Чтобы в полной мере насладиться возможностями своей аудио системы, нужно правильно выбрать кабель для нее. Некачественные модели могут существенно испортить звучание – искажать сигнал, деформировать звук, выдавать посторонние шумы и занижать мощность. Конечно, хорошая модель не сможет улучшить производительность системы, но позволит ей реализовать весь потенциал. На рынке представлено большое количество моделей. Как выбрать наиболее подходящую для вас? Наш обзор подскажет, какие ориентиры помогут не совершить ошибки при выборе. Редакция сайта «Янашла» представляет рейтинг лучших акустических кабелей на 2022 год.
Технические характеристики и конструкция
Обычно, для рассматриваемых кабелей проводящие сердечники выполняют из меди. Данный материал оптимально подходит для целей передачи электрических сигналов, ибо обладает износостойкостью, и он способен точно транслировать разные звуковые частоты. В кабелях стандартно используют техническую медь (подобный вариант очень экономичен), но может использоваться и медь бескислородная, которая обладает улучшенной проводимостью. Самым лучшим вариантом все же считается чистая медь, которая способна создавать отличную звукопередачу.
Иным вариантом металла для изготовления сердечников может служить серебро. Применение серебра имеет крайне небольшие масштабы, в связи с ее высокой стоимостью. Однако, именно серебро отличается превосходной электропроводностью, что полностью гарантирует качество трансляции.
ВАЖНО! Не только от материала сердечника будет обуславливаться качественная работа провода – в этом вопросе не последнюю роль будет играть и изоляция провода. От ее положительных свойств будет зависеть период эксплуатации, а также предрасположенность к передаче посторонних шумов и помех.
Для изоляции акустического шнура применяют либо полипропилен, либо тефлон. Последний материал является предпочтительным, но применяется редко. Большее распространение в качестве материала изоляции имеет поливинилхлорид, но он зачастую уступает по своим характеристика двум вышеуказанным типам материала, а в некоторых случаях может вообще искажать звук.
Конструктивно рассматриваемый объект состоит из одной или нескольких токопроводящих жил, что, в принципе, не влияет на передачу сигнала, но от количества жил будет зависеть его прочность. Таким образом, чем больше в нем жил и чем они тоньше, тем больше эластичность объекта и меньше риск его перелома.
Также, одной из важнейших характеристик рассматриваемых звуковых шнуров является диаметр их сечения. Традиционно этот параметр варьируется в границах от 0,25 до 4 миллиметров квадратных. Подбирать диаметр сечения необходимо исходя из предполагаемых для провода задач. Так, в инструкциях к аудиосистемам, как правило, указана информация о рекомендованном калибре акустического шнура. Если такой информации не имеется, то нужный диаметр сечения требуется просчитать, беря за основу следующие данные: сопротивление материала и мощности усилителя или колонки вкупе с длиной провода. Если диаметр не будет достаточно широким, то уменьшиться его способность транслировать весь диапазон частот, что явно скажется на звучании. Однако, чем больше жил в проводе и чем больше его диаметр, тем выше его стоимость.
Аудиокабели
Первый кабель показан на рисунке 1. Это очень дешёвый, но приличный кабель сечением 2,5 мм2 и стоимостью порядка 2…3 доллара за метр. Кабель такого сечения рекомендуется использовать, если расстояние от усилителя до колонок составляет 3…5 метров. Особенно для низкоомных колонок. Этот кабель аналогичен «обычному» кабелю, исследованному в прошлый раз.
Название кабеля на графиках – «2,5 мм2».
Рис. 1.
Второй кабель немного более красивый. Его проводники изготовлены из свитых пучков обычной и лужённой меди, что довольно красиво, рис. 2. И изоляция кабеля тоже более «благородная» — квадратного сечения. И надписи на кабеле: OFC и Hi-Fi. Оно понятно, что написать можно всё, что угодно, но покупателю приятно. Технически такая конструкция кабеля не имеет никаких преимуществ. Кабель такого сечения рекомендуется использовать, если расстояние от усилителя до колонок составляет не более 3 метров.
