Что такое Автозвук и, как грамотно построить аудиосистему в своем автомобиле?
Очень сложно найти сегодня авто, в салоне которого не будет звучать музыка. И это абсолютно объяснимо, ведь очень приятно находиться в машине под ритмы любимых песен, особенно при качественном звучании. Хороший звук делает поездку незабываемой не только для водителя, но и для пассажиров транспортного средства. Но что такое «Автозвук» и, как говориться, «с чем его едят»?
Автозвук — это не просто музыка, это весьма сложное понятие. Оно представляет собой целую науку о характеристиках компонентов, строении и составе аудиосистемы; один из разделов автотюнинга. Данная дисциплина имеет свои определенные требования и правила: к подбору составляющих, правильному построению системы воспроизведения музыки и ее установке. От правильного подбора компонентов аудио комплекса напрямую зависит точность и четкость звучания мелодий. Раньше car Audio интересовались лишь единицы автолюбителей — фанатиков. Сейчас же, это современное развлечение затронуло сердца многих. С каждым годом все больше людей начинают интересоваться данным направлением, появляются новые товары в индустрии автоаудио. Давно прошли времена, когда пределом хорошего саунда в автомобиле считался набор «Фирменная Магнитола два Стандартных Динамика». Сейчас этим мало кого удивишь, и современные водители обычно сами укомплектовывают свою аудиосистему для достижения оптимального для них качества звука.
Итак, из каких же частей состоит автомобильная аудиосистема?
Современный автозвук может иметь несколько составляющих элементов, среди которых: * магнитола, * акустика, * сабвуфер, * звуковой процессор. * усилитель.
Это все может быть в разных комбинациях, с наличием одних и отсутствием других компонентов, или с одновременной установкой всех.
Автомагнитола выступает головным устройством, так как без нее априори невозможно представить автозвук в целом. Именно она считывает информацию с носителей и выводит на акустику машины.
Акустическая система — второе обязательное условие для автозвука. Устанавливается для вывода саунда с автомагнитолы. Существует два основных вида акустической системы: компонентная (отдельно устанавливаются низко -, средне — и высокочастотные динамики), коаксиальная (динамики разных частот собраны как одно целое. Компонентные динамики дают лучшее качество звука по отношению к коаксиальным, но и стоимость их, как правило, намного дороже.
Следующая составляющая автоаудио — звуковой процессор. Он не является обязательным и устанавливается в системах довольно высокого уровня. Используется для коррекции негативного влияния несимметричности и недостаточного объема салона на качество воспроизведения музыки в авто.
Сложно представить современный аудиозвук без усилителя. Он существенно улучшает качество естественного звучания даже при тихом прослушивании на низких частотах. Это происходит за счет большого количества встроенных регулировок и фильтров, которые позволяют точно настроить воспроизведение музыки в машине. Не является неотъемлемой частью аудио комплекса в автомобиле, но, тем не менее, уровень искажения дополнительного усилителя существенно ниже по сравнению с усилителем встроенным в автомагнитолу.
Наличие сабвуфера добавляет к звуковому фону чистый бас. Это позволяет улучшить акустическое оформление автомобиля, сделать саунд более объемным и качественным. По техническим характеристикам сабвуфер представляет собой отдельный динамик, больше остальных по размеру, который имеет свойство воспроизводить низкие частоты. Бывает двух видов: активный (с усилителем) и пассивный (требует дополнительного усилителя. Устанавливается в задней части салона с целью исключить появление искажений фронтальной акустики.
Сам процесс построения грамотного звука в машине достаточно сложный и состоит из нескольких этапов.
Первый этап определяет конфигурацию будущей системы, комбинацию подключаемых компонентов.
Второй этап предусматривает продумывание схемы расположения и число динамиков в системе. Наиболее распространенными схемами расположения динамиком являются: «Фронт тыл», «фронт сабвуфер», «фронт тыл субвуфер». Схема «Фронт тыл» — самый бюджетный вариант, за весь частотный диапазон отвечают динамики. «Фронт Сабвуфер» — дороже в цене, но более благозвучна. При самой сложной схеме «Фронт тыл Субвуфер» тыловые динамики изолируют от сабвуфера, чтобы его работа не влияла на них.
Третий этап — настройка. Учитывая то, что она может состоять из большого количества элементов, которые работают в одной связке, — это очень важный процесс. Правильная настройка гарантирует сбалансированное звучание, защищает оборудование от перегрузки и дает возможность получить качественное звучание.
Четвертый этап дизайнерским является. Он определяет, как визуально будет выглядеть ваша система. При этом существует два подхода, диаметрально разных по внешнему виду. Первый — Stock, который в максимальной мере сохраняет интерьер автомобиля. Второй — сustom, где компоненты выставляются напоказ, что сильно изменяет изначальный вид салона. Однако необходимо понимать, что при значительной перекомпоновке аудиосистемы по сравнению со штатной, интерьер салона в любом случае изменится.
Подводя итог, можно сказать, что звук в автомобиле напрямую зависит от желания получить качественную систему, усердия в подборе нужных компонентов и их установке, а также от достаточности времени и средств, выделенных на всё это.
