Лучший советский Hi-Fi: Топ-5 виниловых проигрывателей из СССР (6 фото)

История латвийского производителя акустических систем и аудиоаппаратуры VEF Radiotehnika RRR (Rīgas Radio Rūpnīca, т.е. «Рижский радиозавод» в переводе с латвийского) берет свое начало в 1926 году.

В середине 20-х годов прошлого века европейские страны восстанавливались после войны и революции. На карте появлялись молодые государства. Уставшие от перенесенных тягот люди жаждали спокойной мирной жизни. Именно в этот период в мире начало набирать популярность радиовещание. Возможность доступной передачи речи и музыки по воздуху волновала умы как молодого, так и старшего поколений.

Радиобум и хитрости предпринимательства

В 1920 году правительство большевиков подписало с Латвией договор о перемирии и, фактически, признала ее независимость. Начинался новый мирный этап развития.

Вскоре волна популярности радио захлестнула население молодой республики, о чем свидетельствует тот факт, что количество радиоабонентов только с 26-го по 27-й годы здесь увеличилось с 1 500 до 10 000. В июне 1924 года в Латвии была основана ассоциация радиолюбителей, а в 1926 году начал издаваться журнал «Радио».

Спрос рождал предложение. Поэтому многие коммерсанты начали активно привозить радиоприемники из-за рубежа. Одним из таких предпринимателей был рижанин Абрам Лейбовиц, который в то время владел магазином по продаже фотопринадлежностей.


Абрам Лейбовиц

В 1926 году Лейбовицем было получено разрешение, позволявшее торговать зарубежной радиотехникой и радиодеталями. Тем не менее, такой вид деятельности был не совсем выгоден, так как в Латвийской Республике действовал закон о конкуренции, отдававший приоритет в продвижении товаров на рынок местным производителям.

Лейбовиц вышел из положения следующим образом: радиоприемники закупались в Германии (обычно это были модели фирм Loewe-Opta, DeTeWe, Lumophon и т.д.), там же на месте они разбирались и затем под видом радиодеталей отправлялись в Латвию, где собирались снова.

На приемники клеился логотип A.L.Radio, под которым их продавали как произведенную на месте продукцию. В октябре 1926 года Абрам Лейбовиц уже имел на руках разрешение о том, что он имеет право выпускать радиоприемники и детали к ним согласно утвержденным схемам.


AL

В 1927 году он основал акционерное общество, которое получило название «Foto-radio centrāle A. Leibovic» («Фото-радио централь А. Лейбовиц») и, по сути, стало одной из предтеч производственного объединения «Радиотехника».

В 1929 году в фирменной линейке числились детекторные радиоприемники AL D0, AL D3, модель AL L1, а также радиоприемники прямого усиления AL L3, AL 3 (трехламповый), AL 4 (трехламповый), AL 12 (трехламповый), AL 20, AL 47 и Gloria. В самом начале 30-х годов в модельном ряду появился детекторный радиоприемник AL P с 1-ламповым усилителем.

Александр Апситис

В 1930 году к фирме Лейбовица примкнул молодой талантливый радиоинженер Александр Апситис. Александр родился в 1906 году в Риге и рос в обычной рабочей семье. С шестнадцатилетнего возраста он работал в городской телефонной сети.

К 1930 году юноша закончил городское ремесленное училище и вечерний техникум, а в 22 года стал призером конкурса, проводимого Министерством внутренних дел, и сконструировал для погранохраны 200 радиоприемников, оснащенных тремя лампами и батарейным питанием.

В 31-м году, работая в Foto-radio centrāle A. Leibovic, Апситис представил приемник Rigafons с лампами E424N, B409 и 1802 на борту, который вышел тиражом в 1 000 экземпляров.


Kosmofons

Среди последовавших далее моделей можно выделить аппарат Kosmofons образца 1932 года, который вещал в диапазонах ДВ/СВ и оснащался лампами RENS1264, RENS1204, RES164 и RGN1054, а также вышедшую в 1933 году серию 2-ламповых приемников Tautofons под индексами «1», «2» и «3».

В 1932 году в мастерской по производству радиоаппаратуры, которая находилась в фамильном доме Лейбовица, уже работало 10 человек. Однако в 1938 году в кредит было приобретено отдельное помещение под цех.

В 1933 году Лейбовиц и Апситис разорвали деловые отношения. Причиной разрыва стали разногласия во взглядах: Александр настаивал на том, чтобы производить собственные высококачественные продукты, а у Лейбовица было сугубо коммерческое видение вещей, в рамках которого проводилась политика жесточайшей экономии — в том числе на качестве комплектующих.

Вскоре после этого Апситис вместе с коллегой по работе Францисом Жуковскис открыл новое предприятие — фирму по производству радиоаппаратуры A.Apsītis un F.Žukovskis, которая, благодаря сотрудничеству с немецким концерном Telefunken, получила доступ к фирменным деталям (радиолампы и прочие элементы) и некоторым лицензионным схемам.

