В поисках винтажных акустических систем
Вашему вниманию предлагается продолжение саги от ANALOGSOUND о крестовом походе в поисках высококлассного звука. На этот раз рассматриваются винтажные акустические системы.
Крестовый поход по современным Hi-Fi/Hi-End-салоном в поисках настоящего звука .
Данная статья посвящена выбору винтажной акустической системы (АС). Я расскажу о своем пути в поиске хорошего звука за умеренные деньги. Цены буду приводить на момент приобретения, поэтому они могут отличаться с ценами сегодняшнего дня, но не критично.
Писать я буду свои впечатления, поэтому они, конечно, субъективны. Звук — понятие в целом субъективное, но я постараюсь максимально точно передать картину прослушанного.
Поиск я начал с желания выбрать бренд, но потратить небольшую сумму.
Я уже понимал, что первые попытки дадут мне исключительно опыт и впечатления, но не достугнут цели. Хотя я тешил надежду попасть в точку с первого раза.
Я купил
Canton Karat 300 за 16000р.
Выбор был обусловлен, желанием приобрести тип Закрытый Ящик, так как мои прежние АС Dali ASX5000 ,купленные лет 15 назад, гудели, как не ставь.
Canton Karat 300 — 3-х полосные АС , большие полочники, 1986 — 1987г выпуска, Германия, вес 13,8кг.
Стоили на момент выхода 1300 DM.
Интересный цельный корпус.
Первое впечатление от прослушивания — яркий звук, детали, но начинаешь себя ловить на мысли , что идет нестыковка , некий дисбаланс НЧ с остальными частотами, как будто барабанщик запаздывает. Такие впечатления были и от современных АС KEF, так же типа Закрытый Ящик. В итоге звук становиться утомителен. Он точен , нет приукраса в инструментах, но и нет той вовлечености в композицию, несколько холодная подача.
Упрощенная подача, хотелось большего.
Учитывая цену, ругать их звук не стоит, они с легкостью переиграют современные АС в разы дороже.
Единственное , что из минусов закралось в мысли, а не все ли АС с Закрытым Ящиком имеют некий , дисбаланс?
Начинаем выбирать далее. Поехали в Японию.
Принцип выбора поставлен простой, тяжелые — значит хорошие. Первое, что я решил приобрести это DIATONE , не смотря что на многих форумах данную марку не ругает, разве что очень ленивый человек. Но так же есть форумы любителей данной марки.
Поиск был исключительно по отличному косметическому и техническому состоянию.
Такие АС были найдены — не единой царапины. Японец даже сохранил родную упаковку.
DIATONE DS-501 цена покупки 38000р
Приличный вес — 26кг каждая колонка. Цена на момент выхода 82г — 164000иен , что очень прилично для тех лет.
Их уровень можно сравнить с DIATONE DS-1000 , которые пришли на смену этой 500-й серии годом позднее.
Слушаем. Это первые АС которые произвели впечатление и сильное.
Очень точная передача звука, максимально точная,пианино и мы слышим все детали именно пианино, струна гитары — все вибрации — как палец по струне двигается и это звучит именно так как я это слушал в живую.
Скорость баса и вот радость — нет несовпадений, дисбаланса — все в единой музыкальной синергии. А это опять Закрытый Ящик.
Легко отыгрывают тяжелый металл.
СЧ немного вперед, но и мы видим какой большой купол у динамика.
Нет усталости от их прослушивания. Послушав некоторое время, начинаешь понимать, что значит выражение «звук плоский, нет глубины сцены».
А вот именно глубина воздуха может нас перенести на концерт, где все это происходит. Хочется большего.
Уже не хватает эффекта присутствия. И не помог нам в этом усилитель Luxman L-308, который в дальнейшем себя раскрыл еще больше, со своим Low Bass, который не добавляет НЧ, а скорее расширяет пространство, создает глубину. Но с DIATONE он не помог . Забегая вперед скажу, что данное описание подачи звука свойственно DIATONE начиная с самой распространенной 77-й серии и выше.
В пути у меня уже шли Diatone DS-77Z и 66Z. Подвес на НЧ — ткань с пропиткой.
