Привет, Гиктаймс! Для кого-то музыка — один из способов сбежать от реальности в свой уютный мир, другие используют любимые треки, чтобы расслабиться после работы, а некоторые, наоборот, не могут выполнять ежедневные задачи без музыки (нет, мы сейчас говорим не про диджеев и танцоров). К чему такое лирическое вступление? Дело в том, что во многом из-за этого подход к выбору наушников зачастую сравним с поиском нового автомобиля. И когда наушники стоят десятки тысяч рублей, это не отпугивает, если характеристики соответствуют заявленной цене.
Как вы, вероятно, догадались, сегодня к нам пожаловали не просто «затычки» за пару тысяч рублей, а самый что ни на есть представитель премиум-сегмента. Вообще, само понятие «премиум» в мире звука весьма размытое: к данной категории можно отнести как те же Audio-Technica ATH-W5000 за 80+ тысяч рублей, так и HiFiMan HE-1000 за 200 тысяч рублей или что-то ещё более дорогое. Так что нашего героя мы отнесем к классу «начальный премиум» (Почему? Узнаете в конце). Знакомьтесь — обновленные Fostex TH-610.
Мало кто не знаком с японской компанией Fostex, но на всякий случай небольшая историческая справка: на рынке звука она уже более 40 лет (один из первопроходцев Regular phase) и специализируется на оборудовании для акустических систем. Тем интереснее взглянуть на ее наушники поближе.
TH-610 поступили в продажу этим летом и осенью начали потихоньку добираться до российского рынка. По сути наушники стали последователем знаменитых TH-600, а судя по сходству новинки с Massdrop TH-X00 ясно, какая модель была взята за основу при создании Fostex TH-610. Впрочем, TH-X00 в свое время получили номинацию на SuperBestAudioFriends в номинации «наушники года», так что это даже хорошо.
ВСТУПЛЕНИЕ
Как для человека, серьезно увлекшегося стационарным стерео, я слишком часто в последнее время сталкиваюсь с “домашним” портативом. С полноразмерными “лопухами”, усилителями для них и, разумеется, ЦАПами. Хотя последние две категории очень даже имеют место быть применены как раз-таки в области того самого стерео. Недавно мое трепетное аудиофильское сердечко пронзили великолепные “вишневые девятки” от Fostex, модели TH900mkII и TH909. А первая так и вовсе, свела с ума, как транспортное средство исполнительницу хита, на который была отсылка в заголовке. Настала очередь ореховых Fostex TH610 держать ответ за марку и за японский HiFi в целом. Так ли хороши TH610, как их старшие братья в своем сегменте?
Когда, имея дело с топами отдельного производителя, приступаешь к знакомству с моделями попроще, всегда некая снисходительность струится между строк и абзацев. Мол, да, они тут лажают, а вот тут не дорабатывают, но им можно, по праву младших. Само по себе сравнение моделей из немного разных миров едва ли имеет столь глубокий смысл, чтобы посвящать ему целую статью, согласитесь. Поэтому я на этот раз постараюсь избегать прямого сравнения чисто технические особенностей. А вместо этого сосредоточусь на сравнении характеров и темпераментов закрытых топов и TH610.
Ведь зачастую, влюбившись в топы, мы покупаем модель попроще не из-за гипертрофированной бережливости, а из-за желания получить тот самый характер звука, почерк, но за более доступную цену, пожертвовав малым. Ведь зачастую разница в цене не сопоставима с реальной разницей в звуке. И ее, разницу, компенсирует до чертиков неприятное чувство, пилящее сильнее сибилянтов. Или даже мысль. “Стоило брать модель дороже!” Но бывают счастливые примеры, когда удается избежать, казалось бы, неизбежной расплаты за рачительность. Пусть лучше пилит жена, чем внутренние неудовлетворенные демоны-аудиофилы.
УПАКОВКА И КОМПЛЕКТАЦИЯ FOSTEX TH610
Тут прослеживается явная связь со старшими моделями. Fostex TH610 поставляется в стилистически близкой, но вот габаритно заметно меньшей упаковке. Неудивительно, ведь ключевое отличие в комплектации лежит в том числе в отсутствии стойки у Fostex TH610. Наивно было бы ожидать, что и младшую модель укомплектуют таким полезным и недешевым аксессуаром. Отсюда и разница в габаритах. Но маленькой коробку TH610 не назовешь, это точно.
Она, коробка, также имеет красивую суперобложку. Она выполнена в том же ключе, что и у “девяток”. Одна сторона изображает наушники “в полный рост”, вторая — делает акцент на чашках. Ох, эти фостексовские чашки! Но о дизайне мы поговорим дальше, так что пока выдыхаем.
В остальном суперобложка лишена какой-либо информации о наушниках и их ТТХ. Ловкими пальцами извлекаем основную коробку. Это точно такой же, как у “девяток” матовый черный короб. В котором, вместо наушников, ваша благоверная могла принести домой новую пару ботильонов. Но не сложилось, ведь вы — аудиофил, и все деньги ушли на новые наушники и усилитель.
Единственное отличие — у “девяток” логотип и название модели выполнены в золоте. В то время, как у TH610 — в серебре. Совпадение? Не думаю. А вообще, если флагманы я уже привык называть “девятками”, то не назвать ли наших сегодняшних героев “шестерками”? ВАЗ2106, культовая модель. У моего отца была такая, синяя. Летние поездки в пахнущем сигаретами и бензином салоне к родственникам едва ли не самые теплые и яркие воспоминания о детстве. Придадим ламповости обзору и наречем Fostex TH610 “шестерками”.
Комплект в остальном идентичный “девяткам”: документация, мешочек из кожзама для хранения и транспортировки наушников и весьма увесистый кабель. Кабель действительно толстый, он “одет” в износостойкую оплетку и имеет внушительную длину в 3 метра. Внешне это такой же кабель, как у топов. 6,3мм джек, 2-пиновые коннектора, всё — с родиевым покрытием. За одним существенным отличием — Fostex TH610 он тоже медный, но имеет чистоту 6N. Столь ли это критично? Скорее нет, чем да. Всегда можно улучшить (или угробить) звук кабелем, но едва ли вы захотите этим заняться сразу после овладения Fostex TH610.
