В чем разница между гашением вибрации и изоляцией вибрации?


Демпфирование (гашение) вибрации vs изоляция вибрации

Так в чем же отличие понятия «гашение вибрации» от «изоляции вибрации» и есть ли оно? — На этот вопрос отвечает Джейк Порраццо, инженер по применению оборудования TMC. Для ознакомления с материалом Вы можете прочитать статью или посмотреть демонстрационное видео ниже.

«Нам часто задают вопросы о разнице между демпфированием (гашением) вибрации и изоляцией вибрации. Иногда люди используют эти термины взаимозаменяемо, но они разные», — говорит Джейк Порраццо (TMC)»

На наглядном примере применения лабораторного стола CleanBench™ TMC для оптических микроскопов, специалист компании ТМС демонстрирует разницу между демпфированием и изоляцией.

Что такое демпфирование (гашение) вибрации?

Демпфирование

(принудительное гашение помеховых колебаний) — это то, насколько хорошо столешница предотвращает распространение возмущений, попадающих на поверхность стола.

«В данном случае мы используем нашу столешницу CleanBench. В ней и наших оптических столах используется запатентованная технология широкополосного демпфирования. Эти столешницы сконструированы таким образом, чтобы рассеивать колебания между её частями.

Например, если бы у Вас был механизм или устройство, установленное на крышке стола, которое создавало бы собственную вибрацию, например, двигатель или генератор, и верх столешницы с сильным гашением колебаний хорошо бы препятствовал тому, чтобы эта вибрация достигала других частей стола, тогда это демпфирование», — говорит Джейк Порраццо (TMC)»

Джейк Пораццо демонстрирует эффект демпфирования, постукивая как по недемпфированной стальной верхней части, так и по сильно демпфированной верхней части CleanBench. В процессе данного эксперимента ясно видно, что верхняя часть CleanBench гораздо лучше справляется с преобразованием энергии вибрации в энтропию, прежде чем она достигнет мяча для пинг-понга. Специальная конструкция CleanTop предназначена для рассеивания этого типа помех.

Теория и механизмы демпфирования в механике конструкций

Если ударить по стеклянной или металлической чаше, то она будет издавать затухающий со временем звон. В мире без демпфирования этот звон продолжался бы вечно. В реальности же, благодаря нескольким физическим процессам, кинетическая энергия и (потенциальная) энергия упругой деформации чаши переходят в другие формы энергии. В этой статье мы обсудим, как описывать демпфирование в моделях и какие физические явления его вызывают затухание в вибрирующих механических системах.

Как математически описывается демпфирование?

Есть несколько математических подходов к описанию и учету демпфирования. Давайте кратко резюмируем самые популярные из них.

Самое заметное проявления демпфирования — падение (затухание) амплитуды свободных колебаний со временем, как, например, в случае с «поющей» чашей. Скорость ослабления амплитуды зависит от того, насколько большое демпфирование в системе. Обычно амплитуда колебаний экспоненциально затухает со временем. В таком случае потери энергии за период пропорциональны амплитуде колебаний (на этом периоде).


Классическая «поющая» чаша. Изображение предоставлено Sneharamm0han — собственное произведение. Доступно по лицензии CC BY-SA 4.0 на .

Давайте начнем с уравнения движения для системы из одной степени свободы с вязким трением в отсутствии внешних нагрузок.

m \ddot u + c \dot u + k u = 0

Разделив на массу m, мы получим отнормированное уравнение, которое обычно записывают в виде

\ddot u + 2 \zeta \omega_0 \dot u + \omega_o^2 u = 0

Здесь \omega_0 — это собственная частота недемпфированных колебаний, а \zeta — относительный коэффициент демпфирования (damping ratio).

Чтобы движение было периодическим, относительный коэффициент демпфирования должен оставаться в диапазоне 0 \le \zeta < 1. Амплитуда свободных колебаний в этой системе будет падать пропорционально множителю

e^{-\zeta \omega_0 t} = e^{\frac{-2 \pi \zeta t }{T_0}}

где T0 — период колебаний без затухания.


Затухание свободных колебаний с тремя разными значениями относительного коэффициента демпфирования.

В данном контексте существует еще один часто используемый критерий — это логарифмический декремент δ. Это логарифм отношения амплитуд в двух последовательных периодах:

\delta = \mathrm {ln} \left ( \dfrac{u(t_i)} {u(t_\{i+1} )} \right ) = \mathrm {ln} \left ( \dfrac{u(t_i)}

{u(t_i+T)} \right )

где T — период.

