Полочные мониторы Amphion Argon 3S
Многие любители музыки хотели бы слушать любимые записи именно так, как они звучали в аппаратной во время записи и сведения. Но профессиональная акустика, как правило, слишком дорогая и не всегда подходит для домашнего интерьера. Выход из положения предлагают финские инженеры.
Мониторы, которые мы собираемся слушать, имеют любопытный бэкграунд. В 2015 году компания Amphion, имеющая очень сильное профессиональное подразделение (подробнее об этом здесь), выпустила двухполосные мониторы ближнего поля One 18. Они оказались настолько удачными, что восторженные обзоры появились не только в специализированных журналах для профи, но и в массовых хай-файных. После этого Ансси Хивёнен (Anssi Hyvönen), основатель и главный разработчик компании, решает выпустить версию этих мониторов для домашнего использования с более демократичной ценой.
В отличие от фазоинвертора, пассивный радиатор не затягивает атаку и не даёт турбулентных призвуков.
Габариты, количество и калибр драйверов, а отсюда и большинство параметров у Argon 3S те же, что у One 18. И главное решение, которое наши испытуемые переняли у профессиональных моделей – акустическое оформление «пассивный радиатор». Напомню, что это такое. В корпусе АС устанавливается динамик без звуковой катушки магнитной системы, собственный резонанс которого и определяет нижнюю границу воспроизведения. Такое решение позволяет получить более низкую границу воспроизведения, чем в закрытом ящике, но, в отличие от фазоинвертора, пассивный радиатор не затягивает атаку и не даёт турбулентных призвуков. Почему же при таких преимуществах он редко используется в домашней акустике? Да просто динамик, пусть и в разукомплектованном виде, намного дороже пластиковой или алюминиевой трубки.
В Argon 3S за нижний регистр отвечает 6,5-дюймовый драйвер SEAS с алюминиевым диффузором. Такая диафрагма отличается высокой жёсткостью при малом весе, но имеет одно неприятное свойство – склонность к резонансам в районе 3 кГц. В нашем случае они не слышны, т.к. Ансси выбрал очень низкую частоту раздела – 1600 Гц. Кроме того, неизбежные на стыке полос фазовые сдвиги оказываются вне зоны максимальной чувствительности нашего слуха (2000 – 4000 Гц). Самым сложным в этой ситуации было найти твитер, способный подхватить эстафету у мидбаса на такой низкой отметке. Пришлось позаимствовать у флагманской модели Krypton3 дорогой излучатель SEAS Integrator с дюймовым титановым куполом. Как видно на фото, он изрядно углублён внутрь корпуса, и сделано это для того, чтобы звуковые катушки обеих головок оказались на равном расстоянии от ушей слушателя. За счёт этого достигается высокая когерентность излучения, т.е. синхронизация по времени сигналов с разной частотой. Кроме того, твитер помещён в центр широкой воронки – это фирменный принцип Amphion UDD (Uniformly Directive Diffusion), обеспечивающий линейную частотную характеристику не только на акустической оси, но и при отклонениях от неё. Другими словами – если вам не удастся расставить мониторы симметрично относительно точки прослушивания, тональный баланс не пострадает. Такой же волновод используется в мониторах One 18 с той лишь разницей, что у них он выточен из кориана (искусственного камня), а в Argon3S – из MDF повышенной плотности. Внутренняя проводка выполнена посеребрённым медным проводом.
Пассивная головка установлена на задней стенке. Калибр тот же, что у основного драйвера, и диффузор тоже алюминиевый, но без фазовыравнивающей «пули» в центре.
Пришлось позаимствовать у флагманской модели Krypton3 дорогой излучатель SEAS Integrator с дюймовым титановым куполом.
Ещё один элемент, позаимствованный у профессиональной линейки – входные терминалы Argento Audio с крупными пластиковыми стаканами вместо привычных позолоченных постов с накидной гайкой. К ним можно оперативно подключить бананы, лопатки и зачищенный провод, не касаясь голых контактов и не рискуя что-нибудь закоротить. Очень удобно.