Предприятие Апситиса быстро прогрессировало. В самом начале это были обычные модели радиоприемников прямого усиления — в том числе батарейные варианты, — но в 1935 году Александр представил свой первый ламповый супергетеродинный приемник T-420 «Koncertsupers», который имел массивный деревянный корпус, напоминавший дизайн некоторых моделей компании Telefunken, и работал в диапазонах ДВ, СВ и КВ.


T-420

Несмотря на внешнее сходство, в T-420 использовалась оригинальная топология схем авторства самого Апситиса. При этом гарантировалось высокое качество сборки, благодаря чему продукция предприятия пользовалась стабильным спросом. В дальнейшем, во всей аппаратуре, разработанной А. Апситисом, использовались только оригинальные авторские решения, благодаря чему его фирма имела успех.

В 1936 году появилась модель Т612 и высококлассный супергетеродинный приемник T665, который отличался усложненной схемотехникой. Топология схем T665 включала в себя систему автоматической регулировки усиления (АРУ), 3-каскадный триодный УНЧ и выходную секцию, оснащенную лампой AD1, которая пользовалась большой популярностью у любителей качественного звука. Фактически, каждый год фирма выпускала новые, более прогрессивные модели.


T665

В 1938 году появилась модель Т934, представляющая собой гибрид супергетеродинного и регенеративного приемников. В 1940-м фирма Апситиса начала выпуск своих наиболее массовых аппаратов: бюджетного Т4044 и высококлассного Т4055.


Т4044

В 1938 году в Латвии насчитывалось 29 официальных производителей радиоприемников. В то время это был довольно прибыльный бизнес.

Новые успехи и национализация

Фирма Лейбовица продолжала расширяться и во второй половине 30-х годов стала одним из самых крупных предприятий в Риге, в котором было занято более сотни рабочих. В 1934 году вся модельная линейка компании уже состояла из приемников собственного производства, так как лицам еврейской национальности стало проблемно закупать в Германии комплектующие.

В 1935-м появились модели Eiropafons 35 и Eiropafons 35/II, последняя из которых была «комбайном», использовала другие лампы (четырехвольтовые Philips) и, помимо приемника, включала в себя электрограммофон. Среди последовавших далее моделей можно выделить супергетеродинные приемники Ferro Super 36 (1936) и Ferro Super 37 (1937), оснащенные катушками с ферромагнитными сердечниками, а также модель Reflex Supers (1938) с несколько необычной схемотехникой.


Eiropafons 35

Тем не менее, несмотря на привлекательный дизайн, качество сборки компонентов, изготовленных фирмой Лейбовица, не всегда было на высоте, а некоторые технические решения оставались сомнительными. Всему виной была тотальная экономия фактически на всем, включая детали. Тем не менее, благодаря грамотной рекламе и привлекательному внешнему виду, продажи не падали.

В 1939 году у Абрама Лейбовица случился инфаркт, после которого он не смог вернуться к своей работе, поэтому фирму возглавил его сын. После этого качество и сложность моделей несколько повысились, о чем свидетельствует выпуск вполне достойного аппарата ТМ764.

40-е годы внесли свои коррективы, так как установление в республике советской власти повлияло на все без исключения латвийские предприятия. Фирма Абрама Лейбовица Foto-radio centrāle A. Leibovic, в которой на тот момент работало 250 человек, была национализирована, но временное управление передали в руки его сыновей. Позже, вместе с еще одной фирмой Kolifox (Nikolajs Klemptners), компания Лейбовица влилась в предприятие Radiopionieris.


ТМ764

Национализированная фирма Александра Апситиса, в которой числилось 50 человек, получила новое название Radiotehnika, а сам Александр, благодаря дружеским отношениям с латвийским писателем Виллисом Лацисом, придерживающимся коммунистических взглядов, стал директором данного предприятия.

После аннексии Латвии под юрисдикцию СССР встал вопрос использования комплектующих, так как был отдан приказ перехода на советские лампы, соответствующие американским образцам.

Корвет ЭП-003

0
“Корвет ЭП-003” производился с 1978 года, и наряду с “Электроникой Б1-01”, был одним из первых советских виниловых проигрывателей, которые обозначили движение в сторону производства в СССР аудиокомпонентов класса Hi-Fi. В отличие от многих проигрывателей, которые так или иначе копировали зарубежные разработки, “Корвет ЭП-003” был весьма самобытным устройством – как в части дизайна, так и с точки зрения технических решений. Главной особенностью “Корвета” стало применение технологии вязкостного демпфирования: шар, заполненный специальной вязкой жидкостью, был призван снизить резонансы тонарма, хотя в первую очередь он просто-напросто вызывал удивление у тех, кто впервые видел этот любопытный проигрыватель. Поражал своим внешним видом и необычный опорный диск, а также интересный дизайн элементов управления. “Корвет” оснащался двигателем с прямым приводом диска и позволял прослушивать пластинки на 33 и 45 оборотов. Проигрыватель поставлялся в комплекте с головкой звукоснимателя ГЗМ-008. Несмотря на некоторые технические просчёты, “Корвет ЭП-003” (и более поздняя модификация “Корвет-038”) является одним из самых интересных проигрывателей, которые выпускались в СССР в 70-е и 80-е годы.

