Сабвуфер – это один из важнейших компонентов многоканальной акустической системы. Без него редко обходится и организация домашних кинотеатров. Классическая концепция данного элемента акустики предусматривает более детальную проработку низких частот по сравнению с полномерными стереосистемами. Кроме того, в некоторых комплексах такие установки приглушают искажающие факторы звучания, делая воспроизведение чище. Что еще важно, домашний активный сабвуфер оказывает минимальное влияние на физическую организацию системы.
Как правило, это компактная установка, размещение которой также не имеет значения с точки зрения восприятия звука слушателем. Это обусловлено как раз спецификой распространения сигнала из низкого спектра, который одинаково улавливается независимо от положения источника. Тем не менее подключение и настройка оборудования все же требуют знания некоторых технических и эксплуатационных нюансов сабвуфера.
В чем особенность активного сабвуфера?
Основным отличием активных сабвуферов от пассивного оборудования является наличие интегрированного усилителя мощности. Именно благодаря этому дополнению аппаратура эффективно снимает низкочастотную нагрузку с базового усилителя. Кроме того, устройство располагает и активным кроссовером, позволяя фильтровать высокие частоты и упрощая согласование аппаратуры с широкополосной акустикой. Предусматриваются и дополнительные возможности в некоторых моделях. Так, домашний сабвуфер, цена которого составляет более 30-35 тыс. руб., обычно снабжается функциями подстройки к особым условиям эксплуатации. Это не премиальные модели, но довольно крепкий средний класс. Представители этого сегмента поддерживают регулировку частотного спектра, поворота фазы, настройку позиций точек кроссовера и т. д.
Что такое сабвуфер
Сабвуфер (subwoofer, англ.) — этим словом называют отдельно выделяемый динамик под воспроизведение низких частот. Ведь без них звук становится совершенно «нищим». Этот динамик ещё называют «поднизкочастотным», но это слово трудно выговаривать. Поэтому закрепилось название «сабвуфер».
Различают:
Сабвуфер активный — конструктивно содержит в себе усилитель мощности встроенный. Обладает возможностью тонко настроить звуковую волну (по амплитуде или по фазе), а также выполняет функцию отсекания высокочастотных колебаний. Подключается насквозь между акустической системой и источником звука.
Сабвуфер пассивный — работает в отсутствие усилителя мощности. Поэтому его нужно подключать параллельно к стереоколонкам или к одному из каналов усилителя. Если его подключить сквозным подключением, то он будет оказывать негативное влияние на качество звучания. Это проявляется в снижении громкости, динамичности. Пассивный саб не имеет средств, позволяющих настроить звук.
Как подключить активный сабвуфер через усилитель?
Усилитель чаще всего оснащается специальным RCA-каналом, рассчитанным на подсоединение активных сабвуферов. В некоторых моделях предусматривается даже несколько входов, что расширяет акустические возможности аппаратуры. От пользователя требуется лишь подготовить RCA-кабель оптимальной длины и подключить его к соответствующему разъему. Что касается одновременного использования двух входов, то эту схему помогают реализовать мощные домашние сабвуферы, подключаемые через кабель-разветвитель. При таком способе взаимодействия сабвуфер удвоит входную чувствительность, однако заметного влияния на объемность звучания такое решение не окажет.
Также стоит иметь в виду, что сабвуферы обычно комплектуются правым и левым высокоуровневыми каналами. В случае с такой акустикой особенно важно не прогадать в выборе кабеля. Желательно отдавать предпочтение медному моножильному проводу, который сохранит максимальный объем сигнала. Впрочем, если используется домашний активный сабвуфер из бюджетной категории, то в увеличении производительности подсоединяемой оснастки особого смысла не будет.
Последовательное, параллельное и смешанное соединение динамиков
С выхода HighPassсигнал от сабвуфера отдается на сателлиты, с Full Range — на другой сабвуфер в случае, если у вас используется четыре сабвуфера и два сателлита. Благодаря своей конструкции очень надежный разъем.
