Можно ли использовать студийные мониторы для домашнего кинотеатра? – Краткое руководство!


Аудиоинтерфейс (звуковая карта, аудиокарта, “звуковуха”) — это устройство, которое просто жизненно необходимо для звукозаписи. Его можно приобрести в виде компактного внешнего девайса (или большого рэкового), но, если у вас есть компьютер, то в него практически наверняка уже встроена стандартная аудиокарта. В отличие от стандартной аудиокарты, аудиоинтерфейс может предложить куда большую производительность и более широкий перечень возможностей, вроде профессиональных разъемов. Аудиоинтерфейсы имеют один или более входные каналы для соединения с внешними устройствами, вроде синтезаторов, гитар и микрофонов. Стандартными входами являются 6.35 мм (¼-дюйма) джек, XLR и RCA. Студийные мониторы можно подключать к 6.35 мм (¼-дюйма) джеку и RCA, но надежнее всего подключать мониторы именно к XLR выходам.

Для того, чтобы подключить пару студийных мониторов к ноутбуку или ПК без внешнего аудиоинтерфейса вам понадобится компьютер со встроенной звуковой картой и кабель 3.55 мм джек в 2x XLR или 3.55 мм джек в 2х 6.3 джек. Кабель может иметь разную длину. Если приобретенный кабель покажется недостаточно длинным, его легко удлинить с помощью обычного микрофонного кабеля. Последних понадобится пару, по штуке на каждый монитор.

Существует возможность усиления сигнала, полученного из DJ контроллера, с помощью встроенных в ПК или ноутбук колонок. Для этого понадобится покопаться в настройках используемой вами диджейской программы. Ваша цель — вывести выходной сигнал на встроенную в компьютер звуковую карту. Стоит помнить, что колонки подобного типа не способны передавать полную звуковую картину, что может негативно сказаться на результате. Также из-за нехватки каналов будет достаточно проблематично одновременно подключить наушники и мониторы. Если вы уже какое-то время работаете в таком формате (контроллер + встроенные в компьютер колонки), то настоятельно рекомендуем задуматься о приобретении пары хороших мониторов. Абсолютное большинство DJ контроллеров для подключения к профессиональным мониторам имеют XLR и RCA выходы. Также на многих есть разъёмы Booth Out для работы с кабелями JACK.

Кстати, раз уж вы решили подключать студийные мониторы, настоятельно рекомендуем сразу после подключения расположить их не “прямо на столе”, а на стойках.

Стойка для монитора — это важный элемент как домашней, так и профессиональной студий, который помогает избежать неожиданного проявления гребенчатой фильтрации. Гребенчатая фильтрация — результат небольших вибраций, порожденных взаимодействием мониторов и рабочего места.

Пара хороших стоек поднимает мониторы над рабочей поверхностью, тем самым изолируя репрезентацию аудиосигнала. Таким образом мы получаем более чистый сигнал, который с меньшей вероятностью будет окрашен резонансами и еле заметными реверберациями.

В качестве бюджетной альтернативы стойкам можно рассмотреть платформы. Они также неплохо изолируют мониторы от поверхности и при этом занимают меньше места, что в рамках домашнего продакшна совсем не маловажно!

Подобрать стойки для студийных мониторов, которые смогут удовлетворить именно вашу потребность, может быть очень трудно. Особенно, если учитывать все виды конструкций, ценовые категории и т.п.

Выделим основные параметры, на которые следует обращать внимание при приобретении стоек под студийные мониторы:

Как работают студийные мониторы

Студийные мониторы активны по своей природе, что означает, что они используют собственный источник питания непосредственно от сети, в отличие от большинства домашних стереодинамиков. Большинство домашних стереодинамиков не потребляют питание от сети, вместо этого они просто пропускают небольшой ток через кабели, по которым они принимают звук от основного усилителя или приемника.

В студийном мониторе используются отдельные усилители для каждой частоты тона, поэтому низкочастотный динамик, высокочастотный динамик и среднечастотный динамик имеют отдельный усилитель. В результате каждая нота и тон передаются намного точнее и, таким образом, их можно услышать с большей ясностью и детализацией, поскольку нет никакого ущерба для мощности. С пассивными динамиками все наоборот. Пассивные динамики полагаются исключительно на усилитель, который должен работать со всеми нотами и тонами во всех диапазонах.

Студийные мониторы также производятся с гораздо более жесткими допусками, чем в случае с домашними аудиоколонками, что позволяет получить больше деталей из записанного звука, так что любые недостатки звука могут быть исправлены звукорежиссером в цифровом виде. Любой такой фоновый шум, несовершенная нота или другие нежелательные звуки могут быть обнаружены и исправлены, которые в противном случае могли бы быть пропущены при прослушивании через домашние стереодинамики.

Рассуждения про установку мониторов.

Теперь конкретно про расстановку студийных мониторов. Этот вопрос мало кого заботит. Многие считают, что дорогие мониторы или колонки будут отрабатывать своё в любом случае, главное, что бы уши были на месте, а в детстве на них медведь не присаживался.

Но любые косяки при прослушивании сведенной записи на другой акустической системе, например у друга в комнате для прослушивания, станут заметны. Тогда режиссер будет винить некачественный семпл, или старую звуковую карту, или хорошие мониторы вдруг стали уже не устраивать его потребностям.

Всегда надо помнить, что расположение мониторов оказывает гораздо большее влияние на получаемый из них звук, чем сами мониторы.

Как Studio контролирует звук и почему это важно

Звук, создаваемый студийными мониторами, будет намного более сырым и близким к тому, что фактически производился в студии во время записи. Таким образом, более жесткие допуски помогут обеспечить воспроизведение звука как можно ближе к оригиналу и обеспечат гораздо большую четкость сырого звука, который впоследствии можно будет исправить и отполировать в процессе постпродакшна. С эстетической точки зрения студийные мониторы построены в большей степени в соответствии с той целью, для которой они были предназначены, и гораздо меньше внимания уделяется тому, как они выглядят в реальном мире.

