Ламповый однотактный усилитель Magnifique Evolution


Джазово-рокенрольные импровизации

Есть такой вид времяпрепровождения – рассмотрение в сети всякой техники: Маранцы, Деноны, Ямахи, Ротели, Неды и проч. Подобный новодел окружает со всех сторон, свисает над головой, «упрашивая» купить, поменять и купить снова. Что иногда и происходит.

Но параллельно с этим у меня шел процесс доработки своей техники. Аудиофильскими, и не только, методами я пытался получить звук, который, по моим представлениям, соответствовал нужному мне уровню качества. Я добивался динамичного (драйвового), теплого, детального, прозрачного звука с незыблемой сценой. Вот где-то так… И это наконец произошло. Я получил нужный мне звук на транзисторном классе АВ. И что дальше? Тупик… Если звук теплый, и детальный, прозрачный и драйвовый, то в условиях конкретной комнаты его нельзя и нелепо делать еще более таковым, каков он уже есть, ибо все это уже есть. Но всегда хочется чего-то большего… И выход есть! Японский усилитель Luxman 550A. Транзисторный класс А. Всего 20Вт на канал. Но каких ватт! Искажения – 0,005%. Внутри все не просто правильно, а идеально правильно. Большие стрелочные индикаторы радуют глаз. Масть и отделка корпуса. Короче – Hi-End! 5700$!!! Подождите…

В моем случае интереснее, это уж точно, получить такой же звук на другом типе аппаратуры. Лампы! Лампы, лампы! Это вдохновляет.

Ибо каждый уважающий себя ценитель музыки должен иметь в своем арсенале и ламповый усилитель. Это и вдохновило, особенно творения тех храбрых джентльменов которые представили свои проекты в сети.

Чтобы не изобретать «велосипед», решено было создать усилитель из готовых схемных решений с привнесением своих представлений о «правильном».

Цель этой статьи – продолжение разговора, начатого в моей статье, опубликованной в журнале «Радиолюбитель» №9 за 2003 год.

В ней было приведено описание, и дана схема относительно простого лампового высококачественного однотактного усилителя мощности конструкции А. Манакова.

Судя по отзывам, радиолюбители, построившие этот усилитель, хотели бы продолжить свое знакомство с ламповыми конструкциями, систематизировать свои знания и получить ответы на часто возникающие вопросы.

Для продолжения нашего диалога, давайте вначале поймем, что бы мы хотели получить от усилителя, какие параметры наиболее важны, где и для чего он будет использоваться, каковы затраты на его изготовление и т.д.

Как вы знаете, мир разделен на два противоположных лагеря – с одной стороны поклонники однотактных усилителей, с другой их противники — поклонники двухтактной схемотехники.

Доводы противников однотактных аппаратов основаны на объективных данных. Это маленькая выходная мощность, ограниченный частотный диапазон, высокий уровень искажений и т.д. (более подробно об этом можно прочитать в любой радиолюбительской литературе).

Сторонники однотактников, напротив, указывают на их чисто субъективные качества.

Это музыкальность, прозрачность звучания, мягкость, певучесть и т.д.

Рассмотрим поподробнее основные «за» и «против». Простая логика подсказывает, что мощности чем больше, тем лучше, а искажений соответственно наоборот. Известно, что большая выходная мощность достигается переводом усилителя в режим АВ, а это приводит к росту искажений всех видов. Вы можете мне возразить, и применить отрицательную обратную связь, но хочу сразу сказать, что применение ООС не повысит качества звука (к чему мы в конечном итоге стремимся), а заменит одни искажения другими. Любые посредственные транзисторные усилители легко обеспечивает 50-100 Вт выходной мощности при коэффициенте гармоник порядка 0,003-0,05%, но звучат они плохо. Их звучание лишено окраски, звук плоский, лишенный объема и эмоциональности.

