Парное катание нуждается в техническом прогрессе, и Александра Трусова может стать его двигателем, как уже сделала это в женском одиночном. Если кому-то и по силе сдвинуть самый консервативный вид у фигуристов, то нашей Русской ракете. И, кажется, она сама не прочь пробить для себя новые цели. Учит тодесы, поддержки, а уж на параллельных прыжках и кантилеверах она собаку съела!
Неужели Саша намерена встать в пару и закрутить там квады вперемежку с четверными выбросами?
После Олимпиады Трусова захотела кардинальных перемен?
Александра Трусова тяжело восприняла своё поражение Анне Щербаковой на Олимпийских играх в Пекине. Пять четверных прыжков принесли ей победу в произвольной программе, но для золота в общем зачёте их не хватило. Серебро – великолепный результат, но, установив столь невероятное достижение, Саша справедливо испытала разочарование в фигурном катании. По крайней мере – в женском одиночном. И это разочарование оказалось столь велико, что она даже грозилась больше никогда не выходить на лёд. На следующий день Саша успокоилась, но досада явно ещё оставалась: на пресс-конференции после церемонии награждения она не показала свою медаль, несмотря на просьбы журналистов. А про планы выступить на чемпионате мира загадочно говорила: «Увидите».
Понятно, что всё это эмоции. Но, может быть, так и не завоевав ни одного взрослого титула, несмотря на превосходство по технике над соперницами, Саша задумала попробовать себя в другом виде – парном катании? А заодно провести в нём революцию, как у девушек? Почему бы и нет?
Ей всего 17 лет, а в парном катании карьеры, как правило, долгие. При желании и должном упорстве – всё возможно. Трудолюбия и усердия Саше точно не занимать, а что касается желания… Похоже, и с ним всё в порядке: королева квадов уже попробовала себя в роли парницы и разучила парочку элементов: тодес и высокую поддержку. И, между прочим, получились они у неё на отлично!
«Я ненавижу этот спорт. Больше никогда в жизни». Самые яркие цитаты Олимпиады-2022
Усилитель мощности Александра Трусова
Познакомиться с Александром и его разработкой удалось на Выставке РосХайЭнд-2013, где он впервые и представил свой усилитель Esatto. Никаких красочных проспектов и рекламных буклетов рядом с экспонатом не было — для Александра конструирование аудиотехники является скорее хобби, чем коммерческим проектом, но мое внимание привлекли несколько разложенных на столе фотографий, сделанных для того, видимо, чтобы показать посетителям Выставки, что у усилителя внутри. А показать было что: конструкция выглядела тщательно продуманной, а исполнение практически безупречным. В довершение ко всему, УМ был разработан и выполнен, как сверхширокополосный и сверхбыстродействующий, что однозначно указывало на высокий уровень разработчика.
Неудивительно, что возникло желание послушать этот аппарат в домашних условиях. Мы обменялись телефонами и через месяц устроили прослушивание усилителя в моей аудиосистеме.
Изделие образца 2013 года имело следующие основные параметры:
Выходная мощность: 150 Вт RMS на канал.
Скорость нарастания выходного напряжения: 260 В/мкс (токовая ОООС) Интермодуляционные искажения: 0.0007%, при выходной мощности 100 Вт. Полоса пропускания при спаде АЧХ -3дБ: DC — 1200000 Гц
Усилитель постоянного тока (УПТ)
Регулятор громкости сопротивлением 600 Ом Ток покоя: 360 мА
Усилитель Esatto образца 2013 года
К звучанию УМ Esatto трудно было выдвинуть какие-либо претензии — у него все оказалось на уровне: очень высокое музыкальное разрешение, полноценные макро и микродинамика, голографическая сцена, полный отрыв звука от АС, отличная подача эмоций, он не боялся насыщенных фонограмм, раскладывая все по полочкам, сохранял все подробности фонограммы как на совсем малой, так и на очень высокой громкости. Дизайн и качество изготовления корпуса вполне соответствовали внутреннему содержанию.
