Вопросы звука: эстрадные колонки в автомобиль


Что такое коаксиальные акустические системы?

Коаксиальная акустика

– это отдельный вид
акустических
систем, в которых динамики высоких и низких частот разделены и расположены на одной оси.

Интересные материалы:

Как принимать Глицисед взрослым? Как принимать яичную скорлупу перепелиных яиц? Как принимать ибупрофен при артрите? Как принимать Кальцемин Сильвер? Как принимать капли Мидзо? Как принимать капли синекод взрослым? Как принимать капли стоптуссин? Как принимать капли витамина д3? Как принимать Капсикам? Как принимать кетотифен?

Акустика: эстрадная или компонентная?

Практически каждый автомобилист приходит к тому, что его перестает устраивать качество и громкость звука в машине. Большинство решает эту проблему простым прокачиванием своей акустической системы, увеличивая количество колонок и усилителей. Но истинные гурманы и любители экспериментов обращают внимание и на эстрадные динамики.

Любые автомобильные динамики, имеющие отменное качество, на максимально-выкрученной громкости начинают издавать неприятные хриплые звуки. В этом плане эстрадные колонки дадут фору всем остальным. Другими словами, их роль, в первую очередь, заключается в повышении максимальной планки громкости без потери в качестве.

Среди людей, знающих толк в автозвуке, бытует такое мнение, что эстрадные динамики имеют два вида. Первый – это динамики, разработанные производителями специально для автомобильных акустических систем. А второй вид – это эстрадные динамики и другие компоненты фирм, которые не имеют никакого даже отдаленного отношения к автомобилям. Считается, что первые уступают в качестве вторым. Мол, автомобильные эстрадные динамики не обладают качественным звучанием.

Козырная карта «эстрадки» — ее чувствительность и гибкость в настройке высоких, средних и низких частот. Чувствительность обычных автомобильных динамиков – около 90 дБ. Эстрадные же имеют уровень этого показателя от 100 и выше.

Эстрадные динамики друг от друга отличаются рядом технических характеристик. В первую очередь, мощностью. Средняя акустическая система имеет мощность примерно от 100 Вт до 400 Вт с чувствительностью 100 дБ. Диапазон частот таких динамиков также различается – средний показатель от 100 до 11 000 Гц. Также, при выборе эстрадных динамиков, которые устанавливаются в боковые панели передних дверей, необходимо позаботиться и об их типоразмере.

Если прислушиваться к советам профессионалов, то эстрадной акустикой стоит оснащать свои «ласточки» тем автомобилистам, которые имеют и качественную музыку. К примеру, воспроизводя обычные аудиозаписи формата MP3 с качеством 192 кбит/с, не удастся оценить всю мощь и качество «эстрадки».

С домашним звуком сравнили, теперь очень кратко сравним с автомобильным громким звуком а-ля «эстрадка».

  • Эстрадная акустика предназначена для прослушивания на большом расстоянии и озвучивании больших площадей. Вблизи её звучание по самой задумке производителей, не должно выделяться особенным качеством.

Возьмём для примера хороший концерт с качественным громким мощным звуком. Этот звук сосредоточен в самом зале, в то время как вблизи от колонок этот звук вряд ли можно назвать приятным. Одним словом эстрада хорошо работает в дальнем поле.

Лемми Килмистер, Motorhead. Попробуйте постоять рядом с такими колонками. Ничего хорошего в плане качества звука не будет.

Я не против автомобильной эстрады, но я понимаю только тот вариант, когда её слушают на улице, используя автомобиль, как передвижную концертную площадку. Слушать этот звук внутри салона совершенно нецелесообразно. Те, кто хочет хороший звук в салоне и хороший звук снаружи, стоят две раздельных системы: спереди – SQ, сзади – эстрада. Совместить в одной качества того и другого невозможно.

Но подчеркну — именно в ближнем поле. В дальнем поле настроить «эстраду» на хорошее звучание можно и даже нужно. Важно чтобы ситсема была правильная. Об этом ниже.

  • В 99% в автомобильной эстраде сильный провал по мидбасу, его просто нет! То есть саб играет до 60 Гц, среднечастотники играют с 200-250 Гц (в лучшем случае с 160 Гц), а между ними — пропасть.