Изготавливаются мониторы в Финляндии. Корпуса жёсткие, отделка (в нашем случае – натуральный шпон ореха) безукоризненная. Такие мониторы и в самом богатом интерьере не станут выглядеть инородным телом.
Полное ощущение, что играет акустика как минимум, с 8-дюймовым НЧ-драйвером: бас мощный, с чувствительным ударом, плотный и быстрый.
Поскольку усилитель, с которым мы слушали мониторы, Lyngdorf TDAI-2170, полностью цифровой, то и к источнику мы подключались сначала по HDMI, а потом, для сравнения, по коаксиалу. Честно говоря, без особой надежды услышать разницу, но о результатах этого эксперимента чуть ниже.
Независимо от способа подключения «Аргоны» продемонстрировали удивительное сочетание качеств. Во-первых, бас. Нижняя заявленная граница рабочего диапазона 30 Гц, но не всегда написанному можно верить. В нашем случае полное ощущение, что играет акустика как минимум, с 8-дюймовым НЧ-драйвером: бас мощный, с чувствительным ударом, плотный и подвижный. Быстрые серии рабочего барабана передаются без затяжек, с резким фронтом и идеально отмеренными промежутками. Общий характер подачи свободный, открытый и при этом сама звуковая картина прорисована очень тонкими штрихами.
Но главная особенность мониторов, как и любой акустики Amphion – построение трёхмерного пространства с абсолютно телесными образами. Создаётся нечто похожее на 3D видеопроекцию, настолько легко визуализируется всё происходящее в звуковой сцене. Кстати, различия при подключении по HDMI и Coax чувствуется, прежде всего, в т.н. эшелонировании. С коаксиалом получается более ощутимая перспектива в глубину и слегка расширяется спектр в верхней части диапазона. Так что Argon 3S не только музыкальны, но и невероятно точны, и могут использоваться в качестве инструмента для оценки звучания других компонентов. И что самое главное, они при всей своей мониторности не дают скучать слушателю благодаря своему чрезвычайно живому характеру.
Создаётся нечто похожее на 3D видеопроекцию, настолько легко визуализируются всё происходящее перед слушателем.
Amphion Amphion Argon 3S
Производитель: Amphion Loudspeakers Ltd. (Финляндия)
www.amphion.fi
Конфигурация: 2 излучателя, 2 полосы || Акустическое оформление: пассивный радиатор || Диапазон воспроизводимых частот: 30 — 25000 Гц || Чувствительность: 87 дБ || Номинальное сопротивление: 8 Ома || Частота раздела полос: 1600 Гц || Рекомендованная мощность усилителя: 10 – 150 Вт || Отделка: стандартный белый, полный белый и чёрный, натуральный шпон ореха. Грили — 9 стандартных цветов и под заказ – любой из перечня RAL || Габариты: 191 x 380 x 305 мм || Масса: 12 кг || Цена за пару: 225000 руб.
СИСТЕМА
- DVD-проигрыватель OPPO BDP-105D
- Интегральный усилитель Lyngdorf TDAI-2170
- Кабели: межблочные и акустические: Wire World Oasis
- HDMI Wire World Ultraviolet 7 0,3 м
- коаксиальный Wire World Chroma 7
МУЗЫКА
- «Tutti! Orchestral Sampler». 24 bit HDCD Reference Recordings, 1997
- Squirrel Nut Zippers, «Bedlam Ballroom». Mammoth Records, 2000
- Deep Purple, «Made in Japan». EMI, 1972
- The Rolling Stones, «Let It Bleed». ABKCO Music and Records, 1986.
