Обзор. SVS SB-1000. Зачем сабвуфер в аудио системе?

Сабвуферы американской компании SVS постоянно на слуху в Штатах, известность бренда растет и в Европе, да и у нас этот бренд все чаще упоминают при разговоре о поиске приличного сабвуфера. Мне привезли на тест анонсированную прошлой осенью модель SVS SB-3000, выполненную в акустическом оформлении «закрытый ящик» и оснащенную новомодной опцией управления через Bluetooth.

Кому интересно, компания SVS изначально была весьма маленькой фирмой, образованной в конце 1990-х в штате Огайо, США. Она торговала своей продукцией напрямую через интернет и продвигала ее через ценителей-энтузиастов. Однако дела пошли так успешно, что сегодня это крупная компания с дилерами по всему миру, включая Россию.

Я помню, что первый сабвуфер SVS попал ко мне лет так 10 назад, и это действительно было откровением. Чисто кинотеатральный сабвуфер, очень простой невыразительный дизайн, но как он озвучивал LFE-треки с DVD! И цена на тот момент была очень привлекательной — в общем, чуть не купил. Тогда этот бренд в России никто не знал, и это была первая попытка его дистрибьюции сюда. Сегодня же ситуация другая: у бренда есть реноме и оно более чем солидное.

Что же там внутри?

Свежая 3000-я серия состоит из двух моделей. С индексом PB — фазоинверторный корпус, а в Галерею «Назаров», где проходил тест, приехала вторая модель серии — SB (закрытый корпус). Первый вариант традиционно способен обеспечить больше баса, второй считается аудиофильским и «правильным». Сама компания заявляет, что «добилась невероятного уровня воспроизведения от корпуса таких размеров», что еще больше подогревает интерес к модели. Что же там внутри?


Дизайнеры не скромничали, разместили сразу три логотипа SVS на фирменном 13-дюймовом динамике

Во-первых, это совершенно новый 13-дюймовый (нестандартный размер, правда?) динамик с алюминиевым диффузором, двумя ферритовыми магнитами и звуковой катушкой с двумя обмотками, намотанными проводом с плоским сечением. Естественно, специальный длинноходный подвес, причем «длинноходность» динамика ярко подчеркивается выгнутым металлическим грилем. Сам гриль вызывает противоречивые чувства с точки зрения эстетики, но его можно убрать. Причем яркого синего светодиода на передней панели больше нет — ничего не будет отвлекать от просмотра.


Задняя панель очень лаконична, но пользоваться ей придется один раз — все гораздо удобнее делать через приложение

Движет динамик фирменный 800-Вт усилитель Sledge класса D, способный выдать в пике 2,5 кВт. Все это заключено в довольно компактный корпус из MDF, а контроль над всей системой осуществляет DSP-процессор Analog Devices с частотой 50 МГц. Управляется аппарат с задней панели, где и расположены все регуляторы и простенькие индикаторы в виде светодиодов. Однако удобнее всего настраивать аппарат через приложение, о чем чуть ниже.

Коммутация SB-3000 достаточно простая — исключительно низкоуровневое подключение как в моно, так и в стереоварианте. Есть и низкоуровневые выходы, если вы хотите подключить подряд несколько сабвуферов. Еще на задней панели расположен USB-разъем для подключения беспроводного приемника, который поставляется отдельно. Очень жаль, но мне не удалось с ним ознакомиться: ведь часто люди решают, что сабвуфер кроме как за диваном поставить некуда, а провода туда никто заранее заложить не догадался.


Этакая «взрыв-схема» сабвуфера

Выпускается сабвуфер в одном цвете: черный шпон (на самом деле качественная пленка «под шпон») и черный лак.

Активный сабвуфер SVS SB-3000

Американская SVS Sound изначально специализировалась на сабвуферах, и к настоящему времени стала признанным экспертом в этой области. Модель, которую мы собираемся испытывать, вобрала в себя самые последние достижения в создании драйверов, усилителей и программного обеспечения для системы коррекции.

