Parasound — известный производитель усилителей мощности. Компания долго выпускала только отдельные компоненты и лишь 35 лет спустя после основания решилась на выпуск интегрированной модели. Ее модернизированная версия появилась через пять лет. Собственно, с ней мы и познакомимся. Отличий немного, но с ними стоит разобраться.
При подготовке к написанию данного теста захотелось освежить свои знания о Parasound, прочитав еще раз интервью, которое мне удалось взять в 2007 году у Ричарда Шрама, основателя компании (оно выходило в журнале, поэтому не могу дать на него ссылку). Сравнив изложенное в нем с материалами нынешнего сайта Parasound, можно сделать ряд заключений.
Главное из них в том, что и спустя 12 лет у фирмы все хорошо: найденная в конце 70-х модель бизнеса продолжает успешно работать, а г-н Шрам остается ее главой и владельцем. Когда-то его идея состояла в том, чтобы заполнить брешь между массовым и топовым сегментами Hi-Fi-рынка, предлагая продукты с хайэндным звучанием по доступной широкому слою покупателей стоимости. Благодаря накопленным связям с производителями аудиокомпонентов по всему миру и отличному знанию запросов любителей музыки, Parasound и по сей день удается выпускать востребованные продукты по весьма конкурентным ценам.
Корпус претерпел небольшие изменения, но остался таким же солидным и крепким; его строгий вид оживляет синяя подсветка деталей. Помимо черного, есть и серебристый вариант отделки
Интересно, что тогда, в эпоху самого расцвета многоканальных систем для домашнего кинотеатра, г-н Шрам разглядел тенденцию возврата к стерео, но интегрированного усилителя в планах еще не было. Бренд Parasound ассоциируется, прежде всего, с усилителями мощности, и в течение 35 лет именно они составляли основу ассортимента — как для инсталляционного, так и для пользовательского подразделения. В дополнение к ним, естественно, выпускались предусилители и другие аппараты, но первый интегральник в линейке Halo после трехлетней разработки появился только в 2014 году.
Небольшие изменения
Это стало событием: Parasound Halo получил и награды, и отличные отзывы в прессе, и признание в аудиофильской среде. И вот, спустя пять лет, на свет выпущена модернизированная версия этого усилителя — HINT 6 (HINT — от Halo INTegrated, 6 — от нового предусилителя P6, у которого соответствующий блок интегральника позаимствовал многие схемы).
Изменений немного — они перечислены в десяти пунктах краткого описания модели. И это действительно небольшое число, если сравнивать со списком основных характеристик усилителя, объединившего в себе массу аппаратных возможностей и функций.
Усилитель во многом рассчитан на работу в системе ДК для обеспечения качественного звучания фронтальных АС. Обращают на себя внимание балансные XLR-выходы с предусилителя и на сабвуфер. Фильтр низких частот позволяет настроить сигнал со всех имеющихся выходов на сабвуфер, высоких — фильтрует сигнал как с выхода с предусилителя, так и того, что идет на АС
Он получил новый аналоговый блок регулировки громкости от Burr-Brown вместе с солидной ручкой, базирующейся на шарикоподшипнике, и опцией установки начального ее уровня при включении. Текущая громкость теперь отображается на маленьком дисплее, расположенном рядом с ней.
При воспроизведении музыкального контента с ПК через USB-порт типа B уже не требуется установка драйвера не только для Mac-продукции, но и для компьютеров, работающих под Windows 10.
Также повышен коэффициент усиления для MC-картриджей во встроенном блоке фонокорректора, улучшено разделение каналов и произведены кое-какие косметические изменения во внешнем облике.
Parasound HINT 6 — абсолютная интеграция
Изучаем
Интегральный усилитель Parasound HINT 6, который стал развитием популярной модели Halo, в полной мере воплощает концепцию, описанную выше. И входящие в его состав «дополнительные» блоки заслуживают отдельного внимания. Начнем с блока ЦАП, который базируется на современном двухканальном чипе ES9018K2M серии Sabre32 Reference от компании ESS Technology, способном обрабатывать цифровые потоки PCM с параметрами вплоть до 32 бит / 384 кГц и DSD вплоть до DSD256. Кроме привычных входов SPDIF – коаксиального и пары оптических, здесь есть вход USB типа B, реализованный на микросхеме SA9227 от компании Savitech. Такое решение позволило транслировать аудио высокого разрешения с компьютера под управлением операционной системы Windows 10 без установки дополнительных драйверов. И если разрешение потока PCM, принимаемого на входы SPDIF, ограничено 24 бит / 192 кГц, то по USB Parasound HINT 6 готов принимать цифровой контент с максимальными для чипа ЦАП параметрами – PCM до 32 бит / 384 кГц и DSD вплоть до DSD256.
