Разница между автомобильными и домашними динамиками

<< Читать предыдущую часть

Tеперь стоит позаботится о «сердце» сабвуфера — динамической головке. Сразу предупрежу — как он выглядит, размер магнита и прочие визуальные параметры нас вообще не интересуют (тем более его видно и не будет), только лишь размеры. А вот факторы, влияющие на звук, например параметры Тиля-Смолла (набор электроакустических параметров, который определяет поведение динамика в НЧ диапазоне) нам будут очень кстати.

Речь пойдёт о том, что важно знать об акустике на самом деле. А именно — о знаменитых параметрах Тиля — Смола.

Kому выпала честь носить имена параметров Тиля и Смолла? Вспомним и это. Первым в связке идёт Альберт Невил Тиль (в оригинале A. Neville Thiele, «А» почти никогда не расшифровывается). И по возрасту, и по библиографии. Тилю сейчас 84 года, а когда ему было 40, он опубликовал историческую работу, в которой впервые было предложено проводить расчёты характеристик громкоговорителей на основе единого набора параметров, причём удобным и воспроизводимым образом.

Там, в работе 1961 года, было, в частности, сказано: «Характеристики громкоговорителя в области низких частот могут быть адекватно описаны с помощью трёх параметров: резонансной частоты, объёма воздуха, эквивалентного акустической гибкости громкоговорителя, и отношения электрического сопротивления к сопротивлению движению на резонансной частоте. По этим же параметрам определяется и электроакустическая эффективность. Я обращаюсь к производителям громкоговорителей с просьбой публиковать эти параметры как часть основных сведений об их изделиях».

Просьба Невилла Тиля была услышана индустрией только через десятилетие, в это время Тиль уже работал вместе с Рихардом Смоллом, уроженцем Калифорнии. По-калифорнийски пишется Richard Small, но почему-то уважаемый доктор предпочитает немецкий вариант произношения собственного имени. Смоллу в этом году исполняется 70, между прочим — юбилей поважнее многих. В начале семидесятых Тиль и Смолл окончательно довели до ума предложенный ими подход к расчёту громкоговорителей.

Сейчас Невилл Тиль — почётный профессор одного из университетов у себя на родине, в Австралии, а последняя профессиональная позиция Д-ра Смолла, за которой нам удалось уследить — главный инженер департамента автомобильной аудиотехники Harman-Becker. Ну и, само собой, оба — в составе руководства международного общества инженеров-акустиков (Audio Engineering Society). В общем, оба живы здоровы.


Слева Тиль, справа — Смолл, в порядке вклада в электроакустику. Между прочим, снимок редкий, мэтры не любили фотографироваться

Импеданс автомобильных и домашних динамиков

Наиболее существенная разница между автомобильной акустикой и акустической системой домашнего кинотеатра – это рейтинг импеданса. Импеданс динамика – это электрическая нагрузка, которую динамик оказывает на усилитель. В частности, это мера сопротивления динамика по отношению к току усилителя.

Когда вы измеряете сопротивление или импеданс, вы измеряете его в омах ”. Наиболее распространенная аналогия для объяснения импеданса – это сравнение его с проточной водой. Чем больше сопротивление или чем выше сопротивление, тем меньше воды или электрического тока может пройти. Если сопротивление будет слишком большим, ток будет нарастать, и усилитель перегорит.

Ознакомьтесь с нашей статьей, в которой описаны все характеристики колонок для домашнего кинотеатра!

Различия между автомобильными и домашними динамиками

Автомобильные динамики, скорее всего, будут иметь сопротивление 4 Ом, тогда как динамики вашего домашнего кинотеатра будут иметь сопротивление 8 Ом. Крайне редко автомобильные динамики имеют сопротивление более 4 Ом. На это есть несколько причин.

Автомобильный аккумулятор обычно вырабатывает от 12 до 14 вольт, по сравнению с домашней розеткой, которая выдает около 110 вольт. Из-за этого усилитель в вашем автомобиле обычно будет низковольтным и рассчитанным на большую силу тока. Как и следовало ожидать, усилители в вашем доме, скорее всего, будут прямо противоположными – низкоамперными и высоковольтными.