Для тренированного уха способность слышать воспроизводимый звук максимально близко к источникПо возможности гораздо важнее любой конструктивной особенности самого монитора. Это позволяет производителям гарантировать, что бюджет расходуется на компоненты более высокого качества, которые используются в конструкции элементов воспроизведения звука студийного монитора, чем корпус, в котором они содержатся.

Как и домашние акустические системы, не все студийные мониторы одинаковы, и некоторые из них спроектированы так, чтобы рассеивать звук сильнее, чем другие. Это означает, что некоторые из них будут звучать лучше при приближении; в то время как другие предназначены для лучшей работы, когда слушатель находится на расстоянии.

Чисто акустические особенности — все как у всех

Еще один момент, который относится и ко многим другим колонкам — это расположение порта фазоинвертора.


Активные студийные мониторы KRK RP8G2 — фазоинвертор на передней панели

Тот случай, когда порт направлен назад, для полочной акустики, к которой чаще всего и относятся студийные мониторы ближнего поля — не лучший вариант. С ним вам понадобится свобода маневра в размещении колонки относительно задней стенки. Причем на полке или на столе. Об этом написано немало, и все проблемы преодолимы.

Но дело серьезно упрощается, когда порт фазоинвертора выведен вперед — на лицевую панель. Колонки, в которых фазоинвертор отсутствует, на мой взгляд, звучат интереснее — но встречаются, увы, гораздо реже.


Трифоник ADAM Audio: мониторы ADAM Audio T5V + сабвуфер T10S

Стоит обратить внимание и на то, что многие изготовители предусматривают работу своих мониторов в комплекте с фирменным сабвуфером. Чаще всего — приобретаемым отдельно.

Такой вариант неплох. Он позволяет получать мощное, полнодиапазонное звучание от очень компактной системы. Правда, в этом случае проблемы с включением и дистанционным управлением могут распространиться еще и на сабвуфер — будьте внимательны!

Как подключить студийные мониторы к ресиверу

Студийные мониторы, подключенные к ресиверу

Поэтому, если вы планируете использовать студийные мониторы вместо пассивных стереодинамиков для домашнего кинотеатра или домашней развлекательной системы, вам следует знать несколько вещей. Студийные мониторы подключаются совсем иначе, чем стандартные стереодинамики. Как уже упоминалось, студийные мониторы содержат один или несколько внутренних усилителей, поэтому они не могут получать питание от отдельного ресивера или усилителя. В зависимости от ресивера, который у вас есть, существует несколько различных вариантов передачи аудиосигнала на студийные мониторы.

Способы подключения студийных мониторов к ресиверу

  1. Подключите студийные мониторы с помощью RCA от выходов предусилителя на ресивере. Ресиверы более высокого класса будут иметь «предварительные выходы» RCA для разных каналов. Предварительный выход действует как сквозной аудиосигнал и не передает дополнительную мощность через этот выход. Это гарантирует, что студийный монитор не будет поврежден какой-либо дополнительной мощностью, подаваемой на него. На сегодняшний день это лучший способ подключить студийные мониторы к ресиверу!
  2. Если ваш ресивер не имеет предварительных выходов, вы можете использовать преобразователь уровня динамика в линейный. Уровня колонка преобразователя линейного уровня принимает нормальный вход провода колонки и выходы для RCAs. По сути, он извлекает мощность из обычного провода динамика и выводит только аудиосигнал. Просто подключите обычный провод динамика к преобразователю уровня динамика в линию, а затем подключите RCA от преобразователя к студийным мониторам.
  3. Подключите студийные мониторы с помощью выходов XLR на ресивере. Однако этот метод используется редко, поскольку большинство приемников не имеют выходов XLR. Крайне редко стандартный аудио / видео ресивер имеет определенные выходы XLR для всех каналов. Они есть во многих предусилителях, но на ресивере такое вряд ли встретишь. Если у вас есть выходы XLR на ресивере, то это определенно подходящий метод для подключения к нему студийных мониторов.

Если вы хотите передавать аудиосигналы по беспроводной сети, ознакомьтесь с этой статьей о том, как сделать обычные динамики беспроводными!

Резонанс помещения.

Какие бы настройки на темброблоке или эквалайзере мы не делали, от резонанса помещения избавиться или значительно уменьшить влияние на звук – очень не просто. Даже меняя имеющиеся студийные мониторы на другие – резонанс помещения будет сложно “победить”.

Чтобы этих проблем избежать, а лучше их не иметь изначально, нужно знать на что обращать внимание при установке мониторов и какими методами бороться с возникающими трудностями.

Так в чем причина появления резонанса помещения?

Самая первая возможная проблема – это когда размеры помещения такие, что длина одной из стен имеет ту же длину, что и звуковая волна, или же будут кратны половине длины волны.

В этом случае, звуковые волны просто “застревают” между стен и тем самым образуются “стоячие волны”. Искажается общая звуковая “картина”.

Очень подвержены появлению резонанса помещения, в которых все стены имеют одинаковую длину – в квадратных комнатах. В этом случае “стоячих волн” становится в два раза больше. И “победить” их будет очень не просто! Но всё же можно, если постараться.

Про стоячие волны поговорим в другой раз. Подпишись и узнай о времени выхода новой статьи – первым!

Как производятся домашние колонки

Большинство производителей Hi-Fi, вероятно, сконструируют свои колонки таким образом, чтобы воспроизведение широкого диапазона музыкальных жанров в значительной степени соответствовало воспроизведению в студийной пост-продакшн, где любые дефекты звука в процессе записи профессионально исправляются или изменяются.

Большинство, если не все домашние стереодинамики используют пассивную конструкцию, в которой нет встроенного усилителя в динамик. Вместо этого для усиления звука используется специальный усилитель, который затем отправляет сигнал и мощность на динамики черезоратор провод.