Связь между логарифмическим декрементом и относительным коэффициентом демпфирования следующая:

\delta = \dfrac{2 \pi \zeta}{\sqrt{1-\zeta^2}} \approx 2 \pi \zeta

Еще одним случаем, когда эффект демпфирования играет ключевую роль, является возбуждение в конструкции гармонических колебаний на частоте, близкой к собственной частоте системы. При точном резонансе амплитуда колебаний будет стремиться к бесконечности, пока не будет учитываться демпфирование. Фактическая амплитуда в резонансе фактически определяется величиной такого демпфирования.


Частотный (резонансный) отклик системы с одной степенью свободы при различных относительных коэффициентах демпфирования.

В таких системах, как резонаторы, мы хотим добиться как можно большего усиления. С этим связан еще один критерий, описывающий демпфирование — добротность (Q-factor). Добротность можно определить как усиление в резонансе. Она связана с относительным коэффициентом демпфирования:

Q = \dfrac{1}{2 \zeta \sqrt{1-\zeta^2}} \approx \dfrac{1} {2 \zeta}

Другой формализм математического описания демпфирования построен на предположении о наличии некого фазового сдвига между приложенной силой и итоговым смещением, или, другими словами, между напряжением и деформацией. Обсуждение таких фазовых сдвигов целесообразно только в случае установившихся гармонических колебаний. Если построить график зависимости напряжения от деформации для полного периода, вы увидите эллипс — петлю гистерезиса.


Кривая нагружения.

В таком варианте можно представить свойства материала как комплекснозначные величины. Для одноосной линейной упругой деформации комплексное соотношение между напряжением и деформацией можно записать в виде

\tilde \sigma = \tilde E \tilde \varepsilon = (E^\prime+iE^{\prime \prime}) \tilde \varepsilon

Действительная часть модуля Юнга в этом соотношении называется модулем накопления (storage modulus), а мнимая часть — модулем потерь (loss modulus). Модуль потерь обычно описывают через коэффициент гистерезисных потерь (loss factor) η, а именно:

\tilde E = E(1+i \eta)

В этом выражении E совпадает с модулем накопления E’. Можно встретить и другое определение, в котором за E обозначается отношение между амплитудой напряжения и амплитудой деформации, то есть

E = |\tilde E| = \sqrt{(E^\prime)^2+(E^{\prime \prime})^2}

В этом случае

\tilde E = \dfrac{E(1+i \eta)}{\sqrt{1+\eta^2}}

Это различие важно только при больших значениях коэффициента гистерезисных потерь. Эквивалентной метрикой является тангенс угла потерь, а именно

\mathrm {tan} \, \delta = \dfrac{E^{\prime \prime}}{E^\prime} = \eta

Угол потерь δ определяет фазовый сдвиг между напряжением и деформацией.

Демпфирование, заданное через коэффициент гистерезисных потерь, несколько отличается от случая вязкого демпфирования. Гистерезисные потери пропорциональны амплитуде смещений, а вязкое демпфирование пропорционально скорости. Таким образом, эти величины невозможно однозначно связать друг с другом.

На рисунке ниже сравнивается отклик системы с одной степенью свободы при использовании двух разных моделей демпфирования. Можно заметить, что модель вязкого демпфирования предсказывает более сильное затухание на частотах выше резонансной по сравнению с моделью через коэффициент гистерезисных потерь и более слабое затухание на частотах ниже резонансной.


Сравнение динамического отклика для модели вязкого демпфирования (сплошные линии) и для модели через коэффициент гистерезисных потерь (пунктирные линии).

Обычно на резонансной частоте выполняется следубщее соотношение между указанными критериями: \eta \approx 2 \zeta. Но это соотношение выполняется только на одной частоте. На рисунке ниже показана система с двумя степенями свободы. Значения коэффициентов были подобраны под первый резонанс, и при этом хорошо заметно, что кривые у второго резонанса достаточно серьезно расходятся.


Сравнение динамического отклика для модели вязкого демпфирования (сплошные линии) и для модели через коэффициент гистерезисных потерь (пунктирные линии) в системе с двумя степенями свободы.

Концепцию коэффициента гистерезисных потерь можно обобщить, определив его через энергию. Можно показать, что в вышеописанной модели материала энергия, рассеиваемая за один период, равна

D = \pi E^{\prime \prime} \varepsilon_a^2

где \varepsilon_a — амплитуда деформации.

Схожим образом, максимальная энергия упругой деформации за период равна

W_s = \dfrac{1} {2} E^{\prime} \varepsilon_a^2

Коэффициент гистерезисных потерь тогда можно записать через энергетические величины:

\eta = \dfrac{E^{\prime \prime}}{E^\prime} = \dfrac{D} {2 \pi W_s}

Это определение через рассеянную энергию можно использовать, даже если петля гистерезиса не выглядит как идеальный эллипс; достаточно лишь иметь возможность определить две эти энергетических величины.

