Настройка среднечастотных динамиков на усилителе и магнитоле

Среднечастотный динамик, или иначе его еще называют mid-range, воспроизводит частоты в диапазоне от 250-350 Гц до 6000-7000 Гц. Чувствительность таких устройств варьируется от 89 до 93 дБ. Считается, что именно этот динамик является наиболее значимым для воспроизведения звуков, так как большинство волн находятся в среднем диапазоне. Высокие и низкие частоты лишь добавляют красок и глубины звуку, в то время как среднечастотный динамик берет на себя всю нагрузку.

Так как основную нагрузку на себя берут именно СЧ-динамики, они должны присутствовать в любой акустической системе. Такие динамические излучатели позволят различать рояль от скрипки, мужской голос от женского, отчего его значимость неоспорима. В этой связи следует более подробно изучить характеристики устройства и научиться правильно его выбирать.

Виды среднечастотных динамиков

Существует разделение среднечастотных динамиков в зависимости от формы излучающей поверхности. Они бывают:

  • с купольной диафрагмой;
  • с конусным диффузором.

Купольные диффузоры уменьшают количество звуковых искажений, а также их диаграмма направленности в меньшей степени зависит от частоты. Правда, у таких устройств несколько снижен диапазон преобразуемых частот, особенно, на низкой границе. Обычно он начинается с 800-1000 Гц.

Динамики с конусными головками также обладают недостатками. Как правило, габариты такого устройства в разы больше, а значит и корпус колонки будет достаточно объемным. Считается, что оптимальной величиной для размера конусной головки будет 10 см, поэтому этого параметра и следует придерживаться.

Методы демпфирования головок

Для любительских условий можно рекомендовать следующие методы демпфирования.

1. Шунтирование СЧ головки высокодобротным последовательным колебательным контуром, настроенным на резонансную частоту головки, установленной в громкоговорителе. Такой контур на резонансной частоте играет роль перемычки, замыкающей выводы головки накоротко. В рабочей же полосе частот его сопротивление увеличивается настолько, что с шунтирующим действием можно не считаться. Демпфирование с помощью контура дает эффект лишь при использовании высокоэффективной СЧ головки с малым значением добротности Qe. Иными словами, только при Re<a, короткое замыкание выводов головки настроенным на ее резонансную частоту последовательным контуром приведет к заметному уменьшению эквивалентной добротности Qt, по сравнению с Qa.

2. Акустическое демпфирование головки с помощью панели акустического сопротивления (ПАС) (см. статью Н. Молодой, В. Шорова и И. Храбан «Акустическое демпфирование громкоговорителей» в «Радио» 1969, № 4. с. 27, 28). Это техническое решение, защищенное авторским свидетельством СССР № 577699, позволяет снизить акустическую добротность Qa головки громкоговорителя в несколько раз н сделать ее соизмеримой и даже меньшей электрической добротности Qe.

Демпфирование головок звукопоглощающим материалом (например, ватой) менее эффективно и способствует повышению их резонансной частоты.

Конструкция среднечастотных динамиков

Устройство динамика, специализирующегося на средних частотах, особенно ничем не отличается от других динамических излучателей. В состав элементов входят:

  • гофрированный подвес;
  • диффузор;
  • колпачок;
  • центрирующая шайба;
  • звуковая катушка;
  • магнитная система.

При производстве среднечастотных динамиков, особенно для мощных акустических систем, требуется быть наиболее внимательным. Это связано с тем, что такие излучатели работают в диапазоне, который в большей степени различим человеком. Так как эти звуковые волны легко воспринимаются ухом, любое искажение будет более явным. Значит, чтобы слушатель мог насладиться музыкой, необходимо, чтобы среднечастотные динамики выдавали чистый звук.

При конструировании таких устройств придерживаются тех же принципов, что и при создании низкочастотных динамических излучателей, но существуют и особые нюансы, применимые только к этому типу динамиков. Так, как уже было отмечено ранее, излучающий элемент может принимать форму куполов или криволинейных рупоров в виде конуса. Конусообразные диффузоры используются для воспроизведения частот от 200 Гц до 5 кГц. Размер таких динамиков составляет приблизительно 12,5-20 см. правда, использование динамиков этой конфигурации ограниченно из-за узкой направленности.

