Тест сетевого плеера Cambridge Audio CXN и усилителя Cambridge Audio CXA80: созерцать и сопереживать


Старый новый плеер

Оба устройства от британской Cambridge Audio принадлежат к серии CX, которая находится в самом центре каталога — ниже 850-й серии, но выше серии AX. В роли источника в нашей связке выступил сетевой проигрыватель CXN — модель не новая, успевшая набрать наград в специализированной (и что характерно — не только в британской) прессе и пережить одну реинкарнацию до CXN v2.

Аппарат хвалят и любят не зря, действительно, есть за что: встроенные Airplay, Chromecast и внешний USB-модуль Bluetooth c aptX позволяют быстро подключиться к любому гаджету и иметь при этом высокое качество звучания, сам аппарат работает с Tidal, читает файлы с флешек и NAS, понимая все основные форматы вплоть до DSD64 (не много, но все же!), а также является Roon-совместимым, выступая в роли устройства воспроизведения.

Плюс к этому наличие балансных выходов и возможность подключать внешние цифровые источники, включая компьютер. Одним словом, учтены и включены почти все актуальные потребности современного хайфайщика. Лично мне не хватило лишь Deezer, но производитель дает достаточно альтернативных путей решения данной проблемы.

Из тонкостей аппаратной части стоит отметить наличие фирменного алгоритма апсемплинга ATF2 второго поколения, повышающего разрешение всех входящих цифровых сигналов до 24 бит/384 кГц. Впрочем, после этого сигнал попадает на пару олдскульных ЦАПов Wolfson WM8740, работающих в дифференциальном включении. Чип в целом неплох, но ограничен максимальной частотой в 192 кГц и не имеет нативной поддержки DSD. Сей факт вполне можно взять за основу для праведного гнева, направленного в адрес разработчиков, но многочисленные счастливые обладатели проигрывателя CXN первой и второй версии могут и не согласиться с результатами этой диванной экспертизы.

Cambridge CXN/CXA80, обзор. Журнал «Gramophone»

Эксперименты с различными акустическими системами дают основание полагать, что в большинстве случаев мощность усилителя оказывается более чем достаточной: большие напольные колонки он раскачивает с таким же апломбом, как и компактные модели, устанавливаемые на стойки. А широкие возможности сетевого проигрывателя / ЦАП / предусилителя делают CXN по-настоящему выгодной покупкой на быстро растущем рынке

Сохранить и прочитать потом —

Пусть название новых моделей выглядит несколько урезанным – не Cambridge Audio, а просто Cambridge – но что касается качества их звучания и функциональности, здесь на урезание нет и намёка!

Некоторые считают Cambridge второразрядным брендом в мире Hi-Fi. Из-за своей сосредоточенности на производстве недорогих усилителей, CD-плееров и т.п. компания снискала репутацию «бюджетной фирмы». С выпуском флагманской линейки Azur 851 положение несколько изменилось и компания обрела новую идентичность. Новая серия CX, в которую входят сетевой проигрыватель CXN и усилитель CXA80, носит короткое название Cambridge, использует новый логотип и новый фирменный стиль.

На упаковке красуется девиз «Great British Sound since 1968» и стилизованные флаги Соединённого королевства. Те же флаги и маркировка отображаются на начальном экране CXN (£700), а также на этикетках на фронтальной панели всех новых моделей. Венчает линейку CD-транспорт СХС (£300), подключаемый к цифровым входам CXN или любого из усилителей новой серии, два из которых оснащены встроенными ЦАП, а один, менее мощный CXA60 (£500), имеет меньший трансформатор и лишён симметричных аналоговых входов и USB, которые есть на используемом мною усилителе CXA80 (£750). Все четыре компактные элегантные модели в чёрном или серебристом корпусе имеют скошенное по углам основание, придающее аппарату вид «парящего объекта».

