Обзор портативного усилителя/ЦАП Chord Hugo
Переносной ЦАП/усилитель с ценником далеко за сотню тысяч рублей — это предложение может показаться несколько нахальным. Но только не в том случае, когда он украшен породистым лого Chord Electronics, которая вообще-то занимается не всякой портативной мелочью, а топовыми High End устройствами и профессиональным студийным оборудованием для солидных господ из BBC, Sony Music и Abbey Road Studios. Маленький прибор с большим именем и необыкновенными способностями впервые засветился на минувшей CES и наделал там много шума — это было неудивительно, ведь создатели представили его как не только самый компактный, но и самый навороченнный, а также самый крутой по звуку ЦАП в своем обширном каталоге. Теперь он наконец-то добрался до нас. Пора знакомиться!
Телосложение
Портативный? Да. Карманный? Пожалуй, нет. На фоне многокилограммовых HIgh End гигантов из каталога Chord новое устройство кажется миниатюрным, но вообще-то оно не такое уж и мелкое. Весит 400 грамм, слегка напоминает винтажный дискман и явно влезает не во всякий карман. Во всяком случае, от идеи таскать его в кармане своих джинс придется отказаться раз и навсегда (ну, или в крайнем случае купить джинсы на три размера просторней обычных).
Прочная оболочка из алюминия, подвергнутого спецобработке по аэросмическим технологиям, призвана акцентировать премиальность изделия, впрочем, по привычным меркам High End оно выглядит слегка легкомысленно. Вместо солидного поворотного регулятора, положенного девайсу по статусу, уровень выходного сигнала регулируется забавным прозрачным колесиком, напоминающим шарик от гелевого антиперсперанта и снабженным цветной подсветкой. Рядом еще одно легкомысленное украшение — декоративное круглое окошечко, сквозь которое можно любоваться дорогостоящей начинкой. Впрочем, у окошка не только декоративная, но и вполне функциональная роль: по его подсветке можно узнать о частоте дискретизации принимаемого аудиопотока.
При минимальной, 44.1 кГц частоте подсветка красная, при максимальной, 384 кГц — фиолетовая. Кстати, нет, мы не опечатались. Этот переносной приборчик действительно способен обрабатывать хайрезы с запредельной 384 кГц четкостью, недоступной многим стационарным гигантам! Как ему это удается?
Внутренние органы
Чтобы понять, откуда у компактного Chord Hugo его необычные суперспособности, стоит как следует познакомиться с его внутренним устройством. А оно весьма неординарно! Начиная с самой основы — цифро-аналогового преобразователя. Вместо какого-нибудь из привычных чипов от Wolfson, Burr-Brown или Cyrrus Logic преобразованием входного аудиопотока занимается сложная полупроводниковая структура на основе FPGA — программируемой вентильной матрицы производства Xilinx.
Использование вентильной матрицы с ее возможностями гибкой настройки позволило разработчикам Chord отказаться от множества технических ограничений, присущих традиционным ЦАП — например, увеличить число задействованных в схеме цифровых фильтров почти в двести раз — со 150 до 26 тысяч! В результате сложность и точность алгоритмов цифровой фильтрации, применяемых при цифро-аналоговом преобразовании, выросла на порядок, а способность устройства к переработке исходного аудиосырья подскочила до 384 кГц. Еще одно важное достоинство FPGA матрицы — ее низкое энергопотребление. Обычные аудиофильские ЦАП жрут массу энергии, требуя от разработчиков портативных устройств наращивать объем аккумулятора или мириться с низкой автономностью.
У Chord Hugo все иначе — батарея не занимает лишнего места, заряжается за пару часов и работает почти 14 часов. Чтобы достичь аналогичной автономности и сравнимого качества звука без вентильной матрицы, разработчикам пришлось бы укомплектовать свой прибор аккумулятором весом в полцентнера! На вентильную матрицу, лежащую в основе конструкции Chord Hugo, возложено не только преобразование цифрового аудиопотока в аналоговую форму, но и масса других важных обязанностей от декодирования сигнала на входе до контроля уровня звука на выходе. Кстати, что там у гаджета со входами-выходами? Сейчас посмотрим.
