Недорогая акустическая система на доступных динамиках с лабиринтом, обладающая хорошим качеством звучания.
За основу была взята статья (1). Рекомендации по изготовлению и расчёту подробно описаны в (2). См. список литературы! Для качественного воспроизведения низких частот (баса) требуется низкая граничная частота, высокая отдача и отсутствие “бубнения”, т. е. низкую добротность основного резонанса. Практическое исполнение показано на рисунке.
Предлагаемая акустическая система имеет хорошие показатели в своём диапазоне воспроизводимых частот. Обладает мягким, комфортным и мощным звучанием, а главное содержит недефицитные и недорогие динамические головки: 6 ГДВ–4 , 35ГДН–4 . В такой конфигурации есть один недостаток, небольшой провал в области СЧ.
Характеристики:
Номинальная мощность 50 Вт Максимальная мощность 100 Вт Частотный диапазон 38 – 20.000 Гц Сопротивление 4 Ом Чувствительность 89 Дб Вес 19 кг
Простой громкоговоритель с акустическим лабиринтом
Многообразие вариантов акустического оформления громкоговорителей позволяет в различной степени реализовать возможности электрического тракта. Наибольшее распространение у радиолюбителей получили такие конструкции, как «закрытый ящик» и «фазоинвертор» — они достаточно просты в изготовлении. Несколько реже используется акустическое оформление с пассивными излучателями, панелями акустических сопротивлений (ПАС), и уж совсем редко — акустический лабиринт. Здесь сказываются определенные сложности его конструкции. В данной статье предлагается описание громкоговорителя с акустическим лабиринтом, удачно сочетающего простоту изготовления и хорошие, по отзыву автора, звукотехнические параметры.
Лабиринт представляет собой ряд установленных в корпусе громкоговорителя внутренних перегородок, образующих зигзагообразные каналы, по которым звуковые колебания от задней стороны диффузора головки проходят к выходному отверстию лабиринта.
Если длина этого «прохода» будет близкой к λ/2 (где λ это длина звуковой волны) на самой низкой частоте (при 50 Гц λ/2 = 3,4 м), то излучение из выходного отверстия лабиринта совпадет по фазе с излучением от передней стороны диффузора.
Иными словами, лабиринт акустический позволяет улучшить воспроизведение низкочастотного участка звукового диапазона.
Другим достоинством лабиринта является то, что тыльная сторона диффузора излучает звуковые колебания практически в открытое пространство, что исключает компрессию и связанное с ней повышение резонансной частоты НЧ головки. Относительно короткие колена лабиринта (много меньше λ) препятствуют образованию стоячих волн, а покрытие их звукопоглощающим материалом действует подобно ПАС. Площадь сечения канала лабиринта обычно делают близкой к площади диффузора.
Для расширения диаграммы излучения громкоговорителей в области высших звуковых частот еще в послевоенные годы было предложено использовать рассеивающие решетки и акустические линзы. Несмотря на трудности изготовления таких устройств они и сейчас применяются некоторыми фирмами (например, фирмой AIWA). Однако полностью и просто решить задачу получения круговой характеристики направленности громкоговорителей удалось лишь недавно с помощью рассеивающих конусов, устанавливаемых напротив вертикально расположенных ВЧ головок.
Круговые характеристики направленности позволяют получить равномерное звуковое поле в горизонтальной плоскости во всей полосе частот. В таком «пространственном» звуке зона стереоэффекта значительно расширена.
С учетом вышеизложенного был разработан доступный для самостоятельного изготовления громкоговоритель с акустическим лабиринтом. Для его корпуса не нужны ни толстая фанера, ни ДСП, оклеенные изнутри дефицитными звукопоглощающими материалами. Он выполнен в виде жесткого виброустойчивого цилиндра, исключающего какие-либо колебания его стенок. Разрез цилиндра с установленными в нем головками показан на рис. 1.
Конструкция простой акустической системы с акустическим лабиринтом
В громкоговорителе использована НЧ головка 16 — 35ГДН-1-4, СЧ 8 — ЗОГДС-117 (можно и ЗОГДС-1-8), ВЧ 3 — 6ГДВ-4-8. Цилиндры СЧ блока 10 и НЧ блока 15 склеены из обоев. Общая толщина их стенок 10 мм. Жесткость цилиндров увеличена за счет вклеивания внутрь корпуса фанерных дисков, на которых закреплены НЧ и СЧ головки, и сегментов 17 (рис. 2), развернутых относительно друг друга на 180° и образующих акустический лабиринт.