Недостатки стандартных стереодинамиков

Использование специального усилителя позволяет энтузиасту заменять динамики от одного производителя и спецификации на другой, чтобы попытаться достичь более желаемого качества прослушивания. Однако такие настройки могут также ограничить производительность динамика. Это связано с тем, как усилитель обрабатывает и отправляет аудиосигналы на динамик. В большинстве случаев один усилитель будет отвечать за питание и передачу аудиосигнала на несколько динамиков одновременно.

Производители, вероятно, будут менее требовательны к производственным допускам, которые окажут некоторое влияние на воспроизведение звука, которое фактически слышит потребитель. Любые дефекты записи с меньшей вероятностью будут замечены слушателем из-за этих менее строгих допусков, которые, в свою очередь, могут замаскировать любые недостатки записанного звука и сделать их неразличимыми для слушающего уха.

Эстетика важнее качества звука

С эстетической точки зрения домашние стереодинамики предназначены для того, чтобы больше обращать внимание на глаза, чем на ухо, и в результате производительность динамика может быть снижена из-за того, что он был построен из компонентов более низкого качества за счет более качественных внешних материалов, чтобы выглядеть как часть .

Хотя это может выглядеть соответствующим образом, воспроизведение звука может выдавать внешний вид и, как таковое, не всегда оправдывает иногда высокую цену, которая на самом деле может зависеть больше от внешнего вида оборудования, чем от звука.

Для неподготовленного глаза студийные мониторы могут выглядеть очень похожими на стандартные колонки, которые можно найти в обычной домашней аудиосистеме, но студийный монитор – это гораздо больше, чем просто воспроизведение звука, и музыканты предпочитают их использование. и профессионалы звукозаписи во время студийной работы.

Давайте учтем особенности

И если подобный вариант звучания вам интересен, то стоит обратить внимание на еще несколько характерных свойств студийной акустики. Как правило, студийные мониторы продаются по отдельности — каждый из них способен работать самостоятельно.

Вариант конфигурации компьютерной акустики, когда вся электроника размещена в одной колонке (master), а вторая колонка весит меньше и не имеет органов управления (slave), у студийных мониторов редок. Разве что в очень недорогих моделях.

При этом, покупая пару мониторов вместе, с заводскими номерами, идущими практически подряд, мы получаем дополнительную гарантию идентичности их звучания. Хотя в случае с серьезными моделями часто утверждается, что даже если два образца одной модели мониторов куплены с разницей в год, звук будет совпадать — на то они и студийные.


Neumann KH 310 A — трехполосные, «почти полочные», спереди и сзади

В серьезно оснащенных студийных мониторах бывают представлены средства для регулировки не только АЧХ, но и задержки, а также иногда даже фазовых параметров излучателей. Причем часто это не регуляторы, а джамперные панели либо электронные интерфейсы с развитым меню и почти графическим дисплеем.

Перед тем, как приобрести такое оборудование, я бы рекомендовал прийти к четкому пониманию — способны ли вы при необходимости настроить его и надо ли вам все это в домашних условиях.


Студийные мониторы PreSonus Eris E8, подключение — 6-мм джек, XLR, RCA

Еще один вопрос — коммутация. Как правило, аналоговое входы серьезных студийных мониторов представлены в формате балансных разъемов XLR. Это делается по абсолютно логичным соображениям: балансное соединение позволяет работать с гораздо более длинными кабелями, что в условиях студии оправдано даже для мониторов ближнего поля.

На самом деле, проблема перехода от небалансного к балансному сигналу решаема. Но гораздо лучше, если ваша домашняя аппаратура имеет соответствующую коммутацию. Если вы рассчитываете часто использовать органы управления ваших мониторов, обратите внимание на то, где они расположены. У многих моделей хотя бы кнопка включения и ручка громкости выведены на переднюю панель. Это — для вас.

Стереодинамики по сравнению со студийными мониторами

Итак, с учетом всего этого, можно ли использовать студийные микшеры в домашнем кинотеатре? Простой ответ – да, хотя с эстетической точки зрения можно пойти на некоторые компромиссы. Однако воспроизведение звука будет гораздо более прозрачным, и слушатели наверняка окупятся за свои деньги в отношении качества звука.

С другой стороны, стереодинамики могут не воспроизводить необработанный звук так, как задумал записывающий художник, и вместо этого конечный продукт будет более отполированным и с уже устраненными или исправленными дефектами записи. Они также могут быть неспособны передать звук в полном объеме так, как это могло быть задумано. Например, басовые тона могут звучать слабее из-за ограничений мощности и воспроизведения динамика из-за единственного усилителя, который также будет обрабатывать другие ноты и тона одновременно.

Теперь, когда вы понимаете некоторые различия между ними, вы можете задаться вопросом, можно ли использовать обычные динамики в качестве стереомониторов? Они так работают в обоих направлениях? Вроде, но это немного сложнее для понимания. Ознакомьтесь со связанной статьей, если вам интересно.

Если вы решите использовать студийные мониторы в домашнем кинотеатре или домашней развлекательной системе, я настоятельно рекомендую прочитать эту статью о микшировании и согласовании динамиков. Есть ценная информация о том, как правильно микшировать и согласовывать динамики для системы домашнего кинотеатра.

Акустическая подготовка помещения

Стоит разместить акустические панели и “басовые ловушки” за мониторами. Это снизит большую часть проблем с отражением басов от задней стены. Так же, ищем начальные точки отражения и в этих местах устанавливаем панели и ловушки. Таких мест всего четыре. Где они?

Всё просто. Представим, что у нас есть помощник и он держит в руках зеркало, которое двигает на уровне вашей головы вдоль стен. Сидя в том месте, где будут прослушиваться мониторы, нужно найти отражение монитора в этом зеркале. Одна точка будет слева от вас и акустики, вторая справа (на правой стене), и две точки получаются на потолке. Туда и нужно разместить звукопоглощающие панели.

