Ламповый двухтактный оконечный усилитель передатчика


Усилитель выполнен на лампах, 6г2, которая служит усилителем напряжения(драйвером) для лампы оконечного каскада- 2А3 с непосредственным подключением сетки 2А3 в анодную цепь 6Г2. Нерабочие ножки лампы 6Г2 соединены на корпус. Для соблюдения рабочего режима выходной лампы 2А3, питание лампы 6Г2 выполнено симметричным относительно катода выходной лампы с «виртуальной землёй», резистор R7 служит для настройки тока покоя выходного каскада 60мА, который определяется по падению напряжения 0,06В на резисторе R6. Предварительная настройка делается так: Сетка выходной лампы отключается от анода драйвера и замыкается на катодный резистор 1 Ом. На аноде лампы драйвера выставляется напряжение -50-55В относительно точки В(средней точки анодной обмотки силового трансформатора). Затем сетка выходной лампы подключается к аноду драйвера и производится окончательная настройка по току анода выходной лампы, который должен быть порядка 60мА при падении напряжения 0,06В на резисторе R6 номиналом 1 Ом. Диоды Д311 в накально-катодной цепи лампы 2А3 можно заменить на резисторы 10 Ом. Электролитические конденсаторы 200мкФ рассчитаны на рабочее напряжение 400В, С2 на рабочее напряжение 10В.

Схема блока питания выполнена на кенотроне 5Ц3С или 5Ц4С, который служит для выпрямления напряжения по плюсу, и двойного диода 6Х2П, выпрямляющего напряжение по минусу для питания лампы драйвера 6Г2. Включение анодного питания тумблером в цепи накала кенотрона после пятиминутного прогрева ламп.

Усилитель легко настраивается при применении исправных ламп и деталей. Притом крайне желательно применять детали самого высокого качества. Какие детали применены мной, я не пишу сознательно, давая возможность самостоятельного подбора компонентов по звучанию. Несмотря на кажущуюся простоту схемы, усилитель имеет хорошее звучание. Чувствительность усилителя — 0,7В, выходная мощность — 2,8 Вт при КНИ до 1,5-2%.

Силовой трансформатор выполнен на железе Ш30х50. Выходные трансформаторы выполнены на железе ШЛМ 32х50, анодная обмотка имеет 2502 витка в трёх секциях по 834, провод 0,25, вторичная обмотка для нагрузки 4 Ом состоит из 4х секций по 100витков провода 0,71, первая секция вторичной обмотки разделена пополам для возможности подключения нагрузки 8 Ом. При подключении всех четырёх секций параллельно- последовательно по две, возможно подключение нагрузки 16 Ом. Немагнитная прокладка в зазоре выходных трансформаторов-0,12мМ.

Усилитель рассчитан на построение любителями, имеющими некоторый опыт в построении и настройки ламповых конструкций.

Good luck!

Р.S. принципиальная схема выполнена Евгением Разумовым.

Ламповый двухтактный оконечный усилитель передатчика

Мананков Е., г. Воронеж

«Практический совет – не считайте параметры усилителя незыблемы­ми, а его схему неприкосновенной.»

Р. А. Сворень

Спортивная приемо-передающая аппаратура обычно выполняется на по­лупроводниковых приборах. Конструирование на радиолампах применяет­ся тогда, когда параметры лампового прибора считаются потребителем луч­ше полупроводникового. По этой причине по сей день, разрабатываются конструкции аудиотехники, где радиолампы, помимо своего прямого назна­чения, используются, как декоративное оформление, входящее в дизайн конструкции.

У большинства же радиоспортсменов-коротковолновиков в комплект ра­диопередающей части аппаратуры входит все-таки ламповый усилитель мощностью более 100 Вт. Это связано с тем, что такие усилители на боль­шой мощности зарекомендовали себя, как более надежные, простые в изго­товлении и устойчивые в работе.

Усилители мощностью 200 Вт и более выполняют по однотактной схеме, часто соединяя лампы параллельно, для получения нужной мощности, и ре­же строят симметричные ламповые двухтактные усилители.