Мы желаем удачи в построении собственного аудиокомплекса, и пускай звук вашего авто станет более острым, басовитым, пикантным и проникающим, доставляя неимоверное удовольствие при прослушивании любимой музыки.
Ориентация на максимальные значения мощности
Да, к сожалению в магнитоле и близко нет заявленных 50 Ватт на канал, но это не катастрофа, а просто реалии рынка, просто это нужно знать. Так же вы не получите 1000 Ватт с усилителей на коробке которых ярко красуется такая цифра с гордой припиской MAX. И обычно чем она больше и красочней, тем меньше в этой информации правды. Но нужно сказать, что в основном это касается бюджетного сегмента.
Просто при выборе
ориентируйтесь на мощность, которая обозначается RMS, а не на максимальную. Да RMS это не совсем долговременная мощность (это тема для отдельного материала), но, тем не менее, она будет для вас наиболее надежным ориентиром. Подробнее о подборе компонентов читайте в статье — Как выбрать усилитель.
Что такое панч в автозвуке. Хороший панч: советы любителям автозвука
Важно помнить, что чем ниже частота сигнала, тем больший объём воздуха необходимо «протолкнуть» динамику, чтобы получить одну и ту же громкость. Вот почему среднечастотники крупнее твитеров, мидбасы крупнее среднечастотников, а сабвуферы — крупнее мидбасовых динамиков.
Мидбасовый диапазон, который как раз и ответственен за панч, обычно приходится на «стык» между мидбасом и сабвуфером. И вот какие сложности тут подстерегают.
1. Прочность крепления динамиков В классических системах за диапазон 100-200 Гц полностью ответственен мидбасовый динамик. Он работает в достаточно напряжённом режиме — поскольку диффузор имеет небольшой размер, ему приходится двигаться с большой амплитудой. Соответственно, динамик создаёт большие нагрузки на основание, на которое он крепится. Поэтому тут особенно важно сделать для динамиков прочные и не подверженные вибрациям подиумы. Недостаточная жёсткость — это причина гулкости, паразитных призвуков и потеря энергетики звучания. Кстати, чаще всего желательно «подрезать» динамик по частоте снизу (60-90 Гц), чтобы избавить его от попыток воспроизведения слишком низкочастотного сигнала. Это значительно улучшает звучание на более высоких частотах, в том числе делает панч более чётким.
2. Акустическое оформление Это особенно важно в «эстрадных» системах. Большинство «эстрадных» динамиков — это среднечастотники с высокой резонансной частотой. Но даже модели с низкой Fs в большинстве своём не подразумевают большой ход диффузора. Поэтому при обычной установке в двери эффективное воспроизведение у таких моделей начинается в лучшем случае с 250-300 Гц.
И тут можно пойти по двум путям. Во-первых, подобрать динамики с невысокой (для «эстрады») резонансной частотой, но моторы которых допускают больший ход, чем у типичной «эстрады». Высокая чувствительность у таких динамиков обычно достигается применением более серьёзных магнитов.
Второй вариант — толкать воздух не только диффузором динамика, а подключить к этому процессу фазоинвертор, настроенный (в зависимости от динамика) на частоту 100-120 Гц. В общем-то, так строятся многие профессиональные сценические акустические системы. В этом случае можно подобрать динамики с невысоким Vas и низкой добротностью Qts. Фазоинверторное акустическое оформление значительно повысит отдачу в мидбасовом диапазоне и позволит получить настоящий жёсткий панч уже безо всяких оговорок.
3. «Энергетика», «скорострельность» усилителя, контроль нагрузки. Об этом часто забывают, а напрасно. Дело в том, что если усилитель не будет хорошо контролировать нагрузку, то это приведёт к тому, что вместо чёткого панча получится неприятное гудение — усилитель будет «толкать» диффузор, но у него не будет хватать контроля, чтобы «возвращать» его обратно.
Вкладывание бюджета во что-то одно
Распространенная ошибка новичков в автозвуке, это вкладывание большинства денег в какой-то один компонент системы.
Например, часто покупают дорогой сабвуфер или акустику, а магнитола, усилители, возможно питание не соответствуют этому уровню. В этом случае упускается потенциальная выгода в звучании. Так как еще древняя мудрость гласит: «Система играет на столько хорошо, на сколько звучит ее самый плохой компонент». В таком случае было бы целесообразнее приобрести все компоненты или связку примерно одного уровня, выиграв в общем качестве звучания.
Схемы построения автозвука. Схемы построения автозвука
Любое нормальное дело начинается с планирования. Думаю с этим все согласятся! Ведь значительно проще составить заранее план и потом воплощать в жизнь его пункты, чем пытаться что-то сделать даже не понимая что, кидаясь из стороны в сторону-). Автозвук не исключение.
Первое что нужно сделать – составить схему построения аудиосистемы в своём авто. На сегодняшний день можно выделить три основных схемы построения звука в автомобиле:
1. «Классическая» — где звук воспроизводиться спереди, как бы со «сцены». 2. «Дискотечная» или «клубная» — где звук играет со всех сторон. 3. «Мультимедийная» — это как в системах «домашнего кинотеатра», т.е. система окружающего многоканального звука.
