Ламповый усилитель класса «А» на на ГМ 70


Характеристики ГМ-70

Типовые рабочие параметры

  • Тип электродной системы — триод
  • Накал — прямой
  • Цоколь — специальный
  • Оформление — стеклянное
  • Аноды ламп изготавливались из меди, стали или графита.

Лампа часто применялась в радиопередатчиках коротковолнового диапазона амплитудной модуляции для управления уровнем выходного сигнала путем изменения напряжения на аноде выходной генераторной лампы. Использовалась также в трансляционных усилителях, например ТУ-5-3.

Среди радиолюбителей, ГМ-70 нашла широкое применение в самодельных конструкциях усилителей низкой частоты предназначенных для высококачественного звуковоспроизведения. Преимущества лампы — это низкое внутреннее сопротивление, высокая выходная мощность, линейные вольт-амперные характеристики. Она способна выдавать в УМЗЧ до 15 Вт в классе А, до 40 Вт в классе А2 и до 170 Вт в классе В2.

Королевой триодов названа ГМ-70 радиолюбителями за высокую мощность и линейность характеристики, а также красоту внешнего вида.

Схема усилителя звука на радиолампе ГМ70


Анодный источник питания является общим для обоих каналов, накал и отрицательный источник смещения разные для каждого канала. Вот список радиоэлементов одного канала:

R1 – 1k R2 – 330K R3 – 250 R4 – 33k 10 Вт R5 – 4k 10 Вт R6 – 11k 20 Вт R7 – 1k 5 Вт R8 – 380K 5 Вт R9 – подобрать под 100 мА R10 – 470 5 Вт R11 – 160K 2 Вт R 12 – 51 10 Вт R13 – 51 10 Вт R14 – подобрать под 200 мА P1 – потенциометр 100 Ом 25 Вт

C1 – 0.1uF 600V C2 – 50uF 600V C3 – 0.22uF 1000V C4 – 10uF мин. 160В C5 – 10uF мин. 160V C6-C14 – 680nF 1200V

L2 – Дроссель BCP-13 GC NI

Схема усилителя на ГМ-70

В этой схеме катоды драйверных ламп посажены на землю, следовательно тут фиксированное смещение. В качестве драйвера выхода работает 6П3С в триодном включении. Основные конденсаторы фильтра питания находятся в самом блоке питания. В усилительных блоках — только несколько неполярных конденсаторов небольшой емкости для питания входного и драйверного каскадов.

Отзывы аудиофилов: ГМ-70 – это широта и масштабность звука. На этой лампе можно создать достойный усилитель с выходной мощностью более 20 Вт. Звучание очень мощное и немного прямолинейное. Мелкие нюансы музыкального произведения несколько подавлены этой мощью и напором, и хотелось бы более деликатное звучание.

История развивается по спирали. Пришло время создать ламповый усилитель. Это оказалось совсем не просто. Нужно было отключить внутри себя постулаты транзисторного видения мира, перестроить все под ламповое . Знания под черпнуть практически негде: книги по лампам в основном ушли на мусорку. Пришлось лопатить инет. Примерно год ушло на поиски знаний и приемлемой схемы для повторения.

Вначале хотел сделать А класс на 2 6П3С в параллель но отверг эту схему . Подумал 6 ватт маловато будет . Потом попалась схема Манакова 6Э5П — ГМ 70 23 ватта А класса. За глаза . Трудности начались где и не предполагал .1 где найти ЖЕЛЕЗО. Ноги привели меня в самый старый кинотеатр города . Оказалось что жив курилка .В подвале лежали и ждали меня ламповые усилители ЛОМО У 013 (надпись на шильде). 2 такт на 6Р3С. Небритый электрик отпустил мне их целых четыре штуки и еще 5Ц3С целую коробку. От счастья дыхание спирало. Железа наскручивал оттуда кг 30. Изготовленный выходной транс пропустил 35 кГц без спада .Изготовил его из двух Ш пластин поставленных друг на друга , идею позаимствовал у Демченко. Витки пропитал мазью из воска, сваренного с трансформаторным маслом (додумался сам). Сечение железа 18 см кв . вес 7.5 кг. Вот посмотрите :

Следующая проблема панелька под гм-ку — нету и не предвидится .Я решил ее по своему: из нержавейки выточили фланец в котором винтом- штифтом фиксируется юбочка лампы,

сам фланец крепится на верхней панели корпуса ,а контакты вынуты из мощного военного разъема и сверлом доведены до нужного диаметра.

