История возникновения и создание аудио колонок


История появления сабвуферов — DRIVE2

Сабвуфер (с англ. “subwoofer”) – это акустическая система, разработанная для воспроизведения ультранизких частот, а именно – от 5 до 200 Гц. Учитывая, что человек слышит звук частотой не менее 16 Гц, а низкочастотные динамики других акустических систем воспроизводят звуки от 50 Гц, несложно понять, с какой целью были изобретены сабвуферы – для достижения более полного и точного звука, для ощущения этого звука даже телом.

Конструкция сабвуфера

Что касается конструкции данного устройства, то она выглядит достаточно просто: это чаще всего крупный корпус, как правило, кубической формы, обычно изготавливающийся из древесных материалов. В него встроена ультранизкочастотная головка и мощный усилитель, обслуживающий диапазон частот 5-200 Гц. Здесь следует уточнить, что некоторые модели могут не иметь корпуса, а также встроенного усилителя. Что касается видов корпуса, то их сегодня существует 4 варианта:

закрытый корпус – без каких-либо отверстий;фазоинверторный – закрытый корпус с выходным отверстием в виде особой трубки, что позволяет добиться максимально глубокого баса;с пассивным радиатором – подобен фазоинверторному, но вместо трубки предусмотрен пассивный излучатель;

полосовой – состоит из двух частей, разделенных внутри перегородкой, первая закрытая, вторая с фазоинвертором.

“Предки” и “первопроходцы”

Предком всех известных нам сегодня устройств данного рода стала акустическая система Radiola, выпущенная в 1926 году фирмой RCA. Она была оснащена динамической головкой прямого излучения, имевшей подвижную катушку и относительно широкий диапазон частот, а также отличавшуюся малыми нелинейными искажениями. Первая же двухполосная конструкция была представлена американской корпорацией Bell Labs в 1931 году. Она имела диапазон частот от 50 до 13 000 Гц и предназначалась для кинозалов.

Первая модель сабвуфера под названием AR-1W появилась в 1954 году, она была продемонстрирована американской компанией Acoustic Research. Система состояла из длинноходовой динамической головки, которая была помещена в достаточно компактный корпус. Она могла воспроизводить частоты от 20 Гц. После было выпущено еще несколько усовершенствованных моделей. А в начале 70-х годов компанией Jensen была представлена линейка относительно компактных акустических систем, отличавшихся куда более глубоким басом.

Если говорить про сабвуфер в автомобиль, то он появился примерно в то же время, когда разрабатывались другие типы акустических систем для салонов машин. Не удалось найти точного года выпуска первой автомодели, но можно предположить, что она попала на рынок в 60-70-х годах. Есть упоминание, что первый сабвуфер был выпущен американской компанией MTX Audio, а назывался он Jackhammer, что в переводе на русский означает “отбойный молоток”.

Развитие сабвуферов

На протяжении долгих лет ультранизкочастотные динамики развивались и совершенствовались, появлялись все более продвинутые устройства. Сабвуферы стали обычной составляющей кинозалов и домашних гостиных. Чем больше развивался стереозвук, тем более необходимыми становились эти акустические системы. Причиной становились и новые музыкальные носители, которые были следствием возникновения современных форматов записи.

Большой спрос на сабвуферы и другие акустические системы для машин появился в 1978 году, когда были выпущены 12-вольтовые автомобильные усилители звука, предназначенные для создания стереоэффекта. С тех пор он, судя по всему, и не уменьшался. Что касается сегодняшних дней, то сабвуфер является неотъемлемым атрибутом автовладельца-меломана.

www.drive2.ru

История портативной музыки

Пляж, дача, лавочка под подъездом или спонтанная вечеринка на природе – сегодня послушать музыку можно всюду и в любой момент. Но задумывались ли вы, что еще полвека назад включить любимый трек вдалеке от своей комнаты было невиданной роскошью. Сначала такое могли позволить себе только привилегированные члены общества – короли, графы да князья. Притом сделать это они могли только с помощью других людей – придворных артистов, чьей задачей было развлекать своими песнями и плясками.Что уже говорить о водонепроницаемых колонках, тогда это было сродни летающей тарелке.

Делаем камбэк в недалекое прошлое и разбираемся, как эволюционировали гаджеты для музыки «с собой».