Поскольку в вашем автомобиле более низкое напряжение, динамикам потребуется меньшее сопротивление для получения необходимой мощности. Усилитель, который может выдавать мощность 50 Вт на 8 Ом, сможет выдавать 75 или 100 Вт мощности на 4 Ом, поскольку ток менее ограничен. По этой причине большинство компаний разрабатывают автомобильные усилители специально для 4-омных динамиков.

Как и следовало ожидать, в отношении домашних динамиков справедливо обратное. Поскольку ваши домашние розетки предлагают гораздо более высокое напряжение, для передачи на динамик требуется меньший процент от него, и, вероятно, будет более высокий рейтинг импеданса. Существуют 4-омные колонки для домашнего кинотеатра, но автомобильные колонки редко имеют более высокое сопротивление, чем 4 Ом.

КАРТА ВТОРАЯ, НЕ ИЗМЕРЯЕМАЯ НИ В ЧЁМ

Mощность тормозов динамика численно выражается во втором параметре Тиля — Смолла. Это — полная добротность динамика, обозначается Qts. Выражается численно, но не буквально. В смысле, чем мощнее тормоза, тем меньше величина Qts. Отсюда и название «добротность» в русском (или quality factor в английском, из которого возникло обозначение этой величины), что это как бы оценка качества колебательной системы. Физически добротность — отношение упругих сил в системе к вязким, иначе — к силам трения. Упругие силы сохраняют энергию в системе, попеременно перегоняя энергию из потенциальной (сжатая или растянутая пружина или же подвес динамика) в кинетическую (энергия движущегося диффузора). Вязкие норовят энергию любого движения превратить в тепло и безвозвратно рассеять. Высокая добротность (а у того же колокола она будет измеряться десятками тысяч) означает, что упругих сил намного больше, чем сил трения (вязких, это одно и то же). Это же означает, что на каждое колебание в тепло будет переходить только малая часть энергии, запасённой в системе. Поэтому, кстати, добротность — единственная величина в тройке параметров Тиля — Смолла, не имеющая размерности, это отношение одних сил к другим. Как рассеивает энергию колокол? Через внутреннее трение в бронзе, главным образом, потихоньку. Как это делает динамик, у которого добротность намного меньше, а значит, темпы потери энергии гораздо выше? Двумя способами, по числу «тормозов». Часть рассеивается через внутренние потери в упругих элементах подвеса, и эту долю потерь можно оценить отдельной величиной добротности, она носит название механической, обозначается Qms. Вторая, большая часть рассеивается в виде тепла от тока, проходящего по звуковой катушке. Тока, ей же выработанного. Это — электрическая добротность Qes. Суммарное действие тормозов определялось бы очень легко, если бы в ходу были не величины добротности, а наоборот, величины потерь. Мы бы их просто сложили. А раз мы имеем дело с величинами, обратными потерям, то и складывать придётся обратные величины, поэтому и выходит, что 1/Qts = 1/Qms + 1/Qes.

Типичные значения добротностей: механическая — от 5 до 10. Электрическая — от 0,2 до 1. Поскольку в дело идут обратные величины, то получается, что мы суммируем механический вклад в потери порядка 0,1–0,2 с электрическим, составляющим от 1 до 5. Ясно, что итог будет определяться в основном электрической добротностью, то есть главный тормоз динамика — электрический.

Так как же вырвать у динамика имена «трёх карт»? Ну хотя бы двух первых, до третьей ещё доберёмся. На помощь приходит всё та же звуковая катушка, пламенный мотор динамика. Ведь мы уже осознали: пламенный мотор подрабатывает и пламенным генератором. И в этом качестве как бы ябедничает об амплитуде колебаний диффузора. Чем большее напряжение появится на звуковой катушке как результат её колебаний вместе с диффузором, тем больше, значит, размах колебаний, тем ближе, значит, мы к резонансной частоте.

Как это напряжение измерить, притом что к звуковой катушке подведен сигнал от усилителя? То есть как разделить подведенное к мотору от выработанного генератором, это же на одних и тех же выводах? А не надо разделять, надо измерить получающуюся сумму.

