Акустика для домашнего кинотеатра: Как правильно выбрать и какую купить?

Знания теории звука и акустики часто применяют на производстве и в быту. Потребность в них возникает у людей, профессиональная деятельность которых связана с озвучиванием видеоматериалов или прослушиванием музыкальных композиций. Моряки, летчики, геологи, вокалисты, дирижеры – это далеко не полный перечень специалистов, обязанных разбираться в закономерностях формирования и передачи звуковых сигналов.


Теория звука и акустики часто применяется в быту.

Физическая теория акустики

Этот раздел науки изучает особенности звуковых явлений в жидкостях, газах и твердых телах с помощью математических методов.

Обоснуя взаимосвязь звука и среды, он позволяет исследовать объекты окружающего мира с помощью генераторов звуковых сигналов.

Что такое звук

В широком смысле это физическое явление, возникающее при колебании частиц воздуха, твердой или жидкой среды. При этом распространяемые упругие волны воспринимаются органами чувств живых организмов.

В качестве колеблющегося тела могут быть голосовые связки человека, мембрана динамика, струны музыкального инструмента.

В узком смысле звук – это субъективное ощущение от воздействия звуковой волны на ухо. Человек слышит в диапазоне от 16 до 20 кГц. Колебания выше и ниже этих пределов порождают ультра- и инфразвуки. Они находятся вне зоны слышимости.


Мембрана динамика распространяет упругие волны.

Что такое акустика

Это раздел физики, изучающий, как возникают, распространяются, принимаются и обрабатываются звуковые волны. Таким же термином обозначают и систему звуковоспроизводящей аппаратуры, и слышимость в помещении.

Знания физической акустики применяют в технике, искусстве, при изучении земных недр.

Электроакустика связана с устройствами обработки звуковой информации.

Гидроакустика исследует звуковые процессы в водоемах.

В медицине накопленные сведения из области акустики используют для проведения диагностических и терапевтических процедур.

В архитектуре рассматриваемая научная дисциплина помогает создавать сооружения с особыми условиями звучания (например, культовые храмы, концертные залы).


Акустика изучает, как возникает и распространяется звук.

Музыкальная акустика – связующее звено между наукой и искусством, позволяющее грамотно использовать музыкальные инструменты и получать при этом положительные эмоции и эстетические ощущения.

Активно развиваются новые направления акустической науки – акустоэлектроника, акустооптика, синтез и автоматическое распознавание речи.

Новейшая звуковая панель Yamaha YSP-5600BL 7.1.2 Dolby Atmos

Вместо того, чтобы преодолевать все трудности, связанные с настройкой нескольких громкоговорителей, и сложной разводкой системы 7.1.2 Dolby Atmos Surround, компания Yamaha представила звуковую панель, Yamaha YSP-5600BL 7.1.2- Канал Dolby Atmos MusicCast Sound Bar, который заменит все 9 динамиков и усилитель, с единой фронтальной звуковой панелью.

Звуковые панели — это простая в установке система объемного звучания, состоящая всего из двух частей оборудования, самой звуковой панели и дополнительного сабвуфера.

Усилитель встроен в длинную звуковую панель, которая находится в том же положении, что и центральный динамик в системе объемного звучания. Не требуется сложной проводки, просто подключите звуковой выход DVD, Blu-ray или STB напрямую к звуковой панели, и все готово к работе.

Волновая природа звуков

Основана на уплотнении молекул среды при колебании тел в ней.

Впервые обоснована немецким ученым Германом Гельмгольцем в конце XIX в.

Что такое звуковые волны

Вследствие колебательных движений в различных средах периодически повышается давление в отдельно взятой точке. Оно передается на соседние частицы и далее по цепочке. В результате наблюдается чередование участков повышенного и пониженного давления, т. е. областей сжатия и разрежения. В них колеблется каждая частица среды.


Звуковые волны получаются в результате колебательных движений.

Непрерывная поверхность колебаний образует фронт с несколькими типами сигналов.

Плоские волны

Если размеры фронта в несколько раз превышают длину волны звука, то последнюю называют плоской. Она может распространяться на большое расстояние от своего источника.

Сферические волны

В тех случаях, когда источник звука точечный и его размеры намного меньше длины излучаемых сигналов, рассматривают их сферическую разновидность.

Свойства гармонических волн

В ответ на гармоническое воздействие возникает отклик – гармоническая волна. Она изменяется по закону синуса или косинуса, распространяется линейно.

Звуковые колебания такого типа характеризуются:

  1. Громкостью. При высокой амплитуде колебаний звучание получается громким, при низкой – тихим.
  2. Высотой. Она зависит от частоты колебаний. Так например, при пении басом голосовые связки колеблются медленно, сопрано – в несколько раз быстрее.


Гармоническая волна распространяется линейно.

Характеристики продольных и поперечных волн

Различия представлены в таблице:

ХарактеристикиМесто возникновенияНаправления колебания частиц и продвиженияСкорость распространенияСпособность к поляризации
ПродольныеЖидкости и газыСовпадаютБольшаяНет
ПоперечныеТвердые телаПерпендикулярныМеньшеЕсть

Поглощение звуковых волн

Распространяясь в пространстве, звуковые колебания снижают свою интенсивность, а звук ослабевает. Происходит его поглощение. Главная причина этого – преобразование звуковой энергии в тепло.

Замедляют поглощение:

  • низкое атмосферное давление (например, на высокогорье);
  • пониженная вязкость и теплопроводность материала.


Высокогорье поглощает звуковые волны.
Затухание ускоряют:

  • твердые тела;
  • высокая частота звука;
  • повышенная температура окружающей среды.

Отражение и прохождение звука сквозь препятствие

Звуковые сигналы способны обходить препятствия (см. свойство дифракции).

Если размер препятствия превышает длину волны, звук отражается или затухает. Позади объекта он не слышен.

При малых объектах сигнал расходится во всех направлениях.

На границе 2 сред (воздушной и твердой) он может:

  • отразиться от поверхности;
  • не менять направление движения;
  • преломиться и перейти в другую среду (см. явление рефракции).


Звук может проходить через препятствие и не менять направление.
В ограниченное помещение попадают как прямые, так и отраженные сигналы: первые идут от источника до приемника (уха), вторые сначала достигают отражающей поверхности, затем направляются к слуховому органу, тем самым удлиняя траекторию движения.

Число отражений, их относительная сила и распределение по частоте влияют на акустические свойства помещения.

Система объемного звучания Dolby Atmos 7.1.4

Новая домашняя аудиосистема Dolby Atmos может представлять собой стандартные акустические системы с объемным звучанием 5.1 или 7.1 с добавлением 2 или 4 над головными динамиками. Если в системе громкоговорителей объемного звучания 5.1 используются 2 верхних громкоговорителя, она становится системой громкоговорителей объемного звука Dolby Atmos 5.1.2, а если используются 4 верхних громкоговорителя, она становится громкоговорителем объемного звука Dolby Atmos 5.1.4. Точно так же с использованием 2 или 4 верхних динамиков в системе объемного звучания 7.1 становится системой объемного звука Dolby Atmos 7.1.2 или 7.1.4.