Купольные диффузоры имеют диаметр от 4 до 8 см. СЧ-динамики с такой конструктивной особенностью имеют лучшую направленность, но больше нацелены на воспроизведение высоких частот. Их диапазон варьируется от 600 Гц до 8 кГц. Форма диффузора купольного типа напрямую связана с материалом, из которого он производится. Большинство диффузоров производятся из мягких или жестких материалов. Для мягких используют:

  • ткани с пропиткой;
  • целлюлозу;
  • синтетические пленки и прочие.

Жесткие диффузоры изготавливают из:

  • титана;
  • алюминия;
  • бериллиевой фольги;
  • высокомодульных сплавов, часто с бором и т.д.

Разница в материале влияет на качество воспроизводимого звука. Среднечастотные динамики с диффузором из мягких материалов зачастую преподносят естественное, малоокрашенное звучание. Особенно, это заметно при небольших уровнях входящего сигнала. При больших уровнях в таких диффузорах часто возникает потеря динамической устойчивости, отчего искажения более ощутимы.

Среднечастотный динамик с жестким диффузором позволяет воспроизводить звуковые волны в расширенном диапазоне вплоть до 12 кГц. Это достигается за счет поршневого характера колебаний, отчего звучание более чистое, а искажения проявляют себя в разы реже.

Призвук и вычисление его продолжительности

Свободная составляющая колебаний подвижной системы головки (или группы головок) порождает так называемый призвук, достаточно хорошо заметный на слух у плохо сконструированных громкоговорителей и ухудшающий качество их звучания. Поскольку возникновение свободной составляющей явление принципиально неустранимое и постоянно сопровождает переходный процесс в любой инерционной системе, единственным возможным способом борьбы с призвуком нужно признать уменьшение его продолжительности. Избавиться от призвука с помощью полосового фильтра невозможно, так как из-за импульсного характера вещательного сигнала в его составе всегда будут присутствовать спектральные составляющие, возбуждающие колебательную систему головки на частоте ее резонанса.

За продолжительность переходного процесса часто принимают временной интервал Δt=tR, в течение которого амплитуда свободной составляющей колебания уменьшается в 20 раз, т. е. становится равной 0,05 своего первоначального (при t=0) значения. Приняв во внимание, что 0.05=е-3, руководствуясь законом изменения амплитуды свободных колебаний во времени, получаем следующую формулу для определения продолжительности переходного процесса и призвука:

откуда tп = ТsQt.

Для примера найдем продолжительность призвука головки ЗГД-42 с резонансной частотой fs =94 Гц и добротностью Qt =0,7. Период резонансной частоты такой головки Ts = 1/fs,= 1/94 = 0,0106 = 10,6 мс. Продолжительность призвука tп = ТsQt =10,6 * 0,7 =7.42 мс.

Справочная литература, например [2], рекомендует следующие максимально допустимые значения длительности призвука: 5 мс — для НЧ головок и 0.2 мс — для СЧ головок.

Основные параметры при выборе среднечастотных динамиков

Так как от динамика, работающего на средней частоте, зависит качество акустики, важно, чтобы звук был максимально чистый. А значит, особое внимание следует уделить выбору именно этого устройства. Специалисты советуют принимать в расчет два основных параметра:

  • чувствительность;
  • мощность усилителя.

Правильное соотношение величин (Чувствительность Мощность усилителя) позволит добиться лучшего результата. В таблице представлено сопоставление параметров, обеспечивающих оптимальное звучание:

  • 87 дБ 200 Вт
  • 88 дБ 158 Вт
  • 89 дБ 126 Вт
  • 90 дБ 100 Вт
  • 91 дБ 79 Вт
  • 92 дБ 63 Вт
  • 93 дБ 50 Вт

От размера динамиков также многое зависит. Для среднечастотных излучателей наиболее оптимальной величиной являются диаметры, превышающие 16 см. Также стоит посмотреть, какой параметр добротности присвоен устройству.

Стоит отметить, что большинство производителей делают максимальную ставку именно на этот тип динамиков, так как они оказывают основное влияние на качество звучания всей акустической системы. По этой причине важно понимать, что цена и качество будут прямопропорциональны, все зависит лишь от покупательских возможностей слушателя.

