Советский HI-FI и его создатели: страсти по Хейлу — Электроника 150АС — 001

Слушаем АС Электроника 150 АС-001 после Hi-End акустики


Одной из больших акустических систем в Советском Союзе были колонки высшего класса Электроника 150 АС-001. Конечно большую популярность получили другие АС — Радиотехника S90, но на это влияли явно факторы стоимости и доступности в продаже.

Сегодня несложно найти для прослушивания колонки Радиотехника S90, а вот Электроника 150 АС-001 может в вашем городе и вовсе не оказаться.

Главная особенность акустики Электроника 150 АС-001 — это излучатель Хейла (акустический трансформатор) в высокочастотном и среднечастотном звене. Он охватывает весь ВЧ/СЧ диапазон при воспроизведении.

В нижнем звене он дополнен концертным динамиком ЕВМ диаметром 20 см. Так же использовался 20 см пассивный излучатель — по виду он выглядит как еще один динамик, но не имеет магнита в своей конструкции и соответственно не подключен к кросоверу.

Излучатели Хейла встречаются и на зарубежной акустике, но они очень дороги и потому так же редки. Обычно это лютые Hi-End изделия. Что мешало советской промышленности штамповать и экспортировать такие излучателя Хейла зарубеж тоннами и получать за это валюту, для меня загадка.

Акустика была полностью восстановлена владельцем до отличного состояния. В излучателях Хейла были исправные (по-моему даже новые) гофрированный мембраны из диэлектрической пленки с проводником специальной формы.

Развернутая гофра динамика

Я прослушивал Электроника 150 АС-001 второй версии. Во второй версии излучатель Хейла собран менее качественно — вместо единого выфрезерованного куска метала используется пластинчатая наборная конструкция, а сама мембрана имеет меньший размер (в высоту 8 см, вместо 12 см у первой версии).

Акустика довольно большая, но не громоздкая. Смотрится красиво, внушительно. Единственное изменение, которое внес владелец — это развязал излучатель Хейла от корпуса, вынеся его своеобразный столик-площадку с металлическими конусами ножками стоящими на основном корпусе.

Своих фото не стал делать, использую из интернет

Электроника 150 АС-001 мы подключили к усилителю высокого Hi-Fi уровня Xindak XA6950.

Этот транзисторный аппарат работает в чистом классе А, поэтому нагревается в работе довольно ощутимо.

Источником выступили цап Yulong DA-100 и проигрыватель Sony CD 222ES.

Для точки отсчета градации качества звучания перед прослушиванием Электроника 150 АС-001 в этот же сетап были подключены акустические системы, как я понимаю Hi-End уровня, Totem Acoustic Forest.

По их ретейловой цене я затрудняюсь ответить, яндекс-поиск указывает цену в 384000 руб (~$7000).

Алюминиевый твитер Seas и свой НЧ-динамик

Я послушал в качестве базиса Totem Acoustic Forest и после этого включил советские акустические системы Электроника 150 АС-001.

Первые впечатления, что я получил за несколько первых секунд можно описать следующими словами.

  1. Разрешение конечно упало. Но это для моих вкусовых предпочтений. Сходите на живой концерт — классику или какой-то оркестровый бенд — то что вы слышите — это реальное «живое» разрешение. Вот на таком уровне разрешения, «живом» и звучали Электроника 150 АС-001. Другое дело, что я привык и люблю большее разрешение, как у Totem Acoustic Forest, чтобы мне не только голос был слышен, а еще и вся анатомия вокалиста/тки как на ладони.
  2. В среднечастотном регистре звуков стало даже больше. Конечно и на Тотеме эти звуки никуда не исчезали, но они небыли акцентированы. А это простите меня — акустическая гитара, как можно ее не акцентировать? Электроника 150 АС-001 как раз акцентировала каждый звук струны акустической гитары, их «пленочный» скрип о пальцы. Из этого могу сказать, что среднечастотный диапазон показывался даже побогаче благодаря Хейлам.

Конечно Электроника 150 АС-001 не уровня Тотемов, она пониже, но играет очень хорошо. Звук мягкий. Не сладкий, а именно мягкий, приятный, его можно неутомительно слушать вобщем-то весь день.

Понравилось как звучат оркестровки — духовые просто замечательно звучали.