Теперь остановимся и рассмотрим вышеуказанные схемы более подробно. Выясним плюсы и минусы так сказать!
Схема №1 — «Классическая»
Такая схема, где весь звук идёт спереди (со «сцены») в мире caraudio считается наиболее правильной и для звука и для слушателя. Сразу скажу, что в соревнованиях по автозвуку применяется только она. И не зря! Человек всегда старается посмотреть в сторону источника звука. Разговаривая с собеседником, мы смотрим в его сторону. На концерте или спектакле мы ведь тоже не садимся спиной к сцене, правильно? Так уж устроены и взаимосвязаны наши органы чувств – зрение и слух. Поэтому в автомобиле вполне естественно стремление получить в результате звук «со сцены».
«Сценой» принято называть пространство в районе лобового стекла над приборной панелью автомобиля. В очень хороших аудиосистемах виртуальное пространство сцены выходит за пределы салона, и певица вполне может петь на краю вашего капота! Добиться этого тяжело, но возможно.
Любое нормальное дело начинается с планирования. Думаю с этим все согласятся! Ведь значительно проще составить заранее план и потом воплощать в жизнь его пункты, чем пытаться что-то сделать даже не понимая что, кидаясь из стороны в сторону-). Автозвук не исключение.
Итак «классическая» схема, как видно на рисунке, это фронтальная (передняя) акустика плюс сабвуфер. Вот тут первая проблема! Дело в том, что сабвуфер (это такой большой ящик литров на 20-30 с большим НЧ динамиком, вдруг кто-то ещё не знает), весьма проблематично расположить в передней части салона, зачастую единственное место — багажник. Но, а как же главный принцип «классической» схемы, где всё должно играть спереди, спросите вы? Дело в том, что человеческое ухо не в состоянии локализовать (определить местоположение) частоты ниже 130-150Гц. Вот она «палочка-выручалочка»! Т.е. располагая сабвуфер в багажнике, при правильной настройке и хорошей фронтальной акустики мы чётко будем слышать бас спереди! Сделаю ударение на фронтальной акустике! Многие этому совершенно не уделяют внимание, но основной спектр (рисунок) БАСА играет именно ФРОНТАЛЬНАЯ АКУСТИКА, а не саб. Сабвуфер просто дополняет то, что уже фронт отыграть не в состоянии по физическим причинам. Более подробно об этом расскажу в следующих статьях!
Пока, на сегодняшний день (думаю и в ближайшем будущем) вся музыка, которую мы слушаем, записана в СТЕРЕО формате. Т.е. всего лишь два канала (правый и левый). Только-только начинают появляться записи с многоканальным звуком (как в фильмах). Но их количество пока просто ничтожно. Тем не менее, стереозапись позволяет при помощи двух разных каналов создать «панорамное» звучание, где мы четко можем определить, где расположен, допустим тот или иной инструмент или певец, т.е. определить КИЗ (кажущийся источник звука). Вот это и есть главная цель «классической» схемы — создание чёткого, объёмного стереозвучания.
Есть ещё одна проблема. В отличие от дома, где мы можем расположиться на одинаковом расстоянии между двумя колонками, в автомобиле мы всегда смещены от центра. Поэтому звук с ближних динамиков «долетает» до нас быстрее, чем с дальних. Из-за этого происходит перекос и разрущение стереообраза. Тем не менее, существует несколько вариантов борьбы с этой проблемой. Начиная от расположения динамиков, заканчивая применением DSP-процессора (процессор временных задержек).
Схема 2 — «Дискотечная»
До недавнего времени, да и сейчас у многих аудиосистема построена по этой схеме. Т.е. «фронт + тыл». Причем, зачастую, спереди стоит какая-то невразумительная акустика 10-13 см, зато сзади гордо возлежат многополосные овалы («блины», динамики 6”x9”). Либо вообще динамики в неограниченных количествах устанавливаются во всевозможные места в салоне автомобиля, по принципу – куда влезут. В результате – звук отовсюду и ниоткуда. Преимуществом такой системы является простота установки, недостатком – отсутствие «стереокартинки», невозможность определить месторасположение исполнителя и т.п. Вследствие чего наш бедный мозг, который так устроен, с сумасшедшей скоростью пытаясь определить, где же все-таки поёт певец, начинает «закипать»! Ну не понимает он, почему он (певец) мечется по всему салону!
Такая схема имеет право на жизнь при прослушивании электронной музыки типа «бум-бум», либо на автотусовках, где музыку в слушают возле машины, а не в ней! Так же при мощном тыле хорошо глушить задних пассажиров (девчёнок), ведь вам (водителю) хочется БАСА, а им бедным этот динамик орёт в 10-20 см от уха! А когда к овалам ещё и добавляют сабвуфер – наступает «разрыв мозга»-))) Уверен, что фраза «сделай потише», от задесидящих, звучала неоднократно!-) . Также часто приходилось слышать фразы типа «я люблю звук вокруг». Но простите, это не «звук вокруг», это просто стереозапись где фронтальные (передние) два канала, просто продублированы на тыл. И всё! Это не «квадро» и не «домашний кинотеатр»! Вы где-нибудь видели, чтобы на концерте колонки располагались сзади слушателей? А эффект объёмности звучания достигается совсем другими способами. Для этого достаточно несколько маломощных динамиков, которые будут воспроизводить кусочек СЧ-диапазона (более подробно читайте в нашей БАЗЕ ЗНАНИЙ, статья «ВОПРОСЫ ТЫЛА»).
