Сохранить и прочитать потом —
Рига, 1927 год. Происходит массовое увлечение радио, только за один год число радиоабонентов в Латвии увеличивается с полутора до десяти тысяч человек. В это же время владелец фотоателье, выходец из еврейской семьи Абрам Лейбовиц быстро смекнул, что продавать радиооборудование — вполне прибыльное занятие. Вот только производство собственных моделей — очень трудоёмкий процесс, зато продавать иностранную готовую аппаратуру гораздо интереснее.
Но в Латвии работает закон о конкуренции, который сводит на нет всю выгоду такой деятельности. Прирождённый коммерсант Лейбовиц придумывает выход: закупать готовые радиоприёмники в Германии, прямо на месте их разбирать, расфасовывать запчасти и под видом радиодеталей привозить в страну. Уже в Риге приёмники собирались заново и продавались под видом местных с лейблом A.L.Radio. Так АО «Ābrama Leibovica foto radio centrāle», стал прародителем легендарного .
Второй папа
В тридцатых годах Лейбовиц приглашает на работу гениального техника, который в возрасте 22-х лет выиграл конкурс МВД и собрал для пограничников двести регенеративных трёхламповых батарейных радиоприёмников. Александр Апситис, которого часто ошибочно считают основателем рижского завода, проработал на Лейбовица совсем недолго, так как они не сошлись в некоторых рабочих вопросах. Впоследствии (в 1934 году) Апситис решает зарегистрировать своё производство: , которая производит приёмники «Tonmeistars», а также выпускает радиопринадлежности.
В это же время у Лейбовица появляется новая проблема: в Германии к власти приходит Адольф Гитлер, который обостряет «еврейский вопрос». В начале его правления предприятиям страны рекомендовали не работать с представителями этой национальности, поэтому Лейбовиц лишается своего основного поставщика радиодеталей, и ему приходится приступить к разработке собственных моделей.
Стратегии предприятий Лейбовица и Апситиса были абсолютно разными: первый был «коммерсантом до мозга костей», он привлекал покупателей за счёт внешнего вида своих товаров и мощной рекламы. Абсолютно коммерческая составляющая бизнеса Лейбовица давала о себе знать: если была возможность получить прибыль за счёт потери качества, он её не упускал. Это сказывается до сих пор — сейчас оригинальные радиоприёмники его производства крайне непросто найти в рабочем состоянии.
Апситис же, будучи прекрасным радиотехником, гнался именно за качеством. Его разные модели иногда мало отличались друг от друга внешне, но были собраны идеально. В конечном счёте именно Апситис внес максимальный вклад в развитие предприятия, которое позже станет называться «Radiotehnika».
Объединение коммерсанта и техника
В 1940 году в Ригу вошли советские войска, и новое правительство национализировало предприятие Апситиса, объединив его с несколькими мелкими частными компаниями, а самого техника сделало генеральным директором. Теперь объединение называлось «Radiotehnika». В свою очередь, компанию Лейбовица тоже национализировали — оно вошло в состав предприятия «Radiopionieris». Во время войны немцы объединили «Radiopionieris» и «Radiotehnika», сделав их филиалом «Telefunken Geratewerk Riga».
К концу войны, в 1944, все предприятия пытались вывезти в Германию, но, благодаря Александру Апситису, большую часть оборудования всё же удалось сохранить (в ящики для перевозки он незаметно положил кирпичи и лом), и когда немецкая оккупация была снята, завод вновь получил своего прежнего директора и имя «Radiotehnika».
Предприятие намеревалось возобновить выпуск радиоаппаратуры, но начать пришлось с помощи в восстановлении разрушенного во время войны моста через Даугаву. В это же время теряются следы Абрама Лейбовица, последние упоминание о котором можно найти только в период немецкой оккупации.
Новое производство и легендарные разработки
В 1945 году на конвейер попадает сначала приёмник «Riga T-689», а затем «Riga T-755». T-755 разрабатывался с акцентом на уменьшение стоимости производства, модель помещается в металлический корпус. Хотя есть и более ранняя версия — в деревянном корпусе, но такую можно найти разве что у коллекционеров.
В последующие годы спрос на продукцию завода резко возрастает, и возникает необходимость в расширении. Строятся новые цехи: монтажный, гальванический, ремонтно-механический и т.д. Уже к 1950 году «Радиотехника» становится примером стахановского труда, традиционного для Советского Союза.