Звук ясный, четкий, с хорошим разрешением — все прекрасно слышно.

Звук приятно мягкий и масштабный — вы ощущаете грандиозность музыкального произведения, в том числе и размеры АС этому помогают.

Локализация и объем инструментов — в этом пункте я бы отметил ее как среднюю, но со мной совершенно несогласен владелец этих АС. Он наоборот считает, что главная фишка этих АС — большой объем (ощущение трехмерности) и хорошая локализация. После Тотемов мне это не кажется столь очевидным. Владелец утверждает, что прослушивались Электроника 150 АС-001 слишком с близкого расстояния (примерно 2-2,5 метра), а динамики в них концертные и требуют большего объема как помещения (прослушивалось в комнате в районе 9-11 метров) и тогда звучат еще более объемно.

У меня возник резонный вопрос, почему собственно нельзя было в СССР массово выпускать именно эти хорошо звучащие АС Электроника 150 АС-001, а не дуболомы С90?

Акустика хорошего уровня Hi-Fi класса. Замечательно показывает высокие и средние частоты, ровно, без перекосов. Понравился и низкий регистр, отыгрывает хорошо, четко.

Из придирок, все же мне показалось что вокал несколько не локализован, он идет не из конкретной точки, а вообще. Насколько это важно и кому — это тема личных предпочтений. Инструменты в пространстве распределены неплохо.

Мягкое отличное звучание с «живым» (соответственно средним) разрешением. Мне понравилась акустика, отличная. Она например даже предпочтительнее топовых 4-х полосных и в свое время пионерских АС Victor Zero 7 стоивших в 1979 году 240,000 йен.

Victor Zero 7

Но лично я бы себе такие не мог оставить, потому что мои вкусы лежат в ультра-разрешении и ультра-локализации. Вероятно в какой то мере Электроника 150 АС-001 очень похожи на великолепную японскую акустику Sony SS-G7 с корбоконовыми динамиками,созданную именно для «живого» разрешения. Разрешение у Электроника 150 АС-001 точно такое же как и в G7, но масштабность и глубина НЧ остается все равно явно за акустикой от Sony.

Sony SS-G7

На нашем рынке Электроника 150 АС-001 предлагается в среднем от 60 до наверное 100,000 руб и за сто тысяч не поручусь, но 60-70 отдать за такой звук нормально (за б/у). Только имейте в виду, что все так же зависит от состояния, исправности акустики, потому что все что угодно может быть и в прекрасном состоянии и на уровне дорого восстановимых дров. Я прослушивал акустику в прекрасном техническом состоянии.

Для меня, по результатам прослушивания Электроника 150 АС-001, было приятно узнать, что в СССР действительно была достойно звучащая модель акустики, которая вполне могла соперничать с зарубежными конкурентами.