Технические характеристики
Тип наушников | Динамические, открытого типа |
Диапозон частот | 5 — 45.000 Гц |
Сопротивление | 25 Ом |
Вес | 400 г |
Чувствительность | 100 дБ/мВт |
Максимальная входна мощность | 1800 мВт |
Длина кабеля | 3 м |
Штекер | 6,3 мм |
- Драйверы с магнитной индукцией
- Биодинамическая 50-мм диафрагма
ДИЗАЙН FOSTEX TH610
Если от дизайна и в целом изготовления чашек Fostex TH909 и Fostex TH900mkII веяло самурайской самоотверженностью и медитативным трансом, то Fostex TH610 уже чуть ближе к нашему, европейскому восприятию, материалистическому и прагматичному. Наушники почти полностью повторяют дизайн Fostex TH900mkII. Кроме повторения в точности формы чашек и их материала. И оформления. Про него, а также весь процесс их изготовления, я довольно много писал в обзоре “девяток”.
Что касается формы, то отличие одно и несущественное — у Fostex TH610 отсутствует каемка вокруг логотипа на “верхушке” чашки. А вот материал и оформление — кардинально другие. Во-первых, Fostex, перенеся производство TH610 за пределы Японии, попрощались с вишневой березой. У этой модели чашки выполнены из ореха, но не простого нашего ореха, обильно произрастающего буквально везде, а из темного. Он, внезапно, темнее и обладает очень благородной текстурой. Визуально. Потому что на ощупь чашки идеально гладкие. И покрыты матовым лаком. Логотип темно-коричневый — от платины и серебра не осталось и следа. Хотя такие решения по удешевлению я приветствую. Наушники, несмотря на утрату luxury, все еще выглядят превосходно. В чем-то даже выигрышнее. Наверное, благодаря естественному виду древесины.
Амбушюры выполнены из экокожи, однако, о технологии Fostex умалчивают. Поэтому “яичная” ли это кожа, остается только гадать. Что касается наполнения, то амбушюры Fostex TH610 по упругости, пожалуй, ближе к Fostex TH909. По памяти, у Fostex TH900mkII они были мягче. Но производитель и декларировал разный материал, примененный в этих моделях, с учетом их акустического исполнения. В любом случае — наушники комфортные, довольно плотно сидят на голове, а уши в них не потеют даже сейчас, в начале лета. Хоть и немного сырого и зябкого по вечерам. Разве что у вас в бокале 45-градусный скотч. Он согревает пуще июльского солнца. В качестве защиты и “фильтра” внутри чашек используется специальный акустически прозрачный фетр.
Оголовье покрыто таким же заменителем кожи, как и амбушюры. Оно довольно миниатюрно, как и механизм адаптации наушников к форме головы. Несмотря на это, он, механизм, не вызывает сомнений в своей надежности. Fostex TH610 не назовешь тяжеловесными, их вес всего лишь 375 грамм. На голове их практически не замечаешь.
Дизайн
Like a boss!
У японских производителей есть вкус и внимание к деталям. TH-900 – тому подтверждение. Конструкция, элементы дизайна, качество материалов – все на высшем уровне.
Оголовье регулируется. Конструкция прочная, металлическая.
Внутрення часть аккуратно обшита мягкой натуральной кожей. Как и внешняя.
Это какая-то магия: оголовье почти не ощущается. Кажется, ничего особого в нем нет, но японцы продумали его очень тщательно.
Амбушуры тоже обшиты кожей, на ощупь мягкие, нежные. Прижимаются вокруг уха плотно и аккуратно, не доставляют никакого дискомфорта.
Помимо оголовья, регулируются и сами наушники. Причем, как вертикально (вверх/вниз), так и горизонтально (вправо/влево).
Итог – сидят очень достойно. От них не устаешь, не возникает желания снять даже после нескольких часов прослушивания музыки.
Как я и упомянул выше, мне очень понравилось внимание в деталям. Придраться абсолютно не к чему, их внешний вид – образцовый. Сборка японская.
Кабель выполнен из бескислородной меди, это придает ему долговечность (стойкость к внутренней коррозии) и высокую проводимость. Он обшит прочной тканью.
ХАРАКТЕРИСТИКИ И ТЕХНОЛОГИИ FOSTEX TH610
Fostex TH610 без малого имеет такие же ТТХ, как и старшие “девятки”. Технически наушники очень близкие, что логично объясняет близость звука TH610 к почерку модели TH900mkII. Импеданс у них такой же, как и у топов — 25 Ом, а вот чувствительность чуть ниже — 98 дБ против 100. Неизменен и эффективный частотный диапазон — драйвера Fostex TH610 “работают” от 5 Гц 45 кГц.
Сам же драйвер у TH610 выполнен по той же технологии, что у великолепных “девяток”. За одним исключением. Магнитная система у Fostex TH610 попроще. Это тоже неодим, но с индуктивностью поменьше — 1 Тесла против 1,5 Тесла у TH909 и TH900mkII. Даже 1 Тл — это немало. А полтора — уровень LCD-4z, на секундочку.
Зато драйвер Bio-dyna никуда не делся. Это все та же 50-миллиметровая мембрана из биоцеллюлозы. Ее поверхность армирована неорганическими волокнами. Они придают мембране дополнительную жесткость, При этом сама мембрана остается эластичной и легкой. Это прекрасно сказывается на скоростных качествах драйвера. Скорость распространения звуковой волны у динамика с мембраной Bio-dyna выше в два раза, чем у динамика с обычной композитной мембраной. Пятикратный рост жесткости относительно обычных мембран и мощная магнитная система обеспечивают сверхнизкие искажения, прекрасную детализацию и широчайший динамический диапазон. Согласен, это все больше напоминает рекламный буклет или черновик презентации отдела маркетинга. Однако, я бы не стал столь безответственно цитировать производителя, если бы сам не убедился в том, что драйвера Bio-dyna демонстрируют высокую точность и стойкость к перегрузкам даже на высоких уровнях громкости и сложных участках фонограммы.