Regency TR-1

Отсчет истории портативной музыки можно начать вести с 1954 года, когда в Америке в серийную продажу попал Regency TR-1 — первый в мире транзисторный радиоприемник, который легко помещался в карман. Стоил он около $50, а за дополнительные $12 можно было купить комплект из мини-наушников и кожаного чехла.

Для среднестатистического меломана это было довольно дорого, хотя продавали его фактически по себестоимости. Внешне Regency TR-1 было довольно симпатичным, но качеством звука этот приёмник похвастаться не мог, а на некоторых частотах он жутко шумел.

Sony TR-55

Годом позже компания Sony выпустила свой первый портативный гаджет – транзисторное радио TR-55, изготовленное в Японии для местного пользования. Работало оно на пяти транзисторах и весило 560 грамм – в карман не засунешь. Что не удивительно, так как производители этого приёмника почему-то решили вдохновиться дизайном автомобилей «Линкольн».

Stereobelt

В 1972 году свет увидел первый кассетник. Его изобрел телевизионный продюсер и редактор Андреас Павел и предложил выпускать его нескольким производителям электроники, в том числе Yamaha и Philips. Однако никто не брался инвестировать в изобретение Павла, аргументировав это тем, что люди будут стесняться ходить по улице в наушниках. Только через пять лет автору Stereobelt удалось получить патент на девайс в Италии, а затем подписать контракты в США, Германии, Англии и Японии.

Бумбокс

Первый бумбокс – переносной стереомагнитофон на две кассеты и с радио – придумали братья Стейси и Скотт Вёльфел в 1975 году. Для корпуса они использовали простой деревянный ящик, в который встроили колонки и автомобильную магнитолу на 8 дорожек.

В 1980-х, когда бумбоксы начали выпускать и другие компании – Panasonic, Sony, Marantz и General Electric – у этого магнитофона появилось еще несколько названий (например, гетто-бластер, джембокс, бумбластер). Кроме того, для истории музыки бумбокс стал не только магнитофоном с мощным звуком, который носили на плече, но и символом уличной культуры того времени и неотъемлемым атрибутом джемов и баттлов первых рэперов и брейкдансеров.

Кассетные плееры и Sony Walkman

Пока по улицам Нью-Йорка расхаживали модники с громоздкими и громкими бумбоксами, разработчики Sony упражнялись в мобильности. В 1979 им удалось побить рекорд, выпустив первую модель бренда Walkman TPS-L2, которая всего в два с половиной раза была больше аудиокассеты. Чтобы сделать устройство компактным, пришлось пожертвовать встроенным динамиком и диктофоном. Гаджет быстро завоевал популярность на родине и уже через год начал продаваться на других континентах, правда, под названием Soundabout.

Sony выпускали свои кассетники Walkman до 2010 года, экспериментируя с функциями и дизайном. Так появлялись плееры с двумя выходами для наушников, более мощным аккумулятором, проводным пультом и моторами для воспроизведения в обе стороны и отдельный для перемотки.

Несмотря на то, что поистине первым кассетным аудиоплеером был Stereobelt, лавры Андреса Павла достались японским изобретателям Walkman, из-за чего Павел много лет судился с компанией Sony. Справедливость восторжествовала только после смерти автора Stereobelt.

CD-плееры и Sony Discman

Когда производители заметили, что перематывать пленку меломанам уже надоело, начали задумываться об альтернативе кассетникам. И снова оперативно подсуетилась и всех опередила компания Sony, которая в 1984 году, через два года после появления компакт-дисков в массовой продаже, запустила линейку CD-плееров Discman D-50, которая стала логическим продолжением серии Walkman и позже переняла это же название.

Первая модель стоила $350, что примерно вдвое превышало себестоимость устройства. Из-за довольно крупных габаритов слава CD-плееров была довольно скоропостижной, поскольку уже в 1990-х их заменили цифровые аудиоплееры и технологии флеш-памяти.

MP3-плееры и MPMan

Очередной гаджет – товарищ из семейства «мэнов», – появился в 1998 году благодаря корейской компании SaeHan и стал пионером среди цифровых плееров. На первые MPMan можно было накачать песен на целых 32 МБ или 64 МБ, что было революционно много.

Однако на компактности (весил он 65 г) и новаторском решении преимущества этого устройства заканчивались: чтоб загрузить на него музыку, сначала ее надо было закодировать в формате mp3 с помощью специального кодера, а уже потом через параллельный порт перебросить на док-станцию, подключенную к плееру. В общем, мороки хватало.