Источники демпфирования

Физических механизмов демпфирования огромное множество. Во всех естественных процессах энергия так или иначе рассеивается.

Внутренние потери в материале

Во всех реальных материалах энергия рассеивается при деформации. Можно считать это разновидностью внутреннего трения. Обратите внимание, что кривая нагружения для полного периода не укладывается на идеально прямую линию. Она больше похожа на вытянутый эллипс.

Обычно для описания демпфирования в материале применяется модель через коэффициент гистерезисных потерь, так как на опыте оказывается, что потери энергии за период слабо зависят от частоты и амплитуды. При этом математическое описание в модели коэффициента потерь основано на комплексных величинах, то есть подразумевает только случай гармонических колебаний. Поэтому эту модель демпфирования можно использовать только для исследований в частотной области.

Коэффициенты гистерезисных потерь в материале могут сильно различаться в зависимости от точного состава материала и источников данных, которыми вы пользуетесь. В таблице ниже приведены некоторые грубые оценки.

МатериалКоэффициент гистерезисных потерь η
Алюминий0.0001–0.02
Бетон0.02–0.05
Медь0.001–0.05
Стекло0.0001–0.005
Резина0.05–2
Сталь0.0001–0.01

Коэффициенты потерь и схожие модели демпфирования используются, если физические механизмы затухания в материале неизвестны или не важны в контексте рассматриваемой задачи. В некоторых моделях материала, например, в вязкоупругих материалах, рассеивание энергии изначально заложено в математическую модель.

Трение в соединениях

Конструкции часто соединяются болтами или другими типами креплений. Если при колебаниях соединенные поверхности двигаются относительно друг друга, энергия рассеивается через трение. Если величина силы трения не меняется за период, потери энергии за период слабо зависят от частоты. В этом смысле трение схоже с внутренними потерями в материале.

Болтовые соединения широко распространены в задачах механики конструкций. Величина рассеиваемой в болтовых соединениях энергии может сильно зависеть от конструкции. Если важно снизить потери, болты должны плотно прилегать друг к другу и быть хорошо затянуты, чтобы уменьшить макроскопическое проскальзывание между поверхностями.

Излучение звука

Вибрирующая поверхность будет приводить в движение окружающий воздух (или другую среду) и испускать звуковые (акустические) волны. Эти волны уносят часть энергии, из-за чего конструкция теряет энергию.


Излучение звука преобразователем типа Tonpilz.

Анкерные потери

Часто небольшой компонент крепится к большой конструкции (основанию/подложке), которая не включается в расчетную модель. Когда деталь вибрирует, в несущей конструкции возникают упругие волны, также являющимися источником рассеяния энергии. В контексте микроэлектромеханических систем (МЭМС), этот эффект называют анкерные потери (anchor losses).

Термоупругое демпфирование

Даже если в процессе совершенно упругой деформаций энергия не рассеивается, деформация материала слегка изменяет его температуру. Локальное растяжение приводит к снижению температуры, а сжатие — к нагреву.

Это принципиально обратимый процесс, так что при снятии напряжения температура вернется к исходному значению. Однако часто в поле напряжения есть ненулевые градиенты, которым соответствуют градиенты распределения температуры. Они вызывают тепловые потоки от теплых областей к холодным. Когда по ходу цикла нагружения напряжение «убирают», распределение температуры уже отличается от того, что было при нагрузке. Поэтому локальный возврат к исходному состоянию невозможен. Это приводит к рассеиванию энергии.

Термоупругое демпфирование (thermoelastic damping) важно при исследовании высокочастотных колебаний на малых масштабах. Например, оно может значительно снизить добротность микроэлектромеханических резонаторов.

Демпферы и гасители

Иногда в конструкцию включают специализированные выделенные гасители колебаний, например, рессоры в подвеске колес.


Рессоры. Автор изображения — Avsar Aras, собственное произведение. Доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 на .

Естественно, такие компоненты сильно влияют на суммарное демпфирование, по крайней мере, для некоторых мод колебаний.

Сейсмогасители

Особое внимание искуственному демпфированию колебаний уделяется при строительстве в сейсмоопасных районах. Чрезвычайно важно снизить амплитуду колебаний в зданиях при землетрясении. При этом гасители могут как изолировать здание от фундамента, так и рассеивать энергию.


Сейсмогасители в общественном здании. Изображение предоставлено Shustov — собственное произведение. Доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 на .