Следующий шаг – задняя стенка, что находится за спиной. На неё “льется” практически весь звуковой поток. Там и есть значительная вероятность образования стоячих волн, чем где то ещё в помещении. Тут можно разместить и панели и ловушки по углам, которые будут гасить звуковой поток. Но можно этот поток попробовать рассеять, использовав диффузоры.

Внешне это могут быть разные многоуровневые структуры, состоящие из разных мелких фигур, как например на картинках ниже. Они, кстати, могут очень даже украсить само помещение. Конечно, “украшение” специфичное, но если подойти к эту вопросу серьезнее, то можно сделать интересный дизайн, в который логично впишутся и эти “деревяшки”, или “кусочки поролона”.

Это могут быть разного рода перфорированные панели, решетки из совершенно разных звукопоглощающих материалов. Но всё это стоит не малых денег. Потому многие обходятся и ковром на стене, или размещают поролоновые пирамидки. Всё же лучше чем ничего!

Связанные вопросы

А как насчет конечных пользователей, которые, скорее всего, будут заинтересованы исключительно в конечном продукте?

Для таких пользователей использование студийных мониторов может считаться излишним, и слушатель может быть доволен домашней стереосистемой, которая обеспечивает то, что они ищут. Однако это не означает, что студийные мониторы нельзя или не следует использовать в домашних кинотеатрах или аудиоустройствах. Музыканты, звукорежиссеры и продюсеры используют студийные мониторы в качестве инструмента, чтобы их записанные работы были настолько хороши, насколько это возможно, их использование в домашнем кинотеатре также может оказаться полезным для обычных слушателей и действительно может улучшить их слуховой опыт.

Вам нужно дополнительное оборудование при использовании студийных мониторов?

Поскольку студийные мониторы предназначены для воспроизведения и передачи более широкого диапазона нот и тонов, это означает, что слушатель более открыт для слышания гораздо более аутентичного звука по умолчанию без необходимости использования какого-либо дополнительного оборудования, такого как эквалайзеры, для усиления определенного звука. ноты, тона или частоты.

В результате они часто могут лучше подходить для воспроизведения звука из множества источников с лучшим эффектом, чем стандартные стереодинамики, которым может не хватать в определенных областях для полной передачи звука, как это было задумано. Однако компромисс возникает при рассмотрении эстетики студийного монитора по сравнению с более традиционным динамиком, и личные предпочтения часто могут диктовать, какой в ​​конечном итоге будет использоваться.

Аудио-энтузиасты могут быть в состоянии выйти за рамки внешнего вида студийного монитора, зная о слуховых наградах, которые их ждут, но для других это может быть неоплачиваемая цена, и они могут быть довольны немного менее полезным опытом прослушивания, чтобы установка проста для глаз.

Источник записи: https://thehometheaterdiy.com

Философия Звукаили как создать свою студию звукозаписи с нуля

Обычно музыку прослушивают через обычную акустическую систему (колонки). Иногда – через наушники. Но в любом случае эта музыка звучит более менее красиво и вкусно. Потому что звучит через обычную бытовую акустику (наушники). Если ещё к этому добавить разные «улучшатели звука» типа: расширители стереобазы, преобразователи обычного стерео в объёмный формат Dolby Surraund 5,1, добавлятели «атмосферы» в запись (а по сути, обычной реверберации), набор готовых пресетов эквалайзера для разных стилей и жанров… то в результате получится вкусная и приятная картинка для нашего слуха. Но правильная ли она? Показывает ли она то, что действительно хотел передать нам автор, музыкант и звукорежиссёр?

Именно поэтому с такой бытовой акустикой сложно работать – она в любом случае будет стараться улучшить звук настолько, насколько способна это делать, чтобы нашим ушам было комфортно слушать Любая бытовая акустика специально разрабатывается для красивого звучания. Чтобы даже самая, извините, хреновая запись звучала более менее приемлемо. Такая акустика сглаживает/приглушает шипящие высокие и смягчает бУхающие низкие частоты (путём простого ограничения пропускного диапазона частот), подчёркивает средние частоты для улучшения разборчивости текста в песнях.

Хороший результат работы в студии во многом зависит от того, на чём вы слушаете аудиоматериал. Если слушаете на обычной бытовой акустике – будьте готовы к сюрпризам при прослушивании этой записи у друга дома, на его акустике. У которой могут оказаться другие планы насчёт передачи и окраски вашего аудиоматериала.

Если хотите получить действительно студийный результат — работайте на студийных мониторах.

Что такое «студийный монитор»?

Студийный монитор по своей сути и архитектуре — та же акустическая система: коробка со встроенными динамиками. Чаще всего двухполосная, с динамиками НЧ (низкие частоты, бас) и ВЧ (верхние частоты). Реже трёх- и более-полосная. Отличия начинаются внутри и разница становится слышна при первом же сравнительном прослушивании любого материала (если рядом стоит обычная акустика).

Студийный монитор — это специализированная акустическая система с правильной звукопередачей для слухового контроля над аудиоматериалом в студиях звукозаписи и других сферах, критичных к качеству звука. А «монитором» называется потому, что позволяет действительно мониторить звучание исходного аудиоматериала, безо всяких улучшений и сглаживаний. Как и в случае с видеомонитором (дисплеем): если он достаточно хороший и правильный, вы видите только картинку (фильм) и не замечаете искажений. Конечно, дисплей может окрашивать цветовую гамму, но если вы с самого начала установили правильный цветовой баланс, проблем с цветопередачей у вас не будет. Задача студийного монитора – так же правильно передать звуковой баланс, без искажений и окраски.

