6п1п — двухтактный ЛУМЗЧ с простым тансформатором


Схема на 6Ж8

Из принципиальной схемы усилителя видно, что между анодом предоконечного каскада Л1 и выходным двухтактным каскадом Л2, Л3 отсутствует переходной конденсатор, который вносил бы фазовый сдвиг. Это обстоятельство позволило применить весьма глубокую отрицательную обратную связь без опасности самовозбуждения усилителя. Большая величина отрицательной обратной связи резко снижает коэффициент нелинейных искажений, который при выходной мощности около 6 Вт не превышает 1%. Напряжение обратной связи снимается с обмотки II выходного трансформатора и через сопротивление R8 подается на катод лампы Л1. Цепь обратной связи также не содержит реактивных элементов, которые вносили бы фазовый сдвиг.

Вследствие того что анод лампы Л1 связан гальванически с сеткой лампы Л2, нормальная работа ламп Л2 и Л3 обеспечивается тщательным подбором их режима при помощи сопротивлений R3, R6 и R7 таким образом, чтобы напряжение на управляющих сетках ламп Л2 и Л3 по отношению к их катодам было равно—12 В. При этом оконечный двухтактный каскад работает в режиме класса А. Напряжение на экранную сетку лампы Л1 подается с общего катодного сопротивления R7 ламп Л2 и Л3. Усилитель потребляет ток около 100 мА. Напряжение НЧ, усиленное лампой Л1, подается на сетку лампы Л2. На катоде этой лампы возникает напряжение низкой частоты в — такой же фазе, что и на ее управляющей сетке.

Если заземлить управляющую сетку лампы Л3, то между ней и катодом будут действовать напряжение в противофазе с напряжением между управляющей сеткой и катодом лампы Л2, что и требуется для нормальной работы двухтактного каскада. Непосредственно заземлять управляющую сетку лампы Л3 нельзя, так как при этом нарушится режим работы ламп Л2 и Л3, поэтому она заземлена по низкой частоте через конденсатор С3.

Трансформаторы звука поставил ТВЗ-1-6, с ними на всех приводимых АЧХ всегда подъем от 10 кГц. Это результат действия функции компенсации. Из результата измерений «усилитель + соединительные кабеля» вычитается результат кабелей, что приводит к такому эффекту. Надо сделать себе хороший кабель, тогда такого не будет. При снижении анодного напряжения Кни слегка увеличивается, при увеличении уменьшается.

Цепь отрицательной обратной связи

Усилитель охвачен общей отрицательной обратной связью (ООС) с выхода на вход усилителя. Это цепь R4, R7 и R8. Подстроечником R7 можно регулировать глубину обратной связи в широких пределах. При уменьшении глубины ООС увеличивается усиление всей схемы и возрастают нелинейные искажения. При увеличении глубины ООС наоборот уменьшаются искажения, частотная характеристика становится более линейной. Однако многие слушатели отмечают что в увеличением обратной связи усилитель звучит более «зажато». Это все довольно субъективно. Как говорится, здесь — дело вкуса. У вас есть «ручка», рулите так как вам больше нравится. Безусловно, этот регулятор оказывает очень сильное влияние на звучание усилителя.

Если при первом включении усилителя вы услышите характерный «вой» и «свист», значит усилитель самовозбуждается. Выключите усилитель и просто поменяйте местами провода от выводов вторичной обмотки выходного трансформатора.

Блок питания

Если нет опыта построения ламповых усилителей, делать эту схему не советую. Здесь нет развязок по постоянному напряжению, все режимы ламп завязаны между собой вкруговую. Он несколько сложноват в настройке. Схема — двухтакт-сэлфсплит с непосредственной связью каскадов на EF22 и 6П3С-Е.

Не удержался — таки прилепил подсветку зеркала.

Измерения при 8 Вт выходной мощности. При 10 Вт КНИ возрастает до 1,2%.

Несмотря на корявенький спектр, звук просто убойный: живой, натуральный. Бас можно руками потрогать, настолько он рельефный и выразительный. Вот записал видео:

6п1п — двухтактный ЛУМЗЧ с простым тансформатором

В статье рассмотрены подходы к построению лампового усилителя на маломощных лучевых тетродах 6П1П. Лампочки 6П1П довольно старые, но они весьма компактны и обладают неплохими характеристиками. Первоначально можно ограничиться изготовлением усилителя с классическим двухтактным трансформатором небольшой мощности. Для усройства с одиночнымы лампами вполне пригоден трансформатор мощностью 25-30 ВА. Внешний вид выходного лучевого тетрода, схема его подключения и керамические панельки для навесного монтажа показаны на картинке.

При самостоятельном построении лампового усилителя следует изначально принимать разумные решения по его конструктивному исполнению. Если есть опыт и возможность применения печатного монтажа, то лучше делать печатные платы. Если нету — то делать навесным монтажом. Навесной монтаж не имеет перед грамотно спроектированной печатной платой никаких преимуществ. Это босяцкий способ изготовления, а рассуждения в его поддержку содержат только понты для сокрытия недостатка квалификации или лени. Панельки ПКЛ-9 — керамические и это отлично. Их можно применить и для печатного монтажа. В этом случае железную скорлупу лучше удалить дремелем. Панельку распаивают либо прямо поверх дорожек платы, либо дремелем срезают часть клеммного лепестка повдоль, делая его уже. В этом случае панельку можно вставить для распайки в просверленные в плате отверстия.

