Советский HI-FI и его создатели: 35АС-1,S-90, Керно и первый советский HI-FI (10 фото + 1 видео)

Схема колонок 35АС-012 или S-90, их модернизация для улучшения качественных характеристик звука. Распространённые в 80-90-е годы акустические системы S-90 и их аналоги были желанными для многих любителей высококачественного звуковоспроизведения.

Широкое распространение в последние годы цифровых технологий высококачественной записи звука привело к пересмотру требований к остальным узлам тракта звуковоспроизведения.

В предлагаемой статье автор поделился результатами модернизации АС, показывая, что и со старыми (доработанными) головками можно улучшить её качество.

Первой отечественной АС, отвечающей требованиям на аппаратуру Hi-Fi (начальные буквы английских слов high fidelity — высокое качество, высокая верность воспроизведения звука), стала трёхполосная акустическая система 35АС-012 (серия S-90) фазоинверсного типа, в которой использованы электродинамические головки 30ГД-1, 15ГД-11, 10ГД-35.

На базе этой модели созданы акустические системы 35АС-016(сфазоинвер-тором), 35АС-018 (с фазоинвертором), 35АС-008 (в закрытом корпусе), 35АС-015 (с пассивным излучателем). Все они имеют близкие параметры и отличаются внешним видом [1].

Учитывая, что на нынешнем рынке представлен довольно широкий спектр дорогостоящей современной акустической аппаратуры, но не всегда качественной, рассмотрим варианты улучшения акустической системы 35АС-012, выпущенной в 1985 г. Рижским радиозаводом им. А. С. Попова и укомплектованной новыми на то время головками НЧ — ЗОГД-2 и СЧ — 15ГД-11А.

На протяжении десяти лет эта ас эксплуатировалась со стереоусилителем мощностью 2×10 Вт, а затем бережно хранилась до недавнего времени, когда и была модернизирована.

Принципиальная схема

Принципиальная электрическая схема и расположение деталей на плате фильтров, приведённые в описании АС, показаны на рис. 1 и 2 соответственно (элемент С3 исключён). Конденсаторы С1, С2, С4-С7 — МБГО-2, С9, С8 — К73-11. Элементы фильтра смонтированы на плате размерами 210×160 мм из фанеры толщиной 12 мм.

Катушки индуктивности L1-L4 установлены на плате в положении, при котором их магнитная связь может существенно повлиять на качество звуковоспроизведения. Сам фильтр закреплён на задней стенке внутри корпуса АС позади головки НЧ. Отмеченные префиксом 1 элементы схемы размещены вне платы кроссовера.

Рис. 1. Принципиальная электрическая схема колонок 35АС-012 (радиотехника S-90).

Рис. 2. Расположение деталей на плате фильтров колонок 35АС-012 (радиотехника S-90).

Доработка акустической системы 35АС-1

Прослушивая музыку на моих 35АС-1, с каждым днем мне все больше надоедало их звучание. Я давно слышал о доработке АС, но почему-то раньше не очень обращал на это внимания. Но потом все-таки решил попробовать. Полазив в интернете, я нашел множество информации о доработках 35АС-212 (S-90) и 35АС-1, и я взялся за дело.

1. Корпус. Первым делом я разобрал акустическую систему. Открутил переднюю панель, динамические головки, вынул вату, снял фильтр и фазоинвертор.

Затем укрепил заднюю стенку ящика, установив два рейки через весь корпус толщиной и шириной 20мм и распоркой (см. фото), закрыл отверстия на лицевой панели где были стакан от среднечастотной головки, высокочастотная головка и переключатели. Я забивал фанерой толщиной 10мм клей ПВА. На месте стакана вырубал новые отверстия для среднечастотника и пищалки. (см. Фото). На среднечастотник поставил пластмассовый стакан (подобный S-90), но обычно лучше ставить деревянный. Внутри все стенки обклеил поролоном товщиною18мм (войлоку не нашел) но перед тем нужно под ним проложить провода ВЧ и СЧ головок (этого я не сделал, поспешил). Фазоинвертор укоротил на 10см настроив его на другую частоту (меньше бубнить) и также обклеил сверху его поролоном. Ящик обтянул обшивочной тканью черного цвета.

2. Фильтр. Начал я с того что выбросил переключатели тембру и ненужные резисторы, для этого может понадобиться схема (в интернете ее найти не тяжело) .После этого все детали фильтра переместил на деревянную дощечку из фанеры 8мм. Катушки индуктивности не рекомендуется приварачевать, нужно брать на клей. Перепаял все соединительные провода фильтра на аудио кабель (хотя бы самым дешевым) Провода что ведут к головкам припаял напрямую к фильтру а не друг через друга. На низькочастотник толстый провод не меньше 2мм?, на среднечастотник не тоньше чем 1,5мм2, и 1мм2 на высокочастотную головку (на фото провода на СЧ и ВЧ головки тонки, хотелось попробовать и поставил что было, позже заменил).