Колонки Радиотехника (Radiotehnika) S30 характеристики

  • Александр Викторович./30.11.2020 — 07:24
    Здравствуйте!Есть пара вопросов, но обо всем по порядку. Значит характеристики микросхемы TDA7265 таковы:Напряжение питания (рекомендованное) ………. ±20ВНапряжение питания (max) ………. ±25ВВыходная мощность (8Ом, ±20В, THD = 10%) ………. 25Вт (на один канал)Выходная мощность (4Ома, ±16В, THD = 10%) ………. 25Вт (на один канал)Выходная мощность (8Ом, ±20В, THD = 1%) ………. 20Вт (на один канал)Выходная мощность (4Ома, ±16В, THD = 1%) ………. 20Вт (на один канал)Пиковый выходной ток ………. 4,5АТемпература срабатывания защиты ……… 145°СИмею две колонки Radiotehnika S-30 с параметрами:Максимальная мощность по паспорту изделия – 30 Вт.Номинальная – около 10 Вт.Пиковая – до 300 Вт.Спектр воспроизводимых частот – от 50 Гц до 18 кГц.Рабочий – 50-16000 Гц.Номин. сопротивление – 4 Ом.Минимальный импеданс – 3,2 ОмСреднее звук. давление – 1,2 Па.Чувствительность – около 84 дБ.Динамик для низких и средних частот — 25 ГДН-1-4 (равнозначный 10 ГД-34).Динамик для высоких частот — 6 ГДВ-1-16 (равнозначный 3 ГД-2).Цитирую что нашел полезного из коментариев тут https://radiostorage.net/784-usilitel-2×25-watt-na-tda7265.html и собрал все сюда:»Насчет мощности трансформатора: думаю 70-100 Ватт должно хватить для данной схемы»,»Также в даташите для примера приведены значения коэффициента гармоник при нагрузке 4 Ом и питании +/-16В. Можно использовать это напряжение питания, а можно попробоватьи большее, при большем напряжении питания и нагрузке в 4 Ом есть вероятность что при большой громкости в микросхеме будет срабатывать защита.»»Вторичные обмотки трансформатора должны выдавать как минимум по 3 Ампера, лучше — 4 Ампера, для данного усилителя чтобы при напряжении 12,5В запитать данную схему и получить от нее ожидаемую отдачу.»»Микросхема TDA7265 не будет выдавать 2х50Вт на 4 Ом потому что в ней есть встроенная защита по выходному току (Output Peak Current Internally limited), на 4 Омах возможно что получится выжать 30-35 Ватт. В случае с использованием 4Ом нагрузки нужно побеспокоиться о надежном теплоотводе для микросхемы, а питание не должно быть слишком высоким — по 15-18В на плечо.»»Чтобы в процессе наладки не спалить акустику (всякое может случиться) включите последовательно к выходу УНЧ предохранители на 0,5-1 Ампер, это поможет если что пойдет не так. Потом после наладки предохранители можно или убрать или же поставить на больший ток — 2-2.5А.»Я намотал тороид на рассчетную мощность 100-120Вт, вторичку намотал с завышеным напряжением чтобы позднее после ответов тут отмотать лишнее.Вопрос первый

    , сколько оптимальных переменных вольт нужно для трансформатора и значение напряжений указываете для 4 Ом с нагрузкой на трансформаторе или без? Потому что Если значения напряжения без нагрузки ВЫШЕ чем с нагрузкой, учитывайте это, и нигде внятно так и не сказано значение, поэтому прошу подсказать.
    Вопрос второй
    , по ссылке на фильтр с мостом тут: https://forum.radiostorage.net/download/file.php?id=7&sid=89185dfa0337164ba6c8f1594178f1ca какие конденсаторы ставятся для аудио, пленку или керамику? И электролиты на сколько микрофарад ставить желательно? Какой ампераж предохранителя на сетевой вход?
    Вопрос третий[/b
    ]: Какова площадь радиатора для микросхемы?Прошу вас ответить на эти три вопроса.

  • Советский HI-FI и его создатели: страсти по Хейлу — Электроника 150АС — 001

    В этом посте пойдет речь об акустической системе, созданной в недрах ленинградского ВНИИРПА в конце 80-х и выпускавшейся небольшими сериями на заводе “Ферроприбор”. Судьба этой советской разработки, несмотря на её знаковость и революционность для отечественной электроакустики, сложилась не лучшим образом. На серийный выпуск питерских колонок наложила отпечаток эпоха, в которую они пошли в серию, а именно — 1991-й год. Как я не устану повторять, история не признаёт сослагательное наклонение, но, вероятно, если бы не крах советской системы, то эта акустика превзошла бы по популярности различные S-90 и Кливеры.

    Моё внимание эта разработка привлекла по нескольким причинам: качественная переработка американского прототипа (кроме концепции ничего не скопировано), применение излучателя хейла с широким частотным диапазоном в качестве СЧ-ВЧ звена, использование “закрытого ящика” с пассивным излучателем для реализации НЧ-секции, впечатляющие характеристики.

    Создать нельзя клонировать

    Как я уже отмечал ранее, в конце 80-х активизировалась деятельность по “промышленному шпионажу” товаров народного потребления. Иными словами, из-за подгнивающего железного занавеса советские чиновники от технических ведомств в качестве образцов для изучения и копирования тащили всё больше годной аппаратуры. При этом вкус у шпионов-чиновников был вполне приличным, так в 1987-м году для нужд в ВНИИРПА приезжает легенда американского колонкостроения ESS AMT 1.


