Самые распространенные ошибки при построении сабвуферов
Идеальный сабвуфер — это тот, который рассчитан под музыку, которую вы слушаете, под машину, в которой вы передвигаетесь, и под остальные компоненты вашей акустической системы. При построении сабвуфера можно сделать множество ошибок, если не знать, как делать это правильно. В результате он может играть плохо или не так хорошо, как мог бы играть. При особо грубых ошибках можно создать такие условия, при которых динамик будет намного легче повредить. Какие же ошибки при построении сабвуферов можно допустить?
1. ошибки при построении сабвуферов, когда его делают наугад. Да, бывает и такое, когда для построения сабвуферного ящика делают короб из оставшихся обрезков пиломатериалов, с тем объемом, который получится, в надежде — а вдруг заиграет? Это грубая ошибка, так как для разных динамиков необходим разный объем акустического оформления. Также это очень глупая ошибка, потому что, потратив время на сборку и отделку ящика, обидно получить неиграющий «саб».
2. ошибки при построении сабвуферов, когда используют чертежи из интернета, можно получить либо хорошо играющий сабвуфер, либо играющий откровенно плохо. Это уже как повезет. Даже если размер вашего динамика и размер динамика на чертеже одинаковый, это совсем не гарантирует хорошей и правильной работы низкочастотника. Так как каждый динамик имеет свои электромеханические характеристика, они обязательно должны учитываться при расчете.
3. ошибки при построении сабвуферов – неправильный тип акустического оформления. Для каждого динамика необходимо свое акустическое оформление. Для одного это закрытый ящик, для другого — фазоинвертор, для третьего фриэйр. Установив в закрытый ящик динамик, который предназначен для свободной установки в заднюю полку, можно получить гулкий, неприятный и раздражающий бас. Если же установить в полку динамик, предназначенный для ящичной установки, можно просто его повредить, чуть добавив громкости.
4. ошибки при построении сабвуферов, когда рассчитывается неправильный объем короба. Для сабвуферных динамиков разного диаметра необходимы ящики разного объема. Причем для одного и того же динамика в закрытом ящике и фазоинверторном корпусе нужны разные объемы, которые отличаются на несколько десятков литров. А для акустического оформления типа «четвертьволновой резонатор» ящики получаются совсем уж гигантского размера.
5. ошибки при построении сабвуферов, когда неправильно рассчитанный порт. Для каждого динамика, исходя из требуемого объема, нужно рассчитывать объем порта, его длину и площадь (если это фазоинверторный корпус). Наугад сделать порт не получится, так как программы, по своим формулам, считают порт именно для данного динамика и данного объема короба. Если сделать это неправильно, ящик может играть тише, чем мог бы, или с различными шумами и артефактами звучания, типа гудения, свиста или хлопанья. На слух это будет восприниматься очень плохо.
Также при построении сабвуфера может не учитываться музыка, ваша машина и мощность усилителя. Так происходит, когда вы покупаете готовый сабвуфер в магазине. Он сделан для какого-то усредненного потребителя, который ездит в среднестатистическом автомобиле и слушает средненькую музыку. Играть такой «саб», конечно, будет, но хуже, чем мог бы играть, если его сделать под индивидуальные требования.
Например, если вы любите слушать рэп, трэп, а устанавливаете 10-дюймовый динамик в закрытый ящик, то, добавляя громкости, чтобы получить глубокий и низкий бас, вы просто повредите динамик, выводя его катушку на максимальный ход. Или вы хотите послушать джазовый концерт, а сабвуфер у вас 15-дюймовый, в 130-литровом огромном ящике с фазоинвертором. Он просто не сможет хорошо играть те низкие частоты, которые присутствуют в джазе.
Другой пример: вы делаете большой по объему короб, не учитывая мощность своего усилителя, которая в два раза выше номинальной мощности, чем способен «переварить» динамик. В результате динамик точно так же будет поврежден, потому что ему банально не на что «опереться» при работе.
Поэтому, старайтесь не допускать описанные ошибки при построении сабвуферов, рассчитывайте, делайте сабвуферы правильно и они будут вас радовать своим звучанием. А вы получите удовольствие от качественно сделанной работы.
Почему испортилась передача звука?
