношению к другому, приводит к отсутствию сигнала вследствие ослабляющей интерференции).
Этот тест «в противофазе» или «нулевой» может быть осуществлен несколькими способами. Если у вас есть тестовый диск, к примеру, производства Hi Fi News и Record Review (и я вам его настоятельно рекомендую), то вы можете просто использовать трек проверки азимута. На этот тестовый трек записан моно сигнал где каналы записаны в противофазе. Если ваш предусилитель имеет кнопку «моно» (которая суммирует левый и правый каналы), вы можете просто проиграть тестовый трек, использовать кнопку «моно» и настраивать азимут головки до тех пор, пока не будет слышен минимальный сигнал в динамиках.
Если тестовой записи с треком «не в фазе» нет, вы можете сделать таким образом: проиграть моно запись через инвертирующий фазу кабель производства . Для его изготовления купите дешевый кабель в ближайшем магазине радиотоваров, возьмите один провод от стерео пары и перекусите его пополам, и немного оголите медные проводки от изоляции. Потом припаяйте перекушенный провод «наискосок» — плюсовую жилу к минусовой жиле и наоборот. Результат замотайте изолентой и у Вас получится кабель, который инвертирует фазу одного канала. Подсоедините этот кабель к разъему вашего тонарма, а другой конец кабеля — к входу фонокорректора или фоно входу вашего предусилителя. Поставьте монофоническую запись (я использовал переиздание DCC альбома Sonny Rollins Tenor Madness) и переключите ваш предусилитель в режим моно. Теперь можно настраивать азимут головки до тех пор, пока ваши колонки не дадут нулевой (или хотя бы минимальный) сигнал.
Если ваш предусилитель не поддерживает переключение в режим моно (эта функция в последнее время как-то стремительно вымирает, и я приношу свои благодарности Audible Illusions за то, что они додумались включить ее в свой Modulus 3A), то вы можете общаться с азимутом вашей головки используя либо осциллограф (если у вас есть таковой), либо электронный милливольтметр, либо применить вышеописанное приблизительное тестирование «на глаз».
7. Прижимной вес: пересмотр
Когда уже есть грубая настройка прижимного веса и позиция головки отрегулирована, то можно использовать тестовую запись, например, превосходный экземпляр от «Hi Fi News and Record Review» для оптимизации настройки. В частности, способность головки проходить трудные пассажи может быть подстроена с применением нескольких дорожек тестового диска. Тестовые треки состоят из тестового звука (300 Гц на оба канала при +15дБ) равнораспределенного по поверхности пластики, чтобы измерить насколько хорошо система тонарм/катридж справляется с отслеживанием канавки. При максимальном прижимном весе из рекомендованного производителем диапазона воспроизводимые звуки должны быть чистыми, без каких-либо слышимых признаков искажений. Имейте в виду, что искажения только в одном канале скорее всего является результатом неправильной установки антискейтинга (о нем см. ниже), чем проблемой с прижимным весом картриджа, памятуя, однако, что антискейтинг необходимо изменять при изменении прижимного веса (только для некоторых головок вообще не используется антискейтинг). Если в одном канале сигнал стабильный, а в другом — нет, то не стоит увеличивать прижимной вес, пытаясь компенсировать разницу. Скорее всего решить эту проблему нужно с помощью настройки системы антискейтинга.
Теперь можно плавно уменьшать прижимной вес до тех пор, пока он не достигнет минимального значения, при котором проигрывание тестовой записи звучит хорошо. Полученный вес является золотой серединой между весом хорошего сцепления с дорожкой и приемлемым износом записи. Конечно, изменения прижимного веса меняет отклонение кантеливера по отношению к плоскости пластинки. (Вы скоро поймете, что в деле настройки картриджа изменение любого параметра влияет на все остальные параметры). Зафиксируйте положение головки и перепроверьте прижимной вес и азимут, пока вам это еще не осточертело. Если старый CD проигрыватель в углу вдруг начнет казаться вам чертовски привлекательным, не отчаивайтесь, у вас обязательно получится!