Fostex TH-900, Fostex HP-A8C. Домашний портативный High-End, обзор. Портал «Soundex.ru»
По результатам тестирования остается только настойчиво рекомендовать читателям головные телефоны Fostex TH-900 в сочетании с Fostex HP-A8C. С этой парой Вы откроете для себя много нового даже в привычных записях.
Сохранить и прочитать потом —
Японская компания Fostex была основана в Токио в 1973 году. Это один из наиболее авторитетных производителей акустических систем и наушников высокого класса. Именно эти виды продукции составляли основу модельного ряда с первых лет работы бренда на рынке. Компанией Fostex была сделана ставка на разработку новых технологий и внедрение инноваций. Одной из них, например, стала технология RP (Regular phase), позволившая добиться великолепной чистоты звучания с широчайшим динамическим диапазоном.
Благодаря отличному качеству и высокому технологическому уровню акустические системы и наушники Fostex получили широкую популярность у ценителей хорошего звука. Многие модели компании используются и в профессиональных звукозаписывающих студиях. Сегодня это один из лидирующих брендов обеспечивающий и аудиофилов, и профессионалов высококачественными системами и головными телефонами класса Hi-Fi и Hi-End.
Компания уверенно вошла в эпоху цифрового звука. Сегодня ее модельный ряд представляет целый комплекс передовых устройств, включая усилители и цифроаналоговые преобразователи, отвечающие самым современным требованиям аудиофилов. Именно этой стороны деятельности компании и хотелось бы коснуться в сегодняшнем тесте.
В линейке усилителей для наушников и ЦАП есть портативные модели – HP-P1, HP-V1, которые улучшат звучание смартфона в дороге, так и «настольные» модели – недорогой HP-A3 и High-End устройство HP-A8C.
Предметом нашего пристального изучения стал флагман модельного ряда компании – усилитель Fostex HP-A8C в паре с наушниками Fostex TH-900, совместное звучание которых мы постарались объективно оценить.
Радуют взгляд, приятны на ощупь
Устройства, обеспечивающие отменное качество звука не могут выглядеть плохо. Рассматриваемые модели служат лучшей иллюстрацией этой истины. Производитель позаботился о том, чтобы пользоваться ими было приятно во всех отношениях. Что касается технологической начинки, то о ее уровне можно судить уже хотя бы по высокому классу устройств и авторитету производителя.
Усилитель Fostex HP-A8C
Fostex HP-A8C – это 32-битный цифро-аналоговый преобразователь, который может использоваться в качестве дискретного усилителя для наушников и стерео предусилителя. Устройство выполнено в массивном корпусе, ширина которого составляет половину ширины стандартного Hi-Fi компонента, из высококачественного алюминиевого сплава со стеклянной передней панелью. Смотрится очень богато. Дополнительной солидности придает жесткая верхняя крышка, отзывающаяся на постукивание глухим звуком. При относительно небольших размерах устройство имеет солидный вес. Благодаря мягким подушечкам на ножках корпус надежно фиксируется на любой поверхности.
Переднюю панель украшает эффектный матричный дисплей, выполненный в бледно-голубом оттенке, который отличается хорошей информативностью благодаря высокой контрастности и яркости. Также на передней панели располагаются два выхода 6,3 мм для подключения наушников. Селекторы выходов/входов располагаются слева и справа от соответствующих разъемов, что вполне логично. Однако выполнить их можно было бы и покрупнее. Зато к ручке регулировки уровня громкости в плане эргономики нет никаких претензий. Она достаточно крупная, поворачивается с точно дозированным усилием, а угол поворота дает изменение параметров в соответствии с ожидаемым значением. Регулировка уровня громкости – электронно-дискретная, построенная на резисторной матрице с шагом 0,5 дБ.
На задней панели размещается 5 цифровых входов (2 TosLink, SPDIF, AES/EBU, USB) и два выхода (TosLink и SPDIF), а также аналоговые небалансные (RCA) входы/выходы и слот SD для карты памяти. Все разъемы качественные. В комплекте идет сетевой шнур NoName, но сравнительно большого сечения: 3х1 мм.
Основой Fostex HP-A8C является цифроаналоговый преобразователь АК 4399 с набором компонентов аудиофильского качества. По заверениям производителя, вся системотехника устройства построена на дискретных элементах, за исключением микросхемы ЦАП и электронного регулятора громкости. Блок питания выполнен на основе торроидального трансформатора значительной мощности.
Производителем предусмотрена возможность задействования цифровых входов в асинхронном режиме. За стабилизацию частоты при этом отвечает встроенный термостабилизированный тактовый генератор с высоким уровнем точности. Входы/выходы Coaxial SPDIF могут тактироваться от генератора сопряженного устройства. Предусмотрена отключаемая 2-х и 4-кратная передискретизация входного цифрового сигнала.
Встроенный усилитель для наушников характеризуется высокой выходной мощностью при минимальных искажениях. Импеданс нагрузки может изменяться в пределах 16-600 Ом. Имеющиеся 24 пресета коэффициента усиления позволяют удобно использовать усилитель совместно с различными моделями наушников.
Пульт ДУ выполнен в элегантном алюминиевом корпусе. Он обеспечивает возможность полноценного управления устройством, не позволяя только переключать выходы. Для перемещения курсора в меню используются клавиши-стрелки.
Наушники Fostex TH-900
Наушники выполнены в элегантных деревянных чашках из японской вишневой березы, покрытых матовым лаком Urushi. Металлическое оголовье обтянуто кожей. Амбушюры также отделаны мягкой кожей. Все материалы являются натуральными, очень радуют своим качеством и приятны на ощупь. Наушники смотрятся очень солидно и дорого. Все детали подогнаны идеально, за счет чего наушники очень удобно сидят на голове и практически не ощущаются, несмотря на свой солидный вес.
Наушники имеют неплохую шумоизоляцию. Но эта модель, все-таки, создана для прослушивания в помещении, для использования, например, в метро она не подойдет. На уровне громкости ниже среднего можно услышать внешний оклик. На более высоких уровнях слышен звонок мобильного телефона.