Однотактная схема усилителя проще двухтактной: легче согласуется с несимметричными цепями по входу и выходу, в конструкции усилителя ис­пользуется лишь один усилительный элемент. Однако наличие в выходном сигнале четных гармоник и самой мощной второй гармоники не дает право говорить, что это лучший вариант усилителя. На вторую гармонику беспо­лезно расходуется мощность источника питания, выделяясь в виде тепла в выходных избирательных цепях, и к тому же есть вероятность появления второй гармоники сигнала в нагрузке (антенне). Первая же гармоника норо­вит попасть в линию питающей электросети, создавая помехи бытовой ап­паратуре. Поэтому требуется тщательная защита как сигнальной, так и элек- тропитающей цепей от ненужных помех в этих цепях.

В двухтактной схеме усилителя эти недостатки, влияющие на качество сиг­нала, проявляются значительно слабее, но при всем этом требуется наличие двух усилительных элементов, симметрирование по входу и выходу при рабо­те с несимметричными нагрузками и несимметричными выходами источников сигнала. Впрочем, достоинства и недостатки однотактной и двухтактной схем усилителей хорошо описаны в учебной литературе по радиотехнике.

Двухтактную схему коротковолнового усилителя можно выполнить в ее классическом виде на один узкий участок КВ-диапазона, но чтобы расши­рить полосу пропускания усилителя, приходится сталкиваться с проблемой коммутации входных и выходных избирательных цепей, со сложностью оперативной настройки этих цепей.

Многие конструкторы-самодельщики и сейчас пытаются решить эти проблемы и построить широкополосный двухтактный ламповый усилитель, простой и удобный в управлении, похожий по схемотехнике на транзистор­ный усилитель. Примером этому является публикация в журнале «Радио» № 11 за 1987 г. на стр. 58-60. В статье С. Козакова (RW3DF) «Конструкто­ры связной аппаратуры отчитываются» В. Крылов (RV3AW) предложил схе­му широкополосного двухтактного усилителя мощностью 130 Вт на лампах 6П42С при анодном напряжении 300 В.

Потом появилась аналогичная схема двухтактного усилителя мощности с общими сетками на лампах ГУ50 (анодное напряжение 600 В) В. Кулаги­на (RA6LFQ) в журнале «Радиолюбитель» № 10 за 1995 год, статья «Усили­тели мощности», страницы 29-30.

В книге «Конструкции и схемы для прочтения с паяльником», выпуск 7, Солон-Р, г. Москва, 2001, (стр. 244-247) в статье «Усилитель с бестрансфор­маторным питанием на лампе ГУ29» (анодное напряжение 600 В) предло­жена схема двухтактного лампового широкополосного усилителя, создан­ная И. Августовским.

В журнале «Радиолюбитель KB и УКВ» № 2 за 2003 г. на стр. 36 в ста­тье «КВ усилители мощности» предложено еще две схемы ламповых двух­тактных ШПУ, одна с общим катодом на четырех лампах 6П45С, другая с общей сеткой на четырех ГУ50.

Все эти схемы, имея небольшие отличия, по сути – одно и то же. Считать их широкополосными с диапазоном 3,0…30,0 МГц с достоинствами двух­тактного усилителя нет смысла, и при попытке реализовать их – ничего пут­ного не получается. Создается впечатление, что вышеназванные авторы не могли не видеть того, что что-то в этих схемах не так при работе на норми­рованную нагрузку 50 (75) Ом и, наверное, просто отмахнулись – все равно это никто делать не будет, либо у них были другие причины.

Однако, применение многодиапазонных ненаправленных гармониковых антенн типа «Ground Plane», создающих сильные побочные излучения, сно­ва и снова вынуждало разобраться в причинах неработоспособности выше­упомянутых схем двухтактного усилителя.

Все эти перечисленные варианты усилителей были проверены, а резуль­тат один – отрицательный. Методом бесконечных проб и ошибок проясни­лось, что нужно для работоспособности лампового двухтактного широкопо­лосного усилителя. Оказалось, не так уж и много – см. рис. 3.1. В результа­те появилась возможность изготовить компактный, надежный, достаточно мощный, небольшого веса широкополосный усилитель (ШПУ).