Chord Electronics Hugo 2 / ЦАП и усилитель для наушников
Chord Hugo 2 — самый продвинутый в мире ЦАП на аккумуляторах. Весь процесс цифро-аналогового преобразования реализован на мощных программируемых логических схемах FPGA (ПЛИС), уникальные алгоритмы декодирования, интерполяции и цифровой фильтрации разработаны главным инженером по цифровой технике Chord Electronics Робом Уоттсом.
Описание
Chord Hugo2 — это цифро-аналоговый преобразователь высокого разрешения (до 32 бит/768 кГц и DSD512), в котором цифровые фильтры и ЦАП реализованы программно с помощью логических матриц FPGA (ПЛИС).
Алгоритмы интерполяции и фильтрации разработаны ведущим инженером Chord Electronics Робом Уоттсом и нацелены на идеальную реконструкцию записанного музыкального сигнала во временной области, так как наше ухо крайне чувствительно к искажениям времени прихода звуков. Современные мощные чипы FPGA позволили Hugo 2 отрядить на нужды реконструкции аналогового сигнала мощь одновременной работы 45 процессорных ядер, работающих на тактовой частоте 208 МГц и обрабатывать сигнал с точностью в 49 152 взвешивающих коэффициентов (длины цифрового фильтра).
За счет алгоритмической реализации Ц/А-преобразования получены абсолютно уникальные технические характеристики: в Hugo 2 отсутствует джиттер (фазовая нестабильность тактового сигнала), отсутствует сигнальная модуляция шумов и помех, формирователь шума имеет собственный уровень шумов ниже 260 дБ. Все это дает высочайшее разрешение сигнала во временной области, что абсолютно недостижимо для других ЦАПов, и на слух воспринимается как «нецифровая» чистота и прозрачность звучания.
Chord Hugo 2 — это не только самый продвинутый ЦАП, но и уникальный усилитель для наушников на дискретных элементах, который с огромным запасом работает в классе А даже на нагрузках выше 300 Ом, что обеспечивает «раскачку» любых наушников.
Литой алюминиевый корпус служит экраном от радиопомех и элементом охлаждения. Для электропитания используются лучшие литий-ионные аккумуляторные батареи производства Enix Energies (2 х 2600 мАч). В режиме Desktop (десктоп) при подключенном ЗУ батареи не изнашиваются.
Отделка
Черное или серебристое анодирование
Комплектность
- ЗУ USB (5 В, 2 А), сменные вилки для разных стран
- Кабель USB – Micro USB (1,2 м) для ЗУ
- Кабель Micro USB – Micro USB (OTG, 15 см) для подключения к смартфону Android
- ИК-пульт ДУ
- Инструкция
Чехол
В продаже чехлы из натуральной кожи «Чехол для Hugo 2» (стандартный) и «От японского ателье VanNuys» (дизайнерский).
Модуль для беспроводной музыки
Сетевая приставка Chord Electronics 2Go добавляет Hugo 2 функции сетевой карты (Wi-Fi, Bluetooth A2DP, Ethernet Gigabit LAN), кард-ридера на два накопителя MicroSD, сервера и рендерера UPnP для iOS, Android, Linux, Windows, MacOS и тд; устройства вывода звука AirPlay для Apple; оконечной точки Endpoint для Roon; устройства вывода звука интернет-служб TIDAL, QOBUZ и т.д.
Дополнительная информация на нашем сайте:
Выбираем лучшие кабели для Chord Hugo 2
Переключаем 4 вида цифровых фильтров у Chord Hugo 2
Драйвер для Windows (c поддержкой частоты дискретизации 768 кГц)
Цветовая карта всех индикаторов
Цветовая карта индикатора частоты дискретизации
Входы-выходы
С выходами все просто — имеется стереопара для подключения внешнего усилителя и три выхода на наушники — один стандартный джек и пара миниджеков. Приборчик поддерживает любой импеданс начиная с 4 Ом, так что его не удастся смутить ни низкоомными внутриканальными мониторами, ни суперпрожорливыми головными телефонами со студийным назначением. Для тех, кто любит, чтобы в наушниках все играло «как из натуральных колонок», доступна функция Crossfeed, запускающаяся переключателем на правом торце. Функция подмешивает друг к другу сигналы левого и правого стереоканалов, чтобы создать эффект живого звучания, и работает в трех фиксированных режимах от минимального 9 дБ уровня до максимального 4,5 дБ.