Первое, на что следует обратить внимание, если вы заметили, что звучание колонок ухудшилось и из них идёт посторонний шум, так это на целостность кабеля. Проверьте его по всей длине, нет ли повреждений на нём, например:
- перегибов;
- разрывов в оплетке;
- нет ли внутренних переломов провода;
- не погрызли его домашние питомцы;
Если кабель съёмный, подключите его к другому устройству и проверьте там.
Повреждение разъемов. Рано или поздно, но при активной эксплуатации устройства его разъёмы изнашиваются. Это заметно, например, по люфту штекера, а он должен сидеть плотно. Попробуйте вытащить штекер, затем вновь вставить, покрутить в гнезде. Из колонок сразу будет слышен шум.
СПРАВКА! Если возможностей приобрести новые колонки нет, то можно просто закрепить кабель в нормальном состоянии, в котором он не вызывает помех.
Очень длинный кабель . Нередко звук искажается из-за того, что на кабеле имеется большое количество перегибов, особенно если он очень длинный, а расстояние до компьютера не особо большое. Постарайтесь в подобном случае сохранить ту укладку кабеля, которая была сделана на заводе.
Эксплуатация неисправных разъёмов. Как правило, в любом системном блоке имеется два входа для подключения аудиосистем. Один расположен на передней панели корпуса, а второй на материнской плате. Передний разъём очень быстро приходит в негодность и начинает некачественно работать, а то и совсем не определяет устройство.
Переплет . Многие владельцы компьютеров любят переплетать провода друг с другом, чтобы они не торчали в разные стороны. Но это влечёт за собой заломы кабеля, а как следствие и гудение.
Борьба с помехами в усилителе.
В данной статье я поделюсь своим опытом борьбы с наводками, шумами, гулом, помехами в усилителях низкой частоты. Расскажу о причинах их возникновения.
Помехи
Помехи в усилителе низкой частоты могут быть как внутренние, так и внешние.
Внутренние помехи могут быть связаны:
- Некачественный блок питания или недоработка питающих цепей. При таком недостатке начинает «захлебываться», то есть при увеличении громкости появляются искажения. Диагностировать такой недостаток достаточно просто. Необходимо замерить напряжение на выходе блока питания, а также на плате самого усилителя при максимальной и минимальной громкости. Большого перепада напряжения не должно быть. При изготовлении устройства из готовых плат, очень часто сталкивался с потерей массы (минуса), для устранения данной проблемы нужно кинуть провод от минуса блока питания до минуса на клемме входа усилителя, выхода и на корпус переменного резистора.
- Пожалуй, самое распространенное явление — это «наводки 50 Гц.», связаны они с пульсациями напряжения в сети. Для борьбы с ними можно поэкспериментировать с емкостью конденсаторов фильтрующих элементов. (СЛЕДУЕТ ЗНАТЬ, ЧТО ПРИ УВЕЛИЧЕНИИ ЕМКОСТИ КОНДЕНСАТОРА НАПРЯЖЕНИЕ УВЕЛИЧИВАЕТСЯ, экспериментируя с электролитами на выходе стабилизатора не стоит увлекаться). Можно добавить дросель в питающую цепь. Экранировать предварительный каскад и располагать его как можно дальше от источников наводок.
Электролитические конденсаторы не добросовестных производителей могут терять свои свойства даже при хранении в коробочке. Вздутие такого конденсатора говорит нам о том, что он пришел в негодность. Но далеко не всегда конденсатор вздувается. Для диагностики работоспособности конденсатора рекомендую пользоваться ESR метром. Благо друзья китайцы делают интересные приборы по доступной цене.
Внешние помехи обусловлены воздействием на усилитель внешних устройств. Например, импульсных источников питания, двигателей, источников магнитного излучения.
Для уменьшения воздействия внешних источников помех следует:
- Применять экранирование входных цепей.
- Располагать плату усилителя как можно дальше от устройств, создающих помехи.
При самостоятельной сборке следует:
Провода, используемые для подачи сигнала на входные цепи должны быть экранированы и как можно короче. Желательно на каждый канал по отдельному экранированному проводу. Также при проектировании печатной платы дорожки следует делать как можно короче. Их расположение тоже может влиять.