Среди прочих акустических систем сабвуферы всегда считались устройствами едва ли не самыми простыми. Динамик с ограниченным диапазоном, усилитель с практически ненормируемым уровнем искажений и корпус почти кубической формы – вот вам и бас-машина с весьма недурными параметрами. Но время диктует новые требования, и во главе прогресса становятся компании, способные адекватно реагировать на них. А разработки SVS интересны тем, что они не столько следуют трендам, сколько задают их.

Драйвер нестандартного 13-дюймового калибра со специально разработанной магнитной системой рассчитан на долговременную эксплуатацию при повышенных уровнях громкости.

В модели SB-3000 каждый элемент конструкции создавался почти с нуля под свою конкретную задачу. Драйвер нестандартного 13-дюймового калибра со специально разработанной магнитной системой рассчитан на долговременную эксплуатацию при повышенных уровнях громкости. В запатентованной конструкция SVS используется «мотор» массой более 13 кг с двойным ферритовым магнитом, создающим мощное и протяжённое поле. Звуковая катушка разделена на две секции с зазором – для того, чтобы оптимально распределить массу и обеспечить более эффективное охлаждение. Она приводит в движение лёгкий, но жёсткий алюминиевый диффузор с пылезащитным колпачком из композитного волокна. Форма конуса рассчитана так, чтобы поршневой режим с минимальными искажениями сохранялся вплоть до верхней рабочей границы 270 Гц. Гибкий подвес параболического сечения обеспечивает симметричное смещение подвижной системы, за счёт чего также снижаются искажения. Как особенность SB-3000 стоит отметить закрытое оформление, в котором работает драйвер – этим обеспечивается повышенная скорость баса, столь востребованная любителями кинобоевиков. Впрочем, у этой модели есть и близнец PB-3000 с фазоинверторным оформлением – у него иные пропорции корпуса и два огромных порта на передней панели. Она, кстати, дороже на 60 тысяч.

Электроника в нашем испытуемом тоже непростая. Входной сигнал усиливается специально разработанным модулем Sledge STA-800D2, способным отдать в нагрузку чрезвычайно высокий ток – за это отвечают выходные каскады на дискретных полевых транзисторах, работающих в классе D. Выходная мощность впечатляет – среднеквадратичное значение (RMS) достигает 800 Вт, а пиковое — более 2500 Вт. Особые меры были приняты для точного управления динамиком: введена обратная связь по току и обеспечен высокий демпфинг-фактор. Нижняя заявленная граница воспроизведения по -3 дБ – 18 Гц.

Это сущие мелочи по сравнению с тем, какие возможности предоставляет DSP в связке с фирменным управляющим приложением SVS для устройств под iOS и Android.

И это ещё не все инновации. Для настроек и коррекции частотной характеристики в SB-3000 задействован 56-битный DSP-процессор Analog Devices Audio с тактовой частотой 50 МГц. Это позволило три основных параметра (уровень громкости, частоту среза фильтра и фазу сигнала) регулировать не поворотом ручек, а кнопками «больше – меньше» и контролировать по шкале из 12 голубых светодиодов.

Но на самом деле, это сущие мелочи по сравнению с тем, какие возможности предоставляет DSP в связке с фирменным управляющим приложением SVS для устройств под iOS и Android. В нём девять основных разделов, через которые, помимо упомянутых выше параметров, выбираются пресеты Movie, Music и Custom, причём собственные настройки можно прописывать в любом из них. Для этого используется параметрический эквалайзер, в котором задаются добротность, центральная частота и глубина коррекции. Получившаяся частотная характеристика будет видна на экране гаджета. Отдельный раздел посвящён Room Gain Compensation, в котором включаются режекторные фильтры с изменяемой частотой и крутизной. С их помощью легко вырезать «вредный» участок АЧХ, вызывающий стоячие волны в комнате. Связь между сабвуфером и управляющим гаджетом устанавливается по Bluetooth. Проводная коммутация достаточно скромная – линейный вход на процессор, линейный бай-пассный LFE, а также выходная стереопара на RCA. Предусмотрено включение по триггеру (3 – 12 В) и обновление прошивки через служебный порт USB.