Что касается входов, то здесь Chord Hugo преподносит сразу несколько приятных сюрпризов, начиная с необычного для портативной техники разнообразия входных интрефейсов. Их здесь целых пять. Первый — беспроводной Bluetooth с поддержкой продвинутого кодека aptX, позволяющего транслировать музыку без дополнительного сжатия. Два цифровых — оптический и коаксиальный. Оптический вход готов принимать на обработку хайрезы с разрешением до 192 кГц, а коаксиальный повышает планку до 384 кГц максимума. Настоящий праздник для стереофила с уточенным слухом и избытком места на сетевом хранилище! Вместе с двумя цифровыми интерфейсами Hugo оснащен двумя портами microUSB. Первый предназначен для приема аудиопотока стандартных 44.1 кГц и 48 кГц разрешений, второй работает с асинхронными PCM потоками с дискретизацией вплоть до 384 кГц, а также с однобитными DSD64/128. Оба USB-входа готовы соединяться не только с компьютерами, но и портативными устройствами под iOS и Android, превращая новичка от Chord в идеального компаньона для смартфона или планшета.
На специализированных форумах можно встретить жалобы на проблемы при подключении Hugo к гаджетам, работающим под версиями Android 5.0 и выше, но нам в процессе тестирования так и не удалось столкнуться с подобными неприятностями. Соединившись комплектным кабелем microUSB-microUSB с планшетом Google Nexus 7 под новейшей версией Android 5.1.1, портативное устройство от Chord без малейших заминок синхронизировалось со своим напарником и обрадовало нас безукоризненнным исполнением старой жак-брелевской вещи The Bulls в интерпретации Марка Алмонда. Даже 320 кБ/с сжатие не помешало нам расслышать, как певец набирает воздух в легкие, чтобы полностью выложиться на финальных секундах песни.
Ты лучший! ЦАП Chord Hugo 2 получает награду EISA
Самый продвинутый ЦАП на аккумуляторах выигрывает за счет уникального алгоритма, закодированного в матричных схемах FPGA. Такой ЦАП невозможно повторить. Ну а усилитель для наушников для Chord Electronics — знакомая до боли тема: фирма начала свою деятельность в 1989 году с производства студийных усилителей.
Награды EISA являются самыми престижными в мире бытовой электроники. Эта организация была оснвоана около 36 лет назад с тем, чтобы объединить ведущие европейские издания данной тематики в ассоциацию, ведающую процессами тестирования и выявления лучшей аппаратуры. Первоначальное название EISA, European Image and Sound Association (Европейская ассоциация звука и изображения) было присвоено и ежегодным наградам, которые вручались лучшим изделиям в разделах автомобильной аудиотехники, домашнего кинотеатра, фотографии, hi-fi, а потом и мобильных коммуникаций. В 2017 ассоциация была переименована в Expert Imaging and Sound Association и стала трансконтинентальной, приняв в свои ряды специализированные издания из США, Индии, Канады и Австралии.
Выбор лауреатов премии EISA Award — многоступенчатый. Выдвинутые изданиями-членами ассоциации (а их более 50) изделия обсуждаются и на весенней сессии тщательно изучаются. Летняя сессия проводится для окончательного голосования, а вручение наград в этом году пройдет 31 августа на торжественной церемонии перед открытием выставки Internationale Funkausstellung (IFA) в Берлине.
