Кому нужны ММ картриджи когда есть МС картриджи? Часть 1


MM или MC? Это очень непростой вопрос для того, кто искренне увлекается виниловыми пластинками и проводит не мало времени за их прослушиванием. Какую головку выбрать, какая лучше и какая сможет наилучшим образом раскрыть потенциал коллекции виниловых пластинок, позволив почувствовать реальное превосходство аналогового звучания над цифровым?

Перед тем, как мы попробуем разобраться в этом каверзном вопросе, стоит вначале выяснить, действительно ли типов головок всего два? Вопреки расхожему мнению их не два, а больше. Так или иначе MM и MC звукосниматели составляют подавляющее большинство головок, оставляя на долю остальных экзотических видов лишь доли процента общего ассортимента. К таким экзотическим представителям, например, можно отнести головки типа MI (Moving iron) от бренда Grado или верхнюю линейку звукоснимателей от Audio Note, в частности, модель Io Ltd, требующую вместо 4-х контактов для подключения ещё 2 дополнительных для подключения внешнего блока питания головки. Подобные технологические ухищрения хоть и имеют место быть, но им не под силу сместить в сторону привычные ММ и МС звукосниматели, так как у одних нет явно выраженного превосходства звучания, а другие чрезмерно дороги и недоступны. В силу этих причин мы будем концентрировать наше внимание на привычных типах звукоснимателей и попробуем разобраться во всех тонкостях этого непростого выбора.

В основе принципа действия обоих типов головок звукоснимателей лежит одно и тоже физическое явление, открытое в августе 1831 года Майклом Фарадеем и названное электромагнитной индукцией. Конечно сам Фарадей в то время не думал о головках звукоснимателей и придавал своему изобретению совсем иное значение, ведь до открытия звукозаписи и тем более звуковоспроизведения было ещё далеко. Спустя более 90 лет, в середине 1920-х, попытки усовершенствовать уже получившие в то время популярность граммофоны и патефоны заставили вспомнить принципы электромагнитной индукции. Так началась эпоха электромеханической записи и воспроизведения звука.

Чтобы на засорять Ваше сознание физическими терминами и формулами, я поведаю о принципах электромагнитной индукции простым языком, этого будет более чем достаточно для того, чтобы понять, как это работает. Фарадей заметил, что если в переменное магнитное поле поместить неподвижный проводник в виде замкнутого контура, то в нём появляется электрический ток. Точно такой же эффект наблюдался при помещении движущегося проводника (контура) в постоянном магнитном поле. Теперь ещё проще: за магнитное поле у нас будет отвечать постоянный магнит, а за проводник кусок проволоки, закрученной в спираль, начало и конец которой соединены друг с другом. Итак, перед нами лежат постоянный магнит и кусок проволоки, но ничего не происходит (ток в проволке не появляется), так как для появления тока требуется:

  1. Либо неподвижный проводник и переменное поле (поле движется относительно проводника). Берём магнит и перемещаем его над проводником – появляется ток!
  2. Либо постоянное (неподвижное) поле и подвижный проводник (проводник движется относительно поля). В этом случае берём проводник и перемещаем его над неподвижно лежащим магнитом – ток снова есть!

Таким образом, перемещая проводник относительно магнита или магнит относительно проводника можно преобразовать механическое движение в электрический сигнал – именно тот принцип и лежит в основе принципа действия современных головок звукоснимателя.

По сути, внутренности любой из ММ и МС головок состоят из того самого магнита и проводника, образующих своеобразный «тандем». Магниты имеют очень маленькие размеры, а проводники выполнены в виде миниатюрных катушек. Один из участников этого «тандема» крепится на неподвижный корпус головки звукоснимателя, а второй на основание иглодержателя (кантеливера), на стороне, противоположной той, что держит алмазную иголку и скользит по поверхности пластинки, считывая с неё музыкальную информацию. Как видите, один из участников «тандема» неподвижен, а второй перемещается (вибрирует, дрожит) вместе с вибрацией иглодержателя и иглы, считывающей неровности звуковой канавки – всё именно так, как было у Фарадея, одно движется относительно другого, и получается электрический ток!

