Тест предусилителя/усилителя/ЦАПа для наушников Schiit Jotunheim: коренастый крепыш из страны великанов


Ставка на нужную карту

Если быть совсем точным, то усилителей с интегрированными ЦАПами в текущей линейке Schiit целых три, но два из них — Fulla и Fulla 2 относятся к самому начальному уровню. Между тем Jotunheim (в русской транскрипции Йотунхейм) — аппарат солидный, построенный по полностью балансной топологии. Кстати, название его как обычно заимствовано из древне-скандинавского эпоса. Так называлась страна мифических великанов етунов, в которой помимо гигантов водились ведьмы и тролли женского рода — эдакие твердокаменные амазонки. Собственно, у меня небольшой, но весьма увесистый металлический кирпичик ассоциируется именно с троллями — могучими, но далеко не баскетбольного телосложения обитателями древних подземелий.


Йотунхейм был местечком довольно суровым

Что же касается внутренней сущности аппарата, то перед нами комбинация предусилителя и усилителя для наушников, предполагающая необязательное аппаратное расширение путем установки дополнительной платы. На фирменном сайте Jotunheim назван «конфигурируемым усилителем», что, на мой взгляд, не совсем точно: имеющийся аналоговый тракт никакой «конфигурации» не поддается, разве что коэффициент усиления переключается с 2 на 8 и обратно.

А вот расширить его функционал действительно можно, причем двумя абсолютно разными способами. Одна из доступных плат расширения представляет собой фонокорректор для виниловой вертушки с ММ-картриджем, а вторая — ЦАП со входом USB. Именно такой вариант и попал ко мне на тестирование.

Честный подход

Пользуясь случаем, я сравнил комплект Magni 2 и Modi 2 с ближайшими моделями из фирменной линейки. Разница с Fulla 2 была весьма очевидной. И по контролю сложных наушников, и по общим показателям качества (разрешение, ширина диапазона и динамические характеристики) Magni 2 и Modi 2 были явно лучше. Что же, результат вполне ожидаемый. Куда менее значимую разницу я ожидал от замены Modi 2 на Modi 2 Uber, но и здесь она определенно дала о себе знать. Детальность подросла, звук стал более сфокусированным, четким и объемным. Шаг вперед оказался более чем существенным, чтобы считать разницу в цене оправданной. Жаль, Magni 2 Uber под рукой не оказалось. Было бы интересно сравнить.

А закончить хочется слоганом: выбирайте качественные наушники!

В целом же эксперимент показал, что позиционирование продукции в линейке у Schiit Audio весьма честное, а в стоимости устройств действительно оправдан каждый рубль.

Модули полезные, но опасные

Итак, перед нами не ЦАП с усилителем, а именно усилитель с расширяемым функционалом. Концепция интересная и, казалось бы, практичная, однако имеется странный парадокс. Какими бы перспективными и удобными ни казались модульные устройства, на реальном рынке они выживают крайне редко, чтобы не сказать почти никогда. Достаточно вспомнить попытки Samsung выпускать телевизоры с заменяемым процессорным модулем и внешним блоком коммутации.


Типичная среда обитания

Так происходит, поскольку до разработчиков очень быстро доходит, что сделать удачный блочный аппарат, а затем выпускать к нему дельные апгрейд-модули по осмысленной цене — отличный способ не только порадовать покупателей, но и загнать свой бизнес в могилу. Одним словом, звериный оскал капитализма во всей своей красе.

С другой стороны, Джейсон Стоддард и Майк Моффат из Schiit на рыночных дилетантов ну совсем не похожи, так почему же и они решились сыграть в эту рискованную игру? Короткая версия ответа — их апгрейд-комплекты почти не создают внутренней конкуренции в модельной линейке, скорее наоборот, помогают продажам.

Ну а к разговору о том, как им удалось добиться такого нетривиального результата, мы вернемся в финале нашего тестирования.

До тумблеров знакомый образ

Описывать внешность аппаратуры Schiit занятие не сложное, но слегка однообразное. От модели к модели дизайн практически не меняется: фронтальная и верхняя панели выполнены из алюминия нарочито грубой шлифовки, остальные стенки из стального листа, а барабанчик регулятора явно выточен на токарном станке из целиковой алюминиевой заготовки. Отдельная тема — переключатели. Вне зависимости от ценовой категории, во всех аппаратах применяются одинаковые миниатюрные тумблеры исключительно высокого качества.