Стоимость такого кабеля порядка 1,5…2 доллара за метр, так что это тоже обычный дешёвый акустический кабель.
Название кабеля на графиках – «1,5 мм2».
Рис. 2.
Третий кабель (рис. 3) ещё красивее, тем более, что он монстр! По крайней мере так написано на самом кабеле — MONSTER. В этом кабеле приняты меры для снижения поверхностного эффекта. Центром кабеля является тонкий (порядка 1мм) полиэтиленовый стержень, а поверх него расположены обычные медные проводники, рис. 4. Таким образом, из центральной области кабеля, «где ток не течёт», медь удалена и перенесена в наружный слой, где течёт максимальный ток.
Название кабеля на графиках – «Low skin».
Рис. 3.
Рис. 4.
Этот кабель принимал участие в предыдущем тестировании кабелей, и действительно, скин-эффект в нём немного меньше, чем в обычных кабелях.
Четвёртый кабель со сниженной индуктивностью. Принцип его конструкции показан на рисунке 5. Это четыре кабеля сечением 0,75 мм2 сложенные вместе таким образом, чтобы прямые проводники (на рисунке 5 красные) одного кабеля были расположены над обратными проводниками другого кабеля (на рисунке 5 синие). При таком взаимном расположении проводов, создаваемые ими магнитные поля вычитаются и компенсируются. В результате суммарное магнитное поле всего вот такого сложного кабеля уменьшается, значит, уменьшается и его индуктивность.
Рис. 5.
Поскольку такой кабель собран из проводников небольшого сечения, то вместе с индуктивностью в нём снижен скин-эффект. Внешний вид кабеля показан на рисунке 6. Этот кабель также принимал участие в предыдущем исследовании.
Название кабеля на графиках – «Low L».
Рис. 6.
Разновидности акустических кабелей
По общему правилу, они могут подразделяться на одинарные (монолитные) и многожильные. Далее разделение происходит на три основных типа:
- Пучкообразные – самый плохой вариант для трансляции звука, ибо жилы в таком проводе размещаются неровно, а это оказывает существенное влияние на качество звучания. Тем более, что пучкообразное строение шнура слабо подавляет посторонние шумы.
- Концентрические – в таком проводе жилы внутри размещаются равномерно. Подобные варианты имеют постоянное сечение по всей длине, что говорит о высоком качестве передачи звука.
- Веревочные – данные провода, по сути, представляют собой усовершенствованную модель концентрических. Их строение подразумевает геометрические правильное переплетение жил внутри, что говорит о расширенных показателях эластичности.
Компенсация проникновения каналов
Можно ли исправить ситуацию без замены провода? Да, безусловно. И это может быть актуально для случаев:
- Наличия сопротивления у источника, где например до гнезда наушников идут тонкие дорожки (в смартфонах, Hi-Fi плеерах).
- У наушников несъемный кабель, наушники неразборные и нет желания терять гарантию.
Ослабить влияние можно путем добавления последовательно резисторов на провода. В on-line калькуляторе это будет выражаться в увеличении RAmp Out.
Фото с выставки HiFiShow 2022, где демонстрировалось то, о чем этот материал. Переходник с красными резисторами как раз показывал, какое изменение дает увеличение выходного сопротивления усилителя. А второй переходник показывал изменения в звуке при увеличении сопротивления по общему проводу.
Если в связке наушников и источника проникновение каналов в фазе, то надо добавить резистор на общий провод, создав дополнительное смешивание в противофазе.
Если в связке наушников и источника проникновение каналов в противофазе, то надо добавить резистор между сигнальными проводами, добавив смешивание в фазе.
Очень важный момент! Если у источника регулировка громкости аналоговая, то обычно выходное сопротивление усилителя незначительно меняется при разном положении уровня громкости. И этого небольшого изменения достаточно, чтобы компенсация перестала работать.