Лучший ЦАП 2018-2019 уже известен — это Chord Hugo 2. Вот какими словами охарактеризовало его жюри EISA:
«…новый Chord Hugo 2 представляет собой колоссальный скачок развития цифровой техники. Внутри ультрамодернового алюминиевого корпуса скрывается программируемая схема цифроаналогового преобразования собственной разработки и уникальный цифровой фильтр, которые обеспечивают непревзойденное по качеству звучание. Этот подход оставляет далеко позади традиционные схемы ЦАПов и Hugo 2 производит великолепную музыку, с трепетным настроем и ритмическим совершенством».
Сайт old.chordmojo.ru, официальный российский сайт мобильного ЦАПа и усилителя для наушникова Chord Mojo, поздравляет своего большого брата Chord Hugo 2 с завоеванием престижной награды EISA Award! Без ложной скромности добавим, что такую же награду Chord Mojo получил от EISA несколько ранее, когда был признан лучшим ЦАПом/усилителем для наушников 2016-2017…
Звуки музыки
При тестировании нового ЦАП/усилителя мы используем классические открытые Sennheiser HD800 с высоким 300 Ом импедансом и закрытые низкоомные 25 Ом наушники Denon AH-D7100, одни из лучших моделей в своем классе, а также обширный запас симфонических, джазовых, рок- и поп-фрагментов, закодированных лосси- и лосслесс алгоритмами, с разрешением от 16бит/44.1кГц до 24бит/192кГц и сложенных на жестком диске ноутбука под управлением Microsoft Windows.
Первое, на что обращаешь внимание при прослушивании знакомой музыки — маниакальная чувствительность Hugo к мельчайшим звуковым нюансам, благодаря которым можно легко ошибиться с определением кодировки или разрешения даже множество раз прослушанных записей. Все звучит на ступеньку лучше, чем было привычно: записи в стандартном CD-разрешении исполняются воздушно и пространственно, как породистые хайрезы. Вокал все того же Марка Алмонда, но уже не MP3-сжатии, а в оригинальном CD-варианте, выдвигается на передний план, обретает точно очерченную дислокацию и звучит с такой пластичностью и детальностью, какой раньше за ним никогда не водилось.
Еще более монументально устройство проявляет себя на джазовой музыке: столь великолепно очерченной, плотной и энергичной ритм-секции с реактивной атакой и длительными затуханиями нам ни разу не удавалось услышать даже от самых дорогостящих образцов портативной техники.
При этом Hugo отлично сыгрывается и с закрытыми низкоомными Denon, и с открытыми высокоомными Sennheiser, позволяя обоим наушникам проявить себя с самой лучшей стороны.
Denon в связке с Hugo играют с потрясающей чистотой и объемностью, которых не ждешь даже от самых крутых закрытых моделей. От «бархатистой вуали», хорошо знакомой многим владельцам знаменитых Sennheiser HD800, не остается даже следа — прозрачность и искристость в верхнем регистре, возникающие при игре в паре с Chord Hugo, радикально меняют их почерк и заметно сокращают дистанцию между ними и флагманскими HD800.
С этим скромным по размерам приборчиком все начинает звучать на порядок лучше! За это волшебство, пожалуй, не жалко раскрыть бумажник пошире. И оплатить установленный Chord шестизначный ценник.
Обзор. Chord Hugo. Свободное звучание
Недавно протестированный мной Chord Mojo оказался настолько нетривиальным аппаратом, что интересно стало, что там дальше и выше (как минимум по цене), и вот у меня на тесте Chord Hugo. Этот аппарат появился раньше Mojo, и на его примере заметно, как доработан Mojo в плане эргономики. Но обо всем по порядку.
ЦАП выполнен в виде небольшой серебристой плоской коробочки (есть и черный вариант) с узнаваемым инопланетным дизайном Chord. Этот дизайн еще более причудливый, чем у Mojo, и, конечно, вызывает неоднозначную реакцию. Но видимо этого и добивались его создатели.
Аппарат оснащен отлично – у него 2 USB входа разного типа (USB 1.1 и 2.0, последний требует драйверов в ОСWindows), коаксиальный и оптический SPDIF входы, линайный выход на паре RCA разъемов, а так же три выхода на наушники, один из которых полноразмерный 6,3 мм, а два других под мини-джеки 3,5 мм.