- «Great Cover Versions». Inakustik, Reference Sound Mastering, 2013
поделиться
Tags: AmphionArgon 3SLyngdorfOPPOWire WorldВыбор эксперта
Amphion Argon 3
Не уж то свершилось! Я неторопливо приближаюсь к работе. Вхожу и прямо со входа окидываю взглядом салон в поисках нового и неизведанного для меня. Несмотря на то, что с момента моего последнего посещения магазина прошло не так уж много времени, ассортимент успел существенно пополниться, что искренне порадовало меня. Первое что «бросилось в уши», это подключённые в основном зале акустические системы Amphion Argon 3L, уже с первых нот я понял, что звук достаточно приятный. Решив не разбирать собранную коллегами систему, я прихватил с собой в комнату прослушивания свободные в данный момент полочные акустические системы Amphion Argon 3, оставив напольные Argon 3L радовать слух других обитателей салона.
Признаюсь честно, если бы старшие браться Amphion Argon 3 не играли в момент моего появления в салоне, то я бы ещё не скоро решился на прослушивание, ведь специфика строгого скандинавского дизайна не оставляет шансов «зацепиться» за них взглядом. Простые, прямоугольные, с острыми углами, Amphion Argon 3 стоят передо мной готовые к прослушиванию. На первый взгляд минималистический, а возможно даже немного простоватый дизайн не обещает ничего интересного, кажется, что если внешности не уделили должного внимания, то могли обойти вниманием и качество звучания, но, как оказалось это совсем не так.
На первый взгляд, конструкция акустических систем кажется достаточно простой и привычной. По сути Amphion Argon 3 представляют собой классические двухполосные акустические системы. Двухкабельное (Bi-wiring) подключение не предусмотрено, о чём свидетельствует всего одна пара клемм. Но, несмотря на внешнюю обычность у Argon 3 есть и отличительные черты, к которым можно отнесли лёгкое «рупорное» оформление металлического высокочастотного излучателя, а также отсутствие привычного съёмного гриля, вместо которого установлена несъёмная металлическая защитная сетка. Непривычно также было обнаружить весьма скромных размеров фазоинвертор на задней панели. Само его наличие удивления не вызвало, но диаметр был сравнительно небольшой, что свидетельствует о не слишком низкой его резонансной частоте. Пожалуй, хватит обсуждать внешность, приступим к прослушиванию.
Первые же звуки развеивают все сомнения, акустика прекрасна! Это было неожиданно для меня, что скромная по виду акустика способна поразить меня звучанием. Именно в этот момент, когда я начал увлекательный процесс познания богатого внутреннего мира Amphion Argon 3, мне на ум пришла мысль о том, что эта акустика создана для тех, кто живёт музыкой, тех, кто уже «перерос» брендовые войны и покинул гонку за пафосом и титулом счастливого обладателя дорогой системы широко известного производителя. Amphion Argon 3 по достоинству оценят те, кто судит о высококачественной аппаратуре не по количеству звёздочек в именитом тематическом журнале и не по внешнему виду, и уж тем более не по сухим техническим параметрам, а по звучанию и способности раскрывать душу музыкального произведения, заставляя слушателя проводить в компании системы долгие часы приятного прослушивания. Несмотря на моё восхищение звучанием Amphion Argon 3, я всё же понимаю, что эпитеты: прекрасно, волшебно, великолепно, не позволяют сформировать целостное понимание о характере звучания колонок, так что давайте будем подходить к прослушиванию объективно. Тональный баланс весьма не плох, ничто не «выпирает», явных провалов тоже не наблюдается, но, тем не менее, я склонен утверждать, что Amphion Argon 3 основную ставку делают на звучание середины и верхов.