А ведь это самой драйвовый диапазон, в нём всё мясо! Отчасти этим и обусловлен выбор специфической музыки для демонстрации возможностей автомобильной эстрады – это глубокие басы и музыка, состоящая из средних и высоких частот, тогда провал не так заметен. Но попробуйте включить на такой системе, например, рок и всё станет ясно.

Басисту оторвали половину струн вместе с пальцами, барабанщику отрубили одну руку, вокалисту оторвали то место, которое придаёт голосу мужественность. Ну а главное, пропадает панч!

Те, кто думает, что с 200 Гц это панч – заблуждаются. 80-125 Гц – вот где он! Сходите на рок-концерт и сравните звучание с автомобильной эстрадкой, пусть даже не по громкости, а по самому звучанию и энергии и всё станет ясно. Единственный способ достичь подлинно-концертного звука из автомобиля –использовать как на концерте пятнадцатидюймовые мидбасы и разместить их в огромных ящиках, какие в дверях не помещаются.

Поэтому я и повторю, что действительно крутая эстрадка возможна не в виде громкого фронта, а в виде серьёзной системы на весь багажник, который займёт не только саб, но и мидбасы!

Компактно и громко. Очень громко

Большой тест «эстрадной» коаксиальной акустики

Все привыкли, что «эстрадный» фронт – это отдельно СЧ-динамики с высокой чувствительностью и отдельно твитеры, в большинстве случаев рупорные. На коаксиальной акустике громкие системы почти не строятся. Да и подходящих коаксиалов на самом-то деле очень немного. А те, которые есть, сильно отличаются от обычных. Мне удалось собрать на измерения сразу пять таких моделей и изучить их подробнее.

«Эстрадные» коаксиальные динамики строятся совсем иначе, нежели обычные автомобильные коаксиалы. Там твитер имеет небольшие размеры и обычно крепится на ножке перед диффузором. А здесь твитер как бы встроен в СЧ-динамик. Вернее, даже «пронзает» его насквозь.

Дело в том, что здесь применяется не обычный высокочастотник, а, как и полагается для громких систем, компрессионный рупорный ВЧ излучатель, который состоит из двух основных частей – драйвера и самой «дудки» рупора. Похожие конструкции уже были у меня на измерениях. К примеру, вот или вот. И скоро ещё будут несколько подобных.

Драйвер во всех моделях сегодняшнего теста «пристроился» к основному динамику с его задней стороны и излучает в буквальном смысле сквозь него – через осевое отверстие в керне. Оно является для него рупорным горлом. В передней части выход закрыт защитной сеткой и продолжен пластиковой «дудкой».

Ground Zero GZCF 200COAX (8 дюймов)

Когда первый раз берёшь в руки этот динамик, то первая мысль – он явно не предназначен для работы в качестве мидбаса. Во-первых, верхний подвес диффузора очень узкий и практически не даёт никакой свободы перемещения. К тому же «конус» диффузора имеет выгнутый профиль, и если катушка будет толкать диффузор слишком сильно, то он не будет двигаться как единое целое, а будет просто гнуться. Так что это чистый среднечастотник с малым ходом, без вариантов.

Подключение твитера и среднечастотника раздельное. Их можно подключить как поканально, так и к одному каналу. Твитер в этом случае подключается через конденсатор 5,6 мкФ из комплекта. Не перепутайте, клеммы твитера – внизу, а клеммы СЧ динамика – на корзине.

Ground Zero GZCF 200COAX

Красная кривая – импеданс СЧ динамика Синяя кривая – импеданс твитера Фиолетовая кривая – импеданс твитера со штатным конденсатором Зелёная кривая – импеданс всей системы в сборе

  • Fs (собственная резонансная частота) – 152 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 5,4 л
  • Qms (механическая добротность) – 10,34
  • Qes (электрическая добротность) – 0,66
  • Qts (полная добротность) – 0,62
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 14,7 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 8,5 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,4 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 96,5 дБ

Ground Zero GZCF 200COAX

Красная кривая – АЧХ по оси динамика Синяя кривая – АЧХ под углом 30 градусов Зелёная кривая – АЧХ под углом 60 градусов

Soundstream SP2.804 (8 дюймов)

В отличие от Ground Zero, здесь СЧ динамик построен иначе – диффузор и верхний подвес совсем другие. Это привело к тому, что резонансная частота получилась немного ниже. Но это по-прежнему среднечастотник без малейшего намёка даже на верхний бас.