Эти особенности перекликаются с известными понятиями последовательного и параллельного соединения АС.
В выбранное место нужно положить конец провода питания, и проложить его под капотом автомобиля. Инструкция также должна пригодиться. При соединении динамиков не забываем об их синфазном включении. Известен своей высокой надежностью. Однако на практике особенно это касается автозвука чаще встречаются другие более экзотичные сценарии, например, сабвуфер с двумя катушками, либо мощный усилитель и два не очень мощных саба. Теперь возьмём пример верного соединения всё тех же динамиков.
Перед подсоединением провода стоит отшлифовать выбранный участок. Для лучшей фиксации в дверь устанавливается специальный подиум. Кстати говоря, такой закрытый контур может быть создан и своими руками.
Подключение кабелей к акустической системе
В большинстве современных стереоусилителей доступны режимы маршрутизации Stereo, Parallel, Bridge. С пассивным сабвуфером дело обстоит несколько сложнее. Что получим в результате? Хотя уровни линейного сигнала стандартизированы, несоответствия между устройствами все равно могут возникнуть. Ясно, что 2 из 3 динамиков будут работать с перегрузкой — те, чья номинальная мощность равна 1 Вт.
Ресивер имеет на своем корпусе множество разъемов и предполагает параллельное подключение колонок и сабвуфера. Акустические кабеля с клеммами на концах — плюс и минус, которые либо защелкиваются, либо прикручиваются к соответствующим входам. Кабели с клеммами. Последовательное соединение динамиков.
Все, наверное, понимают, что хотя сопротивление кабеля низкое, но оно есть, а значит, вызывает все-таки падение напряжения. Для начала самый простой вариант. Первая цифра 3 — это номинальная мощность, 3 Вт. Обследуйте жилы на концах кабеля. В некоторых машинах уже предусмотрены отверстия с резиновыми или пластиковыми вставками, которые предназначены именно для проводки акустической системы. Как подключить магнитолу, силовые и акустические кабели, соединение кабеля скрутка
Подключение к выходным терминалам
Еще один вариант подключения предусматривает использование основных выходных терминалов. При этом акустические системы соединяются с высокоуровневыми выходами на сабвуфере. Перед терминалами также располагаются высокочастотные фильтры, обеспечивающие в среднем 6 дБ. Такая конфигурация обеспечивает минимальное давление на акустику в низкочастотном диапазоне. Но, решая вопрос о том, как подключить активный сабвуфер через входные терминалы, важно учитывать и недостаток такой схемы. Если выбирается описанная модель подключения через прямые выходные терминалы и фильтры самого сабвуфера, то можно добиться оптимального качества звучания по всему диапазону с минимизацией погрешностей акустической палитры в низком спектре частот. Но поскольку каналы подключения будут работать параллельно, то и общая нагрузка на систему будет значительно увеличена.
Подключение и настройка
1. Подключение сабвуфера через высокоуровневый вход
Я использую интегральный усилитель, в котором нет специального выхода для сабвуфера. Так что в моем случае подключение будет реализовано через высокоуровневый вход сабвуфера. Для этого в закромах был найден медный кабель сечением 4 кв.мм.
Один из его концов я подключил к усилителю, взяв «-» с левого канала и «+» с правого. На сабвуфере подключение произвел аналогичным способом: на верхней паре клемм использовал черный терминал левого канала и красный терминал правого.
Кабель питания подключен в сеть, тумблер питания установлен в положение «Auto». По окончании этих нехитрых манипуляций саб включился и заиграл, когда на него поступил сигнал от интегральника.
2. Поиск места для сабвуфера
Место для установки сабвуфера было определено интуитивно еще до того, как саб оказался у меня. Как бы странно это ни звучало, но мой выбор полностью оправдал ожидания. Сейчас объясню, в чем дело.