Исследования показали, что акустическая система с чувствительностью 90 ДБ и выше совместно с усилителем мощности 5-10 Вт, способна в маленькой комнате (какими в большинстве случаев являются комнаты в наших квартирах) создать звуковое давление соизмеримое со звуковым давлением, создаваемым симфоническим оркестром в концертном зале. Я не поверю тому, кто скажет, что ему нужно еще больше (тут уже и до травм ушей недалеко).

Теперь самое время поговорить об уровне нелинейных искажений. Психоакустики утверждают, что заметность нелинейных искажений на слух для гармоник разного порядка неодинакова. Эксперты не замечают 1% второй гармоники, а обычные люди начинают чувствовать ее примерно с 4-5%. Нужно обязательно сказать и о том, что заметность на слух какой-нибудь гармоники более высшего порядка, пропорциональна квадрату ее номера. Легко можно подсчитать, что 0,1% десятой гармоники и 2,5% второй гармоники, вызовут соизмеримое ухудшение качества звука. Важно и то, что спектральное сочетание плавно спадающих по уровню гармоник (третья за второй, четвертая за третьей и т.д.), для человеческого уха наиболее благозвучно. Вот отсюда и следует неприятный вывод, что приводимые в паспортах аппаратуры сведения об общем уровне нелинейных искажений, без указания спектра этих искажений, ничего не говорят о качестве звучания в целом. Так что не гонитесь за 0,0000…..%, а слушайте и анализируйте.

В любой литературе описаны четыре основных преимущества двухтактных ламповых выходных каскадов:

  • а) отсутствие постоянного подмагничивания в выходном трансформаторе.
  • б) увеличенная выходная мощность.
  • в) компенсация в выходном сигнале четных гармоник.
  • г) пониженная чувствительность к пульсациям напряжения питания.

Рассмотрим все эти преимущества детально, с учетом современных тенденций развития элементной базы и целями, которые мы преследуем (напомню, качество звука).

Я так же, как и в предыдущем абзаце, буду анализировать каждый пункт отдельно:

  • а) постоянное подмагничивание уменьшает индуктивность первичной обмотки, и заставляет работать железо по частному циклу гистерезиса, иными словами в режиме с повышенной линейностью, особенно на малых сигналах, без присущей двухтактному режиму ступеньки при переходе через ноль (в литературе часто называют «чистый класс А»). Как вы понимаете, компенсацией уменьшения индуктивности, является увеличение габаритов и веса выходного трансформатора , что вполне нормально (для нас ведь главное – качество звука).
  • б) мощность легко увеличить, включив несколько ламп параллельно.
  • в) компенсация четных гармоник, (но нигде не написано, что вследствие этого —
  • выпячивание нечетных) в силу особенностей нашего слуха, приводит к
  • субъективному ухудшению качества звука.
  • г) повышенная чувствительность однотактников к пульсациям легко преодолевается
  • фильтрацией анодного напряжения. Современные электролиты большой емкости имеют малые размеры и стоимость.

Странное дело, напрашивается неожиданный вывод, что недостатки однотактных усилителей при детальном рассмотрении, оказываются вовсе не недостатками, а достоинствами. Те же, которые остались, легко устраняются путем небольшого увеличения габаритов и веса.

Выбор в любом случае за Вами, уважаемые читатели.

Для меня лично естественно, что усилитель высокого класса, превосходно звучащий и передающий малейшие нюансы звука, имеет приличный вес и габариты. Ни в коем случае, я не против транзисторных усилителей (я их сделал бесчисленное множество), но на сегодняшний день ламповый триод – самый линейный усилительный элемент.

Итак, перехожу к описанию еще одного усилителя мощности, конструкции моего друга А. И. Манакова.

Схема

Блок питания расположен на отдельной плате и содержит в себе двойной электронный дроссель с задержкой анодного напряжения по конструкции Чугунова. На этой же плате расположился источник напряжения смещения и стабилизатор постоянного напряжения накала драйверной лампы. Спектр питания получился очень чистый.