Годом позже заводу присваивается имя электротехника и изобретателя А.С. Попова. Но для директора завода Александра Апситиса наступают плохие времена: сначала его понижают в должности из-за «невыполнения плана», после чего и вовсе арестовывают. Через четыре месяца он выходит из тюрьмы, но уже сломленный, на завод Апситис больше не возвращается.
Но радиогигант продолжает работать и без своих основателей. В начале пятидесятых появляются приёмники «Riga-6» и «Riga-10». Шестая модель весила 12 кг, имела шесть ламп, потребляла от сети 55 Вт. На ней можно было проигрывать грампластинки с внешнего проигрывателя. Десятая модель (цифра десять здесь также значит количество ламп) весила 24 кг, от сети потребляла не более 85 Вт и (как и Riga-6) принимала вещание в диапазонах КВ, СВ и ДВ. А для обеспечения хорошего звука в этой модели использовался широкополосный громкоговоритель.
По словам Инарса Клявиньша, который проработал на «Радиотехнике» 33 года, аппаратура завода пользовалась спросом не только в СССР — её покупали в Германии, Франции, Британии и других западных странах. Потребителям нравилась простота и надёжность рижских радиоприёмников.
Позже появляется один из первых в Советах малогабаритный серийный транзисторный радиоприёмник «Gauja», его выпускали в двух вариациях — с зарядкой для аккумуляторов и без неё (тогда он работал на батарее «крона»). Кстати, популярную «Гаую» можно увидеть в советских фильмах: «Три плюс два», «Берегись автомобиля» и других.
В начале шестидесятых завод выпускает автомобильные приёмники «АВП-60» и «АПВ-60-2», которые монтировались на «Чайки» и сто одиннадцатые ЗИЛы. У первой модели имелся даже ДУ-пульт, в приёмниках был как ручной поиск волны, так и система автоматической настройки на станцию.
Отдельно отметим стереофоническую радиолу «Simfonija 2» — это модернизированная версия первой «Симфонии». У неё было два варианта исполнения: в одном проигрыватель располагался рядом с приёмником, в другом — под ним, каждая колонка весила по 16 кг.
Собранный на семнадцати транзисторах и восьми диодах переносной «Нептун» разработали к 60-летию Октября.
Кстати, на «Радиотехнике» разрабатывали и видеомагнитофоны. Например, на «Малахите» воспроизводили запись стыковки космических кораблей «Союз» — «Аполлон».
Сколько стоила аппаратура высшего класса в СССР (15 фото)
Автор: Юганск
17 сентября 2022 20:45
Сообщество : СССР
Метки: Радиолы СССР интересно магнитофоны проигрывателя
9895
15
Сразу скажем, что высший класс это дорогое удовольствие.
1.
0
Смотреть все фото в галерее
Электрофон «Аллегро 002 стерео». Выпускался с 1977 года . Розничная цена 660 рублей.
2.
0
Тюнер «Ласпи-001-стерео». Выпускался с 1976 года. Розничная цена 190 рублей
×
3.
0
Тюнер с усилителем (2х50 Вт) «Корвет -004-стерео». Выпускался с 1982 года. Розничная цена 650 рублей
4.
0
Радиола «Эстония 008 стерео». Розничная цена 550 рублей
5.
0
Магнитофон -приставка «Маяк-001-стерео». Выпускалась с 1973 года. Цена 980 рублей.
6.
0
Магнитофон-приставка «Электроника ТА1-003». Выпускался с 1979 года Розничная цена 1375 рублей
7.
0
Кассетный магнитофон-приставка «Вильма-001-стерео» выпускался с 1982 года. Розничная цена 1350 рублей
8.
0
Кассетный магнитофон-приставка «Маяк-011-стерео». Выпускался с 1983 года. Розничная цена 1900 рублей.
9.
0
Пожалуй первым музыкальным центром СССР высшего класса стал радиокомбайн «Виктория -001- стерео», выпуск которого начался в 1972 году. Розничная цена 590 рублей.
10.
0
Музыкальный . Выпускался с 1980 года . Розничная цена 1980 рублей.
11.
0
Радиокомбайн «Феникс-005-стерео». Выпускался с 1980 года. Розничная цена 3400 руб
12.
0
«Романтика-001-стерео» Розничная цена 3500 руб. 1979 год
13.
0
С 1980 года «Романтика-002-стерео». Розничная цена 2700 рублей
14.
0
Кассетный стерео комплекс «Электроника T1-003-стерео» выпускался с 1983 года. Розничная цена 1200 рублей.
15.
