Прогрев акустики в автомобиле: нужен или нет

Производители акустических систем рекомендуют прогревать новые аппараты, то есть начинать прослушивание после нескольких часов их работы как бы на холостом ходу. Лучше всего для прогрева подойдет розовый шум — специальный сигнал, содержащий все частоты слухового диапазона, у которого самые громкие звуки — басовые, а чем выше частота, тем меньше громкость.

В этом случае правильно распределяется нагрузка на СЧ/НЧ-динамики и твитер. Но слушать такой «концерт», да еще в течение нескольких часов, весьма неприятно, поэтому можно использовать и обычную музыку, но «пошумнее».

Сложно

Воспринимаемый человеком звук — это движение воздуха, и порождается он тоже движением: поверхности стены, если вы слышите голоса из соседней комнаты, или диффузоров динамиков колонок при прослушивании CD. Так что в колонках происходит то же, что и в других движущихся механизмах, — их составные части «притираются», то есть от трения сглаживаются даже мельчайшие неровности поверхностей, требующие дополнительной энергии при работе.

И автомобили рекомендуется не использовать на повышенных скоростях, пока у них не наберется несколько тысяч километров пробега, да и новые туфли могут доставить неприятности, пока не разносятся. А еще не надо забывать, что в динамиках применяется много эластичных материалов. Из них изготавливаются, например, подвесы и центрирующие шайбы.

Многие детали склеиваются, и клей не просто лежит между ними — он проникает в их поверхностные слои, образуя новую структуру. Сначала она застывает, но потом ее эластичность необходимо восстановить.

Это и происходит в процессе первоначальной работы АС. От движения материалы нагреваются, меняются их свойства, и эти изменения сохраняются, как бы запоминаются. Колонки с динамиками, имеющими металлические диффузоры, надо греть дольше — у металлов небольшая теплоемкость, они быстрее остывают, поэтому медленнее прогреваются слои клея и резины подвеса, к которому они прикрепляются.

А именно подвес и является одним из главных источников нелинейных искажений в звуке, и если его характеристики еще не пришли в норму, то прямая зависимость смещения диффузора от приложенной к нему силы может быть нарушена. Это приведет к появлению гармоник, нарушающих правильность воспроизведения, и просто шумов.

Прогреваем колонки

Инструкция от производителей акустических систем рекомендует прогревать все новые аппараты, начинать прослушивание музыки только после нескольких часов работы колонок на холостом ходу:

  • Для прогрева лучше всего подходит розовый шум – это специальный сигнал, который содержит все частоты в слуховм диапазоне, в нем наиболее громкие звуки — басовые, и чем выше частота звуков, тем меньше их громкость
  • Такая музыка для прогрева акустики правильно распределяет нагрузку на СЧ/НЧ — динамики
  • Однако слушать подобный «концерт», в течение продолжительного времени, очень неприятно, поэтому либо включаете динамики и идете прогуляться, либо используете обычную музыку, только «пошумнее»

Что происходит в это время

Звук, который воспринимает человеческое ухо — движение воздуха, оно порождается также движением:

  • Когда вы слышите например разговор из соседней комнаты, либо движение диффузоров динамиков в колонках при прослушивании музыки
  • Получается, что в колонках происходят те же процессы, что и внутри любых других движущихся механизмов, составные части понемногу «притираются», от трения происходит сглаживание даже мельчайших неровностей поверхностей, которые требуют дополнительной энергии при их работе
  • Новые автомобили тоже не рекомендуется использовать на максимальных скоростях, пока пробег у них не достигнет нескольких тысяч километров, либо, например, новые туфли доставляют некоторый дискомфорт, пока не разносятся
  • Кроме того, не стоит забывать, что в устройстве динамиков применяется очень много разных эластичных материалов
  • Например, из них изготавливают, центрирующие шайбы и подвесы
  • Многие детали скрепляются клеем, клей этот не просто находится между деталями — он проникает в поверхностные слои, и образует новую своеобразную структуру
  • Сначала структура застывает, но затем ее эластичность нужно восстановить
  • Этот процесс и происходит при первоначальной работе АС
  • От работы все материалы нагреваются, изменяются их свойства, затем эти изменения частично сохраняются, можно сказать запоминаются
  • Колонки(см.Акустические колонки Yamaha: обзор моделей) в которых динамики имеют металлические диффузоры, греть нужно подольше – ведь у металлов теплоемкость небольшая, поэтому они быстрее остывают, и медленнее прогреваются и слои клея и резинки подвеса, к которому резинки прикрепляются
  • Именно подвес является главным источником нелинейных искажений в звучании, и когда его характеристики не пришли к норме, тогда прямая зависимость смещения самого диффузора от прилагаемой к нему силы может нарушиться
  • Что приводит к появлению гармоник, которые нарушают правильность воспроизведения, и возникновению шумов
  • Эти искажения легко различимы на слух, именно поэтому часто звучание новых колонок резкое и неприятное
  • Не нужно заставлять колонки играть сразу на полную мощность — это приводит к перегреву и повреждению динамиков
  • Бывают и такие аппараты, которые без такой процедуры не могут обойтись перед каждым прослушиванием (например, ламповые усилители звука) — все во многом зависит от материалов