Room Gain Compensation – реально полезная вещь, ослабляет гудящие призвуки на больших уровнях.

При столь солидных показателях SB-3000 не займёт в комнате много места – его габариты всего 397 х 385 х 451 мм. Выпускается модель в чёрной матовой или глянцевой отделке с тяжёлым металлическим грилем.

Для теста сабвуфер был интегрирован в систему 5.1 с источником OPPO UDP-203, пятиканальным процессором Emotiva МС-700, усилителем Emotiva XPA-5 GEN3 и комплектом акустики Magnat Cinema Ultra LCR 100-THX. Также мы запускали с внешнего HDD фильмы в 4K с дорожками в Dolby TrueHD, DTS-HD High Resolution и DTS:X.

Но сначала я поигрался с приложением. Процесс чрезвычайно увлекательный: все действия отражаются на экране смартфона и одновременно слышны изменения в звуке. Room Gain Compensation – реально полезная вещь, ослабляет гудящие призвуки на больших уровнях. Эквалайзер пригодится и на музыкальных клипах, чтобы подчеркнуть басовую основу, а также для точной стыковки с небольшими сателлитами. С такими продвинутыми настройками получить ровный баланс от самого нижнего баса до верхней границы акустических систем проблем не будет.

Вот тут он продемонстрировал скорострельность в прямом смысле этого слова – грохот танковых орудий, залпы гаубиц, автоматные и пулемётные очереди, многочисленные взрывы…

Есть и ещё один важный аспект, о котором знают все, кто хоть раз пытался настроить систему 2.1, 5.1 и т. д. – согласование сабвуфера по фазе и скорости. Первое в SB-3000 делается элементарно через то же приложение, а вот быстрый отклик достигается конструктивно, за счёт закрытого низкочастотного оформления. Бас у SB-3000 собранный, с натуральной атакой и без посторонних призвуков. Мы посмотрели клипы, фрагменты из «Fast and Furious», «Battleship» и пару частей последнего «Парка Юрского Периода», но наиболее ярко сабвуфер раскрылся на саундтреке к «Ярости» (Fury) с Брэдом Питтом. Вот тут он продемонстрировал скорострельность в прямом смысле этого слова – грохот танковых орудий, залпы гаубиц, автоматные и пулемётные очереди, многочисленные взрывы… Даже не верилось, что столь компактная бас-машина может так бить по ушам. Всё звучало раздельно, в абсолютно разной тональности, хотя и практически в одном частотном диапазоне, с минимумом условностей. Через какое-то время забываешь, что в системе есть сабвуфер, настолько органично он вписывается в систему. И фронтальная акустика – настенная, довольно компактная – при его поддержке звучала современно по-взрослому. Когда в звуковой картине нет негармонично выделяющихся элементов, эмоциональное воздействие чрезвычайно сильное. И в этом, по моему мнению, и заключается главное отличие SB-3000 от большинства других моделей на рынке.

СИСТЕМА

  • OPPO UDP-203, внешний HDD\ Ultra HD Blu-ray диски.
  • Процессор Emotiva МС-700
  • Усилитель Emotiva XPA-5 GEN3
  • Комплект акустики (фронт\центр) Magnat Cinema Ultra LCR 100-THX, тыловые — OSD Black S84.
  • Кабели: HDMI WireWorld Radius с активным усилением
  • аналоговые WireWorld Luna

SVS SB-3000

Производитель: SVS Sound LLC (США)

www.svsound.com

Акустическое оформление: закрытый корпус || Калибр драйвера: 13 дюймов || Диапазон воспроизводимых частот (-3 дБ): 18 – 270 Гц || Мощность встроенного усилителя (RMS/пиковая): 800/2500 Вт || Регулировка фазы: 0/90/180 град. || Линейные входы: 2 х RCA || Линейные вsходы: 2 х RCA || Отделка: чёрная матовая, чёрный лак || Габариты: 397 х 385 х 451 мм || Масса: 24,7 кг || Цена: 139 990 руб. (чёрный матовый) и 154 990 руб. (чёрный лаковый)