0
Музыкальный Выпускался с 1985 года. Розничная цена 1370 рублей. Здесь конечно не весь список радиоаппаратуры высшего класса, выпускавшегося в СССР. Просто типичные модели из разных видов. Этого достаточно, чтобы получить представление о стоимости каждого вида.
Источник:
Ссылки по теме:
- По волнам памяти: 15 предметов быта времен СССР, которым давно нашли замену
- Зачем в «хрущевках» и «сталинках» в санузлах делали окно?
- 15 вещей времен СССР, которые у многих пылятся на антресолях
- Туалетная бумага в СССР: как жителей Советского Союза отучали пользоваться «газеткой»
- А вы помните? 18 красноречивых фото из лихих 90-х
подписаться на сообщество «СССР»
Метки: Радиолы СССР интересно магнитофоны проигрывателя
АНТИФИШКИ Всё о политике в мире
Любите повспоминать, как всё было раньше? Присоединяйтесь, поностальгируем вместе:
84 5 79
Понравилось
79 0
47
Новости партнёров
Десятилетие успеха и увядание
Восьмидесятые для «Радиотехники» стали «золотыми» — темпы производства радиооборудования растут, завод выпускает примерно 35% всей советской аудиотехники. Появляются кассетные магнитолы ML-6201 с тюнером, двумя акустическими системами, магнитофоном-приставкой и УНЧ.
В это время в объединение «Радиотехника» входят также КБ «Орбита» и завод микроэлектроники «Эмира». Появляется кассетный проигрыватель «Duets PM-8401», к которому можно подключить сразу две пары наушников.
В год предприятие производит миллион радиоприёмников, усилителей и магнитофонов и более миллиона акустических систем. Этот головокружительный успех продолжался до самого распада СССР.
Политические события в мире, обретение независимости Латвии и экономические реформы сопровождались массовым выходом на рынок китайского дешёвого ширпотреба с одной стороны и продукции известных, в первую очередь – японских, брендов, с другой. «Радиотехнику» расформировали на несколько автономных предприятий, из-за чего гигант радиопромышленности пришёл в ещё больший упадок. Не выдержав конкуренции с импортируемыми моделями, завод снимает с производства часть продукции.
Одновременно с этим растут цены на детали, которые производят в странах бывшего Союза, цены на продукцию завода приходится поднимать, но её уже не раскупают, так как она морально устарела по сравнению с новинками из-за рубежа. Разрабатывать новые модели завод не может себе позволить, так как его КБ не получает достаточного финансирования.
Начинается типичная ситуация для многих заводов в 90-х: долги по зарплате растут, а прибыли практически нет. Большинство предприятий, возникших после расформирования «Радиотехники», практически сразу «умерли», в том числе и КБ «Орбита».
Несмотря на тщетные попытки подстроиться под новый рынок, в 1993 году оставшийся в живых после распада «Радиотехники» Рижский Радиозавод был разделён Фондом госимущества на две части. Одна впоследствии была признана банкротом. Вторая часть превратилась в «Radiotehnika RRR», которую в 1998 году на аукционе купили бизнесмены Эдуард и Юрий Малеевы.
Ты помнишь как всё начиналось… Аудиотехника СССР
Сейчас кажется, что вся аудиотехника производилась зарубежом, в европе, Японии, США, но прочитав ниже обзор написанный активным участником сайта Alex вы возможно будете поражены обилием моделей когда-то выпускавшихся для любителей музыки в СССР.
«…Ты помнишь как всё начиналось…» (Машина времени). У каждого начиналось по-разному. Кто-то помнит, кто-то начал забывать, кто-то уже забыл. Но я помню и хочу напомнить тем, кому это интересно. А у меня начиналось всё примерно в 1976-77 году с радиолы «ЮгДон-250» 1959 года выпуска, подаренной дедом и примечательной тем, что это был мой первый аппарат для прослушивания музыки.
ЮгДон-250
До этого в квартире был лишь репродуктор за 5 рублей подключенный к радиотрансляционной сети. Правда и по нему каждый понедельник в ноль ноль часов я уже слушал передачу «Мир увлечений». Потом был перерыв на два-три года, а вот с 79-го всё началось по-настоящему и не закончилось до сих пор. Рассказ о аппаратах побывавших у меня в период с 1979-го до середины 90-х попробую вести в более-менее хронологическом порядке.
Лира-206 переносной катушечный (!) магнитофон купленный сильно б/у за 25 рублей-мой первый магнитофон. Больше ничем не примечателен.
