Kandy K2 BT: Roksan разминает мускулы. Обзор WHAT HI-FI, июнь, 2014


⚪ Roksan — Бритва О́ккама в аудио

Мне очень понравилось интервью с техническим директором Roksan, опубликованное в журнале “Салон AudioVideo” в 2006 году: БРИТАНСКАЯ КОМПАНИЯ ROKSAN БЫЛА ОСНОВАНА ВЕСНОЙ 1985, И ПЕРВЫЙ ЖЕ ПРОДУКТ, ВИНИЛОВЫЙ ПРОИГРЫВАТЕЛЬ XERXES, ПРИНЕС ЕЙ УСПЕХ. ЗАТЕМ ПОЯВЛЯЮТСЯ ЗВУКОСНИМАТЕЛИ, ФОНОКОР-РЕКТОРЫ, АКУСТИКА И ИНТЕГРАЛЬНЫЕ УСИЛИТЕЛИ, А ЧУТЬ ПОЗЖЕ — И CD-КОМПОНЕНТЫ. ROKSAN ВСЕГДА ОТЛИЧАЛАСЬ НЕ ТОЛЬКО УРОВНЕМ ТЕХНИКИ, КОТОРАЯ ВСЕГДА БЫЛА БЛИЖЕ К HIGH END, ЧЕМ К ENTRY LEVEL, НО И СОБСТВЕННОЙ ФИЛОСОФИЕЙ. О НЕЙ РАССКАЖЕТ ТУРАДЖ МОГАДДАМ, ТЕХНИЧЕСКИЙ ДИРЕКТОР КОМПАНИИ. МНЕ, КСТАТИ, ВОПРОСЫ ЗАДАВАТЬ ПОЧТИ НЕ ПРИШЛОСЬ — НАСТОЛЬКО ТЕМПЕРАМЕНТНЫМ ОКАЗАЛСЯ СОБЕСЕДНИК. — Да, у меня собственное понимание, что такое Hi-Fi. Я давно обратил внимание, что запись — будь то винил, CD или телевизионная трансляция — никогда не заставляет так сопереживать, как живое исполнение, независимо от класса техники. И наоборот: где бы мы ни слушали любимую группу живьем — на стадионе, в концерном зале или уютном кафе, никогда не спутаем ее с другой. Несмотря на то, что звук в каждом случае будет совершенно другой, вы узнаете манеру игры каждого музыканта. Стало быть, возникает какая-то связь между исполнителем и слушателем. Можно сделать CD-плеер с колоссальным разрешением, малыми шумами и искажениями, широким динамическим диапазоном, но он не даст этого ощущения. Все 20 лет своего существования Roksan придерживается главного принципа: не жертвовать исполнением ради звука, стараться, чтобы людям хотелось слушать нашу технику. Когда мы первый раз продемонстрировали CD-транспорт Rok-DPl, почти все обозреватели написали: без сомнений, его создали специалисты по винилу. Уж слишком аналоговый у него был звук, несмотря на абсолютно разный принцип воспроизведения. — Как вы этого добились?

— Да в том-то и дело, что специально не добивались. Звучание Xerxes очень близко к музыке, и при проектировании транспорта мы тоже хотели приблизиться к ней насколько возможно. Не хочу сказать, что наш CD-проигрыватель лучше винилового, это не так. При всех своих достоинствах — малые шумы, удобство управления и т.д. — он никогда не даст такого же ощущения музыки. Прототип любого аппарата, который должен пойти в серию, я приношу к себе домой и слушаю. Если аудиосистема воспроизводит не звук, а музыку, то каким бы усталым, раздраженным или расстроенным я ни пришел с работы, любимый диск снимет все проблемы. Добиться такого эффекта — главное для Roksan. Взять, к примеру, звукосниматели. За 20 лет я переслушал их огромное количество и опять скажу, что далеко не всегда рекордные паспортные показатели сочетаются с музыкальностью. Меня часто спрашивают, почему усилитель Kandy дешевле, чем Caspian, ведь он мощнее. Я отвечаю: послушай, и сам поймешь. Caspian при меньшей мощности звучит более убедительно, поскольку лучше контролирует нагрузку, у него очень малые искажения и на 1, и 20 Ом. Для нас шаг вверх — не улучшение характеристик, а если слушатель получает больше удовольствия. Помню, когда мы выпустили свой первый усилитель, один из аудиообозревателей поинтересовался, что мы сделали, чтобы он звучал не так, как другие. А мы просто поставили другие вопросы.
— Какие же вопросы надо поставить при проектировании усилителя?
— Нужно просто спросить: что такое усилитель по своей сути. Это ведь не прибор, увеличивающий амплитуду и мощность поданного на вход сигнала, как считают многие. На самом деле это фотокопировальная машина. Она анализирует входной сигнал, модулирует источник питания, а он уже создает увеличенную копию на выходе. Из этого вытекает понимание трех вещей. Первое: насколько хорошо схема чувствует входной сигнал, четко ли она его видит. Второе: правильно ли выходной каскад взаимодействует с источником питания, и третье — насколько хорош сам источник питания, сразу ли он откликается на команды выходного каскада. Точная копия на выходе получится лишь в том случае, если блок питания имеет такое же быстродействие, как и весь тракт. Если вы понимаете эти вещи, конкретные методы реализации уже не имеют значения. Я делал Xerxes три года, и именно этот проигрыватель научил меня задавать правильные вопросы.
— Но ведь CD-плееры устроены совершенно иначе.