Таким образом, сделать компенсацию аппаратно через дополнительный переходник можно, но это довольно сложный способ, который потребует поставить не только постоянный резистор, но и еще потребуется подстроечный с постоянной калибровкой. Метод для тех аудиофилов, которые «обязаны страдать» по умолчанию.
А вот программно через foobar2000 со специальными плагинами можно и компенсировать проникновение каналов, и наоборот послушать, как меняется звук с “плохим кабелем”. Об этом ниже.
Факторы, влияющие на звукопередачу
Влияние сопротивления на трансляцию аудио
Данный фактор начинает оказывать влияние на динамику передачи звука в целом, в том случае, когда оно (сопротивление) превышает 5% от полного сопротивления колонок. На формирование сопротивления влияют два параметра:
- Длина акустического кабеля;
- Площадь поперечного сечения.
Стоит отметить, что чем короче шнур для колонок, тем меньше образуется сопротивление. Профессионалы советуют обеспечивать наилучшие условия звучания таким образом, чтобы акустический кабель был как можно короче (везде, где это возможно), но при этом необходимо следить, чтобы усилители (колонки) находились как можно дальше друг от дружки. Отсюда напрашивается вывод, что сопротивление будет пропорционально длине провода, и поэтому при меньшей длине кабеля сопротивление будет минимизироваться. А разносить колонки и усилители подальше друг от друга необходимо для того, чтобы сохранить надлежащий стереоэффект.
ВАЖНО! Все же стоит постараться, чтобы длина проводов к каждой колонке более-менее совпадала между собой, при всей возможной их укороченности. Данным нехитрым способом возможно намного лучше сбалансировать всю систему.
Касательно влияния на сопротивление поперечного сечения – здесь будет работать следующее правило: чем ниже расположен датчик и чем толще провод, тем меньше будет создаваться сопротивление. Главное – не превысить общий порог сопротивления, выдаваемого усилителем (или колонками).
Однокабельное и двухкабельное подключение
Трансляция звука на колонки или усилитель может происходить посредством соединения одним или двумя кабелями. Естественно, что даже колонку, имеющую два выхода для акустических кабелей, возможно подключить и одним кабелем, но двойное подключение считается предпочтительным. Вся суть заключается в том, что двойное подключение позволяет создавать более открытое пространство звука, а его детализация при этом существенно повышается. С другой стороны, подсоединение с помощью единственного кабеля способно создавать более монолитный и органичный именно музыкальный звук. Данное качество однокабельного присоединения может потребоваться в особенных обстоятельствах (например, при трансляции музыки в условиях стесненного пространства).
ВАЖНО! Стоит отметить, что двухкабельное подключение всегда обойдется дороже однокабельного варианта.
Значение направления акустического кабеля для качества передачи
Профессионалы от мира акустики гарантируют, что направленный звук всегда будет иметь лучшее звучание. Это говорит о том, что для получения более качественного направления звука, кабель, его передающий, должен быть проложен в определенном направлении. Поэтому, подключение должно производиться таким способом, чтобы отпечаток направления, указанный на изоляции провода, читался в том же направлении, что и передается сигнал. Указанная схема подключения наилучшим образом повлияет на синхронизацию звука и общую согласованность работы всей собранной аудиосистемы. Практика показывает, что если провод подключен не по направлению прохождения сигнала, то его четкость может снижаться в границах от «незначительной» до «ниже среднего».
«Прогрев» акустического кабеля
Профессионалы утверждают, что новый кабель требуется «прогреть», чтобы добиться от него пика по качеству передаваемого звука. Подобный «прогрев» предполагает работу (естественно, с перерывами) после первоначального подключения не менее 150 часов. По мере «разогрева» будет меняться и качество передаваемых им сигналах, что при сравнении первого включения и последнего возможно заметить попросту сравнив микрофонные записи выдаваемого аудио.
Что такое взаимное проникновение каналов
Спектры сигнала левого канала и подмешенного правого
Параметр взаимного проникновения каналов показывает уровень смешивания каналов, когда звук из левого канала дополнительно воспроизводится в правом канале и наоборот.