Cambridge является брендом компании Audio Partnership. Разработка и проектирование ведутся в лондонской штаб-квартире, продукция производится на предприятиях в Китае, в тесном контакте с британскими инженерами. Опираясь на оригинальные технические идеи талантливых сотрудников фирмы, Cambridge стремится идти собственным путем там, где другие компании используют готовые сторонние решения. Например, в сетевом проигрывателе CXN использован потоковый модуль собствен- ной разработки Cambridge известный как Zander. Он совместим с управляющим приложением Cambridge Connect и, по заявлению компании, работает в 10 раз быстрее конкурирующих устройств.

Запускаемое на устройстве под управлением Android или iOS приложение Cambridge Connect расширяет возможности подключённого устройства, заставляя его выполнять большую часть трудоёмкой работы по выбору контента на сетевых серверах и снимая тем самым нагрузку с проигрывателя.

Помимо доступа к сетевому контенту и интернет-радио по проводной связи или Wi-Fi, CXN предлагает функциональность Apple AirPlay и возможность подключения Bluetooth-адаптера Cambridge BT100 (£70) для беспроводной связи по протоколу aptX с не-Apple устройствами. Имеется поддержка Spotify Connect. Аппарат оснащён коаксиальными и оптическими цифровыми входами и портами USB (расширяют возможности работы с форматом 192 кГц/24 бит, позволяя воспроизводить файлы DSD64, хранящиеся на компьютере). Адаптивный временной фильтр второго поколения собственной разработки Cambridge выполняет апсэмплинг всего цифрового контента до 384 кГц / 24 бит перед передачей сигнала на цифро-аналоговый преобразователь Wolfson, снижая, таким образом, уровень шумов. Обработка сигнала производится 32-разрядным процессором SHARC, который способен подавать сигнал на аналоговые выходы, используя усовершенствованную систему ресэмплинга: CXN может брать на себя роль цифрового предусилителя, если это необходимо.

Усилитель CXA80 мощностью 80 Вт также имеет цифровые коаксиальные, оптические входы и порты USB для передачи сигнала на цифро-аналоговый преобразователь Wolfson. Порт USB переключается в режим USB 1.0 (для сигнала до 96 кГц / 24 бит) или USB 2.0 (192 кГц / 24 бит). С усилителем можно использовать Bluetooth-адаптер BT100. На задней панели расположены четыре аналоговых входа, выход предусилителя и выход на сабвуфер, две пары акустических клемм с индивидуальным переключением. Перед разработчиками ставилась цель убрать все лишние компоненты, чтобы максимально упростить путь прохождения сигнала для достижения наилучшего звучания. После входного каскада все сигналы преобразуются в симметричные для подавления шумов. Левый и правый каналы физически разделены, но являются симметричными, что позволяет избегать перекрестных помех и поддерживать хорошую стереофоническую образность. Усилитель имеет фирменную систему защиты и автоматического снижения уровня – если вы вдруг поддадите громкости сверх меры и перегрузите усилитель.

ЗВУЧАНИЕ

Вскоре после включения системы становится ясно, что стремление разработчиков улучшить звучание новой серии увенчалось успехом: бас стал мощнее, ярче выражена ритмичность. Как вместе, так и по отдельности обе модели звучат ярко, свежо и информативно без признаков резкости или хрупкости, бас на удивление пространный и гибкий. Эти аппараты задают стандарт в ценовой категории до £1000! Мобильное приложение упрощает обращение с CXN даже при использовании больших музыкальных библиотек, хранящихся на диске компьютера или на NAS-сервере. Моя библиотека с массой дублей в разных форматах для удобства тестирования включает около 11000 элементов — от МР3 до DSD и DXD, но Cambridge очень быстро все находит, позволяя сразу же воспроизводить альбомы, треки и плейлисты.