Годы войны

После того, как Латвия перешла под контроль Германии, предприятия Radiopionieris и Radiotehnika стали филиалом Telefunken (Telefunken Gerätewerk Riga), который начал производить продукцию, предназначенную для военных целей. В обязанности филиала также входил ремонт высокоточной немецкой артиллерийской оптики, радиопередатчиков для военной связи и радиоприемников.

В 1944 году, во время отступления немецких войск, все оборудование предприятий Риги вывозилось в Германию. Тем не менее, Александру Апситису удалось сохранить средства производства и спрятать их в бункере для хранения химикатов, а в готовые к отправке упаковочные ящики были загружены металлолом и камни.

Остальная часть оборудования, которая включала в себя измерительные приборы и прочие высокоточные инструменты, была скрыта в трансформаторной будке. Благодаря такой рискованной операции, в которой участвовала группа латвийских партизан, к концу 1944 года предприятие Апситиса было полностью готово к запуску, а сам Александр был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»

В 1945–46 годах на заводе наладили выпуск трансляционных усилителей и громкоговорителей, а также студийной техники, предназначенной для радиовещания в Риге. В послевоенные годы предприятие нуждалось в квалифицированных кадрах. Ведь многие из рабочих завода оказались в заключении из-за службы в Латышском легионе СС.

Апситис лично обратился за помощью к зампреду правительства Латвийской ССР с целью содействия в освобождении 19 своих бывших рабочих и сам вывез их из места заключения в Ригу. Одним из таких рабочих был опытный инженер Волдемарс Слава, который в дальнейшем стал ведущим конструктором. К 1946 году штат «Радиотехники» насчитывал уже около 400 человек. Все было готово к наращиванию производства и к выходу на новые уровни.

Эстония ЭП-010

0
История создания этого проигрывателя была достаточно типичной для советской радиопромышленности, когда аудиотехника проектировалась путём клонирования удачных зарубежных разработок. Таким образом, весьма интересный и технически продвинутый проигрыватель “Эстония ЭП-010” был скопирован с не менее любопытной модели “Optonica 7100” (суббренд японской компании Sharp). Проигрыватель “Эстония ЭП-010” входил в состав блочного стереокомплекса, который также включал в себя тюнер, предусилитель, усилитель мощности и акустические системы. Прежде всего, интересен дизайн проигрывателя: диск и тонарм утоплены в корпус и закрываются массивным тонированным стеклом, которое в отличие от акриловых пылезащитных крышек не покрывается со временем множеством царапин. К тому же, несмотря на обилие пластика в конструкции, “Эстония-010” и на сегодняшний день выглядит достаточно интересно. Что касается технической части, здесь всё еще более любопытно: проигрыватель оснащен тонармом с электроприводом, а управление – полностью автоматическое. По нажатию клавиши, автоматика запускает диск, приводит тонарм в нужное положение и начинает воспроизведение выбранного трека (от 1 до 7) – почти как при прослушивании музыки с CD-плеера! По окончании пластинки проигрыватель останавливает диск и возвращает тонарм в исходное положение. Вся эта роскошь позволяла советскому меломану не менять вручную положение тонарма и управлять воспроизведением только при помощи клавиш. К тому же, виниловый проигрыватель с полной автоматикой был просто отличным поводом похвастаться перед друзьями-аудиофилами. Пожалуй, ещё более интересным могло быть наличие пульта ДУ, однако такой функционал здесь отсутствует. Кроме возможности проигрывания выбранного трека, присутствует опция повтора воспроизведения (назовём это заимствованным словом репит). Такая функция весьма удобна, поскольку после нажатия клавиши “Эстония” автоматически ещё раз проиграет ту сторону пластинки, которая воспроизводится в данный момент. Вдобавок, хорошей особенностью этого проигрывателя является сменный шелл, что позволяет достаточно легко поменять его, а также головку звукоснимателя на более предпочтительный вариант.

Послевоенное время

Первым послевоенным радиоприемником стала высококлассная настольная модель Riga T 689 образца 1946 года, оснащенная девятью лампами. В следующем году в серию пошел более бюджетный приемник Riga T 755, собранный в металлическом штампованном корпусе.


Riga T 689

В 1947 году началось наращивание производственных мощностей: было построено трехэтажное здание для ремонтно-механического и экспериментального цехов. В последующие годы появился цех по гальванике, радиомонтажный цех и др.


Riga T 755

В 1948 году был разработан первый в СССР переносной ламповый радиоприемник Pionieris («Пионер»), работавший от комплекта батарей, который, однако, не пошел в серию. В следующем году появился регенеративный батарейный приемник Б-912, использовавший две лампы.


