Обзор Hi-Fi-комплекта Rega System One (портал Hifinews.ru)


Основы: из чего состоит Hi-Fi система

По данным Sound Organization, Hi-Fi система состоит из трёх базовых компонентов: источник, усилитель и колонки.

Источником может быть что угодно, от сервиса потоковой трансляции музыки на смартфоне до проигрывателя грампластинок или CD-плеера.

Усилитель преобразует слабый электрический сигнал от источника в достаточно сильный для того, чтобы подавать на колонки. Во многих источниках есть встроенный усилитель, даже в смартфоне.

Наконец, колонки. В этом плане есть богатый выбор, в том числе беспроводные колонки, мощные напольные и т.д.

Обзор Hi-Fi-комплекта Rega System One (портал Hifinews.ru)

Rega System One — это полноценная Hi-Fi-система, в которой для прослушивания музыки используется проигрыватель винила. Это можно охарактеризовать как не совсем обычный взгляд на систему «все в одном», поскольку она оказывается в одной коробке, а не смонтирована в одном корпусе.

Hi-Fi-устройства, предназначенные для выполнения нескольких функций, выпускаются уже довольно давно. Можно вспомнить ЦАП Chord Mojo, одну из первых попыток в этой области. Naim Audio Mu-so обладал гораздо более широкими возможностями и фактически мог работать сам по себе или совместно с моделями на той же стриминг-платформе. У Rega другой подход к этому. Так как компания известна своими Hi-Fi-компонентами, то и ее система «все-в-одном» должна состоять из них. Выбор в качестве источника сигнала проигрывателя винила также не случаен — проигрыватели Rega очень популярны. На разработку и окончательную настойку System One ушло почти два года, что говорит о серьезном подходе компании. Осталось выяснить, к чему привели затраченные усилия.

Спецификация и дизайн

System One состоит из трех различных устройств, каждое из которых доступно и по отдельности. Система поставляется в одной коробке и укомплектована акустическими кабелями (проигрыватель имеет несъемный соединительный провод).

Planar One является самой доступной по цене моделью среди проигрывателей винила Rega. В целом он построен на основе тех же базовых принципов, что и могучий Planar 10, но у него есть и существенные отличия. Самое основное состоит в снижении общей массы конструкции проигрывателя. У Planar 1 есть еще одна общая черта с Planar 10, заключающаяся в том, что его диск не сделан из стекла, как в большинстве остальных моделей компании. В то время как у Planar 10 опорный диск керамический, в модели Planar 1 он выполнен из реактопластичного композиционного полимера. Он не так красив, как стеклянный, но хорошо работает в качестве опоры для пластинки благодаря жесткости и значительному весу.

Тонарм RB110 и картридж Carbon созданы для совместной работы, что дает System One дополнительное преимущество. Тонарм не требует регулировки антискейтинга, так как уже полностью настроен для данного звукоснимателя. Здесь даже имеется предварительно установленное резиновое кольцо, при упоре в который противовеса получится правильная прижимная сила в 2 грамма. Это означает, что вы можете вытащить Planar 1 из коробки и собрать его для прослушивания пластинок, вообще не используя измерительные приборы, и очень быстро.

Причина, по которой для данной системы была выбрана модель Planar 1, а не Planar 1 Plus, заключается в том, что входящий в System One интегральный усилитель Rega Io имеет встроенный фонокорректор. работает в классе A/B, а его корпус выполнен из металла. Он развивает выходную мощность 2 х 30 Вт при сопротивлении нагрузки 8 Ом, оснащен двумя линейными входами (в дополнение к Phono) и занимает на столе места не больше, чем лист формата А4.

Однако назвать минималистичным усилителем нельзя. Аппарат оснащен пультом дистанционного управления и имеет выход на наушники. Да, этот усилитель маленький, но игрушечным он не выглядит. Аппарат имеет только необходимый набор функций, но именно по этой причине он отлично подходит для ежедневного использования.

Также в систему System One входят колонки Kyte, которые являются новинкой в каталоге Rega. Они интересны уже потому, что потребовали от инженеров компании умения сделать качественные колонки (отвечающие философии Rega), но за очень скромную стоимость. На самом деле, если вы решите сконструировать Hi-Fi-акустику в Великобритании, используя корпус из MDF, с качеством конструкции и отделки уровня Rega, добавите в него динамики и кроссовер, то в рамках бюджета данной системы ничего не получится. Поэтому Rega отказалась от привычных технологий и выполнила корпуса колонок Kyte из реактопластичного композиционного полимера. А почему бы и нет? Этот материал позволяет получить прочную структуру, колонкам легко можно придать привлекательный внешний вид, а стоить такой корпус будет заметно меньше, чем изготовленный из MDF. Конечно, подобный материал требует и освоения новых технологий, но Rega пошла на это.