поделиться

Tags: SVSSVS SB-3000SVS Sound

Приложение

Настройку я решил проводить современным методом — с помощью приложения. У SVS приложение не назовешь красочным и насыщенным, но зато оно простое и понятное даже пользователю не особо знакомому с техническими терминами. Приложение само обнаруживает сабвуферы (работает по протоколу BLE) и весьма быстро подключается к нему. При перезапуске приложения автоматически подключается к аппарату.


Жаль, что пресетам и сабвуферам нельзя давать русские названия, в остальном — классное приложение!


К каждому пункту меню есть короткая справка

Стандартные регулировки типа фазы и громкости упоминать не буду, а расскажу об особенностях. Самая главная — трехполосный эквалайзер, которым можно подправить АЧХ. Что интересно, с его помощью удалось убрать резонанс, который заставлял дребезжать крышку кондиционера в комнате прослушивания. Получилось совершенно случайно — в процессе экспериментов. В общем, штука скорее полезная, но не факт, что востребованная — никаких систем автонастройки в SB-3000 не предусмотрено.

Еще есть функция компенсации усиления самой комнаты, где можно выбрать частоту и крутизну среза — это также может помочь бороться с резонансами помещения или же слишком гулким басом. В приложении есть три варианта предустановок, названия которых можно изменить — к сожалению, русские буквы ввести невозможно.


Графика крупная, органы управления — понятные. Выставлять «пальцем» кривую АЧХ эквалайзера — проще простого

Что очень приятно и ценно — в приложении каждый пункт оснащен встроенной простой и понятной справкой (на английском языке) и есть отдельная «обучалка». Реакция на все изменения практически молниеносная — приложение работает быстро и надежно.

При использовании в системе нескольких сабвуферов их идентификация возможна по серийным номерам. Кроме того, их можно переименовать, но названия, опять же, придется задавать латиницей.

Низкочастотное мясо

SVS SB-3000 был подключен в систему с AV-ресивером Denon AVR-X4500H и акустическими системами DALI Oberon. Свой любимый «Терминатор: Генезис» я оставил на сладкое, а проверить соответствие заявлений производителя о невероятном басе с моими собственными ощущениями о «низкочастотном мясе» решил на базе фильма «По соображениям совести», где «мясной» звук и изображение (куски мяса смачно разлетаются в сцене штурма высоты) в буквальном смысле этого слова.


Масштаб изображения в 42 дюйма не дотягивает до масштаба звуковой картины — просится большой экран и проектор

Мощь и сила — это первые впечатления от просмотра вышеупомянутой сцены. Комнату в 25 кв.м. заполняет какой-то ураган — мне, сидящему примерно в 2,5 метрах от сабвуфера реально дуло по ногам! Бас от SB-3000 буквально заполняет всю комнату, и если для менее мощных аппаратов обычно хочется поставить два сабвуфера в противоположных углах помещения, то в данном случае вполне хватало одного. Не могу сказать, что пробирало до печенок (глубины мне бы хотелось больше), но вот давление и масштаб — что надо! Установленный в этой комнате 42-дюймовый Loewe явно не соответствовал масштабу звуковой сцены — сразу захотелось большой экран и проектор.

Бас достаточно быстрый, не гулкий (хотя в этом частичная заслуга обработанной комнаты), масштабный. Он большой и крутой, но если сравнивать с сабвуферами другого уровня, то не такой структурированный и элегантный (однако другие производители и денег хотят больше). Хоть SVS и намекает, что мы в кино короли, и в музыке специалисты, я считаю, что правильный аудиофильский сабвуфер должен обязательно иметь высокоуровневый вход — у SB-3000 его не наблюдается, как и балансного подключения. Но это лирика на избитую тему «зачем платить в два раза больше» — есть зачем, все зависит от задач. Если задача построить мощный эффектный кинотеатр — тут SVS, безусловно, выходит в короли. А искать нюансы и говорить о высоких материях в ДК среднего уровня особого смысла нет.