Рига Т-51

В самом начале 1950 года Radiotehnika выпустила очень серьезный для тех лет продукт — ламповую консольную радиолу высшего класса Рига Т-51, которая имела внушительные размеры (1 300 х 500 х 1 000 мм) и оснащалась виниловым проигрывателем. Более поздние версии имели проигрыватель-автомат, позволявший автоматически сменить до 10 грампластинок. Топология схем предусматривала использование 21-й лампы.

Выходной 2-тактный каскад строился на четырех лампах типа 6П3С, имелась возможность регулировки тембров, присутствовала функция тонкомпенсации. Радиола оснащалась тремя СЧ/НЧ-динамиками и одним ВЧ-драйвером в рупорном оформлении. Всего было выпущено 10 экземпляров — причем два из них были подарены И.В. Сталину и Мао Цзэдуну.

Кроме выпуска радиопродукции предприятие также выполняло госзаказы — изготавливало трансляционную аппаратуру, студийные пульты для радиовещания и прочее оборудование профессионального уровня.

В октябре 1951 года заводу было присвоено имя русского физика, электротехника и изобретателя в области радиосвязи Александра Степановича Попова. При этом у главного кадра «Радиотехники» начались проблемы. В 1950 году по доносу Александр Апситис был понижен в должности до поста главного инженера, а в 1952-м и вовсе переведен на другой завод.

В этом же году Александр попал в тюрьму, так как ему был поставлен в вину выпуск бракованных изделий на предприятии «Радиотехника». Срок был сокращен после смерти Сталина, однако пребывание в местах заключения негативно отразилось на общем моральном состоянии Апситиса, а также на его здоровье. Инвалид 2-й группы, обратно на свое предприятие он так и не вернулся и работал телемастером в маленьком провинциальном городе Рауна.

Электроника Б1-04

0
“Электроника Б1-04” – это своеобразная экзотика из СССР и очень редкая модель винилового проигрывателя, которая выпускалась с 1980 года московским НПО “Торий”. При взгляде на этот советский High End может показаться, что он совсем не похож на устройство, спроектированное в СССР. И в этом есть доля правды, ведь основой для разработки “Б1-04” послужил проигрыватель винила Bang & Olufsen Beogram 4002. В части дизайна и основной концепции сходство было весьма явным, а вот механика и схемотехника была построена на основе советской элементной базы и достаточно сильно отличалась от датского “Beogram”. Пожалуй, объект для копирования был очень хорош, а итоговый результат в виде проигрывателя “Б1-04” также оказался весьма интересным. Внешне “Электроника” вполне явно копирует “Beogram 4002”, однако отличается выступающим опорным диском (у B&O он был утоплен в корпус) и другим расположением элементов управления. Из интересных особенностей “Электроники Б1-04” – тангенциальный тонарм с электроприводом и роскошная по тем временам сенсорная система управления. Судя по всему, стоил этот проигрыватель запредельно дорого, и был попросту недоступен для большинства советских меломанов и аудиофилов. На сегодняшний день, немногие сохранившиеся экземпляры “Б1-04” находятся в частных коллекциях ценителей винтажной аппаратуры.

Усиленный рост и расширение мощностей

В 1958 году на должность директора «Радиотехники» заступил Валдис Павловский. 60-е годы стали для «Радиотехники» временем стремительного роста и расширения.

Если в 1954 году было выпущено около 100 000 единиц аудиоаппаратуры, то в 62-м это количество было удвоено — причем среднегодовой рост производства составлял приблизительно 10%, а в 1964 году на заводе работало уже 34 конвейера.

«В 1950–1960-е популярен был стационарный радиоприемник «Рига–10», позже — «Фестиваль», управлявшийся дистанционно. Дипломом отметили его и на выставке в Брюсселе», — вспоминает Инарс Клявиньш, автор книги «Становление и развитие рижского радио 33 года своей жизни.


Гауя

Завод постоянно расширялся, строились новые корпуса. Начался выпуск более современных компактных транзисторных радиоприемников «Гауя» (Gauja, 1961), на смену которым в 1963 году пришла модель «Селга» на семи германиевых транзисторах, получающая питание от 9-вольтовой батареи типа «Крона».


Селга

Аккуратный внешний вид обеих моделей был разработан латвийским художником, конструктором и дизайнером Адольфом Ирбитисом. «Темпы производства были фантастическими. Если «Гаую» в первый год выпустили в количестве 10 000, то на следующий — уже 100 000. «Селгу» — до 800 000 в год!», — слова Инарса Клявиньша.

В 1963 году начался выпуск стационарной ламповой радиолы «Ригонда», название которой было позаимствовано из романа Вилиса Лациса «Потерянная родина» (так в романе назывался вымышленный остров — намек на Ригу).

В 1964 году произошло знаковое событие. Предприятие выпустило первые акустические системы «Симфония» («Simfonija») с корпусами типа «закрытый ящик» и ламповую радиолу с одноименным названием, для которой они предназначались.

