Тест ЦАПа Schiit Modi 3 и усилителя для наушников Schiit Magni 3: демократы в третьем поколении

Года три назад микрокомпоненты Magni и Modi стали знаковыми моделями, с помощью которых Schiit удалось заработать нешуточную популярность среди широких меломанских масс. Но время идет, конкуренты не дремлют, и вот на свет появилась уже третья редакция этих компактных аппаратиков.

Впрочем, словосочетание «третья редакция» тут не совсем уместно. Действительно, в названиях обоих героев теста имеются тройки, но их родословная не так проста и прямолинейна, как может показаться на первый взгляд. К примеру, ЦАП Modi изначально предлагался в двух вариантах — стандартном и мультибитовом, и по звуку они, как нетрудно догадаться, отличались весьма существенно. Ну а Modi раздвоился во втором поколении: модификация Modi 2 Uber получила дополнительные цифровые порты и внешний источник питания.

Из цифры в аналог с Schiit Modi 3

Продолжением этой превосходной (с немецким акцентом) версии и выступает Modi 3. В его наружном дизайне самым значительным изменением стала замена кнопки селектора входов на небольшой трехпозиционный переключатель. На мой взгляд, и внешнему виду, и внутреннему устройству это пошло только на пользу.

Полированный стальной стержень выглядит аккуратнее нарочито грубо выточенного алюминиевого диска — к тому же он ассоциируется с военной или авиационной техникой конца прошлого века. Думаю, с точки зрения качества пропускания сигнала он тоже, как минимум, не хуже недорогого электронного селектора. Кстати, три светодиодика с фронтальной панели тоже исчезли: тумблер — сам себе прекрасный индикатор.

А вот набор цифровых входов остался прежним. Все та же вездесущая парочка коаксиального и оптического SPDIF плюс неизменный USB 2.0. Впрочем, он сменил разъем: вместо громоздкого, но абсолютно неубиваемого USB B, на задней панели обнаружился компактный, но куда менее физически прочный USB Micro.

По нынешним временам шнуров с этим коннектором у всех навалом (кроме радикальных поклонников техники Apple), однако их надежность и удобство оставляют желать лучшего. Куда логичнее было бы поменять старый добрый тип В на модный и прогрессивный тип С.


Детали из точеного и штампованного алюминия и смотрятся прилично, и высокой точности обработки не требуют


Не каждый день увидишь порты Micro USB на задней панели ЦАПа

Зато рядом с сигнальным USB-портом появился еще один — для подключения внешнего питания. То есть если Modi 2 комплектовался внешним линейным БП с трубчатым коннектором, то теперь выбором пятивольтового USB-источника придется заняться самостоятельно. Однако неплохой шнур питания USB – USB Micro в комплекте поставки все же имеется. Кстати, если качество и энерговооруженность цифрового источника позволяют, наш герой вполне может получать питание и через сигнальный порт.


За исключением операционника OPA1662, наброр чипов остался тем же, что и в Modi 2 Uber

Что касается схемотехники, то, как и его предшественники (за исключением Modi Multibit, понятное дело), аппарат построен на небезызвестном ЦАПе AK4490 от Asahi Kasei Microdevices, а контроллером USB служит низкоджиттерный чип C-Media CM6631А. За активную фильтрацию и аналоговое суммирование отвечает операционный усилитель OPA1662 с обвязкой на прецизионных тонкопленочных резисторах. Последний пункт особенно важен, поскольку, в отличие от ранее использовавшегося Analog Devices AD8616, новый чип производства Texas Instruments может похвастаться существенно меньшим уровнем шума и крайне низкими искажениями (0,00006% на 1 кГц).

Из слабого сигнала в мощный с Schiit Magni 3

Теперь перейдем ко второму братцу — Magni 3. Между прочим, на кровное родство этой парочки однозначно намекают сами названия. Если кто забыл, в скандинавской мифологии имена Моди и Магни носят двое сыновей бога грома, бури и войны — Тора.

Модель Magni 3 стала прямым продолжением модификации Magni 2 Uber, а поскольку в третьем поколении элитной разновидности «Uber» не наблюдается, логично предположить, что Schiit просто решил перенести все бонусные вкусности в основную линейку. И главная из них — выход предварительного усиления, позволяющий подключать к миниатюрной коробочке не только наушники, но и активные мониторы, причем релейная задержка сигнала страхует выходные устройства и сами уши от неприятных помех при включении. В принципе, к коробочке можно подцепить даже мощные оконечники с напольной акустикой, хотя чисто внешне такая инсталляция будет выглядеть довольно эксцентрично.


Сверху на усилитель лучше ничего не класть — греется он изрядно


При таком миниатюрном корпусе тумблеры на задней панели неудобств не вызывают

А теперь главная новость: топология усилительного тракта Magni 3 сильно отличается от таковой у всех его предшественников. По немногословной официальной информации, здесь использована высокоскоростная (видимо, речь идет о скорости нарастания входного напряжения) схема с обратной связью по току, построенная полностью на дискретных элементах. Разработчики без ложной скромности сообщают, что обычно подобные решения встречаются в аппаратуре, которая раз этак в десять дороже.