— Вы, наверное, уже не помните наш транспорт DPI, вышедший в 1992-м. Он очень понравился Кену Ишивате, который все удивлялся, когда это я научился конструировать CD-плееры. Я говорю: просто умею делать виниловые проигрыватели. Действительно, в CD меняется частота вращения, а линейная скорость остается постоянной, а в LP все наоборот. Оптическая головка не имеет физического контакта с носителем, а игла звукоснимателя должна точно повторять все изгибы канавки. Но все остальное у них общее! Оптическая головка должна обладать малой инерцией, тогда сервосистема сможет быстрее и четче отслеживать трек. Кроме того, при этом снижается импульсное воздействие на блок питания, что очень важно. Если головка тяжелая, то при ее перемещении напряжение питания главного двигателя будет скакать. Это все равно что стучать по виниловой пластинке при ее воспроизведения. И субшасси CD-проигрывателя тоже должно защищать головку от вибраций, а сервопривод, подобно тонарму, перемещать ее точно и плавно. — Но ведь CD-проигрыватель это не только привод, нужно еще перевести цифру в аналог. Тракт даже больше влияет на звучание.
— Перепробовали кучу ЦАПов, пока не получили опытный образец от Crystal Semiconductor. Он звучал настолько хорошо, что мы закупили большую партию, но с условием, что этот чип никому не будет поставляться в течение 5 — 6 месяцев после выхода нашего проигрывателя на рынок. И вот почему: хотя этот ЦАП и относился к типу «дельта-сигма», но на самом деле работал, как bitstream. А это слово в то время было ругательным, его синонимом было soundshit. Такие ЦАПы применяло большинство японских фирм, и их проигрыватели действительно звучали ужасно. Если бы Roksan вышла на рынок с битстримом, провал был бы обеспечен. Поэтому мы пошли на хитрость — дали публике время распробовать звучание проигрывателя, говоря, что в нем применяется новый принцип преобразования «дельта-сигма». И только через год все открылось, но мы уже успели доказать, что и битстрим может звучать, если он грамотно реализован. Здесь нужно спрашивать: что должен делать чип, как ему в этом помочь и какова роль тактового генератора? Группа ученых в Кембридже по нашему заказу анализировала джиттер в различных системах и разрабатывала схемы цифровых фильтров. В CD-Audio до сих пор еще многое не изучено, у формата огромный неиспользованный потенциал. Его проблема отнюдь не в динамическом или частотном диапазоне — вы же наверняка замечали, что прямая трансляция концерта в FM-диапазоне звучит изумительно, а там и компрессия, и верхняя граница 14,5 кГц. Самое слабое место CD-проигрывателей — крайне примитивная система управления лазером, да и алгоритм фокусировки тупой, как у первых видеокамер. В 21-м веке можно придумать что-нибудь получше PLL*, но производители приводов не хотят ничего менять. Сервопривод должен не реагировать на уже произошедшие изменения, а предвидеть их заранее и корректировать на лету. И качество самих дисков тоже ниже всякой критики — отвратительный материал подложки, часто не соблюдается технология при изготовлении глас-матрицы. Но эти вопросы уже не к Roksan…

