Тест ЦАПа Cambridge Audio DacMagic Plus: на все случаи жизни

Внешние ЦАПы выпускаются уже не первый десяток лет, и за это время успел сложиться удивительный «зоопарк», в котором самые новые модели далеко не всегда звучат интереснее предшественников, а экзотические технологии переживают все новые и новые инкарнации. Вот и наш сегодняшний герой интересен тем, что на рынке он появился несколько лет назад, однако уходить на покой, судя по всему, совершенно не собирается.

Надо сказать, разработчики Cambridge Audio вообще не склонны обновлять модельный ряд с пулеметной скоростью. И это правильно — серьезная техника не терпит суеты и спешки. На данный момент в каталоге британской компании, кстати, отметившей недавно 50-летие, представлены два ЦАПа — и DacMagic Plus является в этом тандеме самым продвинутым и многофункциональным.

Внешнее оформление многих «Кэмбриджей» ненавязчиво, однако настолько характерно, что аппараты моментально опознаются без единого взгляда на логотип. Ну а наша небольшая коробочка ко всему прочему щеголяет круглой фирменной накладкой на верхней части корпуса. Правда, диск этот настолько похож на колесико регулировки, что поначалу так и подмывает покрутить его пальцем.

Фронтальная панель DacMagic Plus богата на индикаторные светодиоды, однако, благодаря буквально точечным размерам, ощущение благородного минимализма они не нарушают.

Если же посмотреть на аппарат с тыла, то в силу большого количества мелких надписей и разнокалиберных коннекторов, включая XLR, коробочка ассоциируется не столько с домашним Hi-Fi, сколько с неким профессиональным модулем.

На коммутации имеет смысл остановиться подробнее, поскольку именно в ней и заключается одна из основных фишек DacMagic Plus. Помимо обязательного по нынешним временам порта USB-B, здесь обнаружились целых две пары (оптика + коаксиал) входов S/PDIF, а также аналогичные разъемы для вывода сигналов на внешние цифровые устройства.


Балансные выходы и особенно переключатель Ground Lift намекают на возможность работы в профессиональных сетапах

Аналоговых выходов тоже два: тюльпаны и балансные XLR. На самом деле, второй порт USB тоже имеется, но предназначен он главным образом для подключения внешнего Bluetooth-донгла. В каталоге Cambridge Audio «свисток» называется ВТ100 и у нас в России его можно купить примерно за 4 500 рублей. Не дешево, конечно, зато он понимает протокол aptX, запоминает до восьми связанных устройств и поддерживает фирменную систему апсемплинга. Впрочем, о ней мы поговорим чуть позже.

Не просто ЦАП

По большому счету, DacMagic Plus представляет собой не просто ЦАП, но целый комбайн, включающий предусилитель с коммутируемыми цифровыми входами и усилителем для наушников. Интересно, что каскад с регулировкой громкости у него отключаемый. Достаточно при инициализации нажать на барабанчик уровня громкости — и на выходы будет подаваться линейный сигнал.

Кстати, данный регулятор полностью цифровой, и, чтобы от минимума добраться до максимальной громкости, придется прокрутить его оборота на три. И все это время под пальцами будет ощущаться легковесный пластик. В отличие от остальных элементов конструкции, изготовлен он простовато, однако, не прикасаясь к аппарату, заметить это почти невозможно.

Но вернемся к функционалу, который по сегодняшним временам богат просто на удивление. К примеру, отдельная кнопка отвечает за выбор типа аналоговой фильтрации ЦАПа. Доступны три значения: линейная и минимальная фаза, а также фильтр с повышенной крутизной среза. А если данную кнопочку подержать подольше, включится инверсия глобальной фазы сигнала.

В качестве цифроаналоговых преобразователей в DacMagic Plus используется пара небезызвестных 24-битных двухканальных чипов Wolfson WM8740. Их собственные характеристики: соотношение сигнал/шум 120 дБ при общих искажениях 104 дБ (в одноканальном режиме), поддержка сигналов PCM с частотой семплирования до 192 кГц и, хорошо это или не очень, отсутствие совместимости с форматом DSD.

Сам аппаратик действительно способен работать с асинхронными потоками вплоть до 24 бит/192 кГц, однако нужно иметь в виду две хитрости. Во-первых, по умолчанию его USB-интерфейс работает в режиме версии 1.1 — соответственно, треки высокого разрешения (более 48 кГц) он принимать отказывается. Переключить его несложно, просто нужно не забыть это сделать. Ну а во-вторых, при воспроизведении редких записей в 32 кГц индикатор частоты дискретизации остается выключенным. Но пусть вас это не пугает — все работает, просто светодиодик для данного режима не предусмотрен.