От предложенных вариантов пришлось отказаться, т. к. эти усилители отказывались усиливать сигналы с длиной волны короче 40 метров и к тому же зарекомендовали себя как «грязные» особенно в низкочастотной части КВ-диапазона.

Смешанная индуктивно-емкостная связь выходного широкополосного трансформатора (ШПТ) с П-контуром на верхних частотах не дает физичес­кой возможности реализовать П-контур при активной 50-омной нагрузке усилителя. Даже применение в трансформаторах сердечников из высокочас­тотных ферритов не дает нужной величины связи, которая на высоких час-

тотах хотя и увеличивается, но не в достаточной степени (параллельно эк­вивалентному сопротивлению, характеризующему индуктивную связь, под­ключается на верхних частотах еще емкостное). Величина связи на низких частотах получается большой, а на верхних – она слишком мала. Все это за­ложено в самой конструкции предложенных трансформаторов.

Выходной трансформатор с неуправляемой связью в этих схемах – глав­ная причина неработоспособности ШПУ, т. к. на низких частотах для нор­мальной работы усилителя сильная связь анодной цепи ламп с нагрузкой не нужна, тогда как на верхних частотах связь надо увеличивать.

Нерешенные вопросы симметрирования усилителя по входу и выходу сохраняют проблемы однотактного усилителя. К тому же и применяемые радиолампы должны удовлетворять определенным требованиям.

В двухтактных ламповых ШПУ необходимо применять токовые радио­лампы с большими эмиссионными возможностями катода и удовлетвори­тельным коэффициентом полезного действия при пониженном анодном напряжении. Все это нужно для того, чтобы эквивалентное сопротивление выходной ступени усилителя было как можно меньшим, т. к. аноды ламп приходится нагружать на трансформатор с низким волновым сопротивлени­ем, а двухтактный усилитель имеет выходное эквивалентное сопротивление

ламп при одинаковых условиях (при одинаковом числе ламп) в 4 раза боль­ше чем у однотактного.

Наиболее подходящими для этой цели являются лампы 6П36С, 6П42С, 6IT44C, 6П45С, применяемые в блоках разверток телевизоров, или соответс­твующие радиолампы в металлокерамическом исполнении.

Выходной трансформатор типа ШПТ с индуктивной связью, был заме­нен ШПТЛ с автотрансформаторной связью. В ШПТЛ легче выполнить от­ветвления для получения оптимальной связи анодов ламп с нагрузкой и можно применить сердечник меньшего размера с большой начальной маг­нитной проницаемостью.

Рабочая конструкция усилителя была выполнена на лампах 6П45С по схеме с общим катодом, как более «тяжелый» (из-за большой емкости уп­равляющая сетка-катод) вариант ШПУ для получения отдаваемой мощнос­ти не менее 200 Вт на активной нагрузке 50 Ом.

Предлагаемый мостовой ШПУ предназначается для стыковки с транси- вером, усилитель мощности которого выполнен по однотактной или двух­тактной схеме мощностью 20…30 Вт (10… 15 Вт на лампу).

Усилитель трансивера может быть ламповым или полупроводниковым с выходным сопротивлением 50 Ом, выход – несимметричный и с максимально допустимыми нелинейными искажениями, разрешенными для такой мощнос­ти. Попадая на вход схемы, нелинейные искажения на выходе усилятся. Для их подавления вход лампового ШПУ организован соответствующим образом.

Сигнал с трансивера поступает на широкополосный трансформатор (ШПТ) типа «Бинокль» с малой индуктивностью рассеяния. Вторичная об­мотка ШПТ увеличивает выходное напряжение в два раза относительно входного, и оно подается симметрично на схему входного моста переменно­го тока Уитстона.

Такой мост, состоящий из двух активных одинаковых сопротивлений и двух равных по величине реактивных емкостных, есть частный случай мос­тов переменного тока. Баланс этого моста не зависит от частот нечетных гармоник сигнала, тогда как для четных гармоник он разбалансирован (мост считается разбалансированным тогда, когда в его короткозамкнутой диаго­нали появляется ток).

