Усилитель к полочникам ATC SCM 11: Hegel H95 или H120 (до 150 т.р.)?


ATC SCM11

Сегодня ко мне на тест попала весьма интересная акустика ATC SCM11. Чем же она так интересна? Своей конструкцией прежде всего. ATC SCM11 это полочные акустические системы небольшого размера с оформлением в виде закрытого корпуса. Одно только сочетание скромных габаритов и закрытого корпуса уже не типично в Hi-Fi и High-End аппаратуре, но ещё большей неожиданностью было применение низкочастотного динамика с упругим подвесом, рассчитанным на длинный ход диффузора. Дело в том, что в малогабаритных закрытых акустических системах ход диффузора ограничен упругостью внутреннего воздушного объёма и, соответственно, применение динамика с длинным ходом кажется как минимум странным, но не будем делать поспешных выводов, и приступим к прослушиванию.

Первое на чём хочу заострить внимание, так это на том, что ATC SCM11 достаточно «тугая» акустика. Прошу заметить не «плохая», а именно «тугая», это не синонимы. Обратить внимание на этот факт всё-таки стоит, так как для раскачки ATC SCM11 потребуется достаточно мощный усилитель. В процессе прослушивания для достижения привычного для меня уровня громкости мне приходилось выкручивать ручку усилителя до положения 13 часов, при обычном положении с другой акустикой 10,5-11 часов. Это абсолютно не должно Вас настораживать и пугать, так как на качество воспроизведения музыки «туговатость» акустики не влияет, она лишь чуть усложняет первоначальный процесс выбора усилителя, а в дальнейшем эта проблема Вас беспокоить не будет.

Закрытый корпус чуть ослабляет мощь низких частот, но при этом добавляет упругости их звучанию. Тональный баланс выравнивается при использовании ATC SCM11 в помещениях средних и небольших размеров. Прежде всего, ATC SCM11 понравятся любителям громкого прослушивания музыки, так как с увеличением громкости тональный баланс не нарушается, бас не начинает доминировать и сохраняет свою артикуляцию и упругость. Вдобавок ко всему с увеличением громкости больше раскрывается потенциал этой незаурядной акустики. Корме того, закрытый корпус акустических систем исключает возможность появления фазоинверторных призвуков, следовательно, бас воспроизводится более «правильно» и точно, и в тоже время меньше проявляют себя резонансы помещения.

Счастливому обладателю ATC SCM11 придётся забыть о мечте иметь ламповый усилитель мощности, в противном случае пострадает низкочастотный диапазон. Но если задуматься, то звучание ATC SCM11 не требует ламп, так как и без ламп в тракте звук мягкий и приятный, а тембра чистые и бархатистые. Отсутствие звонкости в звучании вокальных партий существенно повышает реалистичность воспроизведения.

Не смотря на свою достаточную универсальность, которой ATC SCM11 могут похвастать не меньше, чем усилители этой же компании, у них всё же есть предназначение. Этим предназначением является музыка, содержащая в себе бешеную динамику и драйв, глубокий и фактурный низкочастотный рисунок, музыка требующая громкости и мощи. Это совсем не означает, что вокал и трогательные скрипичные трели не смогут доставить Вам удовольствия и задеть за душу, напротив ATC SCM11 могут звучать очень проникновенно, но при условии увеличения громкости. На небольшой громкости раскрыть потенциал записи при помощи ATC SCM11 достаточно сложно, но стоит повернуть ручку усилителя и не многие представители аналогичного класса смогут сравниться с ними.

Так для кого же все-таки созданы ATC SCM11? Для обладателя небольшого (примерно15 кв.м.) помещения прослушивания, имеющего широкие музыкальные вкусы, особенно в области громкой, тяжёлой музыки со сложным рельефным басовым рисунком. Да, пожалуй, ATC SCM11 понравится не всем, но для многих она будет просто идеальна.