Скорость звука в физической теории

Скорость, с которой упругие волны распространяются в какой-либо среде, впервые теоретически рассчитал Ньютон. Полученный при вычислениях показатель оказался заниженным, т. к. ученый рассматривал процесс в изотермической системе.

Правильное значение удалось получить Лапласу в конце XVIII в.

На скорость звука влияют:

  1. Упругость среды. Эта величина в свою очередь зависит от типа деформации твердого тела (сжатия, кручения, изгиба), поэтому скорости звуков при таких процессах тоже будут различаться.
  2. Плотность вещества. Чем она ниже, тем быстрее в ней перемещаются звуковые колебания, и наоборот.

Стоячие волны

Если 2 волны с одинаковыми амплитудой, фазой и частотой движутся в противоположных направлениях, то при встрече они образуют 1 стоячую. На этом месте появляются чередующиеся участки максимумов амплитуд (зоны сложения или «пучности») и минимумов (зоны вычитания или узлы).


Звуки, которые движутся в противоположных направлениях, образуют стоячую волну.

В таком сигнале энергия не изменяется, т. к. переносится в равном количестве прямо и обратно.

Рассматриваемое явление влияет на акустическое восприятие игры музыкальных инструментов: в узлах басы почти не слышны, в «пучностях» звучат очень насыщенно.

В струне

Натянутая музыкальная струна генерирует поперечные колебания, а сама утрачивает первоначальное положение.

Колеблющаяся вибрирует закрепленными неподвижно концами и производит основной тон. Он состоит из комбинации стоячих волн. Их узлы находятся на зафиксированных концах.

Кроме того, вибрации в струне возникают в нескольких местах. При этом струна оказывается как бы разделена на равные части. Каждая из них тоже колеблется с образованием своих сигналов и производит дополнительные тоны меньшей амплитуды.

Человеческое ухо воспринимает весь набор сгенерированных звуков, но сознание их не дифференцирует и выдает за единое целостное звучание.

В духовых инструментах

Теория звука в струне применима к духовому музыкальному инструменту. Последний можно упрощенно представить в виде прямой трубы, в которой образуются стоячие волны. У открытого конца находится «пучность», у закрытого – узел.


В духовых инструментах применяется теория звука.

АКУ́СТИКА

АКУ́СТИКА (от греч. ἀϰουστιϰός – слу­хо­вой), об­ласть фи­зи­ки и тех­ни­ки, изу­чаю­щая уп­ру­гие (зву­ко­вые) ко­ле­ба­ния и вол­ны в разл. сре­дах, их воз­бу­ж­де­ние и вос­при­ятие, рас­про­стра­не­ние, взаи­мо­дей­ст­вие со сре­дой, а так­же раз­но­об­раз­ное при­ме­не­ние.

А.– од­на из са­мых древ­них об­лас­тей зна­ния. Воз­ник­ла как уче­ние о слы­ши­мом зву­ке, вос­при­ни­мае­мом че­ло­ве­че­ским ухом. Аку­стич. яв­ле­ния – го­ло­са лю­дей и жи­вот­ных, шу­мы вет­ра и мо­ря, гром и т. п. – от­но­сят­ся к пер­вым ес­теств. про­цес­сам, ко­то­ры­ми за­ин­те­ре­со­ва­лись лю­ди. Они на­ча­ли соз­да­вать искусств. ис­точ­ни­ки зву­ка, эм­пи­ри­че­ски ус­та­нав­ли­вать осо­бен­но­сти его из­лу­че­ния и рас­про­стра­не­ния, ко­то­рые ис­поль­зо­ва­ли при из­го­тов­ле­нии муз. ин­ст­ру­мен­тов и при строи­тель­ст­ве об­ще­ст­вен­ных зда­ний (хра­мов, те­ат­ров). Так, Пи­фа­гор (6 в. до н. э.) об­на­ру­жил связь ме­ж­ду вы­со­той зву­ка и дли­ной стру­ны или тру­бы; Ари­сто­тель (4 в. до н. э.) ус­та­но­вил, что рас­про­стра­не­ние зву­ка со­про­во­ж­да­ет­ся сжа­ти­ем и раз­ре­же­ни­ем воз­ду­ха, а эхо обу­слов­ле­но от­ра­же­ни­ем зву­ка от пре­пят­ст­вий. Ле­о­нар­до да Вин­чи (15–16 вв.) ис­сле­до­вал от­ра­же­ние зву­ка, сфор­му­ли­ро­вал не­за­ви­си­мость рас­про­стра­не­ния зву­ко­вых волн от раз­ных ис­точ­ни­ков.

Ста­нов­ле­ние А. как фи­зич. нау­ки на­ча­лось в 17 в. с изу­че­ния сис­те­мы муз. то­нов и их ис­точ­ни­ков, из­ме­ре­ния ско­ро­сти рас­про­стра­не­ния зву­ка (Г. Га­ли­лей, М. Мер­сенн). В по­сле­дую­щие два ве­ка А. раз­ви­ва­лась как раз­дел ме­ха­ники: на ба­зе за­ко­нов ме­ха­ни­ки Нью­тона, за­ко­на уп­ру­го­сти Гу­ка и прин­ци­па Гюй­ген­са для вол­но­во­го дви­же­ния (см. Гюй­ген­са – Фре­не­ля прин­цип) бы­ла соз­да­на тео­рия из­лу­че­ния и рас­про­стра­не­ния аку­стич. волн в сре­де, раз­ра­бо­та­ны ме­то­ды из­ме­ре­ния, за­ло­же­ны ос­но­вы ана­ли­за и син­те­за зву­ка (И. Нью­тон, Т. Юнг, П. Ла­п­лас, О. Фре­нель, Л. Эй­лер, Д. Бер­нул­ли, Г. Гельм­гольц). Клас­сич. этап раз­ви­тия А. по­ды­то­жен Дж. У. Рэ­ле­ем в его тру­де «Тео­рия зву­ка» (1877–78).

К кон. 19 – нач. 20 вв. от­но­сит­ся но­вый этап раз­ви­тия А. Он свя­зан с от­кры­ти­ем воз­мож­но­сти пре­об­ра­зо­ва­ния аку­стич. сиг­на­лов в элек­тро­маг­нит­ные и об­рат­но. Толч­ком к это­му по­слу­жи­ли изо­бре­те­ния зву­ко­за­пи­си (Т. А. Эди­сон), те­ле­фо­на и мик­ро­фо­на (А. Г. Белл и др.). Но­вое на­прав­ле­ние в А., свя­зан­ное на на­чаль­ной ста­дии с раз­ви­ти­ем ра­дио­тех­ни­ки и ра­дио­ве­ща­ния, сти­му­ли­ро­ва­ло бур­ное раз­ви­тие как при­клад­ной, так и фун­дам. А., уве­ли­чив и пре­об­ра­зо­вав ар­се­нал ис­поль­зуе­мых в ней экс­пе­рим. средств. Не­из­ме­ри­мо рас­ши­рил­ось при­ме­не­ние аку­стич. ме­то­дов в разл. об­лас­тях нау­ки и тех­ни­ки.