Мост переменного тока в данной конструкции ШПУ используется как бы вместо входного ФНЧ и совместно с П-контуром выходного усилителя трансивера уменьшает нелинейные искажения сигнала, подаваемого на сет­ки ламп мостового ШПУ

Этот мост переменного тока мостового ШПУ образован следующим обра­зом. В плечах моста находятся соответственно активные сопротивления наг­рузки вторичной обмотки входного трансформатора

ся, сигнализируя о готовности усилителя. После всего этот выпрямитель анодного напряжения окажется полностью подключенным к сети 220 В.

Тумблер SA2.1 позволяет переключать напряжение накала ламп с 9 В на 12,6 В по усмотрению оператора, и, соответственно, подавать напряжение +300 В контактом SA2.2 на стабилизатор экранного напряжения +150 В (180 В).

Электрическое реле К1 в узле реле времени – РЭС64Б, паспорт РС4.568.726-01. К2 – любое на рабочее напряжение 12 В с соответствующи­ми группами контактов.

Транзистор VT1, в стабилизаторе экранного напряжения, мощный высо­ковольтный BU508A (приборы КТ812, КТ704 неудобно крепить и они к то­му же, часто выходят из строя).

Трансформатор Т1 блока намотан двойным проводом от сетевого кабеля до заполнения на альсиферном или ферритовом кольце. В этой конструкции кольцо из альсифера составлено из двух колец с общим габаритом К44х28х21 мм.

Предохранители FU1 и FU2 на 3 А.

Tweet Нравится

  • Предыдущая запись: Сотовый телефон в охранной сигнализации
  • Следующая запись: ПРИЕМНИК ДИАПАЗОНА 27 – 28 МГц НА МИКРОСХЕМАХ СЕРИИ К174
  • Похожие посты:

  • Усилители с общим эмиттером и общим истоком (0)
  • Классификация усилителей (0)
  • Двухтактные усилители (0)
  • Схема Дарлингтона принцип действия (1)
  • Простые дифференциальные усилители на транзисторах (0)
  • Усилитель сигнала выключения канала цветности (0)
  • Полосовой усилитель сигналов цветности (0)

Схема лампового темброблока манакова

Темброблок (см. рис. 1) рассчитан на подключение к любому ламповому оконечному усилителю, имеющему чувствительность до 1 — 1,5 В и входное сопротивление от 47 кОм, при применении усилителей с более низким входным сопротивлением (регулятором громкости), следует увеличить ёмкость выходного конденсатора С7.

Рис. 1. Схема темброблока.

Поскольку современные источники (CD проигрыватель, звуковая карта) имеют малое выходное сопротивление, каскад согласования(катодный повторитель) не нужен, сигнал с источника подаётся непосредственно на регулятор тембра.

Для компенсации затухания сигнала в темброобразующих цепях применяется каскад усиления на лампе 6Н3П, или 6Н23П, имеющие лампы 6Н1П также могут их применить без каких-либо переделок в схеме, только учесть, что их коэффициент усиления меньше.

Диапазон регулировок тембра +15,16 дБ и -15,16 дБ по НЧ и ВЧ.

Выходное сопротивление с лампой 6Н1П около 6 кОм, 6Н3П порядка 4 кОм, с лампой 6Н23П порядка 2,5 кОм.

Детали: Резисторы МЛТ, конденсаторы К77, К78, шунтирующий в питании — К73, электролитческий в питании — К50-32, можно применить К50-7, или любой другой, конденсатор в катоде — тантал, они имеют лучшие параметры и звучание при поляризующем напряжении, чем алюминиевые.

Переменные резисторы для 2-х каналов применить сдвоенные с характеристикой «А», они наиболее распространены, хотя с характеристикой «Б» будет более плавное регулирование тембров.

