S90 замена динамиков на импортные


Немного истории

Сегодня в нашу мастерскую попала легендарная акустическая система Radiotehnika S90, нужно перекрасить колонки! Многие из нас имели такую АС, многие мечтали о ней. Они звучали в клубах и в концертных залах. Это первые отечественные колонки класса HI-FI! О них мечтали подростки времен СССР, они занимали почетные места в актовых залах, техникумов, школ и университетов. Колонками Radiotehnika S90 непременно гордился их обладатель, они порождали зависть в глазах простого народа и доставляли непередаваемое удовольствие своим обладателям. Эти АС по праву считаются лучшей акустической системой СССР. Первый выпуск колонок Радиотехника S90 состоялся в 1977 году. Разработкой занималось КБ «Орбита», а производство происходило на Рижском . Ну что ж, разрешите представить наших гостей Радиотехника S90.


Оригинальные колонки Radiotehnika

А здесь радиолюбители могут бесплатно скачать схему этих колонок.

Схема с-90

Модернизация S-90 по Рогожину

Статья посвящается новым методам улучшения звучания широко распространенных колонок S-90. Известный звукорежиссер и инженер конструктор акустических систем из Киева, специализирующийся на студийной аппаратуре и акустических системах предложил “Народный проект” по переделке колонок S-90 на лабиринтное акустическое оформление. Автор – Александр Рогожин. Работа выполнена по оригинальной статье. Александр Рогожин придумал ноу-хау, как перевести наиболее известные большинству русскоговорящих людей колонки Радиотехника S-90 в лабиринтные корпуса. Статья посвящена наиболее массовой и более 20 лет считавшейся эталоном акустике советского периода, которая в первой своей генерации называлась 35 АС-1.

В позднем СССР кроме колонок S-90 конечно появлялись «клоны», содранные с лучших зарубежных образцов, например – Электроника 100 АС-063 или 75 АС-065. Но они были очень дороги и мало распространены, тягаться по популярности с акустикой S-90 они не могли.

Конструкция и сборка

Для изготовления лабиринтного корпуса колонок S-90 лучше всего взять материал толщиной 16 мм. Причин тому несколько: Первая – новый корпус не должен быть «неподъемным», Вторая – конструктив лабиринта, это когда много перегородок и мало протяженных поверхностей, а значит лабиринт – изначально более жесткая конструкция чем закрытый ящик или фазоинвертор, Третья – ДСП, МДФ и фанера толщиной 16 мм это самый распространенный и доступный материал. При таких габаритах колонок обойтись материалом толщиной 16 мм в фазоинверсном или закрытом акустическом оформлении не получится. Так что здесь лабиринт в явном фаворе. В идеале корпус нужно изготавливать из березовой фанеры, но при ее отсутствии вполне подойдет ламинированный МДФ, ДСП и даже – старый шкаф.

На задней стенке бокса среднечастотного динамика установлены две перегородки, чтобы придать боксу оптимальную акустическую форму и снизить паразитные резонансы. Они нужны обе и обойтись без них нельзя. Вообще желательно в новых корпусах колонок S-90 не менять никаких размеров и не ставить никаких дополнительных деталей. Каждый элемент корпуса высчитан до миллиметра и находится именно в том месте где нужен.

На чертеже не указаны диаметры установочных отверстий под динамики т.к. головки, которые устанавливались в колонки S90 выпускались множеством предприятий бывшего СССР и, как и все, что делалось в СССР не имеет однозначных размеров. При установке динамиков в новые лабиринтные корпуса померьте реальные размеры головок и перенесите их на переднюю панель. Версий корзин динамиков 30 ГД-2 и 15 ГД-11 было множество.

Демпфирование

Очень важный момент, 100% внутренних поверхностей лабиринта и среднечастотного бокса должны быть покрыты швейным ватином толщиной 4-6 мм. Толщина ватина учтена при проектировании колонок, и его отсутствие, либо замена на что-то более толстое ухудшит их объективные показатели. Ватин следует приклеить на резиновый клей или двухсторонний скотч (в листах), он нормализует добротность лабиринта и убирает лишние призвуки. Лабиринт без ватина на стенках, тоже самое, что автомобиль без амортизаторов. Лабиринт без ватина играть будет так же, как машина будет ехать без амортизаторов (резонанс лабиринта – пружина, оклейка лабиринта – амортизатор).

Все стенки с внутренней стороны среднечастотного бокса так же должны быть оклеены ватином, заполнять его внутренний объем чем-либо не следует.

Не нужно «улучшать» акустику лабиринта путем запихивания в него синтепона, войлока, ваты или родного поглотителя, оставшегося от старых корпусов. Заполнение звукопоглотителем делаем только для камеры ВЧ динамика и глухих «треугольников», формирующих каналы лабиринта. Если этого не сделать, после сборки треугольники превратятся в резонаторы и каждый на своей частоте станут “подвывать” через стенки колонок.

Звук

На сегодняшний день была изготовлена одна пара лабиринтных корпусов. Колонки были собраны и опробованы в сравнении со штатными стоковыми колонками Радиотехника S-90. Гарантирую, что многие из меломанов, которые решатся на подобную переделку фазоинверсного оформления на лабиринтное, кроме на 100% ЛУЧШЕГО лабиринтного баса возможно откроют для себя понятие «настоящая звуковая сцена».