АС представляли собой трехполосные колонки весом по 20 кг каждая. Первая модификация включала в себя следующие громкоговорители: 3ГД-15 (ВЧ-головка), две 2ГД-28 (СЧ-излучатели) и низкочастотный динамик 5ГД-3RRR.

Модель имела несколько необычную конструкцию, в которой использовались специализированные акустические резонаторы Гельмгольца, представляющие собой небольшие отделения-отсеки, расположенные в нижней части АС.

Отсеки были отделены от основной части корпуса горизонтальной перегородкой и сообщались с основным объемом с помощью соответствующих отверстий в этой перегородке. Резонаторы позволяли усилить басовую составляющую в звучании и улучшить качество НЧ, а их частота настройки зависела от диаметра отверстий, размеров отсеков и толщины перегородки, что отражалось на параметрах АЧХ.

Корпуса имели 10-мм толщину и изготавливались из высококачественной березовой фанеры. Конструированием данных спикеров занималась команда разработчиков под руководством выдающегося латвийского инженера Роланда Керно, который работал на предприятии во времена оккупации, когда «Радиотехника» стала филиалом немецкой Telefunken. Согласно некоторой информации, Керно удалось узнать несколько секретных технологий, связанных с производством мембран для немецких динамиков.


Симфония

В 1964 году директором Radiotehnika стал инженер и талантливый руководитель О.К. Ленёв. В это время были возведены новые производственные мощности в предместье Риги, а количество рабочих, занятых на производстве в «Радиотехнике», достигло 16 000 человек.

В 1965 году предприятие перешло в подчинение к МПСС — Министерству промышленности средств связи СССР. Благодаря этому, был получен доступ к валютным ресурсам страны, что позволило закупить новое, более современное и совершенное оборудование.

В 1967 году в серию пошла вторая версия радиолы Simfonija-2 с обновленными колонками, каждая из которых имела три громкоговорителя: 1ГД-3RRR для ВЧ, 3ГД-1RRR для СЧ и 5ГД-3RRR (6ГД-2RRR в поздней модификации) для НЧ. Номинальный импеданс составлял 9 Ом, а весила одна такая АС около 16 кг.


Селга-402

В конце 1970-го Radiotehnika превратилась в мощное производственное объединение, которое включало в себя основной Рижский радиозавод им. Попова (главное предприятие), а также Рижский электромеханический завод (REMR, производил виниловые проигрыватели), Кандавский радиозавод (выпуск приемников) и КБ «Орбита».

В 1970 году был разработан радиоприемник Селга-402, оснащенный кремниевыми транзисторами серии КТ315.

В 1971 году была выпущена, пожалуй, самая популярная версия радиолы с отдельными колонками Simfonija 003. Каждая акустическая система весила 15 кг, имела меньшие габариты по сравнению с предшественницей и оснащалась следующими динамическими головками: 1ГД-3RRR, 3ГД-1RRR и 6ГД-2RRR.

Частотный диапазон охватывал промежуток от 50 до 15 000 Гц. Приемник радиолы работал в диапазонах УКВ, КВ 1-4, СВ и ДВ, а усилитель использовал лампы 6П14П и развивал мощность в 4 Вт на канал.


Simfonija 003

В 1973 году «Радиотехника» переехала в новый жилой район Риги — Иманту. При этом использовались абсолютно новые линии с зарубежным оборудованием, которые находились в новых зданиях.

Предприятие получило необходимое для каждого производителя акустических систем специализированное сооружение: акустическую лабораторию, включавшую в себя реверберационную и безэховую камеры, а также отдел для климатических испытаний.

«Для гальванического цеха оборудование приобрели в ФРГ. Комплекс гальваники отвечал лучшим мировым технологическим достижениям своего времени, — рассказывает Инарс Клявиньш. — Там была не только механизация — на некоторых линиях работали автоматы».

Описание проигрывателя Radiotehnika ЭП-101.

«Радиотехника Э11-101-стерео» – электропроигрыватель первой группы сложности, предназначен для электрического воспроизведения звукозаписей со стерео – и монофонических грампластинок для осуществления последующего электроакустического воспроизвсления

Через внешние усилительные устройства различных типов или последующей записи их с помощью магнитофон и.

В электропроигрывателе установлено эжчаропроигрыьающее устройство 1-ЭПУ-70С.

О комплекте Radiotehnika 101 стерео.

Вообще проигрыватель поставлялся вместе в комплекте Radiotehnika 101 стерео. В котором были четыре аппарата

Radiotehnika ЭП-101 – проигрыватель

Radiotehnika Т-101 – тюнер

Radiotehnika У-101 – усилитель

Radiotehnika М-201 – магнитофон

Легендарная S-90

В 1975 году на всесоюзной выставке «Связь 1975» были представлены новинки «Радиотехники»: электрофон «Аллегро-002-стерео» и радиола «Виктория-003-стерео». Согласно принятой тогда в СССР классификации, обе модели относились к высшему классу устройств.