Кварц-404 портативный радиоприёмник. Простенький двухдиапазонник (ДВ/СВ) Но в комплекте чехол для переноски из натуральной кожи с неповторимым запахом-тогда-норма, сейчас считался бы дорогим аксессуаром.
Серенада-404. Простейшая ламповая радиола-первый аппарат в котором я покопался пытаясь улучшить звучание. В частности поменял ЭПУ, динамики, что-то ещё…теперь уж и не вспомню.
Альпинист-418. Тоже портативный радиоприёмник купленный непонятно зачем и ничем не запомнившийся.
Нота-304. Первый магнитофон (приставка) купленный новым в магазине за 106 рублей.
Меридиан-210 Портативный радиоприёмник. (но работающий и от сети) Довольно крупный и тяжёлый. Полнодиапазонный (ДВ/СВ/КВ ( пять поддиапазонов) и УКВ (с возможностью фиксированных настроек на три станции) Но главная, как сейчас говорят, фишка-имел гнездо для подключения внешнего источника на воспроизведение-этакий «гитарный мини-комбик» Ноту-304 я как раз и слушал через этот Меридиан.
Электрофон Аккорд-201 стерео. Первый стереоаппарат которым довелось владеть. Несмотря на всю свою примитивность, воспоминания вызывают тёплые чувства ностальгии.
Магнитола Вега-326 Простенькая магнитола с венгерским ЛПМ, который Бердский радиозавод ставил почти во все свои магнитолы и муз. центры. Впрочем и другие радиозаводы использовали данный ЛПМ (например Рижская магниторадиола Мелодия-105).
Электрофон Вега-104 с акуст. системами 15АС-404. С этим аппаратом я приблизился к порогу начального Хай-Фая.
Магнитофон-приставка (катушечный) Эльфа-332 стерео. Купил не подумав и очень быстро продал. Аппарат с одной 9, 53 скоростью (4, 76-не в счёт) Рассчитан на обучение иностранным языкам и прочим образовательным процессам.
35АС-212 (они же легендарные «S-90»). Мечта большинства меломанов Страны Советов.
Электрофон Арктур-004 стерео с акустикой 25АС-309. Несмотря на высший класс взаимных чувств не вызвал. Большой, тяжёлый и неудобный.
Магнитофон-приставка Нота-203 стерео. Мой первый вертикальный катушечник-довольно приличный для своего класса и цены. В разные годы через меня прошло 4 или 5 экземпляров данного аппарата.
Проигрыватель Радиотехника 001 стерео. Не очень красивый с капризным сенсорным управлением. Но всё же довольно прилично звучащий.
Усилитель Радиотехника 020М стерео. Родной усилитель к вышеупомянутому проигрывателю и колонкам S-90. Достаточно мощный. Больше никаких преимуществ.
Вега-117 (магнитоэлектрофон: магнитофон, проигрыватель винила и усилитель в одном корпусе) -весьма посредственное изделие. (несмотря на цену в 550 рублей)
Вега-115 (то же что и Вега 117, только добавлен УКВ тюнер) 720 рублей и снова ничего особенного.
Спутник 404. Простейший кассетник приобретённый для разовой поездки, чтобы скоротать время.
Магнитола Рига-110 (моно, но вполне приличный аппарат) Данная модель более известна как Аэлита (г. Курган) Прибалтийские версии в Сибири были редкими.
Протон-402. Тоже кассетник из семейства простейших. Но в сравнении со Спутником гораздо удобнее и симпатичней.
Весна-309. Переносной кассетник купленный во время службы в рядах Советской Армии. Чтобы сгладить тяготы и лишения…
Беларусь-302. Из той же оперы и тоже во время службы.
ВЭФ-260 Сигма . Кассетная магнитола. Последний аппарат купленный во время службы и вернувшийся со мной на гражданку.
Радиола Кантата-205 стерео с колонками 10АС-225. Симпатичные и неплохо звучащие колоночки. Сама радиола-ничего интересного.
Кассетный плеер Амфитон МС и аналогичный но с активной АС. Одна из первых попыток выпустить плеер для массового потребителя. Попытка скорее неудачная, но несколько оригинальных решений всё же в аппаратике было.
Магнитофон-приставка Радиотехника М-201 стерео. Оригинальный для своего времени аппарат, но звучанием не блистал.
Илеть-103 стерео. Катушечный магнитофон-приставка (680 рублей) Визуально-серъёзный и тяжёлый аппарат, но с «сырым» ЛПМ. Хотя звучал в целом неплохо.