Если вам достались АС с, время от времени, пропитываемыми подвесами, то они будут достаточно эластичны и вечны, если подвес уже, что называеться, задубел, но целый, из Японии везут специальные пропиточные составы и пропитав их бас добавиться, а вот глубина сцены видимо не предусмотрена. Но за такие деньги точность, скорость и красоту, надо ценить. Ни чего похожего из современных АС и на 100тр дороже не получить, не получить той детальности и точности, как в этих АС.
Получаем
DIATONE DS-77Z цена 32000р
Имеем совершенно внушительный вес — 29кг каждая АС. В 1989г их стоимость составляла 120.000 йен. Ждем от новых техногий по сравнения с 501-ми новых впечатлений.
Для магнитной цепи была принята разработанная в 1987г. и использованная в топовой акустике DS-V9000 система ADMC (Advanced magnet circuit). Её смысл состоял в создании такой формы магнитного зазора, при котором магнитное поле, наводимое звуковым сигналом в катушке, суммируясь с магнитным полем постоянного магнита, создавало бы минимальные нелинейные искажения при перемещении диффузора. Сотовая диафрагма также подверглась переделке. Был использован композит из FRP-материала и органического полиамида. Вот только вопрос: «С чего то они стали немного дешевле по сравнению с 501-ми, но тяжелее?»
Ожидаем плюсов.
И вот по звуку имеем точно такую же картину, что и с DS-501 — небольшие изменения прямо пропорциональные цене, а не весу.
Чуть дешевле, совсем немного проще. Вокал и СЧ не столь на первом месте, как у 501, не настолько выражены детали, но это при прямом сравнении. Так их ставить ниже уровнем не стоит, есть разница, но незначительная. Все так же точно, детально.
Все так же имеем достаточно плоское звучание, но взрослое, красивое, с передачей всех красок музыки.
Абсолютно не критичны к расположению, ни чего не гудит, бас сочный упругий.
Вывод тот же — за такие деньги мы имеем точный звук с правильной его передачей. В данной ценовой категории с винтажом можно и поэкспериментировать, но у современных АС нет никаких шансов.
Современные АС с таким звуком — это совсем другая ценовая категория.
Далее был вопрос:
«А нельзя ли потратить меньше и получить звук не уступающий DIATONE DS-77Z ?»
Слушаем
DIATONE DS-66Z цена 20000р
Имеем меньший вес по сравнению с более старшими моделями — 20кг, и меньший размер.
Цена на момент выхода 1990г — 92000иен .
Применены те же технологии, что и в старшей модели 77Z.
Желаем получить звук уровня 77Z, рассчитываем , что они просто для меньшего размера комнаты. АС так же красивы. Приехали из Японии в прекрасном состоянии .
Включаем — звук сильно уступает старшим собратьям. Не спасает и применение тех же фирменных технологий тех лет.
Откровенный шаг назад, который хорошо слышен.
Впечатление бубнящие коробки — это после впечатлений полученных от старших собратьев и от современных АС стоимость которых превышает в 10 раз эти 66Z.
После некоторого изучения вопроса по винтажным АС в интернете, покупаем при случае в Японии
Pioneer CS-E700 цена 38000р
1974г выпуска, цена на момент выхода — 83600 йен, вес 16кг одной АС.
Изначально не ожидал получить, что то интересное, хотел удовлетворить любопытство от «вычитанных» технологий.
Сомнения вызывали невпечатляющий вес и цена на момент выхода не такая и великая, но вот факт того, что эти АС продаются в Японии дороже, чем DIATONE DS-77 и близкие к ним, заинтересовал. Да и встретить их сейчас в приличном состоянии уже редкость большая. Pioneer CS-E700 АС использовал динамики FB (на кобальте?) + истема ЗЯ. Средне частотные и низкочастотные излучатели изготовлены из бумаги с добавлением овечьей шерсти,на шелковом подвесе. В таком исполнении еще наши дети слушать их будут, если не повредить механически. В Японии встречается два вида , данной АС — со значком FB на диффузорах и без. Отличаются количеством винтов крепящих НЧ-динамик, разными аттенюаторами, другим материалом задней стенки и разным креплением грилей. Где то читал, что был вариант на кобальте, был на феррите, но информация не точная. Возможно это просто разный год выпуска. Имел одновременно обе пары АС , сравнивал на прямую, один характер, один звук, да и материал корпуса в целом , диффузоров и подвесов один. В Японии так же продаются и имеют одинаковую стоимость . Видимо в то время было востребовано то что эти АС можно подключать сразу к трем усилителям (мультиамп). По усилителю на ВЧ, СЧ и НЧ динамик. Так же реализовано стандартное подключение к одному усилителю. Первое прослушивание — не верю своим ушам. Звук имеет глубокую сцену, он объемен. Именно то, что так хотелось услышать.