Вся схема питается от двух трансформаторов: основной – ТАН-43 и дополнительный, на 10В, для подсветки индикаторов и для стабилизатора накала драйверной лампы. В качестве второго можно задействовать ТН-30.

Сам усилитель выполнен отдельным блоком, по схеме Олега Чернышева, с фиксированным смещением выходных ламп. Конденсаторы C4 обеспечивают коррекцию по верхним частотам. Для линейной характеристики достаточно 100 nF. У меня стоит 200 nF – подъём на 1db.

Регулятор уровня громкости наборной, на базе советского приборного спаренного переключателя на десять позиций. Я его предварительно разобрал, почистил, смазал густой силиконовой смазкой и поставил более мягкую пружину. Вся конструкция окружена экраном из медной жести. Общее сопротивление регулятора напрямую влияет на уровень самых нижних частот и на уровень шума. Его сопротивление рекомендую в пределах 15 – 24 кОм.

Выходные трансформаторы ТВ-2Ш (ТВЗ-1-9). Подбирались из семи штук по максимальному уровню сигнала и частотному диапазону.

Селектор входов на тумблере на два источника. Разумеется, есть возможность и место соорудить релейную систему, если захочется в будущем.

Провода идущие от входных гнёзд к селектору уложены в толстый посеребренный медный экран от какого-то военного радиокабеля.

Корпусные провода от всех блоков и экранов и от лицевой панели сходятся в центре блока питания на минусе конденсаторов.

Взаимное расположение всех узлов, блоков и разъемов определялось по минимальному уровню шумов и контролировалось по спектрометру с последующими сравнительными замерами RMAA.

Вместо блока Олега Чернышова, если не нравится его звук или для эксперимента, можно поставить блок усилителя по такой распространенной схеме https://cxem.net/sound/amps/amp46.php или любой другой однотакт соответствующего тока потребления.

Компоненты БП, установленные на радиаторы, расположены вверх теплоотводом. При вертикальной установке этих компонентов с другими радиаторами, необходимо изменить разводку дорожек печатной платы. R24 – регулировка напряжения накала Л1 6,3 В. R17 – регулировка напряжения выхода электронного дросселя 300В. С14 – определяет время установки рабочего режима анодного напряжения. R11 – установка тока пентодов. При анодном – 300В. На R10 48mV. R12 – установка уровня индикаторов на 0db (2W) 2,85В при нагрузке на выходе 4 омма.

Схема. Однотактный ламповый усилитель из доступных деталей

Из возможных вариантов мы предпочли усилитель на выходных лучевых тетродах 6ПЗС в триодном включении. Этот аппарат явился прототипом серийной модели «Avant Electric Nostalgia», отличающейся от него некоторыми до­работками, вызванными, в частности, технологическими требованиями серий-нот производства.

Основные технические параметры усилителя:

выходная мощность 7 Вт при коэффициенте нелинейных искажений 6%, чувствительность 0,4 В, полоса рабочих частот на полной мощности не хуже 12 Гц — 30 кГц без ООС.

Выходная лампа 6ПЗС была выбрана нами, во-первых, за ее доступность и низкую (около 20 рублей на питерском радио рынке) цену. Во-вторых, за достаточно высокую линейность в триодном включении я многообещающий спектр гармоник (относительно высокая вторая гармоника и низкая третья). Напомним, что эта лампа, точнее ее прототип 6L6, разрабатывалась специально для ис­пользования в звуковых трактах. И в-третьих, за ее теплое (тут самое время вспомнить про спектр гармоник) и — все-таки не обойтись без этого слова — «музыкальное» звучание, даже в сравнении с такими серьезными соперниками, как EL34 и 6550, Два относительных не­достатка этой лампы в триодном вклю­чении — небольшую выходную мощ­ность (3,5 Вт) и достаточно высо­кое внутреннее сопротивление (около 1.5 кОм) — мы преодолели, включив две лампы параллельно. Следует заметить, что среди российских радиолюбителей распространено необоснованное, на наш взгляд, мнение о недопустимости параллельного включения ламп. Не желая углубляться в дискуссию на эту тему, привезем простой пример. Один из самых дорогих (как-никак 330 тысяч долларов) усилителей всеми уважаемой , а именно «Gaku-Оn», имеет на выходе две включенные параллельно лампы, что вовсе не мешает его счастливым обладателям наслаждаться музыкой. Так или иначе, включив параллельно лампы 6ПЗС, мы полу­чили внутреннее сопротивление 750 Ом и 7 Вт триодной мощности. Ну, чем не «трехсотка»?!