Продолжение

Во второй части данной серии вы сможете найти информацию о том, как задавать демпфирование в COMSOL Multiphysics®.

Что такое изоляция вибрации?

Изоляция вибрации

— это отделение верхней части от вибрации пола. Это достигается (на CleanTop) за счет использования фирменных пневматических изолирующих ножек Micro- g TMC.

Для наглядного объяснения эффекта изоляции специалист компании ТМС бьёт по платформе, на которой стоит CleanTop, чтобы на акселерометре показать, как изолирующие опоры уменьшают передачу вибрации пола на поверхность столешницы пропорционально их передаточной функции.

При первом ударе опоры парят в сжатом воздухе, как при обычной работе. Для второго удара Джейк Пораццо отключил подачу сжатого воздуха, чтобы опоры не парили в воздухе и действовали как жесткие изоляторы. Из графика акселерометра видно, что жесткие изоляторы слабо влияют на распространение вибрации пола на столешницу, в то время как ножки Micro-g обеспечивают отличную изоляцию от вибрации пола.

Пневматические изоляторы обычно называют «пассивными» виброизоляторами, потому что они не воспринимают вибрацию пола. Активные изоляторы, такие как продукт STACIS от ТМС, оснащены датчиками для обнаружения и реагирования на вибрацию пола.

*При подготовке статьи были использованы материалы демонстрационного видео компании ТМС >>>

Перейти в каталог оборудования для подавления вибраций TMC >>>

Полный контроль.

Содержание материала

  • Полный контроль.
  • Глава 1. Сцепление с дорогой
  • Глава 2. Руление
  • Глава 3. Подвеска
  • Глава 4. Страх
  • Глава 5. Концентрация
  • Глава 6. Правильное отношение
  • Глава 7. Зрение
  • Глава 8. Траектория
  • Глава 9. Газ
  • Глава 10. Переключение передач
  • Глава 11. Тормоза
  • Глава 12. Положение тела
  • Глава 13. Разворот на низкой скорости
  • Глава 14. Езда с пассажиром
  • Глава 15. Настройка подвесок
  • Глава 16. Эргономика
  • Глава 17. Аэродинамика
  • Глава 18. Настройка шасси
  • Глава 19. Фитнесс
  • Глава 20. Экипировка
  • Глава 21. Тренировка на треке
  • Все страницы

Страница 1 из 22

Эффективные приемы уличного вождения

ЛИ ПАРКС «ПОЛНЫЙ КОНТРОЛЬ»

ПРЕДИСЛОВИЕ

Так получилось, что большая часть сорока лет моей жизни связана с мотоциклами. Я с детства мечтал ездить на байке, и сел в седло когда мне исполнилось одиннадцать. С тех пор мое увлечение захватывало меня все сильнее, я даже написал книжку «Руководство по мотоциклам для полных идиотов». И вот недавно я понял одну интересную вещь — я почти не умею водить мотоцикл. Довольно странное открытие для человека с моим стажем, не так ли?

Долгое время я увлекался мототуризмом, был одним из тех парней, которые проезжают в день по 1000 миль. Пределом моих мечтаний была победа в Iron Butt Rally. Самый спортивный из моих байков назывался Honda ST 1000. Несколько лет назад все изменилось в одночасье, когда я подключился в каналу Speedvision (сейчас он называется Speed Channel). С того момента мир мотогонок перестал быть чем-то, о чем с опозданием на месяцы пишет Cycle World на последних страницах. Телекабeль привел гонки прямо ко мне в гостиную в режиме прямого эфира.

Но Speedvision стал только первым шагом по скользкой дорожке. Через некоторое время я стал водиться с плохими ребятами. Не с теми, кто ездит в странной одежде по улицам на заднем колесе под сотню миль в час, а с настоящими спортсменами, имеющими гоночные лицензии и выступающими в национальных чемпионатах. За редким исключением, все они были здравомыслящими людьми, в совершенстве освоившими гоночные навыки. Чтобы стать полноправным членом группы, мне пришлось здорово поднять собственный уровень.

В моей истории нет ничего необычного. Каждый год все больше мотоциклистов пытаются достичь новых высот. К сожалению, в большинстве случаев их усилия сводятся к покупке самой последней модели спортивного мотоцикла. Они почему-то считают, что ключ к успеху кроется в технике. И вот они спешат в магазин, чтобы купить точно такой же мотоцикл, как у победителя воскресной гонки. Потом они ставят на него подвески от компаний, чьи названия пишутся с умляутами. Затем они тюнингуют мотор, хотя и заводской мощности для них многовато. Конечно, хорошая техника позволяет достичь большего, но только если гонщик обладает необходимыми навыками. Тюнинг без навыков -деньги на ветер.