Внутренняя компоновка усилителя Esatto одной из первых модификаций
С моей точки зрения это был лучший авторский усилитель, который когда-либо попадал ко мне на прослушивание — натуральный Hi-End, в самом хорошем смысле этой фразы. Если сравнивать с промышленными изделиями, то даже затрудняюсь выбрать ценовую категорию, в которой стоит искать аналог по качеству звука — где-то очень высоко, я думаю. Однако останавливаться на достигнутом Александр не стал и практически сразу после Выставки начал работу над дальнейшим развитием проекта. Процесс оказался не столь быстрым, как хотелось бы — к следующей Выставке 2014 года готовность была не полной, что объясняется отчасти и тем, что УМ был замечен аудио сообществом и сразу несколько производителей АС пожелали демонстрировать свою акустику именно с УМ А. Трусова. То есть, к началу Выставки 2014 года Александру нужно было успеть построить дополнительно еще несколько экземпляров версии образца 2013 года, в свободное от основной работы время.
Несмотря на то, что на РосХайЭнд-2014 снова была показана та же версия усилителя, «шествие» его было триумфальным: аппарат был признан слушателями и коллегами одним из лучших на Выставке — его завораживающее звучание, в связке с замечательными четырех полосными АС С. Д. Батя и Виктора Луханина, отметили практически все, а журнал Салон AV наградил Александра почетным дипломом.
Многие задают вопрос: — «а что же у него внутри?»
Внутренняя компоновка Esatto II
Не секрет, что схемотехника усилителя Александра Трусова взяла свое начало от классической топологии УМ с токовой обратной связью, которую многие пробовали применять в своих конструкциях. Лет 15 назад и я за нее брался, но безуспешно — не хватило терпения довести до ума, да и опыта было еще маловато. Как показывает практика, классическая схема достаточно капризна, неустойчива и, по моему глубокому убеждению, ничего особо выдающегося собой не представляет. Однако потенциал она имеет очень серьезный, чем и воспользовался Александр, переделав все по своему, затратив на макетирование и эксперименты несколько лет. Особое внимание было уделено конструктиву и питанию УМ — влияние на звук этих факторов недооценить трудно. Версия 2013 года уже имела полностью стабилизированное питание входных и драйверных каскадов, компоновку блоков, обеспечивающую кратчайший путь сигнала от входа до выхода, высокую энергоемкость блока питания, регулятор громкости лестничного типа с низким входным сопротивлением, релейный селектор входов. Все режимы работы управлялись с пульта ДУ.
К РосХайЭнд-2015 Александр приготовил уже новую версию — Esatto-II, которая имеет заметные отличия в схемотехнике, конструкции, и организации питания каскадов:
1. УМ оснащен новым низкоомным регулятором громкости с постоянным входным и постоянным выходным сопротивлением.
2. Питание выходных каскадов теперь тоже стабилизированое. Повсеместно использованы дискретные стабилизаторы его собственной разработки, обладающие высоким коэффициентом стабилизации и малыми потерями.
3. Существенно увеличено быстродействие усилительных каскадов, еще расширена полоса пропускания УМ
4. Увеличены энергоемкость блока питания и ток покоя оконечных каскадов
5. В усилителе теперь отсутствует общая ООС, но нелинейные искажения остались низкими, благодаря применению новой схемотехники и топологии.
6. Аппарат получил практически уникальную опцию, реализованную с помощью модифицированного корректора Хаксфорда — возможность изменения с пульта ДУ величины выходного сопротивления, вплоть до отрицательных его значений. Это позволяет оперативно настроить усилитель на максимально эффективную работу с конкретными АС и акустическими кабелями.
7. Доработана конструкция корпуса и органов управления — наряду с пультом ДУ, теперь можно пользоваться многофункциональной и удобной ручкой, а сам корпус является почти произведением искусства и выглядит достойно рядом с самыми именитыми брендами.