Автор: Анатолий Манаков (detector(s-ka)surguttel.ru)

Радиолампы, использованные в статье:
  1. 6Н3П
  2. Все статьи с данной радиолампой
  3. Справочные данные
  4. 6Н23П
  5. Все статьи с данной радиолампой
  6. Справочные данные

Вас может заинтересовать:

Комментарии к статье:

Добавил: Виталий
Схема не плохая, есть свои нюансы. Для простого класса любителей музыки. На профессиональных усилителей качеством звука слабая.
Дата: 2019-05-13
Добавил: вован
для приемлевых перегибов ачх следует подбирать величины емкостей в схеме
Дата: 2017-06-05
Добавил: Вован
Работоспособно ! — БЕЗМОЗГЛЫМ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ !
Дата: 2016-10-11
Добавил: Дэн
Собрал схему работает! Пременники ставил сдвоенные типа сп-3 на 200кОм.
Дата: 2016-08-18
Добавил: Виктор
Автор рекомендует ставить переменники с характеристикой «Б». Это логарифмическая зависимость. Однако, насколько я знаю, в аудио-аппаратуре надо применять обратно-логарифмические переменники, т.е. «В» или «А» по-импортному. Какие все же здесь правильнее ставить? Что-то я запутался.
Дата: 2016-08-08
Добавил: фердинанд
схема работает.но есть хитрости??
Дата: 2016-06-09
Добавил: фердинанд
Повторил эту схему.Схема работает.Спасибо . 20.05.16
Дата: 2016-05-20
Добавил: Паша
Парни,ставьте этот темброблок после оконечного каскада и с него на А.С . Четко работает.
Дата: 2016-04-12
Добавил: абв27
хорошая схема.
Дата: 2015-01-09
Добавил: black
Какое напряжения надо подавать на анод
Дата: 2014-08-15
Добавил: Александр
Отврптительная схема глубтна регулировки очень маленькая низа никакие,верхов полно,нижняя середина вообще лезет дурью
Дата: 2014-01-15
Добавил: николай
неплохобы включить его в предваритель оконечного исилителя
Дата: 2013-03-13
Добавил: Александр
При замене лампы на 6Н1П и 6Н8С нужно увеличить напряжение питания до 350В
Дата: 2012-05-01
Добавил: Евгений
А можно ли в этой схеме применить лампы 6Н9С,6Н8С?
Дата: 2010-12-14
Добавил: Михаил
Анодное напряжение тут 250в.
Дата: 2010-11-16
Добавил: Рома
тот же вопрос
Дата: 2010-09-18
Добавил: Александр
Для повторения этой схемы хотелось бы знать величину напряжения А и как включены триоды VL1-для каждого канала или запаралелены.

При перепечатке материалов ссылка на первоисточник обязательна

Схема самодельного стереофонического усилителя мощности низкой частоты, собранного на лампе 6Н23П и двух 6П14П. Зарубежные аналоги этих ламп — ECC88 и EL84. Предлагаемый ламповый УНЧ имеет следующие характеристики: Диапазон воспроизводимых частот — от 20Гц до 80кГц; Выходная мощность в триодном режиме — 2 х 2,75Вт; Выходная мощность в пентодном режиме — 2 х 4,5Вт.

Добрый день, уважаемые радиолюбители. Как известно, история развивается по спирали, и история развития аудиотехники в этом не исключение. Если взглянуть на рынок усилителей воспроизведения, то можно заметить, что в последние несколько лет вновь произошла реинкарнация ламповых усилителей, а некоторые производители возобновили производство радиолам. Сегодня мы хотели бы предложить вам конструкцию несложного лампового усилителя, предназначенного .

В статье описана конструкция однокаскадного лампового УМЗЧ небольшой мощности, используемого автором совместно с АС, построенной на основе широкополосных головок повышенной чувствительности. В усилителе применено параллельное включение двух пентодов 6П9, отличающихся высоким усилением. Это и позволило получить выходную мощность до 4 Вт при работе с источником сигнала, обеспечивающим напряжение сигнала до 1,5. 2 В, т. е. от любого проигрывателя компакт-дисков или смартфона .