Просто

Суть процесса элементарна и может быть легко показана. Возьмите картонку или пластинку целулоида и попробуйте согнуть. Она сопротивляется. Но согните ее пару раз туда-сюда и она буквально будет болтаться по линии перегиба.

Динамики — электромеханическая система. И диффузор имеет эластичный подвес. А представляет он из себя какую ни будь комбинацию того же картона, пластика, ткани, резины…

Но «эластичность» подвеса новых динамиков сродни той новой картонке.

Что такое прогрев акустики?

Прогрев — это принудительный процесс механического «размягчения» эластичного подвеса.

Прогрев колонок это разминка всех эластичных элементов (подвесов, центрирующих шайб и т.п.). Чем более низкочастотный динамик, тем он более критичен к разминке.

Естественно после этого подвес дифузора будет более «отзывчивый» на малейшие принуждения магнитного поля катушки динамика — отсюда и большая громкость и лучшая динамика и чистота звука.

После прогрева уйдет резкость на ВЧ (если была) и улучшиться качество (не количество) НЧ.

Искажения хорошо различимы на слух, поэтому часто звук новых колонок резкий и неприятный. Не стоит заставлять их играть на полную громкость — это может привести к перегреву и выходу из строя динамиков.

Почти все производители акустических систем настоятельно рекомендуют своим потребителям прогревать новые колонки, то есть начинать полноценное прослушивание АС как минимум после нескольких часов их непрерывной работы на «холостом» ходу.

Некоторые производители акустики прогревают колонки еще на заводе, но в любом случае полезно просмотреть инструкцию по эксплуатации, где изготовитель дает свои рекомендации. Бывает и так, что без этой процедуры не обойтись и перед каждым прослушиванием — все зависит от свойств материалов.

Для прогрева динамиков необходимо использовать специальные измерительные генераторы, формирующие необходимые сигналы или записи (mp3, flac, wav) этих сигналов.

Лучше всего для прогрева подойдет розовый шум — специальный сигнал, содержащий все частоты слухового диапазона, у которого самые громкие звуки — басовые, а чем выше частота, тем меньше громкость.

В этом случае наиболее правильно распределяется нагрузка между СЧ/НЧ-динамиками и ВЧ-динамиком (твитером).й

Что влияет на акустику

Во-первых, всем известно, что на звучание акустики, оказывает влияние материал, из которого изготовлен подвес, какую подвес имеет массу, жесткость диффузора и эти свойства (нашей акустической системы), в частном случае динамика, выражаются в числовых значениях, которые собственно характеризуют чистоту звучания. Итак:

  • Это, так называемые параметры Тиля Смолла, которыми даже характеризуется гибкость подвеса, возвращающие силы диффузора, и много прочих параметров они также учитывают
  • Приведем простой отвлеченный пример — берете и покупаете два резиновых надувных шарика
  • Один сразу надуваете и даете ему пару дней повисеть в углу комнаты, в надутом состоянии
  • Спустите через пару дней, возьмите второй шарик и попробуйте надуть один, затем другой
  • Что бы ощутить разницу надувайте губами, тот который провисел у вас пару дней комнате, радуя своим присутствием, теперь надувается более легко и охотно
  • Это у нас получился независимый тест, на примере которого показывается, что свойства резины (а так же подвеса) динамиков со временем будут изменяться
  • Кроме того, со временем изменятся и их параметры Тилля Смола
  • Наиболее сильно такие изменения происходят в течение первых 300часов прослушивания музыки
  • Это, получается, не «мифы и легенды» аудиофилов, а элементарная физика
  • Тест второй — сходите в магазин наушников, это тоже динамик, только не автомобильный (какая разница, правила для всех динамиков одинаковы)
  • Сначала послушайте наушники на стенде, которые уже проиграли не одни сутки, затем попросите достать новые из коробки тоже прослушать
  • Разницу вы почувствуете
  • Прогрев является выходом на нормальный режим работы динамиков (свойства, в дальнейшем изменяться не будут, и станут соответствовать тем, которые указывает на упаковке добросовестный производитель)
  • Прогревом можно назвать принудительный процесс «размягчения» эластичного подвеса Получается, прогрев это выведение её в оптимальный «рабочий режим»
  • Важно лишь знать как её прогревать, чтобы не повредить аппаратуру, цена небрежности будет высокой