    ESS AMT 1
    Характерной особенностью привезенного образца являются мощная низкочастотная секция и футуристичный, большой излучатель Хейла в качестве источника средних и высоких частот. Что интересно, в США ESS AMT 1 выпускался с 1973-го года. Более того, считался настоящей аудиофильской легендой, обладая характеристиками, трудно достижимыми не только в 70-е, но и в 80-е годы прошлого столетия:

    • Частотный диапазон: 45 Гц – 24000 Гц (с неравномерностью АЧХ ± 2 дБ)
    • THD (при SPL 90 дБ):
    • 600 Гц: 0,5%
    • 60 Гц: 1%
    • Сопротивление: 4 Ом
    • Номинальная мощность: 120 Вт
    • НЧ: 250 мм, конусный (кукурузная бумага)
    • ВЧ: излучатель Хейла (электростатический тип)
    • Частота раздела фильтра: 600 Гц
    • Размеры (ВхШхГ): 787х362х362 мм

    По месту назначения, т.е. в ВНИИРПА американская чудо-акустика попадает только в 1989-м году (судя по сведениям одного из разработчиков, озвученных на форуме rt20.mybb2.ru).
    Беглое изучение американского образца показывает, что тот по некоторым показателям уступает аналогичной акустике, уже разрабатываемой в ВНИИРПА с 1987-го года. В основе конструкции опытной АС также лежит совмещение НЧ секции с излучателем Хейла, но в отличие от американского образца НЧ секция выполнена в виде закрытого ящика с пассивным излучателем.

    По ряду сведений, детальное сравнение измерений в безэховой камере советского прототипа и американской серийной акустики наталкивают на вывод о том, что копировать вчистую не имеет смысла. Принимается решение о сохранении собственной разработки и заимствовании лишь некоторых конструктивных особенностей излучателя Хейла и схемотехники фильтров у “американца”.

    Справедливости ради, необходимо отметить, что отправной точкой для новой советской АС также являлась ESS AMT 1. Именно с интереса советских инженеров к этому продукту “вражеской” электроакустики и началась эпопея с разработкой АС на базе Хейла и именно по этой причине её в 1987-м году в качестве образца привезли в СССР.

    Прототип высокой верности воспроизведения

    Можно сказать, что разработка подобной акустики в это нелегкое для советского приборостроения время — уже своеобразный подвиг. Прототипирование нового образца завершилось в 1989-м году.


    Изначально тестировалось 2 образца, а именно 150 АС АТ-001 (100 литров) и 150 АС АТ-002 (70 литров). Во втором альтернативном варианте пассивный излучатель располагался на задней стенке корпуса. По ряду очевидных недостатков компромиссный 70-ти литровый вариант не стали запускать в серию. Мне не довелось увидеть контрольных измерений, но очевидно, что корпус НЧ секции с меньшим объёмом был хуже.
    Прототип основной версии (001) оказался удивительно удачным, что сулило новым колонкам успешное будущее. Основные инновации новой разработки касались излучателя Хейла. Мембрана советских динамиков была выполнена из полиамида, который и сегодня является основным материалом для создания ленточных и электростатических излучателей в связи с уникальными термодинамическими свойствами. Толщина мембраны составляла 14 микрон.

    Оригинальной особенностью конструкции ленточного драйвера стало использование т.н. “перекладин”, к которым крепились края складок мембраны. Таким образом края изгибов “гармошки” оставались статичными, а движение мембраны происходило в глубине складок, что позволяло поддерживать стабильную форму и устранить вредные резонансные колебания без ущерба для излучения.

    Применение этой инновации позволило получить более ровную АЧХ и незначительное количество резонансов в слышимом спектре, по сравнению с американским исходником.

    Использование закрытого ящика в НЧ-секции также значительно снизило резонансы корпуса и нелинейные искажения, а также существенно отразилось на субъективных параметрах верности воспроизведения. В целом характеристики поздних прототипов были следующими:

    • Диапазон частот: 40 – 25000 Гц с неравномерностью АЧХ в диапазоне частот 100-8000 Гц: ±1,5 дБ
    • Чувствительность: 91 дБ (0,71 Па/√Вт)
    • КНИ при уровне звукового давления 90 дБ:
    • 250 – 1000 Гц: 1,2 %
    • 1000 – 2000 Гц: 0,9 %
    • 2000 – 8000 Гц: 0,6 %
    • Сопротивление излучателя Хейла: 11 Ом
    • Сопротивление НЧ секции: 8 Ом
    • Минимальное значение импеданса: 6,4 Ом
    • Долговременная мощность: 150 Вт

    О схемотехнике и конструкции фильтров можно судить по представленным ниже материалам:

    Прототип АС превосходил американский образец, причем как по мощности, так и по уровню искажений. Также новая советская АС обладала более равномерной АЧХ, что не могло не обрадовать разработчиков.

