Тёплый ламповый звук как норма жизни: лучшие советские радиолы


Блок УКВ радиолы “Эстония-006-стерео”

Блок УКВ радиолы “Эстония-006-стерео” выполнен на двух лампах. На первой лампе построен каскодный УВЧ, на второй — гетеродинный преобразователь частоты.
Входная цепь представляет собой систему двух связанных контуров L1C1 и L2 С2СЗ, настроенную на среднюю частоту 70 МГц диапазона УКВ. Полоса пропускания входной цепи (около 10 МГц) перекрывает весь диапазон принимаемых частот и обеспечивает (без перестройки) равномерное прохождение всех частот принимаемого диапазона частот УКВ.

Каскодный УВЧ выполнен по схеме с общей промежуточной точкой в емкостной ветви’сеточного контура. Делитель С2, С3 и конденсатор С4, нейтрализующий проходную емкость Са с первого триода лампы Л1, образуют мостовую схему. Этим исключается взаимное влияние сеточного и анодного контуров первого каскада УВЧ, включенных в диагонали уравновешенного моста С2, СЗ, С4. Дроссель Др1 заземляет сеточный контур по постоянному току.

Первый триод каскодного УВЧ Выполнен по схеме с общим катодом, второй — с общей сеткой. Каскодная схема позволяет получить большое усиление при малых собственных шумах. По постоянному току триоды лампы включены последовательно и питаются от общего анодного источника. Анодное напряжение первого триода равно катодному напряжению второго в выбирается таким, чтобы оно не превышало допустимого напряжения между катодом и нитью накала.

Для создания нужного отрицательного смещения на сетке второго триода используется делитель R2, R3, Нагрузкой триода, включенного по схеме с общим катодом, является малое входное сопротивление второго триода. Связь между каскадами осуществляется через П-образный контур L3C5C6. Этот контур сильно зашунтирован, и поэтому первый каскад имеет широкую полосу пропускания. Коэффициент усиления по напряжению первого каскада близок к единице. Малый коэффициент усиления первого каскада компенсируется большим коэффициентом передачи входной цепи (за счет высокого входного сопротивления первого триода, включенного по схеме с общим катодом), а также большим коэффициентом усилением второго каскада УВЧ, собранного по схеме с общей сеткой, нагрузкой которого является контур L4C9C10 с большим резонансным сопротивлением и изменяющейся индуктивностью.

Гетеродинный преобразователь частоты собран на высокочастотном пентоде Л2 в триодном включении. Для уменьшения излучения на частотах, попадающих в спектр телевизионных каналов, гетеродинный преобразователь собран по мостовой схеме, в которой катушка анодного контура усилителя высокой частоты L4 и катушка связи гетеродина L5 включены в разные диагонали сбалансированного моста. Плечи моста образованы конденсаторами С9, С10, С11 и входной емкостью лампы Сс.к. В блоке УКВ используется преобразование частоты на второй гармонике гетеродина, контур L6C12C13Cвар настраивается на частоты 37, 75-40 МГц.

Если соблюдены условия баланса моста С9С11- С10Сс.к, то на анодном контуре L4C9C10 отсутствует напряжение гетеродина, а на катушке связи гетеродина отсутствует напряжение сигнала принимаемой частоты. Для увеличения усиления по ПЧ (увеличения внутреннего сопротивления лампы гетеродинного преобразователя) применена мостовая схема перекомпенсации проходной емкости Са.с лампы 6Ж5П. В этом случае мост, образованный емкостями C11, C18, C17 и Сс.к, не должен быть уравновешен. Степень разбаланса моста, а следовательно, и степень перекомпенсации зависят в основном от емкости конденсатора С17. С увеличением емкости уменьшаются степень перекомпенсации и усиление преобразователя по ПЧ.

Гетеродин собран по схеме автогенератора с контуром L6C12C13Csav и анодной цепи лампы преобразователя с индуктивностью связи L5 в цепи сети. Конденсатор С14 обеспечивает необходимую степень связи контура с анодом лампы 6Ж5П. Для автоматической подстройки частоты гетеродина в его контур включен стабилитрон Д813, используемый в качестве варикапа. Управляющий сигнал на варикап поступает с дробного детектора.

В анодную цепь гетеродинного преобразователя включен полосовой фильтр L7C18, L8C19. Контуры имеют индуктивную связь между собой и настроены на частоту fпч = 6,5 МГц. Сигнал ПЧ с фильтра ПЧ через переходный конденсатор С30 подается на контакт 4 блока УКВ.

Перестройка блока УКВ по диапазону осуществляется с помощью подстраиваемых катушек индуктивности анодного контура УВЧ L4 и гетеродинного контура L6. Форма сердечников катушек подобрана так, чтобы обеспечивались линейная частотная шкала радиолы и сопряжение настроек контуров УВЧ и гетеродина. Система перемещения сердечников позволяет производить независимую подгонку каждого сердечника при настройке блока УКВ.