Kandy K2 BT: Roksan разминает мускулы. Обзор WHAT HI-FI, июнь, 2014

На новый усилитель Kandy K2 возлагается столько надежд, что они наверняка давят тяжким грузом на компанию Roksan. Его предшественник получил Award «Продукт года 2008», затем два езона оставался без наград, а после серьезного снижения цены был удостоен звания «Лучшая покупка 2011 года». Как сделать новую модель еще лучше? Roksan добавила Bluetooth и суффикс «BT» к названию. Разумеется, этим список изменений не ограничивается; компания также поработала над звучанием – в частности, выходная мощность была повышена со 125 до 140 Вт. Вспомнив, что у Naim Nait 5si она составляет всего 60 Вт, вы согласитесь, что для этого сегмента рынка новый усилитель – просто монстр. Внешнее оформление Без изменений осталось внешнее оформление; мнения о нем по-прежнему полярные: нравится вам зеркальная планка на передней панели или нет, выведенный на нее белый текст издалека практически неразличим. Чтобы рассмотреть уровень громкости, нужно подойти вплотную. Та же история с пультом ДУ: кто сказал, что серый текст на серебристом фоне – это хороший вариант? Коллекция входов вызывает более позитивные чувства: в ней шесть линейных (один из них, с пометкой «AV» – для тех, кто хочет встроить усилитель в многоканальную систему; такой шаг мы можем только приветствовать), на MM-фонокорректор и сквозной канал. На задней панели имеется один комплект клемм для АС, а на передней – 3,5-миллиметровый выход на наушники. Повышенная мощность обеспечивает одно из главных достоинств K2 BT – сильное, смелое и весомое звучание, которому подвластны самые существенные перепады динамики. Ему одинаково хорошо удаются как грандиозные оркестровые саундтреки, так и альбомы звезд хэви-метал. Энергичностью он заметно превосходит предыдущую версию Kandy K2: точность фронта и затухания каждой ноты в сочетании с высокой мощностью создает поистине неотразимую стремительность атаки. Стоит отметить также высокую детальность и открытое воспроизведение голосов. Однако не все изменения звукового характера нам кажутся положительными; если отдельные ноты отличаются точностью границ, то звучанию в целом недостает плавности. Из-за некоторых проблем с ритмичностью звуки не так слаженно интегрируются, как следовало бы, а инструменты не создают единого цельного поля. Усилителю Roksan не удается расплести паутину сложных комбинаций, из-за чего они подаются спутанно и неразборчиво. Из-за этого страдает и микродинамика, например в таких моментах, как начало дебютного альбома The ХХ, теряется драматичность, а в саундтреке к фильму «Дорога» ухудшается естественное взаимодействие инструментов. Это очень досадно; если повышение громкости приводит к улучшению динамики и усиливает эмоциональное воздействие музыки, то снижение плавности и утонченности, напротив, уменьшает его. Те же качества присущи усилителю при подключении по Bluetooth; детальность и энергичность немного ниже, но в целом качество беспроводной передачи стабильное. Kandy K2 BT – очень сильная новинка; его мощь, энергичность и умелая передача грандиозных перепадов динамики удивительны для этой ценовой категории. Тем обиднее потеря некоторых фирменных свойств звукового характера.

Roksan Kandy K2, обзор. Журнал «DVD Эксперт»

Утонченный дизайн проигрывателя Roksan Kandy K2 украсит любой интерьер и будет радовать глаз, а великолепный саунд усладит слух.

Сохранить и прочитать потом —

Шествие британской Roksan по мировым просторам началось в 1985 году, а визитной карточкой компании стала легендарная виниловая вертушка Xerxes класса High End. В 2009 году на свет появился замечательный проигрыватель компакт-дисков Roksan Kandy К2, получивший признание многих аудиожурналов. С первого взгляда видно, что над его дизайном поработали специалисты, действительно обладающие незаурядны вкусом, — солидный металлический антивибрационный корпус, толстая лицевая сторона из фрезерованного алюминия, элегантная, закругленная с одной стороны и чуть утопленная панель из зеркального дымчатого пластика. На этой панели находится еле заметная заглушка лотка, правее — шесть небольших хромированных кнопочек управления, а если включить питание, то сквозь нее обозначится симпатичный флуоресцентный дисплей, который не только отображает символы, но и высвечивает красным цветом аббревиатуру К2, что нисколько не кажется лишним. Любопытно, что на верхней крышке черного цвета огромными и тоже черными буквами нанесены названия бренда и модели, а также предназначение устройства. В роли транспорта использован современный привод фирмы Sanyo последнего поколения. За преобразование сигнала отвечает чип Burr-Brown PCM 1798 Advanced Segment (24 бит/192 кГц). Этот чип компания ставит и в свои более дорогие устройства подобного типа. Мощный малошумящий тороидальный трансформатор по семи регулируемым шинам поставляет всем необходимым блокам и узлам отдельное питание. Отдельной похвалы заслуживает незаурядный пульт ДУ — обучаемый эргономичный девайс в большом удобном корпусе и с большим сенсорным ЖК-экраном. Кстати, его можно использовать как основной пульт для всех видов аудиотехники.

К саунду Roksan Kandy К2 претензий у нас практически не возникло. Детальность, динамика, точность, басовитость, трехмерность сцены, а из субъективных ощущений реалистичность, добрая доля тепла и свой собственный шарм — все это в нем было. Какие-либо жанровые противопоказания всецело отсутствовали. По крайней мере, при воспроизведении наших сборных тестовых дисков плеер продемонстрировал свою состоятельность в роли универсального исполнителя. Такой аппарат мы смело рекомендуем широкому кругу слушателей.

В итоге

Утонченный дизайн проигрывателя Roksan Kandy K2 украсит любой интерьер и будет радовать глаз, а великолепный саунд усладит слух.

Подготовлено по материалам журнала «DVD Эксперт», октябрь 2010г. www.dvdexpert.ru
Этот обзор прочитали 7 818 раз

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]