Статья посвящена замене подвеса на басовом динамике АС QUADRAL Allsonic SM 90 II, но при минимальных изменениях подобная техника может быть применена для замены подвеса других компрессионных динамиков. Техническая характеристика АС
Модель: Allsonic SM 90 II Количество полос: 3 Номинальная мощность: 60 Вт Максимальная мощность: 90 Вт Полоса частот: 44–22000 Гц Импеданс: 4/8 Ом Размеры: 20,0×31,0×19,0 cm Корпус: дерево, закрытый тип Масса одной колонки: 4,2 кг Производство: Германия Сравнительно давно, в году 2001, увидел я в маленькой музыкальной студии небольшие полочные пассивные 3-полосные АС QUADRAL Allsonic SM 90 II. Они использовались в качестве студийных мониторов. При ближайшем рассмотрении АС оказались системами не только малого объёма, но и закрытого типа. Звучали они по-студийному: нейтрально, чисто и солидно. Без дополнительного окраса звука, что, вцелом, от них и требовалось. Как я понял, на тот момент времени, они были одними из лучших АС своего ценового класса.
↑ И что же теперь будем делать?
В далёком прошлом случалось мне успешно перематывать сгоревший 10ГД-36, но как ремонтировать подвес я в тот момент ещё не знал. Судя по всему, колонки мои имеют почтенный возраст, лет эдак в 20-25, так что найти родные динамики на замену показалось мне делом очень сомнительным. И пошёл я в интернет, a Гугл, как известно, знает всё. Сначала мне попалось предложение подклеить подвес с обеих сторон резиновым клеем. Идея безусловно дешёвая, но ведь Александр Сергеевич нас всех предупреждал: «Не гонялся бы ты поп за дешевизной!»
На другом сайте автор предлагает сделать форму из парафина, снять с неё гипсовые матрицу и пуансон и в заключении отлить подвес из клея для автомобильного стекла. Тоже как-то трудоёмко и результат под вопросом.
Следующая ссылка предложила замочить резиновое кольцо в растворителе (вырезать из подходящего листа резины), натянуть его на подходящую болванку, закрепить край и подсушить в надежде, что получится идеальная форма подвеса. Ну да, теоретики рулят…
РЕМОНТ ДИНАМИКОВ
После того как все уже обклеено, убедитесь, что не остались маленькие дырки (чтоб не было утечки залитого клея). Для придания круглой формы, скотч следует чуть погреть (можно использовать зажигалку).
Далее начинаем реставрацию подвеса динамика. Берем клей момент и намазываем на скотч, старайтесь сделать это как можно аккуратно и гладко. Убедитесь, что клей сел равномерно. Затем нужно оставить головку для высыxания.
Клей высыxает в течении 5-7 часов, и после превращается в резину. Во время засыxания клея, головку нужно поставить на ровную поверxность для того, чтобы клей высоx равномерно по всему параметру подвеса.
Спустя несколько часов динамическая головка уже готова к использованию. Разница между заводским и самодельным подвесом почти нет, звук четкий и качественный, клиенту кстати очень понравилось, надеюсь и вам понравится.
Вообще в течении многиx лет почти такую теxнологии использовал для замены подвеса динамическиx головок радиотеxника С-30. Эти головки имеют довольно качественный звук, отлично себе чувствуют на низкиx частотаx (правда СЧ хромают), одним словом неплохая головка для мощного сабвуфера, но тут один недостаток — поролоновый подвес. На глубокиx бассаx при полной громкости он выдержит не больше 20 минут. Использовал десятки способов замены подвеса такой головки, но ни один не устраивал — то xрипы то динамик становится очень твердым, то нарушается центровка и с катушки сдирается лак, но потом просто решил сделать самодельный подвес для такой головки способом скотча и клея момент. Результат поразил! Головка стала основой для мощного автомобильного сабфуфера и целыx 3 года используется в машине у друга. Усилитель мощный, собран на основе знаменитой TDA7294 мощность которого в пике может достигать до 110 ватт! И представьте — головка с легкостью выдерживает эту мощность, а подвес не рвется.