Ритмичность обоих компонентов с особенной очевидностью проявляется, например, при воспроизве- дении сонат Баха для скрипки и клавесина, записанных на лейбле Linn Records, в исполнении Люси Рассел и Джона Батта, где превосходно передается чистое и насыщенное звучание инструментов. А в крупных музыкальных формах, таких как Пятая симфония Чайковского в исполнении Симфони- ческого оркестра Сан-Франциско, записанном на их собственном лейбле, достоинства моделей CXN и CXA80 проявляются во всем блеске: здесь можно различить каждую секцию оркестра, ощущается убедительный эффект присутствия – будто вы находитесь в зале.

Но что особенно хорошо удается нашей системе, так это, выражаясь языком коллег журналистов от Hi-Fi, «достоверность представления» – столь живое и увлекательное воссоздание музыки не может не впечатлять слушателя. Эксперименты с различными акустическими системами дают основание полагать, что в большинстве случаев мощность усилителя оказывается более чем достаточной: большие напольные колонки он раскачивает с таким же апломбом, как и компактные модели, устанавливаемые на стойки. А широкие возможности сетевого проигрывателя / ЦАП / предусилителя делают CXN по-настоящему выгодной покупкой на быстро растущем рынке.

Подготовлено по материалам журнала «Gramophone», сентябрь 2015 г.
Этот обзор прочитали 8 362 раза

Два канала

Сказать по правде, если бы не желание послушать, как новые «кэмбриджи» играют по сети, система могла бы получиться гораздо компактнее. Дело в том, что помимо функции усиления и коммутации аналоговых сигналов усилитель CXA80 может еще много чего, ставя под угрозу сам факт существования своего коллеги. Он оснащен аналогичным модулем ЦАПа, имеет входы SPDIF, USB-В и даже порт UAB-A для подключения фирменного модуля Bluetooth. Единственный козырь в рукаве, который припас CXN v2 — апсемплер. Этой технологией CXA80 не обладает.

В том, что касается построения усилительной части, CXA80 демонстрирует сплошь классические решения. Вполне традиционный класс АВ в нем реализован в лучшем виде. Левый и правый канал разделены по принципу полного двойного моно, начиная с обмоток трансформатора блока питания, а сам трансформатор демонстрирует солидный запас мощности во избежание просадок напряжения и возникновения характерных искажений при работе на высокой громкости.

Усилитель имеет балансные входы, может похвастать двойным комплектом выходных клемм, облегчающих бивайринг, и регулируемыми выходами: одним для сабвуфера и отдельным от него, стереофоническим — для апгрейда системы или биампинга.

Традиции и технологии

Серия компонентов Cambridge CX Бренд Cambridge Audio хорошо знаком нашим читателям. Современные технологии и британский характер звучания в сочетании с на удивление адекватной ценовой политикой — формула, обреченная на успех. Неудивительно, что продукты фирмы раз за разом заслуживают рекомендаций экспертов и уверенно побеждают в групповых тестах.

Казалось бы, что-то менять на волне популярности — это лишнее, но никакие электронные продукты не могут оставаться актуальными без постоянной работы над их конструкцией, функциональным оснащением и, не в последнюю очередь, имиджем. Изделия Cambridge Audio всегда отличал благородный аскетизм, а теперь это направление в дизайне электронных компонентов само по себе на пике моды. Дальнейшее совершенствование коснулось логотипа, из которого исчезло слово «Audio». Это не только плюс к лаконичности, но и отражение широкого ассортимента Cambridge. Одним только звуком интересы кампании давно не ограничиваются, стоит вспомнить хотя бы их замечательные проигрыватели Blu-ray. Кстати, в России они официально доступны без региональной защиты и с рядом весьма любопытных функций.

Лучшим стартом для обновленного логотипа может быть только действительно революционная серия продуктов. В этой роли выступает свежая линейка электронных компонентов СХ. Она нацелена на самую актуальную для данного момента задачу, а именно — совмещение передовых цифровых и сетевых технологий с теми аспектами традиционного аналогового звуковоспроизведения, от которых большинство меломанов отказываться не готово. Ключевой особенностью входящих в нее аудиокомпонентов является полностью цифровая схема межблочных соединений. Оба входящих в серию стереофонических интегрированных усилителя (не говоря уже о AV-ресиверах) оснащены собственными цифроаналоговыми преобразователями, так что звуковая информация с источников транслируется на них по оптическому или коаксиальному цифровому кабелю.