Рассмотрим схему подробнее.

Входной каскад, он же драйвер, вы­полнен по схеме с динамической на­грузкой (SRPP) на одном из лучших отечественных малосигнальных триодов 6Н9С, Применение SRPP объясняется не каким-то нашим особым расположением к таким каскадам, а тем, что мы попробовали разные варианты (один триод с анодной нагрузкой, параллельное включение двух триодов и т. п.) и остановились на SRPP. как на обеспечившей наилучшее, по нашему мнению, качество звучания. Выходной каскад, как упоминалось выше, выполнен на двух лучевых тетродах 6ПЗС в триодном включении. Для того чтобы свести к минимуму нелинейные искажения, выходные лампы подобраны парами по анодному току и крутизне с точностью 1,5% и при необходимости заменяются тоже парами. Тем, у кого нет возможности подобрать лампы, советуем не расстраиваться и ис­пользовать те лампы, которые есть (желательно все же из одной партии), так как разброс параметров ламп приводит к росту в основном второй гармоники, что не должно радикально ухудшить звучание. Выбранные нами режимы ра­боты выходных ламп могут, на первый взгляд, вызвать недоумение. В частности — напряжение на второй сетке, почта на 100 В превышает величину, указанную в справочнике, В свое оправдание мы сошлемся на статью [4], где доказывается возможность применения пентодов и лучевых тетродов в триодном включении с превышением некоторых справочных режимов без существенного снижения ресурса работы ламп.

Наш многолетний опыт работы с лампами это подтверждает, к тому же стоимость 6ПЗС не столь велика (в отличие от, скажем, 300В), и замена даже всего комплекта ламп один раз в несколько лет вряд ли заметно скажется на чьем-то бюджете. Нагрузкой выходного каскада служит трансформатор.

Выходной трансформатор

, конечно же, является важнейшим элементом конструкции. От него зависит, пожалуй, не меньше, чем от выходной лампы. В нашем варианте он выполнен на Ш-образном сердечнике из трансформаторной стали толщиной 0,35 мм (вполне подойдет ШЛ-сердечник на стали Э310—330), ширина среднего стержня 25 мм, высота табора 40 мм, Первичная обмотка состоит из четырех секций по 510 + 1190 + 1190 + 510 витков провода ПЭВ или ПЭТВ диаметром 0,28 мм. Между ними расположены три секции вторичной обмотки по 216 витков провода диаметром 0,71 мм. От 130-го витка можно сделать отвод для 4-омной нагрузки. Все секции первичной обмотки соединены последователь­но, вторичной — параллельно. Между обмотками проложена конденсаторная бумага (можно использовать и обычную бумагу) толщиной 0.3 мм. После намотки катушка пропитана техническим воском (смесь парафина и перелина). Сердечник собран: Ш-пластины и I-пластины отдельно, между ними с по­мощью пластины из изолирующего материала выставлен зазор 0.25 мм.