Причиной этому является не ограничения в размерах колонок, я склонен полагать, что это изначальная позиция разработчиков фирмы. На эти мысли меня натолкнул скромный по размерам фазоинвертор, который изначально предполагает невозможность извлечения громогласных басов. Впервые я задумался о том, что, возможно, низкие частоты не всегда должны являться основой всего, по крайней мере, если именно их чуть более скромное звучание позволило общему качеству звука подняться на такие высоты, то я готов отказаться от низов. Поймите правильно, я не испытывал недостатка в низких частотах, но как правило я ожидал большего их присутствия, вспоминая опыт прослушивания аналогичных по размеру колонок других производителей. Звучание Argon 3 не перегружено, но в тоже время удивительно полновесно и полноценно, нет ни малейшего ощущения, что чего-либо не хватает. Уверенное звучание контрабаса и бас гитары не позволяют затаиться сомнениям о скромности низов. Лишь тяжёлая рок музыка с обилием гитарных рифов немного потеряла в уверенности и мощи, мне не хватало взрывной волны в припеве «Steel Loving You» легендарных «Scorpions». Поп-музыка с электронными басами и клубная музыка хоть и балансировали на грани небольшой легковесности, но всё же уверенно удержали свои позиции. Amphion Argon 3 — на удивление быстрая акустика, низкие частоты очень рельефны и фактурны, нет ни малейшего смазывания.
Вот мы и добрались до средних частот и верхов. Именно они впечатлили меня сильнее всего своей реалистичностью. Потрясающая точность и детальность звучания средних и высоких частот в совокупности с необыкновенной, несравнимой ни с чем воздушностью, способствует формированию завораживающей стереокартины. Звуковые образы, созданные Amphion Argon 3, парят в воздухе, распространяясь далеко за границы комнаты прослушивания. Колонки не держат звук, а с необычайной лёгкостью расстаются с ним, невольно заставляя усомниться в своей причастности ко всему происходящему, создаётся впечатление, что мелодия рождается из ниоткуда. Великолепная передача пространства, звуковые образы предстают перед слушателем в полную величину, а не в уменьшенных копиях с потерянным величием. Вокальные партии заслуживают особого восхищения, такого реализма я давно не слышал. Интонация и тембр голоса каждого исполнителя передается в мельчайших деталях, что, несомненно, позволяет не только оценить талант исполнителя, но и почувствовать его настроение и эмоции, которые он испытывает в момент исполнения.
Воздушность, музыкальность, детальность, реалистичность, пространство… Мне не хватает слов для описания всех достоинств звучания Amphion Argon 3. Это именно тот случай, когда техника «перешагивает» некую границу и переходит в разряд искусства. Amphion Argon 3 – не просто акустические системы, это музыкальный инструмент, чистейшее окно в мир музыки, созданный величайшими мастерами своего дела.
Автор: Максим Шмельков
Акустика Amphion: свежий взгляд на старые проблемы
Хотите слушать музыку тихо, и чтобы при этом она вызывала сильные эмоции? Ищете акустику, которая не требует специальной обработки помещения, которая прекрасно звучит в любом интерьере? Стремитесь к естественности в звуке, но не готовы платить за неё многие миллионы? Думаете, мы шутим, и всё это невозможно, по крайней мере, для не самых богатых людей? Нет, мы абсолютно серьёзны. Основатель компании Amphion Ансси Хивёнен (Anssi Hyvönen) уверен, что это реально.
Выбор акустики — самый сложный этап в построении системы. Мало того, что именно на стадии электро-механического преобразования в звук вносятся самые сильные искажения, ситуация ещё усугубляется тем, что звучание колонок определяется не только ими самими, но и акустикой помещения, в котором они установлены. Вот и получается, что приобретая колонки, мы играем в лотерею, пытаясь вытянуть счастливый билетик — модель, которая даст в конкретном помещении тот самый звук, о котором мы мечтаем. Насколько велики шансы выиграть?
Достаточно велики, если при разработке акустики ставилась такая задача — снизить влияние на звук внешних резонансов. Исключить его на 100% едва ли получится, но заметно уменьшить вполне возможно. Amphion это удалось с помощью технологии управляемой дисперсии U/D/D (Uniformly Directive Diffusion).