Совр. А. – об­ласть жиз­не­дея­тель­но­сти че­ло­ве­ка, свя­зан­ная с нау­кой, тех­ни­кой и куль­ту­рой, при этом важ­ное зна­че­ние име­ет звук как ос­но­ва средств об­ще­ния лю­дей. Об­ласть рас­смат­ри­вае­мых в А. час­тот ши­ре слу­хо­во­го диа­па­зо­на – соб­ст­вен­но зву­ка (ус­лов­ные гра­ни­цы 16 Гц – 20 кГц): ни­же ле­жит об­ласть ин­фра­зву­ка (0–20 Гц), вы­ше – ульт­ра­зву­ка (20 кГц – 109 Гц) и ги­пер­зву­ка (109 Гц – 1013 Гц), при­чём в ги­пер­зву­ко­вой об­лас­ти уже мо­гут про­яв­лять­ся кван­то­вые эф­фек­ты. Со­глас­но этим диа­па­зо­нам, под­раз­де­ля­ют­ся ме­то­ды ис­сле­до­ва­ний в А. и изу­чае­мые об­лас­ти (напр., вол­ны ин­фра­зву­ко­вых час­тот ис­поль­зу­ют­ся для изу­че­ния даль­не­го рас­про­стра­не­ния зву­ка в океа­не, ульт­ра- и ги­пер­зву­ко­вых – в де­фек­то­ско­пии и фи­зи­ке твёр­до­го те­ла).

Од­на из осн. за­дач А.– по­лу­че­ние с по­мо­щью уп­ру­гих волн ин­фор­ма­ции о свой­ст­вах и строе­нии ма­те­ри­аль­ной сре­ды и гра­ни­цах раз­де­ла сред пу­тём изу­че­ния ха­рак­те­ра рас­про­стра­не­ния волн. К ос­нов­ным от­но­сят­ся так­же про­бле­мы изу­че­ния аку­стич. воз­дей­ст­вия на фи­зич., хи­мич. и др. про­цес­сы в ве­ще­ст­ве с це­лью на­прав­лен­но­го из­ме­не­ния его свойств. Важ­ней­шим ос­та­ёт­ся вы­яс­не­ние всех ме­ха­низ­мов аку­стич. ком­му­ни­ка­ции с це­лью соз­да­ния для неё оп­ти­маль­ных ус­ло­вий.

Об­щие за­ко­но­мер­но­сти из­лу­че­ния, рас­про­стра­не­ния и приё­ма зву­ко­вых волн изу­ча­ет тео­рия зву­ка, тре­бую­щая при­ме­не­ния но­вей­ших ма­те­ма­тич. ме­то­дов и вы­чис­лит. средств (это на­прав­ле­ние ино­гда на­зы­ва­ют ма­те­ма­тич. А.). На­ря­ду с об­щим вол­но­вым под­хо­дом для рас­смот­ре­ния за­дач рас­про­стра­не­ния зву­ка с ма­лой по срав­не­нию с мас­шта­бом пре­пят­ст­вий дли­ной вол­ны (см. Вол­но­вая аку­сти­ка) в тео­рии ис­поль­зу­ет­ся так­же пред­став­ле­ние о зву­ко­вых лу­чах (см. Гео­мет­ри­че­ская аку­сти­ка). При­ме­ни­тель­но к разл. мо­де­лям сред, рас­про­стра­не­ния волн и аде­к­ват­ным им ме­то­дам рас­смот­ре­ния аку­стич. по­лей сфор­ми­ро­ва­лись та­кие под­раз­де­лы тео­рии зву­ка, как ста­ти­сти­че­ская аку­сти­ка, аку­сти­ка дви­жу­щих­ся сред, кри­стал­лоа­ку­сти­ка и др. Важ­ным раз­де­лом тео­ре­тич. А. яв­ля­ет­ся не­ли­ней­ная аку­сти­ка, свя­зан­ная с за­мет­ны­ми из­ме­не­ния­ми свойств сре­ды при про­хо­ж­де­нии аку­стич. волн. Раз­ви­тие не­ли­ней­ной А. обу­слов­ле­но, в ча­ст­но­сти, по­яв­ле­ни­ем ис­точ­ни­ков зву­ка боль­шой мощ­но­сти.

Наи­бо­лее тес­но свя­за­на с др. об­лас­тя­ми совр. фи­зи­ки фи­зи­че­ская аку­сти­ка, за­ни­маю­щая­ся изу­че­ни­ем осо­бен­но­стей рас­про­стра­не­ния уп­ру­гих волн в ре­аль­ном ве­ще­ст­ве, а так­же ис­сле­до­ва­ни­ем взаи­мо­дей­ст­вия ульт­ра­зву­ко­вых и ги­пер­зву­ко­вых волн с ве­ще­ст­вом и фи­зич. по­ля­ми, в ча­ст­но­сти аку­сто­элек­трон­но­го, аку­сто­оп­ти­че­ско­го, фо­нон-фо­нон­но­го, фо­нон-фо­тон­но­го и др. взаи­мо­дей­ствий. Под­раз­де­ла­ми фи­зич. аку­сти­ки яв­ля­ют­ся мо­ле­ку­ляр­ная аку­сти­ка и кван­то­вая аку­сти­ка. Фи­зич. А. тес­но пе­ре­пле­та­ет­ся со смеж­ны­ми об­лас­тя­ми нау­ки и тех­ни­ки – элек­тро­ни­кой (аку­сто­элек­тро­ни­ка), оп­ти­кой (аку­сто­оп­ти­ка, оп­тоа­ку­сти­ка).

Рас­про­стра­не­ние аку­стич. волн в ес­тествен­ных сре­дах – ат­мо­сфе­ре, во­дах Ми­ро­во­го ок., зем­ной ко­ре – и свя­зан­ные с этим яв­ле­ния изу­ча­ют­ся в ат­мо­сфер­ной аку­сти­ке, гид­ро­аку­сти­ке, аку­сти­ке океа­на, гео­аку­сти­ке. Аку­стич. вол­ны слу­жат для зон­ди­ро­ва­ния этих сред. Осо­бую важ­ность име­ет гид­ро­аку­сти­ка, по­сколь­ку звук – един­ст­вен­ный из всех ви­дов из­лу­че­ния, рас­про­стра­няю­щий­ся на зна­чит. рас­стоя­ния в вод­ной сре­де. С гид­ро­аку­сти­кой свя­за­на важ­ная и ши­ро­ко раз­ви­тая при­клад­ная об­ласть – гид­ро­ло­ка­ция.

