Александра Трусова разучивает тодесы и поддержки — фото: уйдёт ли фигуристка в парное катание?

Парное катание нуждается в техническом прогрессе, и Александра Трусова может стать его двигателем, как уже сделала это в женском одиночном. Если кому-то и по силе сдвинуть самый консервативный вид у фигуристов, то нашей Русской ракете. И, кажется, она сама не прочь пробить для себя новые цели. Учит тодесы, поддержки, а уж на параллельных прыжках и кантилеверах она собаку съела!

Неужели Саша намерена встать в пару и закрутить там квады вперемежку с четверными выбросами?

После Олимпиады Трусова захотела кардинальных перемен?

Александра Трусова тяжело восприняла своё поражение Анне Щербаковой на Олимпийских играх в Пекине. Пять четверных прыжков принесли ей победу в произвольной программе, но для золота в общем зачёте их не хватило. Серебро – великолепный результат, но, установив столь невероятное достижение, Саша справедливо испытала разочарование в фигурном катании. По крайней мере – в женском одиночном. И это разочарование оказалось столь велико, что она даже грозилась больше никогда не выходить на лёд. На следующий день Саша успокоилась, но досада явно ещё оставалась: на пресс-конференции после церемонии награждения она не показала свою медаль, несмотря на просьбы журналистов. А про планы выступить на чемпионате мира загадочно говорила: «Увидите».

Понятно, что всё это эмоции. Но, может быть, так и не завоевав ни одного взрослого титула, несмотря на превосходство по технике над соперницами, Саша задумала попробовать себя в другом виде – парном катании? А заодно провести в нём революцию, как у девушек? Почему бы и нет?

Ей всего 17 лет, а в парном катании карьеры, как правило, долгие. При желании и должном упорстве – всё возможно. Трудолюбия и усердия Саше точно не занимать, а что касается желания… Похоже, и с ним всё в порядке: королева квадов уже попробовала себя в роли парницы и разучила парочку элементов: тодес и высокую поддержку. И, между прочим, получились они у неё на отлично!


«Я ненавижу этот спорт. Больше никогда в жизни». Самые яркие цитаты Олимпиады-2022

Усилитель мощности Александра Трусова

Познакомиться с Александром и его разработкой удалось на Выставке РосХайЭнд-2013, где он впервые и представил свой усилитель Esatto. Никаких красочных проспектов и рекламных буклетов рядом с экспонатом не было — для Александра конструирование аудиотехники является скорее хобби, чем коммерческим проектом, но мое внимание привлекли несколько разложенных на столе фотографий, сделанных для того, видимо, чтобы показать посетителям Выставки, что у усилителя внутри. А показать было что: конструкция выглядела тщательно продуманной, а исполнение практически безупречным. В довершение ко всему, УМ был разработан и выполнен, как сверхширокополосный и сверхбыстродействующий, что однозначно указывало на высокий уровень разработчика.

Неудивительно, что возникло желание послушать этот аппарат в домашних условиях. Мы обменялись телефонами и через месяц устроили прослушивание усилителя в моей аудиосистеме.

Изделие образца 2013 года имело следующие основные параметры:

Выходная мощность: 150 Вт RMS на канал.

Скорость нарастания выходного напряжения: 260 В/мкс (токовая ОООС) Интермодуляционные искажения: 0.0007%, при выходной мощности 100 Вт. Полоса пропускания при спаде АЧХ -3дБ: DC — 1200000 Гц

Усилитель постоянного тока (УПТ)

Регулятор громкости сопротивлением 600 Ом Ток покоя: 360 мА


Усилитель Esatto образца 2013 года

К звучанию УМ Esatto трудно было выдвинуть какие-либо претензии — у него все оказалось на уровне: очень высокое музыкальное разрешение, полноценные макро и микродинамика, голографическая сцена, полный отрыв звука от АС, отличная подача эмоций, он не боялся насыщенных фонограмм, раскладывая все по полочкам, сохранял все подробности фонограммы как на совсем малой, так и на очень высокой громкости. Дизайн и качество изготовления корпуса вполне соответствовали внутреннему содержанию.