Друзья, включайте мозги и ломайте стереотипы! Да-да, именно стереотипы, которые нам навязали автопроизводители. Рекомендую перечитать «Схему №1». При грамотном подходе можно и её организовать для автотусовок! Но кроме этого вы сможете и в машине слушать правильный звук!
Схема 3 – Мультимедийная
Как и писал в начале статьи – это система многоканального звука. Что это означает? Это когда каждый канал (минимум 5.1) записывается отдельно и несёт свою (отдельную) звуковую информацию. Такая схема пришла из систем «домашнего кинотеатра», где с помощью звука создаётся «эффект присутствия». В авто эта схема набирает обороты в основном для любителей посмотреть кино в машине. Есть и музыка в формате DTS (Digital Theater System). Возможно за ней будущее, но пока она очень мало распространена. «5.1» -означает: 5 каналов (2 фронт, 2 тыл, 1 центральный) плюс 1 канал сабвуфера.
Вот и подошли к концу. Хотя правильней сказать… к началу большого и интересного пути!
Покупка сабвуфера без оценки свободного места
Частая ошибка это покупка или выбор сабвуфера без предварительной оценки свободного пространства в автомобиле. Бывает так, что сабвуфер или сабвуферы уже приобретены, а хороший корпус для них не входит в автомобиль или в пространство, которое можно для этого выделить. Ситуация получается патовая.
Поэтому, обязательно сначала измерьте ваше свободное пространство, прикиньте объем который сможете выделить под сабвуфер, и уже исходя из этого выбирайте размер и количество сабвуферов. Помните одну важную деталь, что в некоторых седанах корпус, который может свободно поместиться в багажнике, не всегда пройдет через его проем. Это нужно учитывать.
Что такое фронт в автозвуке.
Всем привет) Решил я построить громкий фронт в свою новую машинку. Много читал, смотрел искал. И вот пришли новые СЧ фирмы Air Tone Audio серии PRO-80. Диаметр СЧ 20 см, максимальная мощность 400W, также прикупил ВЧ рупорного типа Kicx DTC 36 и колоночки Урал АК74.С. Аиртоны с ВЧ в итоге будут играть через кроссы мостом от усилителя. Так же купил четырех канальник MYSTERY MK 4.80, да, хоть и бюджетный вариант, но зато лучший в своей ценовой категории.
Так же взял установочный комплект проводов, 4 кг стекломата(400) и 4 кг полиэфирной смолы для будущих подиумов, которые будут вживлены в дверные обшивки, а так же новенький валик для выгонки воздуха.
Снял дверные обшивки, с сеток снял размеры. Нашел листы фанеры, и из них начал вырезать круги под инсталляцию динов.На каждый дин вырезал по два комплекта колец, одни больше, другие меньше, что бы колонки были утоплены внутрь. вырезав кольца соединил все воедино. Под рупора выпилил по одному кольцу под каждый, так как посчитал что не утопленными, они будут выглядеть красивее. Под 16-ые колонки взял уже готовые круги со старых дверных обшивок. Инсталлировал это все на обшивки с помощью саморезов и аллюминевого профиля для крепежа.
Когда все было установлено и подогнано, начал обтягивать все колготками, так как другого материала которые очень хорошо тянется и имеет большую прочность на растяжение — я не знаю. Обтянул, предал форму, закрепил. Осталось пропитать все полиэфирной смолой, что бы все отвердело, для дальнейшего наращивания слоя, и повышения прочности конструкции. Разбавил необходимое количество смолы с отвердителем, размешал, пропитал, оставил сохнуть до следующего дня.
выложив стекломат поверх «отвердевших колготок», Размешал смолу с отвердителем и начал все постепенно пропитывать. Пропитав волокно, начал раскатывать смолу специальным валиком, выгоняя из материала воздух(воздух — враг!).Закончив со всем этим делом, и убедившись что все легло ровно, очистил инструмент от смолы, оставил карты сохнуть.
После того как все затвердело, заполнил лишние пустоты монтажной пеной, и опять все убрал до подсыхания. Выпучившиеся излишки обрезал ножиком. В ближайшее время — времени возиться не будет. Поэтому решил поставить все в авто, чтоб и акустика разыгралась и чтоб видеть как все примерно будет выглядеть.
Как появятся время и финансы — отшкурю все поровнее и обтяну черной эко-кожей на паралоновой подложке. но это все ближе к Маю)) пока погоняю так))) Надеюсь изложил все подробно и внятно на радость читающим)) жду в гости) Скоро новые отчеты в сообщество))
О процессорах
Процессоры бывают встроенные в ГУ и внешние.