Ключевой особенностью входящих в серию CX от Cambridge аудиокомпонентов является полностью цифровая схема межблочных соединений. Оба стереофонических интегрированных усилителя (не говоря уже о AV-ресиверах) оснащены собственными цифроаналоговыми преобразователями, так что звуковая информация с источников транслируется на них по оптическому или коаксиальному цифровому кабелю. Этот подход позволил до предела упростить CD-плеер СХС, который является по сути транспортом оптических дисков. Его задача — считать диск с наименьшим количеством ошибок и направить полученный цифровой поток на внешний ЦАП. Максимальной точности удалось добиться благодаря проверенному на популярных плеерах CA 351 и 851 специализированному сервоприводу S3, по уровню джиттера и качеству коррекции на голову превосходящему мультисистемные решения, встречающиеся сейчас практически повсеместно. С таким замечательным устройством можно повременить с отправкой шкафа с компакт-дисками на свалку истории и насладиться их звучанием на новом уровне.

Сделать же домашнюю аудиосистему безоговорочно современной поможет цифровой источник Cambridge CXN. Это настоящий флагман серии, построенный с учетом богатого опыта Cambridge, полученного при работе над популярной моделью Cambridge Audio Stream Magic. Компонент способен работать со всеми актуальными форматами, начиная от базового mp3, вплоть до записей студийного качества 24 бит / 192 кГц в файлах FLAC и WAV. Подключение к сети осуществляется как по проводной, так и беспроводной схемам, доступны различные каналы интернет-радио, Spotify, Airplay, а работа с домашними серверами осуществляется по привычному протоколу UPnP. Музыка с флэшек и внешних HDD играется через стандартный USB порт. Прямой поддержки Bluetooth нет, но дополнительный модуль Cambridge BT100 решает эту проблему, причем востребованное расширение протокола aptX, обеспечивающее максимальное качество трансляции аудио по Bluetooth, без внимания не осталось.

Не забыта и фирменная технология апсэмплинга, проявляющая самые мелкие детали звукового полотна даже на относительно старых записях. Цифроаналоговое преобразование осуществляет пара микросхем Wolfson WM8740. Низкоуровневые выходы оформлены как в несимметричном, так и в балансном вариантах, таким образом подключать аппарат оптимальным образом можно к любым комплектам класса High End. Управлению проигрывателем помогает цветной ЖК-дисплей на передней панели, он же выполняет отчасти декоративную функцию отображения обложек музыкальных альбомов. И, разумеется, присутствует бесплатное фирменное приложение для мобильных устройств Cambridge Connect App, которое делает работу с домашней аудиоколлекцией легкой и эффективной. Особо стоит поприветствовать планы Cambridge по русификации данного продукта.

Построенные на аналоговых компонентах высшего класса с мощнейшими тороидальными силовыми трансформаторами, интегрированные усилители СXA60 и CXA80 объединяют в себе не только предварительную и оконечную части, работающие в классе АВ, но также ЦАП на базе чипов Wolfson WM8740.

Усилители всегда были сильной стороной Cambridge Audio, и новые модели СXA60 и CXA80 продолжают эти достойные традиции. Построенные на аналоговых компонентах высшего класса с мощнейшими тороидальными силовыми трансформаторами, эти интегрированные устройства объединяют в себе не только предварительную и оконечную части, работающие в классе АВ, но также ЦАП на базе чипов Wolfson WM8740.