Бывают ли исключения, какие динамики нужно греть, а какие не нужно? Сейчас проясним:

  • Совсем не важно с какого динамики ценового сегмента (дешевые либо дорогие) Структура в них всех заложена одинаковая — двигающийся диффузор с эластичным подвесом
  • Отметим только, что для дорогих моделей АС, производитель перед продажей обычно самостоятельно проделывает такую процедуру
  • Как и насколько повлияет прогрев на вашу акустику — практически не поддается предсказанию!
  • Просто мы заставляем динамик в кратчайший срок выйти на постоянную максимальную мощность, музыка акустическая здесь поможет
  • От звучания нового динамика параметры могут сильно отличаться в лучшую либо в худшую сторону
  • Большинство, как правило, отмечают улучшение звучание НЧ диапазона, который заметно становиться плотнее
  • Главное, при этом исчезают режущие слух сибилянты (шипящие, звенящие ноты в составе ВЧ)
  • Разумеется слух у каждого свой, и каждый слышит то, что способен услышать

Где найти треки/музыку для прогрева колонок?

Для прогрева колонок есть несколько решений, можно скачать следующие треки:

  1. IsoTek Full System Enhancer & Rejuvenation Disc — содержит три диска: для малой акустики, для большой акустики (включая сабфувер), быстрое обновление.
  2. Tara Labs cascade noise burn-in disc — продвинутый материал для прогрева аудиоэлектронных компонентов и аудиокабелей, включая кабели с такими приспособлениями, как батареи или сети фильтров.. Авторы утверждают, что лучше аналогов благодаря основной фишке — последовательности сигналов прямоугольной формы.

«Прогрев» наушников — мифология

На создание этого материала нас подвигли вопросы некоторых пользователей, заданные в л/с, а также в комментариях к недавней публикации о выборе наушников. Различными ресурсами в сети и большим количеством людей на соответствующих форумах распространяется и информация о «пользе» «прогрева» электродинамических излучателей. Под «прогревом» авторы подразумевают непрерывное многочасовое использование акустических систем и наушников с целью изменения их физических свойств и, соответственно, звука, зачастую, с использованием т.н. розового и белого шума.

Для тех кому нужны быстрые ответы на вопрос «как прогреть динамики или наушники?», а также «как прогрев повлияет на качество звука?» дам простые и быстрые ответы: «никак» и «не повлияет никогда или почти никогда». Для пущей убедительности мы приведем утверждения сотрудников компаний производителей, экспертов в области звука.

Анализ информации и некоторые комментарии специалистов позволяют с уверенностью Ньютона после удара яблоком, говорить том, что «прогрев» наушников занятие бесполезное. Но всё же, чтобы всем людям стало понятно, о чем идет речь, начнём с самого мифа. Далее последует аргументация в пользу сделанных выводов.

Миф

Приведенная далее информация, является вымыслом автора и не имеет реальных прототипов.
Как «всем» известно, «прогрев» акустических систем и наушников известен ещё со времен античности. Один из авторов, живших в одном из греческих полисов (имя его, как водится, история не сохранила), писал о «прогреве» следующее:

Купив для ушей телефоны, что головными зовутся, Или колонки большие со звуком одухотворённым Не смей нарушать непреложный закон, что был дан Аполлоном великим – Не слушай тот звук, что холод Аида наполнил!
Не внемли глупцам, что кричат про законы земные, Прогрей же динамик скорее, чтоб оный очистить от скверны холодной! Лишь боги способны мембрану наполнить энергией чистой, сквозь розовый шум проходящей часами. Посредством прогрева великой ты цели добьёшься!

Современные последователи неизвестного античного автора излагают следующие аргументы в пользу прогрева динамиков:

  • «Все механические системы необходимо «обкатать», как новую машину» — особенно характерно для специалистов в области автозвука;
  • «Прогрев даёт возможность динамику приобрести постоянные механические свойства»;
  • «Прогрев обеспечивает повышение эластичности мембраны акустического излучателя настолько, что это коренным образом меняет звучание»;
  • «Для прогрева необходимо использовать розовый шум, который при длительном воспроизведении изменяет свойства «правильно»;
  • «Теория прогрева» доказана современной физической наукой, изменения после прогрева отражаются на частотном диапазоне акустики и АЧХ»;
  • «Любую акустику необходимо «прогревать» от 50 до 200 часов, а в ряде случаев более длительное время».