Ослабление паразитных связей и излучения напряжения высокой частоты по цепям питания осуществляется в анодных цепях фильтром R5C16, а в цепях накала ламп — двухзвенным фильтром С8Др2С15.

В блоке УКВ используются конденсаторы только типа КТ или КД (за исключением конденсатора СП типа КСО) с классом точности — +-5% и определенным ТКЕ. Применение конденсаторов с допустимым отклонением емкости более чем +-5% или другой группой по ТКЕ может привести к значительному ухудшению параметров блока.

Все элементы блока УКВ смонтированы на печатной плате из фольгированного стеклотекстолита. Катушки входного контура L1 и L2 выполнены непосредственно на плате блока печатными проводниками.

Лампы Л1 и Л2 установлены в ламповые панели типов ПЛ9-3П и ПЛ7-3П соответственно.

Механизм перестройки контуров УВЧ и гетеродина в диапазоне принимаемых частот состоит из пластмассового основания, установленного на плате блока с каркасами катушек L4 и L6; пластмассовых зубчатых реек с латунными сердечниками; металлического вала с зубчатыми насадками, находящимися в зацепления с рейками, и двух металлических зубчатых колес большого диаметра, которые находятся в зацеплении с одной из шестерен верньерного устройства радиолы. Колеса сопрягаются между собой с помощью пружин в тем самым устраняют люфт в механизме настроит при вращении ручки настройки. Плата с элементами схемы и механизмом настройки закреплена на литом основании и закрыта алюминиевым экраном, что обеспечивает необходимую экранировку блока УКВ.

Электрические параметры блока

  • Диапазон принимаемых частот — не уже 65,3-73,5 МГц.
  • Частота настройки фильтра промежуточной частоты — 6,5+-0,1 МГц
  • Коэффициент усиления по напряжению — 100 раз.
  • Ширина полосы пропускания фильтра промежуточной частоты при ослаблении 6 дБ — 220-350 кГц.
  • Селективность по зеркальному каналу — не менее 32 дБ.
  • Напряжение излучения с частотой гетеродина на входе блока (не более) на частотах: 72,3-79,5 МГц — не нормируется, 72,5-79,5 МГц — 2,0 мВ, 77,25 МГЦ — 1,5 мВ.
  • Номинальное анодное напряжение — 150 В.
  • Анодный ток — не более 10 мА.

Принципиальная схема УКВ-блока “Эстония-006-стерео”

Тёплый ламповый звук как норма жизни: лучшие советские радиолы

Идея универсального аудиокомбайна, в котором есть всё необходимое для прослушивания пластинок и радиоэфира, далеко не нова: пик популярности подобных устройств пришёлся на 60-е и 70-е годы двадцатого века. Вспоминаем лучшие советские ламповые радиолы, которые стали важной частью истории качественного звуковоспроизведения.

Ригонда-Моно

Радиола «Ригонда-Моно» выпускалась на Рижском радиозаводе с 1963 года и включала в себя ДВ/СВ/КВ/УКВ приёмник, а также виниловый проигрыватель, предлагая достойное по тем временам сочетание «цена-качество». Аппарат разошёлся огромными партиями, став народным «музыкальным центром» для жителей СССР. Выходная мощность — 3,5 «честных ламповых» ватт: в сочетании с лёгкими бумажными диффузорами штатных динамиков, это позволяло озвучить небольшую или средних размеров комнату. Формально частотный диапазон — весьма скромный (от 60 до 12 000 Гц), однако в реальности «Ригонда-Моно» звучала очень приятно и основательно. Электропроигрыватель трёхскоростной, с автостопом — совершенно невыдающийся, с совсем уж простеньким тонармом. Однако разъём для внешних источников предлагал шанс исправить ситуацию, подключив к радиоле хорошую вертушку классом повыше или магнитофон.

Беларусь Р-101-Л

Ламповая радиола «Беларусь Р-101-Л» выпускалась с 1966 года Минским радиозаводом и стала хорошей альтернативой популярным в те времена «Эстониям» и «Ригондам». Музыкальный «комбайн» оснащался ДВ/СВ/КВ/УКВ радиоприёмником и трёхскоростным проигрывателем пластинок. Акустическая система выполнена на основе четырёх широкополосных динамиков 2ГД-29, которые были установлены на фронтальной и боковых панелях корпуса — для более объёмного и основательного звучания. Усилительная часть построена на лампах 6П14П: мощности около 6 Вт было достаточно для заполнения звуком небольшой или средних размеров комнаты. Радиола комплектовалась ножками и выглядела не слишком роскошно, но вполне привлекательно: по нынешним меркам, её можно было бы причислить к аудиотехнике среднего класса по приемлемой цене.