Итак, сходство между ММ и МС головками понятно – они обе преобразуют механические колебания иглы в электрические сигналы при помощи магнитов и катушек. Различие же заключается в том, какой именно участник «тандема» является подвижным относительно второго. В головках ММ типа подвижным является магнит, он крепится на «дрожащем» иглодержателе (отсюда и аббревиатура ММ (Moving Magnet) «подвижный магнит»), относительно неподвижно закреплённой на корпусе катушки. И наоборот, в головках МС типа подвижной является катушка (MC (Moving Coil) «подвижная катушка»), двигающаяся вместе с иглодержателем относительно неподвижно закреплённых магнитов.

Теперь, когда открытие Фарадея приоткрыло нам завесу тайны над процессом извлечения звука из звуковой дорожки пластинки, мы переходим на следующий уровень познания, где ключевым понятием для нас станет инерция. Инерция – это способность тел сохранять состояние движения или покоя до того, как внешнее воздействие не изменит этого состояния. Величина инерции привязана к массе тела. Чем больше масса тела, тем больше инерция. Чем больше инерция тела, тем сложнее и дольше процесс изменения его состояния. Простой пример: сравним гружёный щебнем многотонный Камаз и небольшой легковой автомобиль. Камаз обладает гораздо большей инерцией нежели легковой автомобиль, ему гораздо сложнее разогнаться на старте и не менее трудно быстро затормозить на финише, в то время, как у легковушки таких проблем не возникает. За счёт существенно меньшей инерции легковой автомобиль (в сравнении с гружёным Камазом) является более манёвренным, может резко разгоняться и быстро тормозить – ему гораздо проще отслеживать дорогу с её изгибами и поворотами. Точно так же обстоит дело и с головками звукоснимателей – чем меньше масса подвижной части головки, тем меньше её инерция, тем проще ей отслеживать мельчайшие детали звуковой дорожки, а значит, в теории, извлекать из неё больше музыкальной информации. Как правило, масса подвижных частей головки меньше у звукоснимателей МС-типа. Это связано с тем, что в подвижной части МС головок задействована катушка (магнит неподвижно закреплён на корпусе), а она в подавляющем большинстве случаев легче магнита, участвующего в подвижной части головок типа ММ.

Получается, что в теории, МС-головки должны давать более детальное и точное звучание со всеми имеющимися в записи нюансами, а ММ-звукосниматели должны им в этом проигрывать. Закономерный вопрос: если имеется явное преимущество МС-головок над ММ-головками, то зачем производить менее совершенные звукосниматели? Самое время вспомнить поговорку о двух сторонах медали.

Для уменьшения массы подвижной системы МС-звукоснимателей и уменьшения инерции приходится уменьшать количество витков проволоки на катушке, а чем меньше количество витков подвижной катушки, тем слабее получается выходной сигнал. В среднем, выходной сигнал МС-звукоснимателя слабее аналогичного с ММ-головки в 5-10 раз (бывают и исключения, например, МС головки с высоким выходом или, напротив, с очень низким). В чём подвох и чем это грозит?