Эта статья предназначена для любителей винила, имеющих хотя бы начальные знания по радиотехнике и умеющих держать паяльник в руках. Несмотря на обилие цифровых источников звука, у многих из нас сохранилась большая коллекция виниловых пластинок. Более того, качество звучания прилично записанной .

Принципиальная схема самодельного лампового усилителя мощности на 6Н8С и 6П3С, в котором использованы фабричные трансформаторы типа ТПП-258-127/220-50. Автор рассказывает как он изготовил усилитель и какие изменения вносил в схему УМЗЧ, также предоставлены фото разобранного и готового устройства.

Двухтактный выходной каскад стереоусилителя отличается использованием в цепи катодов общего генератора тока на микросхеме, благодаря которому и обеспечивается парафазное управление пентодами 6П14П. Выбором коэффициента трансформации сопротивления нагрузки можно в некоторой степени изменять .

Усилитель мощности ЗЧ, схема которого показана на рисунке выполнен на лампах от старых черно-белых телевизоров или радиол. Это предварительный усилитель с фазоинвертором на двойном триоде 6Н2П и двухтактный выходной каскада на двух лампах 6П14П. Использование таких старых компонентов, часто .

Всем ценителям лампового звука выношу на суд свою конструкцию лампово полупроводникового усилителя. Источником для творчества послужили залежи германиевых транзисторов, пролежавших в коробке и успешно позабытыми хороший десяток лет. Наверное немногим известен тот факт,что именно германий дает звучание максимально приближенное к ламповому.

Предлагаю хорошо отработанную схему унч на 6п45с, с пятиполосным темброблоком. Усилитель выполнен по классической однотактной схеме.за основу была взята схема А.Манакова. В описании работы схема ненуждается. В процессе сборки и наладки были изменены некоторые номиналы резисторов.в процессе.

Как возникла идея собрать ламповый усилитель для наушников Идея собрать качественный ламповый усилитель для наушников в голове витала давненько. Задумка неплохая, но останавливал один момент. С технической стороны собрать это изделие было несложно. Было пересмотрено много каких.

  • Цена: 3600 рублей + доставка 400 рублей.
  • Перейти в магазин

Предистория:

Строя домашнюю аудиосистему, столкнулся с трудностями. Одна из них — мой ламповый усилитель мощности Musical Paradise MP-301 MK3 при подключении к источнику «напрямую» даёт скучный, зажатый звук. Без «верхов» и «низов», одна выпяченная нижняя середина. Причём кинозвук выдаёт хороший, а мою музыку (black metal) играет плохо.

Очевидно, что требуется тонкомпенсация. Покупка платы тонкомпенсированного предусилителя проблему, в общем, решила, но качество звука (в целом) ухудшилось. Предусилитель отправился пылиться на антресоли.

Решил использовать в своей системе вместо тонкомпенсации темброблок. Есть китайские, уже собранные, например такой, на двух 6н1п и кенотроне:


Но я взял в России, с сайта www.matyushin.com

, этот набор — ламповый темброблок-предусилитель на двойном триоде 6н2п-ев.

За 4000 рублей я получил (все детали новые):

1100+1100 рублей — Два набора деталей для сборки двух моно каналов. 1000 рублей — ТАН 15-01, тороидальный силовой анодно-накальный трансформатор. 130 рублей — Плата блока питания. 270 рублей — Дроссель Д15Н (50мА, 10Гн). 400 рублей — пересылка (из Питера в Новосибирск).

Содержимое посылки:


Крупный план на комплектующие блока питания:


Дроссель, и два двойных триода 6н2п-ев — 1972 и 1976 года выпуска — что странно. Думал, будут одного года. А эти отличаются конструктивно даже на глаз:


(P.S

: Автор написал, что у него все лампы 1976 года. Моя 1972 года затесалась к нему в набор неизвестным образом, и он положил её мне не нарочно. Предложил пока послушать так. Бесплатную замену ламп не предложил. За отсутствующие радиодетали не извинился. Вообще, продавец никаких вежливых слов («спасибо», «здравствуйте», «до свиданья») в переписке не употребляет, наверное, по принципиальным соображениям).