Через несколько месяцев в этом же 1998-м выходит другой MP3-шник Rio PMP300, который разработали американцы Diamond Multimedia. Он был значительно удобнее для ежедневного пользования, чем MPMan. Памяти в Rio PMP300 также было всего 32 МБ, но ее можно было увеличить. Работал этот плеер на одной пальчиковой батарейке, которой хватало для 8-12 часов прослушивания музыки нон-стоп. Импортировать музыку на Rio PMP300 можно было с помощью кабеля, который напрямую подключался к компьютеру.

Позже начали набирать обороты плееры с встроенными жесткими дисками, которые теперь не только развлекали, но и становились помощниками студентов, менеджеров и бизнесменов. Вслед за этим MP3-плееры обзавелись ЖК-дисплеями, на которых можно было смотреть видео и читать книги.

iPod

Очередную революцию в мире музыки совершила компания Apple, представив в 2001 году первую модель плеера iPod с тем самым фирменным “колесом” для управления гаджетом. На этом устройстве уже было гораздо больше возможностей: начиная с того, что на нем можно было хранить огромную тучу файлов, и заканчивая подвязкой к iTunes, с помощью которого на плеер можно было загружать отдельные песни, а не только целые альбомы.

Портативная акустика

Благодаря развитию технологий мы можем не только тратить вечера напролет на просмотр предложки видео с котами в Instagram. Сегодня можно слушать свою любимую музыку с друзьями в абсолютно любом месте. Ведь уже не нужно таскать огромные магнитофоны или провода для подключения акустики. Достаточно просто бросить портативную колонку в рюкзак и устроить дискотеку где пожелаешь.

Сегодня портативная акустика сильно продвинулась в качестве звука – она звучит так, что не стыдно включать свои любимые треки. Более того, теперь от нее можно заряжать телефон, слушать радио, если надоел свой плейлист, и самое главное – не бояться, если она случайно угодила в бассейн. Мы росли во времена популярности водонепроницаемых часов, когда с трепетом искали «вотер резистант» на корпусе. Мы мыли посуду, специально не снимая часов, с надменным видом показывая окружающим, что имеем водонепроницаемый гаджет. Теперь водонепроницаемая колонка возвращает тот детский трепет. Ведь сегодня можно прыгать в бассейн прямо с колонкой, а потом эпохально аки Афродита из пены морской выбираться из воды под гимн Казантипа 2005 под водой. Да, даже если ее бросить в бассейн и потом достать оттуда – музыка не прервется.

#bit.ua

Читайте нас у Telegram

Теги: история музыка портативная музыка

Поділитися: SHARE TWEET POCKET

Сабвуфер — это… Что такое Сабвуфер?

Сабву́фер (англ. subwoofer) — акустическая система, воспроизводящая звуки очень низких частот (примерно от 5 до 200 Гц).

Применение

Низкие звуковые частоты плохо локализуются, то есть человеку сложнее определить, откуда идёт звук. Получается, что в многополосной аудиосистеме можно сделать одну большую низкочастотную колонку на всю систему, а в остальных колонках держать лишь средне- и высокочастотные динамики. Это делает акустическую систему более компактной, уменьшает стоимость и позволяет поместить громоздкий и вибрирующий сабвуфер в место, где он не будет мешать (например, под стол). Кроме того, подбирая подходящее место для сабвуфера, можно попытаться погасить низкочастотные стоячие волны, неизбежно возникающие в небольшом замкнутом помещении.

Сабвуфер обычно применяется в системах, рассчитанных на просмотр современных насыщенных спецэффектами фильмов и прослушивание современной музыки (особенно электронной) — в них важна убедительная передача низких частот.

Частая проблема сабвуферных систем — плохая стыковка амплитудно-частотных и фазо-частотных характеристик сателлитов и сабвуфера. На стыке АЧХ может быть как провал, так и завышение уровня из-за несоответствия частотного диапазона или интерференции волн с разным фазовым сдвигом. Поэтому на некоторых сабвуферах существует возможность подстройки его верхней граничной частоты и фазы.

Сабвуфер

Виды сабвуферов

По отношению к усилителю мощности, сабвуферы разделяют на активные и пассивные.