Таким образом, к ним можно подключить любые аналоговые и цифровые источники в большом количестве. Особое внимание уделено совместимости с портативной техникой. На передней панели доступен 3,5мм вход формата миниджек, дополнительный модуль Bluetooth ВТ100 наверняка пригодится всем тем, кто предпочитает мобильный гаджет в роли музыкального плеера. Две пары надежных винтовых клемм и отдельный выход на сабвуфер обеспечивают слаженную работу с любыми акустическими системами. Старшая модель построена по схеме «двойное» моно – для питания полностью симметричных правого и левого каналов используются разные обмотки силового трансформатора. У модели CXA60 схемотехника каналов тоже симметричная, но блок питания общий. Мощность младшей модели составляет 60 Вт на канал, старшей достигает 80 Вт. Кроме того, Cambridge CXA80 оснащен аналоговым балансным входом и USB портом типа B, позволяющим работать в паре с персональным компьютером в качестве внешнего ЦАП или, по сути, внешней звуковой карты.

Самыми массивными компонентами серии являются ресиверы Cambridge CXR120 и CXR200. Эти могучие устройства способны доказать, что к кинозвуку может быть применим эпитет Hi-Fi, и полностью раскрывают потенциал самой совершенной акустики в домашнем кинотеатре. Оба построены по схеме 7.2. Младшая модель оснащена 7 входами HDMI, у ресивера CXR200 таких входов 8. Обе новинки имеют по паре выходов HDMI, но у старшей модели эти выходы полностью независимы, что позволяет использовать один из выходных портов для обслуживания второй зоны. Кроме того, ресивер CXR200 оснащен портом USB type B для подключения к компьютеру. Впервые для Cambridge в новых ресиверах реализовано полноцветное графическое меню, которое, к тому же, переведено на русский язык. Для беспроводного подключения мобильных гаджетов по Bluetooth можно использовать фирменный опциональный адаптер BT100.

Помимо работы в роли центрального связующего узла домашней развлекательной системы, эти приборы готовы полностью изменить отношение придирчивого аудиофила к театральным компонентам, так как построены на элементной базе, идентичной таковой у лучших музыкальных усилителей и сетевых плееров. Функционально они также универсальны, все современные форматы как кинозвука, так и музыки высокого разрешения поддерживаются в полном объеме, включая цифровой поток DSD. По сети работают все те же протоколы, что и у стримера Cambridge CXN, управлять музыкой помогает мобильное приложение Cambridge Connect App. Аппараты готовы к работе с видео с разрешением 4К, а пользователей гаджетов несомненно порадует поддержка Airplay и MHL. Мощность младшей модели в 120 Вт на канал (в стереорежиме при работе с нагрузкой 8 Ом) уже можно считать достаточной для городских квартир, а 200 Вт флагманского ресивера Cambridge CXR200 способны выбить пыль из всей мягкой мебели и припорошить соседей снизу побелкой с потолка. Это идеальный вариант для специализированных кинозалов в коттеджах и просторных лофтах.

Вывод:

На компонентах серии CX от Cambridge можно построить любую систему — от простого стерео на базе компакт-дисков до домашнего кинотеатра с самыми передовыми сетевыми функциями. Но в любом варианте можно быть уверенным, что за вложенные деньги вы получите максимально возможное качество любимой музыки и фильмов.

Сергей Раков

Глубина и ширина

Каждое прослушивание неизбежно предваряет попытка найти идеальное расположение акустики в помещении и относительно точки прослушивания. Пресловутый треугольник иногда складывается легко, а иногда процесс его построения буквально ставит в тупик, когда не можешь решить, какой же вариант предпочесть.

Я тестировал компоненты в комнате прослушивания Pult.ru, где собрали систему в связке с акустикой Dali Rubicon 2. Проблема выбора положения встала особенно остро вследствие исключительной послушности и отзывчивости колонок. Поворот оси излучения и изменение дистанции от слушателя до системы не просто давали возможность подстроить глубину и ширину сцены — они позволяли оперировать этими параметрами с высокой точностью.

