Винил корректор — обязательная составляющая любого проигрывателя виниловых дисков. От его качества напрямую зависит качество воспроизведения. Рассмотрим сегодня зарекомендовавшие себя и многократно опробованные схемы, по которым можно собрать винил корректор.
Я уже рассказывал что такое RIAA коррекция и для чего она нужна. Сегодня же рассмотрим пару схем винил корректора на ОУ. Обе схемы собирались и проверялись лично, и прекрасно работают уже более 5 лет.
Винил корректор, схема из даташита на TDA2320A
Схема позаимствована из даташита на микросхему TDA2320A. По сути это просто сдвоенный операционный усилитель который может быть заменен на любой другой сдвоенный операционный усилитель без изменения схемы .
Работа при однополярном напряжение питания обеспечивается подачей на неинвертирующие входы (3 и 5) половинного напряжения питания посредством применения делителей напряжения R1-R2-R5 и R3-R4-R6.
Емкости С1,С2 и С14,С15 на входах и выходах каждого канала нужны для отсечения постоянного напряжения. Конденсатор С13 в 0.1 мкФ, необходимый для фильтрации ВЧ помех по питанию, желательно расположить как можно ближе к ножке микросхемы, параллельно ему можно включить конденсатор емкостью 10-100мкФ
↑ Корпус
Боковины сделал из фанеры и покрыл их морилкой. Основание к боковинам прикрутил при помощи деревянного штапика.
Чем интересна сама TDA 2320A
Фишкой данной микросхемы является то, что она является усилителем класса А. Это означает, что обе полу-волны сигнала усиливаются одним каскадом . В случае же класса B положительные и отрицательные полу-волны усиливаются разными каскадами внутри микросхемы.
Усилитель класса А гарантирует меньшее количество нелинейных искажений. Данная микросхема может работать как при однополярном напряжении питания от 3 до 36 вольт так и при двуполярном от +-1.5 до +-18 вольт соответственно. Распиновка микросхемы стандартная для операционных усилителей:
Данная микросхема разработана специально для использования в звуковых цепях, а возможность работы при таком низком напряжении питания в 3 вольта, позволяет использовать ее для портативных устройств, например для кассетного плеера. В даташите приведены примеры и других схем фильтров и корректоров.
Основные трудности
Проигрыватели «солидных» и известных фирм, как правило, не содержат никаких предварительных усилителей, во всяком случае мне попадаются именно такие. Они имеют просто прямой выход со звукоснимателя. Некоторые объясняют это тем, что все предварительные каскады усиления следует располагать как можно дальше от источников сильных помех и наводок, таких, как например — электродвигатели и трансформаторы. В хороших проигрывателях часто используются малогабаритные низковольтные электродвигатели постоянного тока с блоком питания в виде выносного «адаптера».
В этом, видимо, есть смысл. Во всяком случае предварительный усилитель-корректор следует обязательно помещать в экранирующий металлический корпус, соединённый с «Общим» проводом схемы (!) и блок питания для него также желательно выносить наружу (делать в виде «адаптера»), либо также тщательно экранировать.
Винил корректор с двухполярным питанием
Следующая схема была найдена в книге “”Искусство схемотехники”- П.Хоровиц, У.Хилл (стр. 167). На схеме изображен один канал винил корректора:
По сути эта та же самая схема. Но теперь уже используется двухполярное питание, а так же иначе рассчитаны номиналы частотозадающих цепей. Использование двухполярного питания позволяет отказаться как от применения делителей для формирования половинного напряжения питания, так и от выходного конденсатора. Входной конденсатор следует оставить для отсечениея возможного постоянного напряжения предыдущего каскада, а так же как элемент входной RC цепи.
В данной схеме, как и в предыдущей следует установить емкости по питанию 10-100 мкФ и 0.1 мкФ максимально близко к ножкам питания ОУ. Заземленный конденсатор в 47 мкФ уменьшает коэффициент усиления по постоянному току до единицы.
График представляет из себя частотную характеристику усилителя воспроизведения, построенную относительно значения коэффициента усиления 0 дБ при частоте 1кГц.
В качестве операционных усилителей могут быть применены и TL062, TL072, но лучше отдать предпочтение TDA2320, L4558, LM833 и другим ОУ, предназначенным для звуковых цепей, либо обладающими высоким входным сопротивление (>1МОм), низким уровнем шумов и высокой скоростью нарастания сигнала.
Ламповый фонокорректор
Сборка фонокорректора.
Фонокорректор — усилитель, восстанавливающий исходный спектр записанного на пластинке звукового сигнала, усиливающий выходное напряжение головки звукоснимателя до типичного уровня линейного выхода. Размещаю пост, в основном, чтобы фото процесса не потерялись и может кому-нибудь будет интересен такой корпус.
Схема:
Разведено все на двух печатных платах. Для противников печатных плат: можно сошлифовать дорожки, использовать плату с уже готовыми отверстиями, с шелкографией, и с пайкой на скрутках. Трансформатор заказывал в тортранс по характеристикам 220/130v 0.03A/22v 0.5A. Остальные радиодетали купить – не проблема.
Корпус из нержавеющей стали толщиной 3мм. Детали вырезаны лазерной резкой.
