Hi-Fi, Hi-End фонокорректор из любого встроенного советского

Наличие некоторого количества знакомых-меломанов и музыкантов вынуждают постоянно заниматься ремонтом, восстановлением и доработкой разного рода чудо-техники как из «прошлых, ламповых» времён, так и настоящих, цифровых. Дело это не сильно прибыльное, а порой даже убыточное. зато вполне себе творческое и всегда грозит неожиданностями и даже новыми открытиями для себя)) Поскольку проигрывателями для винила я вынужден заниматься просто ВСЕГДА, то, соответственно, уже накопился некоторый опыт вмешательства во внутренности различных Арктуров, Грюндиков, Дуалов и т. д. И вполне себе можно поделиться некоторыми, не слишком секретными (!) моментами))

Схемы предусилителей-корректоров

Схем таких существует великое множество но все они одинаковые по принципу и схемотехнике и различаются лишь номиналами частотозадающих цепей и применяемой элементной базой. Далее приведу кусочек текста из справочной литературы «прошлых» времён:

«Качество воспроизведения механической записи сильно зависит от параметров магнитной головки звукоснимателя и характеристик предусилителя-корректора. Корректор, предназначенный для работы в составе высококачественной аппаратуры, должен иметь хорошие технические характеристики: низкий уровень собственных шумов и коэффициент гармоник, большой динамический диапазон и амплитудно-частотную характеристику (АЧХ), обратную АЧХ канала записи при «изготовлении» винилового диска. Входное и выходное сопротивления также должны обеспечивать нормальное согласование магнитной головки и основного усилителем 3Ч. По крайней мерее ранее, для большинства выпускаемых отечественной и зарубежной промышленностью магнитных головок звукоснимателей был унифицирован средний уровень выходного сигнала на частоте l000 Гц при амплитуде колебательной скорости иглы 10 см/с в пределах 2,5 мВ. Оптимальное сопротивление нагрузки – 47 кОм.

При таком сопротивлении для большинства головок гарантируется отсутствие заметных электрических резонансов в рабочем диапазоне частот и максимальное отношение сигнал-шум. Искажения и шумы, вносимые головкой звукоснимателя в общий тракт звуковоспроизведения, невелики, поэтому степень искажений и шумов в тракте в основном определяется характеристиками корректора. Поэтому «стандартными» считаются схемы предусилителей-корректоров, согласованных по входу с выходом магнитных звукоснимателей, работающих на нагрузку сопротивлением 47 кОм. Для всех корректоров номинальный уровень входных сигналов 2,5 мВ, выходное сопротивление 1 кОм.»

Самый простой корректор можно собрать всего на двух транзисторах, однако это не значит, что он «плохой» – такой усилитель при хорошо подобранных малошумящих транзисторах с высоким коэффициентом усиления обеспечивает вполне пристойное звучание. По субъективным оценкам «транзисторный» звук гораздо приятнее и «мягче» микросхемного. Технические характеристики такого усилителя:

  • Максимальное входное напряжение…….. 40 мВ
  • Максимальное выходное напряжение…….. 4 В
  • Перегрузочная способность, не менее …….. 24 дБ
  • Коэффициент усиления на частоте 1 кГц……. 100
  • Отклонение АЧХ от стандартной……… ± 1 дБ
  • Отношение сигнал-шум (не взвешенное)……. 65 дБ
  • Коэффициент гармоник, не более……… 0,1%
  • Напряжение питания………… 15 В
  • Ток потребления………….. 1,5 мА

Схема ниже приведена для примера и взята из справочной литературы по схемотехнике усилителей:

Однако схемы корректоров на современных микросхемах-ОУ также имеют высокие технические параметры и при этом меньшее количество пассивных элементов, не нуждаются в тщательной настройке отдельных каскадов, то есть – проще в изготовлении. К тому же транзисторные схемы имеют тенденцию к росту нелинейных искажений с понижением частоты воспроизводимого сигнала и хоть это и устраняется введения глубокой обратной связи, но значительно снижает уровень выходного сигнала и требует применения дополнительных промежуточных каскадов усиления. Поэтому за основу изготовляемых мной предусилителей-корректоров была взята стандартная классическая схема на ОУ:

Микросхема включена по схеме неинвертирующего усилителя с корректирующей цепочкой R3C3R4C4 в цепи ООС. Входное сопротивление самого ОУ велико, а сопротивление входного каскада определяется практически резистором R1. Входной конденсатор С1 обеспечивает развязку по постоянному току и. Кроме того, вместе с резистором R1 образует фильтр нижних частот, ослабляющий нежелательные сигналы сверхнизкой частоты, создаваемые механическими движущимися частями электрофона. Резистор R2 определяет коэффициент усиления каскада и позволяет при необходимости его регулировать. При использовании деталей с номиналами, указанными на схеме, усиление корректора на частоте 1000 Гц составляет 80 (38 дБ).