Для этого поступают так. Динамик присоединяют к усилителю с возможно большим выходным сопротивлением, в реальной жизни это означает: последовательно с динамиком включают резистор с номиналом намного, в сто, как минимум, раз больше номинального сопротивления динамика. Скажем, 1000 Ом. Теперь при работе динамика звуковая катушка будет вырабатывать противо-ЭДС, вроде как для работы электрического тормоза, но торможения не произойдёт: выводы катушки замкнуты между собой через очень большое сопротивление, ток мизерный, тормоз — никудышный. Зато напряжение, по правилу Ленца противоположное по полярности подведенному («порождающему движение»), сложится с ним в противофазе, и если в этот момент измерить кажущееся сопротивление звуковой катушки, то покажется, что оно очень большое. На самом деле при этом противо-ЭДС не даёт току от усилителя беспрепятственно протекать по катушке, прибор это истолковывает как возросшее сопротивление, а как ещё?

Через измерение импеданса, того самого «кажущегося» (а на деле — комплексного, со всякими активными и реактивными составляющими, сейчас об этом не время) сопротивления и открываются две карты из трёх. Кривая импеданса любого диффузорного динамика, от Келлога и Райса до наших дней, выглядит, в принципе, одинаково, она даже фигурирует в логотипе какого-то электроакустического научного сообщества, сейчас забыл, какого. Горб на низких (для этого динамика) частотах обозначает частоту его основного резонанса. Где максимум — там и вожделенная Fs. Элементарнее не бывает. Выше резонанса наступает минимум полного сопротивления, его-то обычно и принимают за номинальное сопротивление динамика, хотя, как видите, оно остаётся таким только в небольшой полосе частот. Выше полное сопротивление начинает вновь расти, теперь уже из-за того, что звуковая катушка — не только мотор, но и индуктивность, сопротивление которой растёт с частотой. Но туда мы сейчас ходить не будем, там интересующие нас параметры не живут.

Куда сложнее с величиной добротности, но, тем не менее, исчерпывающая информация о «второй карте» тоже содержится в импедансной кривой. Исчерпывающая, потому что по одной кривой можно вычислить и электрическую Qes, и механическую добротность Qms, по отдельности. Как потом сделать из них полную Qts, реально необходимую при расчёте оформления, мы уже знаем, дело нехитрое, не бином Ньютона.

Как именно определяются искомые величины по импедансной кривой, мы обсудим в другой раз, когда разговор пойдёт о методах измерения параметров. Сейчас будем исходить из того, что кто-то (производитель акустики или соратники вашего покорного слуги) это за вас сделали. Но отмечу вот что. Существует два заблуждения, связанных с попытками экспресс-анализа параметров Тиля — Смолла по виду кривой импеданса. Первое — совсем лоховское, его мы сейчас развеем без следа. Это когда глядят на кривую импеданса с огромным горбом на резонансе и восклицают: «Ничего себе добротность!» Типа — высокая. А глядя на маленький пупырышек на кривой, заключают: раз пик импеданса так приглажен, значит, у динамика высокое демпфирование, то есть — низкая добротность.

Так вот: в самом простом варианте это ровно наоборот. Что означает высокий пик импеданса на частоте резонанса? Что звуковая катушка вырабатывает много противо-ЭДС, предназначенной для электрического торможения колебаний диффузора. Только при таком включении, через большое сопротивление, ток, необходимый для работы тормоза, не протекает. А когда такой динамик окажется включён не для измерений, а нормально, напрямую от усилителя, тормозящий ток пойдёт будь здоров, катушка станет могучим препятствием на пути неумеренных колебаний диффузора на его любимой частоте.

При прочих равных можно грубо оценить добротность по кривой, причём именно помня: высота импедансного пика характеризует потенциал электрического тормоза динамика, следовательно, чем он выше, тем НИЖЕ добротность. Будет ли такая оценка исчерпывающей? Не совсем, как было сказано, она останется грубой. Ведь в импедансной кривой, как уже говорилось, закопана информация и о Qes, и о Qms, выкопать которую можно (вручную или с помощью компьютерной программы), проанализировав не только высоту, но и «ширину плеч» резонансного горба. По этому поводу мы тут поставили несколько вычислительных экспериментов, кому интересно — посмотрите.

А как добротность сказывается на форме АЧХ динамика, нас ведь именно это интересует? Как сказывается — решающим образом сказывается. Чем ниже добротность, то есть чем мощнее внутренние тормоза динамика на резонансной частоте, тем ниже и более плавно спадая, пройдёт вблизи резонанса кривая, характеризующая создаваемое динамиком звуковое давление. Минимальная неравномерность в этой полосе частот будет при Qts, равной 0,707, что принято называть характеристикой Баттерворта. При высоких значениях добротности кривая звукового давления начнёт «горбиться» вблизи резонанса, понятно почему: тормоза слабые.