Это не единственно возможная конструкция выходного трансформатора. Вполне допустимо использование других конструкций, например, в последние годы получил распространение двух катушечный вариант па ПЛ-сердечнике, имеющий определенные достоинства (впрочем, как и недостатки), В таком случае рассчитывать трансформатор придется самому. На­помним, что необходимые для расчета сведения вы можете почерпнуть в [5], а также укажем основные параметры. Прежде всего, это сопротивление первичной обмотки по переменному току 2,5—3.0 кОм, а также ток постоянного подмагничивания не менее 120 мА. Единственное предостережение: не используйте сердечники с площадью среднего стержня менее 10 см2 (габаритной мощностью менее 150 Вт), иначе вряд ли вы получите приемлемые характеристики па низких частотах.

Блок питания собран па кенотроне 5ЦЗС

, что не случайно. Практика показывает, что кенотронное питании способно существенно повысить качество звучания усилителя, какие бы полу­проводниковые диоды вы до этого ни использовали. Неслучайно в самых дорогих моделях применяются именно кенотроны. Для силового трансформа­тора мы использовали магнитопровод Ш25×50, первичная обмотка содержит 770 витков провода ПЭВ диаметром 0,63 мм, повышающая обмотка — 1340 — 1340 витков провода диаметром 0,315 мм, накальные обмотки — соответственно 19 витков провода 1,25 мм для питания кенотрона, 24 витка того же провода для питания накала выходных ламп, и 24 витка провода 0,71 мм для питания накала входных ламп, Можно использовать и другой магнитопровод от трансформатора мощностью не менее 150 Вт, произведя расчет самостоятельно.

Все детали установлены на алюминиевом шасси и соединены между собой с помощью навесного монтажа. Старайтесь максимально использовать выводы самих элементов: там, где их не хватает, применяйте провод МГТФ-0.35, особое внимание уделите «земляным» цепям. Основные требования к монтажу: провода должны быть по возможности короткими и ни при каких условиях не допустимы замкнутые контуры, иначе у вас получится не усилитель, а радиоприемник. Собранная без ошибок схема наст­ройки не требует. Желательно только проконтролировать с помощью тестера напряжения и токи в указанных точках. Если измеренные значения отличаются от приведенных на схеме не более, чем на 10%. — все в порядке. Грубые отличия, скорее всего, указывают на ошибку в монтаже или на неисправность какого-либо элемента.

Перед первым включением проверьте монтаж самым тщательным образом. Это избавит вас от острых ощущении. Если при включении ваш усилитель не подал сигналов тревоги (запах гари, искры, громкие щелчки и т. п.), дайте ему прогреться 10—15 минут и приступайте к измерениям.

При правильном монтаже «земляных» цепей уровень фона в ваших АС должен быть достаточно низким. С акустической системой чувствительностью 90 дБ он слышен, только если ухо под­нести вплотную к низкочастотному динамику В противном случае придется поэкспериментировать с расположением деталей и проводов, что иногда может занять даже несколько дней. Но, так или иначе, это решаемая задача, и, следовательно, вы с нею справитесь.

Теперь затронем такой больной вопрос, как типы применяемых элементов

. Почему больной? По этому поводу нам приходилось читать и слышать прямо противоположные мнения, начиная с то­го, что наши отечественные компоненты ничем не хуже (а то и лучше) самых дорогих и престижных зарубежных, и кончая тем, что без «Black Gate» и «Multicap» нечего даже пытаться получить приличный звук. Подробное рассмотрение этих вопросов выходит за рамки статьи, и мы ограничимся лишь некоторыми частными рекомендациями, основанными на нашем личном опыте.

Типы элементов, указанные на схеме, гарантируют вам некоторый начальный уровень качества, причем вполне сравнимый с присущим некоторым недешевым зарубежным моделям. А дальше, исходя из ваших вкусов и возможностей, попытайтесь подняться на более высокий уровень. Только не требуйте от этой схемы слишком многого, и она вас не разочарует. Итак, начнем по порядку.

Потенциометр, стоящий на входе, способен радикальным образом повлиять на качество звучания. К сожалению, достойной заменой дорогостоящему «ALPS» может стать разве что ступенчатый аттенюатор, скажем, на основе отечественных герконов с золочеными контактами.