Измерение акустической добротности головки

Для экспериментального определения акустической добротности головки достаточно найти несколько характерных точек на кривой зависимости модуля комплексного сопротивления головки от частоты (рис. 3), которые позволяют судить об электрическом сопротивлении звуковой катушки Re (см. рис. 1б), электрическом сопротивлении головки на резонансной частоте: Zp=Re+Ra резонансной частоте fs, и о частотах f1 и f2, на которых сопротивление головки численно равно √(ZpRe)


Рис. 3. Кривая зависимости модуля комплексного сопротивления головки от частоты Рис. 4. Схема подключения для измерения параметров динамиков.

С этой целью к головке В1 (рис. 4) подключают звуковой генератор G1 с выходным сопротивлением Rr =50 Ом, ламповый вольтметр с достаточно большим (не менее 30 кОм) входным сопротивлением и резистор R1 сопротивлением 1–2 кОм.

При измерениях головку подвешивают па достаточном удалении от отражающих поверхностей (стен, пола) или кладут диффузором вверх на стоящий в середине комнаты табурет. Напряжение генератора Uг, устанавливают равным 1 В (при изменении частоты оно должно оставаться постоянным) и, медленно перестраивая его вблизи ожидаемой резонансной частоты fs, по максимуму отклонения стрелки вольтметра находят значение частоты fs и напряжение Uв = Uр.

Затем, увеличивая частоту генератора, по минимуму показаний вольтметра находят частоту fmin и соответствующее ей значение напряжения: Uв = Umin.

После этого. вычислив вспомогательное значение напряжения U1 = √(UpUmin), находят частоты f1 и f2 (первая — ниже, а вторая — выше резонансной частоты fs), при котором показание вольтметра становится равным U1 и определяют акустическую добротность Qa:

Qa = √(Up/Umin) *fs/(f2-f1)

В этой формуле множитель √(Up/Umin) учитывает два фактора: влияние на зависимость Z(f) сопротивления головки Re и отсчет частот f1 и f2 не по уровню 0,707, а по уровню U1 = √(Up/Umin). Использование такого «нестандартного» уровня отсчета повышает точность рассмотренного здесь метода при измерениях низкодобротных резонансных систем.

Результаты измерений акустической добротности ряда головок громкоговорителей приведены в таблице. Головки 15ГД-ПА и 6ГД-6 являются среднечастотными, а все остальные (из числа включенных в таблицу) могут быть использованы в качестве среднечастотных. Можно видеть, что минимальное значение акустической добротности равно 4, а максимальное достигает 19.

Акустическая головкаДобротность, Qa
0.5ГД-375,9
1ГД-4012,3
1ГД-3910
1ГД-5010,8
2ГД-4011,5
3ГД-428,5
6ГД-66,3
10ГД-30Е6,1
10ГД-343,9
15ГД-11 А11,8

Таким образом, ни одна из приведенных в таблице головок — при включении ее через полосовой фильтр СЧ — не может обеспечить неискаженного воспроизведения, если не принять специальных мер по уменьшению акустической добротности.

Установка среднечастотных динамиков в автомобиль

Многие автолюбители стремятся обустроить свое транспортное средство мощной акустической системой, поэтому приобретают разные по типу динамики и встраивают их для обеспечения объемного звучания. В любой акустике не обойтись без среднечастотных динамиков, поэтому на них делается основная ставка.

Такие устройства можно ставить во фронтальной части, в зоне, где расположена магнитола, а также в дверях, чтобы обеспечить боковое звучание. Не рекомендуется устанавливать СЧ-динамики в задний отсек, так как звучание будет хуже. К тому же это идеальное место для сабвуфера.

Subsonic

Subsonic — это тот же фильтр высоких частот (HPF) на сабовых усилителях (часто на моноблоках) — отрезает инфразвук. Устанавливайте его примерно на 20 Hz.

Настройка гейна на слух (1 способ)

Имея хорошее сабовое звено, не пользуйтесь эквалайзером и различными басовыми улучшайзерами, забудьте про bassboost на усилителе — поэтому перед настройкой гейна проверьте чтобы все это было отключено!

Установите регулятор на минимум и включите музыку, которую вы обычно слушаете. Прибавляйте громкость магнитолы на 3/4 от максимума, услышав искажения в звучании саба раньше — остановитесь и убавьте громкость на пару делений. Переходите к усилителю. Попросите помощника медленно прибавлять регулятор гейна до появления новых искажений, а услышав их, остановите вращение и убавьте на 10 %.

READ Как сделать стол для циркулярки своими руками

Как сделать выбор и где купить?