При этом очень детальная середина. Струнные инструменты даже бархат имеют, чуть приукрашены.
Саксофон слушается с большим удовольствием, чем живой, на улице. Бас очень упругий, все слышно отчетливо, вибрация басовой струны и барабан — все сливается в единую красивую музыку.
Барабан бьет, как по натянутой коже, все правильно и красиво.
Если АС и приукрашивают что-то, то это в плюс — подчеркнут красоту саксофона, клавишных, вокала — заслушаешься.
Практически любая композиция прослушивается на одном дыхании. Очень музыкальные АС.
Забегая вперед скажу — есть небольшой недостаток, но это в сравнении с АС с более высокого класса — сцена не так прозрачна.
НО ОНА ЕСТЬ.
Возможно это еще вызвано невозможностью подключить приличные акустические кабеля — видимо в то время производитель еще не заморачивался по этому поводу — клеммы имеют слишком тонкие отверстия.
При экспериментах с другими АС и акустическими проводами, был виден и слышен разный результат — это было удивительно, ведь раньше я не верил в такое значение проводов. Так вот с данными АС можно еще поэкспериментировать, заменив родные коннекторы на приличные и используя хороший акустический провод сопоставимый с ценой самой АС. Тогда, думаю, возможно будет получить еще и более прозрачную сцену.
В любом случае Pioneer CS-700 — это очень музыкальные АС с объемной сценой, с большим уклоном под джаз, блюз, вокал. Звук несколько резковат по ВЧ , но теплый и сладкий в целом.
АС имеют хорошую чувствительность — 93,5дб которая видимо не чуть за эти годы не утратилась и они легко играют с ламповым усилителем небольшой мощности.
По впечатлениям — современные АС стоимостью свыше 200 000 руб не дали мне таких эмоций, как эти Pioneer CS-700.
В силу позитивных впечатлений от Pioneer CS-700 у меня вызвала интерес продукция Pioneer из более высоких ценовых категорий .
На просторах нашего вторичного рынка я приобрел
Pioneer CS-3000A цена 50000р
1973г.выпуска. Вес 33кг каждая. Цена на момент выхода 216000 йен.
Совокупность этих факторов стало причиной внимания к этим АС. Но данный опыт оказался , тем сыном ошибок трудных. Не все модели могут дожить до наших дней в нетронутом состоянии.Данный экземпляр попался мне в грустном состоянии, хотя продавался как «в отличном», поэтому судить о качестве звука, этой модели сложно. Ожидаемого качественного Звука не было.
Или не смогла эта конструкция дожить до наших дней или была уже с непонятным ремонтом, поэтому и ругать данную модель не правильно,но был получен опыт, стоил он мне 20000р, с таким минусом пришлось от этой пары избавиться.
В обзоре данная модель помещена, как пример того , что не все экземпляры могут дожить до наших дней в варианте — слушать и получать удовольствие.
Исходя из данного опыта пока отношусь с осторожностью ко многим интересным моделям в Японии, та же Onkyo выпускала много интересных и красивых моделей, вот только там подвес ППУ и он имеет определенный срок службы. В продаже японец может указать, что произведена замена, вот только на оригинал или нечто универсальное, не получить информацию, поэтому пока отнесемся ко многим моделям с осторожностью.
После Японии вспоминаем о классике АНГЛИЙСКОГО ЗВУКА. Покупаем не совсем винтаж, скорее новодел, но из раннего, который выпускался лет 10 назад и был собран еще в Англии, а не как все новое, в Китае. На просторах нашего рынка встречаются данные АС с ценой 45000-55000р, но все просмотренные имеют дефекты динамиков, всевозможные тычки и вмятины, но нас интересует только очень хорошее состояние.