Мне повезло — я не мог позволить себе дорогие навороты, поэтому мне пришлось сосредоточиться на навыках. Я засунул свою гордость куда подальше и стал задавать вопросы ребятам из группы, не волнуясь о том, насколько тупым я выгляжу в их глазах. Я жадно впитывал их советы, а потом садился на мотоцикл и часами тренировался.

Через некоторое время я стал подыскивать гоночную школу, чтобы позаниматься с инструктором. Все рекомендовали мне Advanced Riding Clinic. Связавшись с этой школой, я с удивлением обнаружил, что курсантов тренирует мой старинный друг Ли Паркс.

Надо заметить, что к тому времени я работал редактором в издательстве Motorbook International. В мои обязанности входил поиск тем для будущих книг и поиск авторов для их написания. И тут такая удача -Ли преподает в гоночной школе, Ли опытный и талантливый автор, следовательно, он просто обязан написать книгу. Что он и сделал. Правда, из-за плотного графика Ли и присущего ему дотошного внимания к мелочам работа заняла немало времени, зато результат превзошел мои самые смелые ожидания.

На этих страницах вы найдете ключ к сокровищам многолетного опыта Ли. С помощью этой книги вы сможете стать быстрее и ездить безопаснее. Когда я впервые увидел, как проходит трассу Колин Эдвардс или Ники Хайден, я решил что они делают нечто невозможное, недоступное нам, простым смертным. Эта книга объяснит вам, как сделать то же самое. Конечно, прочитав ее, вы не превратитесь мгновенно в Валентино Росси, но сможете освоить его приемы. Ли Паркс раскладывает каждый прием на последовательность простых действий и объясняет, как их выполнять. В свое время я был поражен,

насколько такой подход поднял мой собственный уровень. И хотя мой байк (Yamaha YZF600R) нельзя назвать лучшим спортбайком наших дней, я все чаще опережаю на трассе тех, кто раньше показывал мне заднюю покрышку. Надеюсь, эта книга поможет вам так же, как помогла мне.

Берегите себя, Дарвин Холмстром

БЛАГОДАРНОСТИ

Поначалу я решил, что справлюсь с написанием книги в два счета. Просто письменно изложу курс моей школы Advanced Riding Clinic (ARC), который знаю как свои пять пальцев. Как же я ошибался! К счастью, судьба подарила мне отличный друзей и удивительную семью, без их поддержки книга просто не состоялась бы.

Прежде всего, я хочу поблагодарить моего редактора Дарвина Холстрома. Он не только подарил мне идею этой книги, но еще и пинал каждый день, пока я ее не завершил. Без него книга так и осталась бы мечтой.


Хочу сказать спасибо Полу Тиду, основателю Race Tech, который позволил мне использовать свои статьи для глав о подвеске. Я никогда не смог бы так написать.

Хочу поблагодарить всех, кто поделился со мной своим временем, способностями и знаниями. Это научный редактор Рэй Энгельхардт, сумевший объяснить мне физические законы без привлечения заумных формул. До сих пор удивляюсь, как ему это удалось. Это инструкторы ARC Трейси Мартин и Эд Перлселл, которые не только подменяли меня в школе, пока я писал книгу, но и послужили моделями для многих фотографий. Кент Ларсон, NESBA, помог мне с главой 21, посвященной тненировкам на треке. Том Райлс научил меня фотографировать. Терри

МакГарри, Л.Т. Шнайдер, Д. Си. Уилсон, Кен Марена, Джэйсон Элзордиа, Питер Тавернис, Присцилла Вонг, Дэбби Уэббер, Эми Холланд, Кэвин Камерон, Кевин Уинг, Энди Голдфайн, Мансур Шафи, Дэнис Салливан, Рэнди Хэтч, Кент Сойгнер, Майкл Мартинуччи, Ким Андерсен — все они помогали мне во множестве случаев. И специальная благодарность ребятам из Avon, предоставившим фотографии.

Спасибо родителям, подарившим мне возможность заниматься мотоспортом. Отец научил меня кататься на байке и всячески поощрял мое увлечение. А еще он устроил меня на первую работу, где я научился писать, редактировать и верстать статьи, и преподал мне первые уроки фотографии. Мама потратила кучу выходных, доставляя меня и моих друзей на трассу мотокросса. Потом она терпеливо читала романы, пока мы рычали поблизости моторами и вздымали клубы пыли. А еще она меня научила учить.

Нельзя переоценить вклад моих учеников в эту книгу. Они учились у меня, а я учился у них, оттачивая во время занятий и свои навыки.