Для подключения наушники имеют толстый соединительный кабель в тканевой оплетке с высококачественным штекером 6,3 мм. Корпус штекера металлический (по крайней мере, на ощупь он производит именно такое впечатление), контакты имеют желтый цвет. Соединительный кабель, как и внутренняя разводка головных телефонов, выполнены на основе обескислороженной меди очистки 7N.
Для переноски наушников производитель предусмотрел качественный чехол. Также в комплекте имеется специальная подставка для стационарного хранения.
По информации от производителя расширение динамического диапазона в Fostex TH-900 достигнуто за счет использования неодимовых магнитов с индукцией в зазоре 1,5 тесла. Для изготовления 50-миллиметровой диафрагмы использован фирменный материал Biodyna.
Fostex HP-A8C как цифро-аналоговый преобразователь
На первом этапе звучание HP-A8C сравнивалось со звучанием ЦАП референсной системы и оценивалось по методике AudioDoctor FSQ 2006. HP-A8C подключался к компьютеру напрямую (по интерфейсу USB) и через конвертер M2Tech HiFace Evo (по интерфейсам AES/EBU и SPDIF). Звук воспроизводился компьютером посредством программного плеера Korg Audiogate 3.02, с соответствующего CD. Использовались треки №№ 15 (установка уровня громкости 86 дБA в точке прослушивания), 9 (оценка ширины формируемой стереобазы), 10 (оценка глубины сцены и точности передачи микродинамики), 11 (оценка атаки, фокусировки и локализации), 12 (оценка тонального баланса и передачи пространства сцены), 13 (оценка звучания на малых уровнях, макро и микродинамики).
На фоне референсной системы HP-A8C оставил исключительно приятное впечатление, хотя и уступил немного в прозрачности, макро и микродинамике, передаче пространственных характеристик звучания. Звук изделия весьма точен и тонально сбалансирован, субъективно воспринимаемый бас глубок и очень детален. Стереобаза непрерывна, и, по субъективному впечатлению, на тестовых записях слегка выходит за пределы базы громкоговорителей. Сцена достаточно глубокая, но разрешения по глубине немного не хватает, барабан и контрабас часто играют практически с одной линии. Пространство сцены в целом передается удовлетворительно. Микродинамика чуть затушевана. Атака передается отлично. Фокусировка и локализация в горизонтальной плоскости — как минимум очень хорошо. В вертикальной плоскости — удовлетворительно. Инструменты расположены почти на одном уровне. Звучание на малых уровнях хорошее, тембры инструментов достоверны. Макродинамика несколько сглажена.
Наилучшее впечатление оставило непосредственное подключение HP-A8C к компьютеру через порт USB. Подключение через конвертер M2Tech HiFace Evo по интерфейсу AES/EBU слышимых преимуществ не дало. Очень близким по звучанию оказались подключения через конвертер M2Tech HiFace Evo по интерфейсам SPDIF и TosLink. Однако, по нашему мнению, первые два варианта все же более предпочтительны. Различия между подключениями были отчетливо заметны в части глубины/детальности баса, передачи пространства/воздуха сцены и фокусировки/локализации источников звука.
В дальнейшем тестировании использовались ставшие уже традиционными диски:
— «Glenn Gould, Beethoven: Symphony No. 5 in C Minor» — Sony/BMG 88697148062, 2007.
— «Леонид Ройзман, Иоганн Себастьян Бах: Произведения для органа» — Мелодия, MEL CD 10 01 1230, 2013.
— «Katie Melua Collection» — Dramatico DRAMCD0046, 2008
— «John Fogerty, He Wrote A Song For Everyone» — Sony Music 88765487152, 2013.
Ввиду большей универсальности, в ходе дальнейшего прослушивания HP-A8C подключался непосредственно к компьютеру через порт USB. HP-A8C очень музыкален и достаточно универсален жанрово. Шумы и помехи старых записей (диски 1 и 2) абсолютно не мешают музыке. Современные записи (диски 3 и 4) звучат подробно и ярко. Специфика жанров и особенности исполнения различимы более чем отчетливо. Изобилие деталей/подробностей не отвлекает от смысла, а, напротив, способствует пониманию замысла автора и трактовки исполнителей.
Для оценки возможностей изделия при воспроизведении форматов высокого разрешения были использованы DSD и HiRes ремастеринги хорошо известных дисков:
— «Santana, Abraxas» — Sony Music, 1970. 2013 remastered;
— «Dave Brubeck, Time Out» — Columbia, 1959. 2010 remastered;
— «Queen, A Night At The Opera» — Parlophone Records, 1975. 2010 remastered;
— «Glenn Gould, J.S. Bach: Goldberg Variations, BWV 988» — Sony Classical, 1982. 1999 rematered, SS 37779;
— «Budapest Festival Orchestra under Ivan Fisher,Rachmaninov: Symphony no.2 in E minor, Op.27; Vocalise no.14, Op.34» — Channel Classics, CCS SA 21604. Recorded 2004;
— » Cuarteto Casals, Joseph Haydn: Die sieben letzten Worte unseres Erlösers am Kreuze» — harmonia mundi, HMC 902162. Recorded 2014.
При воспроизведении файлов высокого разрешения (DSDи РСМ) HP-A8C продемонстрировал явное преимущество этих форматов перед CD во всем, что касается натуральности тембров, подробностей звукоизвлечения, макро и микродинамики, передачи пространства и воздуха сцены. Файлы DSD при этом HP-A8C воспроизводит по протоколу DoP v1.1 (DSD over PCM). Это не стоит понимать как признание ущербности формата CD. Возможностей данного формата в исполнении HP-A8C вполне хватает для того чтобы слушать музыку забыв про источник. Просто форматы высокого разрешения звучат лучше.
Fostex HP-A8C как предварительный усилитель
В качестве источника сигнала в данном тесте использовались фиксированные по уровню небалансные выходы ЦАП ASUS Xonar Essence III. Компьютер при этом подключался к ЦАП ASUS по USB. Воспроизводились тестовый диск AudioDoctor FSQ 2006 (те же дорожки, что и в п.1.), а также вышеупомянутые музыкальные CD и DSD/HiRes HiRes файлы. Уровень громкости в точке прослушивания выставлялся для каждого из тестовых режимов как 86 дБА по треку 15 диска AudioDoctor.