В комплекте к аппарату идет зарядное устройство с круглым разъемом, соответственно ответная часть располагается у Hugo рядом с USB-входами. Применение сегодня в портативном устройстве 5вольтовой зарядки с разъемом, отличным от micro—USB, иначе как недоразумением названо быть не может. Этот недостаток, к счастью, быстро осознали и исправили в Mojo, где для зарядки используется micro—USB разъем, и зарядить машинку можно от любой зарядки для смартфона, от ноутбука, от переносного power—bank, в машине и т. д.
Выбор входов осуществляется вручную одной из двух кнопок рядом с разъемами USB. Здесь меня ждал еще один сюрприз – аппарат не запоминает выбранный вход, и если у вас не-USB источник, каждый раз после включения ЦАПа вам придется щелкать этой кнопкой в поисках «вашего» входа.
Вторая кнопка отличает за режимы аппарата, связанные с пространственным звучанием в наушниках, то есть,crossfeed, названный в данном случае XFeed, применяется для корректировки субъективного ощущения пространства в наушниках.
Включение ЦАПа производится маленьким механическим сдвижным переключателем, утопленным в вырезе на корпусе рядом с USB-входом – еще одна странность в век «электронных» кнопок, к тому же переключатель слишком мал и слишком утоплен в корпусе, мне удавалось включать аппарат только мизинцем.
На верхней крышке есть «иллюминатор», выполненный в виде линзы, и позволяющий в несколько искаженном виде полюбоваться внутренностями аппарата. Но не только. За иллюминатором скрыто три светодиода, сигнализирующих о работе устройства и загорающихся разными цветами в зависимости от его состояния. Один иллюстрирует выбор входа, второй показывает заряд батареи – очень удобно! А третий иллюстрирует режимы XFeed.
На верхней и нижней крышках корпуса также расположены матовые полупрозрачные окошки, которые являются одновременно индикатором захвата цифрового сигнала и частоты дискретизации входного сигнала, которая иллюстрируется разными цветами.
Здесь же находится регулятор громкости, выполненный в виде прозрачного матового шарика, он также меняет цвет в зависимости от уровня выходного сигнала. Уровень сигнала аппарат запоминает при выключении.
У ЦАПа имеется режим «линейного выхода», как и у Mojo, но который представляет собой некую условность, так как опять же никакого отдельного в общем понимании «усилителя для наушников» ЦАП не содержит, а «линейность» его выхода означает просто некое стандартное напряжение для простоты сопряжения с предусилителем с большой системе.
Почему-то по-разному выполнены разъемы RCA. Выходная пара разъемов утоплена в корпус, причем вокруг них в корпусе сделаны вырезы, так, чтобы можно было легко вставить разъемы межблочного кабеля. В отличие от этих разъемов, вырез вокруг входного RCA-разъема коаксиального входа SPDIF сделан таким образом, что обычные разъемы кабелей вставить невозможно, и для решения этой (созданной самими же разработчиками!) проблемы в комплект устройства входит переходник. В высшей степени странное решение!
В целом аппарат своей высокой оснащенностью и приятной простотой использования оставляет самые лучшие впечатления, а некоторые досадные просчеты эргономики я счел вполне простительными.
Комплектация ЦАПа поистине роскошная — помимо собственно аппарата имеются: инструкция, флэшка, зарядное устройство, переходник RCA-RCA, три (!) оптических кабеля и три (!) кабеля USB — разной длины с разными разъемами. Все это упаковано в небольшую коробку с неброским офромлением в виде логотипов Chord и Hugo.
Но нас в первую очередь интересует звук.
Качество звучания
Для более полной картины рекомендую прочитать мой обзор Chord Mojo. Оба ЦАПа демонстрируют в принципе схожий характер звучания. Переписывать характерные особенности я не вижу смысла. Hugo обладает всеми достоинствамиMojo, из которых, повторюсь, особенно меня впечатлили подробная прорисовка нот и точность высоты тона.