Ригонда-Стерео

Прорывное для своего времени устройство, стереофоническая радиола «Ригонда-Стерео», выпускалась с 1963 года на Рижском радиозаводе и не стала столь же массовой, как её монофонические собратья — не в последнюю очередь, из-за больших габаритов и высокой стоимости в 230 рублей (за эти деньги можно было купить хороший телевизор). К тому же, стереовещание и стереофонические пластинки были тогда ещё не слишком распространены. Однако «Ригонда-Стерео» оказалась удачным прецедентом для последующего активного развития стереофонии в СССР. Акустические системы — оригинальной по современным меркам конструкции: на фронтальной панели каждой колонки устанавливалась пара динамиков 4ГД-28, а излучатели 1ГД-19 расположились с левой и правой стороны корпуса. Радиола оказалась настолько удачной, что поставлялась зарубеж, в экспортном исполнении под названием «Rigonda-Stereo» — с другими надписями на корпусе, шкале и задней стенке, а также диапазоном УКВ 88-104 МГц.

Эстония-3

Таллинский предлагал очень достойную по своим временам аудиотехнику: качество серийного производства было заметно выше среднего, а дизайн зачастую и вовсе был крайне удачным. Не стала исключением и радиола «Эстония-3», которая появилась в продаже в 1963 году. Устройство состояло из основного блока, в котором располагался собственно радиоприёмник и проигрыватель винила, а также напольной акустической системы (с парой широкополосных динамиков 4ГД-7) и двух сателлитов, с установленными в них излучателями 1ГД-9. Радиола поставлялась в монофоническом, либо стереофоническом исполнении: во втором случае — со стереоприставкой и соответствующим звукоснимателем. Стоила такая роскошь немало: 299 рублей — ощутимая сумма по меркам 60-х годов.

Симфония-2

Радиола «Симфония-2» выпускалась Рижским радиозаводом им. А.С. Попова с 1967 года и, в отличие от более ранней модели «Ригонда-Стерео», позволяла слушать радиоэфир в стерео сразу «из коробки». Вдобавок, были доработаны штатные акустические системы, которые уже вполне похожи на современные напольные колонки: трёхполосная конфигурация с очень достойными по своим временам динамиками, оформление закрытый ящик с двумя дополнительными отсеками (резонаторами Гельмгольца), которые через отверстия заданного диаметра сообщались с основным объёмом корпуса и оптимизировали звучание в области низких частот.

Помимо радиоприёмника с функцией автоматической подстройки частоты, «Симфония-2» оснащалась простеньким трёхскоростным виниловым проигрывателем (благо что на задней стенке присутствовал вход для подключения более качественной вертушки или магнитофона). Двухтактный стереоусилитель построен на пентодах 6П14П: выходная мощность — 4 «честных ламповых» ватт на канал, что позволяло уверенно «раскачать» штатные акустические системы с лёгкими бумажными динамиками. Поставлялась эта модель как для внутреннего рынка, так и на экспорт.

Эстония-Стерео

В 1970 году, вскоре после запуска на Рижском радиозаводе производства стереорадиолы «Симфония-2», наладил выпуск схожей модели под названием «Эстония-Стерео». Принципиальные изменения касались, в первую очередь, дизайна: в отличие от «Симфонии-2», виниловый проигрыватель был представлен отдельным блоком. Таким образом, устройство занимало меньше жилого пространства, а при желании вертушку и вовсе можно было отключить и убрать на антресоль (на чердак, на балкон, в кладовку или в гараж — нужное подчеркнуть). Вдобавок, несколько отличалась конструкция штатных акустических систем: вместо среднечастотного динамика 3ГД-1, в «Эстонии-Стерео» использовался 4ГД-28. Соответственно, несколько иной была и схема кроссовера. Выходная мощность — «честные ламповые» 4 Вт на канал: как ни парадоксально, это позволяло даже устроить небольшую музыкальную вечеринку — с напитками, танцами и не только. Звучание радиолы — мягкое и во всех смыслах винтажное. Но главное — цена: за «Эстонию-Стерео» просили 420 рублей, что было сопоставимо с несколькими средними зарплатами гражданина СССР.

Симфония-003

Радиола «Симфония 003» была представлена Рижским радиозаводом в 1971 году, уже на излёте эпохи лампового звука. По сравнению с предшественницей «Симфония-2», у обновлённой модели был полностью переработан дизайн: отсек для винилового проигрывателя «переехал» вниз, а штатные колонки стали несколько меньше в высоту и одновременно больше в глубину. В техническом плане устройство отличалась от предыдущей версии незначительно и предлагало примерно тот же функционал: ДВ/СВ/КВ/УКВ приёмник с автоматической подстройкой частоты, а также простенький трёхскоростной виниловый проигрыватель и вход для подключения внешних источников (например, вертушки классом повыше или магнитофона). Двухтактный стереоусилитель мощностью всего 2×4 Вт (зато честных, тёплых и ламповых) на пентодах 6П14П уверенно раскачивал трёхполосные акустические системы с лёгкими бумажными басовиками и высокой чувствительностью. Как и её предшественницы, радиола «Симфония-003» отличалась мягким, комфортным звучанием и уверенно заполняла звуком небольшую или средних размеров комнату.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]