к оглавлению
Встроенные
Встроенные в ГУ также бывают так называемыми «полноценными» и «неполноценными».
к оглавлению
Разница
Неполноценный отличается тем, что в нём нет функции кроссовера. В этом случае возможности настройки несколько сужаются и появляются требования к усилителям, чтобы они обладали развитыми встроенными кроссоверами. Также следует обращать внимание, каким количеством каналов способен управлять встроенный в ГУ процессор.
За исключением всего двух моделей ГУ, все остальные способны управлять лишь шестью каналами, то есть они способны «разрулить» двухполосный фронт (4 канала) и сабвуфер (2 канала).
к оглавлению
Гибрид
Однако бывают и гибридные системы, где шестью каналами процессора удаётся управлять трёхполосным фронтом и сабвуфером, но между среднечастотником и высокочастотником необходимо будет добавить кроссовер, а также хорошенько подумать над их взаимным расположением.
к оглавлению
Внешние
Внешние процессоры, как правило, все имеют достаточное количество каналов для управления любой стерео-аудиосистемой. Кроме того, большим плюсом внешнего процессора является то, что его можно расположить близко к усилителям, чем сократить длину межблочных проводов, что также благотворно для качественного звука.
К внешним процессорам подключается сам источник аудиосигнала. В идеале это должен быть источник цифрового сигнала. Таким может быть ГУ, плеер, смартфон. Связываются они по оптоволокну, коаксиальному проводу, Wi-Fi или Bluetooth. Зачастую внешние процессоры допускают более одного входа, то есть к ним можно подключить, например, штатное ГУ и айфон. Очень важно, чтобы источник был цифровым. Хоть к процессору можно подключить и аналоговый источник, но качество звука из-за лишних преобразований, потеряется. И последнее, что стоит знать о процессорах.
Некоторые из них (в основном старые модели) имеют возможность быть подключёнными только к определённым ГУ и никаким другим.
Современные же процессоры универсальны в подключениях.
Их можно подключить не только к специализированным автомобильным ГУ, но и к компьютеру, который всё чаще встаёт на замену обычному ГУ. В складывающейся ситуации именно использование портативного компьютера видится как наиболее перспективное решение. Также источником сигнала для процессора может быть и телефон и портативный плеер.
к оглавлению
Что такое Автозвук.
Всем хой!
Сегодня новый вопрос к читателям:) Ответившим — подарочек, но об этом ближе к концу поста.
Автозвук — очень обширная тема. Она под собой объединяет людей, слушающих музыку в автомобиле с совершенно разными привычками и предпочтениями.
Я уважаю таких «гуру», как Кирилл Дудкин, Сергей Сергеич, Карен Григорян, Саша Пастухов и многих других. Это — люди, уже много лет в автозвуке, строящие чемпионские машины, постоянно участвующие в соревнованиях… Их мнение в основном сводится к тому, что всё, что компромисс и дёшево — слишком далеко от абсолюта. Что нельзя применять полумеры, что надо строить изначально систему максимально качественно. Я это мнение целиком уважаю и поддерживаю… Но!
Моя практика общения с клиентами и настройки реальных машин (также как и практика знакомых мне установщиков), позволяет сделать следующие выводы: 1) Далеко не все люди готовы к такому звуку. Во-первых, многие просто не понимают и не слышат всех нюансов. Во-вторых, часть из них привыкли к «кривому» звуку и хотят получить именно его 2) Далеко не все люди готовы платить много за аудиосистему в автомобиле 3) Есть отдельная категория людей, которые просто не знают, как правильно может звучать дорогая автомобильная система.
Как я уже писал в одном из недавних постов, чтобы понять и осознать всю прелесть дорогой, качественно собранной аудиосистемы, большинству нужно пройти ПУТЬ через разного уровня системы, чтобы ОСОЗНАТЬ и на собственном опыте понять все прелести «правильного» звука. Путь этот — как восхождение по ступеням. От системы к системе уровень готовности вкладываться повышается, повышается и уровень требований. Да, затраты на достижение конечного результата при этом возрастают в разы и если всё посчитать, то понимаешь, что если бы сразу сделал «вот так», то сэкономил бы не одну сотню тысяч рублей. Но настоящая цена этим затратам — опыт и удовольствие, которое получаешь на пути.
Я помню историю становления многих ребят, окружавших меня на форумах и здесь, на драйве. Я видел изменения систем тех парней, с которыми прошёл через этапы соревнований. И я вам могу сказать так — на каждом этапе они сначала кайфовали и только потом ставили новую цель и шли к ней.
Полный размер
merrsonn, Рома, спасибо за картинку:)
Прикол в том, что «лестница к идеальному звуку» у каждого своя. Также как и первые шаги. Кто-то, влезая в автозвук, кроме плеера и наушников никакого другого устройства воспроизведения музыки не себе не испытывал. Кто-то прошёл путь в домашке, кто-то выучил всю свою коллекцию, слушая её на древних S90. Отдельные ступени этой «лестницы» у разных людей похожи, но следующие «ступени» могут различаться. Например, кто-то, послушав недорогую, «правильную» двухполоску на 80м пионере через какое-то время уходит в «давку», потом возвращается к «правильному звуку» на заметно более дорогих компонентах. Кто-то с «давильных» машин сразу начинает. Кто-то обязательно проходит этап со штаткой с подключенным отдельно сабом, кто-то сразу строит систему на свдоенных мидбасах.