Для акустического демпфирования НЧ и СЧ головок применен мягкий войлок толщиной 5-6 мм из искусственной шерсти. Он изготавливается НИИ нетканых материалов (г. Серпухов) под названием хполотно иглопробивное тепло-шумоизоляционное» и продается в хозяйственных магазинах. Применение этого материала позволяет существенно сгладить АЧХ НЧ и СЧ головок.
Внутренние диски акустической системы изготовлены из фанеры (можно ДСП) толщиной 16 мм (верхняя панель 1 и нижнее основание 19 громкоговорителя, диск 9 для крепления СЧ головки 8 и основание СЧ блока 10, диск 13 для крепления НЧ головки 16) и 10 мм (сегменты 17 акустического лабиринта). В нижнем основании 19 корпуса громкоговорителя (рис. 3) высверлено 22 отверстия 20 диаметром 18 мм для выхода звуковых колебаний, после чего к нему приклеена натянутая ткань, выполняющая функции ПАС.
Диски и сегменты вытачивают на токарном станке или вырезают резцом. Для крепления НЧ и СЧ головок в дисках 9 и 13 вырезают отверстия. Снизу с помощью шурупов к ним крепят металлические прямоугольники размерами 25x10x4 мм. В центре этих прямоугольников имеются резьбовые отверстия, в которые ввинчивают стойки 7 и 12, крепящие головку к дискам через резиновые прокладки.
Душа нараспашку
Самый простой способ отделить фронтальное излучения динамика от тылового — смонтировать его на щите как можно большего размера. Из этой простой идеи и родились, собственно, первые акустические системы, представлявшие собой ящик с открытой задней стенкой, поскольку для компактности края щита просто взяли, да и загнули под прямым углом. Однако в плане воспроизведения басов успехи подобных конструкций впечатляли не слишком. Помимо несовершенства корпуса проблема была еще и в очень небольшом по современным понятиям ходе подвески диффузоров. Чтобы хоть как-то выйти из положения, использовались динамики как можно большего размера, способные развивать приемлемое звуковое давление при небольшой амплитуде колебаний.
PureAudioProject Trio 15TB с 15-дюймовыми НЧ-драйверами на трехслойных бамбуковых панелях
Несмотря на кажущуюся примитивность подобных конструкций, у них имелись и кое-какие достоинства, причем настолько специфические и интересные, что адепты открытых АС не перевелись до сих пор.
Начать с того, что отсутствие каких-либо препятствий на пути звуковых волн – лучший путь к повышению чувствительности. Момент этот особенно ценен для аудиофильских ламповых усилителей, в особенности однотактных или лишенных обратной связи. Бумажные диффузоры большого диаметра даже на мощности порядка четырех-пяти ватт способны создать довольно-таки внушительный, и при этом на удивление открытый и свободный саунд.
При высоте 1,2 м в мире открытой акустики Jamo R907 считаются практически компактами
Что же касается тылового излучения, то чтобы не вносить искажений в прямой звук, оно должно приходить к слушателю с заметной задержкой (свыше 12-15 мс) — в таком случае его влияние ощущается как легкая реверберация, лишь добавляющая в саунд воздуха и расширяющая музыкальное пространство. Тонкость в том, что для создания этой самой «заметной задержки» колонки, разумеется, должны быть расположены на изрядном расстоянии от стен. К тому же большая площадь передней панели и внушительные размеры НЧ-драйверов соответствующим образом сказываются на общих габаритах АС. Одним словом, обладателей небольших и даже средних жилых комнат просьба не беспокоиться.
Кстати, частный случай открытых систем — акустика, построенная на электростатических излучателях. Только за счет почти невесомой диафрагмы большой площади, ко всем вышеописанным преимуществам, у электростатов добавляется способность филигранно передавать даже самые резкие динамические контрасты, а благодаря отсутствию разделения сигнала в зонах СЧ и ВЧ, еще и завидная тембральная точность.