Топ-5 – стационарные USB-ЦАП

Готовим компьютер

Для аудиосистемы идеален тот компьютер, который не шумит вовсе. Если говорить про готовые решения, то лучше ноутбука или ультрабука не найти, особенно если у него вместо традиционного жесткого диска установлен твердотельный накопитель (SSD). Также в почете неттопы (компактные системные блоки с «ноутбучной» электроникой) или так называемые платформы – почти готовые миниатюрные системные блоки-конструкторы, которые нужно дооснащать по желанию. Хорошим примером можно назвать серию NUC от Intel. С полноразмерным системным блоком хлопот больше, поскольку сделать махину по-настоящему бесшумной за полчасика не получится. Требуется комплексный подход к решению данного вопроса. Во-первых, понадобится «тихий» корпус. Это должна быть массивная конструкция с минимальным количеством отверстий и посадочными местами под вентиляторы диаметром не менее 12 сантиметров. Корпус желательно оклеить изнутри специальными материалами для улучшения шумо- и виброизоляционных свойств ящика. Удобнее всего пользоваться самоклеящимися листами битумной резины и вспененного полимера для тюнинга автомобилей. Разумеется, эти доработки не должны мешать нормальной работе электроники и снижать пожаробезопасность конструкции. Во-вторых, нужно использовать максимально тихие компоненты – уже упомянутые SSD, видеокарту с пассивным охлаждением, крупные и тихоходные вентиляторы для процессора и проветривания корпуса. Если этого будет мало, потребуется дополнительно замедлить вентиляторы до минимально возможной скорости. Это делается с помощью блока управления вентиляторами или простых резисторов, подключаемых в разрыв цепи. Совершенно очевидно, что ввязываться в процесс построения тихого системного блока имеет смысл только в том случае, если вам позарез нужна высокая производительность для решения разнообразных задач. Если же выбираете сугубо музыкальный компьютер, то с полноразмерными машинами лучше не связываться. Указанные в статье цены являются ориентировочными. Актуальны на конец декабря 2015
Цена – 49 000 руб.

Производитель называет модель irDAC новой вехой в развитии данного семейства техники. Среди прочего упоминается о наличии пульта дистанционного управления, с которого можно командовать громкостью, выбирать вход и управлять воспроизведением в тех случаях, когда происходит проводное сопряжение с совместимым устройством. Правда, выглядит пульт так, будто куплен в ближайшей палатке у метро за пару сотен рублей. Формально Arcam irDAC «заточен» под продукцию Apple, но фактически нет никаких ограничений для работы с любыми другими гаджетами и компьютерами, благо вход USB тут стандартный, поддержка 24/192 наличествует. Аппарат базируется на TI PCM1796. Это действительно классные чипы, которые могут обеспечивать феноменальное качество звука. Но короля в значительной степени делает свита, то есть «обвязка» микросхем ЦАП, а Arcam irDAC в этом плане похвастать нечем: внутри алюминиевого корпуса находится печатная плата с хорошим, но отнюдь не сенсационным набором сопутствующей электроники и вполне «земными» конденсаторами. Блок питания внешний. Честно говоря, при взгляде на конструкцию возникает недоумение, на каком основании сие устройство оценено почти в 50 000 рублей. Однако во время прослушивания характер эмоций меняется: звучит аппарат чисто, ритмично и детально. Тем не менее, Arcam irDAC все равно переоценен, особенно если учесть отсутствие выхода для наушников и балансного выхода. Коли вы не склонны болезненно реагировать на такого рода нюансы, берите смело, ведь звучит Arcam irDAC действительно живо и сочно. Ну а мы хоть и включили его в пятерку достойных, дальше пятого места не пустили: за такую цену есть варианты и получше.

Плюсы:

компактность, достойные конверторы, энергичный звук, пульт в комплекте.

Минусы:

скромный внешний вид, слишком аскетичный на вид пульт, нет поддержки DSD, нет балансного выхода и выхода на наушники.

Обязательный апсемплинг

Ну а теперь самый важный момент. Независимо от исходных параметров, любой сигнал в DacMagic Plus подвергается апсемплингу до 24 бит/384 кГц. Отвечает за данную операцию сигнальный процессор Analog Devices ADSP-21261. Этот чип, относящийся к третьему поколению высокопроизводительной линейки SHARC, запрограммирован в соответствии с алгоритмами ATF2, разработанными швейцарской компанией Anagram Technologies.