Бывает ли «хорошая» или «плохая» полная добротность? Сама по себе — нет, потому что, когда динамик окажется установлен в акустическое оформление, в качестве которого сейчас будем рассматривать только закрытый ящик, и частота его резонанса, и полная добротность станут другими. Почему? Потому что и то и то зависит от упругости подвеса динамика. Резонансная частота зависит только от массы подвижной системы и жёсткости подвеса. С ростом жёсткости Fs растёт, с ростом массы — падает. Когда динамик установлен в закрытый ящик, воздух в нём, обладающий упругостью, начинает работать дополнительной пружиной в подвесе, общая жёсткость повышается, Fs растёт. Растёт и полная добротность, поскольку она — отношение упругих сил к тормозящим. Возможности тормозов динамика от его установки в некий объём не изменятся (с чего бы?), а суммарная упругость — возрастёт, добротность — неизбежно возрастёт. И никогда не станет ниже, чем была у «голого» динамика. Никогда, это — нижний предел. Насколько всё это возрастёт? А это зависит от того, насколько жёсткий у динамика собственный подвес. Смотрите: одно и то же значение Fs можно получить при лёгком диффузоре на мягком подвесе или при тяжёлом — на жёстком, масса и жёсткость действуют в противоположных направлениях, а итог может оказаться численно равным. Теперь если мы поставим в какой-то объём (обладающий полагающимся этому объёму упругостью) динамик с жёстким подвесом, то он небольшого возрастания суммарной жёсткости и не заметит, величины Fs и Qts изменятся не сильно. Поставим туда же динамик с мягким подвесом, по сравнению с жёсткостью которого «воздушная пружина» будет уже существенной, и увидим, что суммарная жёсткость изменилась сильно, а значит, Fs и Qts, исходно такие же, как у первого динамика, изменятся существенно.

В тёмные «дотилевские» времена для расчёта новых значений частоты резонанса и добротности (они, чтобы не путать с параметрами «голого» динамика, обозначаются как Fc и Qtc) нужно было знать (или измерить) непосредственно упругость подвеса, в миллиметрах на ньютон приложенной силы, знать массу подвижной системы, а потом мудрить с программами расчёта. Тиль предложил концепцию «эквивалентного объёма», то есть такого объёма воздуха в закрытом ящике, упругость которого равна упругости подвеса динамика. Эта величина, обозначаемая Vas, и есть третья волшебная карта.

Различия в автомобильных и домашних сабвуферах

Самая очевидная разница между автомобильными сабвуферами и используемыми для домашних кинотеатров – это размер. Мало того, что размер корпуса динамика позволяет разместить более мощный сабвуфер, это также необходимо, если сабвуфер будет активен.

Активный сабвуфер – это сабвуфер, в который встроен внутренний усилитель. Ему не нужно полагаться на стереоусилитель для получения мощности, поэтому он обладает большой гибкостью и может быть намного мощнее.

Активные сабвуферы, поскольку у них есть собственный усилитель, также нуждаются в собственном источнике питания. Самый простой способ узнать, активен ли сабвуфер вашего домашнего кинотеатра, – это определить, нужно ли его включать в розетку. Пассивные сабвуферы нужно только подключить к усилителю. Для активных сабвуферов требуется розетка.

Как вы можете себе представить, сабвуфер в вашей машине будет пассивным – если вы действительно не приложите усилий для чего-то активного. Когда вы слышите басы, исходящие от проезжающей машины в 3 кварталах от вас, вы можете быть уверены, что они установили активный сабвуфер.

Разница в размерах также приводит к разнице в эффективности двух сабвуферов. Сабвуфер в вашем доме предназначен для перемещения большого количества воздуха и воспроизведения звука на большой площади. Сабвуфер в вашем автомобиле предназначен для наполнения звуком салона автомобиля, который занимает гораздо меньше места.

КАРТА ПЕРВАЯ, ИЗМЕРЯЕМАЯ В ГЕРЦАХ

Итак: параметр Тиля — Смолла №1 — собственная резонансная частота динамика. Обозначается всегда Fs, независимо от языка публикации. Физический смысл предельно прост: раз динамик — колебательная система, значит, должна быть частота, на которой диффузор будет колебаться, будучи предоставлен сам себе. Как колокол после удара или струна после щипка. При этом имеется в виду, что динамик абсолютно «голый», не установлен ни в какой корпус, как бы висит в пространстве. Это важно, поскольку нас интересуют параметры собственно динамика, а не того, что его окружает.