Фасад Jotunheim украшают два «ушных» порта — для 6,3-мм джека и для четырехконтактного балансного XLR. На задней панели обнаружилось массивное гнездо на 220 В, то есть блок питания у Jotunheim внутренний. Немного забегая вперед скажу, что он линейный, укомплектован солидным трансформатором на П-образном наборном сердечнике. Выключатель питания тоже сзади. Дотянуться до него в принципе не сложно, но как и в случае топового ЦАПа Yggdrasil, разработчики рекомендуют попросту никогда его не выключать.


Силовой шнур безымянный, но его толщина и добротность приятно удивили

Здесь же плотно упакованы XLR- и RCA-разъемы линейных входов и выходов, а рядом с ними пробито прямоугольное окошко, из которого выглядывает (в нашем случае) смонтированный на плате расширения разъем USB-B. На его месте могли бы быть «тюльпаны» фонокорректора или просто металлическая заглушка. Кстати, в последнем случае аппарат обошелся бы на 10 000 рублей дешевле.

Секретный центр вращения

Итак, обе доступные на данный момент платы расширения стоят по 10 000 рублей и конструктивно не могут нести больше одного-двух небольших разъемов. Если посмотреть на фото самой платы, то станет очевидно, что и для внутренних компонентов места на ней не слишком много. То есть невиданной широты возможностей и многогранного функционала от сменных карточек ждать однозначно не стоит. И правда, фонокорректор рассчитан только на MM-картриджи, а к ЦАПу не получится подключиться по S/PDIF.


Трансформатор могуч и увесист, суммарная емкость электролитов в блоке питания более 70 000 мкФ

Однако компонентный состав дополнительных модулей ущербным никак не назовешь. ЦАП построен по полностью балансной схеме на двух чипах AK4490EQ от Asahi Kasei Microdevices с пассивным выходным фильтром и асинхронным USB-контроллером С-Media CM6631A на входе. Фонокорректор тоже балансный, на малошумящих операционниках AD8599. Коэффициент его усиления 47 дБ, точность соблюдения RIAA-кривой ± 0,25 дБ на участке 20 Гц − 20 кГц.


Миниатюрная сменная платка. Но на высококлассных ЦАПах в балансном включении

Что касается схемотехники самого усилителя, то он представляет собой полностью сбалансированную дифференциальную схему с токовой обратной связью, построенную на дискретных элементах по фирменной топологии Pivot Point. Известно о ней по большому счету лишь то, что Джейсону Стоддарду не сразу удалось убедить в ее жизнеспособности даже собственную команду, и что технические подробности о ней держатся в большом секрете.


Фонокорректор на виниловодов-маньяков явно не рассчитан, но для осознанного вникания в пластиночную тему подойдет отлично

Так что широкой общественности остается довольствоваться лишь характеристиками выходных сигналов, которые, надо сказать, впечатляют. При балансном подключении на 32-омные наушники выдается 5 Ватт мощности, которые, правда, в несимметричном варианте превращаются в 1,5 Ватта. Нелинейные искажения в рабочей полосе частот не превышают 0,001%.

Только для компьютера

В USB-ЦАПе все начинается с USB-приемника. Эта деталь, по мнению некоторых экспертов, весьма существенно влияет на качество звучания в целом. В модели Modi 2 используется чип CM6631 от C-Media. У большинства людей, знакомых с компьютерами, этот производитель ассоциируется скорее с бюджетными звуковыми картами, но Schiit на то и Schiit, чтобы удивлять нетрадиционными, но неизменно эффективными решениями. Конкретно этот чип — далеко не самый бюджетный, и выбран он был исключительно по характеристикам и качеству работы без оглядки на происхождение.

Редкостный минимализм. Но все логично: питание от USB компьютера не требует выключателя

Рядом с USB-портом на корпусе устройства имеется переключатель с обозначениями S и E — «Стандартный» и «Экспертный» режимы. В переводе на язык цифр, переключатель дает выбор между подключением с разрешением аудиопотока до 24 бит/96 кГц для работы без драйверов с любым, включая мобильные, устройством, или же с дискретностью до 24 бит/192 кГц, но с необходимостью установки драйверов. Впрочем, последнее касается исключительно Windows. Остальные пользователи Mac и Linux могут не забивать этим голову, ведь в этих ОС ЦАП определяется безо всяких драйверов в любом режиме.

Загадочный переключатель около USB порта позволяет подключиться к Windows без драйверов

После USB-приемника в сигнальном тракте следует конвертер AKM AK4490 японского производителя Asahi Kasei. А на выходе нас ждет еще более понятная любителям классического аудио микросхема операционного усилителя AD8616 от Analog Devices, прецизионные тонкопленочные резисторы и пленочные конденсаторы (никаких электролитов в сигнальной цепи). Эта часть вполне соответствует канонам Hi-Fi. Да и корпуса устройств это, по сути, маленький такой настольный Hi-Fi. Они ощутимо тяжелые, массивные. Производители явно не пожалели металла, и даже ручка громкости алюминиевая, а не пластиковая.