Обычно в производстве студийных мониторов применяются специализированные звукоизоляционные и звукопоглощающие акустические материалы, используются точные прецизионные динамики с правильно вычисленной АЧХ без провалов и завалов, схемотехника класса А, корпус и дизайн мониторов так же математически вычислен и выверен в соответствии со всеми законами физики и акустики. НЧ-динамики делают из армированной стеклоткани, полипропилена, кевлара, специально пропитанной бумаги, целлюлозы. ВЧ-динамик бывает из алюминиевой фольги, шёлка, бумаги, титана и даже бериллия (кстати, самые дорогие)…

Всё это делается только для того, чтобы передать звуковой материал как можно менее искажённым и окрашенным. Чтобы звукорежиссёр услышал именно тот звук, который он только что создал. И который до него ещё никто не слышал.

Правильные мониторы при правильном расположении звучат так, что музыка не привязана к конкретным источникам (мониторам) а как бы сама создаётся прямо тут, в пространстве между мониторами. Когда это слышишь впервые, часто бывает шок: настолько мы привыкли, что звук должен выходить из конкретного места, называемого динамиком…

Именно поэтому настоящие студийные мониторы такие дорогие.

Вообще, идеальный монитор это один динамик, передающий весь спектр частот, от баса до верха (стандарт от 20 Гц до 40000 Гц). Но такого идеального динамика не существует в природе в силу своей физической невозможности: волны низких и высоких частот по-разному передаются в пространстве. Тут чисто физически неразрешимая проблема. Максимально близко к частичному решению этой проблемы приблизились мониторы Equator Audio Research. Но они и стоят как автомобиль…

Какие бывают мониторы?

Мониторы бывают двух типов: активные и пассивные.

Активные мониторы имеют свой встроенный усилитель, кроссовер и всю схемотехнику для работы монитора. Иногда мониторы имеют два раздельных усилителя (bi-amp) для каждого динамика, НЧ и ВЧ. У активных мониторов чаще всего есть в наличии все доступные разъёмы и входы: кэнон, джек, тюльпан (XLR, TRS, RCA). Так же активные мониторы бывают с цифровыми входами (коаксиальный или оптический S/PDIF и AES/EBU)

Пассивные мониторы не имеют на борту усилительной части и для них всегда требуется отдельный усилитель. Вход у пассивного монитора всегда только аналоговый: либо акустический Speakon либо линейный


(джек). Редко – разъём Banana (вилка)

Плюсы активных мониторов

  • универсальность применения (вне зависимости от наличия или отсутствия звукового тракта)
  • универсальность подключения (любые входы, как аналоговые так и цифровые)
  • отсутствие необходимости и настройки отдельного усилительного тракта (plug & play)
  • возможность тонкой подстройки характеристик монитора под конкретное помещение
  • выверенная заводом схемотехника, не дающая перегореть ни усилителям ни динамикам

Минусы активных мониторов

  • много проводов к каждому монитору (как минимум – сетевой и сигнальный)
  • сложность ремонта
  • невозможность аппаратного управления громкостью с рабочего места звукорежиссёра

Плюсы пассивных мониторов

  • лёгкость в подключении (инсталляции)
  • один провод к монитору (сигнальный, от усилителя)
  • внутри ничего лишнего (одна схема кроссовера)
  • лёгкий ремонт и диагностика
  • более тщательно продуманная конструкция акустического пространства в мониторе
  • аппаратное управление громкостью мониторов с рабочего места звукорежиссёра

Минусы пассивных мониторов

  • необходимость отдельного усилительного тракта и его настройка
  • только аналоговые входы (акустический Speakon, линейный моно-джек (TRS).
  • стационарность установки

У активных и пассивных мониторов есть свои армии поклонников и фанатов. Многие «зубры» и профессионалы студийного дела советуют только пассивные мониторы, да и вообще проповедуют ставить только отдельно обособленные аппараты на всём протяжении звукового тракта. И абсолютно против любой гибридности и совмещения функционала. Например, они против микрофонного предусилителя и AD-DA конвертера в одном флаконе. Только отдельно. И в принципе, по большому счёту, они правы: когда каждый аппарат занят только своим делом, качество получается очень высокое. Но оно же и очень дорогое.

С другой стороны, благодаря прогрессу и развитию технологий, сейчас качество многих комбинированных аппаратов приблизилось к качеству топовых студий звукозаписи 10 летней давности, и позволяют даже в домашних условиях создавать приемлемый студийный уровень работы за вполне вменяемые деньги.

У практически всех мониторов имеется фазоинвертор: специальное отверстие с трубой в корпусе монитора для усиления низкочастотной составляющей:

Если не вдаваться в технические подробности, нч-динамик создаёт движение воздуха в ограниченном пространстве корпуса монитора, а фазоинвертор помогает вывести это избыточное давление через специальную трубу с отверстием. Естественно, всё это математически вычислено и не просто так. Фазоинверторы бывают разной формы и размеров, но в основном различаются по своему расположению на корпусе монитора:

либо на передней панели (KRK):

либо на задней (Yamaha):

У каждого расположения есть свои поклонники и противники: некоторые считают, что фазоинвертор обязательно должен быть сзади и не должен отвлекать от прослушивания материала. Другие считают, что переднее расположение фазоинвертора даёт больше свободы для размещения монитора и большее звуковое давление по низам, что в ближних мониторах всегда считалось и считается больным местом.

Три линии мониторов

Обычно в настоящих студиях бывает не одна мониторная линия, а целых три: мониторы ближнего, среднего и дальнего поля. Соответственно, предназначение тех или иных мониторов диктуется их расположением.

Мониторы ближнего поля (полочные мониторы) это самый распространённый тип мониторов. Обычно располагаются на столе или на специальных стойках перед звукорежиссёром, предназначены для сведения треков и монтажа рабочей фонограммы, поскольку в основном хорошо передают середину (средние частоты) и верхний диапазон частот.

Мониторы среднего поля позволяют выстроить панораму и пространственные эффекты, которые не очень хорошо слышно на ближних мониторах. Также можно прослушать выстроенное сведение вместе с низкими частотами, которых практически нет в ближних мониторах. Некоторые экземпляры (обычно трёхполосные) могут использоваться и для мастеринга аудиоматериала.