В самом начале изложения обязан сказать, что традиционный, укоренившийся в сознании людей, подход к изложению статьи от наименования и выбора ламп — не разумный и не правильный. Неразумно начинать выбор автомобиля с мотора и колёс, поскольку вначале оценивают назначение, стоимость, эстетику, функционал и другие характеристики. Здравый смысл говорит о том, что важнейшим узлом лампового усилителя является выходной трансформатор. От его качества зависит качество всего усилителя. Стоимость выходного трансформатора может составлять 80% и более от стоимости всего проекта. Именно от выбора трансформатора, его изготовления или покупки зависит всё, в том числе выбор соответствующего типа ламп. Мое изложение материала в традиционном порядке имеет другую цель. Подбор подходящего трансформатора позволит беспечить неплохое качество звука даже в простеньком двухтактном усилителе. При выборе схемы следует помнить, что лампы пальчиковые и можно ограничить размеры получаемой конструкции. В качестве выходного трансформатора можно применить силовики серии ТС, а также силовики от Веги. А можно использовать и другие простенькие стержневые силовики от транзисторых агрегатов с подходящими обмотками. Мощность применённого выходного трансформатора лучше ограничить величиной 30-50Вт.

При мощности 10Вт в каждом аноде 6П1П для стереоусилителя понадобится силовой трансформатор анодного питания ватт на 80. Можно использовать пару силовиков по 36 Вт. С обмотками сильно заморачиваться не следует, поскольку применимо не только последовательное соединение, но также приемлемы схемы с удвоением напряжения. Кроме того, следует позаботиться о питании накальных цепей. Для мелких усилителей применимы трансформаторы ТН с мелким же током холостого хода. А вот трансформаторы ТАН применять не рекомендую. Причиной тому опыт, который показал, что это трансформаторы с большим током холостого хода, и следовательно, с большим рассеянием. Однако вначале трансформаторы следует промерить на практике. Если удастся найти ТАН с током холостого хода 25 мА, то значит — повезло.

Ниже показаны схемы с дифференциальным включением выходных трансформаторов. Можно считать, что такие схемы позволяют построить усилители следующего, более высокого класса. Для дифференциального включения выходных трансформаторов понадобится тщательный подбор выходной пары из большой партии. Вот это удовольствие дорогое. Но иначе такую схему не победить. А схема дифференциального включения стоит того, чтобы её реализовать. И качество звука и мощности приятно порадуют создателя. На картинках приведены краткие сведения по характеристикам трансформаторов.

Ниже показана аналогичная схема с другими подобными трансформаторами в том же самом габарите. Отличие заключается и изменении порядка подключения обмоток выходных трансформаторов. Путём правильной коммутации обмоток можно достигнуть требуемых характеристик передачи.

При большом запасе лампочек 6П1П, а также при запасе ПЛК-9 можно применить параллельное включение ламп в каждом плече. Характеристики тетрода 6П1П вполне пристойные, лампочка вполне устойчива. Подобрать одинаковые лампы из полной коробки будет вполне возможно, хотя и трудоёмко. Имея запас времени и терпение можно без особых проблем получить хороший усилитель на 12-25 Вт. Если использовать возможность ультралинейного включения, то выходной трансформатор должен иметь симметричные относительно центра отводы в первичной обмотке. Число витков и напряжение этих отводов для лампы 6П1П, как правило, составляет 25-30% от числа витков обмотки каждого плеча.

При использовании шихтованных трансформаторов железные пластинки в сердечниках желательно иметь потоньше. Но при наличии очумелых ручек годятся и типовые трансформаторы с разрезными ленточными сердечниками. Даже броневые маломощные трансформаторы серии ТН-ХХ-127/220-50 можно сподобиться и применить в таких усилителях. Обязательно наличие раздельных первичных обмоток броневого трансформатора на 127 вольт.

Если использовать самобалансирующуюся схему фазоинвертора, то потратить придется обе половинки триода. При этом на входе желательно установить еще один пальчиковый триод, поскольку при использовании обратных связей, одной лампы на входе УМЗЧ может оказаться маловато. Если использовать в качестве фазоинвертора схему с разделённой нагрузкой, то требуется только одна половинка триода. При этом превую половинку вполне можно применить в качестве буферного звена. Тогда усиления окажется вполне достаточно. Каждая схема фазоинвертора имеет свои достоинства и недостатки. Однако в простейшем случае можно обойтись минимальным количеством ламп. Ещё одна схема со сдвоенными лампами. Трансформатор в габарите 60 Вт, больше чем парой ламп в плече его нагружать не нужно.

Дополнительные драйверы перед каждым тетродом 6П1П устанавливать не нужно, эта лампа отличается хорошей чувствительностью. Годится типовая схема, с подачей сигнала с разделительных конденсаторов прямо на сетки тетродов. Никаких проблем в раскачке 6П1П быть не может. При сдваивании выходных ламп по сеткам и анодам желательно поставить выравнивающие резисторы. 6П1П вполне достойная лампочка с хорошим усилением, богатым звуком и малым тепловыделением. В качестве описания практической реализации схемы возьму текст из журнала или брощуры. Ссылку на превоисточник естественно покажу.

Евгений Бортник, август 2015, Россия, Красноярск

Третий вариант схемы — лампа 6П14П с автоматическим смещением

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]