Надо сказать, что значение дисперсии уже давно поняли многие разработчики. Было проведено множество опытов, показавших, что широкая диаграмма направленности — один из важнейших показателей, влияющих на субъективное восприятие звучания. Но основатель Amphion пошел дальше, установив: важна не широкая, но однородная и контролируемая дисперсия, причем не только в пространстве, но и во времени.
На практике это достигается за счёт точно рассчитанного расположения драйверов в корпусе и специального волновода у твитера, спроектированного таким образом, чтобы обеспечить оптимальное сопряжение по фазе со среднечастотным излучателем, а также получить строго определённую характеристику направленности. И не только.
Элемент №36
Флагманские напольники Krypton3 (её первое поколение вышло 15 лет назад) стоит в каталоге Amphion особняком. Кроме того, что это единственная у фирмы 3-полосная модель, на неё не распространяется один из основополагающих принципов фирмы — добиваться требуемого качества в рамках благоразумной по европейским понятиям цены. Это акустика класса High End с соответствующим ценником, некий эталон качества в представлении Ансси Хивёнена.
Кроме технологии U/D/D, в ней применяются 8-дюймовые СЧ-драйверы с бумажными диффузорами особой конструкции. Благодаря кон, они работают в критически важном диапазоне 600 — 2000 Гц как излучатель калибра 4”, что увеличивает разрешение, улучшает переходные характеристики, добавляет «воздуха». И всё это — при сохранении малого уровня искажений и высокой перегрузочной способности 8-дюймовых драйверов. Работают эти головки от 160 Гц, что позволяет ограничить рабочий диапазон частот 10-дюймового НЧ-драйвера (он расположен на боковой панели) и тем самым уменьшить искажения на низких частотах.
Что касается дисперсии, СЧ-звено этих колонок имеет характеристику направленности в форме кардиоиды, что позволяет снизить влияние на звук акустики помещения. Уровень боковых отражений у Krypton3 — на 20 дБ ниже, чем у обычных колонок, что позволяет устанавливать эту акустику в малых комнатах, рядом с большими окнами и просто в «трудных» помещениях. Во многом именно благодаря этой особенности Krypton3 снискали восторженные отклики многих авторитетных экспертов. Ведь что греха таить, большинство из них проводят тесты в обычных жилых помещениях без акустической обработки.
О классе этой акустики красноречиво говорит тот факт, что при габаритах всего 1370 x 240 x 470, каждая колонка Krypton3 весит 72 кг. Как видим, фирма не полагается на одну лишь управляемую дисперсию, она применяет все классические подходы. Легко догадаться, почему эта модель получила свой название: её корпус абсолютно инертен, как и газ криптон (занимает в таблице Менделеева 36-ю позицию). Впрочем, и почти все остальные линейки домашней акустики Amphion названы в честь инертных газов.
Элемент №18
Если учесть эксклюзивный статус Krypton3, то старшей линейкой у Amphion является Argon (третьего элемента по содержанию в земной атмосфере после кислорода и азота). Соответственно, и линейка — самая обширная. В ней две напольные модели (7L с двумя СЧ-НЧ-драйверами и 3L — c одним), три полочные (0, 1, 3) и один центр (5С), идентичный по драйверам и кроссоверу напольным 7L, но в укороченном горизонтальном корпусе.
Главное отличие этой линейки — СЧ-НЧ-динамики с алюминиевыми диффузорами, а потому и несколько иной звуковой «почерк», который можно охарактеризовать определениями точность, нейтральность и музыкальность. Эти качества крайне редко сочетаются в одной акустике — чаще встречается либо одно, либо другое. Но Amphion удалось их «поженить».
Наиболее интересная, на мой взгляд, старшая модель серии 7L. Пара вуферов калибра 6,5” позволяют ей воспроизводить низкие частоты от 28 Гц (+/- 3 дБ). Масса одной колонки — 30 кг, габариты 1160 x 191 x 305 мм. Но самое интересное это чувствительность 93 дБ (самая высокая из всех моделей фирмы). Если вспомнить о характерной для акустики Amphion способности раскрываться при небольших уровнях громкости, можно смело использовать Argon 7L с усилителями невысокой мощности — работающими в классе А или ламповыми.