Чем меньше проникновение каналов, тем лучше, т.к. это ближе к звучанию исходной записи.
Параметр выражается в децибелах. На графике выше показано, как при воспроизведении левого канала (голубой спектр) сигнал проникает в правый канал (черный спектр). Разница амплитуд в примере составляет 50 дБ (-31 и -81 дБ на 693 Гц). Т.к. параметр показывает разницу, то значение может быть как положительным, так и отрицательным и обозначать ровно одно и то же. Чем цифра, независимо от знака, больше, тем лучше.
Конечный вид графика представляет кривую во всем частотном диапазоне. В технических характеристиках обычно приводят значение для частоты 1 кГц.
Основными названиями этого параметра являются:
- Взаимное проникновение каналов
- Перекрестная помеха
- Crosstalk
Некоторые проводят такой тест с помощью RMAA и звуковой карты. Такие результаты чаще всего неверные. При тестировании тестовый сигнал должен производится одним устройством, а записываться другим устройством и эти устройства должны быть с раздельной землей. При тестировании через звуковую карту, саму на себя, земля является общей и результат будет близок к идеальному. Т.е. “врать” здесь будет не RMAA, а технически некорректно организованный тест.
Работа акустических кабелей с колонками
Надлежащим считается кабель для колонок, который обладает пониженным удельным сопротивлением и имеющий прекрасную электропроводность. Отлично подойдут образцы на базе чистой меди, ведь количество примесей в ней не превышает и 1%. Также, для колонок желательно использовать провода, обмотка коих выполнена из благородных металлов (естественно, стоит такой вариант будет недешево). В случаях, когда колонки используются на большой площади помещения, то сердечник из серебра в проводе станет идеальным решением (тем более, он существенно сократит сопротивление, по сравнению с медью). А вот использовать изделие с оловянным покрытием для работы в просторных помещениях не стоит – он будет плохо транслировать высокочастотные звуки.
Подобрать провод для колонки довольно-таки несложно, произведя необходимые расчеты по шагам:
- Вначале требуется узнать максимально возможное для кабеля сопротивление. Для этого значение сопротивления подключаемой колонки (указывается на ее корпусе) умножается на 0,05.
- Потом надо произвести расчет имеющегося сопротивления, которое выглядит как длина кабеля, умноженная на значение сопротивление материала его изготовления, и поделенная на показатель площади сечения.
- В конце следует сравнить результаты первого и второго действий. Если второй результат превысит первый более, чем на 5%, то такой кабель использовать нельзя.
При возникновении проблем с превышением результата можно попробовать укоротить длину шнура либо придется использовать шнур с большим сечением.
ВАЖНО! Любой аудиошнур, подключаемый к акустическим колонкам, должен обладать гибкостью и эластичностью, его изоляция не должна иметь повреждений, а сам он по всей длине должен быть ровным и округлым.
Подключение к колонкам
Перво-наперво, необходимо убедиться, что все элементы аудиосистемы отключены от электропитания. При подключении шнура к динамикам следует соблюдать полярность, используя для этого цветную маркировку (или обозначения «плюс/минус») на колонках и шнуре. При подключении провода к аудиоколонкам нужно учитывать особенности их коннекторов:
- В пружинные колоночные зажимы вставляются только оголенные провода. Механизм подобных разъемов надежно фиксирует кабель, его легко вынимать/вставлять. Однако, в такой разъем нельзя подключить изделия типа «банан» или «лопатка».
- Для подключения посредством клемм винтового типа возможно использовать все виды штекеров. Для подключения «лопатки» или голых проводов нужно лишь отвинтить гайку и зажать ей разъем. «Двойной и одинарный бананы» можно воткнуть прямо в отверстие клеммы и откручивать гайку не потребуется.
ВАЖНО! Стоит заметить, что подключение в пружинные зажимы именно оголенных проводов является самым эффективным, ибо считается, что такой зажим обеспечит более надежный контакт.