Шумы усилителя (шипение)
Шипение усилителя связано с конструктивной особенностью, а также с шумами самих радиоэлементов. Побороть его получится наврятли.
На этом все. Если у Вас есть замечания или предложения по данной статье, прошу написать администратору сайта, или комментарии под данной статьей.
Успехов!
Гудят колонки, когда подносишь телефон
Динамики часто шумят и издают помехи, когда мобильное устройство получает СМС или вдруг он начинает звонить. Собственно, любая техника, у которой имеется антенна, приводит к возникновению подобных эффектов в динамиках. Но иногда их могут вызывать принтеры и даже настольные светильники. Попробуйте по одному отдалить потенциальные источники помех от компьютера и таким образом, сможете обнаружить виновника.
Постоянное гудение колонок, когда они включены, по большей части, нормальное явление. Не то чтобы так и должно быть, но это просто связано со схемотехникой звуковой платы и самих колонок. Происходит это из-за того, что если на звуковую карту не поступает питание, то она начинает ловить любые наводки от всего окружающего. Чтобы избавиться от этого необходимо заземлить корпус компьютера, снизить входное сопротивление у колонок примерно до 20 кОм.
Гудит акустика — в чем причина? Мой взгляд на эту проблему
Как вы думаете откуда взялось правило не ставить АС с задним фазоинвертором к стене? И с чего так упорно здесь советуют ставить колонки посередине комнаты?
К сожалению мало кто понимает причину этого, в связи с тем, что не обладают определенными знаниями и не понимают суть «Звукового распространения».
Думаю стоит начать с того, что понимается под понятием «ставить вплотную к стене». Это значит, что фазоинвертор получается закрыт и не работает. По этому раньше производители АС писали рекомендации не ставить вплотную к стене. По моему мнению достаточно 10 см от стены до корпуса АС.
Насчет гула
Верно замечено А. Клячиным, что гул свойственен АС с изначально задранными басами. Я полностью с этим согласен, так как лукавые производители любят задрать полосу 80-150 герц в своих АС на уровень до +6 дб и твердо заявляют «Басящие колонки».
А у кого есть АС с фазоинвертором в пол?
У напольного фазоинвертора, сами представляете до упора то есть от фазика до пола см 10-5 может быть и ничего, не гудит…
То есть суть гула в том, что неправильно спроектированы АС. Грамотная акустика не будет гудеть по причине грамотного расчета, а именно «Фазоинвертор должен настраиваться на низкие частоты, примерно на 25-30 герц». Увы такое возможно с крупными НЧ-динамиками 20-30 см и более. Нынче «золотым решением» стали 13,5 — 17 см динамики НЧ и потому фазоинвертор у них настраивают на 40-60 герц.
Тем более мало кто знает что ниже частоты настройки фазоинвертора происходит «акустическое короткое замыкание», то есть звуковое давление падает 24 дБ на октаву, и басов просто негде взять. При высоко настроенном фазоинверторе никакая комната НЧ не поднимет.
Как тут многие «гуру» пишут ставить колонки к стене нельзя вообще, ибо искажается басовая область и колонки дают размазанный бас. И неважно спереди фазик или сзади. Есть еще одно стопудовое убеждение заткнуть фазоинвертор носками поролоном и прочими «порноштучками».
Все почему-то уверены, что бас дает именно труба, а не динамик. Мол динамик ниже не может звучать и труба длиной 10 -15 см выдает «супер басы». Полное заблуждение и чушь.
Дыра в трубе вообще не может басить ибо она является дополнительным тормозом мембраны динамика. Именно тормозом, а не бас секретом. Вряд ли кто-то знает принцип работы фазоинвертора и что он там инвертирует. Все уверены что «ОН дает БАСС».
А он дает не «Басс» а дает возможность уменьшить (линейный ход мембраны динамика) искажения у динамика, когда он играет на частоте резонанса. То есть поскольку на резонансной частоте у динамика максимальный ход, то он таким образом при определенной мощности может дойти до ограничения линейного хода диффузора, ибо на частоте резонанса ход максимален.