Внутренняя компоновка усилителя Esatto одной из первых модификаций

С моей точки зрения это был лучший авторский усилитель, который когда-либо попадал ко мне на прослушивание — натуральный Hi-End, в самом хорошем смысле этой фразы. Если сравнивать с промышленными изделиями, то даже затрудняюсь выбрать ценовую категорию, в которой стоит искать аналог по качеству звука — где-то очень высоко, я думаю. Однако останавливаться на достигнутом Александр не стал и практически сразу после Выставки начал работу над дальнейшим развитием проекта. Процесс оказался не столь быстрым, как хотелось бы — к следующей Выставке 2014 года готовность была не полной, что объясняется отчасти и тем, что УМ был замечен аудио сообществом и сразу несколько производителей АС пожелали демонстрировать свою акустику именно с УМ А. Трусова. То есть, к началу Выставки 2014 года Александру нужно было успеть построить дополнительно еще несколько экземпляров версии образца 2013 года, в свободное от основной работы время.

Несмотря на то, что на РосХайЭнд-2014 снова была показана та же версия усилителя, «шествие» его было триумфальным: аппарат был признан слушателями и коллегами одним из лучших на Выставке — его завораживающее звучание, в связке с замечательными четырех полосными АС С. Д. Батя и Виктора Луханина, отметили практически все, а журнал Салон AV наградил Александра почетным дипломом.

Многие задают вопрос: — «а что же у него внутри?»


Внутренняя компоновка Esatto II

Не секрет, что схемотехника усилителя Александра Трусова взяла свое начало от классической топологии УМ с токовой обратной связью, которую многие пробовали применять в своих конструкциях. Лет 15 назад и я за нее брался, но безуспешно — не хватило терпения довести до ума, да и опыта было еще маловато. Как показывает практика, классическая схема достаточно капризна, неустойчива и, по моему глубокому убеждению, ничего особо выдающегося собой не представляет. Однако потенциал она имеет очень серьезный, чем и воспользовался Александр, переделав все по своему, затратив на макетирование и эксперименты несколько лет. Особое внимание было уделено конструктиву и питанию УМ — влияние на звук этих факторов недооценить трудно. Версия 2013 года уже имела полностью стабилизированное питание входных и драйверных каскадов, компоновку блоков, обеспечивающую кратчайший путь сигнала от входа до выхода, высокую энергоемкость блока питания, регулятор громкости лестничного типа с низким входным сопротивлением, релейный селектор входов. Все режимы работы управлялись с пульта ДУ.

К РосХайЭнд-2015 Александр приготовил уже новую версию — Esatto-II, которая имеет заметные отличия в схемотехнике, конструкции, и организации питания каскадов:

1. УМ оснащен новым низкоомным регулятором громкости с постоянным входным и постоянным выходным сопротивлением.

2. Питание выходных каскадов теперь тоже стабилизированое. Повсеместно использованы дискретные стабилизаторы его собственной разработки, обладающие высоким коэффициентом стабилизации и малыми потерями.

3. Существенно увеличено быстродействие усилительных каскадов, еще расширена полоса пропускания УМ

4. Увеличены энергоемкость блока питания и ток покоя оконечных каскадов

5. В усилителе теперь отсутствует общая ООС, но нелинейные искажения остались низкими, благодаря применению новой схемотехники и топологии.

6. Аппарат получил практически уникальную опцию, реализованную с помощью модифицированного корректора Хаксфорда — возможность изменения с пульта ДУ величины выходного сопротивления, вплоть до отрицательных его значений. Это позволяет оперативно настроить усилитель на максимально эффективную работу с конкретными АС и акустическими кабелями.

7. Доработана конструкция корпуса и органов управления — наряду с пультом ДУ, теперь можно пользоваться многофункциональной и удобной ручкой, а сам корпус является почти произведением искусства и выглядит достойно рядом с самыми именитыми брендами.