Фильтр закрутил на нижнюю стенку АС.

3. Вата. Из одной колбаски которую я вынул с ас я сшил подушку квадратной формы и закинул ее на верх колонки. С другой сделал маленькую подушечку (приблизительно 0,5 колбаски) и поставил на низ поверх фильтра.

4. СЧ. Среднечастотникив у меня не было вообще. Поставил 10ГД-34 только доделав его (приклеив колпачок из теннисного шарика, статью об этой доработке тоже нашел в нете), а также закрыл окошки в дифузородержателе головки поролоном. Стакан из внутренней стороны обклеил войлоком и заполнил его ватой.

5. Завершающая часть. Припаял динамические головки сохраняя полярность включения. Динамические головки привертел через резиновые прокладки. Включил музыку и начал наслаждаться уже совсем иным звуком. Я сам не поверил что мои 35АС-1 могут так играть. P.S. Советую переделывать сначала одну АС, чтобы можно было сравнить звучание одной и другой акустической системы.

Доработка корпуса

Сначала аккуратно извлекают защитные решётки головок и сами головки, фильтр и остальные элементы, которые ограничивают доступ к внутренним поверхностям стенок корпуса. Проводя улучшение герметизации корпуса, промазывают изнутри силиконовым герметиком стыки стенок и посадочные места под головки НЧ и СЧ.

При необходимости и с наружной стороны корпуса заполняют герметиком щели между стенками, предварительно очистив их от пыли, грязи и клея. Герметик используют под цвет корпуса или прозрачный.

Чтобы не испачкать герметиком шпоновую отделку корпуса, её закрывают вокруг щелей бумажной липкой лентой и удаляют лишний герметик.

После его отвердевания острым ножом проделывают неглубокий прорез вдоль кромок ленты, в местах его сопряжения с герметизирующим составом, и удаляют ленту. Для этой процедуры удобно использовать металлическую линейку.

Многие радиолюбители, дорабатывавшие АС промышленного производства, для борьбы с вибрацией панелей увеличивали их жёсткость путём введения дополнительных рёбер жёсткости (планок), распорок. Для подавления вибраций внутренние стенки покрывали звукопоглотителем.

Однако простое увеличение жёсткости стенок или утолщение панелей лишь повышает их резонансные частоты и меняет характер распределения вибраций и излучения, поэтому вместе с такими доработками (или вместо них) целесообразно применять материалы, обладающие повышенными внутренними потерями и достаточно высокой упругостью.

Материалы, называемые вибродемпфирующими, можно нанести на обычные панели. Такие материалы понижают амплитуду вибраций, поэтому представляется возможным достигнуть приемлемых результатов при толщине панелей в 1,5…2 раза меньше необходимой [2].

Поэтому на внутренние поверхности стенок корпусов рекомендуется нанести самоклеющийся вибропласт толщиной 1,5.2 мм (применяется для снижения вибраций кузовных деталей автомобилей).

Звукопоглощающее покрытие увеличивает звукопоглощение колебаний низких частот до 500.1000 Гц. Степень звукопоглощения пропорциональна площади поверхности покрытия. Если крепить его на стенках корпуса не вплотную, а на расстоянии 20.50 мм, звукопоглощение на частотах ниже 500 Гц увеличивается [2].

Изготовитель 35АС-012 разместил в корпусах АС маты с минеральной ватой в достаточном количестве на некотором расстоянии от стенок и дополнительно покрывать стенки звукопоглотителем в данной модели АС, видимо, нет необходимости.

Чтобы сохранить устойчивость корпуса АС и при этом избежать передачи вибраций от корпуса к полу, пластмассовые опоры можно заменить резиновыми по форме усечённого конуса с диаметром основания 28 и высотой 15 мм.

Возможен и иной вариант — использование в качестве опор конусных шипов. Это предотвращает распространение нежелательных вибраций, но возникает проблема царапин и необходимость укладки под шипы, например, пятачков, каменной плиты или иной подставки, которая полезна для лучшей передачи звуковой картины: высокочастотные излучатели АС должны находиться на высоте головы слушателей.

Самым слабым звеном в этой АС, по мнению многих критиков, являетсяголовка СЧ. Её частотная характеристика имеет резкий спад выше 4,5 кГц, а механическая добротность весьма высока — 11,8.

Для расширения полосы, существенно влияющей на прозрачность звучания в области СЧ, можно использовать следующую методику.