USB-преобразователь C-Media дает качественный звук, если правильно его подготовить

Если почитать спецификации, основные отличия между Modi 2 и Modi 2 Uber сводятся к наличию у последнего оптического и коаксиального входов. При этом разница в цене довольно заметна: версия Uber в полтора раза дороже, и если вы не собираетесь использовать SPDIF входы, вырисовывается приличная экономия.

Но если присмотреться внимательнее, можно увидеть один немаловажный факт: у Modi 2 питание осуществляется от USB кабеля, а у Modi 2 Uber — от внешнего линейного блока питания. Этот факт я предлагаю пока просто запомнить. Мы же тем временем перейдем к усилителю.

Сила правильного питания

Тестирование Jotunheim я начал в режиме чистого усиления, подключив его по балансным входам к ЦАПу Asus Essence One MKII Muses Edition. Наушников использовалось две пары: 150-омные Sennheiser HD 700 и планарные 32-омные OPPO PM-2 с родным комплектом балансного и небалансного шнуров.

Играет аппарат мощно и основательно — аналогии с великанами у его создателей возникли явно не на пустом месте. Однако при внушительной энергетике басов, неуправляемой свободы от этого усилителя они не дождутся. Особенно отчетливо филигранный контроль НЧ проявился на OPPO PM-2. При отменной микродинамике, эти уши склонны немного смещать тональный баланс к низам, однако в паре с Jotunheim в звуке не было ни грамма лишней тяжести или инертности. Так что контрабас Крисчена Макбрайда звучал просто роскошно.


Торжество настоящего металла. Пластик в аппаратах Schiit можно найти лишь там, где он нужен для изоляции

К детальности высоких претензий тоже не было, по крайней мере в рамках своего ценового диапазона их чистота и прозрачность саунда весьма впечатлили. Небалансные HD 700 с импедансом 150 Ом раскачиваются легко и уверенно, даже тумблер усиления в верхнюю позицию перекидывать не пришлось. Кстати, «семисотые», с их манерой не обходить вниманием даже малейшие нюансы в звучании струнных и ударной меди, все же дали понять, что разрешение по верхам у аппарата не беспредельно. Но еще раз повторюсь, заплатив 40 000 рублей, жаловаться на подобное несовершенство просто грешно.

Чтобы ощутить мощь, точность и потенциал одним махом, ставлю «Кармину Бурану» Карла Орфа в записи Deutsche Grammophon. Большой симфонический оркестр и два хора одновременно — испытание не из легких, но Jotunheim справляется. Даже с динамикой полный порядок, за что отдельное спасибо внушительному блоку питания.

Подбор инструментов

Для тестирования использовался довольно широкий парк наушников. С собой у меня были басовитые «затычки» Tonino Lamborghini Quantum HL-01 с двойным динамиком и накладные наушники Tonino Lamborghini Spectrum One SE Studio, обладающие, в отличие от серийной версии, хорошо сбалансированной АЧХ. В шоуруме Schiit Audio меня ждали Beyerdynamic DT-770, Sennheiser HD700, а также OPPO PM-1 и PM-3. Не ко всякому High End удается подступиться с таким арсеналом, но тут, как видите, повезло. И это, кстати, вполне оправдано. Чтобы понять, насколько плоха или хороша система такого класса, лучше всего взять несколько наушников совершенно разной стоимости. Так пределы возможностей компонентов становятся наиболее очевидны.

Большое количество разных наушников повышает объективность оценки

Начнем сразу с выводов. С внутриканальными, недорогими накладными или полноразмерными наушниками комплект справляется хорошо и дает заметно более качественный звук, чем давали те же самые стереотелефоны со смартфоном, ноутбуком или компьютером. Класс качества наушников имеет смысл повышать примерно до уровня ОРРО РМ-3. Звучанием ОРРО PM-1 или Sennheiser HD700 вы удовлетворитесь только в том случае, если раньше не приходилось слушать эти модели в более дорогой системе.

Как вам такой аудио-натюрморт? По-моему, симпатично!

В процессе тестирования я, так или иначе, использовал весь арсенал, а для повседневной эксплуатации Magni 2 и Modi 2 оптимальным решением будут наушники, стоимость которых сравнима или чуть превышает стоимость комплекта. При этом важно, что усилитель очень уверенно справляется с совершенно различными моделями, поэтому выбор будет довольно широк.