Открытое оформление
Плюсы: Высококлассные открытые колонки — отличный способ получить реальный кайф от прослушивания пуристских ламповых однотактников.
Минусы: Про жирные компрессионные басы лучше забыть сразу. Весь звуковой тракт должен быть подчинен идее открытой акустики, а сами колонки придется выбирать из крайне ограниченного числа предложений.
СВОЙ ЗВУК Виктора Разена или как сделать акустику лабиринт
лабиринт рогожина акустика готовая
Привет всем любителям хорошего звука, в этой статье хотелось бы познакомить вас с Виктором Разеном из Москвы, от себя хочу сказать, что он человек хороший, настоящий аудиофил, ничего не боится, постоянно экспериментирует со звуком.
— Когда вы впервые услышали музыку?
История про музыку всегда заставляла меня восхищаться детищем советских звукоинженеров и иногда впадать в детство. Помню себя в возрасте лет так 3.5, когда у отца стояла стойка из «Радиотехника», и те самые красные наушники, в которых очень любил слушать музыку.
А эти пластинки, они меня завораживали. И слушая их, я не хотел ничего делать и ходить в детский сад. Да, да, Вы правильно меня поняли. Я категорически отказывался идти туда, потому что папа купил новую пластинку со сказкой Робин Гуд. Мы часто с папой оставались одни и слушали вместе музыку. Было громко и весело, и это все из прошлого, прошлых 90-х годах.
— Расскажите, про свою авторскую систему, как долго вы её собирали, из чего она состоит. Акустика усилитель, источник?
Оу, эта целая история, состоящая из множественных иллюзий. Пожалуй, ради этого стоит потратить время и рассказать, как это все было и начну в обратном порядке.
начало акустики
лабиринт рогожина — начало 1
Итак, начнем. Уже во взрослом состоянии, имея трех потрясающих сыновей, очень часто слышал, как они «дрались» из-за телефона и телевизора ради того, чтобы послушать музыку и посмотреть клипы. Каждую ночь я слышал, как тихонько играет музыка. Одновременно и одновремЕнно меня это злило и забавляло, ведь мальчики растут и им нужно уже начинать прививать вкус к ПРАВИЛЬНОЙ МУЗЫКЕ.
лабиринт рогожина — начало
Обратившийся к своему коллеге по работе, и зная., что он занимается гитарами и делает это очень даже хорошо. Я спросил у него: «Алексей, что посоветуешь»? Конечно, Уважаемые читатели, реакция на мой вопрос была выражена громким, дружественным смехом, впрочем, наверное как и у Вас сейчас. Ведь советовать звук – это как советовать лучшему другу какую жену выбрать и, сейчас Вы поймете почему. Мне удалось приобрести акустику 35 АС 212.
Это знаменитые в СССР колонки С-90. Приобрел, а они не играют. Мне слышаться Ваш добрый смех сквозь слезы, задавая мне вопрос: а где же усилитель?
Radiotehnika-S-90
Конечно, спустя долгое время и от отмотав годы назад, я вспомнил ту самую отцовскую стойку «Радиотехника». Даже удалось вспомнить название и марку того «уся». И, наконец-то я его купил, подсоединил провода и…вуаля, появился звук.
лабиринт рогожина корпус
Скажу Вам честно, мои уши стали подстилкой для медвежьих лап, ведь с мои ушами это было — ВАУ. Вот теперь Вы поняли почему советовать звук людям — это как советовать лучшему другу какую жену выбрать.
Обойдемся без катушки
Попытки избавиться от генетических проблем фазоинвертора, а заодно и сэкономить на объеме корпуса без ущерба для глубины баса, натолкнули разработчиков на идею заменить полую трубу на мембрану, приводимую в движение колебаниями все того же рабочего объема воздуха. Проще говоря, в закрытом ящике установили еще один низкочастотный драйвер, только без магнита и звуковой катушки.
Пассивный излучатель может увеличить эффективную поверхность диффузора вдвое, или даже в трое, если в одной колонке они установлены парой
Конструкция получила название «пассивный излучатель» (Passive radiator), которое сплошь и рядом не слишком грамотно переводят с английского как «пассивный радиатор». В отличие от трубы сабвуфера, пассивный диффузор занимает куда меньше пространства в корпусе, не так критичен к расположению, и к тому же он, как и воздух внутри закрытого ящика, демпфирует ведущий драйвер, сглаживая его АЧХ.