Esatto II
Технические параметры нового УМ:
Аналоговые входы: линейные 3 RCA (УПТ) Чувствительность: 1.6 В Коэффициент усиления: 30 дБ Номинальная выходная мощность: 2 х 100 Вт/8 Ом, 2 х 196 Вт/4 Ом Пиковый ток в нагрузке: 2 х 32 А Выходное сопротивление : от + 0.1 Ом до — 0.22 Ом (регулируется дистанционно в реальном времени) Коэффициент демпфирования нагрузки: 8 Ом от 80 при (+ 0.1 Ом) до стремящегося к бесконечности при (- 0.22 Ом) Полоса пропускания при спаде АЧХ -3 дБ: DC — 3200000 Гц. Линейность фазовой характеристики в диапазоне частот 0 Гц — 20 кГц: -1 градус на 19737 Гц. КНИ при номинальной выходной мощности: 0.037% — 20 кГц.
Ток покоя: 520 мА — 800 мА (в зависимости от количества установленных пар выходных транзисторов)
Габариты:430 х 180 х 395 мм Масса: 48 кг
С точки зрения востребованности усилителя производителями акустических систем, выставка РосХайЭнд-2015 не стала исключением — мы снова увидели и услышали успешное выступление этого аппарата в нескольких сетапах — Акустический Центр МТУСИ, Лаборатория Illuminati, Лаборатория С.Д. Бать и в собственном сетапе ООО «А.Т.» — тоже с акустикой С. Д. Батя и Виктора Луханина.
Esatto II на прослушивании в зале «Эксклюзив» Конгресс Центра МТУСИ с четырех полосными АС С.Д. Батя и Виктора Луханина
Представленные на Выставке усилители А. Трусова имели между собой некоторые отличия и относились к разным модификациям 2015 года, но самую последнюю и наиболее технически совершенную модель удалось послушать уже после Выставки, в условиях домашней аудиосистемы.
Прослушивание выявило однозначное превосходство нового УМ над предыдущими моделями, что подтвердило целесообразность применения схемотехнических и конструкторских новшеств. Тестировать усилитель было трудно — все время ловил себя на том, что просто слушаю музыку. Это очень хороший признак, который указывает на высочайшее качество компонента. Говорить о музыкальном разрешении, о построении сцены, о локализации источников звука и о других аудиофильских параметрах звучания в отношении этого усилителя не имеет особого смысла — оно все есть в таком достатке, что воспринимается как должное, на этом даже внимание не фокусируется. Единственное, что подлежало обсуждению по результатом прослушивания — это подача музыкального материала, способность передавать эмоции исполнителей, показать замысел звукорежиссера. Со всеми этими задачами усилитель справлялся легко и непринужденно.
Отдельного рассказа заслуживает опция дистанционного изменения выходного сопротивления усилителя. В принципе, можно выставить нулевое значение и слушать музыку — все и так будет отлично, но если все-таки заняться настройкой под конкретные АС, то можно подобрать на слух оптимальное положение регулятора, при котором звук обретет максимальную свободу, а рука с пультом в руке так и застынет в одном положении, соответствующем моменту времени вхождения в аудио нирвану:)
Усилитель уже подключался в несколько аудиосистем и было замечено, что на разных АС оптимальные значения выходного сопротивления оконечного каскада имеют существенные отличия. Статистика набирается потихонечку, но уже сейчас можно сказать, что наличие такой функции в усилителе мощности однозначно полезно.
Надо сказать, что изыскания в области высококачественного звуковоспроизведения, которыми занимается А. Трусов, не считаясь затратами времени и средств, внушают уважение — все конструкторские идеи и схемотехнические решения проверяются и отслушиваются Александром на качественно выполненных «железных» макетах, хотя, такими программами симуляции, как Multisim или MicroCap Александр тоже владеет и активно пользуется.
На создание столь совершенного аппарата А. Трусову понадобилось более 5 лет, но время и силы потрачены явно не зря. Хочется поздравить Александра с рождением эксклюзивной конструкции и пожелать дальнейших успехов в этой кропотливой творческой работе!