Измерения аудиокабелей
Пример результата измерений показан на рисунке 7. В принципе, можно пользоваться и такими результатами, они достаточно хороши. Но для большего удобства я экспортировал результаты измерений в программу Excel и там строил более удобные и наглядные графики.
Рис. 7.
Измерения проводились в диапазоне от 100 Гц до 100 кГц. Использовать более низкие и более высокие частоты не имеет смысла. Шаг по оси частот был равен 1/6 октавы, что обеспечило отличное разрешение по частоте. На рисунке 8 показан пример графика, построенного по результатам измерений. На графике показаны точки, в которых производилось измерения – их шестьдесят штук. На других графиках такие точки не показаны для большей наглядности графиков.
Рис. 8.
Трудности выбора
При покупке акустического кабеля сначала требуется обратить внимание на внутреннюю жилу, прощупав ее. Если провод показался слишком жестким, то это является поводом для сомнений. Возможно, что жила выполнена не из меди, а из омедненного сплава, показатели проводимости которого оставляют желать лучшего.
ВАЖНО! Продавец может настаивать на том, что омедненный сплав применяется в акустическом кабеле в целях предотвращения возможной коррозии. Однако, такое утверждение является явной маркетинговой уловкой, ведь при надлежащей изоляции акустическому проводу придется находиться ОЧЕНЬ долгое время в условиях повышенной влажности, прежде чем начнутся коррозийные процессы.
В итоге нужно сфокусироваться на следующих моментах при покупке:
- Качественная изоляция шнура не должна прилипать к рукам и оставлять красящих следов. На ощупь изоляция должна быть в меру упругой и мягкой, однако, при этом она обязана соблюдать достаточную прочность и не разламываться при чрезмерном перегибе. Двойная изоляция повысить эксплуатационный срок провода, но и обойдется дороже.
- Цветовая маркировка должна быть легко различимого цвета и оттенка, ибо в противном случае возможно запутаться при подключении, т.к. цвета не будут совпадать с входящими клеммами. Особенно важно это для систем объемного звука, т.к. при неправильном подключении можно «спалить» колонки (а при худшем раскладе – и всю аудиосистему).
- Если приобретается изделие «на отрез», то достойный производитель всегда снабжает свою продукцию метровыми отметками, дабы можно было впоследствии кабель укоротить, обрезав по нужной длине.
- Естественно, что при обнаружении продукции известного бренда по «бросовой» цене, следует поискать его продукцию в открытых источниках и сравнить и внешний вид и технические характеристики с теми, что у найденного дешевого образца.
Статистика
Основываясь на статистических данных измерений более 500 наушников проектом Reference Audio Analyzer можно подвести некоторые итоги.
У большинства внутриканальных наушников сопротивление кабеля составляет от 2 до 3 Ом. При этом в сопротивление кабеля включается и сопротивление штекера 0,5-1 Ом. Менять кабель можно, но без фанатизма и основываясь на собранном субъективном опыте аудиофилов, без шансов, что какой-либо замер покажет однозначный прирост качества.
У большинства полноразмерных наушников сопротивление кабеля варьируется в широких переделах, от 1 до 10 Ом. Здесь при наличии усилителя с низким выходным сопротивлением сопротивление кабеля порой имеет смысл уменьшить, т.к. для низкоомных наушников сопротивление кабеля дополнительно влияет и на громкость – есть шанс облегчить условия работы усилителя.
Правила эксплуатации
Перед первичным присоединением акустического кабеля, необходимо тщательно осмотреть его на предмет целостности, внимательно проверив разъемы, коннекторы, клеммы и изоляцию. Как правило, изготовитель, в процессе эксплуатации своей продукции, советует покупателям следовать простейшим правилам:
- Воспрещается сгибать, сжимать и сильно перекручивать шнур;
- Размещение шнура не должно происходить параллельно сетевым проводам (это запрет касается абсолютно всех устройств и конструкций, имеющих в своем составе ферритные составляющие);
- Окончания провода должны быть полностью скрыты в разъемах;
- Категорически воспрещается объединять «плюсовые» и «минусовые» проводники во избежание возникновения короткого замыкания;
- Если шнур не используется, то его следует вынуть из разъема;
- Контакты провода должны периодически проходить процедуру чистки, дабы избежать возникновения следов окисления на них;
- Для сохранения качественного звучания не следует использовать провода слишком большой длины.