Автор: Максим Шмельков

КОНСТРУКЦИЯ

Британская компания ATC (Acoustic Transducer Company) была основана в 1974 году австралийским инженером Билли Вудменом (Billy Woodman). Первоначально компания располагалась в пригороде Лондона, но в 1985 году она переехала в более спокойное место, городок Страуд (Stroud) в пасторальном Глостершире.

Брэнд ATC больше известен в мире профессиональной акустики, причем пользуется в этой среде непререкаемым авторитетом. В числе ее клиентов есть студии BBC, CBS, EMI, Sony DVD и SACD Mastering в Нью-Йорке, Pioneer Mastering, Real World, Gateway Mastering, Pink Floyd, Naxos и TelArc, кинокомпании Todd AO, Paramount Pictures, Warner Brothers и многие другие. Количество компаний-пользователей аппаратуры ATC давно перевалило за тысячу. С некоторых пор кроме профессиональных мониторов аудиотехнику: активные колонки и их пассивные аналоги, усилители. Но «коньком» компании все же считается активная акустика, которая наилучшим образом воплощает принципы Вудмена.

Будучи молодым инженером, только что переехавшим в Англию, Вудмен поставил перед собой амбициозную цель — совместить натуральность звука лучших на то время hi-i громкоговорителей с большим динамическим диапазоном рупорных акустических систем. Кроме того, Вудмен стремился сделать АС с широкой диаграммой направленности, чтобы создать для слушателя большую зону качественного стереоэффекта.

Ни один из существовавших в то время на рынке громкоговорителей этим требованиям не соответствовал: например, английские Rogers, служившие тогда «придворными» мониторами BBC, обладали натуральным звуком, но имели ограниченный динамический диапазон, а американские громкоговорители тех лет обладали роскошной динамикой звука, но позволяли себе некоторые тональные вольности.

Поэтому Вудмену для реализации мечты пришлось провести собственные изыскания, и через несколько лет работы он создал свой среднечастотный динамик, укомплектованный купольной мембраной из бумаги с вязким покрытием, улучшающим демпфирующие качества диффузора. Для увеличения чувствительности динамика и контроля направленности его излучения бумажный купол помещается в неглубокий рупор. Сегодня рупорно-купольный СЧ динамик Вудмена считается одним из лучших в мире, многие производители даже пытаются копировать его конструкцию.

Все части своих громкоговорителей, за исключением твитеров и корпусов, АТС производит на собственной фабрике. Корпуса колонок делаются по выкройкам ATC английскими мебельными компаниями, а твитеры покупаются у известнейших фирм, таких как Vifa и Seas. Перед тем как уйти на склад, громкоговорители ATC подвергаются суровой проверке: тестируются «свипом» с амплитудой сигнала 20 В. Пройдя подобное испытание, громкоговорители безбоязненно могут работать в любой студии или системе домашнего кинотеатра. В каждой паре колонок АТС параметры звучания выдерживаются с высокой точностью: например, частотные характеристики укладываются в рамки 0,5 дБ.

К нам в тест попали активные акустические системы ATC SCM100ASL в напольной версии; у этих моделей есть также пассивные варианты и активные, но предназначенные для установки на невысокие стойки. Традиционно громкоговорители АТС выполнены в строго прямоугольных, массивных кабинетах из MDF, скрепленных внутри многочисленными стяжками. Фасад колонок дополнительно ужесточен деревянной плитой толщиной в несколько сантиметров, в нее вставляются динамики — нет никаких декоративных прибамбасов, вся конструкция надежна и предельно функциональна.

Насколько нам известно, от этого «классического» дизайна конструкторы ATC отошли лишь раз, поддавшись «тлетворному» влиянию моды, они выпустили модели EL150 SLP с кабинетами овального сечения. Внизу кабинет SCM100ASL устанавливается на невысокий постамент, едва выглядывающий за границы основного корпуса. Количество доступных расцветок колонок АТС год от года растет, SCM100ASL фанеруется шпоном тиса, вишни, грецкого ореха и розового дерева или же отделывается в черный цвет.