Выделяется среди конкурентов и реализованный в Parasound HINT 6 блок фонокорректора. Он не только способен работать с головками звукоснимателя с подвижной катушкой (MC), наряду с картриджами с подвижным магнитом (MM), но и позволяет изменять сопротивление входа в режиме MC – 47 кОм или 100 Ом, что дает возможность лучше согласовать работу фонокорректора с головкой. Обычно такие функции реализуют лишь во внешних фонокорректорах.
Говоря об отличительных особенностях Parasound HINT 6, расширяющих функционал модели, стоит упомянуть и регулируемые кроссоверы, обслуживающие выходы с предварительного усилителя, а также выходы на активные сабвуферы. В первом случае фильтром с крутизной 12 дБ на октаву отрезается низкочастотный спектр (high pass), во втором – аналогичным по характеристикам фильтром – высокочастотный диапазон (low-pass). При этом, частоты среза кроссовера можно плавно изменять поворотными регуляторами на задней стенке усилителя. Этот функционал может быть полезен при настройке трифоника с одним, либо двумя сабвуферами. В этом случае кроссоверы сабвуферов можно будет отключить. Если же данные возможности вам не нужны, то кроссоверы усилителя можно исключить из сигнального тракта.
Как любой «американец», Parasound HINT 6 готов к работе в составе универсальной системы для кино и музыки. Для этого у него есть так называемые входы байпасс – стереофонический и для двух сабвуферов. Сабвуферные сквозным образом коммутируются на соответствующие выходы усилителя, а стереофонический фактически является входом усилителя мощности, к которому можно подключить выходы фронтальных каналов AV-процессора или AV-ресивера. Таким образом, реализуется работа фронтальной пары акустики и в составе системы окружающего звучания домашнего кинотеатра, и в составе стереосистемы. Отдельно нужно упомянуть балансную коммутацию Parasound HINT 6. Здесь есть такой вход на паре разъемов XLR, выход с предварительного усилителя и отдельный выход для подключения активного сабвуфера.
В сравнении с предшественником Halo усилитель Parasound HINT 6 получил новый блок регулировки громкости. Теперь он реализован не на потенциометре с сервоприводом, как у Halo и большинства конкурентов, а на резистивной матрице, управляемой контроллером Burr Brown от Texas Instruments. Такое решение позволило добиться минимальной разбалансировки каналов и улучшить переходное затухание между каналами при регулировке громкости. В качестве бонуса новый регулятор громкости позволил реализовать индикацию уровня усиления в условных единицах от 0 до 99 на небольшом информационном дисплее слева от крупной рукоятки регулировки. Яркость дисплея можно изменять вплоть до полного отключения. Кроме того, такой регулятор громкости дал возможность программировать уровень усиления, который будет автоматически устанавливаться при включении компонента, дабы избежать неприятных сюрпризов.
Рядом с большой ручкой регулировки громкости расположен поворотный переключатель входов и регулятор баланса каналов. Для индикации активного на текущий момент входа в нижней части фасада есть линейка светодиодов. В левой части лицевой панели расположены рукоятки отключаемого темброблока и регулятор уровня сабвуфера. Также здесь есть разъем миниджек для подключения наушников и аналоговый вход AUX на разъеме такого же типа.