Орбита-106 стерео По документам магнитофон-приставка, но на борту имелся пусть маломощный (2х10 вт) , но всё таки полноценный усилитель. Соответственно с полочной акустикой играл без проблем. Сравнительно неплохой аппарат в своей категории.
Электропроигрыватель Орфей-101 стерео. Неплохая вертушка с оригинальным дизайном.
Электропроигрыватель Орфей-103 стерео. Дизайн более традиционный, а аппарат тоже вполне приличный. Был у меня в двух экземплярах.
Усилитель ВЭФ-101 стерео. Простенький усилитель и к тому же маломощный.
Магнитофон Сатурн-202 стерео (выпускался в Омске около 10 лет) На момент старта продаж (конец 70-х) был «бомбой»В конце 80-х уже никому не нужен. Комплектовался колонками 10МАС-1М или 10АС-411. У меня был с последними.
Усилитель Радиотехника У101 стерео-один из массовых и достаточно популярных. Дизайн попытка скопировать бюджетные Пионеры 70-х годов. По звуку-середнячок (среди советских усилителей)
Магнитофон-приставка Соната-202 стерео (оригинальный для советских кассетников дизайн-калька с зарубежных аппаратов конца 60-х-начала 70-х. Более ничем не интересен.
Линейка кассетных дек Маяк: 231, 232, 233. Интересен только первый по своему функционалу и отчасти дизайну. К тому же он был у меня после доработки хорошим радиоинженером. Доработка в большей части коснулась ЛПМ и логического управления. Остальные 232 и 233 больше недели у меня не обитали.
Комета-225 стерео (с АС) Полный кассетный магнитофон. Ничего выдающегося.
Эквалайзер Прибой Э014 стерео. Симпатичный. Свою работу выполнял.
15АС-315 малогабаритные двухполоски. Красивые. Закрытый ящик. Приятный звук для маленькой комнаты.
Магнитола Вега-335 стерео. Слабое подобие японских магнитол. Но для советского изделия хотя бы симпатичны. О звуке промолчу. Продал через три дня.
Электрофон Сонет ЭФ-208 стерео (с АС) Оригинальный (спорный с моей точки зрения) дизайн. Больше ничего интересного.
Электрофон Корвет ЭФ248 стерео. Главное-тангенциональный тонарм. Вторая и последняя отечественная попытка скопировать данную технологию ( первой была Каравелла-203) Оригинальный (необычный даже по нынешним меркам дизайн) Звучание-в пределах своего класса.
Яуза МП221-1 стерео. Одна из редких отечественных дек сделанных прилично. (насколько помнится делалась по японской лицензии. То ли Sanyo, то ли ещё чьей)
Корвет 100У-068 стерео. Для начала 90-х симпатичный аппарат. Наверное сравнительно неплох для советского усилителя. Я так и не смог подобрать к нему колонки и поэтому продал.
Нота МП220-1С формально приставка. Двухкассетник. По факту есть встроенный усилитель. Комплектовалась недорогими двухполосниками. ЛПМ-отстой.
Вега У120С интегральный усилитель для 120-й линейки. На троечку.
Орбита 35АС-016 самая неказистая реинкарнация S-90 по внешнему виду, но пожалуй одна из лучших по звучанию.
Амфитон 35У-101 С интегральный усилитель . Продан через три дня. Без комментариев.
Амфитон 50У-202с был у меня в двух экземплярах. Нестандартный компактный размер, но звучал прилично.
Санда МП-207С (выпускался также под маркой Вильма) Лучшая отечественная дека из побывавших у меня. Двухмоторный ЛПМ довольно шустрый но мягкий в работе. Приятный и достаточно качественный звук.
Романтика МП225С-чуть не дотягивает до Санды, но в целом неплохая дека.
Вега-122 с. Теоретически должна была стать лучшей: три мотора, дизайн, функционал. Продал через неделю.
Магнитола Рига-310 стерео. Приятный аппаратик с неплохим звуком и дизайном.
Кассетный магнитофон Меркурий М402С. Симпатичный. Компактный. Через неделю продал.
Эквалайзер Орбита Э-002 стерео. Как эквалайзер-нормальный. Хорошо бы смотрелся в родной связке с предом и мощником. К сожалению ни того ни другого у меня так и не появилось.
Электропроигрыватель Электроника Э017 стерео. Был в двух экземплярах. Один из лучших среди отечественных того времени.
Магнитола Вега РМ250 С В отличии от модели 335С очень даже приличный аппаратик. Был у меня около года, продан товарищу у которого проработал ещё 12 (!) лет.