Элемент №2
Чуть ниже в иерархии Amphion расположена линейка Helium (гелий стоит в таблице вторым). В неё входит одна напольная модель (Helium 520), две полочные (Helium 510 и 410), центральный канал (520с), который идентичен напольникам по драйверам и кроссоверу, но в уменьшенном по объёму и горизонтальном корпусе. У встраиваемых Helium 600 драйверы расположены по принципу д’Апполито, как и у моделей 520, 510 и 520с, но СЧ-НЧ-динамики меньшего калибра (4,5”) — как у полочников 410. У колонок с пятёркой в индексе драйверы диаметром 5,25”, а их частотный диапазон начинается от 40 Гц (520, 520с) или 47 Гц (510).
Технология U/D/D и в этой серии тоже обеспечивает кардиоидную диаграмму и малое влияние акустики помещения на звучание. Диффузоры СЧ-НЧ-драйверов у всех моделей линейки бумажные, а их относительно малые диаметры позволили обойтись без такого сложного профиля, как у динамиков старших серий. Твитеры — титановые, впрочем, как у всех моделей Amphion. Абсолютно все эксперты, знакомые с этой акустикой, отмечают тёплое и вместе с тем точное, естественное звучание. И никакой жёсткости или подкраски, вину за которые нередко приписывают пищалкам с металлическими куполами.
Как ни странно, но наибольший восторг у серьёзной аудиопрессы вызывает самая компактная и недорогая модель серии Helium 410. Вероятно, потому, что колонка с габаритами 259 x 132 x 220 даёт неожиданно полнотелый, плотный звук и легко обходится без сабвуфера. Как и вся акустика Amphion, она выпускается с грилями самых разных цветов из перечня RAL, что позволяет оживить любой современный интерьер.
Мир чисел
Самое поразительное в истории молодой финской фирмы (она создана в 1998 году) — это её быстрое признание в весьма консервативной и не терпящей торопливости среде профессиональной звукозаписи. Среди звукорежиссеров, звукоинженеров и продюсеров, выбравших именно Amphion для работы в своих студиях, множество обладателей престижных музыкальных премий: Брюс Сведиен (записывал Куинси Джонса, Каунт Бэйси, Арта Блейки, Дюка Эллингтона, Диззи Гиллеспи, Оскара Питерсона, Херби Хэнкока, Роберту Флэк, Мика Джеггера, Пола Маккартни, Барбру Стрейзанд, Донну Саммер, Сару Вон и др., отмечен пятью Grammy), Йеспер Кюд (лауреат премии BAFTA, автор музыки к фильмам и популярнейшим играм, в частности, Assassin’s Creed, Hitman, Unreal Tournament 3 и др.), Дэйв Рейтзас (записывал и сводил диски Мадонны, Селин Дион, Майкла Болтона, звуковые дорожки к фильмам «Телохранитель», «Эвита» и др.) и многие другие профессионалы звука.
Студийных линеек акустики всего две: One (три модели, все — с одним СЧ-НЧ-драйвером) и Two (две модели с парой СЧ-НЧ-динамиков). Принципиальное отличие от домашних линеек — использование пассивных радиаторов вместо обычных портов фазоинвертора, причем их количество равно числу низкочастотных динамиков. Все модели — полочные, потому фирма выпускает к ним сабвуфер BaseOne25 и усилитель для него BaseAmp500.
Поскольку все студийные модели пассивные, им нужны усилители, и Amphion их тоже делает: моноблок Amp100 Mono, стереофонические Amp100 и Amp500. Есть даже свой акустический кабель — витой с медными посеребрёнными проводниками.
Будем надеяться, у нас представится возможность познакомиться с продукцией Amphion непосредственно. Так что следите за нашими публикациями.
поделиться
Tags: Amphion