Мой канал на Яндекс Дзен
С уважением, О. Шаманков (Prophetmaster)
Трусова модернизировала тодес на репетиции показательных
Во время репетиции гала-шоу на Олимпиаде Александра поразила своим желанием научиться делать тодес. Освоить один из основных элементов парного катания ей помогал Владимир Морозов, который вместе с Евгенией Тарасовой в Пекине завоевал серебро в личном турнире среди пар. Кто-то сочтёт это обычной забавой, но Саша и четверные прыгает играючи, не забывая при этом о качестве.
С тодесом та же история. Фигуристка действительно веселилась, но выполняла элемент старательно: на видео с тренировки видно, как она вытянула корпус и руки, сосредоточилась. А за кадром её похвалил Максим Траньков: «Вот сейчас хорошо было».
Посмотреть эту публикацию в Instagram
То есть у Саши была цель не просто попробовать, а чтобы получилось правильно и красиво. Высокая планка для развлечения, однако. А освоив стандартный тодес, Саша усложнила себе задачу: сделала его вместе с Женей Тарасовой! Интересно, как они назвали этот элемент? Двойной тодес? Вот он – реформаторский дух Русской ракеты!
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Параллельные четверные и кантилеверы у Саши – превосходны!
Всем известно, что Саша обожает прыгать. И не только в одиночку. При любом удобном случае она с удовольствием делает параллельные прыжки с другими фигуристами. И чаще всего это фигуристы мужского пола. Не бывает таких показательных выступлений, где она бы не скооперировалась с кем-то, чтобы вместе исполнить свои любимые квады. В числе «прыжковых» партнёров Саши не раз бывали такие титаны среди парней, как Нэйтан Чен и Юдзуру Ханю. А для большинства прыгнуть с ней – это вообще настоящая удача и привилегия, нужно очень постараться, чтобы не затеряться на её фоне. И, конечно, владеть четверными: к параллельным тройным все привыкли – Саша идёт дальше.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Представляете, какие перемены ждут парное катание, если она в него перейдёт? Параллельные квады, выбросы в четыре оборота – то, о чём и помыслить осмелится не каждый. А как насчёт параллельного кантилевера? Свою фирменную спираль Саша тоже обожает выполнять в паре. Правда, выбор здесь у неё крайне ограничен: мало кто может сравниться с ней в мастерстве его исполнения.
«У тебя обязательно будет золотая медаль». Трогательное обещание Ковальчука Трусовой
Мастер-класс по поддержкам и выборы партнёра
После Олимпиады Саша быстро вернулась на тренировки в «Хрустальный», но не прекратила эксперименты с парным катанием. На своей странице в «Инстаграме» она опубликовала видео, на котором катается в паре с Алексеем Тихоновым. Он поднял её в высокую поддержку и покрутил на льду. Выглядела девушка очень счастливой: так и сияла улыбкой. А как аккуратно и уверенно вышла из поддержки! Ножку вытянула и руки как следует расставила. Чуть больше практики – и будет конфетка!
К видео Саша добавила подпись с благодарностью Алексею Тихонову.
«Спасибо Алексею Тихонову за мастер-класс!» – написала Трусова.
Наверняка мастер-класс предполагал не одну поддержку: что-то там Саша учила ещё. Например, те же выбросы – с её космическими прыжками ей бы не было в них равных. Поклонники фигуристки уже рассуждают в комментариях, кого бы подобрать ей в партнёры. Среди предложенных вариантов: те же Нэйтан Чен, Юдзуру Ханю, а из наших ребят – Макар Игнатов и Морис Квителашвили.
Интегральный усилитель AT Audio Esatto II
Не так уж часто российские производители балуют нас своей техникой. Конечно, на выставке «Российский Hi-End» можно увидеть достаточно интересных разработок, но выпускаемых пусть небольшими, но всё-таки сериями – раз, два и обчёлся. Сегодня мы будем слушать именно такой аппарат, который оказался необычайно интересным.
Кстати, здесь упомянут не случайно – компания AT Audio в лице её основателя Александра Трусова неоднократно участвовала в «Российском Хай-Энде» и в прошлом году была награждена дипломом нашего журнала. А в нынешнем году изрядная часть акустики на выставке демонстрировалась с усилителями AT Audio. Чем обусловлен этот выбор, станет ясно чуть ниже.