Esatto II

Технические параметры нового УМ:

Аналоговые входы: линейные 3 RCA (УПТ) Чувствительность: 1.6 В Коэффициент усиления: 30 дБ Номинальная выходная мощность: 2 х 100 Вт/8 Ом, 2 х 196 Вт/4 Ом Пиковый ток в нагрузке: 2 х 32 А Выходное сопротивление : от + 0.1 Ом до — 0.22 Ом (регулируется дистанционно в реальном времени) Коэффициент демпфирования нагрузки: 8 Ом от 80 при (+ 0.1 Ом) до стремящегося к бесконечности при (- 0.22 Ом) Полоса пропускания при спаде АЧХ -3 дБ: DC — 3200000 Гц. Линейность фазовой характеристики в диапазоне частот 0 Гц — 20 кГц: -1 градус на 19737 Гц. КНИ при номинальной выходной мощности: 0.037% — 20 кГц.

Ток покоя: 520 мА — 800 мА (в зависимости от количества установленных пар выходных транзисторов)

Габариты:430 х 180 х 395 мм Масса: 48 кг

С точки зрения востребованности усилителя производителями акустических систем, выставка РосХайЭнд-2015 не стала исключением — мы снова увидели и услышали успешное выступление этого аппарата в нескольких сетапах — Акустический Центр МТУСИ, Лаборатория Illuminati, Лаборатория С.Д. Бать и в собственном сетапе ООО «А.Т.» — тоже с акустикой С. Д. Батя и Виктора Луханина.


Esatto II на прослушивании в зале «Эксклюзив» Конгресс Центра МТУСИ с четырех полосными АС С.Д. Батя и Виктора Луханина

Представленные на Выставке усилители А. Трусова имели между собой некоторые отличия и относились к разным модификациям 2015 года, но самую последнюю и наиболее технически совершенную модель удалось послушать уже после Выставки, в условиях домашней аудиосистемы.

Прослушивание выявило однозначное превосходство нового УМ над предыдущими моделями, что подтвердило целесообразность применения схемотехнических и конструкторских новшеств. Тестировать усилитель было трудно — все время ловил себя на том, что просто слушаю музыку. Это очень хороший признак, который указывает на высочайшее качество компонента. Говорить о музыкальном разрешении, о построении сцены, о локализации источников звука и о других аудиофильских параметрах звучания в отношении этого усилителя не имеет особого смысла — оно все есть в таком достатке, что воспринимается как должное, на этом даже внимание не фокусируется. Единственное, что подлежало обсуждению по результатом прослушивания — это подача музыкального материала, способность передавать эмоции исполнителей, показать замысел звукорежиссера. Со всеми этими задачами усилитель справлялся легко и непринужденно.

Отдельного рассказа заслуживает опция дистанционного изменения выходного сопротивления усилителя. В принципе, можно выставить нулевое значение и слушать музыку — все и так будет отлично, но если все-таки заняться настройкой под конкретные АС, то можно подобрать на слух оптимальное положение регулятора, при котором звук обретет максимальную свободу, а рука с пультом в руке так и застынет в одном положении, соответствующем моменту времени вхождения в аудио нирвану:)

Усилитель уже подключался в несколько аудиосистем и было замечено, что на разных АС оптимальные значения выходного сопротивления оконечного каскада имеют существенные отличия. Статистика набирается потихонечку, но уже сейчас можно сказать, что наличие такой функции в усилителе мощности однозначно полезно.

Надо сказать, что изыскания в области высококачественного звуковоспроизведения, которыми занимается А. Трусов, не считаясь затратами времени и средств, внушают уважение — все конструкторские идеи и схемотехнические решения проверяются и отслушиваются Александром на качественно выполненных «железных» макетах, хотя, такими программами симуляции, как Multisim или MicroCap Александр тоже владеет и активно пользуется.

На создание столь совершенного аппарата А. Трусову понадобилось более 5 лет, но время и силы потрачены явно не зря. Хочется поздравить Александра с рождением эксклюзивной конструкции и пожелать дальнейших успехов в этой кропотливой творческой работе!