Внутреннее пространство корпуса усилителя Parasound HINT 6 заполнено довольно плотно. В правой части расположен крупный тороидальный силовой трансформатор в сплошном металлическом экране, компенсирующем возможные электромагнитные наводки на остальные блоки усилителя. Слева от него смонтированы две платы с отдельными блоками питания для каждого канала и усилителями мощности, оснащенными внушительными литыми радиаторами охлаждения выходных каскадов. Общая ёмкость конденсаторов фильтров блоков питания составляет внушительные 40 тысяч микрофарад. Схемотехнические решения усилителя здесь аналогичные модели Halo и базируются на разработках Джона Керла (John Curl). В предварительных каскадах усиления сочетаются полевые (JFET) и биполярные (BJT) транзисторы, которые работают в тех местах схемы, где их преимущества проявляются наиболее ярко. В выходных каскадах, которые сочетают работу в классе A на малых уровнях мощности с переходом в A/B при увеличении громкости, работают драйверы на полевых транзисторах MOSFET и по три мощных биполярных транзистора в каждом плече. Столь горячее нутро усилителя нуждается в особых мерах контроля и защиты. В Parasound HINT 6 реализована релейная автоматическая система защиты от коротких замыканий нагрузки и перегрева.
Надежная основа
В основе своей Parasound HINT 6 — это уже знакомый нам Halo Integrated с его каскадом усиления мощности, разработанным специалистом Джоном Керлом, с которым компания сотрудничает многие годы. Этот блок функционирует в классе A/AB: на малой громкости — в A, а по мере ее повышения происходит автоматический переход в класс AB. Пороговая точка может быть на уровне нескольких ватт, а у более мощных моделей доходить до двух десятков.
Предусмотрен вход на этот каскад для сторонних совместимых компонентов, что позволяет, в частности, использовать этот усилитель в системе домашнего кинотеатра для озвучивания фронтальных каналов.
В секции предусиления имеются темброблок и переключаемый MM/MC-фонокорректор. Отличительная особенность HINT 6 (как и предшественника) — настраиваемые выходы на сабвуфер и с предусилителя для 2.1-канальной системы. На задней панели размещены регулировки отключаемых фильтров нижних и верхних частот, позволяющие оптимально распределить сигнал между АС, что особенно актуально в случае использования небольших полочников. Уровень громкости сабвуфера можно подстроить с помощью маленькой круглой ручки на передней панели.
Этот Parasound также располагает встроенным ЦАПом, базирующимся на микросхеме ESS Sabre32 Reference ES9018K2M — той же, что и у предшественника, но у HINT 6 появился еще один оптический вход. Есть на передней панели и высококачественный3,5-мм выход на наушники с собственным усилительным контуром Texas Instruments TPA6120.
Интегральный усилитель PARASOUND HALO INTEGRATED (HINT)
Вот уж, кто руководствуется принципом «семь раз отмерь — один отрежь», так это фирма Parasound и ее ключевые фигуры: предприниматель Ричард Шрам и инженер Джон Кёрл. Parasound не меняет модели каждый год, а предпочитает действовать редко, да метко.
Вот и недавно появившийся в нашем салоне усилитель Halo Integrated представляет эволюцию серии двублочных усилителей Halo, но при этом отмечает первое появление интегрального усилителя в линейке Parasound за период с 1986 года!
Выпускается в двух вариантах дизайна. У нас был черный. |
Любопытно, что хотя Parasound всегда была и есть американской компанией, хотя и нацеленной не только на местный, но и на мировой рынок, усилители ее никогда не производились в США. В самом начале большая часть узлов делалась в Японии, а собирались готовые изделия на Тайване, но вскоре производство переехало на Тайвань окончательно. Как говорит, Ричард Шрам, он работает с тремя тайваньскими подрядчиками около 30 лет и они не теряют заинтересованности в весьма непростых для исполнения заказах от небольшого производителя hi-fi-аппаратуры.
Halo Integrated в общем повторяет схемную идеологию серию Halo, но при этом не является совмещенным в одном корпусе предом P5 и усилителем мощности A23. Несмотря на внешнее сходство с Р5 новый интегральник имеет более гибкую функциональную оснащенность и совершенно другую цифровую часть на чипе ESS Sabre32. Выходной каскад на биполярных транзисторах работает в режиме А/АВ, предварительные и драйверные каскады традиционно реализованы на полевых транзисторах.
Внешность
На лицевой панели аппарата, выполненной в традиционном дизайне линейки HALO, самым необычным украшением можно назвать регуляторы тембра НЧ и ВЧ — это редкость у современного усилителя. К некоторым сюрпризам можно добавить и наличие выхода на на головные телефоны, причем в формате «мини-джек 3,5 мм». Здесь же регулятор уровня выхода сабвуфера, если вместе с основными АС вы захотите использовать «саб».