В результате получилась довольно необычная акустика, по крайней мере, в данной ценовой категории. Корпуса Kyte представляют собой монолит из полимера, за исключением деревянной передней панели, к которой прикреплены динамики. Корпус сужается к задней части, что, с учетом его литой структуры, достигается довольно просто. Внутри имеется крестообразная стяжка для гашения вибраций. Сзади находятся выходное отверстие фазоинвертора и пара клемм для подключения к усилителю. Так как все стенки корпуса колонки наклонные, при размещении ее на плоской поверхности передняя панель будет направлена под углом вверх. Поэтому Rega комплектует колонки парой подставок, которые крепятся к задней панели и выравнивают положение Kyte.

В акустике установлены 125-миллиметровый НЧ-динамик MX125 с диффузором из пропитанной бумаги и твитер ZRR с мягким куполом. Твитер нагружен на обрезанный внутренний конус и имеет специальное оформление для устранение искажений из-за переотражений звуковых волн. Это также проверенное временем фирменное решение. Сопротивление колонок составляет 6 Ом, а чувствительность — 89 дБ. Частотная характеристика не указана, но это компактная полочная колонка, поэтому в комнате можно ожидать басы со значения в 40 Гц.

Получившая система обладает двумя важными особенностями. Во-первых, она выглядит и ощущается как система Rega. С Planar 1 и это не так уж удивительно, но в случае с Kyte, которые внешне не слишком похожи на акустику Rega, это тоже работает. Я думаю, это происходит потому, что, как и в большинстве доступных моделей Rega, в этой акустике нет ничего лишнего. Именно это отсутствие «украшений» способствует тому, что Kyte выглядят превосходно и в то же время полностью узнаваемо.

Во-вторых, вся система не выглядит дешевой или собранной случайным образом. Она продуманная, качественно исполненная, удобная в использовании и будет отлично смотреться в гостиной. У Planar 1 есть защитная крышка, и, хотя у Kyte нет решеток, собственная защита твитера должна обеспечивать его безопасность в мире с детьми и домашними животными.

И наконец – очевидное. Сама по себе эта система воспроизводит только пластинки, и для множества людей, читающих это, это не будет иметь большого смысла. Однако важно подчеркнуть, что добавление цифрового источника в System One не является проблемой и в настоящее время может быть выполнено без больших затрат.

Как проходило тестирование System One

Компоненты системы Rega были размещены на стойке Quadraspire QAVX (электроника) и подставках Soundstyle Z60 (колонки). Электроника была запитана от сетевого фильтра IsoTek Evo3 Corvus, и я не использовал входящие в комплект акустические кабели, потому что у меня есть два готовых кабеля LeylineX компании Chord. В обоих случаях я не верю, что будут существенные различия в звуке, просто мне было проще использовать готовые подключения. Затем я начал добавлять и удалять компоненты системы, о чем расскажу позже. Используемый музыкальный материал в основном был представлен на виниле, хотя использовались и файлы FLAC и AIFF, а также сервисы Tidal и Qobuz (как именно, читайте дальше).

Качество звучания

Я предполагаю, что многие из вас думают, что я собираюсь показать, насколько модернизируема эта система, и лишь немного сказать о том, какая она сама по себе. Да, апгрейд System One возможен и интересен, но в первую очередь это именно стартовый комплект меломана. В сочетании друг с другом эти три компонента дают концентрированную дозу настоящего британского Hi-Fi. Звучание The Prayer от Bloc Party через него великолепное и бодрящее. Planar 1 представляет собой законченное и очень правильное решение для плавного течения музыки. Звучание очень увлекательное и в какой-то момент вы осознаете, что именно так и хотите слушать музыку.

Здесь важно то, что все три компонента полностью согласованы между собой. — недорогой компактный усилитель, но у него такой же тональный баланс и точная передача ритма, что и у проигрывателя Planar One. Это забавно в том смысле, что сравнимые по цене однокомпонентные системы не способны на такое увлекательное звучание. В System One нет ни DSP, ни какой-либо хитрой обработки, и хотя я не хочу показаться ретроградом в стиле «раньше было лучше», это замечательно, и данная система звучит просто здорово.