Амфитон 35АС-018 И ещё один клон С-90. На этот раз самый симпатичный по внешности, а вот по звуку-чего-то там с кроссовером перемудрили.
Усилитель Кумир У001С (также известен как Пульсар) Красив внешне, неплох по звучанию. Был у меня около двух лет.
Магнитола Медео РМ-205С. Ничего интересного.
Ода 102 стерео. Блочная минисистема. Неплохо выглядела для той поры. Звук на троечку.
Арктур 006 стерео. Электропроигрыватель. Для Бердского радиозавода, как и в целом для СССР неплохое изделие. Довольно массовое.
Ну в целом примерно так. Конечно я не могу вспомнить действительно всё. Тем более то, чего у меня никогда не было. В конце 90-х-начале 2000-х годов через мои руки проскочило ещё несколько отечественных аппаратов (пара предварительных усилителей Радиотехника УП001, Амфитон-003, что-то ещё…) Странная штука память: то что было давно-помню, а относительно недавнее — уже начал забывать. Помимо прочего уже с 1984 года у меня периодически появлялись импортные (в основном японские) аппараты. Их тоже было немало. Правда всё это были бюджетные версии и рассказывать о них нет абсолютно никакого смысла. Я хотел лишь вспомнить с чего начинал. Наверняка у многих было нечто похожее. Конечно никакой стройной системы в списке данных аппаратов не просматривается. Времена были такие — что достал, то и купил. Но у той эпохи тотального дефицита был один положительный момент. Продать можно было всё, причём за те же самые деньги, а иногда и дороже. Сейчас-с точностью до наоборот. Делитесь своими воспоминаниями. Это наша история в конце концов.
И ещё. Все свои впечатления о перечисленных аппаратах я изложил в сравнении с прочими отечественными изделиями. Сравнивать с импортными девайсами — абсолютно некорректно.
Что сейчас происходит с «Radiotehnika RRR»
Новый директор завода Эдуард Малеев рассказывал, что долгое время предприятие находилось не в лучшей форме. Причина банальна: заказы есть, обновлённые колонки хотят покупать на Западе и даже в Эмиратах, но банки не дают денег на производство. Кроме того, покупатели хотят получить «новый» звук, улучшенные модели и инновации, но для этого нужно инвестировать в патенты и исследования.
На сайте ситуация описывается более оптимистично: «VEF Radiotehnika RRR» располагает новейшим оборудованием, одной из самых больших безэховых камер в Европе и даёт отличные возможности для разработки и производства новейшей акустики».
Судя по статистике латвийской службы госдоходов, сейчас профильный бизнес «Radiotehnika RRR» развивается не особенно успешно. На сегодняшний день основной деятельностью предприятия является аренда и управление собственной или арендуемой недвижимостью (большая часть зданий завода переоборудована под торговые площади).
А 1 октября в прессе появились новости о том, что административное здание завода будет демонтировано в течение ближайших пяти месяцев. В 2015 году здание и прилегающие площади были проданы компании, управляющей сетью строительных магазинов, — что будет построено на его месте после демонтажа, пока не уточняется.
Любовь к гигантизму или большая мощь?
На приобретение любого товара в СССР влияли два фактора: отсутствие выбора и желание похвастаться приобретением. Это сегодня можно пойти в магазин и ничего не купить, потому что растерялся перед огромным ассортиментом. В советские времена нужно было «хватать» что есть, ведь в следующий раз дефицит появлялся на полках магазина через несколько месяцев, а то и больше.
Чаще всего в продажу поступали достаточно громоздкие, почти концертные колонки. Но, говоря откровенно, ценители акустики в СССР и не гонялись за компактными устройствами. Здесь срабатывал второй фактор.
«То, что у меня есть колонки, народ должен не только слышать, но и видеть. Прямо из коридора», — примерно такая логика была у тех, кто сумел достать вожделенную акустику. Выставленные в окно колонки, орущие на весь двор, — вполне привычная для тех времен картина.
Делалось это, правда, не только из желания похвастаться. Большие колонки в крошечных «хрущевках» выдавали слишком уж сильное доминирование низких частот. В помещении такая музыка буквально гудела. Наверное, отсюда и пошло выражение: «соседи гудели всю ночь».
Советские радиолюбители с помощью басовых «ловушек» пытались откорректировать проблемы звучания, правда, без особых результатов. Приходилось либо приглушать звук, либо устраивать «концерт» для всей улицы.