Здравствуйте уважаемые читатели нашего любимого портала Datagor.ru! Меня не было слышно около года. За это время я успел стать отцом и времени на радиолюбительство стало внезапно меньше.
Но я не забросил свои радиоэлектронные изыскания, а воплотил в жизнь один из моих самых амбициозных проектов в сфере УНЧ. Было много времени на обдумывание и ничтожно мало на практическую реализацию. Проект вёлся неспешно, поэтому качество проработки деталей максимально высокое. Денег на достижение нужного мне результата не жалел и не шёл на компромиссы ради удешевления, или упрощения конструкции.
«BRASS»
— потому что всё живёт в корпусе из полированной латуни толщиной 1,5 мм и покрыто лаком. А остальные весёлые значения перевода см. в английском словаре.
Проект включает в себя:
— Основной стерео блок УНЧ по схеме Нобу Шишидо с двухтактным выходом на 6П3С. — Ламповый RIAA стерео винил корректор на 6Н2П. — Блок MP3, работающий по USB с флеш памятью. — Дистанционное управление блоком MP3. — Дистанционной управление потенциометром громкости основного усилителя при помощи щёточного двигателя.
В первой части серии статей я расскажу о сборке схемы основного усилителя и корректора для подключения винил-проигрывателя.
↑ Выбор схемы УЗЧ
Выбор схемы основного блока УНЧ был долог и мучителен. Я просмотрел уйму схем, как на нашем Датагоре, так и на сторонних сайтах. Даже послушал сэмплы самодельных усилителей на Youtube (что, кстати, предсказуемо оказалось бесполезным, так как съёмка не передаёт отличительных особенностей схем в плане звука).
Выбор встал между двухтактным усилителем на 6П3С и 6С33С. Обе лампы в двухтактном включении я уже слышал. На 6П3С у меня собран гитарный комбо-усилитель и звук этой лампы мне приятен. 6С33С много раз слышал у друга-аудиофила, который намотал выходные трансформаторы габаритной мощностью железа чуть ниже мощности рассеивания ламп в двухтактном включении, что не могло не повлиять на звук, который, моему уху, казался несколько надрывным, тем самым, исказив моё представление об этой лампе.
Остался вариант двухтакта на 6П3С. Среди статей на Datagor.ru приглянулась реализация товарища Михаила (Lektor) с его модификацией «Двухтактный ламповый усилитель на 6П3С по мотивам Нобу Шишидо». Изучив первоисточник и его модификацию, решился проверить всё на практике и подобрать звучание более благоприятное моему слуху.
Идея более токового драйвера однозначно мне приглянусь. Звук пентодного включения показался мне необычным, потому что привык к триодному звучанию.
Стабилизация сетки относительно высокого напряжения при помощи газоразрядного стабилитрона СГ16П на мой взгляд не вносит никаких изменений в звук — что я только не слушал в этом варианте от попсы до метала.
Обратная связь — тут я даже пробовать не стал, ибо являюсь ярым борцом с обратными связями в ламповых усилителях.
Конструкторы ламповых усилителей (Kit)
Конструктор лампового усилителя (Kit) George Ohm Audio МХ-34М
Описание:
Двухтактный оконечный каскад(Push-Pull) выполнен на известных лампах EL-34EH (подобранная четвёрка). По две лампы в канале. Работает в ультралинейном включении, класс А, выдавая при этом мощность по 25вт на канал. Практически идеальный тональный баланс и отличная локализация музыкальных образов в пространстве. Мощный блок питания и высочайший энергетический показатель быстродействующих электролитических конденсаторов «Hitachi» 3,6Дж/вт. позволяет даже дать фору многим известным транзисторным брендам в области баса. Да и бас очень энергичный и легко читается каждая нота. Самое большое достоинство, что при воспроизведении сложнейших композиций в рок-музыке нет «каши», и каждый инструмент хорошо различим. Разумеется, также качественно звучат и большие музыкальные составы-оркестры. Модель выпускается более 5-ти лет и очень достойно себя зарекомендовала.