В то же время не могу сказать, что ЦАПы совсем одинаковые в плане звучания. Мне показалось, что Hugo лишен чуть теплого оттенка Mojo и в этом плане представляет из себя уже совершенно нейтральный в лучшем смысле этого слова аппарат.
Большая часть дифирамбов Mojo касалось того факта, что этот малыш имеет не соответствующий ни своему виду ни тем более цене «взрослый» звук, особенности которого я отметил в том тесте. Hugo же несет внушительный ценник почти в 2500 долларов, и все отмеченные достоинства Mojo просто обязаны у него быть в силу появления в этом ценовом диапазоне грозных стационарных конкурентов среднего класса. И Hugo в этом смысле не подводит.
Более длительное, чем с Mojo, знакомство, позволило мне выделить еще ряд особенностей Chord Hugo.
В первую очередь хотел бы отметить бас. Конечно, то, как воспроизводится бас, в значительной степени зависит от других компонентов в системе, и все же когда есть возможность сравнить со многими другими ЦАПами, меняя в системе только один компонент, на такие вещи начинаешь обращать внимание. Так вот бас у Hugo просто отличный – одновременно глубокий, основательный, подвижный, быстрый и прекрасно артикулированный. Слушать записи с подробным и хорошо поданным басом особенное удовольствие, причем это касается любых инструментов – как ударных, так и щипковых и струнных – будь то контрабас, бас-гитара и т. д.
Аппарат демонстрирует мощное, свободное звучание, и при этом создается впечатление, что заменили не ЦАП, а, допустим, усилитель, так как благодаря этим особенностям кажется, будто улучшился контроль акустических систем.
При этом звук остается слитным, телесным, с очень широкой панорамой и крупными образами. Иногда даже, пожалуй, слишком крупными, но это в целом созвучно щедрой подаче данного аппарата.
В принципе все вышесказанное можно отнести в какой-то степени и к Mojo, однако при прослушивании Hugoпостоянно замечаешь какие-то особенности, позволяющие сказать, что аппарат все же не зря попадает в более дорогую категорию. Ну, например, ВЧ обрели более выразительный характер, появилось больше плотности и уместной агрессии. Вокал перестал заметно «прятаться» за инструменты при возрастании их количества в середине, и, опять возвращаюсь к басу – он стал лучше интегрирован в общую картину (повторюсь, подобную особенность Mojo я отметил только в большой системе, не в наушниках, там все прекрасно).
Отдельно хотел бы сказать об усилителе для наушников, точнее, о выходе аппарата на наушники. Наушники с Hugo играют просто прекрасно – характер аппарата, описанный выше, передается полностью. Это даже своеобразный недостаток, так как хозяину подобного аппарата, даже если он это ранее и не планировал, скорее всего придется раскошелиться на приличные наушники – грех не использовать способности Hugo в этой области.
Еще заметил такую особенность, которая, как мне показалось, была и в Mojo. Это ощущение «постоянного прогрева». Аппарат, к сожалению, довольно долго выходит на рабочий режим, возможно в этом кроется причина некоторых отрицательных отзывов, которые я встречал на форумах. Так вот, у меня возникло ощущение, что аппарат, дойдя до некоторой точки, после которой можно считать, что он «прогрелся» (я сейчас имею в виду непосредственно выход на штатный режим после включения), что занимает, на мой взгляд, до получаса, продолжает и дальше, хотя уже в меньшей степени, наращивать качество звучания, еще долгое время потихоньку приближаясь, видимо, к какой-то определенной «планке». Это ощущение еле заметное после «основного» прогрева, но тем не менее, оно есть, связано ли это с каким-то психологическими особенностями слушателя или же таков характер самого аппарата – судить не берусь.
Однозначно один из самых интересных ЦАПов в своей группе, рекомендовал бы ознакомиться всем заинтересованным с данным аппаратом.
Автор текста: Юрий Волобуев
Обсудить на форуме..
Tags: Chordhugoусилитель для наушниковЦАП