Если начать интересоваться миром персонального звука, то от количества информации, необходимой для усвоения, можно сойти с ума. Потому что видов этих самых наушников очень много. При этом есть наушники, которые без задней мысли можно назвать современными, а есть те, глядя на которые невольно задаёшься вопросом: а время вообще существует?
Герои сегодняшнего обзора именно такие. И с этим самым безвременьем связано сразу несколько моментов. Всё началось с самой компании.
У Audeze интересная история: первая пара наушников увидела свет в 2009 году. Это была модель LCD-2. Компания разработала LCD-1, но вот только что-то пошло не так и в продажу они не вышли. Спустя десять лет, наконец, появилась модель с таким же названием. Основатели прямо не говорят, имеют ли они отношение к тем самым LCD-1. Вполне вероятно, что это просто название такое, чтобы заполнить пробел и дать ответ на вопрос: если есть вторая модель, то где первая?
Другой момент — сам тип наушников. Они магнито-планарные. Эта технология придумана больше сорока лет назад, но так и не нашла возможности стать массовой. В итоге магазины заполнили динамические наушники с лёгкими вкраплениями компактных «арматур». Первые недороги в производстве, но при этом не очень надёжны в плане звукопередачи — воспроизводимые частоты могут «запаздывать» при игре. Часто это касается низов. Вторые отрабатывают звук гораздо быстрее, но вот только раскачать басы в них довольно сложно. Из-за этого многие ]приходят[/anchor] к комбинированию «арматур» и «динамики».
Про электростатичные я вообще говорить не буду — это очень специфичная, узкая и безумно дорогая тема.
Это мой взгляд для критичного прослушивания музыки. Фото: Илья Кичаев / Wylsacom Media
Но вернёмся к «планарам». Считается, что они звучат лучше обычных динамических наушников: звук более сбалансирован и детализирован. Но и с такими моделями есть проблема: цена, обоснованная стоимостью и временем, потраченным на разработку этих наушников.
Технологию, по сути, начали возрождать больше десяти лет назад. И ответственность за это в первую очередь возложена на Audeze. Компания упорно продвигает свои наушники, делая их всё доступнее. И LCD-1 — именно такая модель. Но обо всём по порядку.
Дизайн и комплектация
Тут стильно всё. Коробка:
Чехол:
Сами наушники:
Основной материал — пластик. Но по ощущениям он не отдаёт чем-то дешёвым. И это хорошо, поскольку стоят такие наушники довольно дорого.
Амбушюры и оголовье сделаны из пены с эффектом памяти. Покрыта она кожей ягнёнка. На официальном сайте прямо так и сказано: «натуральная кожа ягнёнка».
Наушники не очень тяжёлые — 250 грамм. При этом они относительно компактные и спокойно складываются. Правда, в карман не влезут, но в путешествии точно займут меньше места в чемодане или в рюкзаке.
А ещё у них отсоединяемый провод с тканевой оплёткой.
«Постой, что? Они проводные?» — спросите вы. Да, проводные. Тут нет блютузов, шумодавов, FM-радио, они не умеют звонить, отправлять факсы, тут нет всех этих новомодных молодёжных штук. Это просто наушники с 3,5-мм «джеком». Он, кстати, отсоединяется, цепляясь к каждой чашечке точно таким же «джеком». Подсоединять его можно как угодно, но правая сторона микса всегда будет справа, а левая — слева. Собственно, это один из фактов безвременья.
Провод приятный, он каким-то чудом умудряется не запутываться. Но с ним есть небольшая проблема: длина. Она очень велика для портативных наушников — два метра. Да, я не опечатался: для портативных, о чём расскажу чуть ниже.
Решётка на корпусе чашечек — фирменная семейная черта открытых Audeze, при помощи которой эти наушники легко узнаются независимо от ценовой категории.
Удобство
Наушники сидят приятно, но спустя время создаётся ощущение повышенного давления в голове — в ушах появляется слегка ощутимый звон. И тут до меня дошло, что я не очень понимаю, почему эти наушники называют открытыми, ведь плотность прилегания к ушам, это ощущение давления, материалы амбушюр — всё от закрытых.
Вероятно, мне поможет замена комплектных амбушюр на сторонние из велюра, если бы такие были. Подобные амбушюры у моих личных Beyerdynamic DT 990 Pro. Благо у этих «Одизи» они легко заменяются:
Есть только одна проблема: я не смог найти ни одной запасной пары в других магазинах. Надеюсь, скоро появятся в продаже.
В целом наушники оказались очень удобными — уши от кожи ягнёнка не потеют, спокойно влезают в амбушюры, а при активной и качовой игре на инструментах не спадают, уверенно удерживаясь на голове.
Я специально говорю о том, что играю в этих наушниках. Потому что музыка, с точки зрения её создателей, очень требовательна к звуку. И, к сожалению, никакие современные беспроводные технологии тут не могут помочь. В первую очередь я говорю о задержках: ты дёргаешь струну, а звук запаздывает. На начальном уровне музыканта минимальные задержки ещё терпимы, но для профессионалов это сумасшествие.