Фазоинвертор настраивают либо на частоту резонанса динамика, либо еще ниже. Для чего настраивают еще ниже? Как я писал выше «ниже частоты настройки происходит акустическое замыкание» со спадом 24 дБ/октаву. Именно для ликвидации этого и смещают настройку фазика ниже, с целью того что комната прослушивания таким образом сможет добавить еще немного НЧ.
Когда вы затыкаете фазоинвертор, вы с одной стороны «увеличиваете частоту резонанса Ящика АС», а с другой убираете демпфер мембраны динамика и он ходит с не додемпфированием что порождает искажения и призвуки. Хотите проверить? Это проще сделать если фазик спереди. Включите музыкальный трек с басом так чтоб ход динамика был заметен. поднесите палец к мембране чтоб зафиксировать ход динамика. и держите палец на том расстоянии чтоб он едва касался мембраны. а теперь плотно закройте фазоинвертор ладонью или иным материалом. и в увидите что ход мембраны динамика значительно увеличится. Он будет сильнее касаться вашего пальца. Вполне удобный для реализации пример чтоб понять смысл фазоинвертора, и его физическую суть.
Потому напомню что Фазоинвертор у грамотной АС должен быть грамотно настроен. Но нынче в век «кампуторного моделирования» и выпуска ширпотреба никому не интересно делать качественные АС. Потому производители каждый год плодят всякие клоны своих АС уверяя что в этом варианте получилась революционная АС супер разработка и прочие «нано» технологии, лишь бы продать очередные изделия.
Сами подумайте неужто производитель не знает как в большинстве случаев стоят АС в жилых комнатах? Вы наивно полагаете что все АС он ставит их по метру от стены? Просто никто не хочет оптимизировать АС для грамотного звучания, это дорого. Вот и выпускают полуфабрикат который гудит у стены, в углах и прочее, в надежде «ничего, помучаются и купят новые».
Также хочу обратить внимание на модные нынче встраиваемые АС. В стены потолки и прочее…. Согласен такие варианты не дают баса. Но исходя из особенностей они звучат лучше чем колонки стоящие «от стены».
Но это другая тема…
Как добиться максимальной производительности вашего сабвуфера.
Сабвуферы великолепно делают музыку громкой, но только до определенного момента. Например, если вы неправильно отрегулируете сабвуфер, музыка может звучать искаженно и слишком громко. Хитрость заключается в том, чтобы установить правильно громкость вашего сабвуфера в машине таким образом, чтобы от сильных басов у вас автомобиль не трещал по швам. К счастью, выставить настройки очень легко. Вы можете сделать это всего за несколько секунд.
Сабвуфер: назначение и устройство
Качественный звук невозможно представить себе без добротной передачи низких тонов. К сожалению, штатная акустика, устанавливаемая в автомобили по умолчанию, с этой задачей справляется плохо. Нужен сабвуфер.
Есть сабвуфер далеко не у каждого автолюбителя, но как он выглядит, представляет, наверное, каждый: здоровенный динамик, занимающий половину (в лучшем случае) багажника. Почему сабвуфер должен быть большим? Строго говоря, для качественной передачи низких частот большой размер диффузора не нужен – любые хорошие наушники способны передать «низы» во всем богатстве, несмотря на размер диффузора в десятки раз меньший, чем у сабвуфера. Проблема – в звуковом давлении, создаваемом колонками. Создать звуковое давление в маленьком объеме между ухом и наушниками несложно, другое дело, когда речь идет хотя бы об объеме воздуха внутри автомобиля. И тут чем ниже частота, тем медленнее движется диффузор и тем сложнее создать им необходимое звуковое давление. У диффузора с маленьким диаметром должен быть очень большой ход, чтобы с увеличением громкости звуковое давление на нижних частотах оставалось тем же, что и на высоких – чтобы «низы не проседали». А если музыку хочется слушать очень громко, да еще и с усиленными басами, то уже никакой стандартный динамик не справится – нужно увеличение размера диффузора.
Еще одна особенность сабвуфера – и в стереосистемах, и в системах объемного звука – он всегда один (это тоже многим известно, хотя не все знают, почему так). Дело в том, что человек плохо определяет направление на источник звука низкой частоты. Из-за длины звуковой волны, сравнимой с расстоянием между ушей, оба наших метода определения направления на источник звука не работают. Затухание звука неразличимо (волна просто огибает голову и в обоих ушах звучит с одинаковой интенсивностью), по сдвигу фаз определить направление тоже не получается (пик сигнала приходит в оба уха одновременно). Поэтому одного сабвуфера вполне достаточно – если на него не идет сигнал высокой частоты, определить, где он установлен, не получится.