Перешел к хорошо знакомому «Терминатору» и даже не заметил, как с удовольствием посмотрел не только эпизод с гонкой на мосту, но и чуть дальше — все на месте, все как надо. Повторюсь: эффектно и с хорошей динамикой. Именно этого и ждешь при просмотре современного боевика — получить удовольствие от эффектов и масштаба действия, происходящего на экране.

Обзор. SVS SB-1000. Зачем сабвуфер в аудио системе?

Когда я получил предложение протестировать в своей системе сабвуфер, я был немало озадачен. Как и, наверно, большинство аудиофилов, я с подозрением отношусь к сабвуферам, хотя и понимаю, что все решает конкретная реализация. Но всяческие предубеждения побороть все равно непросто. И тем не менее, я воспринял этот тест как некий челлендж. Найдется ли место в моей системе сабвуферу?

С точки зрения моей системы два основных момента препятствовали успешному использованию саба. Первое, что меня смутило – зачем вообще, имея колонки с басовиками по 12 дюймов, использовать в системе сабвуфер? И второй момент: как все это подключить? Но обо всем по порядку.

Что касается первого момента, теоретического, то по здравому рассуждению пришли на ум такие вещи. Если абстрагироваться именно от моей собственной системы и говорить в общем, то в сетапе высокого уровня сабвуфер может потребоваться по следующим соображениям:

  1. Не секрет, что наши комнаты для прослушивания не идеальны и не все имеют соответствующую обработку. Поэтому, корректное воспроизведение баса является одной из главных проблем интеграции имеющихся акустических систем в помещение. С этой точки зрения сабвуфер представляется разумным решением, потому что он позволяет в более широких пределах оперировать местоположением басовой секции. Иными словами, часто встречается случай, когда у нас есть пара отличных колонок, которые размещены так, что воспроизводят музыку наилучшим образом, и при этом такое размещение неидеально с точки зрения именно баса (возбуждение соответствующих комнатных резонансов). В данном случае сабвуфер позволяет «отрезать» басовую составляющую АС выше определенного порога, а более низких бас свободно разместить в другом месте, свобода выбора которого несравненно шире, чем в случае основной пары колонок.
  2. Уровень того самого баса. Это своего рода тонкомпенсация, которой большинство современных высококачественных усилителей лишены. Я думаю, никого не удивлю, если скажу, что даже в хорошо выстроенной системе часто попадаются записи, где баса либо слишком много, либо слишком мало. Сабвуфер здесь позволяет оперативно «подкрутить» басовую ручку в нужном направлении.
  3. Прослушивание поздно вечером. Большинство из нас, кто не обладает собственными отдельно стоящими домами, вынуждены мириться с фактом, что после определенного часа ручку громкости приходится крутить против часовой стрелки, иногда заметно ниже желаемого уровня. И основная проблема беспокойства соседей здесь – это в первую очередь всепроникающий бас. Привлекательным выглядит компромиссный вариант, когда громкость вы снижаете не так сильно, а вот бас можно «прибрать» и побольше.

Все вышесказанное намекает нам, что сабвуфер если и не обязательное, то имеющее право на жизнь решение. Остается что-то придумать по части практической реализации. Итак, тестируемый сабвуфер называется SVS SB-1000 (я так понял, SB означает sealed box – закрытый ящик, потому что есть еще модель PB – ported box) и представляет из себя обычный «кубик» со скругленными боковыми гранями и оборудованный динамиком размером 12 дюймов с закрытым оформлением, и, естественно, встроенным усилителем.