Активный сабвуфер имеет встроенный усилитель мощности (который позволяет снять низкочастотную нагрузку с усилителя) и активный кроссовер, что позволяет отфильтровывать высокие частоты, упрощает согласование сабвуфера с широкополосными акустическими системами. Может получать сигнал линейного уровня (с уже удаленными ВЧ) с отдельного канала источника. Может быть подключен между широкополосной АС и источником сигнала (сквозное подключение). Часто имеет дополнительные возможности для подстройки к конкретным условиям применения (поворот фазы, регулировка АЧХ, положения точек среза кроссовера, крутизны среза).

Пассивный сабвуфер не оснащён усилителем мощности, поэтому он подключается «параллельно» с основными стереоколонками, или к отдельному каналу усилителя мощности. Основной недостаток сквозного подключения пассивного сабвуфера состоит в том, что он дополнительно «нагружает» выходные усилители стереоканалов. Это иногда снижает общую громкость и динамичность звучания аудиосистемы. Кроме того, наличие пассивного кроссовера на пути сигнала от усилителя мощности до акустической системы не может оказывать положительного влияния на качество звука. Из-за отсутствия средств настройки на борту пассивный сабвуфер очень требователен к размещению в помещении, для настройки его требуется передвигать пока не «найдётся» хороший бас.

Виды конструкций

  • Рупорный сабвуфер (Horn loaded). Рупор чаще всего свернут (folded horn).
  • Закрытый ящик (closed box). Вид акустического оформления без дополнительных излучателей. Низкочастотный динамик установлен на одной из стенок герметичного ящика.
  • Фазоинвертор (vented box). Вид акустического оформления с выводами в виде настроенных труб, из которых выходит воздух, тем самым излучая звук от задней части диффузора. Выбор размеров фазоинвертора зависят от параметров динамика, объёма корпуса и частоты, на которую он настраивается. Выше частоты настройки фазоинвертор препятствует чрезмерному раскачиванию диффузора динамика, причём звуковые волны, исходящие с тыльной стороны динамика, проходя через фазоинвертор меняют фазу и складываются с волнами фронтальной стороны. На частоте настройки колебания диффузора минимальны, а большая часть звуковой энергии излучается фазоинвертором. Использование фазоинвертора позволяет повысить КПД по сравнению с аналогичным закрытым корпусом, что значительно повышает отдачу на низких звуковых частотах, и в некоторых случаях позволяет расширить частотный диапазон.
  • Пассивный излучатель (пассивный радиатор, passive radiator). Этот вид акустического оформления сродни фазоинвертору. В корпус устанавливается ещё один диффузор без звуковой катушки и магнитной системы. Звуковая волна, исходящая от мембраны пассивного излучателя складывается с волной низкочастотного динамика. Изменяя массу и размеры диффузора пассивного излучателя можно изменить нижнюю рабочую частоту Сабвуфера.
  • Бандпасс (бэндпасс, bandpass) Фазоинверторный ящик, разделенный в середине дополнительной стенкой на разные по объёму камеры. Динамик помещен на перегородку между камерами. КПД конструкции выше, чем у фазоинвертора. Название bandpass (полоса пропускания, полосовой фильтр) происходит от способности корпуса ограничивать частотную характеристику сабвуфера.

Есть 3 вида бандпассов: 4-й категории, 6-й категории тип-А, 6-й категории тип-Б. 4-я категория: ящик с двумя камерами и с одним фазоинвертором на верхней камере. 6-я категория, тип-А: ящик с двумя камерами и с двумя фазоинверторами, каждый на свою камеру и по-своему настроенные. Достаточно сложен в проектировании и настройке. 6-я категория, тип-Б: ящик с двумя камерами и с двумя фазоинверторами, каждый на свою камеру, но с нижней камеры фазоинвертор направлен в верхнюю камеру, получается верхний фазоинвертор становится общим для двух камер.

Обозначение для многоколоночных систем

Многоколоночные системы принято обозначать как «количество сателлитов.количество сабвуферов», то есть:

  • 2.0 — две колонки;
  • 2.1 — две колонки и сабвуфер;
  • 4.0 — четыре колонки;
  • 4.1 — четыре колонки и сабвуфер;
  • 5.1 — пять колонок и сабвуфер;
  • 7.1 — семь колонок и один сабвуфер;
  • 7.2 — семь колонок и два сабвуфера;
  • 7.4 — семь колонок и четыре сабвуфера;

См. также

  • Акустическая система
  • Громкоговоритель
  • Магнитола

dic.academic.ru

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]