Видимо, вследствие специфики моей комнаты для прослушивания, после определенного уровня громкости воображаемая сцена начинала смещаться левее от центральной точки. Приходили в голову самые ужасные мысли — к примеру, неисправность драйвера на левой колонке. Но развеялись такие мысли быстро и легко: поменяв полочники местами, я услышал все тот же эффект — сцена «уезжает». При рокировке каналов усилителя эффект также сохранялся.
Видимо, пустой угол в левом верхнем углу комнаты (см. схему ниже) после определенного уровня громкости вносил в звук свои коррективы. План был таков: урегулировать этот резонанс в левом углу размещением сабвуфера ближе к правому спикеру. И план сработал! По прошествии нескольких минут упражнений с 20-кг ящиком оптимальное место было определено.
Сабвуфер стоит правее от центра комнаты, по линии АС. Динамик его направлен на диван. Вариант, когда саб стоит еще ближе к правому спикеру, мне не понравился. Все-таки, несмотря на бытующее мнение о том, что низкочастотное излучение до определенных частот не локализуется в пространстве, моим слухом саб определяется как источник звука.
И общая звуковая картина выглядит гармоничнее, когда сабвуфер расположен ближе к центру, по линии АС. Таким образом, я, как говорится, «убил двух зайцев», удовлетворив данным расположением саба обе свои хотелки.
3. Поиск фазы
Следующий этап — регулировка фазы. Перед тем, как приступить к решению этой задачи, я повернул регулятор громкости сабвуфера в его максимальную позицию, чтобы бас был слышен «во всей красе». В положении «180» низкие частоты заполнили помещение полностью, заставив кое-какую мебель дрожать от восторга.
В положении «0» деградация НЧ была слышна невооруженным ухом. Саб, в силу гораздо большей отдачи по низким частотам в сравнении с полочниками, не только смог подавить их бас, но и вырваться из их плена. Результат такой настройки печален — звук, словно «из бочки». К тому же, на передний план выходят средние и высокие частоты. В общем, с этой настройкой определиться достаточно просто, даже не имея какого-либо опыта.
Кроме того, в целях эксперимента были опробованы разные положения фазы в пределах «0–180». Полезных результатов такой эксперимент не принес: по мере продвижения регулятора в сторону позиции «0» бас ослабевал, так как постепенно смещался в противофазу с акустикой.
Таким образом, очередная настройка сабвуфера прошла успешно.
4. Работа с кроссовером
Настало время определиться с не менее важным параметром — установкой частоты среза на кроссовере саба.
Производитель заявляет, что мои полочники играют от 47 Гц до 54 кГц при неравномерности ±6 дБ . Фазоинвертор настроен на 55 Гц. По итогам приключений с генератором тона, информация о низкочастотном диапазоне вполне достоверна, и ее можно использовать при дальнейших настройках сабвуфера.
Но стоит учесть еще один момент: резонанс комнаты, на мой слух, совпадает с настройкой фазоинвертора. Примерно на 55 Гц в комнате для прослушивания ощущается довольно неприятный гул. Сглаживает ситуацию тот момент, что этот резонанс дает о себе знать только на достаточно высокой громкости, которая выше той, что я использую для длительного прослушивания.
Таким образом, первая из настроек кроссовера, которая пришла мне на ум, это крайнее левое положение регулятора — 40 Гц. Несколько коротких прослушиваний на половине громкости саба — и результат мне понравился. Далее, плавно подкручивая кроссовер по часовой стрелке, я проводил такие же короткие прослушивания. Но в конечном итоге вернулся к первоначальной настройке.
При смещении среза кроссовера в сторону увеличения частоты ощущался явный избыток баса в том диапазоне, где трудится фазоинвертор акустических систем. Фильтр в крайнем правом положении, на мой слух, придает гулкости общей картине низких частот. Так что, исходя из вышесказанного, было принято решение оставить настройку фильтра на 40 Гц.