Расположенный в центре дисплей показывает уровень громкости и (Sic!) величину выходного сопротивления, которая ступенчато регулируется в пределах от +0,1 до -0,22 Ом.
Модель Esatto II (в переводе с итальянского – точный, правильный) выпускается в трёх модификациях в ценовом диапазоне от 250 до 750 тысяч рублей. Отличаются они, в основном, выходной мощностью и качеством комплектующих.
Наш экземпляр имеет мощность 2 х 100 Вт (8 Ом) и стоит 499 тысяч. Это тяжёлый – без малого 50 кг — и внушительный по габаритам аппарат с классическим для усилителя дизайном. Расположенный в центре дисплей показывает уровень громкости и (Sic!) величину выходного сопротивления, которая ступенчато регулируется в пределах от +0,1 до -0,22 Ом. При этом демпфинг-фактор на 8-омной нагрузке меняется от 80 почти до бесконечности, что и позволяет подобрать желаемый характер баса для любых акустических систем. Регулировки и переключения, включая коммутацию трёх линейных входов, доступны с пульта ДУ и осуществляются с помощью бистабильных реле Omron.
«Хороший усилитель в моём понимании при всей своей точности и детальности не должен располагать к анализу звучания, его задача — увлекать музыкой».
Суммарная ёмкость конденсаторов фильтра в каждом плече около 100000 мкФ, питание всех каскадов, в т.ч. и выходных, стабилизировано. Благодаря этому при уменьшении импеданса нагрузки с 8 до 4 Ом отдаваемая мощность возрастает со 100 до 196 Вт. Ток покоя выходных транзисторов 0,5 А, т.е. примерно до 4 Вт они работают в классе «А».
Конструкция усилителя абсолютно симметрична. В центре под толстым стальным кожухом спрятан мощный тороидальный трансформатор, платы каналов закреплены вертикально на внушительных теплоотводах. Конструкция универсальная – в зависимости от выходной мощности можно наращивать ёмкость конденсаторов фильтра и количество выходных транзисторов в каждом плече. Внутренние соединения выполнены медной моножилой диаметром 0,63 (входные цепи) и 1,7 мм (выходные и питающие), шлейфами подключены только платы защиты и индикации.
Пока система прогревалась, я попросил Александра немного рассказать о себе и своём усилителе.
— Почему вы решили заняться конструированием аудиотехники?
— В 1998-м, в период увлечения автозвуком, я познакомился с Дмитрием Свободой, организатором «Российского Хай-Энда» и впервые побывал на его выставке. Очень сильное впечатление тогда произвёл усилитель «Шторм» Александра Юрьева – это и дало первый толчок. Но особенный прогресс произошёл за последние три года, стало ясно, в каком направлении двигаться.
— И в каком же?
— Хороший усилитель в моём понимании при всей своей точности и детальности не должен располагать к анализу звучания, его задача — увлекать музыкой, оказывать эмоциональное воздействие. Но при желании чтобы даже в большом оркестре можно было расслышать каждый инструмент. Несколько лет назад мы поспорили с Дмитрием Свободой, что я сделаю быстрый и динамичный транзисторный усилитель с глубиной сцены, как у грамотного лампового однотактника. На прошедшей выставке он признался, что спор я выиграл.
— Как вы добивались глубины сцены и эмоциональности? Экспериментами с обратной связью?
— Любая, даже быстрая токовая ОС, не даёт желаемого эффекта. Объективные параметры улучшаются, но при этом ”съедаются” тихие послезвучия, которые в большей степени и определяют глубину сцены. Ведь что получается: отклик НЧ головки поступает на выход усилителя, захватывается петлёй ОС, которая начинает реагировать на то, чего в исходном сигнале не было. Отсюда зажатость, плоская сцена. В моих усилителях нет общей обратной связи, используются только местные. Кроме того, в звуковом тракте отсутствуют конденсаторы, он УПТ от входа до выхода. В развязках по питанию входных и драйверных каскадов нет электролитических конденсаторов, схемотехника позволяет обойтись плёночными .