Параметры и функции
В техническом описании от производителя приятно удивила заявленная мощность усилителя — 160 Вт на канал при нагрузке 8 Ом — и соответствующий мощный блок питания с мощным тороидальным трансформатором и конденсаторами общей емкостью 40 000 мкф.
На задней панели усилителя кроме выходных клемм и набора симметричных и несимметричных разъемов имеется специализированный выход на сабвуфер и цифровая коммутация для встроенного ЦАПа 32 бит/384 кГц. Также имеется вход фонокорректора MM-MC, который мы с успехом использовали при подключении проигрывателя Pro-Ject. Имеется также и сквозной вход для работы в составе системы домашнего театра, когда все регулировки переходят на АВ-ресивер или процессор. Можно сказать, что по оснащенности Parasound HINT получился более продвинутым, чем его конкуренты в данной ценовой категории.
У входа МС есть даже два варианта сопротивления нагрузки | Пять аналоговых входов |
Для использования HINT в домашнем кинотеатре выход преда внешнего ресивера или процессора следует подключить к входу УМ (на фронт), можно также взять и сигнал LFE на два проходных входа (1, 2) сабвуферов | Два выхода на сабвуфер и их регулировки |
Триггерное управление, разъемы для ИК-датчика и входы ЦАПа | Балансный вход (внизу) и выходы (вверху) |
Универсальное электропитание | Пульт |
Эксплуатация и прослушивание
Усилитель прогревался в салоне в течение примерно десяти дней . Характер звука оказался похожим на предыдущие аппараты фирмы серии HALO. После окончания прогрева звучание аппарата несколько смягчилось, что сказалось на характере звучания в лучшую сторону при прослушивании файлов с USB входа. Для правильной работы в качестве устройства USB Audio перед подключением на Windows ПК следует установить специальный драйверы от Parasound.
При прослушивании компакт-дисков с внешнего проигрывателя Goldmund тестируемый усилитель показал незаурядную динамику рок-композиций, отменную детальность в джазовых треках. Произведения классической музыки также звучали масштабно и неутомительно. Подключение осуществлялось как по аналоговому входу усилителя, так и по цифровому коаксиальному. Отдать предпочтение одному из вариантов оказалось достаточно сложно, что безусловно говорит о высоком качестве встроенного ЦАПа в усилителе, так как ЦАП в проигрывателе Goldmund уж никак не отнесешь к слабым.. Вариант выбора способа подключения останется за потребителем.
Усилитель подключался к акустическим системам Sonus Faber Liuto и Focal Aria 936. Наиболее интересная связка по нашему мнению получилась с Liuto.
Бонусы
Как можно использовать дополнительную функциональную оснащенность Parasound HINT? Возможность подключения сабвуфера с регулировкой частоты среза будет интересна как в системах с малогабаритными АС, так и при необходимости добавить баса в комплектах с напольными колонками. Вряд ли будут простаивать и регуляторы тембра, которые могут оказаться не лишними при воспроизведении не очень качественных записей. При включенном темброблоке не появлялось заметных искажений звучания.
При прослушивании виниловых пластинок встроенный фонокорректор показал себя как устройство, позволяющее понять потенциал винилового носителя как одного из до сих пор востребованных источников высококачественного воспроизведения музыки.
При подключении проигрывателя Pro-Ject с установленной недорогой ММ-головкой Ortofon 2M RED звучание тракта приобретало мягкость и деликатность на тихих пассажах и характеризовалось отсутствием резкости при прослушивании динамичных рок-композиций, что характеризует встроенный фонокорректор только с положительной стороны.
Выход на наушники реализован в усилителе на мини-джеке 3,5 мм, что показалось нам не слишком удобным при домашнем прослушивании. Подключение наушников Oppo и Audio-Technica как через переходники, так и без них, после непродолжительного прослушивания показало, что встроенный усилитель звучит неплохо, но по сравнению с отдельным усилителем для наушников, например, Creek OBH-21 проигрывает в детальности.
Резюме
Усилитель Parasound HINTT оказался весьма незаурядной моделью как по оснащенности так и по своим звуковым характеристикам. Возможным конкурентам не просто будет повторить достижения компании Parasound, тем более , что и розничная цена не получилась слишком высокой. Все специалисты салона сошлись во мнении , что аппарат как минимум заслуживает пристального внимания любителей музыки со стажем или кто только планирует создание музыкальной системы у себя дома.