При желании приобрести среднечастотный динамик лучше изучить рынок в Интернете. Здесь представлено огромное разнообразие моделей от производителей со всего мира, при этом ценовая категория продукта будет значительно варьироваться. Если в обычных магазинах ассортимент довольно низкий, а консультация ограничивается советами продавца, то в Интернете можно прочитать отзывы о товаре и на основе них решить, подойдет ли устройство для конкретных целей. Правда, главным преимуществом покупки через магазин является возможность прослушать динамик и оценить качество звука на примере разных композиций.

Применение УНЧ

Чаще всего УНЧ используется в аппаратуре для воспроизведения звука, потому что в данной области техники часто необходимо усиливать частоту сигнала до той, которую может воспринимать человеческий организм (от 20 Гц до 20 кГц).

  • измерительная техника;
  • дефектоскопия;
  • аналоговая вычислительная техника.

В целом усилители низких частот встречаются в качестве составных компонентов различных электронных схем, например, радиоприемников, акустических устройств, телевизоров или радиопередатчиков.

Виды акустики для машины

Все системы акустики подразделяются на два вида: компонентные и коаксиальные. Устройства коаксиальные просты и легки в монтаже, дешевле по стоимости. Такие устройства не сложно подключить и настроить. Такие системы классифицируют по их диапазонам. Для каждого диапазона предусмотрен соответствующий динамик. Обычно коаксиальная аппаратура заключается в одной колонке.


Динамики для авто

Компонентная акустика отличается отдельным расположением колонок. При грамотной установке подобная система дает отличный звук. Цена компонентного оборудования выше, но и отличие в звуковом качестве колоссальное. Если нет желания затрачивать средства полностью за комплект, можно купить динамики по отдельности. Средние и низко частотные колонки стоят меньше, чем высоко частотные.

Особенности электровакуумных усилителей

Если сравнить качество одного и того же сигнала, усиленного ламповым устройством и УНЧ на транзисторах, то разница будет видна невооруженным глазом не в пользу последнего.

Любой профессиональный музыкант скажет, что ламповые усилители куда лучше своих продвинутых аналогов.

Электровакуумные приборы давно вышли из массового потребления, им на смену пришли транзисторы и микросхемы, но это неактуально для области воспроизведения звука. За счет температурной стабильности и вакуума внутри ламповые приборы лучше усиливают сигнал.

Единственный недостаток лампового УНЧ – высокая цена, что логично: дорого выпускать элементы, которые не пользуются массовым спросом.

Популярные среднечастотные динамики

По типоразмерам звуковые системы классифицируются на 10, 13, 15, 16, 20, 23 см. Что это означает? Все просто: стандарт, определяющий размеры колонок. Во многих автомобилях предусмотрены места штатные для круглых колонок 10-ти, 13-ти или 16-ти см. Либо под овальные 15-ти и 23-х см. Громкоговоритель измеряется диаметром. И чем он больше, тем лучше звуковое воспроизведение.


Динамики акустические

HERTZ

Известный итальянский бренд. Многие автолюбители предпочитают такие модели. Это среднечастотные динамики 10 см. дают высококачественное звучание. При этом просты при установке и подключении. Херц — однополосная каустическая техника. С номинальной мощностью в 75 Вт. и максимальной 150 Вт. Отлично проигрывают высокую частотность независимо от углов их размещения в салоне.


Динамики СЧ 8″ Hertz

MOREL

Среднечастотные, современные модели. Расширяет диапазон частоты и звучания в авто. Резонансная частота хорошего качества. Эти модели с новой, увеличенной системой вентиляции. Звук колонок завораживает слушателей. И многие, кто попробовал такую акустику, считает, что Морель — лучшая из всех. Среднечастотная динамика неповторима, и ощущается присутствие исполнителя.

SWAT SP

Эти модели продаются размерами от 15 до 23 см. То есть, можно приобрести 16 и 20 см. Кому что нравится. Прекрасная звуковая чувствительность. Не сложная установка и подключение. Номинальная мощь 200 Вт. Максимальная 500 Вт.


НЧ/СЧ-динамики Swat SP PRO

Обладает отличными техническими характеристиками соизмеримыми с высокой ценой оборудования. Для очень требовательных потребителей «Сват» — то, что удовлетворит все запросы.