По мере того как я набирался знаний по ламповой науке я решил что разделительный конденсатор хуже чем разделительный транс . Тут мне попалась схема А. Шалина Любезно выложенная для всеобщего обозрения :

А надо сказать очень лаконичная .Я выудил из сети порядка 20 схем на ГМ 70 и 211 лампах но схема Шалина как то сразу понравилась ,я решил на ней и остановиться, связавшись с ним выспросил как устроен межкаскадный транс , изготовил его по его рекомендациям. За что ему большое спасибо. Из театрального железа полоса по уровню -3дб получилась 8Гц 38кГц:

Накал ГМ 70 питается от тора . В магазине электротоваров можно найти торы для подсветки витрин галогенными лампами 12в

в этом трансе 200 W в 2 провода намотано 12 в. Минимальная переделка и у вас 20в с идеальной средней точкой.

Анодное ГМ70 питается от ТС180 фотографировать его? Сделано оно по схеме удвоения на 5Ц3С. К каждому кенотрону по емкости 20 мкф*500в, добытые из тех усилителей потом 2 емкости в параллель

дроссель 10 Гн 12.5 см железа почти как половина выходного и главная емкость МБГВ 200мкф*1000 в. В справочнике по емкостям про нее сказано, что она хорошо работает в импульсном режиме ,что и послужило предпочтением в выборе. Собственно содрал я это питание опять у Демченко, в схеме его ?онгаки? .Хотя тупо повторять ее нельзя, там неправильно подключен один кенотрон. Сеточное смещение тут все просто 4 шустрых диода, П фильтр, правда тут уже электролиты и не БГ, негде их взять . Но хоть зашунтированные К40У9 . а дроссель самый простой из телека 5- 0.08 .Со знаком качества. Да и еще резистивный делитель для регулировки смешения. С питанием ГМ вроде все .

Теперь 6Э5П ее питает свой трансформатор по железу аналогичный межкаскадному , даже жалко его туда тратить, уж больно хорошее . анодное по схеме как сеточное у ГМ 70 .накал со средней точкой. Тут все просто .Сколько пришлось пересмотреть схем чтобы это просто сказать.

С тяжелыми вещами покончено .Хотя есть еще один трансик .О нем я расскажу попозже.

Весу с корпусом на один канал набралось 28 кг. Я бы порекомендовал начать построение усилителя именно с корпуса. Потому как монтаж на фанерке зачастую на ней и заканчивается , если еще и электротравмы с близкими не случатся.

Вот как это выглядит перед покраской.

Сверху усилителя расположил выходной транс. Он закрыт большим цилиндром из нержавейки ( из хозтоваров- контейнер для продуктов) под маленьким разделительный транс (кружка с оторванной ручкой) и еще МБГВ , к нему я припаял 2 уха для крепления.

Громкость я сделал на автотрансформаторе. Железо ,если его можно так назвать взято из киповского усилителя на 2 лампах .

оно оказалось пермаллоем и пропустило полосу линейно до 55 кГц дальше генератор у меня не генерирует. П железо 1,2 см стержневого типа.

На 2 катушках разместилось 5500 витков 0,1 с отводами на 12 положений переключателя .35 Гн индуктивность обмотки .У нас в городе есть центр сертификации там в лаборатории есть прибор меряющий слоновьи Гн так вот шоколадку и туда. Мерить. Это подсказка где найти L метр.

Включение и настройка собранного УНЧ

Первый запуск должен быть произведен в следующем порядке:

  1. включить накал силовой лампы и при необходимости установить соответствующее напряжение накаливания – 20 В для ГМ70.
  2. подключить входные лампы, проверить значение накалов примерно 6,3 – 6,5 В.
  3. в отрицательном источнике питания установить напряжение около 100 В.
  4. анодный источник питания при нагрузке имеет приблизительно 1000 В.