Не меньшее влияние на звук оказывает и замена переходной емкости. Если у нас есть возможность, советуем попробовать «Multicap RTX» или «Jensen», известные не менее, чем «Audio Note». Они звучат весьма по-разному, но каждый из них, на наш взгляд, заслужил свою высокую репутацию (и высокую стоимость). При всем пашем патриотизме мы не можем согласиться с теми, кто утверждает, будто наши К40У-9 (КБГ, ФТ, ФГТИ и многие другие) лучше (как вариант — не хуже), чем выше­названные «Multicap», «Jensen» и т. п., Предполагаем, что заявления такого рода вызваны недостаточно высоким качеством используемых при тестировании звуковых трактов.

В блоке питания прекрасно зарекомендовали себя наши МБГО (МБГВ, МБГН, МБГЧ, еще лучше КБГ-МН и т. п.), если закрыть глаза на то, что они займут полкомнаты. Несмотря на наше бесконечное уважение к «Black Gate» серии «WKZ», язык не повернется рекомендовать их в силу запредельной стоимости. Советуем приберечь их для более продвинутых конструкций, а сю­да поставить что-нибудь попроще, на­пример «Rubicon» или «Nichicon».

И, наконец, если для монтажа вы прибегнете к какому-либо OFC-проводу известной фирмы (на наш вкус) и припою «WBT» или «Audio Note», хуже не станет.

Несколько слов по поводу акустических систем,

которые могут использоваться с этим усилителем. Говорят, что только высокочувствительные (95 дБ и выше) акустические системы способны раскрыть возможности маломощных ламповых усилителей. Бесспорно, чем выше чувствительность ваших АС, тем меньшая мощность требуется от усилителя для создания одинакового уровня звукового давления и тем меньше, соответственно, будут искажения. Но вот беда, не всегда более чувствительная акустическая система оказывается лучшей по звуку.
Как же быть?
В домашнем комплекте одного из авторов описываемый усилитель длительное время работал с акустическими системами на динамических головках «Peerless» чувствительностью 88 дБ, воспроизводя музыку различных жанров, включая хард-рок на повышенной громкости, и проблем с передачей динамических контрастов не было. На выставке «Российский Hi-End 2000» усилитель «Nostalgia» демонстри­ровался в комплекте с акустическими системами чувствительностью 87 дБ в зале площадью никак не менее 50 м2 и к изумлению многих, к нашему в том числе, на большинстве фонограмм он смог обеспечить необходимую громкость, не заходя в «клиппинг». Так что ес­ли предельная громкость не является для вас главным критерием оценки качества звучания, используйте ту акустическую систему, которая у вас есть, и, возможно, вы будете приятно удивлены. На самом деле удивляться не стоит, субъективное восприятие громкости звучания ламповых усилителей существенно отличается от восприятия громкости транзисторных. Наиболее часто называемая субъективная оценка мощности «Nostalgia»- 35—40 Вт. Надеемся, что развеяли ваши сомнения.

Существует другая проблема, на наш взгляд, не менее важная. Сочетание высокого (3 Ом) выходного сопротивления усилителя с высокой добротностью акустической системы иногда может привести к нежелательному подъему на низких частотах, попросту говоря, к гудению. В подобных случаях обвинение чаще всего падает на усилитель, хотя нам кажется, что акустическая система виновата не меньше. Точнее, это проблема взаимного согласования усилителя и акустической системы. Существует не­сколько способов ее решения. Наиболее простой — введение неглубокой обрат­ной связи, уменьшающей выходное с­противление усилителя до приемлемого уровня. Как же так, скажете вы, ведь мы только что отказались от обратной связи по идейным соображениям. Что ж, в данном случае мы предлагаем пойти на компромисс, учитывая, что в большинстве случаев достаточно глубины ООС в 2—3 дБ. Но для убежденных противни­ков ООС приведем и более радикальное решение — самостоятельно изготовить акустическую систему с пониженной добротностью специально для эксплуатации с усилителями без обратной связи. Если такая перспектива вас не пугает, мы, со своей стороны, готовы опубликовать один из возможных вариантов конструкции подобной системы на страницах журнала.