Для подачи аудио сигнала с проигрывателя пластинок на усилитель его необходимо предварительно усилить до определённого уровня. Предварительное усиление сигнала от проигрывателя пластинок является одной из нескольких функций фонокорректора. Учитывая 5-10-ти кратное различие в уровне выходного сигнала у ММ и МС головок, для последних требуется больший коэффициент усиления, а значит более сложные схемы фонокоректора с большим количеством элементов. Чем сложнее электрическая схема, тем больше у неё внутренних (собственных) шумов и искажений, а значит больше шансов, что эти шумы станут частью воспроизводимой музыки. В теории это звучит страшно, но на практике эти шумы могут быть незаметными для слушателя, особенно у высококачественных корректоров. Для дополнительного решения этой проблемы широкое распространение получили повышающие МС-трансформаторы, не имеющие активных и реактивных элементов в своём составе, но о них мы поговорим в отдельной статье. Кстати, возвращаясь к теоритически большей детальности звучания МС-головок, нельзя исключать возможность того, что долгожданными «музыкальными деталями» могут оказаться дефекты пластинки (царапины, мусор и пыль в дорожках), которые ММ головка возможно «проскочила» бы, сделав звучание менее детальным, но зато более чистым. Не малую роль в характере звучания будет играть и профиль алмазной иглы, но об этом лучше поговорить отдельно.

Как видите, в обоих случаях имеются как достоинства, так и недостатки, не позволяющие принять однозначное решение в выборе типа звукоснимателя. Тем не менее, всё это теоритические рассуждения о том, какими особенностями звучания обладают головки разных типов, основанные на логических рассуждениях, физических законах и опыте личного субъективного прослушивания. Всё вышесказанное позволяет понять смысл происходящих процессов и направить свои первоначальные мысли в нужное направление, подсказывая то, на что стоит обратить внимание.

Стоит отметить, что в настоящий момент, различия (по параметрам) между головками стремительно уменьшаются. Часть производителей МС-картриджей за счет увеличения катушек и применения более мощных магнитов запустили линейки МС-головок с высоким выходом, в задачи которых входит сохранение части преимуществ МС-технологии, при этом освобождение от некоторых её недостатков. Стандартное выходное напряжение большинства МС головок колеблется в пределах от 0,04 до 0,8 мВ, в то время как МС-головки с высоким выходом способны выдавать до 3,3 мВ (например звукосниматель Ortofon MC 1 Turbo). Справедливости ради стоит отметить, что с ростом выходного напряжения МС-головка начинает терять свои преимущества перед ММ звукоснимателем. Выходное напряжение ММ-головок колеблется от 3,5мВ до 7,2мВ. Как видите, граница межу МС с высоким выходом и ММ с низким весьма призрачна.

Несмотря на то, что мы попытались наиболее полно раскрыть тему сравнения головок, это является лишь «вершиной айсберга», так как кроме типа головки на её электрические и звуковые характеристики оказывают влияние материалы проводников и магнитов, форма заточки алмазной иглы и многое другое, что мы постараемся раскрыть в других статьях на тему винила.

Автор: Максим Шмельков

ММ или МС?

MM или МС?

Человек, который много лет назад посвящал меня в таинства винила, напутствовал: «Занесет тебя на какие-нибудь форумы, начитаешься про головки-тонармы – никому не верь. Я тебе поставил прекрасное сочетание легкого тонарма с винтажной податливой головкой – слушай, получай удовольствие. А начнешь, как некоторые, страдать фигней – бесконечно менять головы и тонармы – изведешься, просадишь бабло, и звука лучше не будет».

Я верил наставнику, но года через три все-таки поддался любопытству и протестировал шесть или семь хороших проигрывателей с МС картриджами. Не буду их перечислять, и скажу только, что правота наставника тогда полностью подтвердилась. Звучание всех испытанных проигрывателей, кроме одного, нравилось мне меньше, чем звучание собранной наставником вертушки с винтажным ММ картриджем и легким тонармом. А единственный МС картридж, который превосходил ММ на пластинках, выпущенных после 1984 года, в то же время слишком детально воспроизводил музыку 70х, отчего она словно разваливалась на составляющие. Да и стоил тот МС картридж вчетверо дороже всего моего первого проигрывателя — на фото внизу: мой первый проигрыватель с картриджем ADC XLM mk II Improved на тонарме Mayware Formula IV.