Kyte в полной мере передает характер остальных компонентов. Я бы пошел дальше и сказал, что это одна из самых необычных доступных по цене колонок, которые я слушал за последнее время. Здесь есть все: детализированные и утонченные верхние частоты, достойный тональный баланс и хотя и не слишком масштабная, но хорошо проработанная звуковая сцена. Басы, конечно, не сейсмические, но на паре надежных подставок вполне достаточные для большинства музыкальных жанров. Kyte в чем-то напоминают мои собственные Acoustic Energy AE1. Они также вызывают желание кивать головой и притаптывать в такт с музыкой. При этом Kyte являются гораздо более легкими в нагрузке и имеют более комфортный общий характер звука, чем AE1. Слушая Ode to the Big Sea с его причудливым и сложным ритмическим рисунком на System One, вы испытываете то, что с трудом удавалось на значительно более дорогих системах, побывавших у меня на тестировании.

Rega System One не только позволяет вам оценивать качество записи, но и наслаждаться звучанием музыки. Я затрудняюсь назвать систему из любых компонентов сравнимой общей стоимости, которая была бы способна на такое. Не менее важно то, что большая часть (не все, но большая часть) этой же способности сохраняется, когда Io и Kytes используются с цифровым источником. Я тестировал System One как с iFi ZEN DAC MkII , так и с Cambridge Audio DacMagic 200M , и та же великолепная энергия наполняла звучание музыки. И я подозреваю, что добавление, например, Rotel CD11 Tribute в этот комплект дало бы превосходный результат.

И теперь о возможном апгрейде этой системы. Когда придет время, вы можете, например, установить на Planar 1 звукосниматель Audio Technica серии VM95, или выполнить другую его модернизацию. Вы можете поменять его на Planar 3 или даже Planar 6, и усилитель Io с колонками Kytes позволят услышать повышение качества звука. Ради интереса я даже использовал в этой системе Planar 10 с картриджем Vertere Sabre. И снова услышал изменения в звуке. Раскрылся ли потенциал этого проигрывателя? Конечно, нет. Но это была очень смелая попытка.

На самом деле, опыт тестирования System One позволяет мне сделать следующее смелое заявление. Вы можете заменить любую из трех составных частей комплекта компонентом, который стоит в несколько раз больше, и общее качество звука заметно возрастет. Я поставил Q Acoustics Concept 30 вместо Kytes, и результат был великолепным. Усилитель с функцией стриминга Roksan Attessa вместо дал чуть менее впечатляющий результат, а о возможном использовании в системе проигрывателя Planar 3 мы уже говорили. Такую гибкость в использовании не обеспечит ни одна однокомпонентная система.

Заключение

Скорее всего не будет большим сюрпризом, если я сообщу, что System One представляет собой очень выгодное приобретение. Это настоящий Hi-Fi-комплект, который теперь вы можете приобрести «в одной коробке». Система проста в установке и подключении, и это настоящая Rega, и по звуку, и по внешнему виду.

То, что меломаны получат с приобретением System One, является мгновенным результатом в моем поиске и построении Hi-Fi-систем в течение 20 лет. Да, я могу себе сегодня позволить (и использую) компоненты более высокого класса. Но я завидую тем, кто может начать свой путь в Hi-Fi сразу с System One. На сегодня это, бесспорно, «Лучшая покупка».

Вердикт

Rega System One — одна из самых приятных вещей, которые я тестировал за очень долгое время. Эта небольшая, но отлично продуманная модель обладает всем, что должно быть в настоящей Hi-Fi-системе. Это отличное и необременительное приобретение, и я не сомневаюсь, что Rega System One станет бестселлером на рынке.

Понравилось

Невероятное для такой цены качество звучания

Высокое качество изготовления

Хороший набор функций, есть возможность апгрейда

Не понравилось

Нет цифрового источника

Оценки: Качество сборки: 9 Подключения: 9 Простота использования: 9 Качество звука: 9 Функции: 8 Качество/цена: 10 Вердикт: 9

Оригинал статьи здесь.

При подготовке обзора использовались материалы с www.avforums.com (перевод с английского — hifiNews.RU) Оригинал: https://www.avforums.com/reviews/rega-system-one-review.19438

25.01.2022, Николай Сергеев

Портал www.hifinews.ru

Определение бюджета

Создание системы Hi-Fi не всегда должно обходиться очень дорого.