Полный размер
Ром, и за эту тоже)))
Всё это многообразие путей к ЗВУКУ порождает поистине сумасшедшее многообразие различных вариантов решения основной задачи любителя автозвука — Получить кайф от музыки. Среди таких вариантов и простая доработка штатки Audi, которую практикует kfsound , и доработка штатки Volvo, которую делаю я . И OEM инсталляции БМВшников, которых скопилось великое множество благодаря тому, что lademr в своё время доказал, что такие конфигурации могут действительно круто звучать. И очень много громких систем на эстрадке. И всё это имеет место быть, несмотря на то, что пользователи одних вариантов аудиосистем, готовы разорвать в клочья (или залить килотоннами овна) пользователей других, «не верных» вариантов аудиосистем.
Меня всегда интересовало реальное отношение к автозвуку разных людей. Я всегда с удовольствием прислушиваюсь к мнению клиентов, «гуру», просто любителей звука. Но также мне всегда хотелось собрать какую-то статистику, понять реальное положение дел в автозвуке. Я долго думал, как это реализовать и в итоге у меня родился этот пост.
Вот ссылка на опросник: goo.gl/forms/xHFk4j7sNjscxkqI3 Я буду вам очень благодарен за участие в этом опросе. Вопросов там немного, но в конце опроса вас ждёт благодарность от меня: архив с моим настроечным диском и красивой музыкальной подборкой, собранной из «тестовых» дисков, которые собирали различные участники автозвукового движения. В архиве вся музыка будет лежать сразу в трёх форматах: 1) WAV 2) FLAC 3) MP3 320kbit, подготовленный мною лично специально для этой подборки, для тех, кто не имеет возможность прослушивать lossless форматы.
Кроме того, для того, чтобы повысить охват и объективность этого опроса я прошу вас сделать максимальный репост . Обработанные обезличенные результаты я обязательно опубликую!
Минус с кузова — это плохо
И напоследок — еще одно очень распространенное заблуждение, которое больше относится к людям уже как-то знакомым с автозвуком.
Бытует мнение, что минус с кузова хуже для питания чем отдельная протяжка и вообще это не по фен-шуй. На самом деле в большинстве случаев минус с кузова даст лучшие результаты по общей проводимости питания системы чем отдельная протяжка, а так же сэкономит вам часть средств, которые вы могли на нее потратить. Так что минус с кузова это нормально, главное правильно организовать подключение! Подробнее читайте в статье — Как правильно подключить усилитель.
Что такое рез в автозвуке.
Эту юбилейную 50ю запись я решил посвятить не своей машине а знаниям которые я получил с ее помощью.Цель записи не поумничать, а описать элементарные основы гарантирующие результат при установки элементарной аудио системы.Многие устанавливая магнитолу в машине упускают не хитрые мелочи и в итоге теряют качество звука.
Очень надеюсь что кому то ниженаписанное поможет. итак…
1) Общее. при установке звука в машину необходимо строго соблюдать 3 правила: -Надежность -Безопасность -Аккуратность Соблюдать следует везде и во всем, как можно тщательнее.Никаких скруток, прикрученных клемм и т.д. Все должно быть тщательно пропаяно и надежно заизолировано и хорошо спрятано.Скрутки будут работать но не долго и не надежно, плюс на них будут ощутимые потери, ну и пожаробезопасность я думаю самый главный вопрос в вашем любимом авто. Так что не делайте на соплях, каждая ваша халтура рано или поздно вылезет и придется к ней возвращаться чтоб переделыват и процесс этот бесконечен
2) питание. Запитывать магнитолу нужно НАПРЯМУЮ от клеммы аккумулятора, с обязательной установкой предохранителя на плюсовой провод как можно ближе к клемме. В идеале от клем аккумулятора провести и + и -. Сечение провода не меньше 2.5 мм2. Забудте о прикуривателях и врезках в штатную сеть, это все зло. Провода питания уложите в автомобильную гофру.Нельзя укладывать провода питания рядом с акустическими.
3) Динамики.Комплектные провода идущие вместе с динамиками подлежат немедленной утилизации Для подключения динамиков необходимы провода в силиконовой изоляции сечением не менее 1.5 мм2
Динамики в передние двери. Их нужно устанавливать ТОЛЬКО компонентные.(те у которых идут в комплекте отдельные пищалки.)
К пищалкам особых претензий нет, устанавливайте на стойки и настраивайте направление на свой вкус.Мидбасовые динамики устанавливаются в двери в штатные места либо на подиумы. В любом случае Динамики должны садится плотно в железо и максимально жестко. Рядом с динамиком не должно быть щелей. Если ставите подиумы то изготовьте колечки под декор, через которые подиумы жестко притянутся к железу, колечки должны проводить звук от динамика во внутренне пространство двери а не под декор.