Положительных изменений в звуке у вас будет – выше крыши. И главное – практически бесплатно, особенно если сравнивать стоимость этих корпусов с ценником аналогично играющих фирменных колонок.

По материалам: aovox.com

S90 замена динамиков на импортные

Акустические системы АС-35(S-90) известны, как одни из лучших акустических систем доперестроечных времен. Они выпускались разными заводами и в несколько отличной комплектации, не меняясь по сути. Для модификации были использованы системы 35АС-012 ГОСТ 23262-88 Брянского электромеханического завода, выпущенные в январе 1990 года. Они содержат динамики 75ГДН-3-4, 20ГДС-3-4, 10ГДВ-2-16 и рассчитаны на частотный диапазон 40-25000 гц (сопротивление 4 Ом).

Доработка позволила уменьшить неравномерность АЧХ на средних частотах и избавиться от свойственного им «цыканья» и резкости на высоких частотах путем замены высокочастотной головки и демпфирования среднечастотной. Для переделки использовались ВЧ динамики фирмы Peerless 100 DT 26 72 SF FF WA 8 ( ном. по каталогу 811827). Вполне удачный вариант, особенно, если вас не смущает перспектива потратить на них около 53$, что сопоставимо со стоимостью самих S-90.

Итак, в процессе работ были сделаны следуюшие изменения:

  • Замена ВЧ головки на импортную.
  • Установка изолирующего бокса для ВЧ головки.
  • Демпфирование СЧ головки.
  • Изменение частоты раздела кроссовера.
  • Замена клеммных колодок на винтовые разьемы с возможностью бивайринга.
  • Замена внутренней проводки акустической системы, герметизация корпуса, установка распорок.
  • Установка акустической системы на шипы

В результате этих изменений звук акустической системы изменился в лучшую сторону. Исчезли «цыканья», свист и пришепетывания на высоких частотах. Расширилась звуковая сцена, приобретя большую глубину и прозрачность. Низкие частоты зазвучали более упруго и чисто. Звучание АС стало более естественным и натуральным.

Для замены была выбрана головка фирмы Peerless 811827 с магнитной жидкостью в зазоре. Максимальная мощность 130 Вт, импеданс 8 Ом, резонансная частота 1130 Гц и чувствительностью 92 дБ. Внешние габариты этой головки несколько меньше, чем штатной, и импеданс в два раза ниже. Это и повлекло необходимость в изготовлении для нее изолированного бокса и изменения номиналов элементов в схеме кроссовера.

Бокс был выполнен из двух квадратов (11х11см) из 10мм фанеры. В одном из квадратов было вырезано отверстие, диаметром 90 мм, и сделана небольшая выборка в торце, для сигнальной проводки. Во втором квадрате делается 4 отверстия под винты крепления головки или намечаются точки крепления для шурупов. Квадраты, после укладки провода, скрепляются 4 мелкими шурупами с промазкой поверхности стыка пластилином для герметизации, и с промазкой пластилином устанавливаются соосно отверстию для ВЧ головки АС изнутри.

В полученный бокс диаметром 90мм и глубиной 30мм и устанавливается ВЧ головка. Головка устанавливается через тонкую резиновую прокладку на 4 винта или шурупа (длиной не менее 50мм). Эти винты окончательно стягивают и фиксируют весь «пакет». Через штатную резиновую прокладку поверх устанавливается защитная сетка и ее крепление.

Демпфирование СЧ головки заключалось в заклейке окон в ее корзине полоской тонкой белой бязи. Полоска бязи шириной 15см склеивается в трубу и приклеивается к основанию и ребрам корзины клеем момент. Второе отверстие трубы собирается и завязывается как кисет.

Кроссовер состоит из трех полос. Переделка низкочастотной части состоит только в отделении ее от остальных двух фильтров и подключении на отдельные клеммы новой колодки. Штатное отверстие в задней стенке увеличивается до размеров, необходимых для установки новой клеммной панели.

Частоту раздела СЧ-ВЧ снижаем в 2 раза. Это означает увеличение в 2 раза соответствующих индуктивностей и емкостей. В СЧ фильтре это L3 и С5. У меня были детали от аналогичных кроссоверов, поэтому я не стал менять индуктивность L3 на вдвое большую, а просто подключил еще одну, такую же (Ls), последовательно. Емкость конденсатора С5 составляла 4 мкф, для ее увеличения параллельно была подключена емкость Сs, состоящая из двух конденсаторов МБГО-2 2мкфх160в.

В ВЧ фильтре просто двойного увеличения номиналов не достаточно. Учитывая, что импеданс ВЧ головки уменьшился вдвое, емкость нужно в 2 раза увеличить, а индуктивность в 2 раза уменьшить. Итого индуктивность остается без изменения, а емкость увеличивается в 4 раза. В исходном варианте они составляли 2мкф (С1) и 1мкф (С2). Расчетные 2,25мкф и 0,75мкф, новые значения выбраны 10мкф и 3мкф. Вместо С1 установлен конденсатор МБГО-2 10мкфх160в (Cn), а С1 подключен параллельно С2, образуя суммарную с ним емкость 3мкф.

Частота раздела снизилась в 2 раза до 2500гц, что более чем в 2 раза превышает резонансную частоту ВЧ головки, и с учетом фильтра третьего порядка в кроссовере это делает ненужным установку режекторного фильтра на резонансную частоту.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]