Конечно, при желании можно потратить хоть миллионы.

Но если же вы хотите сэкономить, нужно сначала посмотреть, какие компоненты у вас дома уже есть. Вы можете использовать в качестве источника смартфон, ноутбук, телевизор. Они способны подключаться к беспроводным колонкам компаний вроде Sonos, Bowers & Wilkins, Harman Kardon.

Если вы нашли у себя проигрыватель виниловых пластинок, проверьте его на наличие встроенного фонокорректора и усилителя. Если они есть, вы сможете сэкономить на покупке внешних. Также можно сэкономить, если купить устройство «всё в одном» вроде Onkyo TX-8270. К нему останется добавить только колонки.

Onkyo TX-8270

Какое бы сочетание источника, усилителя и колонок вы не выбрали, нужно настраиваться на реалистичный бюджет. В любой момент вы можете добавить к системе новые компоненты, если захотите повысить её качество.

Древности: второй подход к VHS, Hi-Fi Stereo и мыльное видео

2020 год. Качество видеоматериала последние лет пять настолько высокое, что кажется, будто круче уже и не надо. На подходе формат 8К, 32 миллиона пикселей в каждом кадре, уже можно купить подходящий монитор или ТВ, но маловато контента. Лет через пять я куплю новый смартфон, сделаю 8К-видео-селфи, и во всей красе рассмотрю пачку новых морщин, седые волосы и помятые текстуры лица. По мере взросления ты нагоняешь прогресс, какое-то время движешься по рельсам жизни вровень с ним, а затем отстаешь: здоровье уже не то, эмоции потускнели, сила привычки берет свое. Все чаще в ответ на любую новинку, технического или культурного плана, ты ворчишь: напридумывали там, зачем, разбрасываются на фигню, а вот в наше время

… Так вот, в
наше время
кино смотрели не на компьютере. Не было ютюба, ценность движущихся картинок была выше — это же еще надо добыть видеокассету.


Дневник коллекционера старых железок я веду в Телеграмме.

В начале был телевизор

Все началось с того, что в апреле 2022 года я купил ЭЛТ-телевизор. Ну как купил, забрал бесплатно у желающего освободить пространство владельца. Это был такой момент в моем ретрохобби, когда ты сначала что-то делаешь, а потом об этом жалеешь: 28-дюймовый широкоформатный Sony был совершенно неподъемным. Но раз так вышло, придется покупать и видеомагнитофон, и не только. Да, я уже имел представление о «качестве» VHS, и даже наглядно сравнил его с DVD и 4К в предыдущей статье по теме. Мне стало интересно, почему видеокассеты — такие?
Где-то в глубине специализированных знаний это сводится к параметрам, похожим на таковые у аудиокассеты: соотношение сигнала и шума, допустимый диапазон частот, разнообразные помехи в процессе магнитной записи. Корректно все это обосновать, а тем более измерить не на глаз, а по приборам — пока такое остается за пределами моих возможностей. Но можно провести эксперимент.


Фото выше сделано на современную цифровую фотокамеру и обрезано до соотношения сторон 4 к 3. Вертикальное разрешение я привел к стандарту 4К — 2160 пикселей. В начале двухтысячных я купил первую компьютерную видеокарту с ТВ-выходом и еще тогда удивлялся, насколько унылое получается изображение на телевизоре, по сравнению с монитором. Хотя вроде и там, и там на тот момент была похожая электронно-лучевая трубка.

Действительно мониторы тех лет получали изображение с компьютера в аналоговом виде, но тип подключения был компонентным

: по отдельным проводам передавались красные, зеленые и синие компоненты видеосигнала, плюс синхронизация. Это обеспечивало высокое разрешение и достойное качество изображения. Даже сейчас ЖК-мониторы с подключением через VGA дают картинку немногим хуже DVI и HDMI. Бытовые телевизоры работали с
композитным
сигналом: он передается по одной паре проводов, и содержит две наложенных друг на друга составляющие: яркость и цвет. Формат видеосигнала соответствует стандарту аналогового телевещания, и давайте сегодня даже не будем вспоминать про то, что этих стандартов было много.
Не стоит лезть в эту тему
.