Аллегро-002-стерео

Для раскрытия их потенциала требовались новые АС с более точным и качественным звучанием. Разработка была поручена КБ «Орбита», одним из ведущих разработчиков в котором числился Роланд Керно, который и заложил в техзадание по новым спикерам требования Hi-Fi-стандарта DIN 45500.


Виктория-003-стерео

Так в 1977 году появились первые модели 35АС-1, спроектированные Роландом Керно и Дзинтарсом Ласисом. Трехполосные спикеры имели фазоинверторное оформление корпуса с выходом на фронтальной панели, благодаря чему их можно было устанавливать ближе к стене без опасения получить низкочастотный гул.


35АС-1

СЧ- и ВЧ-драйверы располагались в отдельном закрытом отсеке с целью минимизации влияния паразитных резонансов. Для передачи высоких частот служила головка 10ГД-35-3000, «середина» находилась в распоряжении СЧ-драйвера 15ГД-11-120, а басом распоряжался крупный динамик 30ГД-1-25. Модель имела ступенчатые регуляторы уровня средних и высоких частот.

Спустя два года появилась улучшенная версия, получившая название S-90, хорошо известное всем меломанам, проживавшим на территории СССР. Показатель чувствительности модели составлял 88 дБ, а частотный диапазон находился в промежутке от 25 до 25 000 Гц.


S-90

Импеданс АС равнялся 4 Омам, номинальная мощность достигала 35 Вт, а пиковая — 90 Вт (отсюда и цифра «90» в названии). Каждая такая АС весила 23 кг. Модель оснащалась 26-мм твитером 6 ГДВ-6-16, 105-мм СЧ-излучателем 20 ГДС-1-8 и 220-мм вуфером 75 ГДН-1-4. Корпус имел довольно толстые 16-мм стенки и изготавливался из ДСП. Фронтальная панель была выполнена из фанеры и имела толщину в 22 мм.

Позже появились версии S-90B и S-90D, которые имели индикаторы перегрузки, отличались улучшенным дизайном корпуса и несколько иным расположением динамиков. Импеданс данных версий составлял 8 Ом вместо 4 Ом, т.е. АС представляли собой более легкую нагрузку для усилителя. Также выпускались версии S-90F (с грилями) и S-90E. Позже появились модели S-100, рассчитанные на более высокую мощность.


S-50B

Кроме S-90, в ассортименте «Радиотехники» имелись 3-полосные S-50B, рассчитанные на меньшую пиковую мощность в 50 Вт, а также 2-полосные S-20, S-30 и их различные модификации. Кроме этого, производилась АС S-70 со встроенным усилителем мощности.

Улучшение качества звучания проигрывателя Радиотехника-001

Возрастающие требования к качеству звуковоспроизведения приводят к тому, что аппаратура, еще недавно казавшаяся идеальной, сегодня нуждается в замене или радикальной переделке. В результате оптимизации узла привода и монтажа узлов ЭПУ автору удалось достигнуть низкого уровня шумов и помех при высокой верности звуковоспроизведения грамзаписи.

После ряда доработок ЭПУ разных моделей и экспериментов с проигрывателем “Радиотехника-001” (0-ЭПУ-82СК) автор этих строк пришел к выводу о целесообразности выноса его блока питания из корпуса на 1 ..1,5 м ближе к сетевой розетке. Обоснование такого решения приведено в предыдущих статьях [1, 2]

Блок питания размещают в отдельном корпусе. Провод от сети, подведенный к трансформатору, обрезают на расстоянии около 10 см от пайки и подключают к отдельному двухполюсному выключателю, установленному в блоке. Туда же можно встроить и индикаторную лампочку, которую запитывают от обмотки трансформатора 6 В.

В авторской конструкции использовано стабилизированное напряжение +15 В для питания узлов ЭПУ, а также напряжение 127 В с первичной обмотки трансформатора для питания тиратрона стробоскопа Остальные обмотки отключают, удалив плавкие предохранители в их цепях, кроме FU2 на 2 А (обозначение элементов согласно схеме в инструкции по эксплуатации ЭПУ).

Разъемы ОНЦ в цепях питания не используют, снимая напряжение +15 В непосредственно с контактов 3 и 4 платы стабилизатора, причем контакт 4 общего провода нужно соединить отдельным проводником с “массой» у разъема ОНЦ.

Блок питания соединяют с ЭПУ четырехпроводным кабелем, при самостоятельном изготовлении кабеля каждую пару проводов питания 15 и 127 В нужно свить. Ввод кабеля сделан слева на задней стенке ЭПУ, внутри цепи питания также проложены витыми парами.

Напряжение 15 В подается непосредственно на плату коммутации и управления, а провода к тиратрону проложены вдоль левой стенки корпуса через имеющийся в ЭПУ выключатель сети, так что при воспроизведении стробоскоп можно отключать.