B&W DM604 S3 цена 80000р
Вес — почти 30кг каждая АС. Очень внушительные размеры. Состояние досталось безупречное. Родная упаковка, ни царапины.
Звук.
Понравилось отлично проработанное во всех аспектах, очень подробное звучание модели этой британской марки.
Детальное звучание.
Великолепен нижний регистр этой АС. Она басит глубоко, динамично, чисто. Надо отдельно отметить глубину и очень низкие НЧ. Тембровые краски акустика передает с естественной, живой пластикой, всегда достоверно. Музыкальная сцена масштабна и очень глубока. В арсенале британской пары великолепный динамический ресурс. Всегда содержательный, объемный звук британцев оценят многие. Данная модель не имеет ни чего общего с современной 600-й серией. Звук открыт, глубок и имеет очень плотный и низкий бас. За это мы ей простим небольшую ее особенность — вокал отодвинут в глубину сцены, хотя ждешь услышать его на первом плане. В целом это не испортило положительных впечатлений. АС под стерео очень подходят, вот только я так и не встретил за год больше ни одной приличной пары этих АС еще раз в продаже. Хорошая пара.
К этому времени уже была куплена АС из ЛЕГЕНДАРНОЙ серии от TECHNICS
Technics SB-501 цена 48000р
Вес 19кг, невысокая цена на момент выпуска — 80000 йен в 1973г.
Покупка была обусловлена всевозможными обзорами, где как образец всегда выступает референсная TECHNICS SB-1000.
Проблема глубокого и, одновременно, чистого, структурированного баса — пожалуй, одна из самых серьезных проблем в звуковоспроизведении вообще. По той простой причине, что на частотах от 300Гц и ниже влияние помещения, в котором производится прослушивание, велико настолько, что зачастую «перекрывает» звучание, собственно, самих АС..Одним из выходов является поиск акустики, которая сконструирована таким образом, что серьезной изрезанности на НЧ удается избежать не вмешательством извне и не мучительным тасканием по комнате, а в силу каких-то «врожденных» конструктивных особенностей АС. Акустических систем такого класса чрезвычайно мало, но они, тем не менее, есть. Приводимый ниже рисунок является, так сказать, отправной точкой.
Вот ее график измерений.
Так вот измерения и отзывы о более младшей SB-501 так же впечатляли. Мы видим толстые стены корпуса и в целом форму от старшего брата — это настраивает на позитивный лад.
В Японии найти эти АС в приличном состоянии не просто и не дешево. А я уже привык к плотному и низкому басу, который при всем этом остается детален и точен. Была надежда найти это в данной 501 модели.
График измерений SB-501.
Предпологалось, что акустика Technics SB-501, лишь немного уступает Technics 1000 и надежды ОПРАВДАЛИСЬ.
Включаем и ощущаем радость — низ действительно плотный и низкий.
Потрясающая глубина. Сцена имеет форму. Ничего не выпирает, все на своих местах. После прослушивания Pioneer CS-E700 , первое впечатление, что вокал и многие инструменты несколько отодвинуты как в случае с BW 604s3, но нет — слушая начинаешь четко видеть как все исполнители находятся на своих местах.
Ставим Barry White, вот он — его неподражаемый голос. На первом плане.
Herb Alpert , вступает саксофон, он красив и на месте. Не украшен и не так выделен как это сделал Pioneer CS-E700, но 501-е все оставили на местах,все краски звуков, ни чего не доминирует, не переплетается. Басовая струна точна, вибрация, движение пальцев. Конструктивно, вечный бумажный диффузор, очень эластичный резиновый подвес — видимо свой состав, но за столько лет я его спокойно тяну и он спокойно поддается, не задубел. Очень понравились АС своей глубиной звука и низким плотным басом.
Из современных АС слушая и до 300тр так ничего и не подобрал похожего.
Technics, как фирма заинтересовал больше. Почитав интернет, обратил внимание на интересную и недорогую модель
Technics SB-6 цена 26000р
Вес 16кг. Фазоинверторного типа. Цена в 1981г — 90000 йен. Большие полочники. Заинтересовала интересная конструкция АС. Акустика построена на плоских сотовых диффузорах. НЧ-25 см., СЧ-8 см., ВЧ-2,8 см. Импеданс — 8 Ом, чувствительность — 93Дб, мощность — 75Вт.