Элек­тро­аку­сти­ка изу­ча­ет про­цес­сы пре­об­ра­зо­ва­ния аку­стич. сиг­на­лов в элек­три­че­ские и об­рат­но. На её ос­но­ве воз­ник­ла об­шир­ная при­клад­ная об­ласть – зву­ко­тех­ни­ка, за­ни­маю­щая­ся раз­ра­бот­кой ап­па­ра­ту­ры для пе­ре­да­чи, за­пи­си, вос­про­из­ве­де­ния аку­стич. волн слы­ши­мо­го диа­па­зо­на. Элек­тро­аку­сти­ка свя­за­на со все­ми ос­таль­ны­ми об­лас­тя­ми А., т. к. на её прин­ци­пах ба­зи­ру­ет­ся ап­па­ра­ту­ра для са­мых раз­ных ви­дов аку­стич. из­ме­ре­ний. Элек­тро­аку­сти­ка за­ни­ма­ет­ся и фун­дам. ис­сле­до­ва­ния­ми элек­тро­ме­ха­нич. и элек­тро­аку­стич. пре­об­ра­зо­ва­ний в ве­ще­ст­ве, тес­но смы­ка­ясь здесь с фи­зич. аку­сти­кой.

При­клад­ные об­лас­ти А.– ар­хи­тек­тур­ная аку­сти­ка и строи­тель­ная аку­сти­ка – изу­ча­ют рас­про­стра­не­ние зву­ка в об­ществ. по­ме­ще­ни­ях (за­лах, ау­ди­то­ри­ях) и спо­соб­ст­ву­ют соз­да­нию оп­ти­маль­ных ус­ло­вий вос­при­ятия ре­чи и му­зы­ки, а так­же обес­пе­че­нию зву­ко­изо­ля­ции жи­лых и про­из­вод­ст­вен­ных по­ме­ще­ний. Совр. прин­ци­пы строи­тель­ст­ва и при­ме­не­ние но­вых стро­ит. ма­те­риа­лов ус­лож­ня­ют за­да­чи и сти­му­ли­ру­ют раз­ви­тие этих при­клад­ных на­ук. Но­вые ­ме­тоды и сред­ст­ва из­ме­ре­ний ис­поль­зу­ют­ся и в ис­сле­до­ва­ни­ях по му­зы­каль­ной аку­сти­ке, где в ар­се­нал из­вест­ных муз. ин­ст­ру­мен­тов во­шли и но­вые – элек­тро­му­зы­каль­ные.

Осо­бое ме­сто в А. за­ни­ма­ет изу­че­ние шу­ма аку­сти­че­ско­го – важ­но­го фак­тора воз­дей­ст­вия ок­ру­жаю­щей сре­ды на че­ло­ве­ка. При этом зву­ки при­род­но­го про­ис­хо­ж­де­ния (шум гор­ной ре­ки, дож­дя, ше­лест ле­са и т. п.) ока­зы­ва­ют бла­го­при­ят­ное воз­дей­ст­вие, а ин­тен­сив­ные шу­мы ин­ду­ст­ри­аль­но­го про­ис­хо­ж­де­ния (транс­пор­та, ма­шин и ме­ха­низ­мов, про­из­во­дя­щих гром­кие зву­ки) мо­гут не­га­тив­но вли­ять на здо­ро­вье лю­дей, при­во­дя к по­те­ре слу­ха и разл. за­бо­ле­ва­ни­ям. При совр. уров­не ин­ду­ст­риа­ли­за­ции шум ста­но­вит­ся од­ной из со­став­ляю­щих эко­ло­гич. за­гряз­не­ния. В за­да­чи А. вхо­дит раз­ра­бот­ка на­уч. ме­то­дов и тех­нич. средств для вы­яв­ле­ния ис­точ­ни­ков шу­ма и сни­же­ния его уров­ня как уст­ра­не­ни­ем (по воз­мож­но­сти) са­мих ис­точ­ни­ков, так и пу­тём соз­да­ния средств за­щи­ты от не­го. Раз­ра­ба­ты­ва­ют­ся ме­ж­ду­нар. нор­мы до­пус­ти­мых шу­мов ма­шин и ме­ха­низ­мов, при­чём с те­че­ни­ем вре­ме­ни они ста­но­вят­ся всё бо­лее жё­ст­ки­ми.

От­дель­ное на­прав­ле­ние А. свя­за­но с ис­сле­до­ва­ния­ми и разл. при­ме­не­ния­ми ульт­ра­зву­ка – в фи­зич. экс­пе­ри­мен­те, гид­ро­аку­сти­ке, пром-сти, на транс­пор­те, в ме­ди­ци­не и др. Ульт­ра­зву­ко­вые уст­рой­ст­ва ис­поль­зу­ют в аку­сти­чес­ком конт­ро­ле, ульт­ра­зву­ко­вой ди­а­гно­сти­ке, мик­ро­ско­пии аку­сти­че­ской, зву­ко­ви­де­нии, гид­ро­ло­ка­ции. С по­мо­щью ульт­ра­зву­ка мож­но осу­ще­ст­в­лять от­жиг де­та­лей, свар­ку пла­ст­масс, свер­ле­ние от­вер­стий в хруп­ких ма­те­риа­лах, из­ме­нять ско­рость и ха­рак­тер хи­мич. про­цес­сов и др.

Био­аку­сти­ка за­ни­ма­ет­ся во­про­са­ми рас­про­стра­не­ния аку­стич. волн в жи­вых тка­нях, воз­дей­ст­ви­ем этих волн на био­ло­гич. объ­ек­ты и био­тка­ни, изу­че­ни­ем ме­ха­низ­мов зву­ко­об­ра­зо­ва­ния, вос­при­ятия аку­стич. волн жи­вот­ны­ми. Ис­сле­до­ва­ния­ми ор­га­нов и про­цес­сов зву­ко­вос­прия­тия и зву­ко­из­лу­че­ния у че­ло­ве­ка за­ни­ма­ют­ся фи­зио­ло­ги­че­ская аку­сти­ка и пси­хо­ло­ги­че­ская аку­сти­ка. Про­бле­мы ре­че­об­ра­зо­ва­ния, пе­ре­да­чи и вос­при­ятия ре­чи рас­смат­ри­ва­ют­ся в ре­че­вой аку­сти­ке. Ре­зуль­та­ты этих ис­сле­до­ва­ний ис­поль­зу­ют­ся в зву­ко­тех­нике, ар­хит. аку­сти­ке, при раз­ра­бот­ке сис­тем пе­ре­да­чи ре­чи, в тео­рии ин­фор­ма­ции и свя­зи, в му­зы­ке, фи­зио­ло­гии, ме­ди­ци­не и др.