5. Регулировка громкости саба относительно стереопары
Я где-то читал, что в студиях звукозаписи принято согласовывать сабвуфер и акустику с помощью генератора тона по частоте то ли 80, то ли 85 Гц. Почему бы не попробовать?
Запуская на генераторе тона сначала 80, потом 85 Гц, с помощью подручных инструментов я отслеживал пиковые значения на полочниках, а следом и на сабвуфере. Пиковое значение саба оказалось ниже, поэтому ручку громкости пришлось докрутить с 12 часов примерно на два.
Беглое прослушивание дало негативный результат: на мой слух, бас оказался слишком акцентированным. Тонкой доводкой в обратную сторону было найдено оптимальное для меня положение регулятора — чуть-чуть больше половины.
Итак, что имеем по итогам настройки:
• саб подключен по высокому уровню к терминалам усилителя;
• размещение — правее от центра, по оси АС;
• регулятор фазы в положении «180»;
• срез кроссовера минимально возможный — 40 Гц;
• регулятор громкости в положении чуть более 12 часов.
Настройка домашнего сабвуфера по частотам
Базовая настройка аппаратуры производится с учетом характеристик основной акустики. В любом случае ориентироваться в основных параметрах стоит на нее. Сама же установка может корректироваться в параметрах звукового кроссовера и переключателя фазы, которые будут рассмотрены ниже. Но до момента, когда можно будет приступать к непосредственной калибровке акустических показателей, следует проверить качество подключения и по возможности оптимизировать узлы соединений. Более того, современные сабвуферы для домашних кинотеатров в отдельных линейках оснащаются модулями беспроводной связи. Это значит, что такая аппаратура и вовсе не требует применения традиционных физических кабелей и подключается через датчики радиосвязи. То есть требуется лишь выполнить синхронизацию оборудования через модуль Bluetooth или другую беспроводную систему связи.
Проблемы с сабом
Несомненный плюс сабвуфера в том, что его не нужно располагать строго в определенной точке, как колонки. Теоретически, его можно приткнуть, куда угодно, и отовсюду будет одинаково слышно. На практике же именно с ним чаще всего и возникают проблемы: поставишь в угол — бубнит и гудит, аж стены трясутся, поставишь в центр — бас вообще пропадает. Если поставить саб на стеллаж, в шкаф, в антресоль, под стол или диван, то баса будет больше, однако он станет более гудящим и мутным.
Многое зависит от помещения: его размеров, формы и даже количества мебели. Звуковые волны — реальный физический объект, который взаимодействует с окружающим пространством, а низкие частоты несут больше всего энергии. Если комната маленькая, то энергии сложно рассеяться в замкнутом пространстве. В итоге образуются стоячие волны. Их называют комнатными модами, есть калькуляторы, позволяющие их рассчитать, исходя из габаритов комнаты.
В большой комнате моды могут быть ниже 20 Гц, такие не будут мешать. Но чем комната меньше, тем выше частоты, на которых образуются стоячие волны. Причем если проблема есть на 50 Гц, то она будет и на кратных им 100 Гц и 200 Гц.
Чтобы обнаружить моды самостоятельно, достаточно включить несколько тестовых сигналов на басовых частотах и походить по комнате. В некоторых точках (например, в углах) баса будет очень много, а в некоторых (обычно по центру) словно не будет вообще. Оно и понятно — часть волн складывается с волнами из саба, усиливая друг друга, а другая часть входит с источником в противофазу и образует пустоты. Имеет смысл запомнить эти точки, не ставить туда саб и не делать точку прослушивания.
Второй момент — сабвуфер ощутимо вибрирует при работе, а если поставить его прямо на пол, да поближе к стене, то вибрировать будет весь подъезд. Аналогично со столом или шкафом: звук распространяется в твердом веществе намного лучше и быстрее, чем по воздуху, поэтому деревянная мебель лишь усилит дрожание и вибрации. Многие сабы уже снабжены резиновыми ножками, но если дополнительно поставить его на виброизолирующую подставку, она поглотит большую часть вибраций. Такие продаются в готовом виде, но можно сделать и самому из плотного поролона.