Остановимся на стандарте PAL: он обеспечивал передачу 625 строк изображения, из них 576 видимых. Возьмем наше эталонное фото, уменьшим до разрешения 768×576 и запишем на DVD с максимальным битрейтом. На фото выше — захват композитного видеосигнала с DVD-плеера. Это наш исходник для VHS. Я хотел показать, что прежде чем наслаждаться качеством видеомагнитофона, нужно понимать, что и на входе в него был вовсе не идеал по нынешним временам. Из теоретических 576 ТВ-линий реальное разрешение композитного сигнала составляет 400, после записи на VHS оно падает до 200-250.


Записываем картинку на VHS, воспроизводим и оцифровываем обратно с помощью DVD-рекордера (слева — композитный выход с DVD, справа — VHS). Параметры сигнала на магнитной ленте те же, что и для входящего видеосигнала: 625 строк, 50 полукадров в секунду. Уменьшается полоса пропускания, эквивалент «разрешения» для аналогового сигнала. В композитном исходнике полоса пропускания — 5 мегагерц, на VHS — 3 мегагерца. Количество строк не меняется, но, как видно на картинке выше, страдает четкость изображения, а больше всего — передача цвета. Добавим к этому традиционные последствия записи на магнитную ленту: больше шума, проникновение помех из соседнего кадра. Получим теплое ламповое изображение.

Финальное сравнение (


). Справа — настоящее время. Слева — то, как мы смотрели видео 30 лет назад. VHS никогда не был лучшим носителем композитного видео. Даже если забыть про профессиональную аппаратуру, существовали и потребительские форматы с куда более достойными характеристиками. Но VHS был дешев и удобен в использовании, а это очень часто оказывается важнее, чем «качество». Впрочем, выбирая видеомагнитофон к себе в коллекцию, я хотел подобраться поближе к тем временам, когда VHS стоил дороже автомобиля.

Когда видеомагнитофоны были большими

Если уж покупать видеомагнитофон в 2022 году, то надо брать лучший. Технологии домашнего видео на VHS развивались вплоть до появления DVD в 1996 году, но мне категорически не нравится внешний вид той «поздней» техники. Приведу фото аппарата из предыдущей статьи. Он вообще из начала нулевых, но тенденция понятная:


Скучно, просто, нет экрана. Окей, возьмем что-нибудь из второй половины девяностых:


Фото отсюда. Чуть получше, но все равно не то. Хочется праздника, а тут его нет, какие-то серые будни. Даже нельзя сказать, что VHS-устройства пережили упрощение — можно найти начиненный фичами аппарат эпохи заката. Возможно я просто не фанат дизайна девяностых. Нужно забираться дальше в прошлое, но возникает другой риск: чем старше аппарат, тем больше шансов, что он сломан. Тем меньше устройств в приличном состоянии. Тем больше некомплектного, протухшего за годы хранения в сарае хлама. Вероятность получить неработающий кирпич серьезно повышается.


А купил я в итоге магнитофон Sony SLV-815. Топовую модель 1991 года, аппарат с бомбическим дизайном, с деревянными панельками по бокам и по-максимуму начиненный фичами. Серьезный видеомагнитофон для монтажа видео, сделанный так, чтобы хорошо смотреться в стойке с Hi-Fi.


Видеомагнитофон продавался с пометкой «estate», как правило это означает, что первого владельца с нами больше нет, а за распродажу вещей отвечает наемный менеджер, который ничего проверять не будет. Отсюда два вывода: внешнее состояние скорее всего будет хорошее, а насчет работоспособности придется сыграть в ebay-лотерею.


Так и вышло. Обнадеживала наклейка сервисного центра Sony, намекающая на обслуживание или ремонт в апреле 2002 года. Внешне аппарат выглядит новым, экран — рабочий, только заметно потускнели сегменты, горящие постоянно (часы). К моему глубокому удовлетворению, видеомагнитофон заработал почти сразу, хоть и не с первой попытки, но со второй.


Только при воспроизведении хорошо слышен хруст шестерней — смазать бы. Магнитофоны этой эпохи страдают от перелома пластмассовых элементов механизма, высохших конденсаторов, упиленных голов (если использовался постоянно). И еще они попросту сложные, требующие при восстановлении определенного опыта и квалификации. Чем этот магнитофон хорош? Какие вообще были важные критерии выбора VHS в те времена? Кое-что сейчас вообще не актуально, например гибкое программирование записи на год вперед. Базовое разделение видеотехники было такое: полноценный видеомагнитофон (оснащен собственным ТВ-приемником, может записывать телепрограммы в режиме реального времени и по расписанию), видеоплеер (только воспроизводит кассеты) и пишущий видеоплеер (может записывать, но не оснащен тюнером — им должен работать телевизор, нет программирования записи).