На­ря­ду с эти­ми тра­диц. об­лас­тя­ми ис­сле­до­ва­ний в совр. А. по­яв­ля­ют­ся но­вые на­прав­ле­ния и раз­де­лы. Так, ин­те­рес к взаи­мо­дей­ст­вию аку­стич. по­лей с аэ­ро­ди­на­мич. и те­п­ло­вы­ми по­то­ка­ми и к ге­не­ра­ции зву­ка в этих по­то­ках обу­сло­вил ин­тен­сив­ное раз­ви­тие аэ­ро­аку­сти­ки и тер­мо­аку­сти­ки. С сер. 20 в. изу­че­ние тер­мо­аку­стич. ко­ле­ба­ний при­об­ре­ло прак­тич. на­прав­лен­ность в свя­зи с не­об­хо­ди­мо­стью вы­яс­не­ния про­цес­сов в ка­ме­рах сго­ра­ния ра­кет­ных дви­га­те­лей. Прак­тич. зна­чи­мость пред­став­ля­ют и про­цес­сы тер­мо­аку­сти­че­ского и об­рат­но­го аку­сто­тер­ми­че­ско­го пре­об­ра­зо­ва­ний, в ча­ст­но­сти в свя­зи с воз­мож­ностью соз­да­ния аку­стич. хо­лодиль­ни­ков. Во 2-й пол. 20 в. воз­ник­ла ра­диа­ци­он­ная аку­сти­ка, ко­то­рая раз­ви­ва­ет­ся на сты­ке А., ядер­ной фи­зи­ки, фи­зи­ки вы­со­ких энер­гий и эле­мен­тар­ных час­тиц.

Но­вые ас­пек­ты рас­смот­ре­ния экс­пе­рим. фак­тов воз­ни­ка­ют и в А. океа­на, что по­зво­ля­ет ис­поль­зо­вать не­ко­то­рые на­блю­дае­мые яв­ле­ния для оце­нок и про­гно­зи­ро­ва­ния гло­баль­ных про­цес­сов (напр., по­те­п­ле­ния кли­ма­та Зем­ли).

Явление резонанса – что это

Впервые явление резонанса описал Галилей в 1602 г.

Если на колебательную систему периодически воздействовать извне, то частота ее стационарных колебаний может совпасть с частотой внешних. В этот момент возникает резонанс – резко возрастет амплитуда собственных колебаний.

Это явление учитывают при создании звуковых устройств, в частности музыкальных инструментов. Скрипка, гитара, фортепиано имеют резонаторы, которыми служит корпус инструмента.

Струне присуща основная резонансная частота. Если натянуть ее сильнее, уменьшить ее толщину и длину, то резонансная частота увеличится.

Щипок пальцев или удар молоточка заставит струну колебаться на всех частотах. Колебания, не совпадающие с резонансными, вскоре затухнут.

Системы объемного звучания 5.1 или 7.1 для домашнего кинотеатра

Системы объемного звучания 5.1 и 7.1 имеют несколько динамиков, расположенных в стратегически важных местах вокруг вас при просмотре экрана проектора. На этом рисунке показаны места расположения системы объемного звучания 5.1 с проектором. Для объемного звучания 7.1 за зрителем будут размещены 2 дополнительных динамика.

Для объемного звучания Dolby Atmos будут установлены дополнительные динамики над зрителем, или требуются специальные фронтальные колонки для стрельбы вверх. На этом рисунке изображен телевизор, но он одинаков для проекторов, поэтому предположим, что телевизор на изображении является экраном проектора. Центральный динамик должен быть расположен под экраном проектора.

Размещение колонок в 5.1-канальной системе объемного звучания

Частотный спектр звука и анализ Фурье

В жизни звуки одной частоты редки. Чаще встречаются сложные звуковые сигналы. Их делят на части – обертоны и гармоники.


Анализ Фурье исследует сложные звуковые сигналы.

Метод разложения звука назвали фурье-анализом, т. к. его впервые применил французский математик Фурье в XVIII в.

Для разложения звукового сигнала строят графики, где показывают зависимость энергии от частоты, и таким образом представляют его частотный спектр.

Основные типы спектра:

  1. Дискретный. Его формируют отдельные линии частот, разделяемые пустыми промежутками.
  2. Непрерывный. В пределах полосы этого спектра представлены все частоты.

Если звуковые колебания не подчиняются гармоническому закону, человек воспринимает их как сложный сигнал со своим тембром. В нем присутствуют колебания разных частот и амплитуд.

Основной тон определяет звук по высоте, а специфическую окраску (тембр) придают обертоны.

У каждого инструмента обертоны неодинаковые, поэтому звуки тоже получаются разными.

Спектр звукового импульса

Звуковую волну можно разложить на отдельные гармонические колебания. Их совокупность образует спектр.

Спектральный состав тонов представляют на плоскости координат: на оси абсцисс откладывают частоту, а на оси ординат – амплитуду, соответствующую интенсивности гармоники. На основании полученного графика определяют тип спектра.


Спектр звукового импульса раскладывает волну на колебания.

Линейным спектром обладают:

  • чистые тоны;
  • сигналы, имеющие периодическую форму;
  • звуковые эффекты, полученные при сложении периодических волн.

К линейному спектру близки музыкальные сигналы.

Сплошной спектр характерен для шумов и затухающих звуков.

Комбинированный звуковой спектр имеют:

  • технические устройства, в которых вращение двигателя накладывает на сплошной спектр дополнительные частотные компоненты;
  • клавишные инструменты, когда удары молоточков в них приобретают шумовую окраску;
  • человеческая речь с обилием гласных звуков, близких к музыкальным.

Что такое звуковая система Dolby Atmos?

Звуковая система Dolby Atmos похожа на систему объемного звучания 5.1 или 7.1 с добавлением верхних динамиков для подачи звука сверху. Это создает трехмерный звуковой эффект, и никакие слова не могут описать фантастические звуковые эффекты.

Dolby представила систему Dolby Atmos Sound в 2012 году и первым фильмом записанным в этом новом объемном звуке Atmos был фильм «Храбрый». Первый кинотеатр с системой Dolby Atmos Surround находится в Голливуде в Dolby Theatre, известном месте проведения ежегодной церемонии вручения премии Оскар.

Звук Dolby Atmos — это то в чем записаны последние высокобюджетные голливудские фильмы. Если вы видели фильмы со звуком Dolby Atmos, то вы знаете о чем мы говорим. Это звуковая технология стоит на самом верхнем уровне. И ничто не близко к этому пока нет.

Теперь мы можем испытать этот фантастический объемный звук Dolby Atmos в наших домашних кинотеатрах дома. Цена на установку системы объемного звучания Dolby Atmos не так уж и высока. Видео ниже демонстрирует, что такое объемный звук Dolby Atmos а также объясняет, как можно преобразовать существующие системы объемного звучания 5.1 и 7.1 в систему звука Dolby Atmos.

Читайте: Как и какой телевизор лучше выбрать и купить: Все что нужно знать

Известные аудио компании, такие как Denon, Marantz, Onkyo, Pioneer и Yamaha, имеют много новых аудиосистем Dolby Atmos, либо автономных приемников Dolby Atmos, либо в качестве домашнего кинотеатра Dolby Atmos с приемником и всеми необходимыми динамиками.