Звучание сохранило все характерные особенности ЦАП ASUS Xonar Essence III, с некоторым практически незаметным, ухудшением прозрачности и пространственных характеристик звучания по сравнению с регулируемыми выходами Essence III.
При оценке результатов этого теста следует учесть изначально высокое разрешение референсной системы, благодаря которому любое дополнительное устройство в тракте выявляется незамедлительно и однозначно. Сам же по себе Fostex HP-A8C звучит более чем достойно и не станет слабым звеном в составе системы даже высокого уровня.
Fostex HP-A8C как усилитель для головных телефонов
Используемые при тестировании наушники уверенно контролировались встроенным усилителем, выполненным на дискретных элементах. Для оценки качества звучания использовались традиционные для наших тестов выше записи, а также бинауральная HiRes (24/192) запись CC Coletti, Bring It On Home; Chesky Records JD357, Recorded 2012. HP-A8C. Подключение усилителя к компьютеру выполнялось напрямую через USB.
По результатам прослушивания, HP-A8C превзошел наш референсный ЦАП ASUS Xonar Essence III по макродинамике звучания и глубине субъективно воспринимаемого баса и, одновременно, несколько уступил в прозрачности.
При прослушивании нами была отмечена практически полная нейтральность Fostex HP-A8C, которую он продемонстрировал на всех записях. Усилитель не продемонстрировал какой-либо выраженный звуковой почерк. Прослушиваемые наушники звучали отлично с выраженными особенностями.
При прослушивании бинауральных записей отличное впечатление произвел эффект присутствия. Возникло впечатление, что исполнители находятся буквально перед слушателем, которое можно было нарушить только при резком повороте головы. Тестируемые наушники Fostex TH-900 нисколько не уступили Sennheiser HD 800 в передаче пространственных характеристик звучания, заметно превзойдя последние в передаче мелких деталей и тонкостей звукоизвлечения.
Звучание наушников Fostex TH-900
Подключение наушников к усилителю Fostex HP-A8C выполнялось при помощи комплектного кабеля. При этом усилитель подключался к компьютеру через интерфейс USB. Воспроизведение компьютером осуществлялось при помощи программного плеера Korg Audiogate 3.02.
Для тестирования дополнительно использовались компакт-диски:
1. Dieterich Buxtehude — Organ Works BuxWV 137, 139-142, 145-146, 149,159-160, Passacaglia BuxWV 161. DG Archiv 4777210;
2. Richard Wagner — Die Walküre (Martha Mödl, Leonie Rysanek, Ferdinand Frantz, Ludwig Suthaus, Margarete Klose, Gottlob Frick; VPO & Wilhelm Furtwängler) — 1954/2006. Naxos 8.111056-58;
3. Bee Gees — One Night Only — 1998/2006, Reprise 8122-77605-2;
4. Johannes Brahms — «Hungarian Dance» — Orchestrated by Albert Parlow, Andreas Hallen, Antonin Dvorak — Claudio Abbado & WPO, 1982/1984. Deutsche Grammophon 410 615-2 GH;
5. Tan Dun – The Banquet (Music From The Original Soundtrack), 2006. Deutsche Grammophon 00289 477 6459 GH;
6. Bruno Walter Edition — Bruckner: Symphony No 7 / Columbia SO, 1996. Sony Music 64482.
Звучание Fostex TH-900 на всех записях было сбалансированным, музыкальным и слитным при высокой детальности. Впечатлили богатые, красивые тембры инструментов, как натуральных, так и электронных. Средние частоты отлично проработаны и очень информативны. Высокий частоты прозрачные, но при этом абсолютно без резкости. Великолепен и бас, не мешающий всему остальному. Высочайшая перегрузочная способность. Никаких спецэффектов и вовлекаторов. Та самая High Fidelity во всей красе.
БСО и опера субъективно воспринимаются практически как вживую. Виолончели прекрасны, флейты, гобои и кларнеты точны и аккуратны. Контрабасы мощны, но без излишеств. Ничто не перекрывает прозрачнейшую середину. Мужской вокал, потрясает. Женский чуть хуже, но это скорее из области придирок — просто, в отличие от мужского, он не вышибает слезу. Несмотря на отсутствие излишней широты и глубины при построения пространства сцены, оно, тем не менее, отчетливо ощущается даже на моно записи.
Теплый и большой образ вокалиста Bee Gees четко прорисовывается с приличным расстоянием от аккомпанемента, а далее, полусферой слышен стадион. И опять, чистейшая середина плюс весьма впечатляющий панч. Возможно, в звучании есть немного теплоты, но она абсолютно не мешает.
Queen Fostex TH-900 отыгрывают мощно и агрессивно. Бас глубокий, почти утробный. Никакой каши. По-прежнему чистейшая середина и прозрачные верха.
При воспроизведении органной музыки очень впечатлила реалистичность звучания. Басовый регистр неповторим, TH-900 с легкостью воспроизводят и контроктаву, и субконтроктаву. Мощь и чистота — непревзойденная, но при этом отчетливо слышно, как органист работает педалями и переключает регистры инструмента, что создает эффект непосредственного присутствия на концерте. Слышно каждый шорох и перелив воздуха в трубках, блеск и матовость нот передаются в равной степени хорошо, Впечатление просто фантастическое — слышно все. Наушники позволяют уловить и особенности разных органов, каждый из которых индивидуален, и почерк конкретного органиста. Возможно — это лучшее воспроизведение органа из всех тестируемых нами головных телефонов.
По результатам тестирования остается только настойчиво рекомендовать читателям головные телефоны Fostex TH-900 в сочетании с Fostex HP-A8C. С этой парой Вы откроете для себя много нового даже в привычных записях.