С помощью растворителя 646 или 647 отмачивают и извлекают пылезащитный колпачок, открывая тем самым доступ к звуковой катушке. В её верхнюю часть вклеивают с помощью клея «Момент» пылезащитный колпачок с рупором, предназначенный для головки 10ГД-36, со срезанной до 7 мм стенкой (рис. 3,а). Снижение добротности головки достигается акустическим демпфированием.

Для наибольшей эффективности подавления основного резонанса подвижной системы головки демпфирующую ткань располагают в отверстиях диффузородержателя. С этой целью из плотного картона толщиной примерно 2 мм вырезают восемь одинаковых элементов (рис. 3,б). Общая площадь отверстий для головки 15ГД-11А должна составлять 22…28 см2 [3].

Одну сторону каждого элемента смазывают клеем «Момент». Через 5 мин наклеивают их на хлопчатобумажную ткань, натянутую в пяльцах для вышивания. Через 30 мин ткань обрезают по краю элементов. Полученные элементы панели акустического сопротивления (ПАС) слегка изгибают и наклеивают на окна диффузородержателя (рис. 3,в).

Места склейки дополнительно промазывают клеем. Важно, чтобы ткань в отверстиях элементов была натянута, в противном случае эффекта от применения ПАС не будет. После такой доработки головки существенно расширена её полоса частот, улучшены линейность и, самое главное, качество звучания АС в целом.

Рис. 3. Крепление головки 10ГД-36.

Модернизация 35АС

Пример средней модернизации (апгрейда) 35АС-012. Год выпуска 1985, фирма Radiotehnika. Прежде чем АС попали ко мне, их уже «модернизировали». Модернизация заключалась в замене ВЧ динамика 6 ГДВ-7 на Китайский SG по внешнему виду очень похожему на наш 10ГД-35, но только по внешнему виду, что выясниться позже при измерении его параметров. В другой АС динамик ВЧ 6ГДВ-7 почему-то был не подключен. Второе не стандартное это в АС стояли два низкочастотника 1978г. выпуска хотя оба одинаковые очень похожие на 30ГД-1 но на корзине написано 8ГД-1-25. По моему в этих АС родными остались только корпуса, фильтры и СЧ динамики 15ГД-11 на подвесах из пропитанной ткани, что уже не так плохо.

Разобрал АС. Динамики сначала проверил и отбраковал рабочие от нерабочих, с таким результатом 15ГД-11 рабочие и остальные нерабочие.

Оба НЧ оказались нерабочими, один пришлось перематывать и поменять подводящие поводки, у второго поменять поводки и подклеить подвес. Измерения показали неплохие результаты у «раритетных 34года» динамиков.

Сопротивление пост.6,5 Ома
Резонансная частота 29 и 29,5 Гц

что очень хорошо

Чувствительность 1Вт/1м /100Гц 89дБ

у обоих даже не ожидал

СЧ динамики измерил параметры

Сопротивление пост.6,3 Ома
Резонансная частота180 и 200 Гц
Чувствительность 1Вт/1м /1000Гц91 и 92дБ

ВЧ динамики разобрал у обоих мусор в зазоре и у одного обрыв катушки, пришлось отремонтировать и немного доработать оба динамика.

Сопротивление пост.12 Ома
Резонансная частота1,0 и 2,9 кГц
Чувствительность 1Вт/1м /10кГц89 и 91дБ

Родные кроссоверы были немного разные это видно на фото по большим конденсаторам слева на левом 4 штуки на правом 5 штук. Фильтры пришлось переделать под динамики, хотя их все равно нужно переделывать.

Мне пришлось делать фильтра можно сказать с нуля, динамики не стандарт.

На основании измерений параметров данных динамиков, рассчитал и изготовил фильтра. Для НЧ динамиков фильтр получился сразу, а вот с СЧ и ВЧ пришлось повозиться с частотами раздела и согласованием по уровню отдачи. Особенно с Китайским ВЧ который не как не хотел играть нормально. Пришлось его ещё немного доработать, изменить схему фильтра и всё согласовалось и зазвучало.

Фазоинвертору в АС пришлось сделать обрезание, мне не нужно 30Гц нижняя частота по ГОСТУ, а хватит и 40Гц, которая вложится в неравномерность всего частотного диапазона и правильно будет настроен .

Корпус АС внутри оклеил сентипоном.

Провода подключения динамиков поменял на нормальные (может и не супер бупер).

Всё собрал, прикрутил декоративные решетки измерил параметры АС.

Сопротивление пост.7,2 Ома
Чувствительность 1Вт/1м /1кГц89дБ
Частотный диапазон при неравномерности 4дБ50 – 16000Гц
Частотный диапазон при завале на краях диапазона 6дБ30 — 25000Гц

И теперь самое главное прослушивание.