8. Anti-Skate
Последний критический параметр настройки, который можно оптимизировать при помощи тестовой записи, это anti-skate (система антискатывания). Так называемая сила скатывания является вектором силы, направляющей тонарм к центру пластинки, когда головка располагается под углом к трубке тонарма (большинство современных тонармов используют сдвинутые под углом площадки для головок в попытке минимизировать ранее описанную ошибку от несоответствия форм путей резца и считывающей иглы). До тех пор, пока эта сила не уравновешена, она может способствовать неравномерному и преждевременному износу стенок канавки и иглы и подвергать риску правильное пространственное соотношение между катушками картриджа и магнитом. К сожалению, сила скатывания постепенно меняется вдоль поверхности записи, и таким образом, ее трудно побороть полностью. Большинство тонармов имеют пружинное устройство, направляющее усилие в противоположном направлении от силы скатывания и примерно такое же по величине . Некоторые конструкторы тонармов, особенно Гарри Висфилд (Harry Weisfeld) из VPI остерегаются таких устройств антискейтинга, утверждая, что они являются источниками вибрации и не могут точно и равномерно противодействовать силе скольжения вдоль всей поверхности записи. Боб Грэхем (Bob Graham), конструктор unipivot тонарма Graham 2.0 с этим не согласен. Его тонарм содержит уникальную рычажно-грузовую систему, производящую изменяемое усилие, которое на самом деле, по Грэхему, изменяется в прямом направлении по отношению к силе скольжения.
Используя механизм антискатывания на своем тонарме, настраивайте антискейтиг до тех пор, пока трек Bias Setting (настройка смещений) на стороне 1 тестового диска от Hi Fi News или Record Review не будет давать чистый, неискаженный сигнал в обоих каналах. Искажения в правом канале свидетельствует, что нужно большее усилие противоскольжения, искажения в левом — что меньшее.
9. Высота тонарма: часть вторая
Теперь вы получили картридж, настроенный таким образом, чтобы минимизировать трековую ошибку по поверхности записи, и азимут головки настроен так, что игла перпендикулярна поверхности записи. Последние настройки, которые мы можем сделать, пытаясь направить иглу в точности по пути канавки, это установить угол между плоскостью,проходящей через иглу и пересекающей канавку , и поверхностью пластинки максимально близким к тому, какой угол образовывала плоскость, проходящая через резец рекордера с плоскостью диска,на котором производилась запись. VTA (vertical tracking angle, вертикальный угол следования), изменяется путем регулировки высоты опоры тонарма относительно основания.Этот угол увеличивается при увеличении высоты тонарма, и уменьшается с уменьшением высоты. Большинство записей выгравировано (записано) c 22°,хотя не редко встречаются низкие углы, до 18°, или высокие, до 24°.
Установку угла VTA головки лучше всего начинать с установки трубки тонарма параллельно поверхности пластики (если вы следовали моему предыдущему совету, то вы уже произвели это перед выравниванием головки). Если производитель картриджа был достаточно умен, чтобы выпустить кантеливер под углом примерно 22° к горизонтали, то установка трубки тонарма параллельно поверхности записи должна установить угол VTA около 22° — просто прекрасно для проигрывания большинства дисков. К сожалению, кантеливеры не всегда выпускаются под углом точно в 22°, так что установка трубки тонарма параллельно поверхности может не привести к точной установке. Посколько не существует принятого способа измерять вертикальный угол картриджа, лучшее, что можно сделать — это поэкспериментировать с различными настройками и добиваться наиболее хорошо звучащего варианта. Если вам нравится звук, которые вы получаете при параллельной диску трубке, то оставьте все как есть и наслаждайтесь прослушиванием. Если вам хочется поэкспериментировать с различными настройками угла VTA, то имейте ввиду, что установка слишком большого угла приведет к обострению высоких частот, и к яркому, пересыщенному воспроизведению. И наоборот, установка слишком низкого угла приводит к обострению низких частот и к гудящему, вялому звуку.
Можно потратить кучу дней своей быстротекущей жизни, занимаясь тонкой настройкой вертикального угла своего картриджа. В конце концов это зависит также от толщины пластинки. Может и стоит вкладывать значительное количество времени в поисках золотого вертикального угла, которые подойдет одному экземпляру записи из вашей коллекции, но лучше не заморачивайтесь на эту тему. Жизнь коротка, и еще слишком много есть музыки, которую надо послушать.
10. Последние штрихи
Поздравляем! Вы еще живы! Вернитесь назад и удостоверьтесь, что прижимная сила, положение головки и настройки азимута не сбились в процессе прочих улучшений. Обратите особое внимание на азимут, так как настройка высоты тонарма скорее всего немного повлияла на этот параметр (хотя трудно ориентироваться в трех измерениях, поднятие высоты тонарма со смещенной головкой будет влиять на перпендикулярность иглы к канавке).
Продолжайте слушать результат и производить минимальные изменения настроек до тех пор, пока результат не будет вас удовлетворять. Затем уберите измеритель давления и линейку, задвиньте подальше тестовые диски и возвращайтесь к своим любимым пластинкам. Я думаю, вы обнаружите, что ваши усилия принесли плоды.