А вот еще один секрет самодельного подвеса — не жалейте клей! Его нужно залить чем больше — тем лучше, а если дома есть динамические головки с изношенным подвесом (такой дефект встречается очень часто) то не спешите иx выкидывать, они вам еще будут служить верой и правдой в течении несколькиx лет! Для предварительной фиксации скотча желательно использовать супер клей. От такой переделки параметры динамики не пострадают, а реакция на низкиx частотаx даже будет лучше, чем в то время, когда динамик был выпущен из завода — АКА.
Форум по динамикам
Форум по обсуждению материала РЕМОНТ ДИНАМИКОВ
В КАКОМ НАПРАВЛЕНИИ ТЕЧЕТ ТОК
В каком направлении течет ток — от плюса к минусу или наоборот? Занимательная теория сути электричества.
Переделываем игрушку обычный трактор в радиоуправляемый — фотографии процесса и получившийся результат.
Самодельный функциональный генератор сигналов 0,1 Гц — 100 кГц на микросхеме ICL8038.
Про использование технологии беспроводного питания различных устройств.
↑ Решение
Потом вдруг вылезло, что, хотя мои колонки с хвалёным немецким качеством, зато беда с подвесом вещь вполне стандартная. А мудрые китайские «перцы» уже вовсю «выпекают» подвесы, и цена у них в eBay’е вполне демократичная — ок. 9 баксов за пару вместе с пересылкой.
Правда есть и немецкое предложение, но уже за 40 евро (с большой вероятностью, что товар из того же магазина). Тут конечно время доставки играет свою роль — из Китая ждать 3-5 недель, а германцы доставят за 3 дня. Ну и пёс с ним, решил я, куплю в Китае и подожду маленько.
Но на этом проблемы с выбором не закончились! Производитель предложил выбор материала: губка или резина. Прогрызаясь через стадо сайтов с информацией о подвесах и их влиянии на звук, я с большим трудом принял волевое решение в пользу резины, так как губка у меня уже один раз рассыпалась. А главным аргументом послужило то, что на других Quadral’ах басовые динамики на те же 6 дюймов стоят именно на резиновом ходу.
Ремонт диффузора динамика сабвуфера своими руками
В сабвуферах применяются очень мощные громкоговорители. Они обеспечивают на пике 600-800 ватт и более, поэтому их акустические отражатели сделаны из плотного и жёсткого материала. Как отремонтировать диффузор динамика сабвуфера. Качество работы зависит от величины повреждения и от наличия всего необходимого для ремонта. Сначала нужно извлечь динамик из корпуса и очистить мембрану от пыли. Материалом для заплаты служит любой бытовой тонкий картон, включая конфетную коробку. Ножницами вырезается заплата, перекрывающая повреждение примерно на один сантиметр в каждую сторону. Если кривизна поверхности не позволяет это сделать, используется несколько заплат меньшего размера, которые клеятся внахлёст.Нужно промазать место склейки с обратной стороны и заплату клеем «Момент». Картон должен хорошо пропитаться клеем. Через 20-25 секунд заплату следует плотно прижать к месту повреждения. Чтобы сохранить нажим, между заплатой и корзиной вставляется валик из упругого материала.
↑ Что внутри Квадралов?
Пока мой заказ ехал, я решил ознакомится с конструкцией АС поближе, изнутри. Что сказать, корпуса сделаны вцелом неплохо, клееное ДСП, внутри наблюдается заглушающая жёлтенькая минеральная вата.
Фильтры вроде собраны из приличной базы, зато приклеены термоклеем, но он держит до сих пор без вопросов.
Правда шурупы крепления динамиков загнаны вкривь. И печать на динамике эту «кривизну» логично объясняет: Quadral, made in Singapur.
↑ Игры с импедансом
Но самое интересное было в импедансе. Смотрите, какой трехместный клеммничек.
Согласно табличке изготовителя, АС можно использовать при 4-х или 8-ми Омах этого самого импеданса. Как же тут решили мудрые немецкие инженеры? Всё решено «изящно» и очень просто: кому нужно 8 Ом подключает 4-омные АС последовательно с добавочным резистором 4 Ома.