Методы для самостоятельного тестирования
Пошаговые инструкции вынесены в отдельные страницы. На данный момент есть два метода. Наиболее простой и быстрый возможен через программный плеер foobar2000 со специальными плагинами. Второй метод содержит специальные тестовые треки, которые можно воспроизвести на любом устройстве.
foobar2000
Т.к. это версия foobar2000 под Windows, то пользователям других ОС этот метод пока не доступен (но если вы сносно работаете со секвенсорами, то поняв принцип, сможете это сделать на любой ОС. До того, как были сделаны плагины к foobar2000, эксперименты были с секвенсором Ableton Live). Перейти к инструкции и плагинам
Тестовые треки
Второй метод не зависит от ОС и его можно использовать с любым источником воспроизведения, включая Hi-Fi плееры, такие, как младшие FiiO, iBasso или нищебродкий бюджетный Hi-End Walnut. Перейти к инструкции и тестовым трекам
Если foobar2000 не входит в список ваших любимых плееров, свяжитесь с авторами других плееров с просьбой сделать аналогичные плагины. Математика этих плагинов крайне простая и не требует ни патентов, ни лицензий, ни особо глубоких знаний в психоакустике. Важно! Помимо вычисления уровня проникновения каналов с помощью плагина crosstalk, можно как компенсировать проникновение каналов, так и послушать:
- А что даст улучшение провода?
- А как вообще звучит это самое проникновение каналов? Как оно соотносится с численными значениями в дБ?
Вместо эпилога
Проведенным анализом рынка рассматриваемых материалов установлено, что его состав отнюдь не является однородным, а градации на нем, как таковой, не существует. В принципе, все акустические кабели возможно поделить на «бюджетные» и «сверхдорогие». Среднего звена просто не существует. Такая ситуация связана с тем, что с применением дорогостоящих материалов (благородных металлов) в конструкции, цена на эти товары подскакивает просто в несколько сот раз. Однако, как раз таки, с помощью таких благородных составляющих, возможно добиться максимального качества звучания. Вызывает некоторую жалость тот факт, что отечественный производитель на данном рынке практически не представлен (по крайне мере, такая продукция среди популярных материалов попросту отсутствует).
Начало
Я уже писал статью про скин-эффект: Скин-эффект в аудио кабеле. Что это такое, откуда он берётся и почему нам не нужно бояться скин-эффекта в аудиокабелях. Также я измерил реальный скин-эффект на некоторых аудиокабелях. Результаты измерений приведены в статье Реальный скин-эффект в кабелях. Они подтвердили теорию: скин-эффект в аудиокабелях практически не проявляется, и его опасаться нет смысла. Борьба со скин-эффектом также не имеет смысла.
Главным врагом аудиокабеля является его индуктивность. Именно рост индуктивного сопротивления с частотой может привести к повышенному затуханию сигнала в аудиокабеле на высоких частотах. Поэтому имеет смысл изготовлять кабели не со сниженным скин-эффектом, а со сниженной индуктивностью. Хотя на самом деле производители делают не то, что выгодно нам – покупателям, а то, что выгодно им – производителям. А потом при помощи маркетинга и рекламы убеждают нас покупать именно эту продукцию.
В статьях, приведённых по ссылкам выше, реальные измерения выполнялись только на нескольких частотах, что снижало наглядность результатов. Недавно мне в руки попало измерительное оборудование, на котором было возможно измерить свойства аудиокабеля на различных частотах. Поэтому я выбрал четыре наиболее характерных аудиокабеля, и измерил их свойства. Два из этих кабелей участвовали и в предыдущих измерениях, так что можно сравнить результаты экспериментов. Ещё один кабель очень похож на тот, что использовался прошлый раз. Так что эти мои измерения можно считать дополнением предыдущих.