Повернул колонки чуть внутрь — сцена стала глубже и уже, придвинул кресло вперед — оказался в гуще событий. Все варианты по-своему хороши, но среди них мне так и не удалось найти вариант, дающий голографическую точность. Не хватало то глубины, то ширины, то точности локализации. Вероятно, имело смысл удвоить усилия или даже перенести систему в комнату более просторную, но время, выделенное на тест, не бесконечно, да и послушать музыку было уж очень интересно.

В итоге, я остановился на варианте с немного зажатой по бокам, но глубокой звуковой сценой. Основная часть музыкальных событий располагалась в пространстве между слушателем и системой, но отдельные звуки улетали далеко, иногда оказываясь даже где-то позади места прослушивания.

Первые впечатления, сформировавшиеся при прослушивании: система детальна, точна и динамична. Самые резкие и быстрые звуки не смазываются и не затормаживаются, нет каких-либо очевидных нарушений тонального баланса, мелкие детали слышны даже в сложных многоплановых музыкальных композициях.

Середина звучит очень плотно и энергично, верхние — прозрачные и иногда беспощадно вытягивают наружу шумы аппаратуры, огрехи мастеринга и артефакты компрессии (если вы вдруг решите послушать МР3). Верхний бас хорошо сфокусированный и ритмичный. Характер подачи музыки получился в целом нейтральный, но не сухой. Система в равных долях уделяет внимание и деталям, и общей художественной составляющей музыки.

Реализм

Характер связки можно хорошо понять слушая The Cure. Эту музыку сложно назвать аудиофильской по сути: она скорее эмоциональная, атмосферная, вызывающая переживания, а не желание вникать в детали звучания. Связка Cambridge Audio CXN и CXA80 при поддержке Dali Rubicon 2 раскрыла записи разных лет с неожиданной стороны. Помимо общего эмоционального посыла стало слышно много деталей, как будто клипы The Cure 80-90-х пересняли в разрешении 4К, и теперь в них можно разглядеть каждую паутинку, от чего становится еще более волнительно и страшно.

А раз уж речь зашла о рок-звездах конца XX века, пройти мимо Queen было совершенно невозможно. Звучание «Another One Bites To Dust» получилось очень упругое, плотное, ритмичное и быстрое. Вся комната начинает пульсировать в ритме, ноги сами притоптывают, пальцы щелкают, а черную футболку очень хочется незамедлительно сменить на белую майку.

Когда начинает звучать «Under Pressure», невольно замираешь и с интересом наблюдаешь за работой двух гениев. Песню удается прочувствовать в полной мере, и при этом можно разглядеть изнутри весьма любопытную пространственную музыкальную конструкцию.

Перебирая хорошо знакомые записи, я в очередной раз обратил внимание на тот факт, что система весьма достоверно передает не только характер музыки, но и характер мастеринга. В одном издании Pink Floyd часы в «Time» звучали уж очень звонко и жестко, а в другом не вызывали ровным счетом никакого дискомфорта и были весьма реалистичны. При переходе к классике интересно было оценить способность системы передавать масштаб музыкальных произведений. В знаменитом кусочке «Carmina Burana» с переходом от piano к forte ощущался хороший динамический диапазон, дающий возможность ощутить величину эмоционального накала. И хотя вследствие применения полочной акустики система тяготела скорее к камерной музыке, величие симфонических полотен было вполне очевидным.

Ну и напоследок лайфхак для начинающих меломанов. Хотите понять, почему Ray Charles — гений? Возьмите эту систему и включите на ней первый попавшийся хит, да хотя бы «Georgia On My Mind», но обязательно так, чтобы дальнейший плейлист был пуст — так, чтобы было время посидеть в тишине, понаблюдать за мурашками, бегающими по всему телу, и в полной мере прочувствовать, что с вами произошло. Как бы странно это ни звучало, одна только эта песня способна наполнить и насытить меломанскую душу переживаниями на день, а то и на неделю вперед.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]