Мониторы дальнего поля позволяют прослушать общую картину сведённой композиции и всего альбома, на всех уровнях громкости и во всём диапазоне частот. В основном используются в больших аппаратных, для танцевальной музыки и на мастеринге аудиоматериала.

В домашних студиях, в связи с нехваткой места на столе и количества банкнот в бумажнике, обычно используется связка: мониторы ближнего поля + сабвуфер для низких частот. И в магазинах в основном продаются мониторы именно ближнего поля. Многие покупатели их ставят сразу на стол, что в принципе не совсем правильно. Потому что любые аудиомониторы надо ставить на специальные демпфирующие стойки, предотвращающие нежелательные вибрации и резонансы при прослушивании материала. Но на практике до стоек мало у кого доходят руки. В качестве альтернативы (если нет места для стоек), сейчас предлагаются специальные вибро-и звуко-изолирующие демпферы, размещаемые между монитором и столом.

Какие мониторы лучше?

«Лучше» и «хуже» – понятия растяжимые. Гораздо корректнее говорить про конкретный стиль музыки, которую вы собираетесь слушать на этих мониторах. Потому что от стиля зависит очень многое. Электронная и танцевальная (клубная, поп, хип-хоп) музыка в большинстве случаев хорошо звучит на мониторах KRK, Roland. Живая музыка (рок, барды, фолк, этно) – на Dynaudio, Yamaha и Mackie (Tapco). Джаз и классика – Adam, JBL, Tannoy и подобные. Чем больше динамик НЧ, тем лучше отдача по низам – это элементарная физика. Именно с 8-и более-дюймов общая звуковая картина становится более честной. Ленточный твиттер ВЧ (например у мониторов Adam) лучше передаёт высокие частоты и позволяет долгое время работать с мониторами без переутомления слуха. Но стоит он дороже обычного купольного твиттера. Хотя есть и исключения: дорогущий бериллиевый твиттер у мониторов Focal считается самым лучшим в мире: высочайшая равномерность АЧХ и рабочий диапазон частот покрывает более пяти октав (от 1кГц до 40кГц).

Вообще, студийные мониторы честно отрабатывают свою цену, т.е. сколько стоят, на столько и играют. Т.е. идёт практически параллельное увеличение цены и качества. Самое интересное, что к цене можно присматриваться очень долго и практически на каждой добавленной к бюджету тысяче можно найти что-то новое и привлекательное для ушей…

Как выбирать студийные мониторы

Для начала нужно отобрать несколько музыкальных композиций, которые вы знаете вдоль и поперёк: что, где, на какой секунде, и как произошло в музыкальной картине композиции. Желательно, чтобы это были композиции в том же стиле и жанре, в котором вы собираетесь работать в студии. Т.е. нет смысла выбирать для тестов тяжелый рок или классику, если работать предполагается в этно-фолке или технотрансе. Также желательно, чтобы композиции эти были в максимально возможном качестве, в котором планируется работа в студии: например в CD-audio формате, если планируется выпуск аудиоматериала именно на аудио-CD дисках. Если эти композиции находятся у вас на фирменных оригинальных дисках – замечательно: их и берите с собой в салон. Остальные композиции запишите на отдельный диск в формате CD-аудио. Также запаситесь парой специальных тестовых дисков: они помогут лучше выявить нюансы, не слышимые обычным ухом.

Перед посещением салона, накануне вечером, прослушайте ещё раз все эти выбранные композиции на комфортной громкости и желательно больше ничего не слушать (должна остаться память о композициях). Тестовые диски – не слушать! Отметьте себе, какой именно тип мониторов вам нужен (полочные настольные, напольные, среднего или дальнего плана), и как и где вы их будете размещать. Отмерьте и запишите расстояния между местами, где планируется установить мониторы и местом, где будет располагаться ваше рабочее место. Потом, в салоне, благодаря этим цифрам, вы сможете максимально смоделировать то расположение, какое нужно именно вам, а не продавцу мониторов. Самое лучшее расположение для мониторов ближнего поля — равнобедренный треугольник:

Если у вас не получается сделать такой треугольник в силу дефицита помещения – ничего страшного. Главное, чтобы динамики мониторов были направлены на вас (на ваши уши). Возможно, для этого вам придётся приобрести специальные демпферы для мониторов.

Ещё один момент: если планируется установка мониторов вплотную к стене – вам нужны мониторы с фазоинвертором на передней панели. Если у вас будет расстояние от задней панели мониторов до стены не менее 30-40 см, то фазоинвертор может быть и сзади. Лично я предпочитаю передний фазоинвертор: так лучше ощущается драйв музыки и компенсируется недостаток низких частот.

Придя в салон, начните выбирать мониторы сначала просто по характеристикам, дизайну, функционалу, не слушая их. Не обращайте особого внимания на выходную мощность монитора. Дело в том, что если у вас дома вам приходилось выкручивать громкость до упора, чтобы услышать нужные вам нюансы, то с мониторами такой номер не пройдёт: вполне может оказаться, что уже на 30-50 ваттах вы спокойно услышите те самые нюансы, которые с трудом вам выдавала домашняя акустика на пределе своих возможностей.

Помните, что чем больше размер НЧ-динамика, тем лучше отдача по низам. Но также помните, что полочные мониторы не обязаны вам выдавать весь низкочастотный спектр. Для этого присмотрите себе потом отдельный сабвуфер. Если планируете работать с мониторами по 10 часов в день, можете подобрать пару мониторов с ленточным твиттером: ваши уши скажут вам спасибо.

Чем тяжелее монитор, тем плотнее звук, им издаваемый, меньше резонансов и обратное движение монитора от воздействия нч-частот. И меньше шансов, что такой монитор упадёт со своего места после очередного басового пика в музыке: монитор весом в 12 кг гораздо устойчивее в этом плане, чем монитор под 4 кг весом. Больший вес ещё говорит о более качественных материалах, использованных в производстве монитора (металл и дерево вместо пластика).