«Родная» исходная схема собиралась в своё время ещё на «древних» ОУ К153УД2, К.140УД7, К140УД8, К140УД6, К153УД1, К153УДЗ, сейчас же можно с успехом применить любые современные микросхемы При подключении корректора к источнику питания (двуполярный, стабилизированный, напряжением ±12…18 В) он, как правило, начинает нормально работать при условии исправности всех элементов и отсутствии ошибок монтажа. Никакой настройки не требуется, но можно, подбирая сопротивление резистора R2 регулировать коэффициент передачи усилителя. А подбором конденсаторов С3, С4 регулировать подъем либо подавление высоких и низких составляющих АЧХ. Коэффициент гармоник корректора на частоте 1 кГц не превышает 0,03%.

Подобная схема собиралась и в варианте с однополярным питанием (+15…18 вольт):

Но всё же вариант с двуполярным питанием предпочтительнее для нормальной работы микросхемы.

Для желающих поэкспериментировать предлагаю ещё одну схему из справочной литературы – корректор на одном ОУ с малошумящим транзисторным каскадом на входе. В этом корректоре для уменьшения шума на входе установлен дифференциальный каскад на малошумящих транзисторах, чем позволяет сочетать простоту корректора на микросхеме с возможностью получения малого шума за счет использования такого входного каскада. Корректор имеет следующие основные технические характеристики:

  • Максимальное входное напряжение …….. 120 мВ
  • Максимальное выходное напряжение . . . … … 9,5 В
  • Перегрузочная способность, не менее …….. 33 дБ
  • Коэффициент усиления на частоте 1 кГц……. 80
  • Отклонение АЧХ от стандартной……… ± 1 дБ
  • Отношение сигнал-шум (не взвешенное)……. 66 дБ
  • Коэффициент гармоник, не более . . . ….. 0,08%
  • Напряжение питания………… ±15 В
  • Ток потребления…………. . 10 мА

Для получения минимального шума вход¬ного каскада коллекторный ток транзисторов VT1 и VT2 установлен также минимальным – около 50 мкА. Конденсатор С2 обеспечивает стабильность работы корректора по ВЧ. Других особенностей корректор не имеет и может быть собран на современной элементной базе без каких-либо изменений:

Набор для сборки фонокорректора Naim

Приобрел старенький проигрыватель виниловых дисков, чтобы встроить его в еще более старую радиолу. Естественно тут-же понадобился фонокорректор для усиления и исправления сигнала с головки звукоснимателя (ММ). Заради одного экземпляра рисовать плату и ждать производства было естественно лень и потянуло меня на просторы Алиэкспресса за набором для сборки оного.

Надо сказать, что опыт сборки усилителей мощности из Китайских наборов навел меня на кое-какие подозрения и в этот раз выбор шел не по цене, точнее и по цене, но с большей стороны. Опять-же благодаря усилителям мощности выбор пал на фонокореектор от фирмы NAIM.

Нашелся очень интересный производитель продавец набор для сборки и голых плат, заметно дороже остальных но на вид и по отзывам оно того стоило. Заказал еще перед НГ и вот наконец забрал посылочку.

Распаковка и осмотр

Посылка пришла в коробке а не в пакете, коробка внутри выложена пенопластом, далее в изолон замотан пакет с содержимым, пакеры кстати тоже из весьма толстого полиэтилена. Пожалуй впервые продавец из Китая не экономит на упаковке.

Платки выполнены непонятным мне методом, такое впечатление, что медные дорожки покрашены в желтый или золотистый цвет, шелкография белая и еще слой лака. Плата разведена по NAIM-овски (видимо копия) с забавной общей землей. Все отверстия на залитой земле исполнены с терморазрывом, паять будет беспроблемно.

Компоненты

Первый производитель на моей памяти, который в описании товара дает монтажную спецификацию, там естественно написаны и названия и номиналы компонентов. Выглядит это на экране вот так:

Как ни странно совпали даже производители всех компонентов, на которых можно увидеть хоть что-то. Резисторы действительно 1%.

Конденсаторы:

Крепеж, впервые в наборе есть даже бронзовые стойки, причем как мне надо, пониже. Клеммник только питательный, вход-выход под пайке, что оправдано в данном случае.


Резисторы, промерял по традиции каждый, все действительно с точностью 1%. Один побольше для БП, наверное 1Ватт.