Судя по паспортным данным, редизайн оказался весьма эффективным. На нагрузке 32 Ом мощность усиления выросла с 1,5 до 2 Вт, а нелинейные искажения при этом уменьшились ровно вдвое и теперь составляют менее 0,001% (20 Гц — 20 кГц, 1 В RMS). В свою очередь, соотношение сигнал/шум подросло со 104 до 108 дБ.


По печатной плате впору изучать основы усилительной схемотехники

Что касается внешности, то тут изменения тоже имеются, пусть и совсем небольшие. Алюминиевый барабанчик регулировки громкости получил менее скругленный край, а его текущее положение теперь определяется не маленьким отверстием, а продолговатой риской. Жаль, что дизайнеры не пошли еще дальше и не подкрасили ее краской — тогда она стала бы еще заметнее.

Заднюю панель перемены не затронули вовсе. На ней расположены две пары «тюльпанов» (вход/выход) и переключатель коэффициента усиления (6/17 дБ). В отличие от ЦАПа, Magni 3 по-прежнему комплектуется увесистым линейным блоком питания на 14 В.

От баса до верхов

Один из первых моментов, однозначно порадовавший и продемонстрировавший превосходство Magni2 над более дешевыми альтернативами, — это контроль басового диапазона. В этом плане наиболее показательными стали наушники Tonino Lamborghini. Обе модели довольно требовательны к возможностям усилителя, и если не хватает мощности или демпинг-фактора, звучание баса становится гулким, не контролируемым. Magni2 продемонстрировал отличный контроль баса даже на сложном контенте, вроде альбома «АМ» группы Arctic Monkeys. С остальными наушниками проблем тоже не возникло, и только на Beyerdynamic DT-770 бас был немного более гулким и смазанным на низких нотах, что, впрочем, не раздражало и воспринималась скорее как специфика звучания данных наушников.

С подбором наушников можно экспериментировать смело, но в разумных пределах

Дальнейшее сравнение с портативными устройствами и штатными выходами для наушников казалось, откровенно говоря, бессмысленным. Комплект был лучше во всех отношениях, но именно ради этого он и создавался — подняться на одну или несколько степеней качества вверх относительно стандартных решений.

Сцена широкая, что свидетельствует о хорошем разделении каналов. Альбом «Riding with the King» не пытался сбиться в кучу внутри головы, наоборот, Эрик Клэптон и Би Би Кинг были расположены где-то в чашках наушников. На записях Enya очень хорошо передавались пространство, атмосфера записи. Разрешение, которое обеспечивал этот комплект, вполне позволяло ощутить аудиофильские преимущества записей Dire Straits, хотя и не вытаскивали наружу абсолютно все детали. Зато динамика была просто отличная! Это хорошо ощущалось на Alex Clare и другой энергичной музыке, в том числе на хард-роке и не сложном металле. Очень хорошо звучала танцевальная и поп-музыка, особенно энергичные и яркие вещи (вроде альбомов Sia), а хиты Майкла Джексона продемонстрировали какую-то запредельную артикулированность вокала и четкость ритма — даже не думал, что эти качества могут ощущаться избыточными.

Большой и качественный звук от этой пары ожидать сложно, поэтому мелкий Schiit удивляет особенно сильно

В целом комплект рисует звуковую картину характерными для американской звуковой школы крупными мазками, при этом очень ритмично, рельефно, отчего любая запись, даже невысокого качества, кажется очень выразительной. При прослушивании низкокачественных мастерингов результат весьма порадовал. Компрессию слышно, понятно, что детальность записи невысока, но музыкальная часть от этого страдает минимально. Любой по качеству контент, даже МР3, слушать можно без дискомфорта. Внимание фокусируется не на дефектах, а на художественной составляющей. Это свойство весьма актуально, ведь с компьютера мы воспроизводим не только Hi-Res записи, но также слушаем интернет-радио и потоковые сервисы, которые не могут похвастаться высоким битрейтом. Да и музыкальные видео на YouTube никто не отменял.

Чистота эксперимента

Для тестирования я, в основном, использовал открытые магнепланарные наушники Audeze LCD-2 Classic (70 Ом, 101 дБ/Вт/м), периодически меняя их на куда более высокоомные Sennheiser HD 650 (300 Ом, 103 дБ/Вт/м). Кстати, на данном импедансе Magni 3 выдает 0,43 Вт против 0,32 Вт у Magni 2 Uber. Забегая вперед, скажу, что такая прибавка оказалась совсем не лишней и внесла в саунд хороший запас респектабельной основательности.


Межблочники понадобятся экстремально короткие

Что касается входного сигнала, то, традиционно для Schiit, ЦАП Modi 3 не поддерживает DSD, но зато и по USB, и по коаксиалу с оптикой принимает PCM вплоть до 24 бит/192 кГц.