А что тут еще есть? Возможности редактирования. На панели есть энкодер с вращающейся центральной частью и поворотным кольцом — почти как в профессиональной технике. С его помощью можно с разной скоростью контролировать видеозапись, в режиме медленной перемотки или покадрово. Точно выставить ленту на нужное место и включить запись, с бесшовным переходом между фрагментами. Можно наложить на видео другую звуковую дорожку. Или даже подключить микрофон и добавить к записи похода в баню режиссерский комментарий.


Магнитофон оснащен интерфейсом LANC для взаимодействия с другими устройствами. Например, он может подавать команду на включение спутникового ресивера и переключать его на нужный канал. Либо можно купить специальный монтажный пульт, как на картинке выше, и одновременно рулить двумя видеомагнитофонами (или магнитофоном и камерой). Да, этот аппарат можно контролировать с помощью Arduino.


В общем, получается довольно функциональная, хоть и потребительская штука для небедного энтузиаста. Для монтажа видео с видеокамеры, креативной записи и редактирования с ТВ или другого источника. Добавлю к описанию фич еще пару интересных находок. Это система Video Programming System — более древняя реализация стандарта PDC. Как минимум на европейском телевидении передавались кодовые сигналы начала трансляции. Видеомагнитофон умел их принимать и подстраивать расписание так, чтобы не записывать кусок предыдущей передачи или следующей.


Еще один термин конца восьмидесятых — Simulcast. Это когда трансляция телепередачи по ТВ сопровождается синхронизированной передачей стереозвука по радио на FM-частотах. Для этого случая в SLV-815 предусмотрен специальный режим: видео пишем с эфира, а звук — с внешнего радиоприемника.

Экранное меню в 1991 году было еще в новинку. Рекламный слоган «Digital Picture» в SLV-815 относится к нему, цифровой обработки изображения тут нет. Но есть режим «картинка в картинке» (смотрим видеокассету, следим за ТВ, когда там начнется нужная передача). В экранное меню убрана настройка телеканалов и пара полезных функций: «перемотать кассету на начало и выбросить» (для сдачи в прокат), «перемотать на нулевую отметку счетчика» и так далее. Кроме того, как и требуется от функционального видеомагнитофона, этот Sony умеет предсказывать остаток ленты. Все это очень круто, но мыльноватый VHS ретроэкспириенс был бы не полон без еще одного неизбежного аксессуара.

Царь-пульт


Он огромный! Созданный для энтузиастов, пульт управления обеспечивает контроль над всеми функциями видеомагнитофона. А если вам этого кажется мало, достаточно поднять крышку. Кажется, тут есть кнопка для всего.


Значительная часть пульта отведена под программирование записи. Для этого же предусмотрен ЖК-дисплей: задавать интервалы начала и окончания записи можно прямо на пульте, а потом передавать на видеомагнитофон одним нажатием. Разобраться во всех этих фичах без инструкции невозможно, хотя мне много и не требовалось — установить на видеомагнитофоне правильное время.


Я конечно разобрался, как это делать, но не сильно помогло. Дата на пульте выставляется максимально кривым способом: «перемоткой» по дням начиная с января 1991 года. Причем календарь ограничен сверху 2006 годом — видимо разработчики посчитали, что через 15 лет никто этим аппаратом пользоваться уже не будет. Не угадали!
Пульт расчитан на работу в сложной дорогой домашней системе. С его помощью вы можете управлять тремя видеомагнитофонами одновременно, и включать-выключать телевизор. По факту он красив, но неудобен: чаще всего я пользуюсь пультом от телевизора. Он поменьше и позволяет управлять базовыми фичами магнитофона.

Hi-Fi Stereo и посрамление бобин


В предыдущем обзоре видеотехники режим Hi-Fi Stereo я лишь упомянул, а теперь решил изучить его внимательнее. Стандарт VHS предусматривал запись звука на отдельную монофоническую дорожку, с использованием стационарной головки. Соответственно, качество звука зависело от скорости протягивания ленты, а она в VHS мала — 2,339 сантиметра в секунду, в два раза меньше, чем у аудиокассеты. В 1984 году придумали другой способ: записывать звук с помощью двух дополнительных головок на вращающемся барабане, так же, как видео.
Это было непростой задачей, так как дорожки с видео расположены максимально плотно. Сделали так: звук пишется на ленту до видео. Видеосигнал частично стирает звуковые дорожки, но из-за различия в азимуте головок и мощности сигнала, звук можно прочитать и декодировать. А он именно что закодирован: с помощью частотной модуляции аналоговый сигнал «загнан» в область частот около одного мегагерца, для снижения помех от цветовой и яркостной составляющей видео. Распределение частот с использованием VHS Hi-Fi показано на графике выше.