Все кабели медные и предназначенные для аудио.
Никакой эзотерики
Кстати, еще стоит сказать, что QED много пишет о том, как их инженеры понимают влияние кабелей, почему выбирают определенные конструкции. И во всем этом лично я никакой сумасшедшей эзотерики не вижу, вполне приличный технический подход. Впрочем, эзотерика тоже иногда играет, но это уже другая история, не про QED.
Методологически тест я выстроил достаточно просто — одна хорошо знакомая система с приличной (и тоже знакомой) кабельной обвязкой и несколько попеременных прослушиваний QED «под протокол». А на случай возникновения потребности еще что-нибудь с чем-нибудь сравнить — некоторый запас самых разных кабелей у меня всегда найдется.
Разъемы QED Supremus Airloc
В качестве некоторого обобщения скажу, процесс приработки, что у XT25, что у Supremus ничем выдающимся не отличается. Звук немного поплавал туда-сюда, немного раскрылся. Но не было такого, что там первые 200 часов слушать невозможно. Из того, что было в начале, но ушло в процессе, отмечу резкость и легкую синтетичность.
Приподнятость QED XT25
Сначала расскажу о том, как показала себя младшая модель. Звук чуть светлый, со слегка приподнятой средневерхней частью диапазона. Впрочем, без подчеркнутой резкости. Подача чистая, рельефная, аккуратная. Вроде бы и приподнятость-радостность есть, но вместе с тем присутствует и аккуратность. Бас умеренной глубины, чуть форсированный, но не раздутый. Вообще, по нижнему диапазону есть некое чувство основы, как будто какая-то подведенная черта. Проработка баса в нюансах слегка поверхностная, возможно, чуть формальная, но без каши и без ощущения запаздывания. Серединка относительно ровная, более прозрачная, чем можно было ожидать. Выше, как я уже говорил, ощущается некоторая приподнятость, однако совершенно не выходящая за рамки приличий — сделать именно резкий или назойливый звук у кабеля не получилось ни в каких условиях.
QED Supremus Airloc. На фото видно и внутреннее устройство, и то место, где кабель запрессован в разъеме
Детальность не запредельная, но уровень точно лучше ожидаемого. Выражается это примерно так: до определенного предела все хорошо слышно, а потом (по малозаметным нюансам, деталям и полутонам) обнаруживается как будто достаточно резкий спад. Динамика очень неплоха, лучше ожидаемого. Заметить некоторую потерю стройности и растерянность звука можно только на сложных симфонических записях, да и то не в такой мере, чтобы это было сверхкритично.
В целом звук как будто старается быть правильным, честным, аккуратным, но не зажатым, а скорее открытым. В нем можно найти, вероятно, светлый характер, но не кричащий, а скорее спокойный матово-округлый.
Сцена получилась с неплохой глубиной, но менее широкой, чем в случае с контрольной кабельной обвязкой. Воздух присутствует, но его не очень много, хотя эшелонизация образов сцены нормальная, только прорисовка контуров не очень отчетливая.
QED Supremus
В целом у XT25 все получилось очень неплохо. Я взял кое-какие кабели, случайно оказавшиеся под рукой, для сравнения — так вот у них в подобных условиях результат хуже. Больше перекошен диапазон, теплота лезет какая-то неуместная, каша в звуке проявляется на музыке попроще. Поэтому для своего ценника «почти бесплатно» XT25 очень прилично себя показал. И это с учетом того, что отработал он в системе намного более высокого уровня, чем те, в составе которых кабель может оказаться в реальных условиях.
Музыкальный материал:
- Audio Accesory — T-TOC Records High Quality Data Master Comparison, TDVD-0002, DVD-R, ripy 16/44,1, 24/96, 24/192 FLAC.
- Stereo Sound Reference Record. Jazz&Vocal, Stereo Sound, SSRR4, SACD/CD.