— Выходные транзисторы биполярные или MOSFET?
— Латеральные MOSFET, не требующие температурной стабилизации. Они дают субъективно более глубокий бас, который ощущается даже на компактной акустике.
— Где делается железо и печатные платы?
— Детали корпуса фрезеруется на координатных станках с ЧПУ. Покраска – автомобильной полуматовой эмалью с керамической добавкой, получается очень прочное и красивое покрытие. Печатные платы заказываются либо в «Резоните», либо в SMT Service.
— Как избегаете фейковых комплектующих?
— Вся элементная база импортная, закупается у крупных и надёжных поставщиков. Шанс получить поддельные детали практически нулевой. Транзисторы подбираются в пары, операционные усилители в усилителе напряжения — в металлических корпусах стоимостью около 14000 тыс. рублей за штуку, такие не подделывают. Конденсаторы – Panasonic, Nichicon и даже Black Gate в зависимости от пожеланий заказчика.
Сначала кабелями Atlas Mavros Ultra мы подключили к усилителю акустику ATC SCM-40 – внушительные трёхполоски с закрытым оформлением. Запускаю «пристрелочный» диск Tutti [1] и, заинтригованный, вслушиваюсь в пространственную перспективу. Она и в самом деле необычна – симфонический оркестр чётко разделён на два ряда в глубину, угадываются и более отдалённые планы, хотя виртуальные образы в них размыты. Но это заметил уже мельком, поскольку внимание моментально переключилось на другой аспект звучания – невероятную живость подачи. Она была не просто точная, детальная и динамичная, а именно живая, я бы сказал даже с задором. Оркестр играл празднично и ярко, в непривычно прозрачной атмосфере. Лишь один момент портил всю картину – монотонный, словно раскаты далёкого грома, гул в области верхнего баса. Его удалось устранить подбором выходного сопротивления усилителя, но за счёт свободы и открытости нижнего регистра. Вдобавок, Александр был не в восторге от построения сцены – по его мнению, чётких звуковых планов должно быть больше.
После нескольких пробных рокировок ATC SCM-40 были заменены на Dynaudio Contour S3.4 LE, а медные Mavros Ultra — на серебряные Audio Note AN-SPX. Удалось подобрать и более подходящий силовой кабель для усилителя. Должен заметить, что Esatto II оказался на редкость чувствительным к подобным экспериментам – на каждую замену он отзывался новыми нюансами звучания.
Сцена растянулась в ширину настолько, что отдельные источники оказывались за пределами стереобазы.
Отстроенная вновь система показала очень любопытный результат. Сцена растянулась в ширину настолько, что отдельные инструменты оказывались за пределами стереобазы. Задний план ушёл в глубину, прихватив с собой часть виртуальных объектов из середины, которые уже чётко фокусировались и имели правильные пропорции. Изменился и общий характер звучания – оно стало строже, собраннее и точнее, особенно в области верхнего баса. Нижний регистр, наоборот, слегка расслабился, из-за чего подача не казалась чересчур сдержанной. И живость, отмеченная выше, органично дополняла общую картину.
Акустика чувствительностью 86 дБ не вызвала затруднений у усилителя даже на самых громких фрагментах, хотя разогрелся он довольно сильно. Не было ни окраски, ни жёсткости в верхнем диапазоне – звучание оставалось столь же ясным и насыщенным по всему спектру.
И всё же, есть ощущение, что Esatto II показал не весь свой потенциал – не исключено, что при такой чуткости к самым, казалось бы, незначительным изменениям в системе, можно было получить и более интересные результаты. И сама возможность адаптировать усилитель к характеру акустических систем и особенностям помещения — свойство очень важное.
КОМПОНЕНТЫ
CD-проигрыватель Naim CDX-2
Акустические системы:
- ATC SCM-40
- Dynaudio Contour S3.4 LE
Кабели:
- межблочные Atlas Asimi Ultra
- акустические Atlas Mavros Ultra, Audio Note AN-SPX
- сетевые Cardas Quadlink Power Cord
Музыка:
- «Tutti! Orchestral Sampler». 24 bit HDCD Reference Recordings, 1997.