Диапазон частот вокруг резонансной, две октавы вверх, две октавы вниз — это и есть область, где действуют параметры Тиля — Смолла. Для сабвуферных головок, ещё не установленных в корпус, Fs может составлять от 20 до 50 Гц, у мидбасовых динамиков от 50 (басовитые «шестёрки») до 100–120 («четвёрки»). У диффузорных среднечастотников — 100–200 Гц, у купольных — 400–800, у пищалок — 1000–2000 Гц (бывают исключения, очень редкие).

Kак определяют собственную резонансную частоту динамика? Нет, как чаще всего определяют — ясно, читают в сопроводительной документации или в отчёте о тесте. Ну а как её изначально узнали? С колоколом было бы проще: дал по нему чем-нибудь и измерил частоту производимого гудения. Динамик же в явной форме ни на какой частоте гудеть не будет. То есть он хочет, но ему не даёт присущее его конструкции затухание колебаний диффузора. В этом смысле динамик очень сходен с автомобильной подвеской, и этой аналогией я пользовался не раз и ещё буду. Что произойдёт, если качнуть на подвеске автомобиль с пустыми амортизаторами? Он хоть несколько раз, но качнётся на собственной резонансной частоте (где есть пружина, там будет и частота). Амортизаторы, сдохшие только отчасти, остановят колебания после одного-двух периодов, а исправные — после первого же качка. В динамике амортизатор главнее пружины, причём здесь их даже два.

Первый, более слабый, работает благодаря тому, что происходит потеря энергии в подвесе. Не случайно гофр делается из специальных сортов каучука, мячик из такого материала от пола почти не будет отскакивать, специальная пропитка с большим внутренним трением выбирается и для центрирующей шайбы. Это как бы механический тормоз колебаний диффузора. Второй, гораздо более мощный — электрический.

Bот как он работает. Звуковая катушка динамика — его мотор. В ней течёт переменный ток от усилителя, и катушка, находящаяся в магнитном поле, начинает двигаться с частотой подведенного сигнала, двигая, понятно, и всю подвижную систему, затем она и здесь. Но ведь катушка, двигающаяся в магнитном поле — это генератор. Который будет вырабатывать тем больше электричества, чем сильнее движется катушка. И когда частота станет приближаться к резонансной, на которой диффузор «хочет» колебаться, амплитуда колебаний возрастёт, и напряжение, производимое звуковой катушкой, будет расти. Достигнув максимума точно на резонансной частоте. Какое это отношение имеет к торможению? Пока никакого. Но представьте себе, что выводы катушки замкнули между собой. Теперь уже по ней потечёт ток и возникнет сила, которая по школьному правилу Ленца будет препятствовать движению, его породившему. А ведь звуковая катушка в реальной жизни замкнута на выходное сопротивление усилителя, близкое к нулю. Получается как бы электрический тормоз, приспосабливающийся к обстановке: чем с большим размахом пытается ходить туда-сюда диффузор, тем больше этому препятствует встречный ток в звуковой катушке. У колокола тормозов нет, кроме затухания вибраций в его стенках, а в бронзе — какое затухание…

Дизайн автомобильных и домашних динамиков

Производители проектируют автомобильные динамики для совершенно иной среды, чем домашние динамики, – во многих отношениях. Внутри вашего автомобиля происходит многое – перепады температур, сильные морозы, высокая влажность, жара солнца.

Колонки вашего домашнего кинотеатра, очевидно, будут жить в вашем доме. Поскольку ваш дом, скорее всего, мягкий и с регулируемым климатом, он не обязательно должен быть таким прочным. Это обеспечивает большую гибкость в эстетическом дизайне и других функциях. Такой выбор дизайна не подвергнет динамик риску поломки из-за воздействия элементов.

Когда вы посмотрите на автомобильные и домашние динамики, вы заметите, что они совершенно разные. Однако, если бы вы удалили домашние динамики из их шкафов, они могли бы выглядеть примерно одинаково.