Регулировка кроссовера
Настройка кроссовера рассчитана на выставление частотных спектров разделения вуфера. То есть с помощью данного регулятора сабвуферы для домашних кинотеатров точечно настраиваются по всему диапазону воспроизведения сигнала. В некоторых моделях даже предусматривается крайнее значение частот, при которых аппаратура и вовсе не воспринимается человеческим ухом. Стандартной же величиной будет среднее положение в 80 Гц. Отступать от этого значения следует в тех случаях, когда отмечается гулкое звучание баса. В такой ситуации рекомендуется переводить регулятор в сторону понижения частоты.
Выбрать 5.1 или 7.1?
Этот вопрос всё менее актуален, а с приходом Blu-ray и HD DVD «в каждый дом» совсем потеряет актуальность: для новых форматов 7.1 является стандартом де-факто. Однако в некоторых случаях 5.1 бывает предпочтительнее. Например – в небольших комнатах, в которых установленные под углом 110 градусов тыловые колонки будут располагаться дальше от ушей зрителей, чем боковые и тыловые по схеме 7.1. Значит, и окружающее звучание будет более объёмным за счёт лучшего рассеивания звука, несмотря на меньшее количество каналов в системе.
Источник
Настройка переключателя фазы
Переключатель фазы, в свою очередь, рассчитан на компенсацию разницы в промежутках между главной установкой сабвуфера и ее компонентами. Также этот элемент управления помогает согласовать сигналы от разных сателлитов. Настраивать домашний активный сабвуфер по этому параметру рекомендуется на фоне проигрывания музыкальных отрывков с мужским низким голосом. Пользователь должен определить в процессе прослушивания, в каком режиме коммутирования фазы вокал звучит наиболее естественно и объемно.
Дополнительные компоненты для добавления после сабвуфера
После добавления сабвуфера вам может быть интересно, что вы могли бы добавить дальше, чтобы сделать ваш звук еще лучше. В дополнение к встроенным динамикам вашей звуковой панели, которые являются вашими передними динамиками и сабвуфером, вы можете подумать о задних динамиках, если ваша звуковая панель совместима.
Тыловые динамики переводят вашу аудиосистему из системы 2.1 или 3.1 в систему 5.1, что помогает добиться объемного звука. С системой 3.1 вы действительно получаете отличный звук, но нельзя отрицать, что он тяжелый. В системе 3.1 ваши тыловые колонки помогут наполнить комнату звуком и сделать его еще более приятным.
Ознакомьтесь с нашим сообщением в блоге, где описаны все каналы объемного звука, чтобы узнать больше!
Источник записи: https://thehometheaterdiy.com
Устранение акустических искажений сабвуфера
В силу целого ряда причин даже дорогостоящие фирменные сабвуферы не всегда обеспечивают кристальную чистоту звучания в низком диапазоне. Однако подобные проблемы в некоторых случаях поддаются исправлению. Например, выраженный акустический гул может быть вызван дисперсией в проводах сабвуфера. Это как раз тот случай, когда качество кабеля играет существенную роль в характеристиках трансляции звучания. Исправить эту проблему можно или обновлением провода, или же манипуляциями с регулятором громкости с целью поиска оптимального чистого звука. В частности, мощные домашние сабвуферы рекомендуется изначально подключать через толстый RCA-кабель повышенного качества с эффективной функцией экранирования. Нередко пользователи сабвуферов отмечают и громкий гул, который по всем признакам провоцируется сторонними факторами. Ликвидировать подобные изъяны поможет так называемый фильтр тока в кабеле.
Могу ли я поставить сабвуфер в шкаф?