На базе этой модели делаются КИТы(наборы-конструкторы) для любителей изготовить усилитель самостоятельно. С документацией и бесплатной технической поддержкой по эл. почте, скайпу и телефону. До полного запуска в работу.
Схема усилителя MX-34M c блоком питанияОсобенности:
- Всему этому качеству способствуют раздельные блоки питания как по оконечным каскадам, также отдельно питаются и предварительные каскады. Очень резко снижены интермодуляционные искажения, что очень заметно на громкой музыке.
- В модели МХ-34М применены трансформаторы со средней перегородкой – с идеальной симметрией плеч, на магнитопроводах ШЛ32х32х80х25, вес каждого -3,6кг. (Очень удачная наша разработка). Raa=6,5ком/8ом. Индуктивность -80Гн. Он просто «вне конкуренции» в таких ценовых категориях.
- На входе усилителя есть коммутатор входов на 3 положения (6 гнёзд RCA),регулятор громкости спаренный ALPS 2х50ком.
Краткие характеристики:
- трёхламповая раскачка
- включение оконечных ламп EL-34EH ультралинейкой,
- выходные трансформаторы идеальная симметрия по плечам.
- Размеры корпуса: ширина-430мм, глубина-390мм( с фурнитурой), высота-170мм. Вес-19кг.
- Чувствительность -0,6 в /50ком (ALPS 2х50к)
- Выходная мощность на 8 и 4 ом 25 вт. (при Ua=355v) на канал
- Лампы в раскачке 6Н6П(на входе) и 6Н2П-ЕВ-фазоинверсный каскад. Выходные лампы, подобранная четвёрка EL-34EH
- Рабочий диапазон частот схемы(на мощности 25вт) 12гц -70 000гц. (по -3дБ)(Диапазон выходников гораздо шире,-до 110 000гц)
- Потребление от сети -200вт.(силовой тр-р -300вт)
- Уровень шумов – 700мкВ/15В -за -90дБ.
- Коэф. нелинейных искажений менее -0,5% на 20вт.
- Раздельные блоки питания по анодным и раскачкам.
- При тетродном включении выходная мощность -более 30 вт. на канал.
- Межкаскадные конденсаторы К40У-9.
- В блоке питания применяются быстродействующие эл. Конденсаторы 680М 400в -4шт.220м 400в -4шт. и 82м 400в-2шт.
Отзывы и дополнительная информация: www.audioportal.su
Цена: 1170$
Конструктор лампового усилителя(Kit) George Ohm Audio МХ-88
Описание:
Двухтактный оконечный каскад(Push-Pull) выполнен на известных лампах KT-88EH (подобранная четвёрка). По две лампы в канале. Работает в ультралинейном включении, класс А, выдавая при этом мощность по 30вт. на канал. Практически идеальный тональный баланс и отличная локализация музыкальных образов в пространстве. Мощный блок питания и высочайший энергетический показатель быстродействующих электролитических конденсаторов «Hitachi» 3,6Дж/вт. позволяет даже дать фору многим известным транзисторным брендам в области баса. Да и бас очень энергичный и легко читается каждая нота. Самое большое достоинство, что при воспроизведении сложнейших композиций в рок-музыке нет «каши», и каждый инструмент хорошо различим. Разумеется, также качественно звучат и большие музыкальные составы-оркестры. Модель выпускается более 5-ти лет и очень достойно себя зарекомендовала.
На базе этой модели делаются КИТы(наборы-конструкторы) для любителей изготовить усилитель самостоятельно. С нужной документацией и бесплатной технической поддержкой по эл. почте, скайпу и телефону. До полного запуска в работу.