Пассивный излучатель сабвуфера REL S/5. Основной драйвер направлен в пол
Еще один плюс — с увеличением площади излучающей поверхности для достижения нужного звукового давления требуется меньшая амплитуда колебаний, а значит, снижаются последствия нелинейной работы подвеса. Колеблются оба диффузора синфазно, а резонансная частота свободной мембраны настраивается точной регулировкой массы — к ней попросту подклеивают грузик.
Пассивный излучатель
Плюсы: Компактность корпуса при впечатляющей глубине басов. Отсутствие фазоинверторных призвуков.
Минусы: Увеличение массы излучающих элементов приводит к росту переходных искажений и замедлению импульсного отклика.
Акустика Лабиринт Рогожина как сделать акустику лабиринт
Акустика лабиринт
лабиринт рогожина 3
лабиринт рогожина 2
Вот теперь у меня начались «головные боли». Сам себе говорил: нельзя делать ошибок, повторял пословицу о семи раз от мерь и один раз от режь, и так продолжалось 2.5 месяца.
Но самое сложное было – это акустические фильтра. Вот тут я прошел весь курс обучения за 10 дней, изучил все, что только можно.
оформление лабиринт рогожина
В основу акустического фильтра легла идея от акустики 35 ас 212.
Схему не менял. Только серьезный апгрейд: конденсаторы к73-16, к 74-4п и мундорф, катушка и резисторы джансеры. Корпус из фанеры 16 мм. Передняя 20 мм. Две середины Alphard ETP1300S2 и P.Audio PHT-407 ВЧ-драйвер с рупором и расположение динамиков по системе д’Апполито. Внутри разводка кабеля QED, на НЧ серебро/медьO
лабиринт рогожина внутри
FC. Источник ПК, ЦАП pсm 500, а также усилитель гибридный 30Вт/4Ом., межблочка кабель и конекторы RSA «Чернов»
лабиринт рогожина — шпон
Внешний вид: шпон, двух компонентный лак высокого класса. Шипы из титанового сплава на блинах, внутри кварцевый песок. Предусмотрены подставки из искусственного камня. Изготовление корпусов происходило на станках ЧПУ и собиралась колонки в ручную.
лабиринт рогожина динамики примерка
Вот пожалуй и все из чего состоит моя система, Уважаемые читатели.
Скорее всего Вы спросите: а как же звук? Вы правы, звук тут самое интересное. Сцена динамичная и просторная, четкий и упругий бас, две середины дают богатый вокал, вч передают чистоту так, что закрывая глаза, вы понимаете, что рядом с Вами играет концерт.
лабиринт рогожина динамики
Я сделал несколько видео, включите на своей системе и послушайте. Считаю и думаю, Вы оцените этот звук. Прослушивание треков было в высоком качестве в формате flaс.
лабиринт рогожина сбоку
лабиринт рогожина оформление
лабиринт рогожина дины
В настоящее время плотно занялся расчетом фильтра и в ближайшее время Вы, Уважаемые читатели сможете его услышать и возможно увидеть в живую. Многих это может огорчить, однако, для жителей Москвы это возможно организовать.
лабиринт рогожина с фильтрами лабиринт рогожина бок
лабиринт рогожина
Хотелось бы проявить огромную благодарность людям, которые помогли мне проявить первые шаги в Мир звука, сопровождая меня в правильном направлении и привить любовь к звуку:
Вы всегда можете обратиться к данным людям. Они всегда Вам подскажут и помогут.
— Что вы хотите пожелать читателям сайта «Звукомания»?
Скажу одно!- сколько людей, столько и мнений, столько же и ушей.
Я всегда смогу поделиться с Вами, подсказать.
лабиринт рогожина акустика готовая
Вам нужен хороший фонокорректор, новый ламповый усилитель или отличный ЦАП, плеер, наушники, АС или другую звуковую технику, (усилитель, ресивер и т.д.) то пишите в ВК, помогу выгодно и с гарантией приобрести хорошую звуковую технику…