АС показали хорошую равномерность в частотном и динамическом диапазоне, высокую натуральность и естественность звучания.

  • < Назад
  • Вперёд >

Комментарии

1
2

+18 #12 master 16.02.2019 14:15 Моё почтение. Когда разбираеш надо быть внимательней! Как подключаются динамики посмотри в интернете много схем, или точнее нужно знать модель АС и кто их изготавливал. По моему в Рижских 012 СЧ подключался в противофазе, в Орбите СЧ и ВЧ подключались в противофазе с НЧ. Я подбираю при настройки. Как я тебе могу подсказать в какой колонке стоял какой фильтр я при этом даже не присутствовал??? Чтоб не было таких казусов лучше делать у специалиста, например у меня, с измерениями и правильными фильтрами. На пример я еще не одной пары АС не сделал с одинаковыми фильтрами так как у всех 35АС разные динамики и по разному звучат АС.

Цитировать

0 #11 ВИКТОР 10.01.2019 01:01 Здраствуйте , вытащил обе платы а, теперь непоню какая из какой колонки ? У меня тоже на одной фанере — 4 конденсатора а, на другой дощечке — 5 конденсаторов.П одскажите пожалуйста

Цитировать

0 #10 ВИКТОР 08.01.2019 19:00 Здраствуйте , подскажите пожалуйста в подсоеденении проводов от фильтра к динамикам в колонках S90 35АС 012 .При разборке слабо привязал пометки на провода , в результате — отлетели

Цитировать

+29 master 18.01.2017 18:39 Моё почтение. В чём проблема звони договариваемся, встречаемся и вперед, через 3-4 недели слушаешь и радуешься.

Цитировать

+1 Дмитрий79 16.01.2017 22:54 Есть 35АС, есть желание омолодить их, сменить динамики и тд. Готов оплатить модернизацию

Цитировать

+12 Mikhalich 04.05.2015 00:00 В настоящее время являюсь счастливым обдадателем данной акустики. СПАСИБО Продавцу и спасибо Мастеру. Для меня, медведя, которому, при рождении Миша станцевал «качучу» — это верх совершенства :) СПАСИБО!!!

Цитировать

0 Grimbart 22.12.2014 01:25 8ГД-1 — разработан для р-лы «Виктория-001». Приемник «Мир» — производился заводом VEF и никакого отношения к РРЗ не имеет.

Цитировать

-15 Дмитрий Ткачук 01.06.2014 04:51 Цитирую Amir:

У головок 8ГД-1 очень высокая чувствительность 90-минимум. Лучше собрать ламповый усилитель и питать вч-сч гловки от отдельной обмотки трансформатора или вовсе с отдельным вч — сч каналом. С головкой 8ГД очень повезло. Ее можно использовать в ламповых усилителях. Еще один вариант — использовать активные фильтры и трехполосный усилитель с регуляторами уровня в каналах на простых микросхемах (у меня так).

Не сработается 8ГД-1 с ламповым усилителем -слишком тяжёлая во всех смыслах , в том числе и прямом , у неё подвесная система , хотя чувствительност ь-вполне «ламповая» , 90дБ . Эту головку часто путают с » тёзкой» 8ГД-1РРЗ от старого радиоприёмника «Мир» . Вот она , да , для лампового усилителя- в самый раз Цитировать
-32 Алекс 22.05.2014 16:41 Цитирую master:

Моё почтение. АС не мои, они отданы владельцу. Они работают с ресивером. Антон доволен и это главное. Конечно по использованию динамиков много вариантов, тут согласен. Я хочу сказать, не спешите выбрасывать старые 35АС, 25АС, они могут звучать так как новодел не может звучать. Доказывает сравнение по звуку 35АС и Dali ikon-7, сравнение проводили вместе с владельцем Dali, он тоже не мог поверить, пока сам не сравнил и послушал.

Смотря какой новодел! Очень странно но сравнивали 35ас-012 с китайскими (кстати недорогими) киношными колонками Ultimate sym3, так вот Ultimate sym3 переиграли 35ас-012 в разы сам был удивлен! Цитировать
+142 master 16.01.2013 20:40 Моё почтение. АС не мои, они отданы владельцу. Они работают с ресивером. Антон доволен и это главное. Конечно по использованию динамиков много вариантов, тут согласен. Я хочу сказать, не спешите выбрасывать старые 35АС, 25АС, они могут звучать так как новодел не может звучать. Доказывает сравнение по звуку 35АС и Dali ikon-7, сравнение проводили вместе с владельцем Dali, он тоже не мог поверить, пока сам не сравнил и послушал.

Цитировать

1

2

Обновить список комментариев RSS лента комментариев этой записи

Добавить комментарий

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]