Схема усилителя MX-88
Особенности:
R33 – общая ООС 6дБ, подключена к 8-омной обмотке. R33 -неглубокая отрицательная обратная связь ровно в 6дБ подключена к 8 омной обмотке выходного трансформатора. Можно обойтись и без неё, чувствительность станет 0,32в и немножко увеличится общий шум, но совершенно незначительно,зато ещё более расширится сцена и добавится “ламповой теплоты”. Но это уже “на любителя”. Глубины и ширины сцены достаточно и при таком включении Есть 3 основных включения в этом варианте:
- Триодный (экранные сетки подключены к анодам через свои 100ом, при этом ыходная мощность -16-18вт
- Ультралинейный(-оптимальный) -30вт на канал
- Тетродный экранные сетки подключены на общий + вых. тр-ра через свои 100ом – 40вт на канал-просто “сносит крышу”-это для заядлых рокеров.
В каждом варианте с ООС или без неё или менять глубину(проще подключать либо на 8 и 4х омную обмотку выходного трансформатора). Но самый рекомендуемый -это ультралинейный вариант. В нём есть все достоинства п1. и п3.Можно слушать и без общей ООС.
Характеристики:
- Включение ламп ультралинейкой
- Чувствительность -0,64 в /50ком
- Выходная мощность на 8 и 4 ом 30 вт (при Ua=355v)
- Лампы в раскачке 6Н6П(драйвер) и 12АХ7-фазоинверсный каскад
- Рабочий диапазон частот схемы 14гц -70 000гц.(в ОдБ)
- Вых. тр-р на 1вт 4гц-90кГц и 100кГц по -3дБ
- Уровень шумов – 700мкВ/15В -за -90дБ
- Коэф. нелинейных искажений, менее 0,5% на 20вт
- Раздельные блоки питания по анодным и раскачкам
- При тетродном включении выходная мощность -40вт на канал.
Отзывы и дополнительная информация: www.audioportal.su
Цена: 1330$
↑ Схема из моего проекта
В итоге я собрал схему-гибрид с более токовым драйвером относительно оригинала и первозданным оконечником, но без обратной связи.
На схеме вы можете видеть блок корректора винила, о котором я расскажу чуть позже. Схема в высоком разрешении — в архиве внизу.
Резисторы от 0,5 до 2 Ватт MF 5%, 5 Ватт китайские керамические. Хочется отметить, что в моём варианте драйвера анодные резисторы (R30 на схеме) следует использовать мощностью 5 Ватт (резисторы на 2 Ватта почернеют). Все межкаскадные конденсаторы я использовал плёночные на напряжение 400 Вольт.
↑ Описание организации питания
Описание схемы начну с основного – блока питания, а точнее трёх блоков питания.
Главная проблема была найти сетевой трансформатор нагрузочной способностью не менее 0,38 А при напряжении 300-350 В на вторичных обмотках.
Решением стало закупить на местном радиорынке трёх трансформаторов ТАН-55 и включить вторичные обмотки последовательно.
Выводы ТАН-55
На фото также виден понижающий трансформатор 220/12В нагрузочной способностью 1А, который был введён в конструкцию позже, при разработке управления и подсветки.
Выпрямитель-фильтр я использовал двухуровневый.
На первой ступени фильтр на полевом транзисторе, или электронный дроссель (кому как удобнее) предложенный Loki и TANk, а на второй обычный П-фильтр (ёмкость + дроссель + ёмкость). Меди не жалел, поэтому и использовал пару дросселей Д47.
По выходу стоит делитель, чтобы снять напряжения порядка 40-60В и подать на среднюю точку накала для закрытия паразитного диода накал-сетка у лампы.
Блок питания выполнен на отдельной плате моноблоком с элементами двухступенчатого фильтра и выпрямителем смещения ламп 6П3С.
В анодном питании использовал диоды ультрафасты UF5408, а в смещении шотки BYV26C. Для удобства регулировки подстроечные резисторы установил у верхнего края платы. На каждый канал усиления своя плата питания.
Радиатор на транзисторе IRF740 типа «ёж» 54x32x25мм. При тестах на максимальную мощность усилителя нагревался до 37-39 градусов.
Входные электролитические ёмкости обязательно на 450В. Если использовать на 400 В и запустить без нагрузки однозначно будет «розочка». Плёночные конденсаторы взял с запасом, на 630 В.
Для питания корректора винила
использовал одну общую ступень с фильтром на полевом транзисторе и параллельную цепочку П-фильтра.