Проигрыватель 0-ЭПУ-82СК обладает уникальной системой привода — от супертихоходного двигателя через эластичный пассик. Этот привод имеет относительно большое время разгона, но отличается низким уровнем низкочастотных вибраций и эффективной “развязкой” диска и двигателя. В блоке привода изменения коснулись ключей генератора.

Вместо транзисторов КТ315Б установлены КТ3102А, заменены и транзисторы КТ801Б: обе “тройки” подобраны с близкими параметрами (по h213). Все транзисторы работают без начального смещения (показанные на схеме ЭПУ резисторы R19, R24, R26 на плате отсутствовали и до переделки).

На тяговые характеристики привода заметно влияет емкость конденсаторов С13, С14, С15.

При их емкости около 1 мкФ средняя мощность на валу невелика и привод чувствителен к нагрузке, что делает невозможным, в частности, установку очистителя грампластинок.

В результате экспериментов установлено, что оптимальным является значение емкости 0,47 мкФ. Вместо этих оксидных конденсаторов установлены пленочные К73-17 на напряжение 63 В, подобранные по емкости с погрешностью не более ±1% (отклонение от номинала некритично).

Плата коммутации и управления перемещена на место удаленного блока питания и установлена над вентиляционными отверстиями, причем небольшую крышку, закрывавшую снизу вторичные предохранители, также необходимо удалить. На перевитые провода, ведущие к двигателю, натянута экранирующая оплетка.

Корпус двигателя заземлен через эту оплетку, а от панели он изолирован эластичными прокладками [1]. После настройки генератора и оптимизации разводки помехи от двигателя совершенно исчезли.

Провода внутри тонарма заменены на МГТФ 0,05 Для монтажа лучше использовать провод, изготовленный более десяти лет назад, в котором свойства изоляции уже стабилизированы.

Соединение головки звукоснимателя выполнено по четырехпроводной схеме витыми парами общий провод каждого канала разделен, экран головки электрически соединен с общим проводом одного из каналов (в головках с пятью контактами), а трубка тонарма отдельного заземления не требует.

Такие же короткие витые пары применены в “шеллах» (держателях головок) Для сохранения гибкости провода свивка на выходе из тонарма выполняется очень свободной, и провода образуют небольшую петлю, защищаемую от наводок экраном из жести.

Экран соединяют толстым монтажным проводом с “массой” (луженый контакт панели ЭПУ находится возле места выхода проводов из тонарма), к тому же контакту подпаивают заземление очистителя грампластинок, а также провод, идущий на вход внешнего предусилителя-корректора (ПК) или к клемме заземления УКУ Еще один отрезок провода соединяет самодельный экран с внутренним, штатным закрывающим выходные гнезда ЭПУ.

Разъемы типа ОНЦ удалены, а отверстия в корпусе использованы для ввода кабелей со штекерами RCA. Высококачественные золоченые гнезда RCA смонтированы на толстой пластине (оргстекло, гетинакс), закрепленной винтами в торцы посередине коробки штатного экрана. Таким образом, разъемы при подключении заглубляются в корпус, что позволяет установить ЭПУ близко к стене.

Две короткие витые пары соединяют гнезда с герконовым реле, что, в общем, не обязательно. Между ЭПУ и ПК использован кабель, отличающийся высокой помехозащищенностью и широкой полосой пропускания.

Уровень помех в модернизированном ЭПУ в основном определяется внешними причинами. В исходной же конструкции уровень помех -60…-70 дБ приводит не только к искажениям на пиках сигнала (обычно грешат на головку или пластинку), но и к повышению шумов звуковоспроизведения При проигрывании же грампластинок высокого качества на ЭПУ, описанном в [1], отмечены чрезвычайно низкие шумы

Проигрыватель полностью реализует все свои возможности с ПК, в котором применены фазолинейная коррекция и адаптивное согласование входа с любой головкой типа ММ при компенсации ее индуктивности (см [3]).

Совместно с таким корректором высокоуровневая головка ММ обладает преимуществами головки с подвижными катушками (МС), что позволяет достигнуть высококачественного воспроизведения грамзаписи недорогой головкой с эллиптической иглой.

Очень низкий уровень рокота ЭПУ позволяет отказаться от среза низ ких частот по кривой RIAA, установив в корректоре ФВЧ второго порядка с частотой среза 10 Гц, благодаря чему система будет эффективно воспроизводить весь частотный диапазон, вплоть до самого низкого тона органа (16 Гц).

Р.Кунафин, г. Москва. Р2001, 1.

Литература:

  1. Кунафин Р. Из опыта эксплуатации ЭПУ “Радиотехника-001”. Р1997, 5. с.14 — 16; 6, с.11, 12
  2. Кунафин Р. Hi-Fi за сто рублей? — Р1999, 9, с. 16, 17.
  3. Предусилитель-корректор класса High-End. — Р1998, 7, с. 5.