Тест проводился в салоне в комнате прослушивания с применением следующей сопутствующей аппаратуры: АC Sonus Faber Liuto и Focal Aria 936; проигрыватель винила Project Debut Carbon; проигрыватель CD Goldmund Eidos 18; кабели Purist Audio Design.
Музыкальный материал: Diana Krall (XRCD 24 Bit Japan Edition), Eagles ‘Hotel California’ (SACD), Dire Straits ‘On Every Street’ (СD), винил — Pink Floyd Division Bell (180g), Depeche Mode ‘Violator’.
Для тех, кто хочет подтянуть свой английский, два видео от производителя:
Боб Мак-Дональд (директор по развитию) рассказывает об усилителе:
Очень длинный обзор с показом функций
Плавное, но детальное звучание
При тестировании партнерами Parasound HINT 6 выступали компоненты сопоставимого ценового уровня: CD-проигрыватель Lyngdorf CD-2 и интересные полочные колонки Q Acoustics Concept 300.
Качество звучания, как и следовало ожидать, оказалось наилучшим при балансном подключении источника — более детальным, проработанным, с объемной и масштабной, наполненной «воздухом» сценой. Надо отметить, что при выборе RCA-входа громкость не меняется и тональный баланс оказывается таким же нейтральным.
Встроенный в усилитель ЦАП работает отменно: при подключении CD-проигрывателя по оптическому входу звук лишь немного уступает тому, что получается при XLR-соединении. Это и не удивительно, учитывая, что в HINT 6 применена более современная, чем у источника, микросхема цифроаналогового преобразования. Почему он вообще не самый лучший в данной системе? Возможно, следует учесть соединение по оптике, да и Lyngdorf славится своими разработками, так что специалисты компании сумели выжать по максимуму из имевшегося в их распоряжении чипа. Тем не менее, приведенные ниже впечатления сложились при симметричном подключении CD-проигрывателя к усилителю.
А они самые лучшие. У HINT 6 плавное, слаженное, текучее звучание и, в то же время, оно детальное, организованное и тонально сбалансированное. Точность подачи материала хорошо проверять на CD «J.S. Bach. Sacred Arias & Cantatas. David Daniels». Контратенор солиста порой представляется женским вокалом, если аппаратура недостаточно скрупулезно выстраивает его обертона.
Кнопок и индикаторов стало побольше, а дисплей позволяет четче устанавливать громкость
В данном случае не возникает ни малейших сомнений в том, что этот высокий голос принадлежит мужчине, а столь необычная манера пения сложилась в результате профессиональной работы над ним. Однако вряд ли вы будете размышлять об этом — мастерское исполнение церковных песнопений увлекает и настраивает на особый лад. Старинные инструменты на масштабной сцене непривычными звуками красиво обрамляют четко сфокусированный образ артиста.
Отменную микродинамику и способность к формированию акустического пространства демонстрирует воспроизведение CD «S. Rachmaninov. Liturgy of St. John Chrysostom». Запись выполнена в Успенском кафедральном соборе г. Смоленска — и его объем реально ощущается при прослушивании. Хор, исполняющий «Литургию Св. Иоанна Златоуста», детален до отдельных голосов. Пение а капелла звучит очень мелодично и разборчиво — как в самые тихие моменты, так и при эмоциональных взлетах громкости.
Более легкая для восприятия музыка подается так же безупречно, а главное — увлекательно. В концертном альбоме «Toute la musique…» Патрисии Каас сцена прорисована весьма достоверно: передний план отведен солистке, инструменты органично ее дополняют, а слушатель оказывается в многочисленной толпе, собравшейся в зале. Голос певицы полон характерных нюансов, он потрясающе артикулированный, живой, волнующий. Тягучие блюзовые ритмы так же хороши, как и сменяющие их более тяжелые и энергичные или легкие и заводные.
А умение HINT 6 держать звучание под контролем, но в мягких рукавицах, обеспечивает композициям CD «Black Holes and Revelations» группы Muse головокружительное сочетание масштабности, динамики, чистоты мелодических линий, упругих ритмов и четко сфокусированного выпуклого вокала.