Звук прозрачный, чистый, бас плотный, артикулированный. Поёт с любым усилителем от 50 Вт на канал. Чистота звучания — чтото от высококачественных студийных мониторов. Резкость в звуке! Все точно, отчетливо, прозрачно, звоко… резко… Картинка ровная без перекосов и явных приукрасов в частотах. Такая веселая яркость и живость в тонах… хочется слушать и слушать…
Отдельно надо сказать об упругости и скорости баса: низ сверхбыстрый и по японски сверхчистый. Никаких призвуков. Струна бас-гитары играет жестко, ярко. Конечно надо делоть скидку на требования к данным АС, учитывая их невысокую цену.
После 501-й модели нет того низкого-глубокого баса, но в целом бас есть и он быстр, легко играет тяжелые направления. Сравнивая с 501-ми можно сказать, что звук проще, но и цена в двое ниже. Такие АС здорово впишутся в систему с невысоким бюждетом и не уступят современным АС в разы дороже.
Звук не плоский, вполне взрослый, они мне интересней, чем например Diatone DS-66Z.
Далее я попал на прослушивание усилителя и получилось послушать и сравнить еще две пары АС. Цену не спрашивал, ориентироваться не на что,можно посмотреть на наших просторах интернета и как то для себя отметить.
SANSUI SP-2000
Вес 20,5кг. Цена 65200иен.
1968г.
Невообразимое количество полос — 5.
Звук из 60-х — плоское радио моих родителей на кухне. Но очень детальное, с окрасом в СЧ. Хозяину нравились эти АС — возможно это и был звук его молодости. Плюс ПЯТЬ полос визуально впечатляли. Более сказать о данной паре нечего, разве что привести их в надлежащий внешний вид — получится красивая мебель.
А сравнивали мы с
Pioneer S-HE100
Вес 42кг каждая. Цена в 1992г составляла 296000 йен — немало.
Посмотрел — подвес ППУ, но тонкий и очень эластичный — все замечательно.
Слушаем. Звук есть!
Низ достаточно глубокий, глубина потрясающая, прозрачная, с правильным построением сцены. Единственное, что нам мешало оценить в полной мере, это пустая комната. Недавно был ремонт — интерьер — абсолютно пустая комната, стул-все. И вот гудение. Гудят и все. Возможно это и мешало оценить их звук хозяину, но можно предположить, что при правильной расстановки и какое то присутствие мебели это исправит. В целом была глубина сцены очень хорошая, детали без нелепого приукраса, воздуха с запасом. Такие АС я бы себе при случае на длительное тестирование, в идеальном состоянии, купил.
И вот давно у меня было желание купить что вроде, вот
Technics SB-7000 цена 50000-70000р
Вес 36кг. Цена в 1977г — 200 000 йен.
Все как-то отговаривали и писали, что звук не навысоте, но вот фазолинейная АС с таким размером привлекала. И мысль о этой АС зрела .
И вот товарищ приобрел такие АС. И, я бы сказал, начал судорожно перебирать усилители, акустические провода в поисках звука.
Я пришел посмотреть и послушать, что не так, и почему все в поисках он.
Принес свой усилитель Luxman L-58A. После его прослушивания ,очередной комплект усилителей, в этот раз Technics SE-A5 и пред к нему был хозяином отправлен на продажу.
Для сравнения на прямую подключили PIONEER CS-E700.
Я не ожидал что 700-е на столько будут открыты, легки в звуке.
На SB-7000 с НЧ-диапазоном пришло то же чувство , что и с новодельными BW 683 — часть звука как из бочки, нет открытого баса, он заперт. И это все в комнате специально подготовленной для звука, с шумоизоляцией и всем мягким. ВЧ так же не порадовали, не было прозрачности.
Technics SB-7000 оставили впечатление бюджетной АС.
Возможно мы так и не подобрали к ним усилитель, провода, но на это и так уже было потрачено много времени и средств. Звук стал интересней когда их вынесли на открытую веранду — возможно они и были предназначены для открытых дискотек. Но желаемого звука мы так и не услышали. Скажу , что в итоге товарищ купил АС, которые опишу далее. К усилителю , остановился на Luxman L-507. А далее я читая все возможные форумы и отзыва решил сам оценить ЛЕГЕНДУ
JBL 4312A/4312ABK цена 82000-86000р
Вес 20кг. Цена в 1986г — 256000 йен.