Автомобильные динамики обычно так или иначе встраиваются непосредственно в сам автомобиль. Это означает, что здесь нет корпуса для автомобильных динамиков, есть только голые детали с решеткой или крышкой. Конечно, из этого правила есть исключения, в основном при встраивании мощных акустических систем в багажник автомобиля.

Как выбрать динамик для саба?

Как выбрать динамик для саба?

Если перед вами встает такой вопрос, то рискну предположить, что вы пока еще не являетесь опытным сабостроителем. Я постараюсь дать вам самые простые и надёжные рекомендации по выбору динамика для вашего будущего автомобильного сабвуфера.

Пойдем от простого. Сейчас мы не будем рассматривать вопросы привязки сабвуфера к конкретной машине, к ее фронтальной акустике, к усилителю мощности, и т.д. Предположим, что все эти вопросы уже решены. В данный момент наша задача – выбрать такой динамик, который точно сгодится для закрытого ящика и/или фазоинвертора.

Чтобы не совершить промаха, перед покупкой вам нужно узнать некоторые параметры динамика. Ну в самом деле, не только по внешнему виду выбирать же! Динамик прежде всего звучать должен.

А вот его способность звучать определяется горсткой параметров, которые у приличных производителей принято указывать в паспорте динамика. С неприличными мы, вот прямо сейчас и надолго, возьмем привычку не водиться. Нет в паспорте динамика параметров Тиля-Смолла – всё, аудиенция окончена. Следующий! И только так.

Когда станете профи и сами сможете мерить параметры Тиля-Смолла, тогда будет другой разговор. А сейчас втёмную с производителем не играем.

Вот какие параметры нам нужно будет знать:

Fs – частота основного резонанса подвижной системы, выражается в Герцах Vas – эквивалентный объем, обычно приводится в литрах Qts – полная добротность, безразмерная величина. BL – сила «мотора», то есть, сила магнитной системы Mms – масса подвижной системы динамика в граммах Sd – эффективная площадь конуса в квадратных сантиметрах Xmax – максимальный ход конуса в одну сторону в миллиметрах.

Семь параметров – не так уж много. Последние два не особо критичны, но и их имеет смысл учитывать, об этом чуть позже.

Пройдемся по всей цепочке. Я сейчас буду перечислять параметры и давать для них крайние значения. Вы, выбирая динамик, просто просматриваете его параметры, чтобы они укладывались в допустимый интервал, который я укажу. Какой-то параметр не укладывается – делаем ручкой этому динамику. Следующий! Вы, конечно, вольны меня не слушать и поступать по-своему, но тогда я не могу гарантировать, что у вас получится что-то путное. Не спрашивайте потом, почему от саба не удается добиться приемлемого звука.

Итак,

Fs должна быть не выше 35-36 Гц Vas для 10″ — 25…45л, для 12″ — 30…60л, для 15″ — 50…80 литров Qts должна иметь значение от 0,35 до 0,55 BL и Mms надо рассматривать только в связке: посчитать отношение BL/Mms. Оно должно быть больше 0,08.

Например, имеем BL=22, Mms=229г. Тогда отношение BL/Mms=22/229=0,096. Годится.

А если бы масса подвижки была больше, например, 300г, тогда отношение было бы 22/300=0,073 – не устраивает, ищем другой динамик.

Наконец, последняя парочка параметров.

Sd – эффективная площадь конуса. Для 10-дюймовиков обычно достигает 340-350 кв.см. Для 12-дюймовых головок Sd составляет около 490 кв.см. Для «пятнашек»… ну посмотрите в паспорте сами, если что.

Xmax – максимальный ход конуса в одну сторону. Вы будете смеяться, но есть сабовые динамики, имеющие неприлично малый ход. Не верите? Тогда посмотрите данные Sony XS-L1220R, там Xmax всего 3 миллиметра. Такие сабы нам не нужны, однозначно. Как объем ящика – так им подавай, а как играть, так их нету! Друзья, Xmax меньше 8 мм в одну сторону даже не рассматриваем.

Так вот, если перемножить Sd на Xmax, получим величину под названием объемное смещение. Оно косвенно характеризует максимальную громкость, которую можно получить от динамика. Это значит, что по объемному смещению тоже можно выбирать динамик!

Смотрите: например, сосед имеет «двенашку», у которой Sd=490, Xmax=10. А у нас ящик с двенашкой не помещается. Скажем, в багажнике надо возить детскую коляску или что там еще… Короче, можем разместить только 10-дюймовик. Не беда. Если мы возьмем 10-дюймовик с максимальным ходом 20 мм, то утрём соседу нос.