Токовые значения для 6С19П – 20 мА и для ГМ70 – 80 мА.

Стоимость строительства усилителя почти 100000 рублей, время 1 год. Цена лампы ГМ-70 – около 2000 рублей, 6С19П около 200, 6С3П – тоже около 200 руб. Общий вес около 90 кг. Усилитель стабильно работает в течение многих месяцев, токи также стабильны, что чрезвычайно важно. Рекомендуем эту конструкцию, потому что звук реально компенсирует потраченное время.

Между потенциометрами смещения и клеммой, подключенной к отрицательному напряжению, надо поставить резистор, например, 1 MОм. Добавляя такой резистор, лампа будет заблокирована в аварийной ситуации, и с ней ничего не случится.

Полученное устройство на фоне заводских ламповых УНЧ представляет значительно более высокий уровень качества звука. Ведь если кто-то слушает классику, джаз, инструментал, любит хороший вокал, хорошо звучащую классическую гитару, трудно найти что-то лучше триодов. Полезные файлы для желающих повторить конструкцию в архиве. Автор проекта Dariusz, email

  • СУПЕР-КАЧЕСТВЕННЫЙ УСИЛИТЕЛЬ НА 10 ВТ
  • УСИЛИТЕЛЬ НА ЛАМПЕ NUTUBE 6P1
  • ЛАМПОВЫЙ УСИЛИТЕЛЬ SE
  • УНЧ С КАТОДНОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ

Sergei Klimanski

Cнова я взялся завершить начатый ранее усилитель . Правда, схему пришлось изменить, потому что в выбранном стальном корпусе от Dun Mei https://www.vt4c.com/shop/program/main.php?cat_id=1&group_id=2 не нашлось места межкаскадным трансформаторам UIS, чтобы они не ловили наводок от силовых цепей питания и от сетевых трансформаторов, общая номинальная мощность которых составляет 800 Вт ( 400 Вт анодный и 400 Вт накальный ). На этот раз за основу для предварительного усиления взял классическую схему Dynaco ST-70 https://diyaudioprojects.com/Schematics/Dynaco-ST70-Tube-Amp-Schematic.htm . Плата купленная на е-Вае была собрана по стандартой схеме, только там вместо 7199 предусмотрена установка 6GH8A, которая совпадает по цоколевке с 6Ф1П. Также сюда подходят 6ЕА8, 6U8 ( ECF82 ). Были только изменены номиналы цепей коррекции и резистор ООС установлен 10 К вместо 1К, что привело к снижению величины ООС до 6 дБ. Накал 6Ф1П питается выпрямленным током, к сожалению никакие ухищрения не позволили запитать его непосредственно от 6.3 В обмотки трансформатора. И с делителя питания первого каскада на накал подано примерно +100 Вольт для устранения фона.

Драйверный каскад собран на 6Н12С ( 6BL7 ) с током покоя 15 мА. Накал 6Н12С питается переменкой, один из выводов заземлен. Без изменения номиналов деталей здесь можно ставить и 6Н8С, но тогда каскада снижается до 8 – 10 мА, что для ГМ-70 маловато.

Выходной каскад работает в классе АВ с током покоя 50 мА, анодное напряжение чуть больше 1 КВ, смещение фиксированное около минус 110 вольт, ток каждой лампы подстраивается отдельно. Несмотря на двухтакт, накалы выходных ламп питаются постоянным напряжением, так как полностью устранить фон при питании переменкой весьма затруднительно. В порядке эксперимента как выходные поставлены трансформаторы A-431S с Raa=4300 Ом, что, возможно, более соответствует внутреннему сопротивлению ГМ-70 ( около 1200 Ом ), чем это было в более ранней конструкции, тем более, что в схеме теперь имеется ООС.

Блок питания в своей основе оставлен без изменений – это тороидальные трансформаторы от ANTEK с диодным выпрямителем, только он дополнен схемой подачи смещения на ГМ-70 – как сетевой для этой схемы использован малогабаритный печатный трансформатор мощностью 2 Вт. Схема пока предварительная, возможны коррективы.