В то время я готов был кричать на каждом углу, что «винтажные податливые головы на легких тонармах – абсолютная виниловая истина», и больше не собирался тратить на тестирование МС ни минуты времени. Позже, однако, я погрузился в эту тему с профессиональной тщательностью, перепробовал множество картриджей на самых разных тонармах, и теперь мою «абсолютную виниловую истину» относительно ММ и МС можно сформулировать в десяти тезисах:

ТЕЗИС ПЕРВЫЙ:

В бюджетном сегменте до 1000 долларов за картридж сочетание лучших винтажных ММ голов высокой податливости с легкими тонармами действительно дает самое лучшее звучание. При условии, что вы не слушаете симфоническую музыку и Heavy Metal второй половины 80-х, когда бороздки на пластинках начали записывать плотнее, и LP стали вмещать по 50 с лишним минут музыки. На фото ниже — самый бюджетный проигрыватель от hiendmusic, собранный по такому принципу — его стоимость чуть больше 800 долларов.

Victor TT71 с тонармом Grace 745 и картриджем ADC XLM

ТЕЗИС ВТОРОЙ:

Некоторые МС в бюджете до 1000 долларов могут воспроизводить симфоническую музыку и поздний металл лучше винтажных ММ, но всю остальную музыку будут играть хуже. Пример: Denon DL103R. Сочетание винтажных ММ и недорогих МС на одном проигрывателе (стол с двумя тонармами) позволяет небольшими средствами решить задачу качественного воспроизведения любых пластинок. На фото ниже — стол с двумя тонармами от hiendmusic: двендцатидюймовый Moerch DP6 для винтажной податливой ММ под рок-музыку и тяжелый SAEC WE407 для низкоподатливой винтажной МС головы Fidelity Research под классику.

ТЕЗИС ТРЕТИЙ:

С бюджетом 1000-1500 долларов за картридж можно подобрать МС головы, способные давать примерно такой же результат, как лучшие винтажные ММ, но симфоническую музыку и поздний металл они преподнесут более выигрышно. Исходя из этого, покупка МС картриджа за 1000 долларов может быть выгоднее комбинации винтажной ММ и недорогой МС на проигрывателе с двумя тонармами. При этом возможности проигрывателя с двумя тонармами шире, а результаты с ним более интересные. Примеры таких картриджей: Audio Technica AT33 для тонармов средней эфф.массы и Audio Technica ART9 для легких тонармов.

ТЕЗИС ЧЕТВЕРТЫЙ:

С бюджетом от 3500 долларов за картридж можно приобрести МС голову, которая будет ВО ВСЕХ ОТНОШЕНИЯХ лучше любой ММ головы на любом тонарме, и даст принципиально более качественный результат во всех аспектах звуковоспроизведения. Подробно о таких картриджах можно прочитать в статье ОБЗОР ТОПОВЫХ ФОНОКАРТРИДЖЕЙ. Послушать тестовые записи с таких картриджей можно, скачав DSD файлы на странице ТЕСТОВЫХ ОЦИФРОВОК.

ТЕЗИС ПЯТЫЙ:

В любой ценовой категории удачных МС звукоснимателей немного, и велика вероятность приобрести картридж, который окажется хуже винтажного ММ, а стоить будет в 10 раз больше. В статье ОБЗОР ТОПОВЫХ ФОНОКАТРИДЖЕЙ описаны самые выдающиеся МС картриджи с указанием их особенностей и жанровых предпочтений.

ТЕЗИС ШЕСТОЙ:

Даже очень удачные картриджи часто бывают узкожанровыми, и дорогой МС картридж, великолепный для классики, может оказаться ужасным для рока. При этом узкожанровые картриджи воспроизводят «свои» музыкальные направления лучше любых других, поэтому топовые вертушки, как правило, имеют 2-3 тонарма с разными картриджами. Сейчас на проигрывателе в моей мастерской стоят три тонарма с картриджами под старый рок, поздний рок и под классическую музыку. Все три — МС.