Несмотря на все эти манипуляции, аудиосигнал в режиме Hi-Fi Stereo остается аналоговым. А вот его параметры серьезно повышаются. А раз так, хочется их как-то объективно измерить. Получилось это не сразу: видеомагнитофон не дружит с десктопом, принимая от него массу помех (и кажется, не любит наличия поблизости импульсных блоков питания). Пришлось измерить с помощью ноутбука, работающего от батареек.


Слева направо: VHS Hi-Fi, стандартная аудиодорожка, она же в режиме LP, и для сравнения — аудиокассета первого типа и современный цифровой аудиоплеер, служивший источником для всех тестов. Hi-Fi трек показывает результат как минимум не хуже очень хорошего катушечного магнитофона на 19-й или 38-й скорости. Теоретический динамический диапазон стандарта — 80дБ или лучше. На практике у меня получилось 77дБ, и учитывая возраст аппарата это достойно. На традиционной магнитной ленте такой результат возможен только с системой шумопонижения. Но главное — ровная амплитудно-частотная характеристика и низкий уровень искажений. Кстати, а ограничена ли у видеомагнитофона АЧХ? Что если подать на него тестовый сигнал в диапазоне до 48 килогерц?


Вообще не ограничена — в пределах обычных плюс-минус 3дБ верхняя граница АЧХ заканчивается почти ровно на 30 килогерцах. Можно записывать звук высокой четкости, если кому-то вдруг придет такое в голову. Получается, VHS Hi-Fi — лучший (и последний) носитель теплого лампового звука на магнитной ленте? Нууу почти. Проблема в том, что запись аудио происходит кусками по 1/50 секунды. Малейший сбой синхронизации — и появляется ужасно надоедливый треск. На видео выше я привел пример таких характерных искажений. Их просто вызвать искусственно, достаточно «сбить» синхронизацию сигнала ручной регулировкой. Но иногда они появляются и сами по себе: дефекты ленты, изношенность механизма, бури на Марсе. Уж лучше кассета, но без этих артефактов. В восьмидесятые и девяностые VHS Hi-Fi был привлекательной темой для меломанов и аудиофилов. Характеристики звука никак не меняются даже при переходе на более низкую скорость записи LP. Можно записать на трехчасовую кассету шесть часов музыки. Если даже удастся избежать помех, это не очень удобно. Формат получается строго стационарный. Навигация затруднена, хотя видеомагнитофон умеет ставить маркеры и перемещаться между ними. В общем, не совсем мой выбор.

Зато VHS Hi-Fi серьезно улучшает впечатление от просмотра фильмов на видеокассетах. Да, картинка слегка нечеткая, но звук в порядке, ничем не хуже цифрового саундтрека. На видео выше я записал сравнение VHS Hi-Fi со стандартной дорожкой в режимах SP и LP. В первом случае — достойный звук без претензий. Стандартное аудио — монофоническое (некоторые модели магнитофонов умели записывать туда стерео) и терпимое. Звук в режиме LP больше похож на звучание радиоточки. Записывать винтажные видеоклипы со стереозвуком — одно удовольствие. А еще можно записать кассету с двойной или даже тройной аудиодорожкой. Например, пишем оригинальный звук фильма без перевода на Hi-Fi. Потом отдельно — перевод на стандартный аудиотрек. В настройках Sony SLV-815 предусмотрена возможность произвольного переключения между аудиотреками, вывода одного из каналов стерео или микширования всего сразу.

Фирменное видео или чего не хватало в детстве


В VHS-реальности начала девяностых я находился на самом дне видеомагнитофонного экспириенса. Видеокассеты у меня были либо самописные (с помехами), либо прокатные (ужасного качества и непонятного происхождения), либо покупные (чуть лучше, но все равно пиратские). Я постарался это исправить, тем более сейчас это вообще не представляет проблем. VHS по-прежнему расценивается большинством людей, как старый ненужный хлам.


Релизов на видео было выпущено очень много, их можно найти бесплатно, с самовывозом, или дешево, или чуть подороже, но запечатанные. Я приобрел несколько кассет из Европы, с оригинальной звуковой дорожкой. Это поздние издания, обычно широкоформатные, в стандартном пластиковом кейсе, или даже коллекционные — в коробке и с красивой полиграфией.