Быстрое изучение «руководства по быстрому подключению» быстро показало мне, что быстро решить вопрос не получится. Все предложенные схемы касались лишь момента, когда необходимо было дополнительно подмешать сигнал с сабвуфера к основному сигналу, что годится лишь в случае домашнего кинотеатра или системы с небольшими полочниками, не способными выдать ничего серьезного ниже определенной границы. Имея же в системе колонки Spendor SP100R, мне требовалось что угодно, но только не дополнительное подмешивание басовой составляющей от саба. И тут пришлось читать полную инструкцию повнимательнее, где как раз мелким шрифтом на полях (шучу) был описан тот самый вариант, теоретическую базу под который я подвел выше. А именно: тестируемый сабвуфер SVS SB-1000 имеет стереовход и стереовыход. На стереовход подается сигнал с предусилителя (регулируемая громкость), далее сигнал обрезается по уровню 80 Гц, и дальше сигнал через стереовыход уходит на усилитель мощности и далее на основные акустические системы. При этом ручка громкости преда, разумеется, регулирует не только сигнал для усилителя мощности, но и сигнал для сабвуфера, позволяя ему выступать в тандеме с основной системой. Все, что при этом требуется – раздельные предусилитель и усилитель мощности. К счастью, в момент проведения теста у меня было такое оборудование. Итак, в тестовой системе источником сигнала служил стример Sonore microRendu, далее сигнал по USB подавался на комбайн Ayre Codex, который служил одновременно ЦАПом и предусилителем, с его выхода сигнал шел на сабвуфер, а далее на усилитель Fezz Audio Mira Ceti, который, помимо прочего, может использоваться как усилитель мощности. Таким образом, мои колонки Spendor SP100R питались от лампового однотактника обрезанным снизу по уровню 80 Гц сигналом, а басовую поддержку осуществлял сабвуфер.

Основа успеха здесь — в первую очередь тщательная установка и настройка. В инструкции есть ряд советов, но и здесь, как обычно, надо слушать и экспериментировать. Три составляющих правильной работы – размещение, фаза и верхняя частота среза. Если все сделано правильно, а здесь нужно терпение, то сабвуфер можно очень бесшовно «вписать» в звук основных АС. При этом создается полная иллюзия, что этот ящик около боковой стены комнаты в формировании звука не участвует – бас идет не оттуда, а как бы со стороны АС.

После настройки я приступил к экспериментам с уровнем баса и могу сказать, что вопреки первоначальному скепсису, результаты получились очень любопытными. Ну, во-первых, да, регулировка уровня баса на некоторых записях позволяет получить субъективно другое впечатление от основного диапазона. У меня достаточно хорошо интегрированы весьма крупные АС в гостиную типового размера (18 кв. м.), но есть в достатке записей, где баса хотелось бы поменьше, и тут саб позволил, уменьшением уровня этого самого баса, получить субъективно более легкую, разборчивую середину, звук стал раскованнее, верх свободнее. Да и при ночных прослушиваниях чувствуешь себя психологически увереннее – просто убавляешь бас до уровня «интуитивно чувствуется» — во всяком случае, соседи не будут иметь повод для претензий, в то время как громкость сохраняется вполне приличная.

Сам по себе бас оказался на удивление неплохого качества – никакого тебе «цветения» и бубнения, скорее, он был довольно поджатым, собранным и при этом уходил «в глубину». И очень хороша была разборчивость нот по высоте. Хотя ведь на самом деле, таков и должен быть бас от небольшого закрытого ящика.

В общем, я результатом эксперимента доволен. Это был очень полезный опыт. Скептикам скажу сразу: нет, не «поборол» этот скромный маленький саб мои Спендоры, когда те играли в полную силу, получая сигнал полного диапазона от лампового однотактника на 300В. Да и задачи такой в данном случае не стояло. Но заметный процент записей играл как минимум в чем-то интереснее, по-своему оригинально и свежо. Ну а если вам никак не удается вписать хорошие АС в непростое помещение – рекомендую, попробуйте этот вариант, вполне возможно, здесь и есть спасение.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]