В самом деле, у соседа объемное смещение 490х1=490 куб.см, а у нас 340х2=680 куб.см!

Наша «десятка» в единицу времени может двигать больший объём воздуха и создавать большее звуковое давление. Разумеется, всё это «при прочих равных».

Вот вкратце такие мои рекомендации начинающим по выбору динамика для автомобильного сабвуфера. Если вы будете их придерживаться, то грубой ошибки точно не совершите.

Дальше дело станет за тем, чтобы спроектировать акустическое оформление. Но это уже совсем другая история.

(с) Евгений Мицкевич

Статья напечатана с разрешения автора, а так же можете посетить полезный сайт автора https://www.bassport.net/

Связанные вопросы

Что лучше, динамик на 8 Ом или динамик на 4 Ом?

Лучший динамик в любом сценарии зависит от усилителя, к которому вы его подключаете.

4-омные динамики имеют сопротивление 4 Ом. Динамики с сопротивлением 8 Ом имеют сопротивление 8 Ом. Это означает, что ток мощности, который пропускает усилитель, может более свободно проходить через динамик на 4 Ом, чем через динамик на 8 Ом. Эта мера называется «импедансом».

Более низкий импеданс означает более высокий ток при заданном напряжении. Для динамиков с сопротивлением 4 Ом требуется больше мощности от усилителя, чем для динамика с сопротивлением 8 Ом при той же громкости. Если усилитель рассчитан на 8-омные колонки, 4-омные колонки могут привести к максимальному увеличению громкости для получения приличного звука.

Вы можете удвоить и подключить два динамика на 4 Ом к одной клемме на 8 Ом, чтобы создать сопротивление 8 Ом. Это не обязательно даст вам лучшие результаты, чем динамик на 8 Ом.

Подборка низкочастотных динамиков размером до 10″ для DIY-сабвуфера с Aliexpress

Сегодняшний пост посвящен низкочастотным (НЧ) динамикам для DIY аудио проектов. В частности рассмотрим динамики, на которых можно построить самодельный сабвуфер для дома. Ранжировать будем динамики по размеру диффузора, до 10″. Причем рассмотрим даже небольшие варианты для портативных и настольных систем.

Для НЧ динамика, который будет играть самый низ звукового диапазона есть ряд параметров, на которые нужно обратить внимание.

  • Низкая резонансная частота
  • Широкий подвес, обеспечивающий большой линейный ход диффузора
  • Мощная магнитная система
  • Общая добротность (Qts), подходящая под типовые акустические оформления (закрытый ящик и фазоинвертор)

Для точного расчета акустического оформления и размеров корпуса в будущем проекте необходимо воспользоваться компьютерными программами. Я рекомендую популярную — bassbox 6 pro.

SW-301

Узнать цену

Открывает подборку 3» низкочастотный динамик с диффузором из плетеного стекловолокна и экранированной магнитной системой. Конечно, применение динамика в таком крохотном калибре достаточно ограничено — его можно использовать в портативных или компактных настольных решениях в качестве НЧ или ШП динамика. Даже не смотря на высокую добротность, 100 Гц можно выжать при продуманном оформлении.

Для этого динамика есть подробный обзор с измерениями всех параметров.

В лоте есть выбор: типа фланца (прямоугольный или круглый), сопротивления по постоянному току 4/8 Ом. А так же доступна быстрая доставка со склада в РФ.

HKNA 3.5″

Узнать цену

Далее, довольно интересный вариант в размере 3.5″ 30 Вт (опять же для ультракомпактных систем). Наружный диаметр фланца 95 мм, есть неопреновый уплотнитель.

Основные особенности:

  • Неодимовая магнитная система
  • Широкий резиновый подвес
  • Низкий резонанс 60 Гц
  • Отдельный отвод катушки для ЭМОС

Доставка из Китая, можно выбрать один или пару динамиков.

KYYSLB 4″

Узнать цену

4″ — это уже пограничный размер, можно применять в крупных переносных бумбоксах, самодельных саундбарах и компьютерных системах 2.1 Динамик имеет мощность 40 Вт и наружный диаметр фланца 116 мм. Корзина штампованная стальная.