Сначала измерения. Полоса пропускания на уровне минус 1 дБ от 7 Гц до 39 КГц. К сожалению, в спектре преобладает третья гармоника при практически отсутствующей второй, при 5 В на выходе третья гармоника минус 46 дБ от первой, при 15 В на выходе – минус 32. Видимо, из-за этого звучание довольно резкое, и если более-менее приемлемое если негромко, то становится неприятным на высокой громкости. Придется схемку доработать.

Доработка свелась к переводу пентодной части 6Ф1П в триод. После этого звук улучшился, причем, что интересно, что по звучанию ECF82 Telefunken и 6GH8A RCA мне понравилсь меньше, чем 6Ф1П – у советской лампочки ( 66 год выпуска ) менее крикливая середина и богаче басовый регистр. За три часа работы корпус усилителя местами нагрелся до 40 – 50 градусов, также стали теплыми выходные трансформаторы, однако на работе усилителя это никак не сказалось. Что еще понравилось – после перевода пентода в триод уровень шума снизился до 2 мВ – в метре от колонки чувствительностью 98 дБ фона не слышно совсем. Замеренная выходная мощность – 42 ватта. Еще одно интрересное наблюдение. Катодный резистор R4 я заменил на 1,2К AllenBradley и убедился в том, что углеродные резисторы шумят – в колонках появился отчетливо слышный белый шум, который исчез после замены АВ на обычный металлооксидный ( только позже я поставил блокировочный электролит ). Схема после доработки – тоже, видимо, не окончательная. По деталям. Потенциометр VR3 VR4 – это сдвоенный линейный, им устанавливается общий уровень смещения для обеих ламп канала, а потенциометром VR5 балансируется анодный ток стоящих в паре ламп. Анодные резисторы 6Н12С – Киваме, межкаскадные конденсаторы – МКТ ERO.

Сегодня, 14 мая 2012, наконец удалось снизив уровень фона до 0,8 мВ на 6,8 Ома прослушать собранный усилитель на хорошей акустике. Пока без вентилятора, хотя я запланировал его установку на задней панели усилителя. За 4 часа непрерывной работы температура внутри корпуса усилителя стабилизировалась и не превысила 64 градуса. К сожалению весьма сильно нагрелись выходные трансформаторы ( их, черных, греют своим излучением аж четыре лампы ГМ70 ! ), придется поставить зеркальный экран.

Аппаратура. СД-плейер Denon, недавно преобретенный ЦАП от Аудиоинструмента с лампово-трансформаторным выходом, межблочные кабели van den Hul, колонки – широкополосники Висатон В200 с басовым оформлением типа 1/4 волновый резонатор, колоночные кабели – заказные от Custom Hifi Cables Ltd UK. Материал – 1. Marc Kohn gold disc, 2. Adriano Chelentano “L’Animale”, 2008, 3. Ian Clarke, “Within” Diva Music studios, UK, 2005. Первое, что бросалось в глаза ( точнее, в уши ) – это что триодное включение первого каскада на 6Ф1П все-таки звучит невыразительно и я вернулся к первоначальной схеме с пентодным включением, в точности, как это у Dynaco. При первом прослушивании в качестве драйвера стояли 6Н8С МЭЛЗ, 6Ф1П – Светлана 1966 год. ГМ-ки пока – все б/у, купленные на рынке, новые лампы хотя и есть, но я их пока ставить не стал.