Подготовлено по материалам портала «Soundex.ru», март 2015 г.
https://news.soundex.ruЭтот обзор прочитали 5 666 раз
ЗВУК FOSTEX TH610
Старшие Fostex TH900mkII меня впечатлили, особенно приятно удивив соотношением их уровня и цены. А ведь есть и вторичка, только тссс. Формально верхняя модель TH909 не то, что мне показалась хуже, отнюдь. Но ее подача пошла вразрез моей фонотеке, заставляя все снова и снова возвращаться к TH900mkII.
Если вас, как и меня, задели TH900mkII, то у меня для вас есть хорошие новости. В лице TH610 вы сможете получить сопоставимую замену, прилично сэкономив, но не потеряв драматически в качестве звука. В каждой ноте, на каждом треке слышно знакомый почерк TH900mkII. Разумеется, TH610 привносят свое видение и имеют чуть более выраженную склонность к нейтральности, чем их старшие 900-е братья.
Раз уж я приплел сюда TH900mkII, то вы уже догадались, наверняка, что речь идет о V-образной сигнатуре. Так то оно так, но TH610 звучат чуть более нейтрально и ровно. Это проявляется в заметно менее акцентированных НЧ и ВЧ и в очень классной, открытой середине. Средними частотами TH610, к слову, чем-то даже напоминают TH909. Но там существенно больше воздуха, блеска и даже остроты в звуке. Поэтому 610-е по сравнению с открытым топом звучат на середине более тепло и сглажено. И где-то на самую толику более акцентировано, если сравнивать с 900-ми.
Если абстрагироваться от сравнений, то TH610 это очень сбалансированные и музыкальные наушники, обладающие как замечательными техническими возможностями, так и отлично уравновешенными весомостью звука и его скоростью. 610-е прекрасно контролируют фонограмму на пару с усилителем и способны четко и без ухода в перегруз справиться со сложными партиями даже на пределе выносливости моего слуха.
Быстрые драйвера и в целом хорошая “скорость” наушников позволяет им конкурировать и с сопоставимыми по цене планарами. Легковесным звучание не назовешь, но после 900-х я ощутил, что у топов звук массивнее. Причем, разница не только в банальном весе, но и в том, как работает динамика с ним. С одной стороны сложно упрекнуть TH610 в ее недостатке, с другой чуть большая массивность, особенно в нижнем регистре, могла бы ее выгодно подчеркнуть. В результате TH610 могут “проседать” по части драйвовости и эмоционального окраса. В частности нижних частот. Вместо этого эмоциональный рубильник, как правило, фиксируется в позиции “середина” или “верха”.
Звук
По звуковым характеристикам очевидно было бы сравнивать TH-610 с TH-600 или теми же Massdrop TH-X00. Однако, как оказалось, от последних был заимствован только дизайн: по звуку новинка является более сбалансированным вариантом TH-600. В отличие от предшественника, у TH-610 нет серьезного акцента на бас, зато хорошо ощущаются высокие частоты. Они не имеют серьезного пика как у TH-900, и это порадовало.
Вообще, звучат наушники как полноценный представитель топового (премиум) сегмента — сцена объемная, инструменты отрабатывают на отлично. На ура заходит как рок с электронной музыкой, так и хип-хоп (глубокого баса, правда, тут ждать не стоит). Поскольку оценка звучания — штука сугубо субъективная, скажем одно: надо пробовать. Несмотря на не совсем привычный для Fostex почерк, наушники придутся по душе многим.
Если же захотите что-то изменить, предусмотрена возможность, если можно так выразиться, «кастомизировать звук» путем замены кабеля на другой. Но этим, пожалуй, будут заниматься только истинные аудиофилы.
СЦЕНА
Fostex TH610 качественно строят сцену. Наушники хорошо работают с пространством, будучи в этом отношении несказанно гибкими. Они не пытаются нарочно вытянуть панораму, исказив и перекроив пропорции образов. TH610 демонстрируют высокий универсализм и всеядность.
Лана Дель Рей? Без проблем, Fostex TH610 сыграют композицию в свойственной ей интимной манере. Наушники оставляют нас наедине с Ланой и погружают в мир ее историй. Замечательная середина лишь способствует тому, чтобы еще лучше передать близость вокалиста и сделать тембр слаще, гуще и липше. Знаю, что нет такого слова. Но как еще сказать “более липкий” одним словом?
Когда речь заходит про симфоническую музыку, то TH610 явно не дают покоя лавры “девяток”, и они уже во всю уходят в масштаб и ширину. Приводить примеры из классики я не буду, моя плебейская натура все чаще в таких случаях взывает к саундтрекам к моим любимым блокбастерам.
Живой классик киномузыки. Вот тут TH610 куда более полно раскрываются в умении строить сцену. Если прошлый трек показал их гибкость, ведь мы не утратили близости и эмоционального коннекта с Ланой, несмотря на всю масштабность, на которую способны 610-е, то эта композиция заставляет TH610 положить свои карты на стол. Подача ее размашиста и без потери осязаемости на краях. Наушники буквально “строят” сцену, не оставляя края сцены в виде “потемкинских деревень”. Звук, его тело и шлейф, ощущается как в центре панно, так и на самых краях воображаемых подмосток.
Вглубь проработка производится уверенно и качественно, но тут TH610 не пытаются удивить. Все очень хорошо позиционируется, контрастно и четко. Относительно “девяток” TH610 ощущаются в этом аспекте проще, но не настолько, чтобы заносить эшелонированность в минусы модели. Как сказал Джокер в исполнении Хоакина Феникса, “You get what you deserve”. Ровно то, что за что уплачено. Но не меньше!
НИЗКИЕ ЧАСТОТЫ
Низкие частоты звучат чуть тепло и с приятной слитностью. Они обладают скорее склонностью к натуралистичности и делают ставку на музыкальности, нежели на попытках извлечь чуть больше деталей и сильнее подчеркнуть текстуры. Низ массивен, если отталкиваться от категории мониторного звука, но в отношении TH900mkII мы имеем заметно меньше выраженный акцент на низких частотах. Оттого бас воспринимается не столь подчеркнутым. Любители массажа ушных раковин должны приготовить чуть больше дензнаков за старшую модель.