Высококачественное, среднечастотное оборудование 16 см. На самом деле колонки немного больше: 16,7 см. Детали акустики изготовлены из качественных материалов, придающих надежность установке. Диффузор из целлюлозы, пропитанной сильнейшими влагозащитными средствами. Это помогает сохранять колонки долгие годы.


СЧ динамики Kicx

Корзинка выполнена из пластика штампованного. Подвес из очень плотной ткани. Согласно отзывам водителей, это удачное, конструктивное решение для любых моделей авто. Подключить и настроить аппаратуру не сложно. Максимальная мощь 300 Вт. Номинальная 150 Вт.

PIONEER

Одна из лучших марок техники. Пионер давно зарекомендовал себя на авто рынках. Такие модели можно приобрести разных размеров: среднечастотные динамики 16 см., 20, 13. Рассмотрим на примере одной модели — TS-A20131.


Автомобильные динамики Pioneer

Это среднечастотные динамики 20 см. Трехполосная, коаксиальная звуковая система. Номинальная мощность 80 Вт. Максимальная 500 Вт. Пионер славится громкими, отличными басами, превосходным качеством и долговечностью.

SOUNDMAX

Модели по низкой стоимости (до 1000 рублей за комплект). Звуковая система на любителя. Это среднечастотные динамики 13 см. с невысокими басами. Но, многие автолюбители считают это плюсом. А если подсоединить среднечастотные колонки в качественной магнитоле, то можно достичь высокого звучания.


Автомобильная акустика SoundMAX

Некоторые исправляют ситуацию шумоизоляцией двери в авто. Радует комплектация системы: в наборе есть все необходимое для грамотного подключения, даже несмотря на низкую цену.

ALPINE

Известный бренд в сфере автопрома. Техника качественной сборки. Полностью укомплектована крепежами. Легкая установка и настройка. Единственный минус — отсутствие схемы подключения в комплекте. Но это никто не считает страшным. Так ка существует официальный сайт техники «Альпин», предлагающий все необходимые схемы и руководства. Страна — производитель Китай. Но это не умаляет качественных характеристик товара.


Колонки Alpine SPG-10C2

Как настроить срезы на усилителе

Сабвуфер — важная часть акустической системы автомобиля. Именно он позволяет не только слушать музыку, но и ощущать её глубину и объём всем телом. Именно правильная настройка сабвуфера в машине способна значительно увеличить удовольствие от прослушивания музыки.

READ Что означают цифры на шуруповерте

Существует мнение, что сабвуфер в автомобиле нужен только для молодёжи, слушающей утробный афроамериканский рэп, выворачивающий внутренности. На самом деле это не так. Сабвуфер всего лишь позволяет расширить динамический диапазон воспроизведения. Ведь низкие частоты есть практически в любом музыкальном материале, даже в классической музыке.

Но небольшие дверные колонки не позволяют слушать низкий бас. Зато с этим прекрасно справляется сабвуфер. Естественно, если сабвуфер правильно сделан и произведена правильная настройка сабвуфера в машине.

Как выставить порядки и срезы в компонентной акустике

В этом видео говорим о настройке. Дмитрий Приколота рассказывает, какие базовые срезы и их порядки можно выставить при настройке двух — и трёхполосной акустики, как ближнего поля, так и эстрадных компонентов. Смотрите видео здесь:

Если вам понравилось это видео, делитесь им с друзьями, пишите комментарии!

А ниже вы можете прочитать текстовую версию данного видео.

Как выставить срезы и порядки в компонентной акустике

Всем привет, друзья! С вами Дмитрий Приколота и Школа Автозвука.

Очень часто задаётся вопрос: «А как же выставить срезы?», «Какие срезы? Порекомендуйте на ту или иную акустику». Поэтому мы решили записать такое небольшое видео, в котором было бы рассказано о базовых настройках частот срезов и их порядков. То есть, как «расфильтровать» акустику, как для компонентной акустики, так и для эстрадной.

Как ПРАВИЛЬНО настроить усилитель за 5 минут?

Но, повторюсь, данные рекомендации, это всего лишь база. У каждой системы итоговые настройки фильтрации будут отличаться. Почему? Потому что всё зависит: от самих компонентов, непосредственно от «железа» и от того, что вы хотите в итоге получить.

Итак, давайте рассмотрим базовые настройки фильтрации. Для компонентной акустики: на ВЧ HPF — 4 кГц вторым порядком, для мидбаса HPF 80 Гц, а LPF — 3,15 кГц. Это всё вторыми порядками. LPF для сабвуфера — 63 Гц, вторым порядком. Как вы увидите далее, для сабвуфера данный параметр не будет меняться в принципе.