    Серийные проблемы

    Однако прототип нередко имеет отличия от серийного образца. Массовая адаптация часто предполагает использование не тех технологических приемов, которые применяются в лабораториях и при создании прототипов, что неизбежно приводит к ухудшению характеристик.

    Подготовку к серийному выпуску 150АС-001 проводили на заводе “Ферроприбор”. Старт производства планировался в 1990-м году. Относительно начала производства мнения разнятся, одни бывшие сотрудники ферроприбора утверждают, что так и было, другие пишут о том, что первую серию выпустили только в 1991-м. В справочных материалах указан 1991-й год.

    Технология создания излучателя Хейла на заводе была несколько изменена, что повлекло изменение значимых для звука характеристик, которые у серийных образцов заметно уступали прототипу (данные ldsound.ru):

    • Диапазон воспроизводимых частот: 40 (-3 дБ) – 25000 Гц
    • Чувствительность: 91 дБ (0,71 Па/√Вт)
    • Неравномерность АЧХ в диапазоне частот 100-8000 Гц: ±4 дБ
    • Гармонические искажения при уровне звукового давления 90 дБ в диапазоне частот:
    • 250 – 1000 Гц: 2 %
    • 1000 – 2000 Гц: 1,5 %
    • 2000 – 8000 Гц: 1%
    • Сопротивление: 8 Ом
    • Минимальное значение импеданса: 6,4 Ом
    • Долговременная мощность: 150 Вт

    По мере ухудшения экономического положения предприятия, было выпущено еще 2 варианта АС, задачей каждой из модернизаций было упрощение и удешевление конструкции. Несмотря на то, что паспортные данные акустики при этом не менялись, многие люди, знакомые с разработкой и производством, утверждают, что более поздние серии многократно уступали первой, как по уровню искажений и равномерности АЧХ, так и по качеству фильтров.
    Отличия серий в основном заключались в конструктивных особенностях излучателей Хейла, его размерах и частотных характеристиках и НЧ-динамиков. Встречается информация о т.н. “двойных Хейлах”, по всей видимости — это твиттеры Электроника 150 АС-001 ранних серий до модернизации, и о “полуторных” и “одиночных” более поздних, удешевленных выпусков АС. Ниже представлены различия АЧХ “двойного” (красный) и “полуторного” (синий) драйверов:

    Более подробные измерения излучателей Электроника 150АС-001 можно найти по ссылке.

    В т.н. третьей версии Электроника 150 АС- 001, по утверждениям одного из разработчиков, использованы другие НЧ-драйверы.

    Известен также факт о том, что в конце 1991-го года разработчики Электроника 150АС-001 из ВНИИРПА посещали завод для оценки серийной версии АС. Было даже организовано сравнительное прослушивание прототипа из НИИ и серийного варианта акустики. По результатам прослушивания, разработчики признали звучание заводского варианта неудовлетворительным, о чем был составлен соответствующий отчет.

    При этом известно, что выпуск “рационализированных” версий АС продолжился. Вероятно, это произошло в связи с тем, что, даже несмотря на ухудшение объективных характеристик она превосходила практически все мощностные аналоги, выпускавшиеся в то время в стране.

    Итог

    История разработки этой АС демонстрирует, что при создании советской техники далеко не всегда использовалось слепое копирование западных образцов. Становится понятно, что самостоятельные разработки советских инженеров иногда превосходили зарубежные аналоги. Кроме того, иллюстрирует т.н. “драконовскую рационализацию”, которая не редко вредила качеству продуктов в угоду технологичности, уменьшения стоимости и увеличения скорости производства.
    Использованы фото: ldsound.ru

    Джинса

    В нашем каталоге представлен широкий ассортимент акустических систем высокой верности воспроизведения, в числе прочих присутствуют АС с излучателями Хейла.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]