- The Rolling Stones, «Steel Wheels». Virgin, 1989
- Great Cover Versions. Inakustik, Reference Sound Mastering, 2013
- Stanley Clarke, Al Di Meola, Jean-Luc Ponty, «The Rite Of Strings». Gai Saber, 1995
- Noisia, «Split the Atom». 2 CD, Mau5trap, 2013
Акустика чувствительностью 86 дБ не вызвал ни малейших затруднений у усилителя даже на самых громких фрагментах.
Esatto II
Производитель: AT Audio (Россия)
www.at-audio.su
Линейные входы: 3 х RCA || Номинальная выходная мощность при сопротивлении нагрузки 8/4 Ом: 2 х 100/2 х 196 Вт || КНИ при номинальной выходной мощности: 0,034% (20 кГц) || Пиковый ток в нагрузке: 2 х 32 А || Выходное сопротивление: от 0,1 до –0,22 Ом || Демпфинг-фактор (8 Ом): от 80 до бесконечности || Фазолинейность (2 Гц – 20 кГц): -1 град. || Диапазон усиливаемых частот (+0/-1 дБ): 2 Гц — 1,2 МГц || Чувствительность: 1,6 В || Усиление: 30 дБ || Максимальная потребляемая мощность: 650 ВА || Габариты: 430 х 180 х 395 мм || Масса: 48 кг || Цена: 499000 руб.
Редакция благодарит сотрудников салон AVComfort Центр за терпение и помощь в проведении прослушивания.
поделиться
Tags: AT AudioATCAtlasCardasDynaudioEsattoNaim
Тутберидзе не зря начала работать с парами
Переходить в другой тренерский штаб, кстати, ради парного катания Александре Трусовой не нужно. В этом сезоне Этери Тутберидзе показала, что способна тренировать и пары. С помощью дополнительных специалистов, разумеется, но и с этим в «Хрустальном» всё в порядке: Максим Траньков и Павел Слюсаренко влились туда вместе с парой Евгении Тарасовой и Владимира Морозова. Научить всем техническим премудростям и нюансам есть кому. А Женя и Вова станут отличными старшими товарищами и примером для подражания.
В общем, у Русской ракеты есть все шансы добиться успеха в парном катании. Зажжёт с параллельными четверными, проведёт технические реформы, установит новые рекорды – и никто не угонится!
И всё-таки, какие бы перспективы ни сулил Саше переход в пары, она по-прежнему очень нужна женскому одиночному. Пять квадов приземлила – самое время брать долгожданные титулы. Да и тройной аксель у неё обязательно должен получиться на соревнованиях. Так что до Олимпиады в Милане радикальных перемен в спортивной карьере Саше не нужно. А вот потом можно и продлить карьеру в другом виде и продолжить радовать болельщиков: только не одной, а за ручку с надёжным и сильным партнёром.
Усилитель Агеева – простой, мощный и не требующий настройки
Что нужно начинающему радиолюбителю при желании собрать мощный и качественный усилитель звуковых частот?
А нужно для этого не так уж и много: ❶ голова с идеей – 1 шт, ❷ паяльник с жалом и желательно припоем – 1 шт, ❸ руки парные из правильного места – ровно две, ❹ Несколько недефицитных и, само собой – недорогих, а лучше «помоечных» деталюшек, ❺ Ну и, ёжику понятно – схема электрическая принципиальная, проверенная временем, и желательно не предполагающая какой-либо сложной настройки и магических танцев с бубнами.
Именно поэтому мой выбор пришёлся на схему уважаемого специалиста в области звукотехники Александра Агеева, опубликовавшего в журнале Радио, №8 за 1982 г. простой, качественный и надёжный усилитель с минимальным количеством транзисторов. Усилитель себя превосходно зарекомендовал в радиолюбительском сообществе и продолжает это делать в течении почти уже 40 лет!