Хотя большинство идей в этой книге являются результатом моего личного опыта, все они основаны на методах, разработанных задолго до меня. В феврале 1676 года сэр Исаак Ньютон писал своему коллеге Роберту Хуку: «Я могу видеть дальше, потому что стою на плечах гигантов». Хочу поблагодарить своих гигантов — Кейта Кода, Дэвида Хаффа и Фредди Спенсера. В многих случаях я цитирую их дословно, но тот, кто читал их труды, легко распознает их влияние на каждое слово в этой книге. Трудно переоценить их влияние на меня и мои методы.

И наконец, хочу выразить благодарность Landmark Education (www.landmarkeducation.com) и Curriculum for Living. Моя карьера не состоялась бы без них.

У меня ужасная память, так что заранее прошу прощения у тех, кого забыл упомянуть. Всю жизнь люди мне помогали и одна страница текста просто не вместит всех. Эту книгу можно посвятить великодушию людей. Спасибо всем вам.

ВВЕДЕНИЕ

Скорость и возможности современных мотоциклов сильно выросли за последнее время. Стоковый спортбайк почти не отличается от своего гоночного собрата. Современная техника предъявляет водителю очень жесткие требования, а это значит, что обучение вождению должно выйти на более высокий уровень.

Почему трудно научиться ездить быстро?

Я провел много времени в мотошколах и как инструктор, и как курсант. Я абсолютно убежден в пользе таких школ. Знания, которые я вынес из мотошколы, несколько раз спасали мне жизнь. Для человека, желающего научиться быстро проходить повороты, существует две возможности. Он может записаться на курсы Motorcycle Safety Foundation Experienced Rider Course или податься в одну из гоночных школ. Каждый из вариантов имеет свои плюсы и минусы.

Проблема MSF ERC заключается в том, что обучение проводится на низких скоростях. Курсы очень полезны, я настоятельно рекомендую всем пройти их, но они не научат вас справляться с боязнью высокой скорости. Гоночные школы, напротив, предлагают выполнять упражнения на слишком высоких скоростях, непривычных для обычного мотоциклиста. Поэтому курсанты во время тренировок просто боятся осваивать новые приемы. Гоночная школа идеально подходит тем, что желает усовершенствовать уже имеющиеся навыки скоростного вождения.

Я был редактором в Motorcycle Consumer News в 1995-2000 годах, так что мне посчастливилось поработать с Дэвидом Хаффом и Кейтом Кодом над многими статьями о вождении. Они разбудили мой интерес к этой теме, и я понял, что мне еще многому предстоит научиться. Несмотря на то, что я занял второе место в чемпионате АМА в 1994 году в классе GP125, я ездил по наитию, знаний мне не хватало. Я был быстр, но нестабилен. Если я попадал на незнакомую трассу и не вкатывался в нее сразу же, я даже не мог осознать свои ошибки, не то что поправить их. Долгое общение с Хаффом и Кодом помогли мне понять теорию вождения, так сказать, физику процесса, и я научился осознавать свои проблемы и находить способы их решения.

Новый способ обучения

Многие читатели MCN жаловались на слишком большой зазор между MSF ERC и гоночными школами. Им хотелось бы найти нечто среднее, многие даже не хотели выезжать на трек, несмотря на пропаганду,

которую я развернул на страницах журнала. Все, что им было нужно, это «чуть круче, чем MSF ERC». Кроме того, многие читатели с прискорбием отмечали, что все книги по вождению мотоцикла написаны гонщиками для гонщиков, и слишком трудны для обычных мотоциклистов. Им нужны простые решения, а не изощренные гоночные стратегии.

Наслушавшись всего этого, я решил открыть гоночную школу нового типа. Идея была в том, чтобы сочетать приемы гоночных школ с расслабленной атмосферой пустой парковки, на которых проходят занятия MSF ERC. Кроме того, я планировал разбивать каждый прием на несколько простых действий, разучивать их отдельно и только потом соединять.

Используя своих друзей в качестве подопытных кроликов, я составил программу тренировок и разработал упражнения. Основой обучения стала простая идея. Не нужно заставлять человека разучивать приемы сразу на большой скорости, скажем на 20 миль в час быстрее, чем он привык ездить. Лучше попросить его ехать быстрее на 2 мили в час, тогда он не испугается.