Периодические звуковые колебания

Звуки считают периодическими, когда колебательный процесс непостоянный и происходит повторно и неоднократно, спустя какой-либо интервал времени.


Периодические колебания происходят с интервалом времени.

Спектр периодических колебаний всегда дискретный. Его можно разложить по частоте на отдельные гармоники.

Музыкальные звуки – пример периодических колебаний.

Простое объяснение дополнительных терминов

Для тех, кто только постигает основы акустической науки, предусмотрен упрощенный вариант описания акустических явлений и терминов.

Шум

Это относительное понятие, т. к. под ним подразумевают любой нежелательный звук. Шумом становится беспорядочный набор тонов различных характеристик. В нем отдельные сигналы не связаны между собой, возникают хаотично.

Для одного человека звук несет полезную и приятную информацию, для другого он крайне неприятен.

Можно наслаждаться громким звуком, а также испытывать дискомфорт от его прослушивания.

Выделяют разновидности шума по характеру звучания:

  • постоянный;
  • колеблющийся (непрерывно изменяющийся);
  • прерывистый (с равномерными ступенчатыми интервалами);
  • импульсный (с неравномерными интервалами звучания).


Шум подразумевает любые нежелательные звуки.
Шум различают по спектру:

  • широкополосный (со спектром, превышающим размеры октавы);
  • тональный (с отличающимися уровнями в соседних полосах).

Источники шума:

  • транспортные средства;
  • производственное оборудование;
  • звуковоспроизводящие механизмы на производстве и в быту.

Шум классифицируют по уровням:

Уровень шума, дБОписание шумаПример
25–26Едва различимНочь в деревне при отсутствии ветра
30Хорошо слышенНочь в городской квартире
40–59Не нарушает комфортаПовседневный быт
60–75Вызывает дискомфортГромко работающий телевизор
78–119СверхгромкийОживленная автотрасса
120–180ОпасныйВзрыв большой мощности

Интенсивность звучания

Волны звука переносят энергию. Ее поток проходит через участок пространства за единицу времени. Этот поток и определяет интенсивность звука.


Интенсивность звучания проходит через участок пространства.

Ухо чувствительно к широкому диапазону звука. Человеческая речь воспринимается лучше всего.

Децибел

Интенсивность звучания принято измерять в децибелах (дБ). Это логарифмическая величина, названная по фамилии шотландца Белла, изучавшего природу звуков.

Нижний уровень чувствительности человеческого уха – 0 дБ, верхний – 120, он же соответствует болевому порогу.

Громкость

Это субъективное восприятие интенсивности звука, которое зависит от давления, спектра и длительности воздействия.

Громкость – одна из характеристик музыкального тона.

Ощущение громкости зависит от:

  • амплитуды колебаний;
  • их частоты;
  • возраста.


Громкость — восприятие интенсивности звука.
Чем сильнее музыканты ударяют по гитарным струнам, тем больше амплитуда их колебаний. Если звучащее тело издает колебания увеличенной амплитуды, то она увеличивается и в звуковой волне. Таким образом, громкость сигнала зависит от энергии колебаний. Первая величина растет в арифметической прогрессии, вторая – в геометрической.

Такая закономерность дает человеку возможность слышать как очень тихие, так и сверхгромкие звуки.

Зона слышимости составляет 16–20 кГц, но лучше ощущаются сигналы в диапазоне от 1 до 5 тыс. Гц. По мере приближения к границам частот слышимость уменьшается.

С возрастом пределы воспринимаемых частот сужаются, в связи с чем громкие раздражители вызывают дискомфорт у пожилых людей.

Дифракция звука

Способность звукового сигнала отклоняться от первоначальной траектории получила название дифракции.

Результаты этого явления – проникновение звука за массивное препятствие и способность проходить сквозь щели или крохотные отверстия.

Дифракция не подчиняется законам отражения и преломления. Благодаря ей звук рассеивается.


Дифракция — способность звука отклоняться от первоначальной траектории.

Физики объясняют такой эффект с помощью принципа Гюйгенса–Френеля. Каждую точку поля они рассматривают как самостоятельный источник сферических волн, способный огибать окружающие объекты.

Как работают звуковые панели

Звуковые панели — это звуковые системы нового поколения, которые очень компактны и просты в установке и заменяют сложные усилители и мульти-динамики, настроенные для проекторов и телевизоров. Панели работает по принципу проецируемого звука, который отражается от стен, мебели и других поверхностей для качественного звучания. Это имеет виртуальный эффект звука, поступающего со всех сторон, для достижения эффекта объемного звука 5.1 и 7.1 с помощью единой фронтальной звуковой панели.

Проектор со звуковой панелью дает большую картинку с отличным звуком

Звуковые панели имеют много сфокусированных динамиков, которые посылают сфокусированные звуковые потоки, очень похожие на световые лучи и эти сфокусированные звуковые лучи отражаются от стен вокруг вас давая тот же эффект что и 5 динамиков объемного звука в акустической системе 5.1.

Читайте: Что такое технология Dolby Vision в телевизоре?

Звуковые панели имеют много маленьких направленных динамиков, которые направляют звуковые лучи в разные стороны, отражаясь от соответствующих поверхностей таких как стены. Звуковая панель Yamaha имеет автоматическую систему для калибровки и направления луча звука в правильных направлениях для комнаты, в которой он настраивается.

Компания Yamaha Japan произвела революцию в звуковых системах для проекторов и телевизоров, выпустив Soundbars. Yamaha по-прежнему делает лучшую Soundbar для проекторов и понятно что они дороже чем конкурирующие бренды.

Рефракция звука

В неоднородной среде звуковые колебания могут менять направление в сторону слоя, где скорость меньше. Такое свойство получило название рефракции. Она может наблюдаться в атмосфере, толще земли, в водах Мирового океана.

Температурная

Рефракция в атмосфере зависит от температуры воздуха и наличия ветра.

На высоте 10–15 км от поверхности земли температура воздуха очень низкая, так же мала и скорость звука. Сигналы от земного источника в верхних слоях атмосферы загибаются вверх и перестают слышаться на земле. Образуется зона молчания.

В ночное время иногда возникает температурная инверсия, при которой на высоте более 20 км от земли нагреваются слои атмосферы. Происходит обратное явление: звук поворачивает вниз, многократно отражается от поверхности земли или воды. Формируется зона аномальной слышимости, по площади превосходящая зону молчания.


Рефракция в атмосфере зависит от ветра.

Под водой

Рефракция в толще воды обусловлена:

  • ее соленостью;
  • температурой;
  • давлением.

По горизонтали рефракционная способность слабее, чем по вертикали, и проявляется на очень больших расстояниях, а также в зонах соприкосновения холодных и теплых течений, вокруг айсбергов.

Вертикальная рефракция фокусирует звуки из глубины океана возле его поверхности.