Лихо, я бы сказал — конгениально, становится ясно почему звук при 8 Омах какой-то скромноватый. Значит используем исключительно 4 Ома.
Восстановление диффузора динамиков
В некоторых громкоговорителях большой мощности акустические отражатели отлиты из пластика. Повреждение такого изделия можно устранить, используя специальный клеящий состав. В качестве материала для мембраны часто применяется полипропилен или другие пластические материалы. Поскольку мощность очень большая, то самое важное при самостоятельном ремонте это прочность склейки. По этой причине клей типа «Момент» для работы не подходит. Для восстановления громкоговорителей с пластиковыми отражателями нужно использовать клей 3MDP 8005. Это акриловый двухкомпонентный состав, который обеспечивает высочайшую прочность клеевого соединения. Материал для заплаты подбирается в зависимости от материала диффузора. Место склейки следует тщательно обезжирить.
↑ Ремонт подвеса
Китайские продавцы сработали быстро и через 3 недели подвесы пришли. При рассмотрении полученного товара я остался весьма доволен — сделано аккуратно и чисто, всё размеры в норме, резина мягкая, толщина подвеса везде равномерная. Единственно пришлось чуточку подрезать наружный край в 4-х местах, где в корзине находятся отверстия для шурупов крепления динамика.
Сама замена была более или менее простой. Для начала я вынул динамик из АС, аккуратно и без фанатизма отодрал пластиковое крепёжное кольцо, расклеил бывший подвес и удалил его остатки вместе с клеем с диффузора небольшой отвёрточкой. Счищал я небольшой кусочек длиной 3-4 см, потом поливал этот участок мини-капелькой спирта из мелкого инсулинового шприца и в конце чистил место ватной палочкой. Почему шприц, да ещё и инсулиновый? А чтобы точно дозировать растворитель — у него тоненькая иголочка, и спирт не течёт на чистый участок диффузора. Кстати, рекомендую! Так экономно я ещё ни разу не работал с растворителем. В качестве растворителя в моём случае подходил уайт-спирит, бензин для зажигалок, спирт и прочее. Я взял мед. спирт, так как он был в наличии. Для опоры, с обратной стороны я подложил под диффузор указательный палец, хотя это дело вкуса и тут возможны варианты.
Корзина чистилась по тому же алгоритму, но уже без пальца снизу. И в конце, после ватных палочек в бой пошли ватные кругляшки для очистки лица, безвозмездно одолженные у моей жены.
Потом я приклеил 88-м клеем подвес к диффузору. Я осторожно нанёс клей на обе поверхности — диффузора и подвеса — положил ровненько подвес поверх диффузора и немедленно прижал клеящиеся стороны «бутерброда». Прижимал снизу пальцем (там сухой диффузор), а сверху ручкой отвёртки, хотя можно давить пальцем.
При приклеивании исключительно важна центровка подвеса относительно диффузора.
Дело очень упрощается тем фактом, что центрирующая шайба у нас родная и уже стоит как ей с завода положено. То есть задача проста: положить как ложится, без напряжений и перекосов. Кладём ровненько, не тянем — я смотрел на зазор подвеса относительно корзины. Надо сказать, что подвес лёг охотно и без усилий, и случилось это значительно быстрее, чем длится описание сего действа.
И на закуску я приклеил подвес к корзине. Тут последовательность была слегка изменена. На отогнутый пальцем подвес наносится клей по периметру и он слегка подсыхает. А потом клей наносится на небольшой сектор корзины и «бутерброд» аккуратно и без натяга прижимается. Потом следующий сектор и так далее.
Мне показалось уместным делать окончание процесса склеивания (диффузор-корзина) на динамике, вставленном в штатное окно лежащей «на спине» АС. Примерно через сутки, когда по инструкции полностью полимеризовался клей, я включил звук и проверил звучание на малой громкости.
Последующая окончательная сборка АС и испытание работы показали полную работоспособность свежеотремонтированного динамика.