Если выбирать по брендам и чисто логически (из практики): в студиях намного чаще встречаются KRK, Adam, Alesis, Yamaha, JBL, Mackie, Event, Genelec и реже встречаются M-Audio, Behringer, ESI, Axelvox, E-MU, Infrasonic, Samson, Alto. Иногда в студиях можно увидеть брэндовые мониторы (например, от ) но это уже чисто понты, чем реальная необходимость.

Наличие различных регулировок на задней панели говорит о практически 100% возможности подстройки мониторов под конкретное помещение (например, Tannoy серии Reveal, Behringer серии TRUTH). Чем больше регулировок, тем лучше для акустически неподготовленного помещения. Наличие встроенного DSP-процессора с возможностью программной подстройки мониторов под конкретное помещение (например, у Dynaudio и JBL) — это конечно круто, но такое удовольствие и стоит нехило.

Оптимальная мощность для мониторов ближнего поля — 100 Ватт на монитор. Диапазон — 50 — 20000 Гц. Размер Нч-динамика 6-8 дюймов. Этого более чем достаточно.

После отбора хотя бы 4 пар мониторов, разместите их так, как они будут стоять у вас. Обычно продавцы предлагают подключить мониторы через ту звуковую карту, какая есть у вас. Не соглашайтесь на это и требуйте cd-проигрыватель максимально прецизионный и референсный (по отношению к выбранным мониторам), Начните прослушивание со знакомых композиций и на нормальной громкости. Сразу предупреждаю: звучание многих мониторов вам может не понравиться, настолько оно будет резким, сухим и непривычным. Возможно, звучание будет вам казаться излишне ярким и нарочито подчёркнутым. Это не значит, что мониторы плохие. Это нормально. Мониторы не должны нравиться, они должны говорить правду о звуке. Когда я впервые услышал музыку из студийных мониторов, у меня вообще был шок: я услышал сразу столько нюансов, что мои уши устали и заболели буквально через минут 10. Я не понимал, как я до этого слушал музыку и что-то там ещё пытался сводить на обычной акустике. Возможно, у вас будет всё по-другому. Но моё дело предупредить.

Если при прослушивании композиции вы услышите нюансы, которые были вам неизвестны до этого: отмечайте себе эти мониторы для последующего выбора. Если не услышите ничего нового, возможно вам нужны мониторы более чувствительные, чем те, которые вы выбрали.

После прослушивания своих знакомых композиций, переходите к более тщательному тестированию мониторов тестовыми дисками. Для точного определения частотного диапазона есть специальные треки со скользящей частотой, обычно с низких частот до верхних. При этом помните, что ухо человеческое не способно услышать частоты ниже 14-16 Гц и выше 16-20 кГц (даже если сами мониторы честно их играют). Часто бывает так, что на треках с низкой частотой глаз прекрасно видит, как ходит диффузор НЧ-динамика, но ухо уже не слышит звук. Это и есть наглядный пример работы монитора на тех частотах, которые неподвластны нашему слуху.

Так же на мониторах можно проверить точность позиционирования инструментов на виртуальной сцене. Но тут тоже есть нюанс: многое тут зависит не от мониторов, а от самого cd-проигрывателя, от качества его тракта и от уровня взаимопроникновения каналов.

Вообще мониторы всегда советуют выбирать лично вам или тому, кто будет потом на них работать, прослушивая их в салоне. Но, если у вас нет такой возможности, можно выбрать по характеристикам и функционалу. Брак среди мониторов встречается редко: их производство контролируется больше обычной акустики.

Как настраивать студийные мониторы

После покупки и установки мониторов на их места, не пытайтесь сразу переслушать всю свою музыкальную коллекцию, иначе уши загнутся в первый же день активного мониторинга.

1. Сначала нужно подстроить мониторы под ваше помещение. Для этого проведите поиск резонансной паразитной частоты комнаты. Для этого включите в компьютере, в вашем аудиоредакторе через вашу звуковую карту с тестового диска треки с разной частотой. Громкость мониторов при этом должна быть минимально-оптимальной: на некоторых низких частотах в результате слишком большой громкости может срезонировать сам нч-динамик монитора. Предупреждаю: на некоторых экстремально низких частотах и большой громкости вы запросто можете убить мониторы (хотя во многих из них есть свои предохранители-реле на такой случай).

При обнаружении подобного резонанса, если у ваших мониторов есть регуляторы частот, уменьшите влияние этой частоты. Если регуляторов на мониторах нет, тогда оперируйте программным выходным эквалайзером микшера в вашем аудиоредакторе. Наша задача сейчас – смоделировать реальную работу редактора и мониторов через вашу звуковую карту.

2. Следующий пункт: настройка оптимальной громкости. Для этого включите любой ваш проект в вашем аудиоредакторе и выровняйте громкость общего микса так, как вам комфортно. Не обращайте пока внимания на то, что ваш проект звучит сейчас как-то по-другому и не так, как хотелось бы: это результат работы мониторов. Просто вы сейчас услышали те нюансы проекта, ради выявления которых и были куплены эти мониторы. Пока просто выровняйте громкость.

3. В любом случае, после всего сделанного, звучание мониторов всё равно может вам не нравиться. Поэтому сейчас вам нужно подстроить мониторы под ваши предпочтения. Для этого включите в вашем аудиоредакторе фирменный трек (не ваш проект). Если вам мало баса – добавьте его (включите отдельный сабвуфер, либо эквалайзером в вашем аудиоредакторе). Если мало верхних частот – добавьте их. Естественно, добавляйте в разумных пределах.

4. После того, как звучание стало более-менее приемлемым для вашего слуха, включите негромко, фоном ваши выбранные композиции + те треки тестовых дисков, которые несут в себе разные музыкальные композиции (т.е. не технический характер треков). И просто занимайтесь своими делами, не прислушиваясь особо к мониторам и что они там играют. Наша цель сейчас – просто привыкнуть к звучанию этих мониторов и к тому, как действительно должна звучать грамотно сделанная музыка и именно на этих мониторах.