Подключение твитера и СЧ динамика тоже раздельные, правда, никакого разделительного фильтра в комплекте не идёт. Так что либо динамик используем в поканалке, либо подбираем фильтр самостоятельно. Обычный конденсатор для этого вполне подойдёт. Можно использовать такой же, как у Ground Zero, но я бы лучше взял поменьше – 3,3 или 2,2 мкФ.

Soundstream SP2.804

Красная кривая – импеданс СЧ динамика Синяя кривая – импеданс твитера

  • Fs (собственная резонансная частота) – 137 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 6,2 л
  • Qms (механическая добротность) – 11,31
  • Qes (электрическая добротность) – 0,74
  • Qts (полная добротность) – 0,70
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 13,7 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 7,4 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,4 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 95,4 дБ

Soundstream SP2.804

Красная кривая – АЧХ по оси динамика Синяя кривая – АЧХ под углом 30 градусов Зелёная кривая – АЧХ под углом 60 градусов

Magnum MPS 8.0-4AB (8 дюймов)

Динамик практически полностью повторяет конструкцию Ground Zero – узкий верхний подвес диффузора и сильно выгнутый профиль самого диффузора. Единственное внешнее отличие (разумеется, кроме цвета «дудки» и логотипа) – это одинарные клеммы подключения СЧ динамика, как у Soundstream. Правда, в отличие от последнего, конденсатор в комплекте тут всё же есть – он заботливо припаян к клеммам твитера. Его номинал – 3,3 мкФ.

А вот внутри отличий от GZ оказалось немного больше. Во-первых, резонансная частота ниже. И причина тому – не диффузор (параметр Mms совпал с точностью до сотых), а, скорее всего, чуть другие подвесы. Да и твитер, судя по всему, тоже отличается – резонансы выражены не так сильно.

Magnum MPS 8.0-4AB

Красная кривая – импеданс СЧ динамика Синяя кривая – импеданс твитера Фиолетовая кривая – импеданс твитера со штатным конденсатором Зелёная кривая – импеданс всей системы в сборе

  • Fs (собственная резонансная частота) – 133 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 7,0 л
  • Qms (механическая добротность) – 11,85
  • Qes (электрическая добротность) – 0,62
  • Qts (полная добротность) – 0,59
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 14,7 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 8,2 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,4 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 96,3 дБ

Magnum MPS 8.0-4AB

Красная кривая – АЧХ по оси динамика Синяя кривая – АЧХ под углом 30 градусов Зелёная кривая – АЧХ под углом 60 градусов

Magnum MPS 6.5-4AB (6,5 дюймов)

Этот динамик, по сути, представляет собой уменьшенную копию своего 8-дюймового старшего брата. Здесь использованы всё те же решения – короткоходный подвес и сильно выгнутый профиль диффузора. Разве что выход рупора имеет несколько другую геометрию, иначе он просто перекрывал бы половину диффузора. Катушка имеет размер 1,5 дюйма (у более крупных динамиков используются 2 дюймовые катушки). Конденсатор для подключения твитера имеет номинал 3,3 мкФ.

Magnum MPS 6.5-4AB

Красная кривая – импеданс СЧ динамика Синяя кривая – импеданс твитера Фиолетовая кривая – импеданс твитера со штатным конденсатором Зелёная кривая – импеданс всей системы в сборе

  • Fs (собственная резонансная частота) – 161 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 3,6 л
  • Qms (механическая добротность) – 10,80
  • Qes (электрическая добротность) – 0,60
  • Qts (полная добротность) – 0,57
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 7,2 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 6,2 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,4 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 95,9 дБ

Magnum MPS 6.5-4AB

Красная кривая – АЧХ по оси динамика Синяя кривая – АЧХ под углом 30 градусов Зелёная кривая – АЧХ под углом 60 градусов

Edge EDPRO65F-E4

У этого динамика концепция абсолютно та же, что и у остальных, но конструктивно он заметно отличается. Здесь использована другая корзина. Диффузор и тканевый подвес здесь не такие экстравагантные, а более традиционные. Защитная сетка несъёмная, приклеена хорошо, на попытки снятия не поддавалась. Поскольку динамик брал с возвратом, особо настаивать не стал.