Токопотребление анода лампы 6Н2П менее 10мА, поэтому решил не делать на каждый канал отдельный фильтр на полевом транзисторе.
Накал ламп корректора винила запитан постоянным током с использованием всё этого же П-фильтра, что было не моей максималистической прихотью, а необходимостью. Фон в цепи накала удалось победить лишь введением дросселя (который намотал собственноручно проводом 0,35 на железе от дросселя Д232) в цепь.
Блок питания корректора винила
выполнен на отдельной плате.
Выпрямитель накала решил совместить на плате со схемой дистанционного управления и второго плеча П-фильтра высокого напряжения.
↑ Настройки баланса плеч и анодного тока выходных каскадов
Как я уже говорил, усилитель собран по схеме Нобу Шишидо, которую многие не один раз видели, а может и слышали. Остановиться я хочу на настройки баланса плеч и анодного тока выходных каскадов.
Из-за того что плечи фазоинвертора разбалансированы, нагрузочные резисторы R34 и R35 имеют разные номиналы – 24К и 27К соответственно.
Для выведения симметрии необходимо подать на вход усилителя сигнал (в моём случае это 1 кГц с генератора) и через плёночную ёмкость 1 мкФ 400 В промерить тестером уровень напряжения на резисторе R35, после чего разрядить конденсатор и выполнить измерение на R34.
Затем взять добавочные резисторы от 100 Ом до 3 кОм и включать их последовательно резистору R34 каждый раз замеряя значения напряжения, предварительно разряжая конденсатор. На моей плате резистор R34 составной для удобства настройки.
Далее необходимо выставить анодные токи каждой лампы 6П3С, для этого, регулируя напряжение построечными резисторами на платах питания, добиваемся падения напряжения на катодных резисторах +0,05В.
Ламповый усилитель. Доработка готовой платы и изменение схемы.
Здравствуйте, уважаемые! Ниже небольшой рассказ с картинками как я из готовой печатной платы для сборки двухтактного лампового усилителя по схеме Dynaco A-410 сделал усилитель по более «классической» схеме на отечественных лампах 6Н9С и 6П6С. Кому интересно, — прошу под кат. МНОГО КАРТИНОК! Трафик! Итак, досталась мне эта плата просто так, бесплатно (по ссылке точно такая же). Порывшись в Интернете, обнаружил, что у многих эта схема и плата вызывают живой интерес и активное обсуждение. К примеру, здесь Плата
И схема
Схема у многих вызывает вопросы. И сам производитель, в следующих своих моделях, от нее отказался. В хозяйстве нашлись лампы 6П6С и их «военный» аналог 1515, выходные трансформаторы (мотались под другие лампы и пришлось немного адаптировать под эти), силовой трансформатор (тоже слегка «допиленный») и прочие детальки.
Я собрал, наигрался вдоволь с настройками и, не получив заявленных и ожидаемых параметров, решил переделать все кардинально.
Было решено реализовать усилитель по проверенной-перепроверенной схеме.
Но как эту схему посадить на плату, «заточенную» под другую? Внимательно посмотрев, задача оказалась совсем несложной. Достаточно сделать 11 разрывов существующих дорожек и просверлить 8 дополнительных отверстий.
Размещение деталей и перемычек на картинке ниже
Макет показал весьма неплохие результаты.
и было принято решение довести проект до логического завершения. Результат на фото
В цифрах параметры следующие: Абсолютно честные и чистые 8 Вт на 8 Омах при КНИ около 0,8…0,9%. Интермодуляционные на «стандартных» парах частот из СпектраПлюса около 0,45% Обратная связь совсем небольшая, только что бы подровнять каналы по чуйке, около 1,5…1.8 дБ. При 10 Вт на выходе, — КНИ около 3,5% При 10% КНИ, — на выходе около 13 Вт. Фон от сети и его гармоники — не выше -85 дБ, т.е., его нету даже при крутилке до упора.
Звучит чистенько, разборчиво-внятно и «бархатно». Понравился звук и мне и семейной «аудитории».