Реальность

«Теория» «прогрева» динамических громкоговорителей, а тем более драйверов иных типов, не выдерживает критики, как с точки зрения практического применения, так и с точки зрения материаловедения. Лишь ряд производителей низкочастотной акустики включает в мануалы рекомендации по прогреву, указывая время от 50 до 100 часов, но последнее не относится к наушникам. Неизвестно также, является ли это данью традиции или имеет под собой техническое основание. Тем более, не понятно от чего эти производители не занимаются «прогревом» в процессе предпродажной подготовки.
Почти однозначными контраргументами, свидетельствующими против «теории» прогрева, и в особенности наушников, являются следующие:

Первое

– материалы, использующиеся при создании динамических и других излучателей, не нуждаются в дополнительном повышении эластичности. Существенных изменений плотности, эластичности и прочих свойств, отвечающих за электромеханические характеристики акустики в процессе «прогрева», не претерпевают;

Второе

– конструкция драйверов, и наушников в целом не предполагает дополнительной предэксплуатационной подготовки типа «прогрева», так как проектирующие её инженеры создают устройство готовым к немедленному использованию;

Третье

– теоретически возможные изменения свойств материалов, возникающие во время «прогрева» (длительного использования), фактически не отражаются на звуке и никак не влияют на качество продукта, так как в подавляющем большинстве случаев находятся в пределах допустимой погрешности параметров устройства или вообще не распознаются ни аппаратурой, ни слепыми тестами.

На данный момент не существует ни одной научной работы, нет ни одного чистого, с научной точки зрения эксперимента, подтверждающего мнение сторонников «теории прогрева».

Осторожные заявления некоторых производителей наушников относительно «прогрева» демонстрантивны. В большинстве своём они очень противоречивы, что, с высокой степенью вероятности, связано с нежеланием задеть чувства тех аудиофилов, которые безосновательно убеждены в истинности положительного влияния этой манипуляции на качество звука.

Ведущий дизайнер Beyerdynamic Гюнтер Вейдман

имевший отношение к созданию легендарных Tesla (Beyerdynamic T1) уклончиво ответил на вопрос о прогреве, заявив следующее:

«Мы не рекомендуем какой-то конкретный срок для прогрева. Некоторые аудиофилы не прогревают наушники вообще, а другие вполне удовлетворяются несколькими часами прогрева».

Аккуратно ответили на вопрос о прогреве и представители MEElectronics:

Прогревание не является необходимой процедурой для того, чтобы получать удовольствие от наушников MEElectronics. Тем не менее многие люди сообщают об улучшении звука после прогрева. Относительно продолжительности прогрева заметим еще раз — прогревать наушники не обязательно, но если вы решите это сделать, то, согласно мнению большинства энтузиастов, это время должно составлять 50 часов. Если вы после прогрева не заметили никаких изменений, это нормально.

Иные представители крупных брендов более категорично заявляют о том, что «прогрев» не нужен, данных о его влиянии нет, спецификаций по прогреву никто не выпускает.

Скотт Хьюстон

из немецкой компании Sennheiser на вопрос относительно необходимости и времени прогрева динамиков заявил следующее:

Мы не обладаем какими-либо спецификациями относительно времени «прогрева». В этом нет необходимости, и наушники могут прекрасно воспроизводить музыку на любой громкости — сразу, как только вы их достали из упаковки.

Не менее категоричным был звукоинженер компании Shure, Юрий Шульман

, который в официальном блоге компании выразил следующее мнение относительно прогрева:

«Необходимость прогрева — это больше миф, чем факт. Это вопрос восприятия. Наушники Shure одинаково звучат на протяжении всего периода использования».

Компанией Shure был проведен следующий тест: несколько пар наушников E1, 1997 года выпуска, подвергли повторной проверке через несколько лет эксплуатации и определили их актуальные технические параметры. Итог: все характеристики остались неизменными и полностью соответствовали тем, которые были при первом использовании.

Из вышеизложенного становиться ясно, что «прогрев» не имеет сколько-нибудь существенного влияния на характеристики наушников, качество их звучания, а по сему эта процедура практически бесполезна.

Лишь отчасти можно согласиться с тем, что процедура прогрева может привести к изменениям АЧХ, как правило, в НЧ-динамиках, с так называемой «бумажной» мембраной. Последнее утверждение основано на эксперименте инженера-схемотехника Александра Большакова, который в 1987-м заметил изменение нижней границы частотного диапазона в 1,5 Гц на советских динамиках 75ГД1 после 80 часового «прогрева» с использованием ГНЧ, при этом аудиально не отметил никаких изменений в звучании излучателя.

Чистоту приведенного эксперимента инженер сам ставит под сомнение ввиду возможных погрешностей аппаратуры, а также разницы в условиях (температура, влажность).

Мнение автора материала не является официальной позицией компании PULT.RU, которая в вопросах «прогрева» сохраняет нейтралитет, базирующийся на недостаточном исследовании вопроса в акустике и физике твёрдого тела.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]