Даже если машина не имеет шумоизоляции имеет смысл проклеить двери в которых установлены динамики STP или аналогичной.
Она закроет технологические окна и значительно добавит басов в звучание передних динамиков.
Динамики в заднюю полку. Тут все проще. Чем жестче полка, чем жестче она закреплена и чем герметичнее пространство багажника отделено от пространства салона тем лучше будет играть тыл.
4) сабвуферы и усилители. Что касается этого оборудования то тут уже нужно исходить из бюджета, типа кузова, и предпочтений. С технической стороны советы можно давать только относительно какой то конкретно отдельно взятой конфигурации.Но это уже огромная и отдельная тема, такая система уже выходит за рамки элементарной :):).
Единственные советы, которые можно отнести ко всем типам усилителей такие: — провода питания должны быть качественными, и достаточного сечения. — все клеммы питания должны иметь максимально надежный контакт. Эти 2 пункта относятся даже не столь к качеству звука, сколько к безопасности. Их не соблюдение может привести к выходу из строя усилителей и (или) динамиков которыми они нагружены.
— не экономьте на межблочных кабелях. Если уж вы решили устанавливать усилитель в систему то обойдите стороной дешевые межблоки и комплекты подключения усилителей. Сэкономив на них вы гарантировано потеряете 1/3 мощности и качества даже бюджетного усилителя. Лучше изготовьте кабели самостоятельно на основе хороших проводов, или обратитесь к людям дружащим с паяльником. Не тратьте деньги впустую.
Вот в принципе и все основы. Поправки и вопросы категорически приветствуются, тема не закрыта и необходимое будет добавляться. Красивого вам звука :):):)
Покупка мощных динамиков
Частой ошибкой является покупка слишком мощных динамиков для аудио системы. Не редко, начинающие думают, что чем больше Вт указано на динамике, тем громче он будет играть. Но на самом деле эти цифры говорят о том, сколько динамик выдержит. И чем он будет мощнее, как правило, тем труднее усилителю или магнитоле (которые остались прежними) будет его двигать, от этого может не хватать громкости и пользователь вынужден выкручивать уровень или гейн до упора, что загоняет динамик в клиппинг, от чего этот динамик или сабвуфер может выйти из строя.
Если такое происходит, то человек может подумать, что динамики сгорели, потому что были слабыми и покупает новые с еще более высокими значениями, а этим только усугубляет ситуацию.
Что такое моноблок в автозвуке. Чем отличается моноблок от усилителя
Большинству автовладельцев по прошествии незначительного времени с момента покупки автомобиля штатной аудиосистемы становится недостаточно. Мощность автомагнитолы оставляет желать лучшего, и тогда встает вопрос об использовании внешнего усилителя, увеличивающего мощность системы ради улучшения качества звука и повышения громкости. Чем отличается моноблок от усилителя. Чем отличается моноблок от усилителя.В процессе выбора усилителей можно столкнуться с представленными на витринах моноблоками и усилителями с указанием числа каналов (чаще всего четыре, чуть реже два, все меньше три, пять, шесть).
— в контексте применения в автоакустике представляет собой прибор для усиления звуковой частоты за счет усиления электрических колебаний. Моноблок — в контексте применения в автоакустике представляет собой одноканальный усилитель звуковой частоты.
Разница между моноблоком и усилителем
Разница между моноблоком и усилителем представляется разницей между общим и частным. Моноблок — такой же усилитель, как двухканальные и четырехканальные (наиболее популярные) усилители, но обладающий рядом собственных характеристик. Моноблоком одноканальный усилитель называют из-за возможности применять приставку “моно”, что однозначно указывает на единственный канал устройства.Моноблоки, в отличите от других видов усилителей, используются для подключения сабвуферов, и усиливают низкочастотные басы. Поэтому одноканальные усилители часто называют басовыми. Моноблоки рассчитаны на низкоомную — в 1 Ом — нагрузку, именно при соблюдении этого условия на выходе получается высокая мощность при минимальной нагрузке на электросеть автомобиля. Для 2 Ом и 4 Ом низкочастотные усилители приобретать уже менее целесообразно. К моноблоку не подключают колонки, другие виды усилителей при наличии достаточного числа каналов позволяют комбинировать подключение колонок и сабвуферов.В соответствии с классификацией электроусилителей, моноблоки сегодня характеризуются классом D, то есть отличаются высокой мощностью и низким качеством звука. Для подключения сабвуфера качество звука может считаться совершенно незначительной характеристикой. Другие усилители в бюджетном сегменте имеют класс AB (среднего уровня показатели), в сегменте hi-end — класс A (высокое качество звука и малая мощность).
Отсутствие шумоизоляции
Одна из самых распространенных ошибок, в большинстве случаев касающаяся казуальных любителей, которые только решили проапгрейдить штатную аудиосистему — это ситуация когда человек покупает новые динамики или магнитолу (головное устройство) для улучшения качества звучания, но не занимается подготовкой хотя бы дверей или попросту шумоизоляцией.