СпрОсите про головки индикаторов? Они отсюда Есть подобные, перевернутые. https://aliexpress.ru/item/-/4001142663883.html?spm=a2g0s.8937460.0.0.41282e0eEJxHU7&_ga=2.205379472.1630494118.1609262952-985983766.1601124750&_gac=1.124211704.1608363097.Cj0KCQiAw_H-BRD-ARIsALQE_2OQtqHdkDyXidr8Oq2p0SnMVFg7jra3TL8-TPq4T_gSOOM1sPV3YcgaAvrxEALw_wcB
На вопросы отвечу с удовольствием. Всем успехов и добра! Свершений и впечатлений! Здоровья и желаний!
↑ Борьба с фоном
Я предполагал, что фона быть не должно, ведь я выполнил печатную плату по всем правилам разводки земли в ламповых усилителях. Но фон был. Товарищи с нашего форума давали много советов по устранению, но результат был всё тот же.
Решением стала статья «О монтаже сигнальных цепей в ламповом усилителе», которую разместил Игорь Котов несколько лет назад. (Очень советую прочитать и положить в закладки — вам это много нервных клеток убережёт). Выполнил так называемую двойную экранировку межблочного кабеля и фон исчез. Проблемой была наводка в довольно надёжном (как я сам предполагал) кабеле от компьютера к усилителю.
↑ Корректор винила
Усилитель закончил, но мне показалось, что этого слишком мало и посмотрел в сторону своего переделанного проигрывателя виниловых пластинок «Мелодия – 103». Почему бы не взять сигнал напрямую со звукоснимателя, а не снимать его с каменного предусилителя? Так и родилась идея интегрировать в основную плату корректор винила на 6Н2П.
Стерео виниловый корректор решил делать на двойных триодах 6Н2П, так как её звуковые качества мною давно изучены (пускаться в эксперименты не захотелось). Схему выбрал следующую
Подстраивать звучание средних и высоких частот можно конденсаторами C20 (от 1n до 470n) и C21 (от 1000 pF до 3400 pF), перестраивая делитель частоты. Выходной конденсатор (обязательно плёночный, можно аудиофильские типа WIMA MKP10 и т.п.) максимальной ёмкости, но в пределах разумного, я впаял 10 мкФ.
Корректор заработал отлично, но опять прорезался фон, который удалось устранить, запитав лампы постоянным током с использованием П-фильтра. Дроссель мотал проводом 0,35 специально для накала на миниатюрном железе от дросселя Д232. Он получился индуктивностью 0,3H и сопротивлением 2 Ом.
Плата корректора и усилителя объединены, см. приложенный архив.
Отдельно хочется сказать о ламповых панельках и их креплении. Под пальчиковые лампы использовались панельки GZC9-Y-1, под октальные — панельки GZC8-1. Их монтаж провёл со стороны дорожек, для чего на плате все контакты были отзеркалены.
Предварительный ламповый усилитель на двойном триоде
На рис.3 показана схема предварительных каскадов усилителя “АЕХ250”. В них используются два двойных триода ЕСС808. Ламповый усилитель имеет два идентичных входа с раздельными предварительными усилителями на лампе VL1 и регуляторами уровня RP1 и RP2, после которых сигналы смешиваются и усиливаются общим двухкаскадным усилителем на лампе VL2.
Между его каскадами установлены пассивные регуляторы тембра низких (RP3) и высоких (RP4) частот. Каких-либо иных особенностей схема не имеет Для некоторых конденсаторов указано рабочее напряжение, рекомендуемое производителем. Модель голосового усилителя “АЕХ650”, предназначенного для усиления сигналов от 4-х микрофонов, отличается, в основном, построением предварительных каскадов.
При этом в нем имеется раздельная регулировка тембров по низким и высоким частотам для каждого входа. К усилителю можно подключить ревербератор “АКХ200” фирмы BEAG, построенный по принципу магнитной звукозаписи на кольцевую ленту. Данные выходных трансформаторов, подходящих по параметрам для выходного каскада усилителя “АЕХ250”, можно найти в указанной литературе.