Громкоговорители комплектуются твитером Seas серии Excel, оснащенным 25-мм купольной мембраной, серебряной звуковой катушкой и двойной системой неодимовых магнитов. От 3,5 кГц эстафету у твитера принимает тот самый рупорно-купольный СЧ динамик Вудмена с 75-мм диафрагмой. В динамике используется 75-мм звуковая катушка длиной 3,5 мм, подвешенная в 5-мм магнитном зазоре. Катушка окружена массивной маг-нитной системой весом 7,5 кг.

Просвет составляет сотую часть дюйма, что делает возможным охлаждение катушки самим магнитом. ATC традиционно использует динамики с короткой катушкой и длинным магнитным зазором — эта комбинация обеспечивает постоянное нахождение катушки в линейной области поля, даже на максимальной громкости. В результате тональный баланс громкоговорителей ATC слабо зависит от уровня излучаемого звука — свойство, крайне необходимое в профессиональной студии, но и в домашней системе оно не окажется лишним.

За воспроизведение частот ниже 380 Гц в SCM100 ASL отвечает динамик с бумажной мембраной диаметром 314 мм. В драйвере применена запатентованная ATC технология SLM (Super Liner Magnet), разработанная компанией в 1986 году. Технология призвана нивелировать появление в моторе вихревых токов, которые возникают в поверхностном слое металлических частей динамика и вызывают нелинейные искажения звука.

Для подавления этого нежелательного эффекта ATC заменила тонкий слой полюсного наконечника магнита и прилегающих областей на специальный материал SLM, который по своим электрическим свойствам является изолятором, но проницаем для магнитных полей. SLM имеет сложную структуру: в полимере взвешена железная крошка, а объем материала перемежается оксидными слоями. В результате катушка не экранируется от магнитного поля, но вихревые токи в объеме SLM подавляются.

Каждый динамик в SCM100 ASL обслуживается своим собственным усилителем, весь комплект называется Ampack и имеет общую мощность 400 Вт: 50 Вт на твитер, 100 Вт на среднечастотник и 200 Вт на мидвуфер. Схемы усилителей в АТС разрабатывает компаньон Вудмена Тим Айзек. Свой первый прототип из трех раздельных усилителей на каждую полосу он собрал в 1985 г., с тех пор инженерный штат компании регулярно усовершенствовал схему.

Каждый моноблочный усилитель оптимизирован для работы с выделенным для него динамиком, каждый моноблок имеет изолированную систему питания, хотя для экономии места усилители собраны на едином шасси. Все усилители ATC собраны на базе полевых транзисторов MOSFET и работают в чистом классе A до 2/3 мощности.

В кроссовере SCM100 ASL использованы фирменные разделительные фильтры Линквица-Райли 4-го порядка, также разработанные Айзеком. На частотах раздела полос осуществляется точная аналоговая коррекция фазы, поэтому акустические системы АТС не имеют систем эквализации или встроенных DSP, все, что нужно, уже сделано инженерами на стадии сборки активного кроссовера.

Подключение к предусилителю или источнику сигнала производится с помощью разъемов XLR. Полностью балансный вход встроенного усилителя позволяет подключать АС кабелями длиной до 50 м, хотя в домашних условиях эта особенность колонок вряд ли пригодится.

ИЗМЕРЕНИЯ

Акустические системы SCM100 ASL демонстрируют отличную линейность АЧХ в рабочем диапазоне 40-20 kГц с неравномерностью характеристики ±2,5 дБ.

Угловая однородность излучения также на высоте, кривая чувствительности в направлении 30° лежит очень близко к осевой с минимальным спадом уровня на верхней октаве и в области верхней точки кроссовера. Нижняя граница по уровню ±3 дБ составила 34 Гц.

График АЧХ, измеренной на оси и под углом 30 градусов

Редакция журнала «Потребитель Video&Audio» благодарит компанию Nirovision

и салон Fostergroup (м. Красные Ворота) за помощь в проведении теста.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]