В таком случае упускается очень большой положительный эффект. Скажу больше, если в балансируете на грани улучшения звучания вашей системы, то начните не с покупки динамиков, а сделайте шумоизоляцию дверей, хотя бы только передних. Это сильно улучшит качество, а так же добавит общего комфорта в пользование автомобилем. Зачастую, многие бывают полностью удовлетворены улучшением звучания, без замены компонентов. Но конечно и много тех, для кого это становится первым шагом к плотному увлечению автозвуком.
Настройка музыкальной системы в машине
После подключения, музыкальную аудио систему необходимо настроить. Под настройкой подразумевается установка на усилителе частот среза для акустики и сабвуфера и настройка чувствительности.
Будем считать, что фильтры в усилителе лучше, чем в головном устройстве, поэтому настройку будем проводить при выставленных на головном устройстве настройках в «0».
Три шага настройки
1. Устанавливаем на усилителе фильтр для сабвуфера в положение «LPF». Частоту среза кроссовера устанавливаем в диапазоне 50-70 Гц.
2. Устанавливаем на усилителе фильтр для фронтального канала в положение «HPF». Частоту среза кроссовера устанавливаем в диапазоне 70-90 Гц.
3. Настройку чувствительности производим следующим образом: на усилителе ставим в «0», на авто магнитоле увеличиваем громкость до максимума. Затем поворачиваем регулятор чувствительности на усилителе в сторону увеличения, до появления искажений в звучании системы. Немного убавляем — чувствительность настроена.
Акустическая система (Динамики)
Прежде чем рассказать непосредственно о динамиках стоит провести краткий экскурс на какие же частотные диапазоны делится звук:
- суббас, он же нижний бас (16–63 Гц) Так как эти частоты может отыграть только сабвуфер, то и диапазон этот принято также называть сабвуферным;
- средний и верхний бас (63–250 Гц);
- средние частоты (250–5 тыс. Гц), которые также принято разделять на нижнюю середину (250 Гц – 1250 Гц), среднюю середину (1250 Гц — 2500 Гц) и верхнюю середину (2500 Гц – 5 тыс. Гц);
- высокие частоты (5 тыс. Гц – 20 тыс. Гц);
К сожалению, пока не существует динамика, способного на должном уровне отыграть все диапазоны. Поэтому применяют многополосные акустические системы, где каждому динамику отводится своя полоса.
Наиболее распространённый вариант как в системах начального уровня, так и в серьёзных аудиосистемах это использования так называемого двухполосного фронта + сабвуфер. Сабвуферу достаётся сабвуферный диапазон. А сам двухполосный фронт чаще всего представляет из себя пару мидбасов и пару твитеров.
Кстати, давайте я вам поясню что такое мидбас и твитер.
к оглавлению
Мидбас
Мидбасами называют динамики, способные играть в полосе от 60–80 Гц до 1000–4 тыс. Гц в зависимости от модели и предназначения. Обычно диаметр мидбаса равен стандартным 16,5 см, впрочем, встречаются варианты от 13 см до 18 см.
к оглавлению
Твитер
Твитерами называются динамики, способные играть высокие частоты и, иногда, верхнюю середину, то есть от 3 тыс.–6 тыс. Гц до 20 тыс. Гц. Обычно их диаметр около 2,5 см, хотя вместе с крепёжным фланцем диаметр порой превышает и 10 см.
Мидбасам достаётся средний и верхний бас, а также часть средних частот примерно до 3 тыс. Гц. А твитерам уже остаётся доиграть всё остальное от 3 тыс. Гц до 20 тыс. Гц. Впрочем, бывают и другие варианты «двухполосок», где раздел между полосами организован гораздо ниже, около 500 Гц. Вместо твитеров в таких двухполосках используются широкополосные динамики, способные играть как средние, так и высокие частоты.
Зачастую такое решение даёт очень качественную прорисовку музыкальных образов, но вместе с тем часто бывает ограничено по громкости.
Более продвинутый вариант аудиосистемы, дающий больше возможностей, но и более трудный в реализации это трёхполосный фронт + сабвуфер. В этом случае уже каждому динамику соответствует одноимённая полоса. Высокочастотнику – высокие частоты, среднечастотнику – средние частоты, низкочастотнику – низкие частоты и сабвуферу его диапазон.
к оглавлению
Коаксиальные
Для упрощения постройки системы производители предлагают так называемые коаксиальные динамики, где в одном устройстве совмещены два (низкие/средние + высокие), а порой и три (низкие + средние + высокие) динамика.
Но за кажущейся простотой данное решение в автомобиле неприменимо, если интересует построение хорошего звука. Полный ответ на вопрос «почему?» в рамках данной статьи дать невозможно, но вкратце ответ простой.
Высокие и средние частоты хорошо слышны, если их излучатели направлены на слушателя. Именно поэтому высокочастотники обычно расположены довольно высоко, например, на стойках лобового стекла или в уголках зеркал. Но расположить в этих местах коаксиальные динамики весьма затруднительно ввиду их размера, хотя такие решения также встречаются.
к оглавлению