Например, гонщик может описывать 4-х футовый круг на скорости 32 мили в час. Обычный водитель может делать то же самое на скорости 17 миль в час. Если человек чувствует себя комфортно, он с удовольствием учится чему-то новому. Поэтому для начала я прошу курсантов выполнить упражнение на скорости 0 миль в час. Один из них сидит на мотоцикле, другие наклоняют мотоцикл на нужный угол. Я тем временем указываю курсанту на его ошибки и формирую правильную посадку. Мы повторяем это упражнение несколько раз, пока курсант не начнет все делать правильно на месте. Потом он выезжает на круг и описывает его со скоростью 17 миль в час, стараясь делать это правильно. Потом он увеличивает скорость до 19 миль в час, потом до 21. Допустим на скорости 21 мили в час у него начинаются проблемы. Я прихожу на помощь и добиваюсь, что он спокойно проезжает круг на этой скорости. После этого он ускоряется до 23 и так далее. Возможно, он не научится выполнять это упражнение на 32 милях в час, но к концу тренировки он наверняка здорово улучшит свои навыки. Эта методика и легла в основу Advanced Riding Clinic.

Эффективность такого подхода доказана на сотнях курсантов. Несмотря на то, что она была разработана для обычных мотоциклистов, даже некоторые профессиональные гонщики нашли ее полезной для себя.

На самом деле, я наткнулся на этот метод, когда учился в колледже. Рядом с нашим общежитием была огромная парковка, которая использовалась только во время спортивных состязаний. В один из дней, когда никаких соревнований не было, я арендовал ее целиком, бросил на асфальт пару старых маек и принялся отрабатывать свешивание. Я не стал устраивать себе сложную траекторию с кучей поворотов и торможений, поскольку интуитивно считал, что чем проще, тем лучше. И вот облачившись в полную защиту, я выехал на «трассу».

Я пять минут перекладывал мотоцикл справа налево и обратно, чтобы прогреть шины (как настоящие гонщики, которых я видел по телевизору), потом стал понемногу увеличивать скорость. Я обнаружил, что мне приходится менять положение тела, чтобы справится с возросшей скоростью. У меня не было инструктора, чтобы подсказать мне, все ли я делаю правильно, но все равно, постепенно увеличивая скорость, я, наконец, коснулся коленом земли. У меня было чувство, что я начал новую жизнь.

Вместо того, чтобы тренироваться дальше, я запарковал мотоцикл, собрал майки и вернулся в комнату. Я чувствовал себя новым человеком. Каждый мотоциклист помнит день, когда он впервые коснулся земли коленом в повороте так, как будто это было вчера. Как правило, он добивается этого через многие месяцы тренировок. Я же добился этого за тридцать минут на пустой парковке, чувствуя себя совершенно комфортно. Вы можете сделать то же самое. Вдобавок, у вас есть эта книга, которая сможет заменить вам отсутствующего у меня тогда инструктора.

Создание книги

Я поездил по стране с программой школы и открыл для себя две вещи. Во-первых, все мои курсанты здорово прогрессировали на занятиях. Во-вторых, я охватил ничтожно малую часть мотоциклистов.

Зная, что, несмотря на все мои усилия, я не смогу обучить всех желающих, я перестал рекламировать школу.

Но разве можно что-то утаить в эпоху Интернета? Счастливые выпускники школы размещали свои сообщения на всех возможных моторесурсах. Их заметил Дарвин Холмстром, редактор Motorbook International, и попросил меня написать книгу по программе школы. Я и сам подумывал об этом, но предложение Дарвина сделало идею проектом. В конце концов, книга — единственная возможность донести программу школы до всех мотоциклистов, так что я уселся за компьютер.

Чтобы перепроверить свои идеи и методы, я решил вернуться в профессиональные гонки. Из огромного множества соревнований я выбрал WERA National Endurance Series, потому что многочасовые гонки дают больше возможностей для проверки. Я вошел в команду Speed Werks/Cyberlogtech, выступающей на Suzuki SV650. Два других пилота команды только что получили суперлицензии после года выступлений в классе новичков. Я не собирался бороться за чемпионский титул, я просто хотел опробовать еще раз мою программу обучения.

К нашему удивлению, команда новичков выиграла чемпионат. Очевидно, программа обучения вполне годилась для опубликования.

Владелец нашей команды, Скотт Гоулэнд, был убит за две недели до победы в чемпионате. Его вклад в успех трудно переоценить. Памяти этого замечательного человека и посвящена эта книга.

О чем эта книга

Задача книги — научить вас полному контролю над байком. По меткому выражению старшего инструктора California Superbike School Коби Фэйра, «полностью контролировать» — значит заставить байк быть в нужном месте в нужное время. Цель такого контроля вы определите сами — ездить ли более безопасно с привычной скоростью, или увеличить скорость при прежнем уровне безопасности.