Зато ценителей качественных НЧ едва ли TH610 оставит в раздосадованных чувствах. Бас у модели хорош, ему хватает разрешения и скорости, он не мажет, не ощущается куском пережаренного стейка. То есть не есть слишком жестким или округло-упругим. Разумеется, после недавно гостивших топов басу TH610, может показаться, не достает микродинамики, но он берет в общем высоким разрешением и хорошей глубиной. А также скоростью.
Что касается глубины, то Fostex TH610, кроме того, кто копают глубоко, еще и прекрасно контролируют суб-басовый диапазон. Не обладая столь высоким разрешением в этой области, как старшие модели (оно и понятно), TH610 обеспечивает его собранность и цельность, становясь прекрасным вариантом для любителей стилей музыки с перегруженными низами. Честно признаюсь, затруднительно было выбрать треки, лучше всего характеризующие TH610 по части низких частот. Оттого, что все они звучали очень вкусно и давали отличное погружение в атмосферу композиции.
Благодаря этому контролю, TH610 дают хорошую плотность звука, обеспечивая его артикулированность. Скорость драйвера позволяет наушникам быть эффективными в отработке транзиентов. А это залог того, что наше восприятие точно идентифицирует звук как тот, который был записан в оригинале при создании микса. Тут TH610 держат марку и звучат очень натурально и неподдельно. Распознаваемость образов и их естественность — визитные карточки наушников.
Единственное, чем был примечателен Отряд самоубийц, это саундтреком. Не беря во внимание чисто музыкально-культурологическую его ценность, он был весьма бодр и хорошо укладывался в ожидаемое киноэкранное безумие. Fostex TH 610 прекрасно справляются с глубоким электронным басом. Звучание композиции сохраняет свою глубину, а самый низ при этом предельно собранный. Биоцеллюлозные мембраны замечательно контролируют НЧ-диапазон, без намека на искажения. Бас остается структурированным и плотным на всем его диапазоне вплоть до самого низа. Низы не столько хлесткие, сколько жесткие.
Или другой пример. Более СЧ-ориентированная фонограмма. Зато низ прекрасно насыщается бочкой и особенно бас-гитарой. Fostex тут классно передают характер звучания инструмента. Фактурный, яркий, звук его собранный, но в то же время буквально наэлектризованно-пульсирующий. Бас-гитарные проигрыши становятся украшением композиции, как и было, наверняка, задумано.
В центре внимания — вокал Глена Хансарда. Ритмичная басовая линия передается с хорошим насыщением по массе и объему в принципе, но при этом остается на “вторых ролях” на фоне раскатистых партий Хансарда. И даже на вторых ролях бас информативен и хорош тактильно. Необычайно эмоциональная композиция — ирландцы чертовски здорово умеют передать настроение песней. Я пил в пабе Белфаста и слышал, как четверо ирландцев пело. Уже не в состоянии понять, о чем, я просто воспринимал их четверкой рыжих и пьяных ангелов, которых Гавриил, пропив свой рог, ниспослал на землю поднять мертвых из своих могил. О, эти могли бы.
Комплектация
Не сказать, что отсутствие чего-либо существенного в коробке кроме самих наушников нас удивило — такой подход свойственен не только Fostex, но и многим другим производителям закрытых динамических наушников. Отсоединяемый кабель, чехол для переноски и сами Fostex TH-610, на которые мы сейчас и будем смотреть более подробно.
СРЕДНИЕ ЧАСТОТЫ
Будучи явным СЧ-филом (и латентным басхедом, ага), я счел средние частоты Fostex TH610 крайне занимательными. Куда менее акцентируя нижние и средние частоты, “середняк” от Fostex дает больше пространства и “полномочий” средним частотам. Это выражается прежде всего в приятной весомости нижних СЧ, их тактильности и осязаемости, а также в открытой и дышащей области ВСЧ. К чести TH610 они справляются с дерзким нравом этого участка диапазона, застывшего в вечном пубертате, и не дают ему войти в эмоциональный клинч, вызывая дискомфорта у слушателя.
СЧ обладают отличным общим разделением и не делают акцента на микродеталях. Такая характеристика воспринимается зачастую как нечто, говорящее о простоте и бесхитростности звучания. Но это не тот случай. Давая слитную и цельную картину, Fostex TH610 сохраняет высокое разрешение. Но отчасти мягкая подача и в общем теплая презентация средних частот дает ощущение комфортности их подачи. Я не большой любитель компромиссов и сглаживания углов в области звука, но эта подача мне по вкусу. Надеюсь, и вы сочтете ее таковой. TH610 не скатываются в глухость и невыразительность, вот ни разу, они тщательно передают детали и тонкости в среднечастотном диапазоне. Но оставляя в приоритете общую музыкальность и цельность звучания. Я назвал средние частоты открытыми и прозрачными? Добавьте к этим характеристикам еще и весомость. И тогда картина СЧ для вас будет завершена. Они дышат, они прекрасно текучи и эластичны, но им хватает и массы.
Мне понравилось, как TH610 работает с основным тоном и его гармоникой. Несмотря на то, что основной тон имеет явный приоритет и больший вес относительно обертона, последний представлен очень тонко, но все еще ощутимо, что придает позволяет средние частоты охарактеризовать как слоистые. Наушники остаются убедительными, но звучащими с легкостью и свободно, что придает им пущей естественности. Обертона хорошо выражены и обладают протяжными затуханиями. Как и низкие частоты, середина может провести мастер-класс по части артикулированности атак. Звучание TH610 собранное, контролируемое, но затухания все же “дышат” и им не чужда свобода и некоторая плавность.
Вокал Fostex TH610 передают очень тщательно и придает образу вокалиста немного дополнительной убедительности. Отчасти за счет чуть более интимной подачи, отчасти — за счет придания “голосовому” диапазону немного больше веса.
Кавер на Джонни Кеша от Пауло Фуртадо — вокал тут записан в характерной манере Tigerman’а. Вообще советую ознакомиться более глубоко, меня когда-то здорово зацепила дискография этого португальца. Fostex TH610 хорошо передают акцент на вокале-нарративе Пауло, сам же голос создает ощущение запредельной осязаемости. Здорово также Fostex TH610 отрабатывают передачу тембра. Со всеми тонкостями и нюансами.