В данном исполнении были 4312А, 4312В, 4312А ВК — в целом это одни АС в разном цвете отделки.
Частота разделения по кроссоверам 1.1kHz, 4.2kHz. В 2000г была версия 4312MKII — все то же самое, с небольшим изменениям в кроссоверах. Частота разделения по кроссоверам — 2000Hz, 5000Hz.
Стало понятно почему данные АС так любят в Японии и в других странах.
Есть хорошее ателье по восстановлению JBL 4312 в Японии — KENRICK SOUND
https://www.youtube.com/watch?v=GK_17X1bsaM
https://www.youtube.com/watch?v=D4_LGmd47kY
https://www.youtube.com/watch?v=nIxqwyIm3vk
https://www.youtube.com/watch?v=DCovHHUewWc
Писать как они звучат, трудно, нужен литературный талант, мне не достает эпитетов — превосходно, невообразимая глубина. Поэтому я привел ссылки на видео Японца, где он снимает с хорошим микрофоном и видео. Все эти модификации я имел в пользовании , звук подача характер — один. Не просто сцена, видео и интернет не передадут основного, ОНИ НАПОЛНЯЮТ ЗВУКОМ ВСЮ КОМНАТУ. Выйдя за пределы АС, все равно смотришь в сторону комнаты и полное чувство, что там идет концерт. Единственное, что на многих записях желательно использовать усилитель с темброблоком — тогда бас будет глубок в полной мере и без недостатков. Воздух — вот достоинство этих АС. Все натурально и прозрачно.
JBL 4312A, 4312ABK, 4312MK2 — мой выбор.
Позднее была выпущена модификация JBL 4312D.
Кроссовер как у МК2 — 2000Hz, 5000Hz и они похудели до 17,5кг + другой ВЧ динамик.
В целом еще сохранилась открытость звука, а бас даже несколько глубже, чем у предыдущих версий, но эти АС и чуть проиграли в открытости, легкости. Но это все только при прямом сравнении.
В общем — это еще достойные АС, которыми есть желание обладать. https://www.youtube.com/watch?v=um-esGUU1RI
Существует современная версия JBL 4312E, но видимо производитель уже решил, что более массово востребован будет другой звук под современный клубный, глуховатый манер, или точнее сказать «запертый звук». У KENRICK SOUND представлена и эта пара АС , даже по его видео уже хорошо заметны эти изменения.
https://www.youtube.com/watch?v=Aw9giT4WT90
Я отказался от этой версии.
ЛУЧШИЕ ВИНТАЖНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ОТ HIENDMUSIC
В статье ФИЛОСОФИЯ HIENDMUSIC обозначены принципы построения системы рамках минимальных бюджетов. Эти принципы подразумевают комбинирование брендовых компонентов с авторскими и винтажными.
Многие питают иллюзию, что любой винтаж Золотой Эры аудио – идеальный рецепт для строительства систем. Сеть полна предложений о продаже техники 70-80х годов с эпитетами «волшебный звук», «ни с чем не сравнимое звучание» и т.д. Может сложиться впечатление, что покупка любого компонента, выпущенного сорок лет назад, подарит музыкальное наслаждение, но в действительности, техники, которая по сей день может считаться эталоном, было выпущено не так много. Она дорого стоила тогда, дорого стоит сейчас и не падает в цене, потому что предложение уменьшается.
Есть несколько групп винтажных компонентов, которые имеет смысл приобретать, и в каждой группе выделяются несколько «звезд», о которых пойдет речь в этой статье.
Винтажные компоненты разумно приобретать в следующих случаях:
- Это устройства высшей категории, подобных которым сегодня попросту не производят: кассетные деки Nakamichi, катушечные магнитофоны, аналоговые кроссоверы.
- Это устройства высшей категории, подобные которым сегодня можно купить только, потратив в разы большие средства: топовые транзисторные усилители, проигрыватели винила, эксклюзивные тонармы, повышающие МС трансформаторы.