Вот, в принципе, и все настройки мониторов. В идеале вы, конечно же, должны провести замеры комнаты специальным измерительным микрофоном (пригласить специалиста) и выявить проблемные зоны комнаты. Потом скорректировать эти проблемные зоны специальными звукопоглощающими материалами. Но на практике там мало кто делает: проблема акустического оформления комнаты — это другая, не менее объёмная и интересная задача.

Как работать со студийными мониторами.

В первую очередь не пытайтесь сразу работать на большой громкости. Начните с малой: большинство мониторов уже при громкости в 10-20 ватт могут дать то, ради чего их покупали. В мониторах важнее плотное звуковое давление, чем уровень громкости. Помните. что динамики мониторов должны быть повёрнуты не только в вашу сторону, но и наклонены так, чтобы ось нч-динамика целилась на ваши уши. От точного позиционирования мониторов во многом зависит общее восприятие звуковой картины.

Не работайте с мониторами без перерыва в течение 1-2 часов, это чревато ослаблением чувствительности ваших ушей: зачем им напрягаться, чтобы что-то услышать, если мониторы и так всё прекрасно выдают… Уши должны отдыхать регулярно.

Перед работой с проектом прослушайте пару фирменных или тестовых композиций, чтобы «вспомнить», как должен звучать правильно сведённый материал и к чему вы должны придти сейчас при сведении вашего проекта. И вообще, возьмите себе за правило регулярно (ежедневно), до начала работ над вашим проектом, слушать одну-две фирменные композиции в этом же стиле и жанре, к звучанию которых вы хотите придти (память о звучании этих композиций всегда должна быть актуальной).

При работе с низкими частотами помните, что мониторы не всегда способны дать правильную картину. Даже если вам кажется, что вы там всё сделали правильно, не лишним будет прослушать получившийся результат в наушниках, либо на второй мониторной линии, состоящей из обычной домашней бытовой акустики.

Не касайтесь пальцами рабочих поверхностей динамиков монитора: жир и пыль с ваших пальцев могут вносить свои искажения. К тому же, большинство динамиков мониторов – не моющиеся, и их лучше беречь от пыли, грязи и любых жидкостей. Если у вас есть защитные решётки для мониторов – используйте их. Если их нет, смахивайте пыль с динамиков мягкой беличьей кисточкой.

Не закрывайте доступ воздуха к охлаждающему радиатору сзади монитора: многие мониторы достаточно нехило греются во время работы и охлаждающая система должна работать.

Не пересекайте сетевой кабель монитора с сигнальным, это может нехорошо сказаться на звучании + возможные помехи от сети.

Не роняйте монитор и не ставьте на монитор ничего постороннего, что может упасть из-за активной работы монитора и повредить его. Не опирайтесь на мониторы и не давайте этого делать никому другому.

Не включайте мониторы УЖЕ во время воспроизведения аудиоматериала: резкая подача тока на динамик может его повредить. Соблюдайте порядок: сначала включите мониторы в сеть, потом через секунд 10 можете включать звук. При выключении, наоборот, сначала выключите звук, и только потом – питание мониторов.

Если вы не планируете мониторить ваш материал на большой громкости, подстройку под помещение можете не делать: влияние комнаты в этом случае будет минимальным. Лучше подстройте уровень низких и высоких частот под ваши предпочтения.

История к размышлению

Самая главная особенность мониторов: чем они дороже, тем более детальнее и разборчивее звучат. И тем больше они покажут всяких косяков и нехорошестей, которые вы допустили либо при записи либо при сведении треков. Т.е. очень хорошие мониторы покажут вам очень много работы, которую ещё предстоит сделать. И тем меньше шансов, что эта выполненная работа будет хоть кем-то оценена, поскольку далеко не все эти косяки будут слышны на акустике клиента. Если вы выбираете себе мониторы не только для работы, но и для жизни, подумайте – оно вам действительно надо? Вы же не сможете на них слушать ваши любимые mp3 треки: настолько много будет слышно косяков сжатия mp3 кодека…

Представьте себя на месте человека, купившего хорошую и дорогую 50” плазму себе домой. Ведь он теперь будет вынужден смотреть видео и ТВ только HD качества и искать фильмы только на Blue-Ray дисках. Огромное количество фильмов на DVD ему теперь нет смысла смотреть, ибо качество их картинки лишит всякой радости простого просмотра…

Расскажу одну историю: у меня есть знакомые, которые очень хотели купить хорошие дорогие мониторы. При всём том, что они имели нормальный поток клиентов и жалоб не было в принципе. Да и время, затрачиваемое на каждого клиента было оптимальным. И вот кто-то им сказал, что на хороших мониторах они это время ещё более сократят и тем самым увеличат поток клиентов. Ну и купили они хорошие и дорогие мониторы. И услышали в них столько недоделанной работы, что время на каждого клиента стало далеко не оптимальным и сроки увеличились втрое. Да, конечное качество стало немного получше, но их клиентам оно и не было особо нужно. Клиентам была важна скорость работы и то качество, которое мои знакомые выдавали и без этих мониторов. В конце концов это им надоело и они продали эти хорошие дорогие мониторы. И купили другие, чуть получше того уровня, который был у клиентов…

Именно для подобных ситуаций многие студии имеют несколько мониторов: отличные дорогие и референсные мониторы для вип-клиентов и мастеринга и просто хорошие мониторы для остальной коммерческой работы на поток. Другие идут ещё дальше: покупают мониторы под работу с разными стилями и жанрами. Поэтому, когда будете выбирать мониторы, вспомните об этой истории и не окажите себе медвежью услугу.

Особенно, если у вас остальной тракт не особо совершенен.

to be continued… подписаться на обновления

(Visited 48 902 times, 1 visits today)

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]