Литература

1. Лихницкий А. Мощность. Часть 1. «АудноМагазин».N» 2 (7) 96. 2. Frankland S. Single-Ended Vs Push-Pull. Part 1. «Stereophile» 12/1996. 3. Цыкин Г. Усилители электрических сигналив. 1963, 4. Трошкин Н. Триод из подручных материалов. «Клacc А», октябрь 1997. 5. Цыкин Г. Трансформаторы низкой частоты. 1955.

Спецификация

Усилитель R1 — МЛТ 0,5 470 кОм С1 — 47 мкФ, 450 В R2, R3 — МЛТ 0,5 1,5 кОм С3 — 1000 мкФ, 6ЗВ R4 — МЛТ 1 20кОм С2 — 0,15 мкФ, 250В R5 — МЛТ 0,5 220кОм С4 — 300 пФ (К78) R6, R10 — МЛТ 0,5 1,0кОм R7, R11 — МЛТ 1 100 Ом R8, R12 — МЛТ 0.5 22 Ом R9 — ПЭВ 10 240 Ом R13* — МЛТ 0,5 30—120* кОм V1, V2 — 6Н9С V3, V4 — 6ПЗС С2 (К72 П6, К72 П9) С1, СЗ (К50—27, К50—37, К50—42, Rubicоn, Nichicоn, Jamicon)

БЛОК питания VI — 5ЦЗС L1, L2 — 2,5Гн х 0.14 А С1, С2, СЗ — 220 мкФ, 450 В С4 — 47 мкФ, 100 В R1 — МЛТ 1 300кОм R2 — МЛТ 1 — 43кОм C1, C2, СЗ (K50—27, К50—37, К50—42, Rubicon, Nichicon, Jamcon)

Корпус

Чернышев назвал свой усилитель Pokemon– маленький карманный монстр. В моем случае, из-за почти полного неведения, что творю и что хочу, получился усилитель для полноформатного корпуса. Или карман должен быть больше… Цели, уплотнить все детали для компактности, у меня не было. Тем более, если что захочется изменить, то корпус не будет помехой.

Корпус собрался из стеклотекстолита. По-другому не получилось. Но получилась довольно устойчивая конструкция. Шасси – 6мм. Задняя стенка – 4мм. Верхняя крышка (2мм). Её цвет и фактура, на мой взгляд, приемлемы и не требуют окраски. Передняя панель из фольгированного стеклотекстолита (2мм), обшитого спереди алюминием (2мм). В дополнение для усиления и украшения применялись различные алюминиевые уголки. Шасси конечно будет значительно удобнее, если его сделать с окнами под платы, как делали в старину. Для этого можно смело использовать толстую фанеру, а не дорогой стеклотекстолит. Вентиляционная решетка – мыльница. Опорные ножки – подшипники (Primare отдыхает).

↑ С чего начать?

С чего начинается изготовление лампового усилителя? У кого как, а у меня первоосновой усилителя (в виде законченной конструкции) обычно бывает корпус. Тут тоже началось все с него. Я нарисовал от руки эскиз коробки с требуемыми мне размерами (430х280х80мм) и трех кожухов под трансформаторы размером 120х120х110мм и заказал изготовление у друга из местной фирмы металлоизделий. Корпус мне сделали на совесть. Загнули и сварили его из 2мм стали. Я потом не раз поминал друга «добрыми» словами, когда резал и сверлил отверстия для крепежа ламп, трансформаторов, разъемов и т.п. Вот так корпус выглядел на момент примерки на него ламповых панелей и трансформаторов.

Каков результат?