Катушка тут тоже 1,5-дюймовая, охлаждается через большие окна под центрирующей шайбой. Несмотря на то, что резонансная частота оказалась самой низкой из всех, ниже 100 Гц, мидбасовым динамиком я бы его тоже не назвал – длина звуковой катушки здесь небольшая. Так что это среднечастотник. Для подключения твитера в комплекте идёт конденсатор номиналом 2,2 мкФ.

Edge EDPRO65F-E4

Красная кривая – импеданс СЧ динамика Синяя кривая – импеданс твитера Фиолетовая кривая – импеданс твитера со штатным конденсатором Зелёная кривая – импеданс всей системы в сборе

  • Fs (собственная резонансная частота) – 93 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 7,4 л
  • Qms (механическая добротность) – 9,20
  • Qes (электрическая добротность) – 0,52
  • Qts (полная добротность) – 0,49
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 9,7 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 6,3 Тл м
  • Re (сопротивление звуковой катушки постоянному току) – 3,6 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1м, 1Вт) – 92,7 дБ

Edge EDPRO65F-E4

Красная кривая – АЧХ по оси динамика Синяя кривая – АЧХ под углом 30 градусов Зелёная кривая – АЧХ под углом 60 градусов

Выводы

Все динамики являются чистейшими СЧ/ВЧ с адской чувствительностью. Об использовании их в качестве мидбасов даже нет и речи, ход диффузора у всех очень маленький. Поэтому подрезать их снизу нужно минимум на 500 Гц, а лучше выше. Иначе искажений будет не избежать.

Динамики могут спокойно работать в тесных объёмах. Это полезное свойство, потому что устанавливать мидбас и СЧ в один объём ну никак нельзя, надо изолировать их друг от друга. 6,5-дюймовые будут работать уже литрах в двух-трёх, 8-дюймовым можно отводить от 4-5 литров на каждый динамик. Нормально.

Конструкция у всех такова, что рупор неизбежно перекрывает часть диффузора. Это стало причиной довольно кривой АЧХ у некоторых динамиков. Но учитывая, что это всё же не аудиофильские модели, и в первую очередь от них требуется высокая громкость, к этому можно особо не придираться. Да и если уж честно, то большинство систем на «разнесённых» СЧ и ВЧ имеют АЧХ ни разу не лучше.

Среднечастотный динамик и твитер можно включать поканально. Хуже от этого точно не будет – появится возможность поиграть с частотами и порядками фильтров на их стыке. Если их вешать на один канал, то можно обойтись и одним конденсатором на твитер в качестве фильтра. Тем более, что у всех кроме Soundstram такой уже есть в комплекте. Правда, у Ground Zero его номинал великоват – 5,6 мкФ, я бы заменил его хотя бы на 3,3 мкФ.

В общем, если коротко, то главное достоинство таких динамиков перед раздельными СЧ и ВЧ – компактность. Тут у нас всё в одном динамике, да ещё и с возможностью работать в маленьких объёмах. Так что для многих «эстрадных» систем, работающих на открытое пространство, они могут оказаться вполне рациональным выбором. Главное, не забывать, что между ними и сабвуфером ещё мидбас должен быть.

Эстрадная акустика: вопросы звучания

Монтаж хорошей музыкальной системы в машине – уже давно обыденное дело в среде автомобилистов. Многие из них приходят к выводу, что музыка в машине звучит недостаточно громко, недостаточно чисто, в общем, не так, как хочется. Большинство решает проблему «прокачиванием» автоакустики, увеличивая количество усилителей и колонок. Но эстрадная акустика – удел настоящих гурманов. Она улучшает чистоту звучания при высоких показателях громкости. Конечно, стадионы озвучить ею не получится, но вы сможете услышать любимые мелодии по-новому. Покупая такое оборудование, помните, что вы не на концерте, а в дороге, и на нее нужно смотреть внимательно, чтобы ничего не отвлекало.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]