Мой канал на Яндекс Дзен

С уважением, О. Шаманков (Prophetmaster)

Трусова модернизировала тодес на репетиции показательных

Во время репетиции гала-шоу на Олимпиаде Александра поразила своим желанием научиться делать тодес. Освоить один из основных элементов парного катания ей помогал Владимир Морозов, который вместе с Евгенией Тарасовой в Пекине завоевал серебро в личном турнире среди пар. Кто-то сочтёт это обычной забавой, но Саша и четверные прыгает играючи, не забывая при этом о качестве.

С тодесом та же история. Фигуристка действительно веселилась, но выполняла элемент старательно: на видео с тренировки видно, как она вытянула корпус и руки, сосредоточилась. А за кадром её похвалил Максим Траньков: «Вот сейчас хорошо было».

Посмотреть эту публикацию в Instagram

То есть у Саши была цель не просто попробовать, а чтобы получилось правильно и красиво. Высокая планка для развлечения, однако. А освоив стандартный тодес, Саша усложнила себе задачу: сделала его вместе с Женей Тарасовой! Интересно, как они назвали этот элемент? Двойной тодес? Вот он – реформаторский дух Русской ракеты!

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Параллельные четверные и кантилеверы у Саши – превосходны!

Всем известно, что Саша обожает прыгать. И не только в одиночку. При любом удобном случае она с удовольствием делает параллельные прыжки с другими фигуристами. И чаще всего это фигуристы мужского пола. Не бывает таких показательных выступлений, где она бы не скооперировалась с кем-то, чтобы вместе исполнить свои любимые квады. В числе «прыжковых» партнёров Саши не раз бывали такие титаны среди парней, как Нэйтан Чен и Юдзуру Ханю. А для большинства прыгнуть с ней – это вообще настоящая удача и привилегия, нужно очень постараться, чтобы не затеряться на её фоне. И, конечно, владеть четверными: к параллельным тройным все привыкли – Саша идёт дальше.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Представляете, какие перемены ждут парное катание, если она в него перейдёт? Параллельные квады, выбросы в четыре оборота – то, о чём и помыслить осмелится не каждый. А как насчёт параллельного кантилевера? Свою фирменную спираль Саша тоже обожает выполнять в паре. Правда, выбор здесь у неё крайне ограничен: мало кто может сравниться с ней в мастерстве его исполнения.


«У тебя обязательно будет золотая медаль». Трогательное обещание Ковальчука Трусовой

Мастер-класс по поддержкам и выборы партнёра

После Олимпиады Саша быстро вернулась на тренировки в «Хрустальный», но не прекратила эксперименты с парным катанием. На своей странице в «Инстаграме» она опубликовала видео, на котором катается в паре с Алексеем Тихоновым. Он поднял её в высокую поддержку и покрутил на льду. Выглядела девушка очень счастливой: так и сияла улыбкой. А как аккуратно и уверенно вышла из поддержки! Ножку вытянула и руки как следует расставила. Чуть больше практики – и будет конфетка!

К видео Саша добавила подпись с благодарностью Алексею Тихонову.

«Спасибо Алексею Тихонову за мастер-класс!» – написала Трусова.

Наверняка мастер-класс предполагал не одну поддержку: что-то там Саша учила ещё. Например, те же выбросы – с её космическими прыжками ей бы не было в них равных. Поклонники фигуристки уже рассуждают в комментариях, кого бы подобрать ей в партнёры. Среди предложенных вариантов: те же Нэйтан Чен, Юдзуру Ханю, а из наших ребят – Макар Игнатов и Морис Квителашвили.

Интегральный усилитель AT Audio Esatto II

Не так уж часто российские производители балуют нас своей техникой. Конечно, на выставке «Российский Hi-End» можно увидеть достаточно интересных разработок, но выпускаемых пусть небольшими, но всё-таки сериями – раз, два и обчёлся. Сегодня мы будем слушать именно такой аппарат, который оказался необычайно интересным.

Кстати, здесь упомянут не случайно – компания AT Audio в лице её основателя Александра Трусова неоднократно участвовала в «Российском Хай-Энде» и в прошлом году была награждена дипломом нашего журнала. А в нынешнем году изрядная часть акустики на выставке демонстрировалась с усилителями AT Audio. Чем обусловлен этот выбор, станет ясно чуть ниже.