Что мы видим и слышим? Несмотря на отсутствие принципиального перфекционизма, и где-то, формальный подход, получилось очень красивое и стильное, как по мне, изделие, которое продемонстрировало достаточно мощный и красивый звук, даже на низко чувствительных (85db) АС. Возможно, это конечно и не Luxman-550A, но можно отметить, высокую детальность и прозрачность звука, теплоту и динамичность, а также «неприличное» отсутствие даже намека на шум или фон. Вообще по индивидуальным ощущениям, после прослушивания, это очень хороший результат.

↑ Трансформаторы выходные

Вторая основная часть усилителя это трансформаторы: пара выходных и силовой. Для изготовления выходных трансформаторов я разобрал и размотал пару одинаковых по размеру трансформаторов от компьютерных источников бесперебойного питания от знаменитой фирмы АРС.
Исключён фрагмент. Полный вариант доступен меценатам и полноправным членам сообщества.

В результате получается трансформатор, обеспечивающий анодную нагрузку 4.5 ком и выходы для подключения динамиков сопротивлением 4 и 8 Ом.

Для того чтобы обеспечить одинаковость параметров выходных трансформаторов я разделил пластинки сердечников поровну и потом равномерно их перемешал. Пластинка от одного трансформатора, пластинка от другого и так далее. Так можно быть уверенным, что у обоих сердечников будут абсолютно одинаковые параметры.

В трансформатор вводится немагнитный зазор 0.15мм между «Ш» пластинами и «I» перемычками. После сборки трансформатора он примерно на час опускается в кастрюлю с расплавленным парафином, для того чтобы как следует пропитался.

↑ Использованные детали и монтаж

Несколько слов об использованных деталях. Резисторы ПТМН, С2-29 в цепи сигнала. Остальные ОСМЛТ, какие были под руками. Конденсаторы в источнике питания Nippon Chemi-Con на номинальное напряжение не ниже 450 Вольт. Это достаточно качественные конденсаторы, для которых не потребовалось шунтирование пленкой/бумагой, хотя никто не запрещает это сделать. Бумагу маслом не испортишь, как говорят бывалые ламповики.
Монтаж усилителя полностью навесной. Сначала на отдельном металлическом шасси собран блок питания. Это шасси после проверки закреплено внутри корпуса. Чтобы не сверлить лишних отверстий БП крепится на те же винты, которыми крепятся силовой и выходные трансформаторы.


Дроссели в БП на питание оконечного каскада взяты стандартные Др2-ЛМ от ламповых телевизоров. Дроссель для стабилизации экранных сеток тоже унифицированный Д36-20-0.05. Вместо железных дросселей можно использовать сглаживающие фильтры на полевых транзисторах — так называемые «электронные дроссели». Я взял то, что было в наличии в тумбочке.

После установки распайки БП монтируется собственно сам усилитель. На винты, которыми закреплены ламповые панели прикручиваются изолирующие стойки и к ним паяю толстый медный одножильный провод – земляная шина. В дальнейшем все остальные детали паяются непосредственно на лепестки ламповых панелей и к этой шине, где требуется. Вот так выглядит со стороны подвала собранный усилитель.

После завершения монтажа ставим усилитель с головы на ноги, подключаем акустику, источник сигнала и можно начинать слушать. Вот так выглядит готовый усилитель. Вид слегка «ТАНковый» любителям гламура может и не понравится. Вес, кстати, тоже соответствует – больше 20 кг. Можно использовать для утренней разминки, а чтобы было удобнее за него браться, на него установлены пара крепких железных рукояток.

↑ Трансформатор силовой

Силовой трансформатор сделан на основе сердечника Ш40х40. Расчет его производился в программе Power Trans Все необходимые данные для намотки можно видеть в окне программы.


Для силового трансформатора подойдет практически любой трансформатор с габаритной мощностью не менее 150 Вт. Можно использовать силовые трансформаторы от ламповых телевизоров типа ТСШ170 или ТС180. С них надо убрать все вторичные обмотки и намотать новые, чтобы получить требуемые напряжения.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]