- Бюджетные усилители, с которыми можно получить приличный результат за минимальные деньги и построить систему, которая будет звучать лучше современных систем, стоящих на порядок дороже.
- Это акустические колонки.
Про деки Nakamichi и катушечные магнитофоны на сайте есть отдельные подробные статьи.
Кассетная дека Nakamichi 600-II
Топовые винтажные усилители – хороший вариант раскачать серьезную акустику, не выходя за рамки 1500-3000 долларов. Некотрое время назад, чтобы купить сопоставимую по звучанию аппаратуру современных производителей, нужно было отдать сумму в три раза больше. Сегодня ситуация поменялась — на рынке появились отличные усилители компании Unison Reseach (Италия), которые звучат на уровне лучших образцов винтажа, стоят дороже на 25-30% и при этом заметно выигрывают в надежности.
К слову, о надежности — покупая винтажную технику, имейте ввиду, что ей наверняка понадобятся ремонт и глубокая профилактика.
Если спросить меня, какой винтажный усилитель я бы рекомендовал в первую очередь, то я назвал бы связку пред/мощник Luxman С05/М05. Даже очень сложные акустические системы, вроде Altec Voice of the Theater, играют с этой парой глубоко, естественно и фундаментально. А живость и подача музыкального материала вызывают довольную улыбку даже у приверженцев «теплого лампового звука».
Предусилитель Luxman C05 и усилитель мощности М05.
На втором месте интегральные усилители Sansui 907 серии — MR, XR, Mos Limited, NRA.
Sansui 907 MR с заказными черными боковинами.
Еще одна интересная серия Sansui — AU 6500 и AU 9500. Это аппараты начала семидесятых, обладающие смачным, драйвовым звучанием, отлично подходящим для рок музыки. В этих усилителях на удивление приличный встроенный фонокорректор, что может быть интересно начинающим винильщикам. В хорошем состоянии этих усилителей очень мало и они представляют коллекционную ценность.
Легендарные в свое время Technics SE-A 100 и Sansui BA 3000 в хорошем состоянии уже почти не встречаются. Высокий внутренний ток и давний год выпуска делают эти аппараты ненадежными.
Винтажные ламповые усилители имеет смыл покупать в том случае, если на них стоят топовые японские трансформаторы, а лампы легко можно заменить современным аналогом. В противном случае, лучше не связываться тк большинство винтажных «ламповиков» звучат не лучше современных «авторских» изделий, и за исключением упомянутых трансформаторов в них нет ничего такого, что нельзя было бы повторить. Исключение составляют, пожалуй, моноблоки Luxman MB88 и винтажные МcIntosh — последним глубокая профилактика будет совершенно необходима.
Представляют интерес предусилители Auduio Research серии SP, родом из 70х. Это очень хорошие аппараты и после грамотного обслуживания они могут занять центральное место в вашей системе на долгие годы.
Предусилитель Audio Research SP 3
Винтажным проигрывателям винила на сайте посвящена статья:
ВЫБОР ИДЕАЛЬНОГО ПРОИГРЫВАТЕЛЯ ВИНИЛА
Вообще тема проигрывателей, тонармов, картриджей и фонокорректоров настолько обширна, что для нее существует самостоятельный раздел:
ВСЕ О ВИНИЛЕ — ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ
И наконец, об акустике. Подавляющее большинство современных акустических систем в бюджете до 12.000 долларов рядом не стоят с лучшими образцами колонок 70х и 80х годов. Исключение составляют разве что итальянские акустические системы Opera. В главной статье сайта КАК ПОСТРОИТЬ СИСТЕМУ я уделяю много внимания выбору акустических колонок, в том числе винтажных, и перечисляю самые интересные модели. Назову некоторые из них и здесь: Diatone DS 3000, Diatone DS 5000, Technics SB 8000, Trio LS 707.
Technics и Diatone имеют некоторые принципиальные различия в звуке, которые по-разному проявляются на разной музыке, в разных помещениях. Диатонам всегда требуется восстанавливать подвесы, а Техниксам — подвесы, плотность диффузоров и целостность демпферного кольца верхнего СЧ динамика, без которого эти колонки «кричат».
Чтобы выбор акустических колонок был более точным закажите персональную консультацию.