Рис.1 Принципиальная схема термостабильного усилителя мощности А. А. Агеева
Отличительной особенностью УМЗЧ Агеева является предельная простота и высокая температурная стабильность, позволяющая эксплуатировать транзисторы выходного каскада при температурах переходов, близких к предельно-допустимым.
Автор предложил два варианта устройства — с выходной мощностью 25 и 60 Вт (номиналы элементов и напряжения питания для последнего указаны в скобках). Стабилитроны V6 и V7 в УНЧ с выходной мощностью 25Вт не используются.
Основные параметры усилителя:
- Номинальная выходная мощность на нагрузке 4Ом, Вт ……………. 25 (60)
- Номинальное входное напряжение, В………………………………………….. 1 (1)
- Коэффициент гармоник, %, на частоте, кГц: 1кГц ………….. 0,1 (0,1) 2кГц ………….. 0,14 (0,55) 10кГц ………….. 0,2 (0,9) 20кГц ………….. 0,35 (1,58)
- Коэффициент интермодуляционных искажений, %………………….. 0,3 (0,47)
- Полоса частот, Гц ……………………………………………….. 20 — 150 000 (100 000)
- Скорость нарастания выходного напряжения, В/мкс……………………….. 8 (8)
- Входное сопротивление, кОм …………………………………………………………. 150
Каскад усиления напряжения сигнала выполнен на ОУ А1. Как видно из схемы, в цепь его питания подаётся часть выходного сигнала через цепь R6C3C4R4R5. В результате напряжения на выводах питания ОУ при максимальном сигнале смещаются (относительно общего провода) в соответствующую сторону и размах выходного сигнала ОУ значительно увеличивается. Такой приём называется «плавающее питание» и позволяет получить от ОУ размах напряжения на выходе — вплоть до 30 вольт амплитудного значения. Это даёт возможность, в свою очередь, получить мощность на выходе повторителей VT1…VT4 до 60 ватт. Стабилитроны V6, V7 совместно с элементами цепи C3C4R4R5 обеспечивают стабилизацию и фильтрацию питающих напряжений.
В основу выходного каскада положена схема так называемого «параллельного» усилителя, нашедшего применение в довольно большом количестве конструкций различных УМЗЧ. Главная особенность такого каскада — это отличная термостабильность при условии хорошего теплового контакта между всеми транзисторами. Для улучшения амплитудной характеристики между базами транзисторов V3, V4 включён диод V5 и резистор R8. Каким образом происходит это улучшение, подробно описано в оригинальной статье автора (Радио-08-1982).
Детали и конструкция:
Указанные параметры получены при питании усилителя от стабилизированного источника. Если же источник нестабилизированный, напряжение питания необходимо понизить на 20 %.
Транзисторы V1, V3 и V2, V4 закреплены попарно на пластинчатых теплоотводах размерами 80 X 70 мм, изготовленных из листового алюминиевого сплава толщиной 2 мм, анодированного в чёрный цвет. Перед установкой охлаждающие поверхности транзисторов необходимо смазать смазкой ЦИАТИМ-201. Для обеспечения надёжного теплового контакта в течение всего времени эксплуатации под гайки необходимо подложить разрезные стопорные шайбы. Усилитель с указанными теплоотводами работоспособен при температуре окружающего воздуха до 35°С. Ток покоя (при нормальной температуре — около 50 мА) увеличивается при прогреве не более чем на 15 %.
Вместо ОУ К140УД8А в усилителе можно использовать ОУ К140УД8Б, К140УД6, К140УД10, К140УД11, К544УД1, К574УД1.
Катушку L1 можно намотать на каркасе диаметром 7 и длиной 25 мм. Она в этом случае должна содержать 30 витков провода ПЭВ-2 — 1,0, намотанных в два слоя.
Печатная плата и расположение элементов для схемы усилителя Агеева, опубликованной в журнале Радио-08-1982, приведены на Рис.2
Рис.2 Печатная плата и расположение элементов усилителя А. А. Агеева
Налаживание:
Как уже было сказано, при исправных деталях и отсутствии ошибок монтажа — правильно собранный усилитель налаживания не требует.