Ещё одно такое важное уточнение или замечание: неважно, где у вас происходит фильтрация сигнала — в головном устройстве, в усилителе. Важно то, в каком виде и как «порезанный» сигнал доходит непосредственно до самих динамиков.

Далее рассмотрим вариант, когда у нас не классическая схема «двухполосный фронт сабвуфер», а другая схема, которая является подороже и получше. Это трёхполосный фронт сабвуфер.

Для твитера, в данном случае, HPF — срез 6,3 кГц вторым порядком. Для среднечастотных динамиков low pass filter — 4 кГц, вторым порядком, то есть — 12 децибел на октаву. Для среднечастотников с жёстким диффузором HPF — 500 Гц, вторым порядком. Для среднечастотников с купольным диффузором HPF будет 1,25 кГц, вторым порядком. Связано это с возможностями и конструктивными особенностями тех или иных среднечастотников.

Для мидбаса, в данном случае… Вернее, правильно его будет назвать уже мидвуфером, HPF мы выставляем на 80 Гц, вторым порядком. Low pass filter 250 Гц, вторым порядком. Ну и на сабвуфер, как уже было сказано, мы оставляем LPF на 63 Гц, вторым порядком.

Что касаемо эстрадной акустики, здесь всё меняется, немножко становится по-другому. Для ВЧ-звена high pass filter — 8 кГц, вторым порядком. В данном случае, для классической «двушки» HPF — 160 Гц, вторым порядком, а low pass filter — 4 кГц, также вторым порядком. Для сабвуфера мы оставляем low pass filter на 63 Гц, вторым порядком.

Если мы строим эстрадную систему, но уже трёхполосную, то всё тоже немного меняется. High pass filter для ВЧ у нас также остаётся на 8 кГц, вторым порядком. Для среднечастотного звена LPF — 4 кГц, вторым порядком, HPF — 500 Гц, вторым порядком. Для мидбасового звена HPF — 120 Гц, вторым порядком, а LPF — 250 Гц, вторым порядком. И сабуфер (LPF) также остаётся на 63 Гц, вторым порядком.

Настройка срезов на магнитоле и усилителе. Автозвук своими руками

Итак, подытожим! Данные рекомендации по фильтрации системы являются базовыми, и от них мы будем отталкиваться при настройке своей аудиосистемы. В процессе настройки мы можем изменить не только частоту среза. Всё зависит от возможности нашей аудиосистемы. Это необходимо слушать. Может мидбас чуть ниже сможет играть, возможно его нужно будет немного «распустить» сверху. Может твитер сможет забраться немного ниже, а при этом не будут возникать какие-нибудь артефакты, искажения в звучании.

То же самое касается и эстрадных систем. Но помимо того, что мы с вами будем менять в процессе настройки частоту, также если ваша конфигурация аудиосистемы и возможности фильтрации позволяют порядки, то, естественно, тут же меняются и порядки. Таким образом, меняются порядки, если нам нужно понизить частоту, то порядок надо сделать повыше. Если частоту нужно повысить, то порядок надо понизить, то есть, перейти на первый порядок.

Это всё решается непосредственно в процессе настройки аудиосистемы. Окончательные срезы будут у вас в машине индивидуальными. Срезы от чужой машины вам не подойдут, скорее всего. За редким исключением, если системы будут практически идентичными.

Ну а на сегодня всё, друзья мои! Надеюсь, видео было вам полезным. Если это так, ставьте лайки, делитесь этим материалом со своими друзьями, подписывайтесь на канал!

С вами был Дмитрий Приколота и Школа Автозвука.

НОВЫЙ ПОТОК ТРЕНИНГА «БЫСТРЫЕ ДЕНЬГИ В АВТОЗВУКЕ» Успей вписаться по выгодной цене!

Понравилось?. нажав на социальную кнопку!

Секреты грамотного подключения

Профессиональные установщики технического оборудования пользуются множеством способов, чтобы сделать звучание в салоне высококлассным. Грамотное монтирование динамиков в салон — одно из важнейших условий. Практически во всех современных машинах есть места, специально предназначенные для колонок.