Платки предусилителя, два моно канала:


Набор деталей № 1:


Набор деталей № 2:


«Манускрипт» (ксероксная копия в A4) с рукописными помарками, которые я до конца расшифровать не смог. Просто оцените уровень исполнения:


Почти спаянные платы (сразу видны отличия от исходной фотографии на сайте — разделительные конденсаторы и ламповые панельки):


Усилитель собрал на макетке (прошу прощения за качество фотографий):


Качество звучания:

Но темброблок, как мне показалось, рассчитан не совсем оптимально для высококачественных акустических систем. Немного «узковато», что ли.

По информации автора:

Регулировка в пределах: ±8dB. НЧ: 300 Hz. ВЧ: 3 kHz.

полоса: 20-20000Гц. (±0.3dB). КНИ: 0,05%. out: 2V、-максимальное 20V или более.

Из-за этого регулировка происходит в ограниченном диапазоне, что хорошо слышно.

Мне бы хотелось регулировку по НЧ: 100 Hz

и
ВЧ: 10 kHz
, а может, даже и шире. Продавец сообщил, что схема темброблока рассчитана Манаковым, и устраивает многих.

Предложил по низким частотам заменить конденсаторы C3, вместо исходных 15 нФ поставить 10 нФ, как у Манакова.

По высоким частотам предложил конденсатор С1 на 1 нФ (по схеме у Манакова, у Матюшина C2) изменить в сторону уменьшения.

Нужно два моноканала для стерео варианта, что увеличивает неудобство регулировки, и в два раза количество «крутилок».

Инструкция могла бы быть и поаккуратнее.

Переменные резисторы использованы самые обыкновенные, с характеристикой «B», поэтому тембры регулируются не плавно, а резко, скачком.

Комплектные радиодетали в наборе самые дешёвые.

В наборе отсутствовало 4 резистора. Радиолампы были не парные.

Схемы сборки нет, поэтому я не смог её правильно собрать, пока самостоятельно не нашёл ошибку в нанесённой на плату разметке.

Это оказалась колодка «на выход» сзади. Она имеет обратную полярность по сравнению с другими колодками на плате:

В общем, схема, предложенная Матюшиным, менее удачная, чем схема Манакова.

У Манакова схема намного проще, усиление меньше (что хорошо), так как у Матюшина оно избыточно.

Кроме того, схема Матюшина требует трёх дорогостоящих разделительных конденсаторов на канал, взамен одного у Манакова.

P.S.

Решил сделать из темброблока Матюшина темброблок Манакова. По схеме удаляем следующие элементы:


Получаем такой вид платы:


Наиболее сильно влияющим на качество звука этого предусилителя является разделительный конденсатор и конденсатор C2 в темброблоке. Я поставил бумаго-масляный К40У-2 (0,1мкФ 350В) вместо плёночного Wima, потому что не нашёл ничего более подходящего. На C2 нужно ставить или высоковольтный керамический, или слюду. Я поставил СГМ-1.

Качество звука по сравнению с исходной схемой сильно возросло, но конденсатор К40У-2 начинает хорошо звучать только после своего «прогрева» (не менее получаса). Чем это вызвано, не знаю, но факт.

P.P.S.

К40У-2 поменял на полипропиленовый тайваньский Suntan 1мкф 250В:


Звук по сравнению с К40У-2 изменился — на моём блэк металле «середина» стала более динамичной и жёсткой. Но вместе с тем звук стал менее «певучим» и «душевным» на рок балладах и т.д.

P.P.P.S.

Лампу 6Н2П-ЕВ можно заменить на лампу 6Н1П-ЕВ без изменения в схеме — просто вытащил одну и вставил другую (как видите, ещё зашунтировал электролиты в анодах плёночными конденсаторами 1мкф 250В, разницы не услышал, но пусть будут):


Единственная разница, которую я услышал — 6Н1П-ЕВ немного тише играет. Ну и внутри они по конструкции разные:

P.P.P.P.S.
В результате моих варварских, «методом тыка», экспериментов пала жертвой одна из двух ламп 6Н2П-ЕВ. Что интересно, сгорела лампа более новая, 1976 года.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]