Почему же многие маленькие сабвуферы стоят дороже больших? В чем же разница между дорогими и дешевыми моделями, кроме мощности? Во-первых, в сочетании мощности (желательно побольше), звукового давления (тоже побольше) и размера (поменьше). Требования взаимоисключающие, поэтому, чем ближе производителю удается приблизить свое изделие к недостижимому идеалу, тем более дорогие материалы и инженерные решения в нем использованы. Во-вторых, в качестве звука: в погоне за мощностью многие производители оставляют вопрос качества «за кадром» – ведь оно требует применения качественных (следовательно – дорогих) материалов диффузора и корпуса сабвуфера.
Установите правильную громкость
Вы ездили в машине, в которой установлен сабвуфер, или, может быть, были у кого-нибудь в доме, где в качестве дополнения к музыкальному центру и колонкам есть сабвуфер? Если да, то наверняка вы не раз сталкивались с неправильной настройкой сабвуфера – обычно об этом говорит слишком громкий звук, который сильно бьет по ушам. Да, конечно, как говорится, о вкусах не спорят.
Смотрите такжеКак включить автоматически режим громкой связи при входящем звонке на iPhone
Может, кому-то нравятся сильные басы. Но всему есть предел. Даже тем, кто без ума от мощных басов в музыке, нужно помнить, что неправильно настроенный сабвуфер может на самом деле испортить все качество музыки. И главное правило здесь – что больше басов не всегда лучше. На самом деле оптимальный (правильный) уровень басов чаще всего ниже, чем думает большинство любителей сабвуферов.
Вот видео, в котором рассказывают, как настроить сабвуфер в короткие сроки (объяснение на 2:53, остальное реклама сабвуфера – можно не смотреть):
Для тех, кто не знает язык и не понимает субтитры, давайте детально разберем ролик.
1. Сначала установите кроссовер в сабвуфере. Это частота, с которой ваш сабвуфер будет воспроизводить басовые ноты. Если вы используете большие напольные основные колонки, установите кроссовер сабвуфера в диапазоне 40 Гц-60 Гц. При использовании небольших колонок (размещенных, например, на задней полке автомобиля) установите кроссовер на 50 Гц-80 Гц.
Если в вашей машине используются только небольшие боковые колонки, установите кроссовер на 80 Гц-160 Гц. Ваша задача – чтобы ваш сабвуфер не забил басами основные колонки. В большинстве автомобилей, как правило, необходимо установить сабвуфер на частоту 80 Гц. Конечно, для каждого автомобиля, в зависимости от марки, модели, размера и количества штатных колонок, нужны индивидуальные настройки усилителя басов. Поэтому для более точной настройки от меньшего к большему постепенно прибавляйте настройки кроссовера сабвуфера, внимательно вслушиваясь в музыку. Ваша задача – чтобы ваш сабвуфер не воспроизводил одинаковые басы со штатными колонками. Иначе сабвуфер забьет основные колонки.
2. Далее настройте громкость. Эта важная часть, которую многие автовладельцы делают неправильно. Но эта настройка также самая простая. Включите какую-нибудь музыкальную композицию и поверните настройку звука сабвуфера на минимум, чтобы он больше не был слышен. Затем постепенно увеличивайте громкость звука до тех пор, пока не начнете слышать, как музыка начинает заполняться басами. Как только вы услышали это, больше не прибавляйте громкость. Все – вы настроили громкость сабвуфера.
3. Если у вас есть фазовый переключатель, управление фазой компенсирует задержку между сабвуфером и основными динамиками автомобиля. Переключите его между 0 и 180 градусами и посмотрите, слышите ли вы разницу. В зависимости от установленного в машине аудиооборудования при каждой настройке фазы звучание может быть различным. Выберите ту фазу, на которой, по вашему мнению, звучание лучше.
Вот и все. Весь процесс не должен занимать у вас больше минуты.