Средние частоты Fostex TH610 хорошо управляют эмоциями. Наушники обладают достаточным контролем ВСЧ, чтобы не придавать звучанию записей излишней яркости, как эмоциональной, так и тональной. Но они сохраняют эмоциональный окрас, заложенный в произведение автором.
Куда за эмоциями как не к спагетти-вестерну? Драйвовый, но в то же время очень легкий трек. Это достигается за счет микса флейты и электронных клавишных. Акустическая гитара разбавляет этот тандем непохожих по характеру партий. Fostex TH610 хороши как в общем разделении образов и планов, так и в тонких моментах передачи микроконтрастов. Просто не отводят этому аспекту столько условного внимания, сколько ему отводят модели еще более высокого класса. Тут наушники соблюдают гармонию и остаются до разумного предела музыкальными.
В проработке середины Fostex TH610 есть что-то и от TH909. А именно эта открытость и блеск. Тут скорее правильно говорить не просто о младшей версии закрытого топа, а о младшей версии обоих топов. Оба “родителя” постарались и наделили своего отпрыска своими лучшими чертами.
А если от СЧ мы ждем не скорости, плавности или передачи мелких деталей? А просто кача, грува и “мяса”. Хотел “включить” тут стоявшую на репите последние пару недель новую пластинку Gojira, но удачно подвернулся заглавный трек саундтрека к киноленте Роба Зомби. Тут TH610 забывают о доставшейся от старшей 909-й модели толики аристократичности и интеллигентности и на всю включают драйв. Гитара “качает” на полную. “Грязный” индустриальный звук очень живо и точно передает гнетущую атмосферу слешера. Причем, наушники это слитное и нарочито “шумное” звучание еще и подают технично, вытаскивая наружу максимум текстуры и здорово отрабатывая затухания других инструментов. И вишенка на торте — взрывной финал этого 9-минутного боевика. Когда регулятор “драйв” выкручен на полную. Тут стоит обратить винмание на классном разделении низкой и “грязной” гитары и довольно высокого и не менее брутального баса.
ВЕРХНИЕ ЧАСТОТЫ
Как и у старших “девяток”, верха TH610 слегка подчеркнуты и незначительно “приподняты” над средними частотами. Но куда в меньшей степени, чем у обеих старших моделей. В результате, благодаря довольно открытой и прозрачной середине, а также умеренно акцентированному басу, достигается сбалансированное звучание, гармоничное, но не ровно-мониторное. “Ровно-музыкальное” — я бы его так назвал.
Fostex TH610 подают верхние частоты в чуть яркой манере, придавая им энергичности и блеска. Они показывают хорошее расслоение, нисколько не уходя в “песок”. Затухания проработаны очень хорошо и довольно протяжны. В купе с средними частотами, не отведенными в глубину сцены, дышащими и плавными, это придает звучанию TH610 хорошей слоистости.
Эта собранность, о которой я уже упоминал, свойственна и верхним частотам. Причем, нижние ВЧ за счет нее приобретают некоторый жесткий окрас. Это не металлизированный привкус, неестественный и явно окрашенный, а просто характер высекания нот динамиком. Звучание на ВЧ Fostex TH610 можно назвать комфортным, но с оговоркой. ВЧ много, разумно, но много, но они телесны, не пытаются поразить изяществом. Если вы любите чуть смягченную подачу верхних частот, советую послушать TH610 перед покупкой.
TH610 показывают высокий класс проработки ВЧ-диапазона. Здорово удается выделение тонких и мелких моментов в звучании довольно слитных и густых треков.
Как, например, вот этого. На фоне мощного и ритмичного бита, а также клавишных заигрываний, вдалеке слышна партия ручной перкуссии. TH610 не позволяет потеряться этой партии, наушники очень тщательно вычленяют ее из общего плотного звукового фона и делают ее отдельным слоем. Сохраняя при этом пропорции образов и баланс весов.
Когда ищешь примера качественно записанных ВЧ, ищи записи с тамбурином. Версия в исполнении The Byrds вышла в тот же год, что и оригинал в исполнении Боба Дилана. На мой слух, версия The Byrds звучит интереснее. В первую очередь композиция интересна гитарными партиями. Но мы смотрим всегда в глубины глубин и нам нужен он, тамбурин. Fostex TH610 здорово передают пространство и строят позиционирование инструментов, за счет чего у тамбурина есть четкая геометрия как звукоизвлечения, так и распространения гармоник. Наушники обеспечивают четкое, ясное, прозрачное звучание инструмента как по основному тону, так по затуханиям.
Вердикт
Благодаря своим высокоэффективным драйверам топовые модели наушников Fostex (TH600/TH900) выдают интересное звучание даже со слабыми источниками, чем просто напрашиваются на портативное использование. При этом TH600 с металлическим корпусом на эту роль подходит, по нашему мнению, лучше, чем старшие TH900 с роскошными чашками из лакированного дерева. Вместе с Colorful C4 PRO наушники образуют связку с увлекательным и детальным звучанием.
Конечно, понятие портативности у всех разное. Для тех, кто выбирает компактные нутриканальные наушники, назвать рассмотренную связку портативной просто невообразимо. Для тех же, кому сложно отрываться от родной стационарной системы, либо тех, для кого качество звука компактных решений уже недостаточно – это связка может подарить часы удовольствия. Сценарии для использования C4 PRO с TH600 могут быть самыми разными, но больше всего эта пара подойдет для моментов, когда вы хотите и можете себе позволить погрузиться в музыку. Это связка не для метро или пробежки, но для отдыха – будь то гостиница, пляж, загородный дом, такси и т.д. На сегодняшний день Fostex TH600 – это одни из самых высококлассных (как по звуку, так и по комфорту) динамических наушников, которые можно использовать или адаптировать под портативное использование. Ориентировочная розничная стоимость 46 990р.
Автор:
25.12.2014
Нашли опечатку в тексте?
Выделите и нажмите
Ctrl+Enter
. Это не требует регистрации. Спасибо.