Полупроводники

Ну и сама плата, просто идеальна. Как показала сборка все отверстия правильные, ни много ни мало.

Сборка

Чтобы не искать где-кто на бликующей плате распечатал рисунок производителя и искал на бумаге. Опять-же этот листок пригодится при наладке.

Кроме того при наладке должна помочь следующая усеченная схема

Тут все стандартно, сначала резисторы. Промерял чтобы не было сюрпризов. Налаживать потом фонкорректор с неправильными номиналами тяжко, он же не только усилитель, но еще сильно ломает (исправляет) АЧХ.

Дальше транзисторы помельче, их два вида BC550 и BC560. Паял как обычно сразу несколько, по одной ножке начиная с коллектора.

Потом БП и конденсаторы в 100мКф

Дальше был небольшой тупняк ибо на зеленых электролитах не было обозначения минуса, было подозрение, что они неполярные — так и вышло. В итоге запаял как на картинке у продавца.

Вывод

Набор практически идеальный, придраться не к чему. Но понятное дело это совсем не бесплатно, впрочем как и всегда.

У продавца есть отдельно платы для любого изделия, наборы для сборки и собранные платы. Ценник между двумя последними различается достаточно сильно.

Отдельно платы тоже дорогие, я прикинул, что если буду собирать рассыпуху тут, купив только платы, могло получится чуть дешевле, хотя учитывая четыре неполярных электролиты видимо то на то.

Основные трудности

Проигрыватели «солидных» и известных фирм, как правило, не содержат никаких предварительных усилителей, во всяком случае мне попадаются именно такие. Они имеют просто прямой выход со звукоснимателя. Некоторые объясняют это тем, что все предварительные каскады усиления следует располагать как можно дальше от источников сильных помех и наводок, таких, как например — электродвигатели и трансформаторы. В хороших проигрывателях часто используются малогабаритные низковольтные электродвигатели постоянного тока с блоком питания в виде выносного «адаптера».

В этом, видимо, есть смысл. Во всяком случае предварительный усилитель-корректор следует обязательно помещать в экранирующий металлический корпус, соединённый с «Общим» проводом схемы (!) и блок питания для него также желательно выносить наружу (делать в виде «адаптера»), либо также тщательно экранировать.

Источник питания комплекса

Для питания усилителя и предусилителя используется симметричное напряжение +/- 24 В, полученное от стабилизаторов


и 7924, усиливаемых транзисторами BD243C и BD244C, из-за максимального потребления тока усилителя до 3 А.

Полезное: Схема многоканального пульта дистанционного управления по кабелю или радиоканалу

На остальные компоненты подается симметричное напряжение +/- 5 В. Стабилизаторы 7805 и 7905. Питание стабилизаторов осуществляется от тороидального трансформатора 100 Вт 230/2×24 В.

Примеры готовых конструкций

Все металлические детали следует соединять с «Общим» проводом (GND) в одной точке, как правило — на входе платы предварительного усилителя.

Специально для сайта Электрические Схемы – Барышев Андрей Владимирович

  • ПРЕАМП ДЛЯ ПРОИГРЫВАТЕЛЯ ПЛАСТИНОК
  • ВИНИЛ-ПРЕДУСИЛИТЕЛЬ RIAA
  • СХЕМА ФОНОКОРРЕКТОРА ДЛЯ ВИНИЛА
  • ПРОСТОЙ ФОНО-ПРЕДУСИЛИТЕЛЬ

Запуск и испытание аудиокомплекса

После подключения оказалось, что всё прекрасно работает, на взгляд (не)аудиофила, не заметно каких-либо искажений звука, лишь, едва слышимый фон из сети 50 Гц. Он действительно едва слышен только при поднесении уха к динамикам, так что можно с ним мириться.

Громкости усилителя достаточно для комнаты, во время прослушивания вряд ли придется поворачивать громкость более чем на половину. Подключенные динамики мощностью 20 Вт (НЧ) и 5 Вт (ВЧ) взяты из старого магнитофона.

Затраты. Стоимость получилась вполне приемлимой. Трансформатор 500 руб. Интегральные микросхемы (TDA7265, TDA7050, TDA2320, KA2281, 4052) 500 руб. Остальная электроника столько же, итого полторы тысячи.

При повторении схемы можете изменить конфигурацию размещения в корпусе, чтоб устранить или уменьшить перекрестные помехи от сети, вероятно стоит вообще заменить корпус на металлический и сделать экран между трансформатором и звуковыми цепями. Вы можете использовать немного большие фильтрующие конденсаторы, а также ввести задержку подключения АС, чтоб устранить щелчки при включении и выключении усилителя.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]