Для чистоты эксперимента я на время разлучил нашу парочку, прослушав Modi 3 с другим усилителем, а Magni 3 с другим ЦАПом. Однако никаких несоответствий в характерах саунда предсказуемо не обнаружилось — компоненты явно создавались именно в расчете на гармоничную совместную работу.

Саунд легок и прозрачен

Установленный в Modi 3 конвертор AK4490 занимает вторую по старшинству позицию в аудиофильской серии Verita, которая может похвастаться модифицированным механизмом дельта-сигма модуляции, значительно снижающим уровень высокочастотных шумов квантования. Для тонкого тюнинга саунда в чипе предусмотрено пять режимов цифровой фильтрации, и на каком из них остановились инженеры Schiit, можно только гадать. Если для Magni 2 Uber, как мне показалось, был выбран нейтральный и объемный Slow Roll-off, то рискну предположить, что здесь вполне вероятен переход на Short Delay Sharp Roll-off. Во всяком случае, свойственный ему легкий акцент на басах ощущается.

Если же говорить о звучании комплекта в целом, то оно производит очень позитивное впечатление. Данное ощущение складывается из нескольких составляющих. Во-первых, саунд легок и прозрачен (что говорит о действительно низком уровне искажений), причем такой характер прослеживается на наушниках практически с любым импедансом, за что отдельное спасибо очень низкому выходному сопротивлению Magni 3 (<0,3 Ом не зависимо от коэффициента усиления).

Помимо прозрачности, стоит отметить пластичность и рельеф вокального диапазона — вот уж не думал, что придется рассуждать о таких тонких материях в тесте аппаратиков по 12 000 рублей! Тем не менее, эта парочка действительно выдает весьма достойный, можно даже сказать, породистый звук.

Впрочем, пуристов в нем наверняка насторожит легкая подчеркнутость басов и верхних частот. Однако их акцентированность настолько тонка, что подавляющим большинством потенциальных владельцев она будет воспринята просто как живое, детальное воспроизведение. Хотя бы в силу того, что далеко не все решатся покупать наушники, по цене раза в три превосходящие усилительный тракт. А более бюджетные решения неизбежно станут бутылочным горлышком — комплект действительно играет куда дороже, чем стоит. Причем если сравнивать с предыдущим поколением, разрыв этот однозначно увеличился.

Без лишней жести

Источником цифрового потока для тестирования послужили ноутбук MacBook Pro и смартфон Huawei P10. В первом случае использовался плеер Amarra Symphony, во втором — USB Audio Player Pro. На выход подключался ламповый одноклассник Modi под названием Vali 2, а также несколько транзисторных усилителей разного класса.

Как звучат дельта-сигма инкарнации Modi я помню неплохо, потому не могу не констатировать — по саунду это действительно два совершенно разных аппарата. В первую очередь обращаешь внимание на раскрывшееся пространство и впечатляющую микродинамику.

В хорошо записанной симфонической музыке сразу чувствуются воздух и полет, то есть именно те свойства, от недостатка которых в первую очередь и страдают любители классики с бюджетными системами.

Разрешение на высоких частотах подросло изрядно, причем если в паре с Vali 2 борьба за чистоту и естественность верхов вылилась у меня в долгие эксперименты с кабелями и наушниками, то на твердотельной аппаратуре достаточно высокого класса все оказалось совершенно по-другому. Звучание ударной и духовой меди сияло и искрилось прямо как сами инструменты на фотографиях, а смычковые совершенно не пытались слиться в однородную массу. Вместе с тем в саунде не было ни капли лишней жесткости.

Басы оказались не перекормленными, но достаточно глубокими, подвижными, с хорошо проработанной структурой. Такая подача иногда не пробирает любителей клубных низов, но это особая каста — они и на басистых трактах без коррекции не всегда обходятся.

Для эксперимента по отработке сложного вокала я поставил «Волшебную флейту» Моцарта с Дианой Дамрау — одним из самых высоких колоратурных сопрано в мире. Первые ощущения — глубина, прозрачность и звонкость, причем последний эпитет в самом хорошем смысле этого слова. Если сравнивать характер подачи с топовым ЦАПом Yggdrasil, то тембральная структура голоса была, пожалуй, немного упрощена, хотя почти так же рельефна. То же можно сказать и о микродинамике: если за точку отсчета взять не братцев Modi, а более дорогие мультибитники Schiit, в саунде имеет место легкая округленность и плавность, дающие ощущение чуть ли не ламповой пластичности.

То есть получается некий парадокс: если усилитель Vali 2 для ламповой конструкции играет неожиданно быстро и собрано, то его напарник Modi Multibit подает саунд немного менее формально, без принципиальной педантичности верхних моделей ЦАПов.


Выключатель как всегда сзади, но в данном случае никакой проблемы в этом нет

Что же касается итогового звучания данной парочки, то оно будет определяться главным образом именно характерными чертами Vali 2. По той простой причине, что Modi Multibit здесь однозначно более сильное звено. И говоря о пластичности, я намекаю не на ватные верха, а на тот факт, что его характер чуть более мягок, если хотите, более человечен, чем у прецизионных инструментов под названиями Yggdrasil и Bifrost Multibit.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]