- Stereo Sound Reference Record. Popular Selection, Stereo Sound, SSRR5, SACD/CD.
- Brian Eno, Craft On A Milk Sea, Warp Records, FLAC 24/44,1.
- Carmen McReae, Book of Ballads, Kapp Records/Universal Music Japan, UCCU-9634, SHM-CD.
- Depeche Mode, Personal Jesus, Sire/Reprise 21328-2, MS CD.
- George Michael, Faith, Epic/Sony Music, 7753020, Special Edition 2 x CD+DVD.
- John Lennon, Imagine, Capitol/Mobile Fidelity, UDCD 759, gold-CD.
- Laurie Anderson, Homeland, Nonesuch, 524055-2, CD+DVD.
- Pat Martino, East!, Prestige/Mobile Fidelity, UDSACD 2022, SACD/CD.
- Radiohead, The King of Limbs, Ticker Tape Ltd., TICK-001CDJ, Blu-spec CD.
- R-men, I thought about you, T-TOC Records, MCDR3002, CD-RIIα.
- Suzanne Vega, Close-Up. Vol 1, Love Songs, Amanuensis Productions/Cooking Vinyl, COOKCD521, CD.
Перевёл Артём Аватинян
Прозрачность QED Supremus
Теперь посмотрим, как отработал QED Supremus. Первое ощущение — высокая подчеркнутая прозрачность, «промытость» звука. Хорошее разрешение, деталей много. Иногда кажется, что в звуке важным оказывается совершенно все, каждая нота и каждое послезвучие. Однако вычурности в такой подаче нет, она не утомляет потоком второстепенной информации, так как приоритеты расставлены правильно и баланс соблюдается. Но ощущение, что звука много, он богат и многогранен в процессе прослушивания не пропадает, просто очень быстро это начинает восприниматься как нечто, близкое к естественному.
Бас и в этом случае получился не предельно глубоким, есть некоторая собранность, ощущающаяся почти так же, как у младшего кабеля, но качество самого баса, конечно же, другое — все точнее, фактурнее, разнообразнее.
Упаковка QED Supremus изнутри простая, без излишеств
Некоторая осветленность и легкая приподнятость средне-верхнего диапазона тоже присутствует (вот тут уже уместно задуматься об общем почерке и стилистике звучания QED), но излишней яркости или резкости незаметно. Даже наоборот, при имеющихся качествах можно отметить некоторую сдержанность, отсутствие расхлябанности или излишне эмоционального акцентирования.
Динамика и детальность ровные, уверенные, без перекосов, без силового форсирования. Все как-то достаточно цельно складывается в единую картину, а картина эта в свою очередь смотрится очень неплохо. Скучным звук точно назвать не получится, но и эмоционально-пересыщенным — тоже нет. Кроме легкой (опять же матово-аккуратной) осветленности звука, какой-либо окраски нет. Более того, на примере сравнений в процессе теста точно скажу, что теплое-мягкое — это точно не про этот кабель. Даже если слушать что-нибудь душещипательное и эмоциональное, пресыщенности незаметно. Хотя я совершенно не могу сказать, что эмоции или что-то еще хоть в какой-то мере упрощаются, нет такого.
Упаковка QED Supremus
Таким образом, подачу можно счесть почти мониторной, ненавязчивой и достаточно честной. Хотя и не идеально нейтральной.
На сложных фрагментах можно изредка услышать легкое упрощение звука, который может становиться чуть более формальным, но никакой каши и мути не образуется даже на таком материале, как «Реквием» Джузеппе Верди. С той оговоркой, что не образуется, только если вся остальная система способна справиться с такой музыкой, потому что, конечно же, роль кабеля здесь не первостепенная. Однако он не проявил себя как «узкое место».
Сцена по построению и пропорциям вполне правильная, без преувеличенного масштаба или явной камерности, с хорошей глубиной и шириной. Воздух ощущается умеренно-аккуратным, образы и планы читаются хорошо. Ровный, сбалансированный результат без перекосов.