Поглощение вследствие внутреннего трения и теплопроводности

По мере распространения волн звука их интенсивность уменьшается. Причем часть акустической энергии рассеивается в любой среде.

Известны причины поглощения звука:

  • внутреннее трение;
  • межмолекулярное взаимодействие;
  • теплообмен.


Межмолекулярное взаимодействие является причиной поглощения звука.
Интенсивность поглощения зависит от:

  • частоты сигнала;
  • давления;
  • температуры среды.

При прохождении звукового импульса между частицами среды возникает трение. В жидкостях и газах его называют вязкостью. Благодаря ей акустические волны утрачивают энергию, которую необратимо превращают в теплоту.

Поглощению звука способствуют потери теплоты. Газ в фазе сжатия нагревается, а часть тепловой энергии уходит за пределы среды.

Выведена формула, согласно которой поглощение сигнала возрастает пропорционально квадрату частоты. Поэтому высокочастотные звуки поглощаются быстрее низких.

Музыкальная акустика

Математические модели звуковых систем были известны еще в Древней Греции и Китае. Современные ученые углубили и использовали полученные знания для создания электромузыкальных инструментов.


Знания звука использовали для создания музыкальных инструментов.

Сегодня музыкальные сигналы и их характеристики, механизмы звучания инструментов составляют предмет изучения музыкальной акустики. Высоту, тембр и динамику звуков в этой междисциплинарной науке рассматривают с точки зрения их воздействия на слух и воспроизведения музыкантами-исполнителями.

Исследователю в этой области пригодятся знания математики, физиологии, медицины и психологии.

Звуки

Музыкальные звуки относятся к периодическим, повторяющимся через установленные промежутки времени, состоят из гармоник.

Их источники – колеблющиеся струны инструментов и воздушные столбы.

Как работает акустика для домашнего кинотеатра 5.1

Различные колонки в системе объемного звучания имеют разные функции:

Центральный динамик в системе объемного звучания 5.1

Звук разговора выводится из центрального динамика, расположенного чуть ниже экрана проектора. Это дает вам ощущение, что на самом деле говорят люди на экране. Важно, чтобы центральный громкоговоритель системы объемного звучания 5.1 или 7.1 был наилучшего качества, которое вы можете себе позволить, потому что именно от этих передних центральных громкоговорителей исходят все голоса разговоров, поэтому для их четкого звучания необходимы громкоговорители хорошего качества.

Передние левый и правый динамики объемного звучания в акустической системе 5.1

Эти динамики выводят звуки, которые исходят с левой и правой сторон телевизионного изображения. Давайте рассмотрим пример автомобиля, движущегося слева направо на телевизионной сцене.

Читайте: Проектор или телевизор: Что лучше выбрать для дома?

Звук выше от левого центрального динамика, когда автомобиль только вводит изображение с левой стороны. Когда автомобиль движется к центру экрана, звук из переднего левого динамика уменьшается, звук из переднего центрального динамика становится максимальным, а когда автомобиль достигает правой части экрана звук из правого переднего динамика увеличивается.

Автомобиль проезжает через экран телевизора за пару секунд, если двигается медленно, или будет проноситься через экран за доли секунды, если двигается быстро. Независимо от скорости автомобиля, динамики синхронизируются с движением автомобиля, и вы получаете очень реалистичный звук автомобиля появляющегося на экране.

Задние динамики слева и справа в 5.1 звуковой акустической системе

Задние левый и правый громкоговорители в системе объемного звука 5.1 или 7.1 включаются, когда для сцен проектора требуется звук сзади или со всех сторон. Примеры сцен, когда все динамики объединяются, например, когда идет сильный дождь, вы почувствуете что попали под дождь. Задние колонки также присоединяются к сцене когда, например самолет пролетает у вас над головой. Вы должны испытать качественную систему объемного звучания, чтобы действительно наслаждаться современными фильмами HDTV.

Читайте: Проектор для домашнего кинотеатра: Как выбрать и какой лучше купить?

Сабвуфер в 5.1 звуковой системе

Сабвуфер является шестым динамиком в системе объемного звучания 5.1. Работа сабвуфера заключается в выводе всех низкочастотных звуков, таких как взрывы, тяжелые барабаны, очень глубокий басовый звук разговора и т. д. Поскольку человеческие уши не могут определить направление, из которого исходит низкочастотный звук, сабвуфер может быть размещенным в любом месте комнаты.

Чем обусловлено звучание разных музыкальных инструментов

Принципы извлечения звуков одинаковы для всех инструментов, но получаемые мелодии разные.

Звучание инструмента обусловлено наличием:

  • колеблющихся элементов (струн или воздушных столбов);
  • механизма воздействия на них (пальцев музыканта, смычка скрипки и др.);
  • резонатора для связи с окружающим воздухом.

Большинство музыкальных инструментов не позволяет получить звук одной частоты: дополнительно возникают обертоны и гармоники. Если в генерируемых сигналах гармоники отсутствуют, мелодии не образуются. В этом случае устройства (например, барабаны, литавры) используют для подчеркивания ритма.

Струнные инструменты

Пальцы гитариста или смычок скрипача приводят в движение струны. Звуковые волны от их колебаний передают энергию на корпус инструмента. Последний тоже начинает колебаться, а человеческое ухо воспринимает музыкальный сигнал.


Смычок скрипача создает движение струн.

На его качество влияют:

  1. Материал, из которого сделан корпус инструмента. Так, домры изготавливают из белого клена, акустические гитары – из ливанского кедра, электрогитары – из пластика или оргстекла.
  2. Форма и конфигурация инструмента. Это характеристики, которые изобретались и совершенствовались веками. Они не поддаются объяснению акустической наукой.
  3. Длина и диаметр струн. Звук тем выше, чем тоньше струна.

Клавишные

У рояля и пианино механизм звучания одинаковый: на раму натянуты струны, вокруг них располагаются резонирующий корпус, клавиши и педали. При нажатии клавиш деревянные молоточки ударяют по струнам. Их вибрация создает звук.

Для каждой ноты настроена своя струна.

Тембр тона получается насыщенным и однородным по следующим причинам:

  1. Из-за массивной деки диапазон формант очень широк.
  2. Большинство гармоник возникает на низших частотах.
  3. Удар молоточком в строго обозначенную точку струны подавляет диссонирующие с основной частотой гармоники.


При нажатии клавиш молоточки ударяют по струнам.

Духовые инструменты

Способы извлечения звука:

  1. Колебания воздуха в трубе цилиндрической формы с острым краем резонатора.
  2. Колебания гибкой поверхности язычка.

В первом случае поток воздуха выходит из щели и разбивается острым клинообразным препятствием. По разные стороны клина образуются вихри – «краевые тоны». Они возбуждают воздушные столбы во флейте, органе. При этом основная частота образуемых гармоник находится в обратной зависимости от длины трубы.