Расположенный в центре дисплей показывает уровень громкости и (Sic!) величину выходного сопротивления, которая ступенчато регулируется в пределах от +0,1 до -0,22 Ом.

Модель Esatto II (в переводе с итальянского – точный, правильный) выпускается в трёх модификациях в ценовом диапазоне от 250 до 750 тысяч рублей. Отличаются они, в основном, выходной мощностью и качеством комплектующих.

Наш экземпляр имеет мощность 2 х 100 Вт (8 Ом) и стоит 499 тысяч. Это тяжёлый – без малого 50 кг — и внушительный по габаритам аппарат с классическим для усилителя дизайном. Расположенный в центре дисплей показывает уровень громкости и (Sic!) величину выходного сопротивления, которая ступенчато регулируется в пределах от +0,1 до -0,22 Ом. При этом демпфинг-фактор на 8-омной нагрузке меняется от 80 почти до бесконечности, что и позволяет подобрать желаемый характер баса для любых акустических систем. Регулировки и переключения, включая коммутацию трёх линейных входов, доступны с пульта ДУ и осуществляются с помощью бистабильных реле Omron.

«Хороший усилитель в моём понимании при всей своей точности и детальности не должен располагать к анализу звучания, его задача — увлекать музыкой».

Суммарная ёмкость конденсаторов фильтра в каждом плече около 100000 мкФ, питание всех каскадов, в т.ч. и выходных, стабилизировано. Благодаря этому при уменьшении импеданса нагрузки с 8 до 4 Ом отдаваемая мощность возрастает со 100 до 196 Вт. Ток покоя выходных транзисторов 0,5 А, т.е. примерно до 4 Вт они работают в классе «А».

Конструкция усилителя абсолютно симметрична. В центре под толстым стальным кожухом спрятан мощный тороидальный трансформатор, платы каналов закреплены вертикально на внушительных теплоотводах. Конструкция универсальная – в зависимости от выходной мощности можно наращивать ёмкость конденсаторов фильтра и количество выходных транзисторов в каждом плече. Внутренние соединения выполнены медной моножилой диаметром 0,63 (входные цепи) и 1,7 мм (выходные и питающие), шлейфами подключены только платы защиты и индикации.

Пока система прогревалась, я попросил Александра немного рассказать о себе и своём усилителе.

— Почему вы решили заняться конструированием аудиотехники?

— В 1998-м, в период увлечения автозвуком, я познакомился с Дмитрием Свободой, организатором «Российского Хай-Энда» и впервые побывал на его выставке. Очень сильное впечатление тогда произвёл усилитель «Шторм» Александра Юрьева – это и дало первый толчок. Но особенный прогресс произошёл за последние три года, стало ясно, в каком направлении двигаться.

— И в каком же?

— Хороший усилитель в моём понимании при всей своей точности и детальности не должен располагать к анализу звучания, его задача — увлекать музыкой, оказывать эмоциональное воздействие. Но при желании чтобы даже в большом оркестре можно было расслышать каждый инструмент. Несколько лет назад мы поспорили с Дмитрием Свободой, что я сделаю быстрый и динамичный транзисторный усилитель с глубиной сцены, как у грамотного лампового однотактника. На прошедшей выставке он признался, что спор я выиграл.

— Как вы добивались глубины сцены и эмоциональности? Экспериментами с обратной связью?

— Любая, даже быстрая токовая ОС, не даёт желаемого эффекта. Объективные параметры улучшаются, но при этом ”съедаются” тихие послезвучия, которые в большей степени и определяют глубину сцены. Ведь что получается: отклик НЧ головки поступает на выход усилителя, захватывается петлёй ОС, которая начинает реагировать на то, чего в исходном сигнале не было. Отсюда зажатость, плоская сцена. В моих усилителях нет общей обратной связи, используются только местные. Кроме того, в звуковом тракте отсутствуют конденсаторы, он УПТ от входа до выхода. В развязках по питанию входных и драйверных каскадов нет электролитических конденсаторов, схемотехника позволяет обойтись плёночными .