Потом все равно пришлось обращаться к профессиональным сварщикам для устранения дефектов
После сварки и зачистки швов было несколько вариантов дальнейшей обработки: покрасить (но тогда можно было не заморачиваться с нержавейкой), матировать или сатинировать. Решил попробовать отпескоструить.
Отверстие в середине с резьбой для крепления трансформатора. Потом было заварено и отшлифовано.
Снаружи после отполировал в зеркало, было нелегко после пескоструя.
Передняя панель осталась с одной стороны матовая.
Также поэкспериментировал со стеклом для передней панели
Соглашусь, что цветок сверху довольно спорное решение. Это мой первый опыт с витражным стеклом, получилось далеко не с первого раза и с большими трудозатратами.
Если есть вопросы по схеме, можно найти ответы на форуме, там есть много полезной информации, которая поможет избежать моих ошибок. Печатку, если нужно, выложу позже, после успешных тестов, но если честно, не думаю что буду дальше им заниматься.
Файлы для резки нужно немного откорректировать, сейчас понимаю, что можно сделать намного проще. Целесообразности в экране скорее всего нет, корпус следовало сделать немного длиннее, чтобы от ламп до трансформатора было 20см. Цветок наверно можно убрать. И нужно пересмотреть крепление для передней панели, пришлось для надежности сверлить отверстия.
Для меня это был первый и наверно последний фонокорректор. Первый опыт с витражным стеклом, сваркой и с полировкой нержавейки. Возможно, если появится свободное время, займусь ламповым усилителем в таком дизайне, но это не точно). Результатом в целом доволен, но затрат не думаю что стоит. insta И еще несколько фото.
↑ Сборка, ПП
На описании схемы я не буду останавливаться — читайте в «Радио», а вот подробнее о реализации расскажу.
Я не стал разводить питание на плате, просто соединил проводами с уже имеющимися стабилизаторами на штатной плате селектора входов. Саму же плату закрепил на импровизированных стойках над толкателями селектора. Вместо КТ3102/3107 были применены современные транзисторы. Всё-таки прошло 30 лет (на момент сборки), всё развивается и элементная база – не исключение.
Примеры готовых конструкций
Все металлические детали следует соединять с «Общим» проводом (GND) в одной точке, как правило — на входе платы предварительного усилителя.
Специально для сайта Электрические Схемы — Барышев Андрей Владимирович
Наличие некоторого количества знакомых-меломанов и музыкантов вынуждают постоянно заниматься ремонтом, восстановлением и доработкой разного рода чудо-техники как из «прошлых, ламповых» времён, так и настоящих, цифровых. Дело это не сильно прибыльное, а порой даже убыточное. зато вполне себе творческое и всегда грозит неожиданностями и даже новыми открытиями для себя)) Поскольку проигрывателями для винила я вынужден заниматься просто ВСЕГДА, то, соответственно, уже накопился некоторый опыт вмешательства во внутренности различных Арктуров, Грюндиков, Дуалов и т. д. И вполне себе можно поделиться некоторыми, не слишком секретными (!) моментами))
Все плагины и продукты — Plugin Alliance
Все плагины и продукты — Plugin Alliance
НОВИНКА И СЕГОДНЯ!
- $ 199
- ADPTR AUDIO
- Streamliner
- ★★★★★
- Благодаря прослушиванию кодеков, автоматическому согласованию уровня и состоянию измерение громкости и динамики искусства.
- Мастеринг
- НОВИНКА!
- Secret Weapon
- $ 99 $ 49,99
- 149 99 долларов.99
- ★ ★★★ 349 $ 299,99
Ежемесячные пакеты | Возврат до 249,99 долларов в ваучерах!
- $ 10
- PA
- ESSENTIAL Bundle | ежемесячно
- ★★★★★
- 40 плагинов + 40 модульных эффектов всего за 10 долларов в месяц! И ваучер на $ 99,99 обратно через год. Немного ВСЕГО! Цены на образование для всех. Включает 16 наших знаковых брендов!
- Цены на образование для всех (EDU)
- НОВИНКА!
- 24 доллара.
99
- $ 19,99 $ 14,99
- $ 14.
99 $ 10
Годовые пакеты | Возврат до 249,99 долларов в ваучерах!
- $ 99,99
- PA
- ESSENTIAL Bundle | ежегодно
- 40 плагинов + 40 модульных FX всего за 99,99 $ в год! И сразу же получите ваучер на 99,99 долларов по электронной почте. Немного ВСЕГО! Цены на образование для всех.Включает 16 наших знаковых брендов!
- Цены на образование для всех (EDU)
- НОВИНКА!
- $ 199,99 $ 149,99
- $ 249
- Brainworx
- bx_oberhausen
- ★★★★★ TM
Synt The World! Наш синтезатор bx_oberhausen — виртуальный инструмент, не похожий ни на один другой.
Включает запатентованные функции TMT & M / S и предлагает мощный набор модулей эффектов.
- Аппаратные эмуляции
- ★ ★ 199
- DS Audio Thorn
- ★
- Thorn — это виртуальный инструмент, который был разработан, чтобы быть простым в использовании и создавать действительно современные звуки. И это доставит вас туда всего несколькими щелчками мыши.
- $ 299
- $ 199
- $ 199