Во втором гибкий язычок (трость) колеблется в воздушном потоке. Когда воздух проходит через щель, трость втягивается в нее и перекрывает отверстие. При отсутствии потока она возвращается обратно и процесс повторяется. Так устроены кларнет, саксофон, гобой.

Пятничный формат: Подборка необычной акустики

Сохранить и прочитать потом —

Еще в 50-х годах прошлого века считалось престижным, если акустическая система спрятана от глаз слушателей или максимально органично вписывается в интерьер. По этой причине люди иной раз придумывали оригинальные решения для размещения техники.

Один из читателей High Fidelity, посоветовавшись с женой, решил «спрятать» стереосистему в духовку: «Туда влезло все необходимое оборудование; правда, выглядело это очень странно». Похожий экономный дизайн предлагала статья в Popular Mechanic от 1955 года. Главная идея – разместить Hi-Fi-систему на сушилке для одежды.

Страсть к необычным и, порой, провокационным решениям докатилась и до наших времен. Даже сегодня производители аудиоаппаратуры облекают динамики в интересные корпуса. Например, дизайнеры компании Triple C на протяжении всего времени существования бренда черпали свое вдохновение в природе. По этой причине колонки BluBOOM выполнены в виде половинки кокоса (на фото выше).

В 2003 году компания Ferguson Hill разработала интересную модель колонок – FHOO1. Это дипольные динамики с огромным прозрачным рупором. Вся конструкция занимает неприлично много места и стоит около $20 000.

Еще одни большие и очень странные колонки вышли из под пера израильского дизайнера Шмуэля Лински. Колонки выполнены из бетона, и весит каждая из них по 56 кг. Помимо бетонных колонок, дизайнер также выпустил бетонную кофемашину и бетонное каноэ. Не совсем понятно, какой толк в бетонном каноэ, но колонки действительно можно использовать по назначению.

Дизайнер заявляет, что при прослушивании музыки через эту модель, можно достичь состояния нирваны. Вверху колонки находится небольшой громкоговоритель, от которого идет длинный 96-сантиметровый канал, превращающийся в итоге в сабвуфер.

Следующие колонки, в отличие от предыдущих, намного компактнее и не занимают так много места, поэтому способны уместиться на книжной полке, тумбе у телевизора или на кухне. Разработанные Йоакимом Аксельссоном колонки Soundragon выполнены в форме дракона, так что любителям восточной культуры они придутся по вкусу. Делают колонки вручную в Швеции из полиэтиленовой смолы.

Следующие колонки от титанов звуковой индустрии, компании Bowers and Wilkins, отличаются своим неоднозначным дизайном. Топовая аудиосистема Nautilus выполнена в форме раковины моллюска. Материал, из которого сделаны колонки – пластик, армированный углеволокном.

Из такого же пластика сделаны болиды Формулы 1. После пяти лет исследований и экспериментов с формой колонок, инженеры достигли того звучания, к которому стремились. Цена на такие колонки заоблачная – $90 000, но лучше звука, по словам инженеров B&W, вам не найти.

И снова время каламбура. Woofer – это 2 колонки, которые выглядят как собаки [«woof» с английского переводится как «гавкать, рычать», а «woofer» – как «громкоговоритель» – прим. ред.]. «Аудиопсы» выполнены из пластика и стоят порядка $1000. В этом случае сложно говорить о качестве звука, ибо ничего выдающегося здесь нет, однако, если вы решитесь приобрести это «чудо», то, скажем так, у вас будет два новых лучших друга.

А для тех, у кого аллергия на животных, но есть желание завести парочку новых друзей, рекомендуем обратить внимание на Munny Speakers. Колонки встроены в виниловых куколок. Отличительной чертой именно этих колонок является творческий подход к их созданию. Их можно «апгрейдить» самому. Моделей этих кукол огромное множество – все они разных цветов, а иногда и с дополнительными аксессуарами: ручками, кепками и пр.

Для тех же, кто жить не может без техники Apple и не расстается с наушниками от своего айпода ни на секунду, может подойти гаджет посерьезнее. Это все те же наушники, только увеличенные в несколько раз и превращенные в полочные колонки. Ничего выдающегося, кроме размера, в них нет – если только руководство по технике безопасности с советом «не пытайтесь вставить эти наушники в ухо».

Киноманам и фанатам саги о Звездных войнах придутся по душе колонки Star Wars TIE Fighter, выполненные в форме двух космических истребителей. А если бы сабвуфер был сделан в виде Звезды Смерти, то он бы изящно подчеркивал стиль всей аудиосистемы.

Концепт компактных и простых колонок представили польские дизайнеры Витек Стефаниак и Аниэлька Жданович. Помимо того, что колонки могут выполнять свою основную функцию – воспроизводить звук, на них можно хранить книги или диски. Достаточно интересное решение, совмещающее в себе компактность и функционал.

Также хочется отметить колонки Lewis Hyman, которые станут хорошим элементом декора. Lewis Hyman – это полка с динамиками, совместимая с любыми Bluetooth-устройствами. Теперь книжная полка сможет сама читать вам книги.

Тем, кто любит компактность и ненавязчивость в дизайне, понравятся колонки от компании JBL – Control Now. Каждая колонка представляет собой четверть круга. При желании, их можно соединить в пары, а то и замкнуть круг и сделать колонку настольной.

Благодаря своей эргономике, колонка легко вписывается в пространство комнаты – ее можно закрепить между двух стен, между стеной и потолком, поставить на полку. Стоит такая колонка $250, а за $280 можно купить «уличную» версию.

А вот колонки из «каменного века»: AWR-650-SM можно и нужно использовать именно на улице. Они хорошо впишутся в любой сад, потому что по своей структуре очень напоминают натуральный камень. Колонки устойчивы к непогоде, так что дождь им не помеха.

Если нет возможности использовать колонки в саду, а лицезреть растения очень хочется, стоит попробовать модульные колонки JVC Sound Garden. Концепт колонок был разработан японскими дизайнерами и представлен на неделе дизайна в Токио.

Сами колонки выполнены из эко-пластика и могут соединяться вместе, образуя целую систему. Наверху у каждого «модуля» находится небольшой горшочек, куда можно посадить бонсай или другие небольшие растения.

В заключение стоит сказать: конечно, эта подборка колонок – от фантастически дорогих, до просто занятных – призвана, в первую очередь, позабавить наших читателей. Все-таки, для большинства меломанов колонки – это часть жизненной экосистемы, которая призвана вписываться в самые разные интерьеры.

Именно поэтому при создании техники Arslab, например, инженеры придерживаются классического подхода к конструированию кабинетов. А при разработке колонок Penaudio (тоже классических форм) – уделяют внимание не только внешней конструкции, но и тактильным ощущениям, которые возникают при прикосновении к колонке: об этом и многом другом мы поговорим в одном из следующих выпусков подкаста «Звук».

Эту статью прочитали 10 366 раз

Статья входит в разделы:

Интересное о звуке

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]