— Выходные транзисторы биполярные или MOSFET?

— Латеральные MOSFET, не требующие температурной стабилизации. Они дают субъективно более глубокий бас, который ощущается даже на компактной акустике.

— Где делается железо и печатные платы?

— Детали корпуса фрезеруется на координатных станках с ЧПУ. Покраска – автомобильной полуматовой эмалью с керамической добавкой, получается очень прочное и красивое покрытие. Печатные платы заказываются либо в «Резоните», либо в SMT Service.

— Как избегаете фейковых комплектующих?

— Вся элементная база импортная, закупается у крупных и надёжных поставщиков. Шанс получить поддельные детали практически нулевой. Транзисторы подбираются в пары, операционные усилители в усилителе напряжения — в металлических корпусах стоимостью около 14000 тыс. рублей за штуку, такие не подделывают. Конденсаторы – Panasonic, Nichicon и даже Black Gate в зависимости от пожеланий заказчика.

Сначала кабелями Atlas Mavros Ultra мы подключили к усилителю акустику ATC SCM-40 – внушительные трёхполоски с закрытым оформлением. Запускаю «пристрелочный» диск Tutti [1] и, заинтригованный, вслушиваюсь в пространственную перспективу. Она и в самом деле необычна – симфонический оркестр чётко разделён на два ряда в глубину, угадываются и более отдалённые планы, хотя виртуальные образы в них размыты. Но это заметил уже мельком, поскольку внимание моментально переключилось на другой аспект звучания – невероятную живость подачи. Она была не просто точная, детальная и динамичная, а именно живая, я бы сказал даже с задором. Оркестр играл празднично и ярко, в непривычно прозрачной атмосфере. Лишь один момент портил всю картину – монотонный, словно раскаты далёкого грома, гул в области верхнего баса. Его удалось устранить подбором выходного сопротивления усилителя, но за счёт свободы и открытости нижнего регистра. Вдобавок, Александр был не в восторге от построения сцены – по его мнению, чётких звуковых планов должно быть больше.

После нескольких пробных рокировок ATC SCM-40 были заменены на Dynaudio Contour S3.4 LE, а медные Mavros Ultra — на серебряные Audio Note AN-SPX. Удалось подобрать и более подходящий силовой кабель для усилителя. Должен заметить, что Esatto II оказался на редкость чувствительным к подобным экспериментам – на каждую замену он отзывался новыми нюансами звучания.

Сцена растянулась в ширину настолько, что отдельные источники оказывались за пределами стереобазы.

Отстроенная вновь система показала очень любопытный результат. Сцена растянулась в ширину настолько, что отдельные инструменты оказывались за пределами стереобазы. Задний план ушёл в глубину, прихватив с собой часть виртуальных объектов из середины, которые уже чётко фокусировались и имели правильные пропорции. Изменился и общий характер звучания – оно стало строже, собраннее и точнее, особенно в области верхнего баса. Нижний регистр, наоборот, слегка расслабился, из-за чего подача не казалась чересчур сдержанной. И живость, отмеченная выше, органично дополняла общую картину.

Акустика чувствительностью 86 дБ не вызвала затруднений у усилителя даже на самых громких фрагментах, хотя разогрелся он довольно сильно. Не было ни окраски, ни жёсткости в верхнем диапазоне – звучание оставалось столь же ясным и насыщенным по всему спектру.

И всё же, есть ощущение, что Esatto II показал не весь свой потенциал – не исключено, что при такой чуткости к самым, казалось бы, незначительным изменениям в системе, можно было получить и более интересные результаты. И сама возможность адаптировать усилитель к характеру акустических систем и особенностям помещения — свойство очень важное.