У данного варианта от KYYSLB высокий широкий подвес, низкая резонансная частота (70 Гц) и удобная универсальная добротность 0.48.

В лоте можно выбрать сопротивление 4 или 8 Ом.

4.5″ от Apple HomePod

Узнать цену

Мощный динамик 50 Вт 4.5″, такой же применяется в колонке от Apple HomePod. Почему бы не использовать его для своего DIY проекта. Сопротивление 4 Ом, масса изделия 1,3 кг.

Основные особенности:

  • Мощная магнитная система с вентилируемым керном
  • Диффузор из алюминиевого композита
  • Широкий резиновый подвес

Из недостатков можно отметить нестандартный фланец, но его можно закрыть накладкой.

GHXAMP 5.25″

Узнать цену

Калибр 5″ часто применяют в сабвуферах комплектах компьютерной акустики 2.1 Объем корпуса получается необременительных размеров. Вариант от GHXAMP довольно универсален, можно использовать как динамик для сабвуфера и как НЧ звено в двухполосной акустике. Сопротивление 4 Ом, мощность 60 Вт, мощная литая корзина.

Основные параметры и графики приведены на странице лота. Основная тройка: резонанс 55 Гц, эквивалентный объем 10 л, добротность Qts 0,32.

Доставка из Китая. Если нужен динамик с сопротивлением 8 Ом (менее предпочтительный для сабвуфера) надо писать сообщение продавцу.

GHXAMP 6.5″

Узнать цену

Еще один вариант от GHXAMP, только тут уже хороший размер 6.5″, алюминиевая литая корзина и диффузор из композита. 50 Вт мощности, катушка диаметром 30 мм, 4 Ом сопротивления по постоянному току.

Динамик достаточно универсален в применении (сабвуфер, автомобиль, DIY двухполосная акустика), параметры: 46 Гц резонанс, эквивалентный объем 12 л, добротность 0,4.

Доставка только из Китая, динамик продается по одному.

AIYIMA 6.5″

Узнать цену

Классический НЧ динамик 6.5″ 100 Вт от AIYIMA. Мощная магнитная система с вентилируемым керном, катушка большого диаметра, алюминиевый жесткий диффузор с широким резиновым подвесом. Фланец предназначен для установки заподлицо, уплотнение наклеено снаружи. Наружный диаметр фланца 167 мм.

Резонанс 45 Гц.

В лоте два варианта по сопротивлению по постоянному току: 4/8 Ом.

Kasun KS-8014

Узнать цену

Динамик 8″ (диаметр корзины 220 мм) от достаточно популярного китайского бренда динамиков — Kasun. Помимо необычного зеленого цвета композитного диффузора, у модели KS-8014 есть неплохой набор параметров. Динамик выдерживает мощность до 200 Вт, катушка 45 мм диаметром.

Сопротивление 8 Ом, резонанс 36 Гц, Vas 48.4 л, добротность 0.66.

Доставка из Китая, продаются динамики по одному.

SW-801/802

Узнать цену

Вариант НЧ динамика для мощного DIY сабвуфера диаметром 8″ с жестким диффузором из плетенного стекловолокна.

Особенности конструктива: крупная магнитная система с вентилируемым керном, широкий резиновый подвес и звуковая катушка 50 мм диаметром.

На странице товара есть полные параметры динамика, а так же графики ИЧХ и АЧХ.

В лоте продаются две модели SW-801 и SW-802 отличающиеся параметрами и ценой. Для каждой модели можно выбрать сопротивление 4 или 8 Ом. Упаковка надежная, с каркасом из вспененного материала в коробке.

НОЭМА 100 ГДН45

Узнать цену

Завершает подборку 10-ти дюймовый вариант от отечественного производителя. Размер 10″ уже близок к максимальному для акустике в квартире.

Низкочастотная динамическая головка 100ГДН45 предназначена для изготовления сабвуфера фазоинверторного типа или оформления закрытый ящик.

Полоса частот: 30-2000 Гц, сопротивление: 8 Ом, чувствительность: 90 дБ/Вт/м, диаметр фланца 260 мм.

Доставка товара из РФ.

Надеюсь, подборка низкочастотных динамиков для самодельного сабвуфера была полезна, и вы выберете вариант на свой вкус и бюджет.

Усилители для DIY сабвуфера можно посмотреть тут.

Приятных покупок! Не забывайте применять купоны и скидки площадки AliExpress.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]