Я много слышал отзывов от звучании ГМ-70, мнения весьма разные, от неприятия типа “прямолинейный” звук или “вы сидели в первом ряду в концертном зале?” до восторгов типа “мощно”, “убойно”. Но то, что я услышал – это было для меня откровением. Должен признать, что моя шкала оценки звучания усилителя оказалась слишком узкой и к сожалению мне трудно описать услышанное адекватно, нужно расширять свои рамки музыкального восприятия. При абсолютно безупречном тональном балансе, хорошей сцене и великолепной динамике, усилитель раскрыл свою способность прекрасно передавать эмоциональную окраску музыки именно на малой громкости, я раньшей такой флейты ( диск 3 ) не слышал ни на одном усилителе. Да, да, уважаемый читатель – флейта – и на ГМ-70 ! Если бы раньше мне кто-то сказал, что я буду заслушиваться флейтой соло в исполнении двухтактника на ГМ-70, я бы в ответ только посмеялся…. Я позвал жену и весь вечер мы как зачарованные слушали и слушали – уж женщину не обманешь – именно отменная передача эмоциональной части музыки привлекает нашу прекрасную половину… Про бас и верха, детальность и т.п. я уже не говорю. Признаюсь, конечно, детальность передачи нюансов у SE на 2А3 будет повыше. Я собрал четыре усилителя на 2А3, но вот чего я так и не смог добиться от них – это динамики баса и той самой эмоциональной передачи музыкальных образов. Тут же все это есть. Один мой знакомый автолюбитель, который предметзнает не по рекламным буклетам как-то признался, что настоящая легковушка начинается с 3-х литрового мотора. Вот у меня и возникла аналогия – что может быть настоящий ламповый усилитель начинается с 40 ватт…? Есть такое мнение, кстати совершенно правильное, что даже при помощи 3-ваттного однотакта можно получить в помещении невыносимый для людей громкий шум. Но дело в том, что задачей усилителя является создание музыкальных образов, а не шума. А вот тут и нужен запас по мощности для корректного воспроизведения всего динамического диапазона записи. По крайне мере, я так для себя объяснил услышанное, ведь схема стандартная и никаких особенных деталей в ней нет. Если оценить по себестоимости, то этот усилитель обошелся мне примерно долларов в 700, 80 % из которых – это трансформаторы и корпус. У кого руки золотые и кто мотает трансы сам, затраты на усилитель будут совсем смешные. Как совет – Raa выходных трансов все-таки хорошо бы взять побольше, все-таки искажения на высокой громкости высоки.

Добавлено 15 мая. Вчера на заднюю панель поставил 12 вольт 80 мм компьютерный вентилятор, при его непрерывной работе температура внутри корпуса за 4 часа не поднялась выше 26 градусов. Правда, он все-таки немного шумит и я смакетиравал простую схему управления вентилятором, которая отключает его в паузах и когда средний уровень сигнала небольшой. Работает отменно. Порог срабатывания устанавливается потенциометром VR1. Осталась небольшая доработка – вмонтировать регулятор стереобаланса, пока его нет. После доработки размещения проводников внутри корпуса и после установки заземленного защитного гриля на плату предварительного усилителя на 6Ф1П ( этот гриль также защищает плату от излучения ГМ70 ) уровень фона снизился до уровня 0.3 мВ и его уже неслышно совсем на акустике чувствительностью 95 дБ. Фотографии внутренностей ящика будут позже, когда завершу весь монтаж недоделок полностью.

Под занавес пара фотографий ламп 6Ф1П, одна из них Светлана, другая – предположителлно Орел со своим старым лого.

Снова хочу поблагодарить Глазунова Сергея, на этот раз за прекрасный ЦАП, это изделие мне очень понравилось своей музыкальностью и очень точной передачей материала.

Трансформаторы для усилителя

  1. Выходные трансформаторы SE100-1 7k / 8 / 4 Ом сердечники EI120 / 73
  2. Две катушки индуктивностью 5H / 500 мА сердечник Ei84 / 42
  3. Другой дроссель 10H Ei54 сердечник 100 м / 18

Выходные трансформаторы не самодельные, а готовые. Основные их параметры:

  • Ra – 7 к
  • L – 30 Гн / 120 Гц
  • R (dc) – 170 Ом
  • Imax – 0,2 A
  • Вес около 7 кг

Диапазон частот трансформаторов:

  • 6 Гц – 53 кГц -3dB Р = 1W 8R
  • 6 Гц – 51 кГц -3dB Р = 1W 4R
  • 14 Гц – 28 кГц -0,5dB Р = 1W 8R
  • 14 Гц – 25 кГц -0,5dB Р = 1W 4R
  • 18 Гц – 38 кГц -3dB Р = 30W 8R
  • 18 Гц – 37 кГц -3dB P = 30W 4R
  • 25 Гц – 25 кГц -0,5dB Р = 30W 8R
  • 25 Гц – 22 кГц -0,5dB Р = 30W 4R

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]