Такой комплект цифровой коммутации в наше время найти практически невозможно

ATF расшифровывается как «Адаптивная Временнáя Фильтрация», а суть данной технологии — в интерполяции огибающей сигнала с применением полиномов. По словам создателей, она работает гораздо корректнее, чем другие способы апсемплинга. Кроме того, процесс предусматривает глубокую буферизацию цифрового потока с целью подавления джиттера. Судя по всему, к возможностям ATF2 в Cambridge Audio относятся действительно очень серьезно, ведь ее отключение в DacMagic Plus не предусмотрено в принципе.

Итак, перед нами достаточно продвинутый ЦАП, к которому, помимо компьютера по USB и мобильных гаджетов по Bluetooth, можно подключить еще два цифровых источника посредством S/PDIF. Таким образом, к примеру, можно интегрировать в сетап плеер SACD, спутниковый ресивер или игровую консоль. Тонкость заключается в том, что DacMagic Plus — аппарат чисто стереофонический, и многоканальные потоки Dolby Digital или DTS он не декодирует. Однако их коммутация проблем не вызывает, так что никто не мешает получить битстрим 5.1 с цифрового выхода и отправить его дальше на ресивер домашнего кинотеатра.

Кстати, интересный момент — перед подачей на выход S/PDIF никакие сигналы апсемплингу не подвергаются, за счет чего аппарат можно использовать как конвертор среды передачи. Например, для подключения к компьютеру какого-нибудь экзотического ЦАПа, не умеющего самостоятельно работать по USB.

ЦАП-усилитель Cambridge Audio Azur DacMagic Plus

Выпущенный более пяти лет тому назад цифроаналоговый конвертор DacMagic компании Cambridge Audio не так давно был заменен на более современный вариант с приставкой Plus. В ней улучшен интерфейс USB, добавлена поддержка модуля Bluetooth и встроен телефонный усилитель с более высокими характеристиками. Эта модернизация и послужила поводом для очередного знакомства.

Новое устройство, как и предшествующее, базируется на паре 24-битовых конверторов Wolfson WM8740, которые, несмотря на солидный возраст, имеют очень высокие характеристики. В остальном «плюсовой» ЦАП значительно превосходит по функциональности обычный DacMagic. Параметры интерфейса USB повышены до спецификаций 2.0 и теперь он поддерживает асинхронный поток аудиоданных с разрядностью до 24 бит/192 кГц. К дополнительному гнезду USB можно подключить Bluetooth-модуль BT100, совместимый с кодеком AptX. За цифровую фильтрацию (по патентованным алгоритмам Anagram Technologies) с тремя переключаемыми режимами отвечает процессор Analog Devices ADSP21261, который производит апсэмплинг входных данных до 24 бит/384 кГц. А появившаяся возможность регулировать уровень на аналоговых выходах – обычных и балансных – превращает эту небольшую коробочку в полнофункциональный цифровой предусилитель, обслуживающий до четырех источников.

Поскольку аналоговый тракт остался без изменений – после ЦАПа сигнал проходит по двойному дифференциальному контуру фильтрации/усиления с парной виртуальной «землей» – я не стал тестировать аппарат с внешним усилителем. О том, как звучит DacMagic с линейного выхода, вы сможете прочитать здесь. Наибольший интерес для меня представлял встроенный телефонный усилитель, совместимый как с низко-, так и с высокоомными наушниками. Так что DacMagic Plus — удачное в плане цены/качества решение «всё в одном» для прослушивания музыки с ноутбука, планшета или смартфона, которые, как правило, высококлассные домашние стереотелефоны нормально раскачать не могут.

Явно ощутима прибавка в динамике, скорости, четкости. Возросла тональная нейтральность. Нет явных перекосов в тональном балансе.

Высокоомные открытые Sennheiser HD-600 стали для DacMagic Plus первым испытанием. Конфигурация: ноутбук, USB, программное проигрывание музыкальных рипов в формате WAV 16/44,1. Результат намного лучше, чем при прослушивании напрямую с телефонного выхода компьютера. Явно ощутима прибавка в динамике, скорости, четкости. Возросла тональная нейтральность. Нет явных перекосов в тональном балансе, хотя самый низкий регистр, как мне показалось, все же немного недоработан. Насторожила лишь передача объёма – голосам, отдельным инструментам иногда не хватало материальности и очерченности в пространстве сцены. Переключением режимов фильтрации я попытался прибавить звучанию телесности, но ни одна из установок желаемого результата не дала, хотя опыт получился интересным: в одном случае слегка усилилась детальность по верху, в другом конвертор выдал несколько более массивный бас.