Поскольку сабвуферы часто лучше всего звучат в передней части комнаты, вам может быть интересно, можно ли их разместить внутри шкафа или поставить на полку в вашем развлекательном центре. Это частый вопрос, поскольку часто вам не обязательно все время смотреть на сабвуфер. К сожалению, размещение сабвуфера в шкафу – плохая идея, если только перед местом срабатывания сабвуфера не будет хорошо дышащий материал.
Сабвуферы не должны помещаться в шкафах, потому что они плохо звучат. Вы препятствуете распространению звука по комнате. Звук будет застревать в корпусе или корпусе и может даже добавлять ненужные вибрации и шумы из-за своей мощности.
Кроме того, как правило, оборудование не следует размещать в небольших замкнутых пространствах, поскольку это может привести к перегреву и неисправности. Чтобы сабвуфер и компоненты звуковой системы прослужили долго, храните их в местах, где они могут дышать и работать должным образом.
Как выбрать оптимальный сабвуфер?
Качественная система вполне может располагать средними рабочими характеристиками и при условии грамотного подключения выдавать достойную акустическую палитру. Так, сильный по мощности домашний сабвуфер, цена которого составляет порядка 50-60 тыс. руб., с большей вероятностью справится со своими задачами обработки низкого диапазона частот в допускаемых основной акустикой пределах. Однако тот же эффект обеспечит и модель из эконом-класса, которая по своим максимальным эксплуатационным параметрам соответствует возможностям головного устройства. То есть переплата за аппаратуру не всегда себя оправдывает, как и в случае с сателлитами.
Кроме основных характеристик импеданса, мощности и частотного диапазона, следует обращать внимание также на материал изготовления. Несмотря на популярность пластика, не угасает спрос на деревянный активный сабвуфер. Отзывы отмечают, что корпус из натурального материала наиболее выигрышно участвует в подавлении вибраций и равномерном рассеивании рабочего сигнала. Правда, древесина проигрывает пластику в практичности с точки зрения установки.
Классификация сабвуферов и способы их установки в машину
Подключение активного сабвуфера Один из распространённых способов подключения активного саба представляет собой следующую последовательность действий: Для монтажа сабвуфера используются силовые и сигнальные провода. В конце этой статьи вы найдёте схему подключения сабвуфера к штатной магнитоле и усилителю, а также видео-инструкцию, как правильно установить и подключить сабвуфер в машине самому.
Однако такие устройства обладают не очень большой мощностью. Схема подключения пассивного сабвуфера в машине Пассивный сабвуфер в машине подключается несколько сложнее, так как его нужно соединять не напрямую с магнитолой, а через усилитель смотрите схему подключения выше. Прокладываем проводку в моторном отсеке в штатном жгуте проводов и выводим в салон. Усилитель используется для увеличения запаса по громкости, снижения искажений и повышения качества звучания музыки.
В результате такой комплект хорошего качества получается дороже по стоимости, чем готовый активный саб. Чтобы кабель не перетирался, лучше вставить резиновую втулку к примеру, кусок шланга. Для монтажа используют только качественные провода.
Так как тянуть провода придется через салон, во избежание перетирания кабеля лучше использовать гофрированные рукава, которые должны быть надежно закреплены в местах подключения кабеля. Для подключения пассивного кроссовера, его располагают непосредственно перед нагрузкой, т. Кроссоверы бывают активного и пассивного типа, а также одно- и двухполосными.
Классификация сабвуферов и способы их установки в машину
Применение конвертера подразумевает подключение основных динамиков через усилитель. Еще добавим, что выполнять любые работы по подключению электрооборудования в авто необходимо со снятия клемм с АКБ.
На что продавец мне предложил вариантик по-бюджетнее. Однако бывает и так, что на усилителе или активном сабвуфере такого входа нет.
Провода не должны быть тонкими. Дополнительные и фронтальные басы сабвуфера усиливаются или звучат тише за счет динамиков разного размера. Подсветка сабвуфера Подсветку для динамика сабвуфера лучше делать на этапе изготовления короба. Как подключить сабвуфер и усилитель. Быстро и понятно.