ТЕЗИС СЕДЬМОЙ:

МС картридж требует подключения повышающего трансформатора, и за счет использования топовых моделей можно на порядок улучшить глубину сцены и сделать звучание поистине фундаментальным. Ничего подобного с ММ картриджами получить невозможно. При этом топовые модели повышающих трансформаторов стоят не меньше топовых картриджей. Таким образом, хороший тракт с МС картриджем может стоить в 10 и более раз дороже, чем очень приличный ММ тракт.

ТЕЗИС ВОСЬМОЙ:

Если принять за эталон мастер-запись на аналоговой ленте, а виниловую пластинку за слепок с этого эталона, то воспроизведение пластинок лучшими ММ картриджами получается очень близким к мастер-лентам по тональному балансу, но заметно уступает им в детальности, воздушности и артикулированности музыки. Большинство других ММ картриджей, не входящих в «Галерею Славы», вопроизводят пластинки так, что по сравнению с мастер-лентами, звучание получается не только замыленным, но и сильно окрашенным — с тем или иным смещением тонального баланса. В «Галерею Славы» можно смело внести еще один картридж, не относящийся к высокоподатливым и не требующий сверх-легких тонармов — Victor X1. Очень рекомендую эту голову для вертушек с тонармами, эффективная масса которых 9-14 гр.

ТЕЗИС ДЕВЯТЫЙ:

Большинство МС картриджей воспроизводят винил с меньшей степенью потерь в детальности и воздушности, относительно мастер-ленты, чем ММ картриджи, но сильно смещают тональный баланс, привнося своеобразный окрас – «голос картриджа». Одни картриджи делают звучание холодным, другие теплым, третьи раскрашивают, четвертые добавляют небольшую эквализацию… Иногда окрас картриджа очень хорошо подходит воспроизводимой музыке, иногда — нет. Например, светлое и радостное звучание картриджей Clearaudio великолепно подходит музыке Моцарта, но звучание агрессивных музыкальных жанров эти картриджи делают немного странным.

ТЕЗИС ДЕСЯТЫЙ:

Самые лучшие МС картриджи воспроизводят винил почти без потерь и без окраса относительно мастер-ленты. В этом случае звучание проигрывателя с пластинкой вплотную приближается к звучанию катушечного магнитофона с мастер-лентой на 38 скорости. Это сногсшибательное звучание, которое нравится абсолютно всем, невзирая на вкусовую разницу. И оно – самое правильное. К сожалению, таких картриджей единицы и они самые дорогие.

Убедиться в справедливости приведенных тезисов вы можете, перейдя на СТРАНИЦУ ТЕСТОВЫХ ОЦИФРОВОК, где собрано достаточно примеров, подтверждающих вышесказанное.

Чтобы определиться с выбором — ставить на проигрыватель ММ или МС картридж не нужно взвешивать все тезисы и ломать голову. Достаточно определить комфортный для себя бюджет, тк в конечном итоге выбор упирается только в него.

В бюджете до 1100 долларов на картридж про МС головы лучше не думать. В этом бюджете нет МС голов, которые переигрывали бы лучшие ММ — Shure V15, Victor X1, ADC XLM, Empire 4000. Не стоит обольщаться покупкой недорогих б/у МС картриджей на eBay — в отличие от перечисленных ММ у МС картриджей не меняются иглы, и риск купить испорченную головку полностью нивелирует возможную выгоду от покупки. Ваш покорный слуга несколько раз покупал винтажные МС картриджи для тестирования, и почти в половине случаев попадал на «убитые» головки.

Если вы готовы потратить на картридж от 1100 долларов и выше, то про МС можно уже подумать. В этом бюджете продаются очень неплохие головы Audio Technica AT33 для тонармов средней эфф.массы и Audio Technica ART9 для легких тонармов. Почти столько же будет стоить хороший повышающий трансформатор — например, Fidelity Research XF1 или Audio Technica AT1000 из винтажных или Ypsilon из современных. Виниловый тракт с этими картриджами будет играть более детально и энергично, чем с лучшими винитажными ММ головами. Заметно лучше будут воспроизводиться пластинки с классической симфонической музыкой и поздним винилом, начиная со второй половины 80х годов. Но в целом, разница в звучании по сравнению с лучшими ММ картриджами, будет не столь драматической, чтобы переплату в несколько раз можно было считать полностью оправданной.