Но когда я перешел к прослушиванию HD-файлов FLAC 96/192, желаемая телесность проявилась лучше. Полнее оформилась звуковая атмосфера, еще более узнаваемо и точно воспроизвелись все инструменты высшего регистра.

Переключение на стереотелефоны стандартного сопротивления в 50 Ом (малочувствительные закрытые Denon AH-MM400 и высокочувствительные арматурные CLEF TH-ECBA700) оставило двойственные впечатления. Звучание больших наушников оказалось куда мягче и свободнее, чем обычно, а у вкладышей, напротив, еще отчетливее прорезались все канальные высокочастотные резонансы. Но в каждом случае заметно улучшалась микродинамика и не было даже и намека на перегрузку усилительного тракта.

Финальный эксперимент: закрытые изодинамические OPPO PM-3 сопротивлением всего 26 Ом, что ниже рекомендованных для DacMagic Plus. Несмотря на это – результат вне критики. Бас прочистился, верх засверкал многочисленными деталями, а весь диапазон обрел полновесную динамику, сохранив при этом нейтральность. И в середине, что особенно хочется подчеркнуть, не было заметно никакой аппаратной «отсебятины».

Cambridge Audio Azur DacMagic Plus

Производитель Cambridge Audio (Великобритания)

www.cambridgeaudio.com

Входы: 2 х Coax, 2 х TosLink, USB Type A/B, Bluetooth || Выходы: Coax, TosLink, RCA, XLR, Phones 6,3 мм || Напряжение на линейных выходах RCA/XLR: 2,1/4,2 В || Выходное сопротивление: 50 Ом || Воспроизводимый диапазон: 20 — 20 000 Гц при неравномерности +/-0,1 дБ || Искажения: 0,001 % || Отношение сигнал/шум: 112 дБ || Габариты: 52 х 215 х 191мм || Масса: 1,2 кг || Цена: 37990 руб.

КОМПОНЕНТЫ

  • Ноутбук Apple MacBook Air A1465
  • USB-кабель Furutech GT-2 5 м
  • Дистрибьютор питания Supra LoRad MD-06-EU Mk II

поделиться

Tags: Cambridge

Светло и открыто

Не знаю у кого как, но у меня прослушивание аппаратуры с включенным апсемплингом частенько вызывает подсознательное беспокойство. Отличное разрешение на высоких может показаться слегка гипертрофированным, а умеренная динамика еще и сойти за признак неестественной компрессии. Так вот, в нашем случае интерполяция исходного сигнала действительно происходит на редкость корректно и поводов к паранойе не дает.

Другое дело, что сам по себе DacMagic Plus звучит достаточно светло и открыто, особенно на контенте высокого разрешения. О чрезмерной яркости речи не идет, но кристальность его звукового почерка при планировании сетапа нужно обязательно иметь в виду.


Отличный способ сэкономить на подставке для наушников

Что касается музыкального разрешения как такового, то для данного ценового диапазона я бы назвал его весьма достойным. Отсюда логично проистекает добротная проработка музыкальной сцены с хорошей глубиной и правильным позиционированием источников. Правда, инструменты с низкочастотным спектром в общей картине иногда казались несколько уменьшенными по масштабу и значимости. А потому здесь явно к месту окажутся басовитые колонки или в меру темноватые «уши» — они добавят низам основательности, в то время как управляемости и структурированности им и так не занимать.

Кстати, о наушниках. Характер их тракта, в общем, схож с почерком предусилителя в связке с активными мониторами, однако чувствительность и импеданс играют тут роль даже более значительную, чем обычно. С низкоомными «ушами» звук детален и воздушен, а теплота и основательность проявляются в нем ровно в тех пропорциях, которые были предусмотрены их создателями.


К ЦАПу прилагается компактная подставка для вертикальной установки и импульсный блок питания

Для тестирования я, в основном, использовал новые открытые планары Quad ERA-1. При чувствительности в 94 дБ/мВт их импеданс составляет всего 20 Ом. Формально они даже не попадают в рекомендованный диапазон для DacMagic Plus (32–600 Ом), но это не помешало «Эре» отлично отыграть тестовый материал, достойно раскрыв басовую динамику и не позволив сверхтонким деталям на ВЧ смешаться в интерференционной каше.

Да и вообще, по соотношению класса звучания и цены эта новинка приятно удивила. А вот с высокоомными наушниками опыт оказался менее оптимистичным. Драйва в саунде несколько поубавилось, так что к верхнему пределу импеданса лучше не приближаться. С другой стороны, вместе с мягкостью звук обрел легкую, но очень комфортную теплоту. Так что поле для экспериментов тут большое.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]