КОМПОНЕНТЫ

CD-проигрыватель Naim CDX-2

Акустические системы:

  • ATC SCM-40
  • Dynaudio Contour S3.4 LE

Кабели:

  • межблочные Atlas Asimi Ultra
  • акустические Atlas Mavros Ultra, Audio Note AN-SPX
  • сетевые Cardas Quadlink Power Cord

Музыка:

  1. «Tutti! Orchestral Sampler». 24 bit HDCD Reference Recordings, 1997.
  2. The Rolling Stones, «Steel Wheels». Virgin, 1989
  3. Great Cover Versions. Inakustik, Reference Sound Mastering, 2013
  4. Stanley Clarke, Al Di Meola, Jean-Luc Ponty, «The Rite Of Strings». Gai Saber, 1995
  5. Noisia, «Split the Atom». 2 CD, Mau5trap, 2013

Акустика чувствительностью 86 дБ не вызвал ни малейших затруднений у усилителя даже на самых громких фрагментах.

Esatto II

Производитель: AT Audio (Россия)

www.at-audio.su

Линейные входы: 3 х RCA || Номинальная выходная мощность при сопротивлении нагрузки 8/4 Ом: 2 х 100/2 х 196 Вт || КНИ при номинальной выходной мощности: 0,034% (20 кГц) || Пиковый ток в нагрузке: 2 х 32 А || Выходное сопротивление: от 0,1 до –0,22 Ом || Демпфинг-фактор (8 Ом): от 80 до бесконечности || Фазолинейность (2 Гц – 20 кГц): -1 град. || Диапазон усиливаемых частот (+0/-1 дБ): 2 Гц — 1,2 МГц || Чувствительность: 1,6 В || Усиление: 30 дБ || Максимальная потребляемая мощность: 650 ВА || Габариты: 430 х 180 х 395 мм || Масса: 48 кг || Цена: 499000 руб.

Редакция благодарит сотрудников салон AVComfort Центр за терпение и помощь в проведении прослушивания.

поделиться

Tags: AT AudioATCAtlasCardasDynaudioEsattoNaim

Тутберидзе не зря начала работать с парами

Переходить в другой тренерский штаб, кстати, ради парного катания Александре Трусовой не нужно. В этом сезоне Этери Тутберидзе показала, что способна тренировать и пары. С помощью дополнительных специалистов, разумеется, но и с этим в «Хрустальном» всё в порядке: Максим Траньков и Павел Слюсаренко влились туда вместе с парой Евгении Тарасовой и Владимира Морозова. Научить всем техническим премудростям и нюансам есть кому. А Женя и Вова станут отличными старшими товарищами и примером для подражания.

В общем, у Русской ракеты есть все шансы добиться успеха в парном катании. Зажжёт с параллельными четверными, проведёт технические реформы, установит новые рекорды – и никто не угонится!

И всё-таки, какие бы перспективы ни сулил Саше переход в пары, она по-прежнему очень нужна женскому одиночному. Пять квадов приземлила – самое время брать долгожданные титулы. Да и тройной аксель у неё обязательно должен получиться на соревнованиях. Так что до Олимпиады в Милане радикальных перемен в спортивной карьере Саше не нужно. А вот потом можно и продлить карьеру в другом виде и продолжить радовать болельщиков: только не одной, а за ручку с надёжным и сильным партнёром.

Усилитель Агеева – простой, мощный и не требующий настройки

Принципиальная схема и описание усилителя мощности на одном ОУ и четырёх транзисторах.

Что нужно начинающему радиолюбителю при желании собрать мощный и качественный усилитель звуковых частот?

А нужно для этого не так уж и много: ❶ голова с идеей – 1 шт, ❷ паяльник с жалом и желательно припоем – 1 шт, ❸ руки парные из правильного места – ровно две, ❹ Несколько недефицитных и, само собой – недорогих, а лучше «помоечных» деталюшек, ❺ Ну и, ёжику понятно – схема электрическая принципиальная, проверенная временем, и желательно не предполагающая какой-либо сложной настройки и магических танцев с бубнами.

Именно поэтому мой выбор пришёлся на схему уважаемого специалиста в области звукотехники Александра Агеева, опубликовавшего в журнале Радио, №8 за 1982 г. простой, качественный и надёжный усилитель с минимальным количеством транзисторов. Усилитель себя превосходно зарекомендовал в радиолюбительском сообществе и продолжает это делать в течении почти уже 40 лет!