Проблемой может стать поиск кабелей, ведь даже короткие провода для этих малышей избыточны

Еще один специфический момент, который хотелось бы обозначить с самого начала — выбор USB кабеля. В моем распоряжении было две версии USB-кабеля SOtM Audio с медными и серебряными жилами. Они, конечно, несколько дороговаты для такой системы, но интересно было установить реакцию ЦАП на замену кабелей. Оказалось очень заметно. Медь чуть упрощала звук и делала гулким звучание контрабаса, на серебряных жилах гулкость практически исчезала, и детальность была заметно выше. Поэтому хочу обратить особое внимание на этот факт. Смена кабеля может быть средством повышения качества звучания или изменения его характера.

Нетипичная цифра

Далее подключаю цифровой источник (MacBook Pro с плеером Amarra Symphony) непосредственно к входу платы ЦАПа. Двухканальные преобразователи AK4490EQ трудятся тут в паре, так что сквозной балансный тракт по-прежнему сохраняется. Напомню, что эти дельта-сигма ЦАПы занимают вторую сверху позицию в элитной серии Verita, разработанной AKM специально для звуковой аппаратуры высокого класса. Чипы интересны собственным соотношением сигнал/шум 120 дБ, а также поддержкой потоков PCM до 768 кГц и DSD до 11,2 МГц. В данной конкретной реализации уровень шума составляет –106 дБ, стримминг PCM ограничен 192 кГц, а нативное воспроизведение DSD техника Schiit не поддерживает по идейным соображениям, которые мы уже не раз обсуждали.

Может, на фоне продвинутых фирменных мультибитных решений вроде Gungnir данная конфигурация и не кажется чем-то сверхъестественным, но для небольшой сменной платки она и смотрится, и звучит достаточно солидно. Хотя до космической детализации и образцовой нейтральности старших моделей системе, конечно, далековато. Мне, кстати, кажется, что если бы Джейсон Стоддард предпочел использовать здесь чипы Sabre, то по формальным признакам звук получился бы ближе к лидерам. Но задумка, видимо, была другая — не привнести остроту и сверхдетальность, которые в исполнении дельта-сигма преобразователей все равно звучат совсем не так, как предпочитает слышать Джейсон, но наоборот, сделать саунд более слитным и пластичным.


Топология задней панели продумана до каждого миллиметра

В пользу такой версии говорят и две чисто декоративные детали. Во-первых, сквозь вентиляционную решетку на верхней панели заметно теплое желтое свечение, которое запросто можно принять за отсвет накальных нитей радиоламп. А во-вторых, при включении аппарата звук появляется не сразу, а с 20-секундной задержкой. То есть разработчики от души потрудились над созданием лампового образа для этого полностью твердотельного аппарата.


Нет, это не лампы, а светящиеся полупроводниковые стабилизаторы. Но мы-то намек поняли

Однако искусственно обогащать звук четными гармониками, слава богу, не стали. Кстати, для любителей настоящего лампового саунда у Schiit в той же весовой категории имеется весьма интересный Lyr 2. Ну а наш ЦАП в итоге заиграл достаточно детально, но комфортно и без агрессии. Звуковые образы четкие, их позиционирование в сцене считывается без проблем. Кстати, при подключении наушников по балансному входу ее объем и прозрачность пусть не драматически, но вполне ощутимо возрастают. Басы достаточно динамичны и управляемы, и в общем все вроде бы неплохо, но… С серьезным внешним ЦАПом усилительный тракт Jotunheim звучал на класс выше практически по всем показателям.

Выводы

Подытоживая обзор этого универсального компонента, следует отметить гибкость концепции Sсhiit Jotunheim. Он может нормально поработать предварительным усилителем и хорошо прокачать (как по классическому, так и по балансному выходу) тяжелые наушники. Чтобы обеспечить полную функциональность для хайрезов и DSD, я бы все-таки рекомендовал внешний источник, подключенный по аналоговому входу. Мультибитный модуль ЦАПа — не совсем моя чашка чаю, но он наверняка понравится любителям ностальгического саунда, разочарованных ярким звуком современных компонентов. А если и не понравится, то AD5547 можно заменить более нейтральной платой с AK4490, либо сэкономить и не ставить конвертер вовсе.

Достоинства: интересная подача мультибитного ЦАПа на наушниках, нейтральный характер в тракте аналогового усиления

Недостатки: секцию USB-ЦАПа нельзя считать универсальной, отдельные нюансы эргономики

Официальный сайт: Sсhiit Jotunheim Multibit

Цена: 59 000 рублей

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]