Смотреть на видео театральную версию фильма — спорная идея. Вспомним про разрешение в 200-250 реальных ТВ-линий. Черные полосы широкого формата сожрут треть небольших возможностей формата, на выходе получится картинка, которую грубо можно сравнить с цифровым видео в разрешении 335×100. Поэтому обычный релиз на VHS обрезает изображение по краям, чтобы избавиться от черных полос. Теряется примерно половина театрального кадра. Иногда, правда, бывает наоборот.


Знаменитый кадр из «Дня независимости», известный как ТУЧА ФЗНАМЗОН, представлен во всей своей красе именно в телевизионной версии. В широком формате половина надписи на плохом русском обрезана.


Так как я по ошибке купил сразу два издания первых трех фильмов про Индиану Джонса, я могу сравнить широкоформатное издание и обычное. Они так и продавались: на выбор, смотреть замысел режиссера во всей полноте, но с черными полосами, или без полос, но как повезет. Здесь вы можете заметить, что изображение не занимает всю площадь кадра. Дело в том, что правильный, винтажный ЭЛТ-телевизор ее и не показывает (явление, известное, как overscan).


Мы уже давно привыкли, что современные ТВ и мониторы показывают изображение целиком, с идеальной геометрией. А тогда и картинка на ТВ проецировалась с запасом, и шум от переключения головок в нижней части кадра надо было убрать. Возвращаясь к «строкам» или «ТВ-линиям»: мало того, что разрешение у VHS низкое. Так вы еще часть полезного сигнала просто не увидите. Хочется показать мой новый тридцатилетний видеомагнитофон в работе, но выкладывать фильмы на Ютюб — не очень хорошая идея, даже в научно-исследовательских целях. Одна из кассет в моей коллекции — из видеопроката. Они отличаются наличием трейлером «новых» фильмов в начале. Вот один из трейлеров и покажу. Здесь захват видео произведен другим рекордером, который учитывает феномен overscan и дополнительно обрезает края изображения. По традиции преобразовал исходную картинку в стандарте PAL в формат 4К.


И еще раз посмотрим на кадр из кино. Почти все фильмы сейчас доступны в разрешении FullHD или даже 4К. Еще один способ оценить прогресс за последние три-четыре десятка лет. Адекватен ли формат VHS в 2020 году? Он интересен только если вы, как и я, увлекаетесь ретротехникой. Я невероятно впечатлен и дизайном, и возможностями своего видеомагнитофона. Но и ограничения магнитной видеозаписи не самого высокого качества очевидны. Даже если смотреть приведенные выше примеры видео на телефоне. Скажу так: VHS не надо смотреть на ЖК-дисплеях в принципе. Только ЭЛТ, только хардкор и соответствующее эпохе оборудование. Старый телевизор добавляет к искажениям видеомагнитофона свои, но делает картинку сочной, создает именно то настроение, с которым мы смотрели видео в восьмидесятых и девяностых. Для таких винтажных ощущений, собственно, я и добываю весь этот хлам. Аутентичные фильмы той эпохи, желательно с характерным одноголосым переводом, воспринимаются на VHS прекрасно даже в 2022 году. Видеоклипы восьмидесятых часто записаны в «композитном» качестве изначально, и выглядят мыльными даже после переиздания на цифровых носителях в 4К, как видеоклип выше. Вот это правильный контент, для которого я приобрел правильный набор аппаратов. В отличие от аудиокассет, которые звучат нормально
, винила, что переживает ренессанс, возраст аналогового видео сейчас очень заметен. Возврат к VHS — это сродни покупки «Спектрума» или раннего IBM PC, путешествие в прошлое, заплыв по волнам памяти. Изучение древних артефактов, и заодно попытка разобраться в самом себе. Или просто нелогичный способ достижения душевного комфорта путем построения у себя в кабинете капсулы времени.

Так и живем.

Кабели и другие компоненты

Nordost 2 Blue Heaven

Если у вас проводная система, нужно помнить о необходимости покупать кабели. Высококачественные кабели могут стоить дорого. Но для начала подойдут обычные медные кабели от одного из известных производителей например от QED.

Если вы выбрали полочную акустику, то также следует решить, нужны ли вам стойки под неё, или же вы хотите повесить их на стену.

B&W STAV24 S2 SPEAKER STAND BLACK

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]