Во-вторых, важны качество звука и детализация — ты должен слышать каждое движение пальцев по струнам, чтобы совершенствовать свою игру и находить новые более аккуратные способы звукоизвлечения.
Устройство
LCD-1, несмотря на свою компактность, получили большие планарные излучатели диагональю в 90 мм. При их создании использовались собственные разработки компании вроде диафрагмы, названной Uniforce. На неё наносятся очень тонкие алюминиевые линии. По обе стороны от диафрагмы расположена магнитная система Fluxor.
Иллюстрация касается конструкции другой модели наушников Audeze, но она повторяет строение LCD-1. Источник: Audeze
Также в конструкции наушников применены решётки-статоры Fazor, которые необходимы для управляемого магнитного поля, создаваемого Fluxor. В итоге, в зависимости от поступаемого тока, вся эта система притягивает или же никак не влияет на металлические линии, нанесённые на диафрагму, что заставляет её колебаться. И уже это приводит к тому, что наушники звучат.
Вся эта хитрая конструкция необходима для детализации, максимального снижения ненужных гармоник, а также относительно ровной АЧХ.
Снова мимо?
Да сколько же это будет продолжаться?! Геймеры получили сначала шикарные активные Mobius, а потом вполне хайфайные пассивные LCD-GX. Теперь профессионалов звукозаписи одарили моделью LCD-1. И заметьте — модель даже не с индексом X, а номерная, из списка исконно принадлежащего к категории Hi-Fi!
Похоже на то, что Audeze сознательно дразнит аудиофилов, специально не делая ничего для них. И примирительная приписка про то, что и аудиофилам наушники LCD-1 тоже подойдут — так себе оправдание.
Ну что ж, любителям качественного звука не привыкать примерять в свои системы профессиональные и любые другие сторонние решения. Главное, чтобы звук стал лучше и музыка радовала больше. Обиды на производителя запишем в книжечку и оставим на потом, а пока разберемся, что собой представляют новые LCD-1 и почему их разрабатывали для работы в студии.
Звук
LCD-1 я не зря назвал портативными наушниками. Дело в том, что такой ярлык на них можно повесить из-за низкого импеданса, который по паспорту составляет 16 Ом при чувствительности 99 дБ/1 мВт. То есть такие наушники без проблем раскачают ваш смартфон вне зависимости от его модели.
Вот прочая техническая информация:
Максимальная подводимая мощность | 5 Вт RMS |
Уровень звукового давления | >120 дБ |
Диапазон | 10 Гц – 50 кГц |
Коэффициент нелинейных искажений | <0,1 % @ 100 дБ |
Я слушал наушники просто воткнув их в компьютер, затем подключил к айфону, через усилитель Schiit и уже после этого обратился в сторону своей звуковой карты Motu M2.
Эти наушники не будут понятны любителям навернуть баса. Он тут не по-современному ровный, поэтому его кому-то может показаться недостаточно. Из-за этого о «планарах» сложилось представление, что они слабы по низам. Я же так не считаю и за дни с Audeze LCD-1 пришёл к выводу, что больше баса и не нужно — он передан очень точно.
Звук на компьютере и усилителе мне не очень зашёл. А вот с айфоном и звуковой картой — топ. На компьютере была явная нехватка низов, усилитель добавлял ненужные гармоники и смешивал звук в нечто кашеобразное, если одновременно играло очень много инструментов, либо, наоборот, было слишком много свободного пространства вроде какого-нибудь быстрого джаза.
С моей Motu M2 наушники звучат нейтрально, с достаточным количеством баса, а с айфоном прям качово, причём без использования каких-либо эквалайзеров. Слушал разные источники: mp3, стриминговые сервисы, FLAC, а также проверял на собственных миксах.
Появившийся с айфоном грув связан в первую очередь с бо́льшим количеством баса. Причём все эквалайзеры у меня отключены. Интересный кейс, однако. Но этот факт сыграл на руку Therr Maitz, поскольку они зазвучали очень круто:
Вспомнив свой 1993 год, я решил послушать TOOL на карте.
Bottom поразила своей модерновостью, у неё будто бы не было недостатка множества песен начала девяностых, микс которых был довольно пустым. Тут был объём, а также очень крутой бас.
The Moments in Between показала главный минус этих наушников — недостаточную сцену.
Песня The Reign of Kindo сведена с довольно широкой панорамой, но наушники обходят этот факт стороной.
И моя постоянная тестовая вещь также обнажила этот недостаток, из-за чего проигрыш на арфе, который должен отдавать волшебством, им не отдаёт.
А вот на подобных вещах наушники звучат отлично:
Тут изначально заложена не очень широкая сцена, но при этом очень живой бас, который то запаздывает, то бьёт вместе с бочкой. Топ.
С наушниками можно услышать многие фишки миксов. Например, у Mixer это модуляция, наложенная на бас, из-за чего он звучит шире обычного. Где-то вы услышите движение пальцев по струнам. Нередко песни построены на таких больших нюансах, которые слышны лишь избранным. И принадлежать к этому кругу, смею заметить, очень приятно.