Важно учитывать, что дребезжащие двери могут испортить звук даже самого дорогостоящего оборудования. Поэтому, если в салоне прослушиваются стуки, скрипы и дребезжание, это необходимо исправлять.

Чтобы со среднечастотных динамиков исходил идеальный звук, важно правильно распределить колонки в штатных местах. Рекомендуется устанавливать их по дальше от слушателей. Тогда звучание не будет «долбить» по ушам.

Усилитель на биполярном транзисторе

Часто усилительные каскады собираются с использованием транзисторов. Простой усилитель низкой частоты можно собрать всего из трех основных элементов: конденсатора, резистора и n-p-n транзистора.

Для сборки такого усилителя понадобится заземлить эмиттер транзистора, подсоединить к его базе последовательно конденсатор, а параллельно – резистор. Нагрузку следует располагать перед коллектором. К коллектору в данной схеме целесообразно подключить ограничительный резистор.

Допустимое напряжение питания такой схемы усилителя низкой частоты варьируется от 3 до 12 вольт. Номинал резистора следует выбирать экспериментально с учетом того, что его величина должна быть минимум в 100 раз больше сопротивления нагрузки. Номинал конденсатора может варьироваться от 1 до 100 мкФ. Его емкость влияет на величину частоты, с которой может работать усилитель. Чем больше емкость, тем ниже номинал частоты, которую может усиливать транзистор.

Входной сигнал усилителя низкой частоты на биполярном транзисторе подается на конденсатор. Положительный полюс питания необходимо соединить с точкой соединения нагрузки и резистора, параллельно соединенного с базой и конденсатором.

Чтобы улучшить качество такого сигнала, можно подключить к эмиттеру параллельно соединенные конденсатор и резистор, играющие роль отрицательной обратной связи.

Усилитель на клистроне

Принцип работы усилителя низкой частоты на клистроне основан на модуляции сигнала сначала по скорости, а затем по плотности.

Клистрон устроен следующим образом: в колбе есть катод, нагреваемый нитью накала, и коллектор (аналог анода). Между ними расположены входной и выходной резонаторы. Электроны, испускаемые с катода, ускоряются напряжением, подведенным к катоду, и устремляются к коллектору.

Одни электроны будут двигаться быстрее, другие медленнее – так выглядит модуляция по скорости. Из-за разницы в скорости движения электроны группируются в пучки – так проявляется модуляция по плотности. Модулированный по плотности сигнал попадает на выходной резонатор, где создает сигнал той же частоты, но большей мощности, чем и у входного резонатора.

Получается, что кинетическая энергия электронов преобразуется в энергию СВЧ-колебаний электромагнитного поля выходного резонатора. Так происходит усиление сигнала в клистроне.

Усилитель на микросхеме

УНЧ можно собирать и на электровакуумных элементах, и на транзисторах, и на операционных усилителях, только электронные лампы – это прошлый век, а остальные схемы не лишены недостатков, исправление которых неминуемо влечет усложнение конструкции усилителя. Это неудобно.

Инженеры давно нашли более удобный вариант создания УНЧ: промышленностью выпускаются готовые микросхемы, выполняющие роль усилителей.

Каждая из таких схем – набор ОУ, транзисторов и других элементов, соединенных определенным образом.

Примеры некоторых серий УНЧ в виде интегральных микросхем:

  • TDA7057Q.
  • К174УН7.
  • TDA1518BQ.
  • TDA2050.

Все приведенные выше серии применяются в аудиоаппаратуре. Каждая из моделей имеет разные характеристики: напряжение питания, выходную мощность, коэффициенты усиления.

Они изготавливаются в виде небольших элементов с множеством выводов, которые удобно располагать на плате и монтировать.

Для работы с усилителем низкой частоты на микросхеме полезно знать азы алгебры логики, а также принципы работы логических элементов И-НЕ, ИЛИ-НЕ.

На логических элементах можно собрать практически любые электронные устройства, но в этом случае многие схемы будут получаться громоздкими и неудобными для монтажа.

Поэтому применение готовых интегральных микросхем, выполняющих функцию УНЧ, представляется наиболее удобным практическим вариантом.

Sources:

https://avsu-pitanie.ru/info/kak-nastroit-srezy-na-usilitele/ https://cxem.net/beginner/beginner164.php https://fb.ru/article/460814/shema-usilitelya-nizkoy-chastotyi-klassifikatsiya-i-printsip-rabotyi-unch

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]