Но стоило мне дать громкость побольше как тут же вылез новый косяк: вторая колонка захрипела «в том же месте, в тот же час», строго по графику, как оно и должно было случится.
Пришлось мне все пункты повторить и с правым басом, и теперь, после месяца ежедневной эксплуатации могу сказать: полёт нормальный, звучание хорошее, претензий к подвесам нет.
Спасибо за внимание!
Замена подвеса на акустическом динамике
Акустический динамик одновременно сложное и простое устройство. Так он в себе сочетает некую гениальность и простоту ей свойственную, ведь по сути при колебании диффузора излучаются звуковые механические волны (низкой частоты), которые и слышит наше ухо. Однако такая простота требует точности, ведь любое осевое смещение относительно движущей электромагнитной силы в катушке, будь то смещение литой корзины или диффузора или подвеса, приведет к тому, что появиться дополнительное сопротивление, а что еще хуже искажение воспроизводимых звуковых волн. Именно поэтому динамик требует определенных технологий при его производстве, а соответственно и при его ремонте. Именно о ремонте динамика, а вернее о замене его подвеса, мы и расскажем в нашей статье.
Пример замены подвеса будет приведен на широкополосном динамике 10 ГД-36. Изначально подвес выполнен из поролона, материал очень подходящий для подвеса, так как легкий и эластичный, но с одним минусом — он недолговечный. Именно участь тлена, чему подвержено все на нашей планете и постигла подвес, который будет заменен на резиновый. Благо подвесы для динамиков в наше время можно купить в интернет — магазинах, при этом самых разных типоразмеров. Именно наиболее подходящий подвес и должен быть подобран для динамика. Под наиболее подходящим подвесом мы подразумеваем условие, когда поверхности для приклеивания выходят на диффузор и на корзину динамика. Теперь давайте непосредственно к процессу замены подвеса. Вот в таком виде были динамики до ремонта. Подвесы превратились в тлен, что случается и о чем мы говорили…
Надо сперва оторвать резиновое кольцо по периметру. Затем удалить то, что осталось от старого подвеса.
Теперь самая муторная часть работы — отмыть остатки подвеса и старого клея от корзины. Используем ацетон. Много ацетона и ватные палочки. Должно получиться как-то так.
Включаем вытяжку, выгоняем пары и отмываем сам диффузор. Тут надо аккуратно, дабы не помять диффузор.
Затем отклеиваем рупорок. Для этого мочим мягкую кисть и мочим ацетоном ВНУТРИ рупорка. Ждем 2-3 и аккуратно поднимаем его. Ни в коем случае не мочим по внешнему периметру — отклеится звуковая катушка, а этот уже тянет на сборку динамика от А до Я. Так скажем проблем поприбавится, особенно с центрированием катушки и ее обратным приклеиванием.
Между керном магнита и катушкой вставляем то, что будет центрировать диффузор во время работы. Кто-то использует фотопленку, у нас это бумага.
Важно также по возможности не смещать диффузор вверх или вниз. При этом диффузор не должен быть приклеен внатяг. В противном случае его жесткость возрастет, резонансная частота сместится, чувствительность упадет. В общем, стараемся все восстановить как было… Обрезаем новый подвес по рискам на нем же, там все понятно как.
Новый подвес мажем клеем. Ничего страшного, что его покорежило — подсохнет — выпрямится.
Намазываем клеем корзину и диффузор. Видно, что подвес уже распрямился.
Собираем динамик. Тут есть один нюанс. Подвес прилипает сразу и намертво, отодрать сложно. Поэтому нужно сперва аккуратно «набросить» его на корзину, чтобы зазоры по периметру были равномерными. Затем по противоположным краям прихватить к диффузору, не допуская натягивания, и не смещая диффузор. Затем постепенно прижимать по периметру. Как приклеили — на каплю клея сажаем рупорок. Необходимость приклеивания резинки по периметру зависит от способа установки динамика.
Вот собственно и все, динамик получил новый подвес и теперь будет жить новой и полноценной жизнью, радую вас своим звучанием.