Рис.1 Принципиальная схема термостабильного усилителя мощности А. А. Агеева

Отличительной особенностью УМЗЧ Агеева является предельная простота и высокая температурная стабильность, позволяющая эксплуатировать транзисторы выходного каскада при температурах переходов, близких к предельно-допустимым.

Автор предложил два варианта устройства — с выходной мощностью 25 и 60 Вт (номиналы элементов и напряжения питания для последнего указаны в скобках). Стабилитроны V6 и V7 в УНЧ с выходной мощностью 25Вт не используются.

Основные параметры усилителя:

  • Номинальная выходная мощность на нагрузке 4Ом, Вт ……………. 25 (60)
  • Номинальное входное напряжение, В………………………………………….. 1 (1)
  • Коэффициент гармоник, %, на частоте, кГц: 1кГц ………….. 0,1 (0,1) 2кГц ………….. 0,14 (0,55) 10кГц ………….. 0,2 (0,9) 20кГц ………….. 0,35 (1,58)
  • Коэффициент интермодуляционных искажений, %………………….. 0,3 (0,47)
  • Полоса частот, Гц ……………………………………………….. 20 — 150 000 (100 000)
  • Скорость нарастания выходного напряжения, В/мкс……………………….. 8 (8)
  • Входное сопротивление, кОм …………………………………………………………. 150
  • Каскад усиления напряжения сигнала выполнен на ОУ А1. Как видно из схемы, в цепь его питания подаётся часть выходного сигнала через цепь R6C3C4R4R5. В результате напряжения на выводах питания ОУ при максимальном сигнале смещаются (относительно общего провода) в соответствующую сторону и размах выходного сигнала ОУ значительно увеличивается. Такой приём называется «плавающее питание» и позволяет получить от ОУ размах напряжения на выходе — вплоть до 30 вольт амплитудного значения. Это даёт возможность, в свою очередь, получить мощность на выходе повторителей VT1…VT4 до 60 ватт. Стабилитроны V6, V7 совместно с элементами цепи C3C4R4R5 обеспечивают стабилизацию и фильтрацию питающих напряжений.
    В основу выходного каскада положена схема так называемого «параллельного» усилителя, нашедшего применение в довольно большом количестве конструкций различных УМЗЧ. Главная особенность такого каскада — это отличная термостабильность при условии хорошего теплового контакта между всеми транзисторами. Для улучшения амплитудной характеристики между базами транзисторов V3, V4 включён диод V5 и резистор R8. Каким образом происходит это улучшение, подробно описано в оригинальной статье автора (Радио-08-1982).

    Детали и конструкция:

    Указанные параметры получены при питании усилителя от стабилизированного источника. Если же источник нестабилизированный, напряжение питания необходимо понизить на 20 %.

    Транзисторы V1, V3 и V2, V4 закреплены попарно на пластинчатых теплоотводах размерами 80 X 70 мм, изготовленных из листового алюминиевого сплава толщиной 2 мм, анодированного в чёрный цвет. Перед установкой охлаждающие поверхности транзисторов необходимо смазать смазкой ЦИАТИМ-201. Для обеспечения надёжного теплового контакта в течение всего времени эксплуатации под гайки необходимо подложить разрезные стопорные шайбы. Усилитель с указанными теплоотводами работоспособен при температуре окружающего воздуха до 35°С. Ток покоя (при нормальной температуре — около 50 мА) увеличивается при прогреве не более чем на 15 %.

    Вместо ОУ К140УД8А в усилителе можно использовать ОУ К140УД8Б, К140УД6, К140УД10, К140УД11, К544УД1, К574УД1.

    Катушку L1 можно намотать на каркасе диаметром 7 и длиной 25 мм. Она в этом случае должна содержать 30 витков провода ПЭВ-2 — 1,0, намотанных в два слоя.

    Печатная плата и расположение элементов для схемы усилителя Агеева, опубликованной в журнале Радио-08-1982, приведены на Рис.2

    Рис.2 Печатная плата и расположение элементов усилителя А. А. Агеева

    Налаживание:

    Как уже было сказано, при исправных деталях и отсутствии ошибок монтажа — правильно собранный усилитель налаживания не требует.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]