Затраты на МС картридж начинают оправдывать себя полностью, начиная с порога 3000 долларов — бюджета, в котором уже можно ориентироваться на самые лучшие картриджи, звучание которых на порядок превосходит любой ММ. ОБЗОР ТОПОВЫХ ФОНОКАРТРИДЖЕЙ поможет вам сориентироваться, а Hiendmusic всегда готов помочь вам приобрести любой интересующий картридж со скидкой от 20 до 30%, в зависимости от модели.

Картридж полностью раскрывается только на хорошем тонарме. Многочисленные тесты показали, что лучшими тонармами на сегодняшний день являются SME и MORCH — очень рекомендую оснащать проигрыватель тонармами именно этих брендов.

Больше информации о том, какие пластинки можно воспроизводить ММ картриджами, а для каких непременно нужен МС, вы получите, прочитав статью МАСТЕРИНГ ПЛАСТИНКИ И ДВА ТОНАРМА. В этой статье вводятся такие понятия как аналоговый мастеринг и цифровой мастеринг. Для пластинок с аналоговым мастерингом можно использовать хорошие винтажные ММ картриджи — тот же ADC XLM или Victor X1. Звук будет менее проработанным, чем с лучшими МС картриджами, но очень приличным. А вот для хорошего воспроизведения пластинок с цифровым мастерингом нужен только МС картридж. Любой, хотя бы Denon DL103R.

Для более детальной информации обратитесь к персональной консультации, написав на [email protected]

Вы также можете оценить различные МС картриджи у меня в мастерской и послушать топовый виниловый тракт в нашем шоу-руме Huge Sound.

Шоу-рум Huge Sound — место, где музыка звучит идеально!

Как выбрать головку звукоснимателя МС?

10 апреля 2022 года

Правильный выбор головки звукоснимателя МС — весомый вклад в звучание всей аудио системы. При подборе головки следуйте рекомендациям экспертов.

Практика показывает, что бюджет, отведённый на головку звукоснимателя, составляет 5-10% от стоимости всей аудиосистемы. Однако можно утверждать, что вся электронно- механическая часть системы (с заглавной ролью вертушки) служит только тому, чтобы создавать идеальные условия головке следовать по канавке грампластинки и считывать музыкальную информацию. Именно головка звукоснимателя, это маленькое электромеханическое устройство с микропроцессором, сообщает всей вашей аудиосистеме информацию, спрятанную в 800-метровой канавке типичного аналогового диска.

И если ваш бюджет сформирован, внимательно изучите эти три пункта перед покупкой:

  • Соотношение цена/качество
  • Совместимость головки с тонармом и фонокорректором
  • Форма наконечника иглы

Соотношение цена/качество

Головки звукоснимателя МС — сложнее и дороже ММ. Звукосниматели МС позволяют добиться более верного воспроизведения музыки. В звукоснимателях с подвижной катушкой (moving coil, MC) используется тот же самый физический принцип, что и в moving magnet (MM), но магниты при этом остаются неподвижны, а движутся катушки.

Звукосниматели с подвижной катушкой имеют гораздо меньшую движущую массу, чем головки с подвижным магнитом. Этот фактор обеспечивает им лучшее следование по канавке и более хорошую переходную характеристику. Из-за особенностей своей конструкции звукосниматели с подвижной катушкой имеют несменяемую иглу, служащую примерно 1000 часов, и если возникнет необходимость её замены, звукосниматель придётся отправлять изготовителю.

Стоимость качественных МС головок высока и варьируется от $2 500 до десятков тысяч долларов. Поэтому на первый план при выборе МС головки выходит параметр цена/качество.