Измерения
Общая картина по результатам измерений имеет основные признаки, по которым можно идентифицировать наушники как продукцию Audeze, но есть нюансы, что не позволяют поставить эту модель в один ряд с остальными представителями семейства LCD.
Главное достоинство планаров от Audeze — фактически линейная горизонтальная АЧХ на участке до 1 кГц. У LCD-1 этот признак присутствует в полной мере. Более того, характерный первый провал в районе 2 кГц минимален, и только на 10 кГц происходит первое и единственное значительное ослабление отдачи.
Столь эффективным поведением в области верхней середины старшие модели похвастать не могут. Ослабленное звучание баса обусловлено наклоном АЧХ, которая плавно нарастает до отметки 600 Гц и не самым стабильным поведением излучателя до уровня 60–70 Гц.
График искажений демонстрирует основные проблемные зоны наушников: басовая область и верхние частоты. В обоих случаях есть выраженная тенденция к выходу искажений за пределы общего уровня, балансирующего в районе отметки 1%. Уровень искажений в целом оказался заметно выше заявленного. Возможно, это обусловлено принадлежностью наушников к первой производственной партии.
Итог
Эти наушники меня очаровали. Я уже несколько дней слушаю то их, то свои личные Beyerdynamic DT 990 Pro, не понимая, какие из них мне нравятся больше. И я захотел оставить себе обе пары — слишком уж круты LCD-1.
Так уж вышло, что это самые дешёвые полноразмерные наушники Audeze. LCD-1 в России официально продаются за 39 тысяч рублей. И как минимум это говорит, что эти наушники далеки от начального уровня.
Они понравятся людям, трепетно относящимся к музыке, которые, например, хотят услышать клацанье зубов Мэттью Бэллами в альбоме Black Holes and Revelations группы Muse, или еле заметные движения пальцев по струнам. Они понравятся тем слушателям, кто хочет понять, чем отличается каждая из сыгранных нот одной высоты. Их оценят музыканты за точную передачу звука в зависимости от их артикуляции.
Эти Audeze точно не подойдут любителям того баса, который закрывает собой все остальные частоты. Ну просто потому, что тут нет этого самого чрезмерного баса. Не оценят эти наушники и любители широкой сцены — они звучат довольно узко.
При этом LCD-1 не сильно притязательны к источнику звука — малый импеданс позволяет слушать музыку на смартфоне, взяв наушники с собой. И выходит, что эти Audeze подойдут меломанам, которые хотят слушать музыку в дороге, не беспокоя окружающих. Правда, их, как и меня, обескуражит излишняя длина кабеля, которую как-то хочется сократить с двух метров до приемлемых 1,2.
P. S. От Сергея Кузьмина на правах фаната Audeze.
Впервые плотно с Audeze я познакомился три года назад — на сайте есть обзор Audeze iSine 10.
На тот момент казалось, будто наушники принесли на Землю космические инопланетяне: они невероятно устроены, невероятно выглядят, отлично звучат. Только таскать их каждый день довольно странно. Те, кто пробовал «айсайны», меня прекрасно поймут — ты словно носишь на ушах какие-то здоровые клипсы. На улице это прям сильно привлекает внимание, и далеко не всем это ок. Сидеть и слушать дома или на работе — отлично, тут никаких вопросов нет. В общем, я вернул iSine 10 коллегам из SoundProLab.ru и не сильно переживал по этому поводу — да, крутые наушники, да, история создания словно сюжет фантастического романа, но без них вполне можно жить, уж больно они невероятные.
Вторым номером была гарнитура Audeze Mobius:
Основные достоинства
Чем же новые LCD-1 так хороши, что оставляют за бортом большинство конкурентов? Ответ на этот вопрос совершенно банален: во-первых, это планарные наушники, а во-вторых, это наушники Audeze, обладающие тем самым хорошо узнаваемым фирменным звуком, пусть и в чуть миниатюризированном формате.
Они сочетают ровный тональный баланс, высокую детальность и отличные динамические характеристики. Причем с динамикой у LCD-1 нет проблем, даже если слушать музыку со смартфона. В этом плане они превосходят абсолютно все модели серии LCD, включая даже специальные низкоимпедансные версии.
Чуть ослабленный, по сравнению с большими LCD, бас компенсирован уверенной работой в среднечастотном диапазоне. Ровный СЧ/НЧ-диапазон обеспечивает отличную разборчивость, четкость и точность, необходимую для студийной работы, а также делает наушники жанрово-нейтральными.
Быстрый металл и ритмически сложный фриджаз эти наушники воспроизводят не менее выразительно и точно, чем классику и джазовые стандарты. Также стоит отметить исключительно комфортное звучание, позволяющее проводить много времени за прослушиванием совершенно различного музыкального материала.
В своей ценовой группе LCD-1 демонстрируют превосходную детальность. Большее количество информации из записей можно выжать только при существенно большем бюджете. Хотя для текущей работы со звуком — не только на выездных сессиях или репетиционной базе, но и в домашней студии — эти наушники вполне могут стать основным и единственным решением. А для остального, как известно, есть LCD-X и студийные мониторы.