В этой книге раскрываются секреты управления мотоциклом, в ней нет ни слова о гоночных стратегиях. Она не только поможет повысить уровень вашего мастерства, но и научит распознавать слабые места в ваших навыках. В ней нет общих советов, типа «будь плавным» или «будь быстрым». Кейт Код как-то назвал такие советы «бестолковыми», потому что они не объясняют, как этого добиться. Выполняя упражнения этой книги снова и снова вы рано или поздно станете выполнять их правильно, то есть плавно и быстро.

Как использовать книгу

Книга разделена на шесть частей, читать их надо по порядку (не люблю постмодернизм, знаете ли). Первая часть посвящена физике шасси. Мне пришлось постараться, чтобы объяснить все это без привлечения математического аппарата. Понимания физических принципов вы необходимо для осознанных тренировок, так что настоятельно рекомендую не пропускать эту главу.

Вторая часть описывает психологические аспекты вождения. Знать, как ваш мозг воспринимает реальность очень важно, без этого просто не получится ездить эффективно.

В третьей части максимально ясно и подробно рассказывается как овладеть необходимыми навыками. Иллюстрации показывают не только правильно выполнение того или иного приема, но и возможные ошибки. На занятиях в ARC я тоже демонстрирую не только правильное, но и ошибочно выполнение приемов. Кроме того, я снабдил главу схемами тренировок, так что вы сможете пройти точно такой же курс, как в ARC.

Стандартная площадка имеет размеры примерно 70 на 100 метров. Покрытие должно быть ровным, сухим, без пыли и луж масла. Такое можно найти на большой парковке. На схемах представлена разметка трассы, даны диаграммы пользования газом и тормозами. Не забудьте перед тренировкой

прогреть шины до рабочей температуры, поперекладывайте мотоцикл из стороны в сторону. Поверьте, время на это будет потрачено не зря.

Весьма полезно тренироваться с товарищем. Лучше всего, если он тоже сначала прочтет книгу, но если нет, просто покажите ему диаграмму тренировки и картинки правильного и неправильного выполнения упражнений. Товарищ должен оценивать ваши действия, потому что со стороны всегда виднее. Рекомендую также записывать тренировку на видео. Поверьте моему опыту, это здорово ускоряет освоение приемов.

В четвертой части рассказывается о тонкостях настройки байка для высокоэффективного вождения. Каждая глава полезна, но глава 15, в которой описывается настройка подвески должна быть прочитана до того, как вы приступите к тренировкам.

Пятая часть посвящена подготовке райдера к высокоэффективному вождению. Глава об экипировке основывается на сотнях исследований, проведенных за время моей работы в Motorcycle Consumer News, а также на моем 20-ти летнем опыте участия в гонках.

Правильное отношение

Приемы и методы, изложенные в этой книге, доказали свою эффективность на практике. Но другие точки зрения на вождение мотоцикла тоже имеют право на существование. Например, Ларри Пеграм, которого я безжалостно критикую в некоторых главах, гораздо более быстрый гонщик, чем я. Я хочу сказать, что чем больше приемов вы попробуете, тем скорее найдете наиболее подходящий именно вам.

Я рекомендую вам примерять на себя приемы так же, как вы примеряете пиджаки в магазине. Вы не обязаны покупать пиджак, который померяли, но чем больше пиджаков вы перепробуете, тем скорее найдете сидящий точно по фигуре. Правильное отношение к тренировкам заключается не в том, чтобы все освоить, а в том, чтобы освоить приемы, необходимые вам именно сегодня. Уверяю вас, освоить все и сразу просто невозможно. Позже, когда вам захочется большего, вы сможете вернуться к книге и повысить ваш уровень.

Эта книга сродни кулинарной. Снимайте ее с полки, когда вам понадобится рецепт очередного приема. Загибайте страницы, оставляйте на полях пометки, ведь чем полезнее книга, тем более потрепанной она выглядит. Заведите еще один экземпляр для друзей мотоциклистов и положите его на кофейный столик.

И не забывайте, тренировки должны доставлять удовольствие. Моя мантра звучит так: «С мотоциклом жизнь лучше». Роберт Пирсиг, в своей замечательной книге «Дзен и искусство ухода за мотоциклом» сказал еще лучше: «Единственный мотоцикл, над которым следует работать — это вы». Тренируйте приемы не только для того, чтобы ездить быстрее и безопаснее, но и чтобы сделать свою жизнь более насыщенной и творческой. Не стесняйтесь подстраивать рекомендации под себя, ведь даже простейшие па в исполнении талантливого танцора несут на себе отпечаток его личности. Чем полнее вы самовыражаетесь, тем счастливее ваша жизнь, так что тренируйтесь, чтобы сделать жизнь лучше.

  • > >>
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]