Вы спросите, зачем тратить столько денег на то, что прослужит всего 1000 часов, да к тому же может случайно сломаться? Похожий вопрос: «Зачем покупать хорошие шины, если они быстро изнашиваются?». «Потому что хорошая резина может спасти мою жизнь, а звукосниматель — навряд ли» — возразите вы. Но разве качество жизни (удовольствие от прослушивания музыки) не на первом месте в списке наших приоритетов?

Совместимость головки с тонармом и фонокорректором


Тема согласованности тонарма с головкой звукоснимателя разбиралась в предыдущей статье. Перейдём к подбору фонокорректора.

Выходное напряжение звукоснимателей МС колеблется от 0,15 мВ до 2,5 мВ. Столь широкий диапазон выходного напряжения требует согласования коэффициента усиления фонокаскада с выходным напряжением звукоснимателя.

Есть много фоно предусилителей, сконструированных для обоих типов звукоснимателей — ММ и МС. Например, ламповый фонокорректор Ypsilon VPS 100. Некоторые предусилители предназначены только для МС либо только для ММ. Есть такие, которые созданы специально для головок «среднего» выходного напряжения. С другой стороны, существуют и высоко производительные MC головки. Некоторые фонокорректоры позволяют регулировать коэффициент усиления фонокорректора, что обеспечивает широкий выбор головок с различными уровнями выходного сигнала. Для высокопроизводительных МС головок обычно необходимо усиление 36-44 дБ, средняя потребность составляет 48-52 дБ, а для конструкций с низким уровнем требуется 58-70 дБ.

Как правило, фоно предусилители MC для звукоснимателей с низким выходом можно настроить с различными значениями «резистивной» нагрузки на выбор. Резистивная нагрузка влияет на высокочастотные характеристики конструкций MC, поэтому её значения важны. Типичные значения нагрузки — 10, 20, 50, 100, 500 и 1000 Ом. Большинство фонокрректоров имеют переключатель, позволяющий легко изменять значения. Иногда крошечные переключатели, находящиеся внутри устройства, регулируют нагрузку автоматически. В любом случае, вам нужно проверить свой фонокорректор MM/MC на предмет того, каким образом выполняются эти регулировки.

Форма наконечника иглы: сферическая, эллиптическая, линейная

Существует большое разнообразие форм игл головок звукоснимателей. Их можно разделить на три класса: сферические, эллиптические и линейные. Считается, что сферические иглы являются базовыми — более доступными и простыми в использовании. Они долговечнее эллиптических и линейных, поскольку обеспечивают наименьший поверхностный контакт, но не демонстрируют такую же высокую музыкальную информативность, как эллиптические и линейные.

Эллиптическая форма в максимальной степени соответствует конфигурации иглы рекордера, что позволяет избежать искажений неогибания и эффекта выталкивания. Она позволяет также лучше следовать за модуляцией высокой частоты и распределяет давление на большую площадь, что уменьшает износ пластинки. Классическая эллиптическая игла была разработана Йошиаки Сугано — легендарным изготовителем головок звукоснимателей Koetsu. Она называется Vital и напоминает форму мяча для регби.

Линейные иглы «micro line» или «micro ridge» сложнее изготавливать, чем эллиптические или сферические, поэтому они более дорогие. Именно эти иглы способны к прецизионному слежению канавки. Линейный профиль алмазного наконечника иглы у головок звукоснимателей Phasemation PP-1000 и Phasemation PP-2000 имеет кривизну 0.03 x 0.003 мм. А уникальный стилус Microridge, отполированный в необычную форму с микроскопическим гребнем, принадлежит головкам Ikeda Kai и Ikeda Sai. Кончик Microridge имеет крохотные канавки с обеих сторон острия. В процессе износа иглы микрогребень сохраняет неизменную форму, благодаря чему остаётся прежним взаимодействие между иглой и звуковой канавкой.

Желаем приятного прослушивания! Hi-End Centre

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]