Годы расцвета

В послевоенные годы на долю Radiotehnika приходилось до 35% всей аудиопродукции, выпускаемой в СССР. По сути, это было крупнейшее предприятие по производству аудио в Советском Союзе, которое к тому же входило в комплекс оборонных министерств, курируемых Военно-промышленной комиссией (ВПК, Комиссия Президиума Совета министров СССР по военно-промышленным вопросам).

Благодаря такому положению, предприятие имело доступ к современному оборудованию и экспортировало свою продукцию за рубеж, включая США, Австралию, Германию и Финляндию. Благодаря полученной валютной выручке, «Радиотехника» могла закупать станки, сборочные линии и прочее оборудование за рубежом.


101-stereo

В 1983 году был выпущен хорошо известный среди меломанов СССР стереофонический блочный комплекс Radiotehnika 101-stereo, включавший в себя тюнер, усилитель, кассетный магнитофон и виниловый проигрыватель.

В 1984 году рижское предприятие начало производить собственные микросхемы (гибридные и полупроводниковые), а в 1988 году в рамках «Радиотехники» появился Рижский завод функциональной микроэлектроники «Элмира».

В 1986 году была разработана кассетная магнитола МЛ-6201-стерео, которая пользовалась большим спросом на волне популярности японских бумбоксов типа Sharp, International и пр. В 1987-м был представлен портативный кассетный плеер «Дуэт» ПМ-8401 с двумя гнездами для наушников.

Radiotehnika стала основным предприятием в Союзе, выпускавшим модели высшего и первого класса. В год выпускалось 1,5 млн единиц различной аудиоаппаратуры, включая 1,1 млн штук акустических систем из линейки, насчитывавшей 12 моделей.


МЛ-6201-стерео

Разработчики предлагали свои варианты для облегчения и повышения эффективности процессов производства. К примеру, инженер Евгений Рыжов предложил оригинальный способ обработки проводов и деталей, который даже получил патент за рубежом, а Роберт Вейхерт разработал высокоэффективный процесс, связанный с гальванизацией пластмассовых деталей.

Именно Рижским радиозаводом впервые в СССР были внедрены клавишные переключатели и задействованы печатные платы. При изготовлении колонок использовался метод каширования корпусов, при котором они обклеивались специальной пленкой, имитирующей ценные породы дерева. Не отставало и КБ «Орбита», в котором работало около 750 человек и семь высококвалифицированных дизайнеров.


Дуэт ПМ-8401

«На предприятии можно было сделать успешную карьеру, — рассказывает бывший ведущий инженер-конструктор КБ «Орбита» Юрий Алексеев. — Например, в 27 лет я стал ведущим инженером, продвигаясь по карьерной лестнице. Я был лаборантом, старшим техником, инженером без категории, инженером третьей, второй, первой категории и только потом стал ведущим инженером — можно сказать, занял должность полковничьей важности».

Новый директор ПО Radiotehnika В.К. Мартинсон обеспечил значительное расширение доли экспорта. Под его руководством совместно с представителями Германии была создана фирма Hamrig International, предназначенная для организации продажи спикеров в Европе под брендом Norsk Audio.

Для разработки новой продукции использовалось проектировочное ПО Autocad. Для конструирования кроссоверов применялся софт Calsod. Была задействована система автоматизированного проектирования САПР.

Арктур-006

0
“Арктур-006”, как и ряд других электрофонов и виниловых проигрывателей, производившихся на Бердском радиозаводе, стал результатом сотрудничества советской промышленности с польским объединением Unitra. Эта модель выпускалась с 1983 года, и была разработана на основе электропроигрывающего устройства (ЭПУ) Unitra G-2021. Что ещё более интересно, данное ЭПУ производилось объединением Unitra на основе японской разработки Sanyo/Fisher MT-6225, с прямым приводом диска и электродвигателем весьма необычной конструкции, что обеспечивало очень высокую стабильность вращения. Таким образом, этот технологический “клубок” в очередной раз приводит нас в Японию – что неудивительно, ведь в 70-е и 80-е годы эта страна была своеобразным эпицентром инновационных Hi-Fi разработок. Кроме упомянутого прямого привода диска, “Арктур-006” оснащался микролифтом, автостопом и автовозвратом тонарма в исходное положение по окончании пластинки. Также предусмотрен встроенный фонокорректор, а съёмный шелл открывает возможности для его замены по своему усмотрению. “Арктур” был предназначен для воспроизведения пластинок на 33 и 45 оборотов, и в целом заметно выделялся среди множества других советских виниловых проигрывателей благодаря удачной конструкции и хорошему звучанию. Пожалуй, самым спорным решением в “Арктур-006” стал тонкий пластиковый корпус, который был способен испортить не только весьма достойное звучание проигрывателя, но и настроение советского аудиофила, посеяв в его голове тревожные мысли о возможном апгрейде. И действительно, некоторые умельцы занимались демпфированием корпуса “Арктура”, используя в том числе достаточно изощрённые методы.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]